Кто же она, мадам Тюссо? История мадам Тюссо: от посмертных масок убийц и убитых до всемирно известного музея.

Мария Гросхольц, которую мы знаем как мадам Тюссо, осталась без отца, еще не успев появиться на свет. Он погиб в 1761 году на Семилетней войне за два месяца до рождения долгожданной дочери. Мать, Анна Гросхольц, горевала недолго. Не прошло и полугода после смерти мужа, как она закрутила роман с Филиппом Кюртюсом, у которого работала помощницей по хозяйству. Он был младше ее на двадцать с лишним лет и занимался совершенно необычной для того времени наукой — анатомией. Вскоре Анна вместе с годовалой дочерью переехала в Париж вслед за Кюртюсом, где тот начал осваивать неизвестное доселе ремесло: открыл лавку и занялся изготовлением на заказ небольших бюстов из воска. За его работой наблюдала маленькая Мария. Филипп не только заменил ей отца, но и стал ее первым и единственным наставником и в жизни, и в работе.

Смерть Вольтера на удачу

Мария не получила должного образования и в отличие от большинства девушек той эпохи не тяготела к музыке и рукоделию. Долгие зимние вечера она проводила в мастерской Кюртюса, понемногу обучаясь необычному искусству. Однажды она в очередной раз спешила в лавку Филиппа, но по дороге неожиданно столкнулась с ним. Отчим схватил девушку за руку и потащил на улицу Бон, где, по его словам, остановился великий Вольтер. Далекая от политической деятельности семнадцатилетняя Мария плохо представляла, о ком говорит Кюртюс, но благоговейно внимала ему: «Нам очень повезло, что Вольтер согласился позировать. Это будет твой первый урок по моделированию лица».

Спустя три месяца знаменитый мыслитель скоропостижно скончался. Уже на следующее утро после его смерти восковой бюст был выставлен в витрину лавки Филиппа, и это привлекло внимание парижан. С этого дня их бизнес стал идти гораздо лучше. Мария училась восковому моделированию, вела бюджет магазина, занималась поиском выгодных предложений. Она взяла на себя обязанности по размещению и освещению фигур в галерее, занималась закупкой материалов… Кюртюс уже тогда понимал, что Мария — настоящее сокровище и достойная смена, и ему не надо было думать о наследниках.

Популярное

Посмертные маски великих друзей

Вскоре в жизни мадемуазель Гросхольц настал новый этап: ее пригласили в Версаль, чтобы заниматься художественным образованием Елизаветы, сестры короля Людовика XVI. В сравнении с той жизнью, которую Мария вела до сих пор, существование при дворе казалось легким и ярким. Не нужно было считать каждую копейку, бегать по Парижу в поисках самого дешевого воска или договариваться с палачами о поставке волос с голов казненных. Но счастье длилось недолго: с началом Великой французской революции Париж в одночасье стал столицей хаоса. Революционеры захватили Версаль и арестовали Марию, обвинив в роялизме. Ей грозила смертная казнь. Впрочем, судьба ее хранила: новое правительство предложило художнице сделать посмертные маски с казненных на гильотине Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Девушка понимала: или она будет снимать слепки с убитых друзей, или скоро в чьих-то руках окажется и ее голова. Она стала сотрудничать с революционерами. С ужасом она снова и снова бралась за работу, а ее коллекция стремительно пополнялась фигурами казненных. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», — рассказывала Мария.


Кровавые слепки с истории Франции

По воле случая она оказалась в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона и императрицей Франции(потом она попросит ремесленницу создать фигуру своего великого мужа). Уроки Кюртюса не прошли даром: Мария уговорила Робеспьера стать моделью. Она понимала, что совсем скоро вождь революции станет частью истории Франции. Эта скульптура привлекла внимание к творчеству Марии. И не только зрителей, но и новых заказчиков: ей удалось снять слепки с лиц Дантона, Демулена, Эбера и даже Марата — правда, уже мертвого. В день его убийства девушка сидела в мастерской и подсчитывала расходы за прошедший месяц. Вдруг распахнулась дверь, вошли несколько представителей власти и потребовали следовать за ними, взяв необходимое для работы. Окровавленный Марат еще лежал в ванне, Мария поспешно делала свою работу и одновременно внимательно рассматривала задержанную стражей его убийцу Шарлотту Корде, стараясь как можно точнее запомнить черты ее беспристрастного лица, чтобы потом создать ее восковую копию. Именно тогда у художницы родилась идея: не выставлять фигуры героев трагической сцены поодиночке, а выстроить сюжетную экспозицию. Это и стало первым шагом к созданию принесшего ей славу музея.

Мария становится Тюссо

Через несколько лет после этих событий умер Кюртюс, и Мария унаследовала его дело. А вот о семейной жизни она задумалась, только разменяв четвертый десяток. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Она родила двоих сыновей: Жозефа(по некоторым свидетельствам, он был назван в честь Жозефины) и Франсуа, а также прославила фамилию мужа на весь мир. Однако счастливого брака не сложилось: месье Тюссо оказался картежником. Мария приносила в семью деньги, он их проигрывал. Это всё чаще и чаще приводило к скандалам и конфликтам, о былой любви уже не шло и речи. Мадам Тюссо долго терпела, однако всему есть предел. И она решилась на отчаянный шаг: собрала вещи и покинула дом мужа. На косые взгляды окружающих она решила не обращать внимания, отвезла младшего сына к матери, а вместе со старшим отправилась в путешествие по Британским островам.

Одинокая, смелая и талантливая

Художница пополняла свою коллекцию фигурами английских политических деятелей и показывала ее в Великобритании, где быстро заработала безупречную репутацию. Приезд мадам Тюссо становился долгожданным событием для многих городов великой монархии. Но испытания на ее жизненном пути еще не закончились: корабль, перево­зивший экспонаты в Ирландию, попал в шторм. Некоторые фигуры удалось спасти, но большинство из них не подлежало восстановлению или утонуло. Однако, даже потеряв значительную часть коллекции, мадам Тюссо не упала духом и со временем востановила её по сохранившимся муляжам. После смерти матери Тюссо забрала младшего ребенка и окончательно переехала в Лондон. Она получила британское гражданство и основала музей на знаменитой Бейкер-стрит.


Как попасть к мадам Тюссо? Быть королевой!

Со временем быть частью коллекции мадам Тюссо стало невероятно престижно, ее новыми персонажами становились самые знаменитые люди эпохи: сэр Вальтер Скотт, лорд Байрон, адмирал Нельсон… Снова и снова изготавливая слепки и маски, семидесятилетняя мадам Тюссо понимала, что годы берут своё. И всё, чего ей хотелось теперь, — увидеть счастливую семейную жизнь сыновей. В конце концов судьба вознаградила Тюссо за пережитые страдания: ее старший сын женился, у него родились трое детей. Вдохновленная гордым званием бабушки, Мария начала лепить из воска известных всему миру детей — принцев и принцесс. Самым знаменитым экспонатом новой коллекции стала фигура будущей королевы Виктории, которая посетила музей в 13 лет, а через 4 года взошла на британский престол.

Музей мадам Тюссо и Лондонский Планетарий

Музей мадам Тюссо (фр. Madame Tussauds ) - музей восковых фигур вЛондоне , имеющий филиалы вАмстердаме ,Лас-Вегасе ,Копенгагене ,Нью-Йорке ,Гонконге иБерлине . Он был учреждёнскульптором Марией Тюссо.

Мария Тюссо (1761 -1850 ), девичья фамилия Гросхолтц, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кёртиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском. В1765 году он сделал восковую фигуруМарри Жанны Дюбари , любовницыЛюдовика XV . Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в1770 году и пользовалась большим успехом. В1776 году выставка состоялась вПале-Рояль вПариже . Следующая выставка на бульваре Дю-Темпль (фр. Boulevard du Temple ) в1782 явилась предшественникомКабинета Ужасов .

В 1777 году Мария Тюссо создаёт свою первую восковую фигуру (Вольтер ), а затем последовалиЖан-Жак Руссо ,Бенджамин Франклин . Во время французской революции она сделала посмертные маски королевской фамилии. После смерти в1794 Филлипа Кёртиса его коллекция переходит к Марии Тюссо. В1802 году Мария Тюссо переезжает вЛондон . В связи с англо-французской войной Мария Тюссо и её коллекция не могут вернуться во Францию и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В1835 году была учреждена первая постоянная выставка наБейкер-стрит вЛондоне .

Одной из центральной части её музея был Кабинет Ужасов . Часть выставки включала жертв французской революции, фигуры убийц и других преступников.

Со временем коллекция пополнилась фигурами других знаменитых людей, таких как адмирал Нельсон ,Вальтер Скотт .

В 1884 году коллекция переезжает на Marylebone Road. А в1925 году пожар уничтожил многие фигуры. К счастью, формы не пострадали, и фигуры были реконструированы.

Восковая фигура Адольфа Гитлера

В 2000 году было открыто представительство музея в Гонконге .

========================================

Мари Тюссо

Mary Tussaund

01.12.1761 Года [Страсбург] - 16.04.1850 года [Лондон], Франция

На днях дубайская государственная инвестиционная компания Dubai International Capital приобрела Tussauds Group, в которую входят и знаменитые галереи восковых фигур мадам Тюссо. Сама мадам Тюссо и представить не могла, что ее детище переживет ее более чем на полтораста лет и в конце концов попадет к арабам. Незаконнорожденная дочь служанки, Мари Гросхольц учила изящным искусствам сестру последнего французского короля. Ее жизнь была плотно связана с палачами - они поставляли ей отрубленные головы для снятия посмертных масок. Но, разочаровавшись в любви и революции, она навсегда покинула Францию. И несмотря на богатство, купила собственный дом только в 74 года.

Лев Синебрюхов, http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art_oo/id_art-916898

Воспитанница анатома

В 1802 году от начала Великой французской революции прошло лишь 13 лет, но во Франции уже зарождалась новая монархия, во главе которой встанет император Наполеон. В том же году содержательница передвижной выставки восковых бюстов и фигур мадам Тюссо навсегда покинула бурный Париж. Во Франции она оставляла все свои связи и мужа. С собой она везла свою выставку, двух сыновей - двух и четырех лет - и письмо на имя главного палача Эдинбурга Джона Вильямса. В нем верховный палач Парижа просил своего шотландского коллегу сердечно принять у себя мадам Тюссо и помочь ей снимать посмертные маски с тел казненных. Эта рекомендация открыла француженке дорогу к самым известным преступникам Британской короны и к всемирной славе, уже пережившей ее на полтора века.

Родилась Мари Гросхольц 1 декабря 1761 года в Страсбурге. Ее родители были родом из Швейцарии. Отец Иоганн-Жозеф промышлял изготовлением гравюр, а мать Анна-Мария служила прислугой. Пикантность рождению Мари придает тот факт, что она появилась на свет, пока Иоганн-Жозеф воевал в одной из армий в Семилетней войне 1756-1763 годов. Впрочем, никаких семейных сцен за этим не последовало - муж с войны не вернулся. После положенного траура Анна вышла за муж еще раз и сменила фамилию на Саверни. Но вскоре ее второй муж умер. К этому моменту Анна-Мария работала экономкой в доме Филиппа Кюртэ - врача, промышлявшего изготовлением гипсовых и восковых масок. На третий брак вдова не решилась и скромно сожительствовала с господином Кюртэ до конца жизни.

Из Страсбурга Кюртэ вместе с семьей Гросхольц перебрался в Берн, где Мари провела детские годы. Затем они переехали в Париж, где доктор окончательно забросил врачебную практику и полностью сосредоточился на создании восковых скульптур.

История восковой скульптуры насчитывала к тому времени не одно столетие. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Филипп Кюртэ внес свою лепту в развитие этого искусства, приспособив его к нуждам живых. В те времена фотография еще не была изобретена, а портрет или бюст у художника стоили дорого и были не каждому по карману. А Кюртэ за сходную цену запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Для большего реализма бюсты одевали в кружева и сюртуки. К работе была привлечена и маленькая Мари. Сначала она шила одежду для фигурок, потом помогала делать эскизы клиентов. Скоро Кюртэ заметил в ней явный талант художника и с отеческой теплотой обучал девочку всему, что знал в искусстве сам.

Фигурки бывшего анатома становились все популярнее. Прибыли от заказов хватало, чтобы арендовать дом в престижном аристократическом районе Парижа. Во время бракосочетания будущего короля Франции Людовика XVI с Марией-Антуанеттой в 1771 году вдохновленный Филипп Кюртэ слепил из воска портреты новобрачных и выставил их в своей лавке. Успех предприятия превзошел все ожидания. Посмотреть на бюсты августейших супругов народ стекался толпами. Это и натолкнуло Кюртэ на мысль создать коллекцию фигурок знаменитостей.

Ее подготовка заняла несколько лет. И поздней осенью 1776 года весь Париж был увешан афишами: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие". Мари продавала билеты на выставку. Фигуры сразили парижан наповал. Центральной фигурой выставки стал сам король. Заинтригованный слухами, Людовик XVI скоро сам пожаловал в галерею Кюртэ. И был настолько восхищен, что пожертвовал на одежду фигуры свой мундир и один из орденов. Впрочем, почти все эти скульптуры были сделаны по картинам и гравюрам и временами довольно слабо походили на оригинал.

Не обязательно жить в Лондоне, чтобы понимать, что такое улица Бейкер-стрит. Спросите любого встречного, и с высокой вероятностью вам ответят, что это родная улица славного детектива Шерлока Холмса. Несмотря на то что это вымышленный персонаж, власти города специально выделили на Бейкер-стрит помещение, которое обустроили в виде музея, посвященного личности сыщика. Но стоит пройтись от этого места всего лишь за угол, и вы попадете на весьма примечательную улицу Мэрилбон Роуд.

Недалеко от планетария находится еще один не менее популярный и интересный музей. Он отличается своей большой зеленой куполообразной крышей и является одним из наиболее известных музеев во всем мире. Более того, он один из самых старых, ведь основан он был в 1835 году. Это, конечно же, музей восковых фигур мадам Марии Тюссо.

Память о себе

Среди большого разнообразия знаменитостей, которые были увековечены при жизни или посмертно, можно встретить фигуру и самой мадам. Она сама изготовила ее. Мария Тюссо выглядит весьма просто и скромно: простая старушка в черном платье и не менее мрачной шляпке. Свой восковой автопортрет художница изготовила уже в возрасте 81 года. Безусловно, она могла сделать фигуру себя в более молодой версии, когда она была привлекательной. Тем не менее она хотела запомниться людям такой, какой она стала в момент величайшей своей славы и богатства. Прийти к успеху она смогла именно на склоне своей жизни.

Темное наследие

О музее Марии Тюссо слышало большое количество людей, тем не менее особенности ее жизни всегда были несколько скрыты и мало распространены. Настоящая фамилия ее - Гросхольтц. Она является потомком старой династии палачей Гросхольтц. Но уже ее отец отошел от семейного дела, выбрав более гуманный бизнес. Иоганн-Жозеф занимался изготовлением гравюр, однако он погиб еще до ее рождения. Тем не менее именно такое «темное наследие» оставило отпечаток на все ее творчество.

Неудивительно, что посетив музей в Лондоне, можно встретить столь мрачные экспозиции, как «Камера пыток», которая полна многочисленных, ужасающих своим реализмом скульптур убийц, их жертв, а также палачей с их приспособлениями.

Начало жизненного пути

История Марии Тюссо начинается в Германии, где она родилась в декабре 1761 года. Ее воспитанием в связи со смертью отца занимался ее дядя Филипп Курциус. Он работал врачом, причем весьма успешным и востребованным. Тем не менее его истинным призванием стало создание миниатюр из эмали, а также анатомических восковых фигур. Именно у дяди Анна Мария Тюссо обучалась всем техникам и секретам, раскрывая свое дарование.

В 1767 году Филипп со своей племянницей отправляется в Париж. Там его начинают называть Курте, и он очень быстро завоевал славу и признание благодаря качеству работ. Самой первой его работой стала фигура Мари Дюбари, что была любовницей короля Людовика XV.

Дебютная работа

Мария Тюссо сначала занималась лишь продажей билетов, привлекая гостей в галерею дяди. Как самостоятельный мастер она дебютировала, изготовив три удивительные фигуры - Вольтера, Франклина и Руссо. Талант юного дарования не остался незамеченным. и королева Мария-Антуанетта пригласили ее к себе в Версаль. Там она трудилась в течение 10 лет, постоянно занимаясь усовершенствованием своего выдающегося таланта. Многие художники могли лишь мечтать о таком стечении обстоятельств.

Время смут

Тем не менее биография мадам Тюссо оказалась не настолько счастливой и беззаботной. Началась революция, и все переменилось в ее жизни. Королевская семья, ее благодетели были отправлены на гильотину и лишились свои голов. Про мадам Тюссо известно, что ее посчитали «роялисткой» и отправили в тюремное заключение.

Вместе с ней в застенках находилась и Жозефина Богарне. В будущем она станет любовницей Наполеона и императрицей Франции. Обе женщины уже были обриты для гильотины, однако в самый последний момент их решили помиловать. Новая политическая власть от скульпторши потребовала доказать свою лояльность - ей нужно было изготовить посмертные маски королевской четы, что в свое время так сильно помогла девушке. Ее отправили на свалку тел искать головы короля и королевы. Мягко говоря, процесс такого поиска не был приятным.

Возвращение к работе

После такого действия правительство больше не беспокоило Марию Тюссо, так что она смогла вернуться к своей любимой работе. Воска было в большом количестве, однако волос для своих фигур ей всегда не хватало. Но Мария уже знала выход из такой ситуации. Она выпросила себе пропуск в тюрьму, в подвалах которой складывали отрубленные головы казненных. Именно волосы с этих голов она решила использовать в своих целях. Добыть такое разрешение было весьма сложной задачей, однако ей помогла ее девичья фамилия Гросхольтц. Ее воспринимали как наследницу знаменитых палачей, так что «коллеги» с уважением относились к ее просьбам.

Замужество

В то время Мария еще не получила фамилию Тюссо. Только в 1795 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Тем не менее новоиспеченная Мария Тюссо не была счастлива в своем браке. Спустя восемь лет супружеской жизни они решили развестись. Франсуа оставляет жену с двумя сыновьями, а также с фамилией, которую она прославит на века.

После смерти дяди Филиппа в 1794 году Мария получила в наследство всю его коллекцию работ и продолжила его дело. Франция становится не самым благоприятным местом для жизни: постоянные конфликты, войны и беспокойства. принимает решение перебраться в Англию, незадолго до этого закончив скульптуру Наполеона. Стоит отметить, что фигура намного пережила свой оригинал и до сих пор находится внутри Лондонского музея, являясь самым ценным экспонатом.

Британский этап жизни

В течение 33 лет передвижная коллекция мадам Тюссо путешествует по территории Британских островов, постоянно пополняясь новыми экспонатами. Кроме представителей английского бомонда и исторических фигур, художница занимается созданием галереи преступников. Она сводит дружеские отношения с Джоном Уильямсом, палачом в Эдинбурге, благодаря чему у нее появился беспрепятственный доступ внутрь тюрьмы. Там она занималась получением слепков с лиц казненных, а с некоторых из заключенных она делала слепки, пока они еще были живы.

Оседлая жизнь

Только в 1835 году скульпторша решила осесть на Бейкер-стрит. Здесь она купила себе привлекательный особняк и внутри его залов расставила все экспонаты. Именно с этого момента официально идет отсчет для ее музея, хотя очевидно, что он существовал еще задолго до этого. История мадам Тюссо закончилась в возрасте 89 лет. С ее смертью управлением музея занялись ее сыновья - Френсис и Жозеф. Фото Марии Тюссо практически не сохранилось, но ее автопортрет позволяет отчетливо знать все о ее внешности в последние годы жизни.

До 2007 года владельцами музея была компания Tussauds Group. Но владельцы не смогли устоять перед предложенными 2 млрд долларов и частью акций мегакорпорации, так что решили продать наследие американской компании «Блэкстоун». Они также являются владельцами сети развлекательных парков «Леголенд».

Популярность музея в веках

Музей стал известным во всем мире. За все время его существования в нем побывало свыше 500 миллионов людей. В наше время каждый год лондонский и прочие мировые филиалы посещает около 14 миллионов туристов.

Самым старым экспонатом коллекции является мадам Дюбари. Это фигура, которую изготовил еще Филипп Курциус. Музей отличается наличием свыше 1000 разнообразных восковых фигур, что изображают популярных и влиятельных личностей мира. Каждый год коллекция расширяется примерно на 20 экспонатов. На изготовление одной фигуры требуется от двух месяцев до полугода. Иногда для этого нужно намного больше времени. Очень много зависит от позы и количества открытых участков тела фигуры.

Большая часть всех скульптур изготавливалась на основе живых оригиналов. Во время снятия мерок необходимо было делать свыше 150 различных измерений. Более того, экспонаты нуждаются в постоянном уходе. Прически куклам периодически укладываются, поправляются командой профессиональных парикмахеров. Чтобы полностью изменить прическу для экспонатов, необходимо потратить до 1000 фунтов и от 2 до 5 недель.

Современные экспонаты

Жизнь постоянно движется вперед. Некоторые фигуры теряют свою актуальность и их убирают на склад, а на их место ставят новые. К примеру, Бориса Ельцина уже убрали, а вот восковая версия Путина до сих пор считается одной из самых популярных среди политиков. Музеем это место является лишь по своему названию. Можно сказать, что это настоящая доска почета, уникальный мавзолей, попасть куда можно лишь благодаря своим заслугам или большой известности.

Самое главное - время практически остановилось тут. Вечно молодые «битлы» зажигают вместе, прекрасная Мэрилин Монро ослепляет своей улыбкой. Элвис Пресли - молод и прекрасен, а Майкл Джексон замер в последнем па своей «лунной походки». Он также является рекордсменом по количеству фигур. В музее находится 14 версий Майкла Джексона.

Филиалы по всей планете

В мире существует 9 музеев восковых фигур Тюссо. Они расположены в столице Англии, Лондоне, а также в Амстердаме, Берлине, Шанхае, Гонконге, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Голливуде, Вашингтоне. Само собой, экспозиции в каждом из них так или иначе могут повторять друг друга. В основном это зависит от того, в какой стране или городе расположен филиал.

К примеру, в лондонском филиале на самом почетном месте находится именно королевская чета. На территории США больше всего почестей отдается бывшим президентам страны. В Голливуде больше всего звезд экрана. Отправившись в Гонконг, вы увидите на почетных местах Брюса Ли и Джеки Чана, а также популярную актрису Ашарвайю Рай, которая знакома нашему зрителю благодаря роли в картине «Последний легион».

Самым молодым филиалом является отделение в Берлине, которое открылось в 2008 году. Здесь можно полюбоваться прекрасной Марлен Дитрих с черным цилиндром и длинной сигаретой в руке. Здесь также есть и Гитлер, изображенный в последние часы своей жизни. Стоит отметить, публика неоднозначно восприняла наличие такого экспоната в музее. Однажды было совершено «покушение» на фигуру. Мужчина накинулся на фюрера и оторвал тому голову. Вандал был оштрафован, а голова вернулась на плечи диктатора. Стоит отметить, что несмотря на волну критики в адрес музея, они так и не убрали этот экспонат.

Русские личности на территории музеев представлены такими персонами, как Ленин, Гагарин, Екатерина Великая, Петр Первый, Федор Достоевский и прочие.

Вряд ли найдется хоть кто-то, кто не слышал о музее восковых фигур мадам Тюссо. Действительно, хотя подобных музеев в мире очень много, именно он был первым и по сей день остается самым знаменитым. В наше время это уже целая сеть выставок - начиная со штаб-квартиры в Лондоне, музей постепенно открывал филиалы по всему миру, и сейчас их уже 14.

Конечно, нас всех впечатляют восковые портреты знаменитостей, выполненные с потрясающей реалистичностью. Но не менее удивительной была и жизнь самой Марии Тюссо. уверяет: эта история мало кого оставит равнодушным.

От палачей к художникам

Начнем с того, что в девичестве Мария носила фамилию Гросхольтц и принадлежала к известной династии… палачей! И хотя ее отец изменил «семейному делу» и зарабатывал на жизнь более жизнеутверждающим ремеслом (он делал гравюры), но все же этот темный отпечаток прошлого прослеживается во всем жизненном пути и творчестве Марии Тюссо. Взять хотя бы «Камеру пыток» в лондонском музее мадам Тюссо - от страшной реалистичности скульптур убийц, палачей, пыточных приспособлений мурашки по коже побегут у всех.

В вихре исторических потрясений

В 1767 году дядя Марии Филипп Курциус переехал в Париж, взяв с собой талантливую племянницу. Здесь Мария создает свои первые восковые фигуры - Вольтера, Руссо и Франклина. И сразу же получает расположение короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты. Королевская чета приглашает художницу в Версаль, где она на протяжении 10 лет оттачивает свой талант. Безмятежное время обрывает Французская революция: мятежники отправляют короля и королеву на эшафот, а Марию - в тюрьму, как «роялистку».

Удивительно, но соседкой Марии по камере оказалась Жозефина Богарне - та самая Жозефина, которая вскоре вскружит голову Наполеону Бонапарту. Обе женщины уже готовились отправиться на гильотину, но в последний момент пришел приказ об их помиловании. От Марии потребовали своеобразного доказательства верности новой власти - она должна была сделать посмертные маски своих благодетелей, короля и королевы. Марии пришлось самой искать их отрубленные головы среди брошенных разлагаться тел других жертв кровавого террора.

Труды и дни

В 1795 году Мария выходит замуж за инженера Франсуа Тюссо. Это был неудачный брак, но именно с фамилией своего мужа Мария стала знаменитой. Имя Марии Гросхольтц ничего не скажет большинству людей. А вот о мадам Тюссо знают все!

В работе Марии Тюссо бывали трудности практического характера. Например, человеческие волосы были очень дефицитным материалом. Женщина придумала нестандартное решение: использовать волосы казненных преступников. Получить разрешение на допуск к телам ей помогла ее девичья фамилия - родство со знаменитым палачом открывало ей двери во все тюремные застенки.

В 1802 году Мария Тюссо переезжает в Англию и начинает трудиться над коллекцией персонажей английской истории: Ричард Львиное сердце, Мария Стюарт, Герих VII, Кромвель, Вальтер Скотт, лорд Байрон… Коллекция восковых фигур мадам Тюссо была передвижной и путешествовала по всем городам Британских островов, пока не остановилась в красивом особняке на Бейкер-стрит в Лондоне. Там музей восковых фигур мадам находился до 1883 года.

Автопортрет в неброских тонах

Свою восковую фигуру для музея мадам Тюссо сделала сама. Это более чем скромный образ - обычная старушка, одетая в черное платье и ординарную шляпку. Марии Тюссо на момент создания автопортрета шел 81 год. Конечно, она могла бы изобразить себя цветущей красавицей. Однако решила оставить себя на память следующим векам такой, какой была, когда к ней, наконец, пришли слава, признание и богатство.

Где посмотреть восковые фигуры у нас

К сожалению, в России нет филиала музея восковых фигур мадам Тюссо. Тем не менее, увидеть портреты знаменитостей из воска можно и у нас - на выставке восковых фигур в ВВЦ (ВДНХ) в Москве, в Музее восковых фигур в Санкт-Петербурге и Московском музее восковых фигур в Суздали.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.



Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.



В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.



Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.





В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.



Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».



Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру. Его история заслуживает отдельного внимания: