Особенности развития искусства в африке. Африканский стиль

Часто говоря об искусстве Африки имеют в виду лишь красочные и колоритные африканские маски. Однако африканское искусство - это не только маски, а нечто гораздо большее. И сегодня речь пойдет о памятной скульптуре.

На протяжении веков к югу от Сахары художники Африки увековечили для потомков многих выдающихся личностей своего общества в удивительно разнообразном репертуаре региональных скульптурных идиом натуралистичных и абстрактных. Изначально такие скульптурные изображения (скульптурные портреты) служили социальными ориентирами для следующих поколений и чтобы те помнили о своих предках. Однако африканское искусство вместе с тем нельзя рассматривать как временную абстракцию архетипов общества. На чисто формальном уровне функция архетипа вовсе не очевидна. Вместо этого мы вполне можем проследить связь африканского творчества с реальными историческими событиями, которые имели место быть в свое время на континенте. На этом уровне африканское искусство имеет особую значимость.

Маска "Королевы-матери". Нигерия, Бенин. Слоновая кость, железо, медь.

Эта маска из слоновой кости является одной из двух идентичных работ, одна из которых находится в Британском музее. Хотя образы женщин редко встречаются в художественной традиции Бенина, эти две маски стали символом наследия династии, которая продолжается и по сей день. Маску изготовили, как полагают, в начале 16 века для короля в честь его матери.

В Бенине слоновая кость связана с белым цветом и богом моря Олокуном, служит символом ритуальной чистоты.

Маска является чувственным идеализированным портретом. Работа учитывает изображаемый предмет и потому мы видим мягко смоделированные особенности лица и многочисленные детали, такие как полосы на лбу и коралловые бусы ниже подбородка, где мы видим ряд стилизованных змееголовов.

Голова Оба. Нигерия, Бенин. Бронза.

Лидеры королевства Бенин в современной Нигерии ведут свое происхождение от правящей династии, которая началась в 14 веке. Звание "Оба", или король, передается на первенца каждого последующего короля. Первая обязанность каждого нового короля - отлить в бронзе портрет своего отца и поставить на алтарь во дворце. Алтарь занимает важное место в дворцовых ритуалах и понимается как соединение дел нынешнего короля с делами своих предков.

Идеализированный натурализм этой работы изображает короля в расцвете сил. Головной убор - это стилизация расшитого бисером наряда, как и воротник.

Погребальная голова. Гана. Культура Акан. Терракота.

Начиная со второй половины 16 века традиции терракотовой портретной скульптуры играли важную роль в погребальных обрядах и увековечивали память о мертвых. В то время это было прерогативой лишь знати и королевской семьи. Подобные погребальные головы имеют очень большое стилистическое многообразие. Их размеры варьируются от семи сантиметров до натуральной величины, а также бывают как полыми, так и цельными, округлыми и угловатыми.

Оба с жертвенными животными из алтаря Эзомо. Нигерия, Бенин. Бронза.

Предметы такого рода делались из терракоты, дерева или бронзы в зависимости от статуса человека, которому они посвящены. Скульптура является частью композиции. Обычно они однотипные и рассказ об одной похожей работе в описании следующего изображения.

Алтарь Эзомо Эхенуа. Нигерия, Бенин. Бронза.

Алтарь изображает важный исторический момент, связанный с правлением Акензуа Первого. В начале 18 века мятежный военначальник бросил вызов правлению Акензуа и угрожал стабильности и единству королевства. Эхенуа и несколько его военначальников играли центральную роль в наведении порядка. В знак признательности, в честь героических заслуг Эхенуа была создана эта скульптурная композиция. Художник здесь использовал разномасштабные фигуры для обозначения относительного статуса людей, изображенных на фризе. На вершине сам Эхенуа в боевых доспехах, держащий в руках военные трофеи. Вокруг него группа миниатюрных солдат, слуги и священники. На фризе изображены два ряда солдат, среди которых можно заметить и португальцев, что явно свидетельствует о степени, с которой европейские державы были заняты поддержкой правительства Бенина в то время.

Памятная фигурка придворого музыканта. Кот-д"Ивуар. Терракота.

Эта глиняная фигурка придворного музыканта была создана, чтобы сопровождать погребальный скульптурный портрет правителя Акан. Когда правитель умер, его портрет был привезен на кладбище и остался там среди портретов предыдущих поколений вождей и правителей. Скульптуры придворных, подобные этой, также оставлялись возле захоронения, чтобы утешить и поддержать умершего в загробной жизни. Необычного вида головной убор указывает на особый статус придворного музыканта. Полосатая шея предполагает здоровье и благополучие, в то время как следы на щеках, на лбу и на висках указывают на этническую принадлежность. Руки фигурки прижимают к губам флейту. Работа несмотря на достаточно примитивный вид весьма выразительна, в чем можно убедиться по специфическому наклону головы и прищуренным глазам: все говорит о том, что музыкант полностью поглощен игрой на флейте.

Памятная голова. Гана. Терракота с фрагментами кварца.

Эта элегантная терракотовая голова является памятным портретом. Идеализированное представление, спокойное выражение, сбалансированная композиция призвана воплощать положительные качества правителей. Созданные посмертно, изображения королей, подобные этому, размещались на кладбищах среди портретов предыдущих правителей. Как правило каждый портрет сопровождали изображения его слуг, которые утешали покойного после смерти. Вместе они создавали целые скульптурные комплексы, хранящие память об уважаемых людях. Традиция изготовления таких скульптур восходит по крайней мере к 17 веку. и имеет множество стилистических особенностей. Данная скульптура, к примеру, имеет более натуралистические черты лица, тогда как некоторые другие используют сильно стилизованные формы. Хотя основное внимание в подобной скульптуре уделяется только голове и шее, есть множество других портретов, которые изображают человека в полный рост и даже в динамике.

Тэг: Изобразительное искусство

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось на большей части ее территории на протяжении нескольких тысячелетий. Африка внесла огромный, до сих пор еще недостаточно изученный вклад в историю мирового искусства.

Самыми древними памятниками африканского искусства являются наскальные изображения. Они сохранились повсюду - от Сахары до Южной Африки. Это так называемые петроглифы (контуры рисунка), иногда-невысокие рельефы, выбитые на скалах, росписи, выполненные красками из местных минералов. Возникли они, по-видимому, одновременно. Большинство этих изображений было открыто и изучено лишь во второй половине XIX и XX в.

Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др.). Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII - VI тысячелетия до н. э.). В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Здесь водились слоны и носороги, крокодилы и жирафы, древние буйволы и другие животные, чьи изображения встречаются только в самых древних петроглифах. Значительно позднее появляются изображения домашних быков и лошадей, а приблизительно в I-III вв. н. э.- также и изображения верблюдов.

Более поздние по времени комплексы наскальных изображений были открыты во многих районах Африки - в Судане и Эфиопии, в Танзании и Зимбабве, в Южной Африке. В художественном отношении они уступают росписям Сахары, за исключением некоторых наскальных рисунков бушменов. Выполненные всего лишь несколько столетий назад, они тем не менее относятся к культуре каменного века. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон», изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента.

Наскальные изображения Африки прошли сходную с доисторической живописью других районов мира эволюцию. Наиболее древние рисунки реалистичны и монументальны, отличаются точностью и лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать самые характерные черты и повадки животного. Однако эти изображения долгое время оставались изолированными и представляли собой как бы простую сумму отдельных фигур.

В дальнейшем первобытный реализм уступает место большей схематизации, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются. Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Все чаще встречаются фигуры людей - охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. Среди них и сохранившиеся на скалах Сахары изображения «круглоголовых» людей, загадочных «марсиан» или «пришельцев», которые так долго волновали воображение наших современников. Однако, как считают исследователи, скорее всего здесь изображены ряженые в ритуальных масках.

Наскальное искусство существовало у народов Тропической Африки несколько тысячелетий. В некоторых районах оно сохранялось вплоть до нового времени. Традиции его живут до сих пор - в росписях стен народного жилища, в предметах прикладного искусства, в работах современных африканских художников.

Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. - II в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок поражают реалистичностью и мастерством исполнения. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Острая выразительность, граничащая с гротеском, тщательная проработка деталей отличают эти произведения. При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например, изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. Глаза неизменно передавались в виде треугольника с высверленным зрачком, рот обычно полуоткрыт, отчетливо моделированные ноздри как бы раздуты. Такие детали, как волосы, брови, иногда глаза, выполнялись подчеркнуто симметрично и декоративно. Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона, который мог появиться лишь в результате длительного развития.

Так называемая культура Cao (VIII-XIX вв.) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад. На протяжении длительного периода своего развития она сохранила в почти неизменном виде некоторые очень древние формы культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые совершенно невозможно отделить друг от друга. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра.

Скульптура Ифе отделена от памятников культуры Нок почти тысячелетним периодом, однако между ними существует известное стилистическое сходство, которое позволяет говорить о преемственности. Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг.) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Это прежде всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных правителей существовавшего здесь некогда города-государства, культурного и религиозного центра народа йоруба. Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Скульптуре Ифе свойственна подлинная монументальность; обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, что говорит о поисках гармоничного и уравновешенного образа, воплощающего своеобразный идеал человеческой красоты. Классический стиль и необычайное совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении - ее создание приписывали греческим, этрусским, индийским, португальским и другим иноземным мастерам. В настоящее время ее африканское происхождение установлено.

Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. О связях с Ифе говорит не только высокая техника литья и последующей обработки бронзы, но и некоторые стилистические особенности ранних произведений пластики Бенина. Позднее здесь складывается жесткий канон, оставшийся почти неизменным в течение нескольких веков. Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков. Уже на ранних этапах скульптура Бенина отличалась известной условностью в трактовке человеческого лица и некоторой скованностью пластики. В отличие от Ифе чрезмерное внимание уделялось декору - головному убору, ювелирным украшениям и в особенности высоким воротникам. Эти воротники, доходящие до самого рта, представляли собой стилизованное изображение царских регалий - многочисленных ниток коралловых бус. В дальнейшем разработка этих декоративных деталей сводит на нет выразительность человеческого лица.

Наряду со скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение получили бронзовые рельефы, украшавшие галереи царского дворца. Сюжеты их разнообразны: изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, вооруженные воины, португальские солдаты в европейских костюмах. По-своему они очень выразительны, хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, подчиненных декоративному целому. В рельефах нередко можно встретить и изображения животных, связанных с религиозной символикой Бенина.

Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно при дворах африканских правителей, то традиционная декоративная пластика существовала почти повсеместно. Условно ее можно разделить на круглую скульптуру, ритуальные маски и резьбу, украшавшую предметы культа и домашнего обихода. Поскольку в тропиках дерево сохраняется плохо, возраст самых древних произведений не превышает 150-200 лет. Это искусство носило преимущественно культовый характер, хотя резчики выполняли работы, не связанные непосредственно с культом,- столбы и двери жилищ, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, совершенно неповторимого стиля, и все же она обладает рядом особенностей, отличавших ее от скульптуры других континентов. При всей бросающейся в глаза условности африканская скульптура по-своему необычайно жизненна. Однако ее реализм своеобразен. Его сила и убедительность обусловлены не отдельными правдоподобными деталями, но выразительностью и достоверностью целого, необычайной динамичностью, умением отобрать и выделить самое важное в образе. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. Африканский скульптор выделяет прежде всего голову, которая нередко занимает от четзерти до трети размера всей фигуры. С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы. Другая важная особенность - тесная связь скульптуры и прикладного искусства. В скульптурной резьбе непосредственно выражалось эстетическое чувство красоты труда, мастерства как такового. Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного реализма и острой декоративной выразительности. С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов.

В наши дни очаги традиционного искусства сохраняются лишь в очень немногих отдаленных районах Африки. Однако традиции его живы. Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах, но и в работах профессиональных художников. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве), изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). Очень по-разному проявляются эти традиции в произведениях художников, получивших профессиональную подготовку в Европе (Б. Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др.). Хотя современное африканское искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями - отсутствием кадров преподавателей, недостаточным количеством художественных школ, выставочных залов и галерей, оно настойчиво преодолевает их. Начавшийся в освободившихся странах Африки процесс перехода от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ, которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств.

Искусство народов Африки имеет долгую и сложную, почти еще не изученную историю.

Африканское искусство -- объединённое название культурной деятельности различных этносов, проживающих на африканском континенте.

Собственно африканское изобразительное искусство, преимущественно скульптура, -- есть искусство Западной и Центральной Африки. Главные центры развития искусства народов Африки находятся в западной ее части: Верхней Гвинее, бассейне реки Нигер, в Конго и в Анголе. Именно здесь достигло наивысшего расцвета художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура.

По мнению некоторых исследователей, для большинства продуктов "африканской культуры" свойственны общие черты:

Ш в центре внимания находится человеческая фигура.

Ш абстракция доминирует над реалистичностью.

Ш главная форма -- скульптура. Из этого следует еще одна особенность: доминирование трёхмерного пространства над двумерным.

Ш сильный, драматический экспрессионизм, отсутствие натурализма и острые, угловатые формы.

Распространённость своего рода акционизма, в котором используются предметы искусства. Тем самым предметы искусства из статичных превращаются в "движущиеся" (таковой может выступать маска, используемая во время церемонии).

Нелинейное масштабирование (искажённые пропорции), которое Леопольд Седар Сенгор называл "динамической симметрией".

Африканская пластика включает в себя маски и статуэтки, используемые в ритуальных целях. В целом маски можно разделить на две основные группы:

Маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты. Они изображали умерших родственников и их использовали в погребальных обрядах или во время празднеств.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя. Их надевали члены тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Так человек в маске давал временное пристанище духу, которого эта маска изображала.

Африканские статуэтки, в большинстве случаев, изображают умершего человека, являясь вместилищем его души, или животное, которое было связанно с тотемным предком этноса, как например, распространенная статуэтка антилопы у народа бамана в Мали.

Культуры Африканского континента внесли значительный вклад в копилку мировой культуры. Прежде всего в контекст европейской культуры органически вошел джаз, рожденный на основе африканских традиций.

Появление в Европе африканской пластики имело наибольшее значение для мировой художественной пластики. Эхо культуры Черной Африки можно обнаружить в творчестве таких крупных художников XX в., как М. Вламинк, А. Дерен, Г. Матисс и прежде всего П. Инкассо. Последнему удалось сочетать двухмерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленным в формах африканской скульптуры.

Именно это сочетание привело к кубизму. Кубистскими формами африканской скульптуры прониклись художники наиболее авангардистских группировок и кубизм вошел в историю мировой культуры как одно из интереснейших художественных направлений.

Африканская скульптура явилась также источником вдохновения для творчества представителей немецкого экспрессионизма -- Э. Нольде, Э. Хирх-нера и др. Способность к синтезу, которая характеризует искусство Черной Африки, до сих пор является одним из направлений художественных поисков мировой культуры.



Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки

Древний буйвол.
Петроглиф, горы Ксур.
Северная Сахара.
8-е тысячелетие до н. э.

Изобразительное искусство.

Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения - петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений, создавались разными народами приблизительно с 8-го тысячелетия до н. э. Открыты и изучаются со 2-й половины XIX века. Наибольшее количество наскальных изображений найдено в различных районах Сахары - Тассилин-Аджере, Тибести, Феццане, Ахаггаре, Ахенете, Эннеди, Борку, Аире, Адрар-Ифорасе. Комплексы изображений были обнаружены также на территории Анголы, Заира, Замбии, Зимбабве, Мали, Мозамбика, Намибии, Судана, Танзании, Эфиопии, ЮАР (Драконовы горы). Приблизительные датировки основываются на стилистическом и тематическом изучении перекрывающих друг друга слоев изображений, данных фауны, флоры, климата. Наиболее древние петроглифы открыты в Сахаре и Сахарском Атласе и относятся к так называемому охотничьему периоду (8-6-е тысячелетие до н. э), когда пустыня была покрыта влажными тропическими лесами (встречаются изображения слонов, носорогов, крокодилов, жирафов, достигающие огромных размеров). Рисунки животных (контурные или выбитые целиком в камне) отличаются анатомической точностью, лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать их характерные черты. Особый интерес представляют глубоко высеченные монументальные контурные изображения Древнего буйвола, вымершего в начале неолитического периода. Массивная фигура животного изображается в профиль, рога в фас, передние и задние конечности сдвоены (петроглифы в горах Ксур, Северная Сахара). Кроме отдельных фигур изредка встречаются рисунки, содержащие элементы композиционного построения (ритмически уравновешенные вереницы животных одного вида - слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, антилоп), парные изображения, объединённые не только формально, но и имеющие смысловую связь: дерущиеся буйволы (петроглиф в Эль-Гише, Северная Африка), самец и самка, самка с детёнышем, а также изображения человека (петроглифы в Ксар-Амаре, в Тиуте, Северная Африка). Несколько иной характер носят петроглифы Южной Африки (возможно относящиеся к более позднему периоду), между реками Вааль и Оранжевой и в прилегающих районах. Это небольшие по размеру изображения отдельных животных, в которых поверхность внутри выбитого или вырезанного контурного рисунка заполнена параллельными штрихами или густой сутью мелких выбоин, что позволяет передать фактуру, а иногда даже и тоновую окраску предмета.

Наиболее древняя живопись представлена монохромными контурными рисунками. Позднее вводится дополнительный цвет, появляется полихромия (до 10 цветов), создаются многофигурные сцены с элементами перспективы. Примерно к концу охотничьего периода, 6-му тысячелетию до н. э. (датировка спорна), относится большинство произведений живописи Южной Африки, в частности бушменов (см. ).

С началом в Сахаре так называемого скотоводческого (пастушеского) периода (примерно 6-2-е тысячелетие до н. э.) отмечено постепенное исчезновение изображений диких животных. От западной границы Сахары до Эфиопии и Танзании многочисленные скалы покрыты большими, тщательно выполненными изображениями быков с подвесками и другими признаками доместикации, близкими по стилю петроглифам позднего охотничьего периода. Наивысшего расцвета наскальное искусство Сахары достигло около середины 4-го тысячелетия до н. э., когда её центральные районы населяли как средиземноморские, так и негроидные племена (росписи Тассилин-Аджера, Эннеди). В живописи преобладают многофигурные, полихромные композиции, разнообразные повествовательные сюжеты (перегон стада, сцены охоты, танцы, сражения, бытовые сценки). Чёткое композиционное построение, конкретность и детализированность росписей, блестящее мастерство в передаче движения особенно ярко проявляются в сценах сражений и танцев. Техника контурного рисунка окончательно уступает место силуэтной живописи, создаваемой наложением плотного красочного слоя, заполняющего всю поверхность рисунка, а также мягкому и объёмному изображению отдельными точками или волнистыми линиями. В более поздних рисунках появляется схематизация и условность художественных приёмов (например, люди изображаются в виде двух соединённых вершинами треугольников). Петроглифы пастушеского периода более детализированы, тонки и легки по исполнению, конструктивная точная линия сменяется плавной, изящной. Поверхность внутри контура тщательно обрабатывается: выбитые участки имитируют пятна на шкуре животных, другие силуэтные изображения полностью отшлифованы, некоторые вырублены так глубоко, что близки рельефу.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. (так называемый период лошади) в живописи появляются новые сюжеты: лошади, запряжённые в колесницы, фигуры людей в туниках, всадники с копьями и щитами, в головных уборах, украшенных перьями. Усиливается условность и схематизм, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются, рисунок становится менее чётким. В петроглифах также наблюдается ярко выраженное стремление к схематизму. Техника обработки камня усложняется, однако художественный уровень снижается.

Поздние слои наскального искусства (так называемый период верблюда; первые века н. э.) представлены главным образом схематическими изображениями верблюдов, быков, антилоп, страусов, муфлонов, многочисленными и разнообразными человеческими фигурами - от полунатуралистических изображений к символическим формам (рисунки на территории Эфиопии, Заира, Танзании). Наскальные изображения догон (в скалах Бандиагары, Мали) состоят из простейших геометрических форм (прямоугольников, овалов) и стилизованных наверший маски «канага» («лотарингский крест» с отогнутыми перекладинами).

Наскальное искусство существовало несколько тысячелетий, а в некоторых районах (например, у бушменов) исчезло только с появлением европейцев. Его традиции сохраняются в росписях стен народного жилища, в декоративно-прикладном искусстве, а также в работах современных африканских художников.

Основным видом традиционной скульптуры Тропической Африки является деревянная пластика. Она плохо сохраняется в условиях тропиков, поэтому самые древние произведения относятся к концу XVIII-XIX вв. Попытки изучения истории скульптуры Тропической Африки основаны на анализе отдельных сохранившихся древних ансамблей (а иногда и одиночных памятников) костяной, каменной, терракотовой и бронзовой пластики, свидетельствующих об устойчивости художественных стилистических форм, а также оси элементов традиционной деревянной скульптуры, сложившейся в глубокой древности и на протяжении многих веков передававшейся из поколения в поколение.

Древнейшие известные в настоящее время памятники скульптуры на территории Западной Африки, обнаруженные в 1930-х - 1940-х гг., относятся к культуре (Нигерия), расцвет которой приходится на V-IV вв. до н. э. - II в. н. э. Особое место среди находок занимают терракотовые головы ярко выраженного африканского антропологического типа, составляющие единую стилистическую группу. Разнообразная пластическая трактовка образов (от реалистической до крайне схематичной, почти абстрактной), идентичность найденных украшений и ряд других черт позволяют сравнить культуру Нок с деревянной традиционной скульптурой. Другой значительный и сложный комплекс - скульптура - обнаружен в середине 1920-х гг. в районе озера Чад (современная территория Чада и северного Камеруна). Существовавшая на протяжении длительного периода она сохраняла почти в неизменившемся виде очень древние формы ныне утраченной культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняются её примитивные, но необычайно экспрессивные формы, в которых тесно переплетаются антропоморфные и зооморфные черты. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожжённой глины), здесь представлены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра. Терракотовая скульптура встречается также на территории Мали (Дженне, Мопти; датируется приблизительно XII в. и сходна как со скульптурой Нок, так и Сао), Заира (районы Кисале и Уэле), в северном Камеруне (Джимон). В 1934 в 65 км к северу от г. Ифе (Нигерия), около деревни Эзие, найдено более 800 стеатитовых голов и статуэток, близких культуре Ифе. Их датировка и происхождение не установлены. Памятники каменной скульптуры, датируемые примерно XVI в., найдены и в других районах Тропической Африки Это - фигуры людей и животных в Гвинее, и в Сьерра-Леоне, в Заире, на границе Нигерии и Камеруна.

В X - начале XIX вв. в разных частях Западного Судана, побережья Гвинейского залива, в Центральной Африке существовали обширные государственные образования, о художественной культуре которых имеются лишь отрывочные сведения. По отдельным разрозненным памятникам можно судить об искусстве государств Ашанти (например, миниатюрные золотые стилизованные маски из сокровищ правителя Кофи Калкали, бронзовые и золотые сосуды - «кудуо», терракотовые посмертные маски), Бауле, Куба (деревянные мемориальные скульптурные портреты правителей; см. статью ), Конго (керамические изделия, украшения), Мали (предметы обихода). Более полное представление мы имеем о придворном искусстве государства Дагомеи (Бенин), где сохранились рельефы из раскрашенной глины, многочисленные аппликации, повествующие о важнейших исторических событиях страны. Но только произведения искусства Ифе и особенно Бенина (оба - на территории Нигерии) дают обширный материал для анализа и понимания искусства раннеклассовых африканских государств, создававшегося при дворах правителей мастерами-ремесленниками (ещё не индивидуальное, но уже профессиональное художественное творчество). Скульптуры изготовлялись, как правило, из прочных и дорогостоящих материалов (бронза, золото, слоновая кость) и были предназначены поддерживать престиж царской и религиозной власти, устрашать подданных, демонстрировать мощь и богатство двора. В них наблюдается стремление к индивидуализации образов при сохранении помпезной декоративности. Высокое художественное качество, совершенство технического исполнения терракотовых и бронзовых голов Ифе, создававшихся при дворах правителей городов-государств йоруба (открыты в начале XX в.), послужили основанием для приписывания их этрусским, греческим, индийским, португальским и другим мастерам. Однако ярко выраженный антропологический тип, стилистическое сходство с культурой Нок, скарификация, которые встречаются у ряда африканских народов, отверстия вокруг рта и лба для украшения натуральными волосами, характерные для африканских деревянной скульптуры и масок, свидетельствуют об автохтонных истоках этого искусства. Наряду с идеализированными головами-портретами, связанными с персонификацией власти, создавались большие бронзовые статуи, роскошные ритуальные сосуды, служившие одновременно предметами культа и декоративными элементами дворцов.

Преемником художественной традиции Ифе можно считать искусство Бенина в Нигерии (конец XIII - конец XIX вв.). Предполагается, что первый мастер, обучивший бенинцев искусству бронзового литья и последующей обработки бронзы, был прислан к бенинскому двору правителем Ифе. Однако бенинская бронзовая скульптура (головы умерших правителей и правительниц, декоративные рельефы, фигуры животных) изначально отличалась большей условностью и стереотипностью художественных приёмов, стилизацией отдельных деталей, жёсткостью моделировки. К середине XVIII в. скульптура полностью канонизировалась в соответствии с требованиями могущественного двора. В заупокойном парадном портрете (ухув-элао) преобладает декоративное начало, портретное сходство заменяется специфический для каждого царя набором символических изображений и тщательной проработкой головных уборов, ювелирных украшений, высоких воротников (стилизованное изображение царских регалий). Бронзовые рельефы, резные слоновые бивни являются настоящими летописями деяний каждого правителя. Выразительны изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, но изображение человека в этих рельефах является лишь одной из деталей, подчиненных общему символическому декоративному решению.

Если бронзовая и терракотовая скульптура была сосредоточена преимущественно при дворах правителей, то традиционная деревянная пластика (в основном связанная с религиозными культами различных народов) существовала почти повсеместно, даже в районах, испытавших влияние ислама (почти не встречается лишь у народов, ведущих кочевой образ жизни, - фульбе, туарегов и других кочевников-скотоводов - жителей полупустыни и саванны).

Традиционное искусство играло огромную роль в жизни африканских народов. Оно служило универсальным каналом связи между личностью и обществом, между родами внутри этнических групп, между отдельными этническими группами. Наиболее существенная черта традиционного искусства - его слитность с мифологией, религией, обрядами, колдовством, народной медициной. Зооморфные и зооантропоморфные маски изображают различных духов и мифических персонажей, антропоморфные деревянные статуи служат местом обитания душ умерших предков; фетиши, небольшие фигурки людей и животных используются как инструменты колдовства, рельефы на дверях жилищ и хозяйственных построек, на домашней утвари, так же как и различного рода украшения, амулеты, имеют магическое значение. Сохранившиеся в небольшом количестве древние памятники деревянной скульптуры свидетельствуют о постепенном изменении стиля традиционной скульптуры, на основе которой возникает придворное искусство: деревянные рельефы с историческими сюжетами у сенуфо и бауле (см. , Бауле искусство), статуи вождей бамилеке (см. ), образующие декоративные галереи, скульптуры йоруба, конго, мангбету (см. , ), статуи правителей куба. По стилистическим признакам могут быть выделены 4 больших региона традиционной скульптуры: Западный Судан, Гвинейское побережье, Конголезский бассейн, Восточная Африка. Внутри каждого из них выявляется несколько основных художественных школ, вокруг которых группируются менее значительные. В Западном Судане ярче всего представлено художественное творчество народов бамбара, бобо, догон, сенуфо (см. Бамбара искусство, Бобо искусство, ). Художественные культуры Гвинейского побережья условно делятся на 3 группы: «западная» (от Сенегала до западной части Берега Слоновой Кости) включает искусство народов бага, бидього, менде (см. , Менде искусство), киси, дан, гере и др.; «центральная» (от восточной части Берега Слоновой Кости до дельты Нигера) - искусство народов бауле, гуро, ашанти (см. ), йоруба, «восточная» (от дельты Нигера до Габона) - искусство народов игбо, иджо, ибибио, экой, бамум (см. , Экой искусство, ), бамилеке и др. Основные группы Конголезского бассейна (Заир, Габон, Конго, северные районы Анголы) включают традиционное искусство народов фанг, кота (см. , Кота искусство), квеле, теке (см. ), конго, куба, луба (см. ), мангбету, азанде, яка, ленде, бена-лулуа, чокве, сонге, рега (см. , ) и др. В восточном регионе (Сомали, Замбия, Зимбабве, Танзания, Мозамбик) традиционное искусство представлено главным образом различными видами художественных ремёсел - плетением, ткачеством, гончарством. Скульптура встречается у шиллук, ротсе, шона, зарамо, ньямвези. Особое место занимает творчество народа маконде (см. ).

Повсеместно существуют круглая скульптура (отдельные статуэтки и парные фигурки) и маски, которые можно разделить на 3 основные типа (личина, шлем, наголовник) и 3 вида (зооморфные, зооантропоморсрные, антропоморфные). Отличаясь исключительным разнообразием форм, произведения пластики имеют общие художественные черты. Одна из главных своеобразных особенностей деревянной африканской скульптуры - нарушение пропорциональных отношений отдельных частей фигуры человека: соотношение размеров головы, туловища и ног не соответствует реальной человеческой фигуре Большая голова, считающаяся вместилищем магических сил, как правило, тщательно отработана, при условной трактовке туловища подчёркнуты признаки пола, а также татуировка, свидетельствующая о принадлежности к определенному роду, народу или рангу. Ноги чаще всего толстые, короткие и почти всегда согнутые в коленях, что придаёт видимость тяжести и крепости. Одежда и украшения изображаются редко. При внешней статичности всем фигуркам присуща внутренняя динамика образа. Окраска статуэток сдержанная и монохромная (чёрная, коричневая, красноватая), обогащённая втиранием, задымлением, полировкой, использованием стекла, металла, раковин, растительных волокон, перьев и кусочков ткани и т. д. Исключительно разнообразны маски. У одного и того же народа наряду с достоверными, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные; существует и множество промежуточных форм. Некоторые маски отличаются огромной жизненной убедительностью (маски чокве), другие - крайней лаконичностью форм (рега), третьи - выразительными геометризованными решениями, выявляющими анатомическую структуру лица (сонге). Примером формы, достигшей предела лаконичности и колеблющейся между художественным образом и знаком, является «канага» у догон.

С торговцами, путешественниками, миссионерами в Тропической Африке проникали новые идеи и представления, новые художественные формы, которые переосмысливались и приспосабливались к местным вкусам. Североафриканские купцы были не только носителями ближневосточной культуры, но и посредниками между очагами средиземноморской цивилизации и наиболее развитыми в культурном отношении народами западной Тропической Африки. С XV в. распространилось и влияние западноевропейского искусства. Ввоз декоративных тканей, украшений, оружия отразился на развитии техники ремесла, на эволюции художественной культуры. Многие местные памятники представляют собой своеобразный сплав восточного, европейского и африканского искусства: некоторые виды масок (например, в Судане) восприняли восточный декор, появились статуэтки, изображающие купцов, врачей и миссионеров, в районах влияния католической церкви распространились надгробия в виде натуралистически раскрашенных статуй, деревянные и медные распятия с фигурой Христа, не отличающейся от традиционных изображений предков, образ богоматери слился с традиционным образом материнства и плодородия. Экспансия колониальных держав эпохи капитализма осложнила самостоятельное развитие африканских народов и их культуры.

В. Б. Мириманов.

Новый этап в развитии африканской культуры и искусства начался с подъёмом национально-освободительного движения народов. Формируется новая культура, возникают новые виды искусства. Многие народы Африки, вступившие на путь самостоятельного развития, продолжают традиции древних африканских цивилизаций. Разложение традиционного синкретического комплекса, процессы десакрализации искусства сопровождаются дифференциацией различных видов пластических искусств, преодолением внутривидовой и жанровой аморфности. Однако говорить об угасании традиционного искусства можно только как об общей тенденции исторического развития. Отдельные его очаги существуют в ряде районов, где 70-80% населения живёт в деревнях и сохраняются традиционные верования и обряды. Современное традиционное искусство является своеобразным пережитком фольклорной стадии развития и поэтому не вполне идентично классическому варианту, известному по памятникам XVIII-XIX вв. Художественное качество произведений заметно снизилось уже в конце XIX - начале XX вв. Высокий уровень традиционного искусства классического периода объясняется не только личной одарённостью мастера, но и самой традицией, её устоявшимися, отточенными многовековым развитием формами. Разложение традиционного культурного комплекса разрушило это устойчивое состояние. В искусстве на первый план выдвинулась индивидуальность художника.

На этом переломном историческом этапе появляются многочисленные переходные и промежуточные формы искусства. Они располагаются в широком диапазоне между фольклорным и профессиональным искусством и могут рассматриваться как стихийно возникший механизм преемственности, который создаёт необходимые предпосылки для преодоления глубокого разрыва между традиционным и современным искусством. Африканскому искусству приходится проходить несколько исторических этапов, преодолевая стадиальную отсталость как бы в сжатом, уплотнённом виде. Характерными примерами промежуточных форм являются росписи хижин стран Гвинейского побережья, раскрашенная скульптура из необожжённой глины («дома мбари» у игбо), деревянная скульптура маконде (Мозамбик и Танзания), представляющая собой редкий образец органичного перехода от традиционных форм к современным. Появляются также произведения сувенирного искусства, ориентирующегося на туристский рынок. Первоначально создаваемое отдельными ремесленниками, оно вскоре превращается в отрасль художественной промышленности, приобретает характер поточного производства, стандартизируется и почти утрачивает художественное значение.

На почве современной урбанистической культуры возникают и другие переходные формы, например произведения своеобразного городского фольклора (всевозможные вывески, росписи грузовиков, самодеятельная реклама передвижных музыкальных и театральных групп, живопись на стенах баров, кафе и т. д.). Его отличает наивный реализм и непосредственность, иногда стремление к повествовательности и подчёркнутому иллюзионизму, которые, однако, уступают место шаблонности, как только африканцы начинают сознательно работать под традиционные формы, стараясь угодить вкусам европейских и американских туристов.

От этого направления неотделимо искусство самоучек, самодеятельных и полупрофессиональных художников. Некоторые из них получили начальную подготовку в различных любительских кружках при художественных галереях и клубах («клубы Мбари» в ряде городов Нигерии), а также в школах, открытых европейцами («летние школы» в Ошогбо, Нигерия). Некоторые художники становятся профессионалами, однако и здесь, как и в случае с традиционным искусством, между теми и другими невозможно провести чёткую грань.

Первые профессиональные африканские художники (А. Онаболу, О. Ампофо, Б. Энвонву и др.) учились в Западной Европе. В странах Африки система профессионального художественного образования начала складываться лишь в середине XX в. Ей предшествовали небольшие частные школы и студии, такие, как «Ангар» П. Р. Дефоссе (Заир), М. Троуэлл (Уганда), школа П. Лодса (Конго) и др., которые создавали прогрессивно настроенные европейцы. Некоторые из них стали той базой, на которой в дальнейшем возникли отделения искусства при африканских университетах и колледжах. Такие же отделения открывались и при вновь организованных высших учебных заведениях (например, при университете в Зарии, Северная Нигерия). Почти все они ориентируются на подготовку учителей рисования для начальной и средней школ. Поэтому многие художники стремятся завершить профессиональное образование в Европе и Америке.

Центральной проблемой развития современного африканского искусства является сформирование национальных художественных школ. Этот процесс, начавшийся в середине XX в., сталкивается со многими трудностями, прежде всего с незавершённостью национальных процессов. Поэтому на современном этапе говорить о существовании сложившихся национальных школ было бы преждевременно. Этот процесс представляется лишь как ведущая тенденция.

Современное африканское искусство переживает длительную и трудную переходную стадию, отмеченную чертами эклектизма, хотя некоторые художники получили широкое признание в других странах (Кофи Антубам, А. Тэкле, Б. Энвонву и др.). Его будущее связано с развитием национальных школ искусства, способных отразить новую действительность Африки в полнокровных художественных формах.

Н. Е. Григорович.

Художественные ремёсла.

Художественная культура Африки находит своё выражение в многообразных ремёслах, широко распространённых у всех народов. Среди них одно из первых мест занимает резьба по дереву, которую подчас невозможно дифференцировать с традиционной скульптурой. На косяках и балках дверей, опорных столбах внутри хижин в Камеруне, Нигерии и др. вырезаются орнаментальные изображения масок, человеческих голов, жанровых, религиозных и военных сцен, расположенные сплошными горизонтальными или вертикальными рядами. Хитросплетённые узорные композиции из фигурок людей, животных и птиц украшают мебель (Ангола, Заир, Нигерия), носы лодок (Камерун), всевозможную домашнюю утварь (сосуды, ступки, чаши, кубки, тарелки, части сёдел, древки копий), музыкальные инструменты, детские игрушки, подголовники, женские украшения. Шедеврами резьбы по дереву являются кубки в виде экспрессивных, тонко проработанных человеческих голов из Заира, детали ткацких станков из Берега Слоновой Кости, сосуды для хранения краски из Камеруна, чаши из Зимбабве. У некоторых народов (Нигерия, Гамбия) распространена резьба по слоновой кости (солонки, кубки, ложки, браслеты), по скорлупе кокосового ореха. Повсеместно изготовляют сосуды из тыквы - калебасы. Украшающий их резной или выжженный геометрии, орнамент имеет аллегорическое или магическое значение. Среди лепных керамических изделий наиболее интересны глиняные трубки в виде выразительных человеческих голов из Камеруна, сосуды затейливой формы, изготовленные без гончарного круга, из Нигерии и Ганы, сосуды, украшенные фигурками людей и животных, из Замбии и Бенина, сильно вытянутые в длину глазурованные сосуды из белой глины, а также горшки и плоские сковороды из красной глины из Сомали, тонкие бокалы из Уганды.

Во многих странах культивируется плетение из волокон пальмы рафии (циновки, сумки в Заире, ширмы, ковры, маты в Руанде), листьев пальмы (корзины в Заире), соломы (сумки, веера, циновки, корзины в Гвинее, Анголе, Танзании, Уганде и других странах), реже - травы, прутьев. Плетёные изделия украшаются геометрическим узором, причём каждая страна и даже район имеют свою излюбленную цветовую палитру и символические узоры, значение которых часто утрачено для самих исполнителей и повторяются ими как традиционный мотив. Иногда в геометрический узор вплетаются схематизированные изображения животных и птиц.

Не меньшее развитие получило и ткачество. Народные мастера создают бесчисленные варианты узорчатой ткани, из которой делаются покрывала или декоративные драпировки для внутреннего убранства жилища, одежда, в том числе национальная одежда «бу-бу», сшитая из отдельных тонких лент синего цвета, украшенных вышивкой (страны Западной Африки), «кенте» из нарядной ткани с вытканным орнаментом (Гана), расшитая цветами или фигурками животных, одежда в виде тоги (Камерун) и др. Изготовляются также изделия из шкур животных (меховые плащи «кароссы» в Гане, круглые коврики в Лесото и Гвинее), из кожи, в том числе сёдла, сбруи, щиты, сумки, украшенные раковинами каури (Сомали), аппликацией (Нигерия), росписью (Кения), выпуклым узором из кожи другого цвета (Сомали). Из золота, серебра, бронзы, меди изготовляют различные ювелирные изделия, среди которых наиболее интересны украшения из серебра в сочетании с сердоликом, скорлупой страусовых яиц (Чад), из золота со слоновой костью (Гамбия), филигранные золотые украшения (Сенегал).

Литература :
Искусство стран и народов мира, т. 1-5, М., 1962-81;
Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10-11, М., 1969-73;
Искусство народов Африки, М., 1975;
Каптерева Т. П., К вопросу об искусстве развивающихся стран (современный Магриб), в сб.: Советское искусствознание 77, в. 2, М., 1978;
её же, Искусство стран Магриба. Древний мир, М., 1980;
Сидорова Н. А., Чубова А. П., Искусство Римской Африки, М., 1979;
Марков В. (В. И. Матвей), Искусство негров, П., 1919;
Ольдерогге Д. А., Искусство Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958;
Алиман А., Доисторическая Африка, пер. с франц., М., 1960;
Искусство Тропической Африки в собраниях СССР. [Альбом]. Авт.-сост. Г. Чернова, М., 1967;
Искусство Африки, под ред. Н. Е. Григоровича, М., 1967;
Мириманов В. Б., Африка. Искусство, М., 1967;
его же, Основные тенденции развития изобразительного искусства эпохи классообразования, в сб.: Советское искусствознание’79, в. 1, М., 1980;
Воронина В. Л., Современная архитектура стран Тропической Африки, М., 1973;
Громыко Ан. А., Маски и скульптура Тропической Африки, М., 1984;
Schweinfurth G., Artes africanae, Lpz.-L, 1975;
Einstein C., Negerplastik, 2 Aufl., Munch., 1920;
Flamand G.-B.-M., Les ecerres ecrites (Hadjrat-Mektoubat), P., 1921;
Griaule M., Arts de l’Afrique noire, P., ;
Wingert P., The sculpture of Negro Africa, N. Y., 1951;
Lavachery H., Statuaire de l’Afrique noire, Brux., 1954;
Paulme D., Les sculptures de l’Afrique noire, P., 1956;
Segy L., African sculpture, N. Y., 1958;
Maquet J., Les civilisation noires, ;
Fagg W., Merveilles de l’art nigerien, P., 1963;
его же, Sculptures africaines, v. 1-2, P., ;
Korabiewicz W., L’art de l’Afrique noire dans les collections polonaises, Varsovie, 1966;
L’art Negre, P., 1966;
Laude J., Les arts de l’Afrique noire, P., 1979;
Delange J., Arts et peuples de l’Afrique noire, P., 1967;
Gabus J., Art Negre. Recherche de ses fonctions et dimensions, ;
Leiris M., Delange J., Afrique noire. La creation plastique, P., 1967;
Meauze P., L’art negre, sculpture, P., 1967;
Beier U., Contemporary art in Africa, L., 1968;
Bodrogi T., Art in Africa, N. Y., ;
Wassing R. S., L’art de l’Afrique noire, P., 1969;
Leuzinger E., Die Kunst von Schwarz-Afrika, Z., 1970;
Mount M. W., African art. The years since 1920, Newton Abbot, 1973;
Mveng E., L’art de l’Afrique noire. Yaounde, 1974;
Frobenius L., Und Afrika sprach, Bd 1-3, В., 1912-13;
его же, Das unbekannte Afrika, Munch., 1923;
L’urbanisme aux colonies et dans les pays tropicaux, pt 1, , 1932;
Foyle A. M., Architecture in West Africa, «Africa South», 1959, v. 3, № 3;
Gutkind E. A., How other peoples dwell and build. 4 - Indigenous houses of Africa, «Architectural Design», 1953, v. 23, № 5;
Gluck J. K., Afrikanische Architektur. Tribus…, Bd 6. 1956, ;
Engeström T., Notes sur les modes de construction du Soudan, Stockh., 1957;
его же, Origin of pre-islamic architecture in West Africa, «Ethnos», 1969, v. 24, p. 64-69;
Kultermann U., Neues Bauen in Afrika, Tubingen. 1963;
его же, Der Schlussel zur Architektur von Heute, W., 1963;
Mauny R., Tableau Geographique de l’Ouest Africain au moyen Sge…, Dakar, 1961;
Lawrens A. W., Trade Castles and forts of West Africa, Stanford, 1964;
Garlake P. S., The early Islamic architecture of East African coast, Nairobi-L., 1966;
Andersen K. Bl., African traditional architecture, Nairobi, , 1977;
Picard G. Ch., Civilisation de l’Afrique romaine, P., 1959;
Hill D., Golvin L., Islamic architecture in North Africa, L., 1976


Священный баран.
Петроглиф.
Сахара.
4-е тысячелетие до н. э.


Мужские и женские фигуры.
Живопись бушменов.
Южная Африка.


«Белая дама».
Наскальная роспись в пещере Маак, горы Брандберг.
Середина 2-го тысячелетия до н. э.

Следует разделить понятие «африканского стиля» на африканские мотивы, используемые в европейской цивилизации, метод отображения действительности, свойственный африканским народам и собственно африканские аутентичные стили искусства. «Африканским стилем» в современном интерьере можно назвать мотив африканской орнаменталистики и примитивно-экзотических образов в одежде и предметах интерьера. Вообще же использование аутентичных и стилизованных предметов африканского искусства следует отнести к колониальному стилю.

Условно культуру Африки можно разделить по географическому признаку на Северную и Чёрную Африку .

В силу географических и исторических условий творчество африканских племён на большей части континента (Чёрная Африка) длительное время оставалось архаичным и не подвергалось воздействию извне. Исключение составляют лишь прибрежные территории южно-атлантического побережья, которые вступали в контакт с европейскими купцами и путешественниками.

Территория Северной Африки наоборот, пользовалась большой популярностью у самых различных народов и культур на протяжении нескольких тысяч лет. Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки, но она относится к каноническому типу искусства, интегрированному с Крито-Микенской, Древне-Греческой, Древне-Римской и ближневосточными культурами. Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта. Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos -«бедный лесом») - с выходом к побережью Красного моря - поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы - в монофизитской форме). В X веке до н.э.иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 года до н.э. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли, однако существует мнение, что древние средиземноморские мореплаватели совершали путешествия с торговыми миссиями на тысячи километров на юг, например в район устья Конго, где образовывали торговые колонии. Именно так в долину устья Конго могли попасть осколки Крито-Микенской цивилизации. В IV-VI веках уже нашего времени через Гибралтар переправилась часть союзных германских (вандалы) и североиранских (аланы) племён, которые проделали за несколько веков огромный путь из Средней Азии. Попав в Северную Африку, они растворились, ассимилировавшись с местным населением, но культура их кочевая рыцарская культура не исчезла полностью. В это же время Северо-Восточная часть континента была экзархатом Византийской империи и испытывала влияние христианской культуры. В VII в. н. э. северо-западные территории Африки захвачены арабами и стали мусульманскими. В ещё более позднее время Африканская культура испытала влияние европейских культур: Франция, Голландия, Англия, Португалия. В Южной Африке сформировалась совершенно неподражаемая культура голландских поселенцев – буров, которые в свою очередь(в конце XIX века)оказали обратное влияние на европейскую (в частности – английскую культуру). Именно благодаря бурам европейцы получили представление о «африканском европейце» и более близко восприняли африканскую культуру (кстати, за форму цвета хаки тоже нужно благодарить буров, она была изобретена во время англо-бурской войны).

Всё это этно-культурное движение относится к северным и окраинным территориям Африканского континента. В центральных районах Чёрной Африки, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски и скульптура, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда.

Традиционные культуры негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса - теперь и залгапи - давно. Саса - это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором он сам участвует или участвовал. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым. Будущее имеет только краткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем является весьма короткой проекцией саса на текущие потребности. И если саса - это автономное микровремя, то залгани - макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити. Однако данное эффектное определение не следует понимать буквально, в духе современной европейской культуры - ведь «кладбище времени» является живым, оно постоянно присутствует в африканском настоящем.

Еще одна из особенностей африканского искусства состоит в том, что оно коренится в повседневной жизни. Это проявляется в том значении, которое придается таким обыденным предметам, как чашки, выдолбленные из тыквы, табуреты, посуда, гребни, ножи, копья, шкуры животных, расписанные в различных декоративных стилях. Все они находят практическое применение, но знающий, посвященный видит в них не только слияние предметов искусства с повседневной жизнью, но может прочесть послания и духовные символы, зашифрованные в характерных узорах, украшающих каждый отдельный предмет. В ещё большей степени это относится к ритуальным предметам, маскам и скульптуре, которые в Европе обычно рассматриваются как чисто декоративные. В Африке же они составляют неотъемлемую часть верований и в качестве таковой не являются привилегией круга посвященных, а принадлежат всей общине.

Африканское искусство существует в связи с повседневным отношением к жизни, использующим символы для защиты от дурного глаза и вторжения «неведомых», чуждых сил, злых или добрых. Перед нами подход африканца к произведениям искусства как к фетишам. Его хорошо уловил Пикассо в тот самый момент, когда он впервые соприкоснулся с африканским искусством во Дворце Трокадеро: «Я понял, для чего негры использовали свои скульптуры. Зачем было творить именно так, а не как-нибудь иначе? В конце концов, они же не были кубистами! Ведь кубизма просто не существовало... Но все фетиши использовались с одной целью. Они были оружием. Чтобы помочь людям не попасть вновь под влияние духов, чтобы помочь им стать независимыми. Это орудия. Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность. Духи, подсознательное (об этом в то время не очень-то рассуждали), эмоции - все это вещи одного порядка».

И наконец, общими характеристиками произведений африканского искусства являются: сильный, драматический экспрессионизм, отсутствие натурализма и острые, угловатые формы. Искусствовед В. Марков отмечает, что африканский художник лепит свободные и самостоятельные массы; связывая их, он получает символ человека. Игра тяжестями, массами у художника-негра поистине разнообразна, бесконечно богата идеями и самодовлеюща, как музыка. Реальное передают убедительные символы, в высшей степени характерны черты людей и богов. «Посмотрите на какую-нибудь деталь, - пишет он, - например, на глаз, это - не глаз, иногда это щель, раковина или что-нибудь ее заменяющее, а между тем эта фиктивная форма здесь красива, пластична - это мы и назовем пластическим символом глаза...» Искусство негров обладает неисчерпаемым богатством пластических символов, нигде нет реальных форм, формы почти произвольны, обслуживают реальные потребности, но пластическим языком.

В ещё большей степени это относится к ритуальным предметам, маскам и скульптуре, которые в Европе обычно рассматриваются как чисто декоративные. В Африке же они составляют неотъемлемую часть верований и в качестве таковой не являются привилегией узкого круга посвященных, а принадлежат всей общине.

В большинстве случаев скульптура, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Тем, что известны - не более двухсот лет. Но их стиль, как и в любом примитивном народном творчестве, почти без изменений сохранил архаические черты, и поэтому бывает затруднительно определить, в какое время выполнено то или иное произведение.

Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавливались долго и тщательно, безжалостно уничтожались. Формы африканских ритуальных масок разнообразны - от крайне натуралистичных до фантастических, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями, или геометризованных вплоть до совершенно абстрактного объема. Всё это - ничто иное, как приемы, стилизации, осмысленные европейцами лишь в искусстве XX столетия. Африканский скульптор легко и естественно (поскольку он не связан эстетической теорией) подчеркивает то, что ему кажется особенно интересным и важным, приемом увеличения - изобразительной гиперболой. Вероятно, этим же целям служит и геометризация, являющаяся в данном случае не только результатом длительной эволюции, абстрагирования природных форм, но и сознательным изобразительным приемом. Оригинальны по композиции деревянные кресла с опорами в виде стилизованных человеческих фигур. Они восходят к древнему обычаю, когда вождь племени восседал на спинах своих рабов. Здесь мы видим самобытное применение художественного тропа - композиционного приема метонимии.

Самая древняя школа африканской скульптуры относится к культуре Нок , по названию селения в Нигерии, ее расцвет датируется V в. до н. э.- II в. н. э. Для школы Нок характерно сочетание предельно геометризованных объемов масок, голов вплоть до цилиндра, шара или конуса, с натурализмом отдельных деталей Керамические портреты культуры Нок служили погребальным целям, что вполне соответствует обычаям Западной и Центральной Африки. Отличительной чертой пластики культуры Нок, позже редко встречающейся в африканской скульптуре, является динамика движения, о чем свидетельствуют сохранившиеся статуэтки людей и животных. Эта динамика выработана культурой Нок (по крайней мере на уровне современных исследований) самостоятельно, без влияния иных культур. Эта тенденция сохранилась только в скульптуре нижнего течения Конго и в Анголе.

Дальнейшими звеньями в цепи развития культур древней Нигерии была творческая деятельность жителей Ифе и Бенина .

Старинное искусство Ифе считается классическим периодом искусства Нигерии, а сам город когда-то называли «Черными Афинами». Этот сонный сегодня город Западной Нигерии был до XIV в. культурным центром, оказывающим влияние на соседские страны. В силу бурных времен Ифе не могло иметь непрерывных художественных традиций: город часто подвергался уничтожению, жители рассеивались по соседним регионам, культы предавались забвению, а произведения искусства погибали. Сокровища искусства Ифе обнаружены как в самом городе, так и по соседству, над рекой Кросс, в местностях Тада, Эсье, Олокун-Валоде, Игбо-Цкве и др., которые когда-то были центрами развитого ремесла. Время возникновения искусства Ифе приблизительно определяется до XV в.

Пластика Ифе является единственной в своем роде на всем Африканском континенте. Она восприняла реалистические тенденции культуры Нок, но без динамики, и пошла в направлении идеализации таким путем, как и греческая скульптура эллинистического периода относительно более ранних эпох. Знаменитые скульптурные портреты Ифе служили ритуальным целям в честь умерших; они представляли собой индивидуальные портреты, а для некоторых традиция сохранила даже имена моделей.

К прекраснейшим произведениям искусства Ифе принадлежат царские портреты, как, например, две головы - мужская и женская, - коронованные диадемами из жемчуга, выкопанные во дворце Они Ван-монджи. Обе - с классически регулярными чертами удлиненного лица. Наиболее интересной является почти полуметровой высоты фигура владыки в одежде для коронации, обнаруженная в раскопках в Ита-Иемоо (1957); как облачение, так и символы власти до сих пор остались неизменными. Примечательные ее пропорции характерны для африканской скульптуры всего континента. Голова, вместо правильной одной седьмой доли общей высоты силуэта, составляет одну четвертую. Торс и руки относительно мелки, а ноги короткие и массивные.

Терракотовые портреты в искусстве Ифе особенно прекрасны, а некоторые из них заслуживают особого внимания, ибо в них проявляется большая разнородность художественных тенденций. В качестве примера можно привести терракотовую женскую голову, представлявшую собой символ богини благополучия, обнаружена под родовым оссуарием семейства Валоде; она выражает тенденцию идеализации, характеризующую древнегреческую скульптуру. Лицо изящного овала, классических, несомненно, негроидных черт имеет особенное выражение как бы затаенной усмешки, уголки губ украшают насечки в форме листьев. Подобные признаки присущи сегодня скульптуре предков племени сенуфо. Это один из наипрекраснейших женских портретов в искусстве не только Западной Африки. Из Ифе происходит также терракотовая голова, лицо которой выделяется грубой, выпуклой полнотой, что восприняло позже искусство Бенина.

Когда «состарилась» Греция, ее место занял Рим. Начало стариться Ифе, его место постепенно занимал Бенин , а вместе с ним политический и культурный центр передвинулся в Юго-Западную Нигерию. Бенин прекрасен, а его Оба (властитель) могуществен; дворец Обы - это прелестное, обширное здание, окруженное мощной стеной: в нем находятся царские апартаменты и министерские кабинеты. Стены и деревянные колонны, дворцовый пол покрывают металлические плитки. Отлитые на них рельефы представляют собой иллюстрированную хронику гражданских войн, стычек, охотничьих экспедиций и других событий. Угловые башни дворца венчают гордые, металлические птицы, приготовленные к полету.

В XVI и XVII вв. белые охотно покупают у Обы «золото»: черное - рабов и белое - слоновую кость. Особенно хорошо платят за изделия из слоновой кости, большое число которых вынуждены поставлять придворные художники из племени бини. Они изготавливают для властителя керамические изделия, шкатулки и другие предметы, предназначенные для торговли с португальцами. Островитяне трудятся в мебельных мастерских даже в Португалии. Интересны в скульптуре мастеров Бенин гротесковые изображения европейцев.

Оба хочет, чтобы память о его правлении не стерлась, поэтому приказывает своим кузнецам отлить новые плитки из бронзы и представить на них картины новых времен. Новые времена - это португальцы в складчатых одеждах, с оружием и в шлемах или шляпах с широкими полями, совещающиеся с местными вельможами, осматривающие город и охотящиеся в джунглях. Эти плитки заменяют на стенах дворца другие, более старые.

Сокровищница Обы полна замечательными изделиями из бронзы, выполненными бенинскими литейщиками, весьма знаменитыми во всем мире, поскольку сырье для их изделий властители привозят через Португалию из Центральной Европы! Литейные изделия, полученные в Бенине, весьма необычны. Прекрасны и настолько тонки, что кажется невероятным получить путем литья такое произведение искусства - их толщина не превышает 2 мм.

Искусство Бенина было элитарным и изображало придворную жизнь. Литейщики работали для потребностей царя. Наряду с плитками для украшения дворца Оба нуждался в портретных скульптурах предков на алтаре. В Бенине изготавливались также целые фигуры, предназначенные для культа умерших, которые во время обряда торжественно хоронили. Когда же угасла слава Бенина и закончилась его гегемония в Нигерии - пришло в упадок и элитарное, придворное искусство: сохранилось его «плебейское» течение среди йоруба, которые сохранили богатые художественные традиции своих предков.

На запад от поселений йоруба лежит государство Дагомея , некогда военное, управляемое абсолютным властителем. Дагомея весьма очаровывала путешественников, особенно привлекала их необычайная армия амазонок, составлявших личную царскую гвардию. Воевали они мудро и осторожно, без излишнего пролития крови - врага окружали и брали в плен, убивали только в случае защиты собственной жизни. Творцом этой гуманитарной армии был царь Геда, правивший в 1818- 1858 гг. Во времена славы в Дагомее, как и в Бенине, существовало придворное и народное искусство. Профессиональные художники - кузнецы - работали по заказам царя. В придворном искусстве доминировали статуи божеств, выкованные в металле, что наряду с известным уже литьем представляет интересную инновацию в металлопластике Западной Африки. Выполненные в этой технике статуи состоят из кованых, соответственно промоделированных плит, связанных между собой клепками.

Искусство Дагомеи показывает отсутствие последовательности в своем развитии, неоднородность обусловлена столкновением разных художественных тенденций. С одной стороны, можно увидеть влияние искусства йоруба, проявляющееся в приземистых пропорциях и больших головах деревянной скульптуры, а с другой (в металлической скульптуре) - динамика, деликатность и изящность литейных изделий племени ашанти. Чувствуется также влияние контактов с португальцами. Дагомея не имела, вероятно, старой, однородной художественной традиции, и здесь произошла интеграция всех элементов в единую целостность. В целом же можно сделать вывод о своеобразии искусства Черной Африки, связанного со специфичностью негритянской культуры.

Культуры Африканского континента внесли значительный вклад в копилку мировой культуры.Усилиями немецких этнографов большая коллекция африканской скульптуры собрана в музеях Берлина и Дрездена. Часть была приобретена Петром I в 1716 г. для Кунсткамеры в Петербурге. Яркость, необычность и выразительность стиля африканского искусства, его своеобразная классичность и, одновременно, экспрессивность, гротесковость формы, произвели огромное впечатление на европейских художников начала XX столетия. Значительное влияние африканского искусства испытал немецкий художник-экспрессионист Э. Л. Кирхнер . Африканской пластикой, как он сам вспоминал, «заболел» Пабло Пикассо в свой кубистский и посткубистский периоды. Пикассо удалось сочетать двухмерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленным в формах африканской скульптуры.

Даже возникновение кубизма как художественного течения сам Пикассо и многие теоретики искусства связывали с воздействием африканских форм. Румынский скульптор К. Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., стилизовал форму головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема, и достигал, тем самым, сходства с африканской скульптурой. Под влиянием Бранкузи живописец А. Модильяни стал создавать рисунки, а затем и скульптуры «кариатид» - экспрессивно удлиненных голов и женских фигур - образцы изысканнейшей формальной стилизации. Изучал африканскую скульптуру и живописец, один из основоположников фовизма, А. Дерен , в своих картинах он иногда просто цитировал приемы африканского искусства. Экзотические формы искусства Африки сыграли значительную роль в формировании стиля Ар Деко , в частности, в работах П. Легрэна , а также в творчестве А. Матисса, Р. Дюфи, А. Джакометти, X. Мура, Ж. Липшица, О. Цадкина, Б. Бюффе, Ж. Дюбюффе и художников течения ар брют . Способность к синтезу, которая характеризует искусство Черной Африки, до сих пор является одним из направлений художественных поисков мировой культуры. В середине XX столетия сторонники теории афро-центризма - преимущества африканской культуры над рационалистической европейской - утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма. Именно поэтому художественная интуиция африканцев в разных видах искусства завораживает европейцев.