НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка. А.Н

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе
по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Федосюк Е.В., учителя начальных классов, МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3»

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал: учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

В процессе моего урока я стремилась к формированию у учащихся читательской компетенции. В основу урока вошёл не только программный материал, учащиеся знакомились с биографией писателя В. Даля, самостоятельно находили его произведения, познавали общекультурные художественные ценности.

Я стремилась донести до их понимания духовную сущность произведений. В процессе работы с произведением учащиеся могли осваивать основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, овладевать навыком анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, доступных младшему школьнику на примере жизни простого русского народа, способствовало воспитанию собственного поведения, доброго отношения к окружающим.

Сравнительный анализ произведений помогал отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания, раскрывая замысел и основную мысль текста.

Для развития творческой деятельности учащихся на уроке имели место постановка живых картин, чтение по ролям и драматизация.

Воспитывать интерес к чтению и книге, обогащать нравственный опыт учащихся, формировать представление о добре и зле - такова цель моих уроков в дальнейшем.

Тема: Сравнительный анализ русской народной сказки «Снегурочка» и авторской сказки В. Даля «Девочка Снегурочка».
Цель урока:
1. Продолжить знакомство над сказкой, как видом устного народного творчества, совершенствовать умение различать авторскую сказку от народной.
2. Познакомить с новым произведением - русской народной сказкой «Снегурочка». Сравнить народную сказку со сказкой В.И. Даля.
3. Совершенствовать навыки чтения, умение выделять главную мысль произведения, делить текст на логически законченные части, передавать прочитанное посредством пересказа.
4. Развивать речь, память, мышление, умение работать самостоятельно.
5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к людям.

Оборудование:
1. Компьютер, фильм - презентация урока.
2. Рисунки учащихся по сказкам «Старик - годовик», «Снегурочка».
3. Выставка книг (произведения В.И. Даля, русские народные сказки).

Ход урока:
1. Организационный момент.

- Приготовились к уроку чтения. Все ли учебные принадлежности на парте? (Учебник, тетрадь, дневник, ручка и карандаши).

2. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте подготовим наш язычок к работе.
Сказка о весёлом язычке.
Жил - был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик?
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Это домик - рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открываем и закрываем). Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел на крыльцо (язык лежит на нижней губе), решил погреться на солнышке. Подул лёгкий ветерок. Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил дождь (язык стучит по закрытым зубам, произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома. Он решил напоить своего котёнка и налил ему молока. Котёнок лакал молоко вот так (показываем). Потом он облизал свой ротик (показываем) и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: «Тик-так!» (открыть рот и водить языком из угла губ в другой). Котёнок свернулся клубочком (свернуть язык, поднять его к нёбу). «Пора спать», - подумал язычок и уснул.

3. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую сказку вы читали дома? (Старик-годовик)
- Кто написал эту сказку? (В. Даль)
- Что вы знаете об этом писателе? (Ответы ребят)

А) Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в г. Луганске в семье врача. Родители Даля были из Дании, мать - немка. Они дали сыну хорошее домашнее образование. В 17 лет Владимир Даль окончил морской кадетский корпус, а затем и медицинский факультет университета в г. Тарту. Даль стал морским офицером, он был хирургом, но всю свою жизнь посвятил изучению русского языка.
В 1862г. был опубликован сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000пословиц, поговорок и прибауток. И по сей день мы пользуемся этими поговорками в своей речи.
50 лет Даль работал над «Толковым словарём русского народа» (1866г.), который состоит из четырёх томов и содержит 200 000слов. В этом словаре Даль не только показывает правильное написание этих слов, но и объясняет их значение, смысл.
Много сказок у В.И. Даля. Это «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», Привередница», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и много других. Его сказки поучительные и интересные.
Умер В.И. Даль в 1872 г.

Б) - Как вы поняли содержание сказки, мы проверим, проведя сейчас тест - опрос.

Тест:
1. Кто главный герой сказки Даля? … Старик - годовик
2. Кто такой старик - годовик … Год
3. Каких птиц выпускал год? … Месяцы
4. Как вылетали птицы? … Тройками
5. Что это были за тройки? … Времена года
6. В каком порядке вылетали птицы? … Зима, весна, лето, осень
7. Сколько крыльев было у каждой птицы? … 4
8. Что это были за крылья? … Недели
9. Сколько в крыле перьев и какие? … 7, пон., втор., сред, четв., пят., суб., воск.
10. Какого цвета были перья и почему? … День, ночь, черная половина и белая
(Самопроверка)

4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Это тоже сказка, но народная. А какие еще есть сказки? (Авторские)
- В чем их различие?
Наша новая сказка называется «Снегурочка».
- А кто такая Снегурочка?
Ответы: - Это внучка Деда Мороза.
- Это дочка Весны.
- Её вылепили дед с бабой из снега.
Это сказка народная. У многих народов есть сказка, в которой рассказывается о девочке, вылепленной из снега. Такая сказка есть у норвежцев. Снегурочку лепят из снега дети. В библиотеке вы можете спросить норвежскую сказку про Снегурочку и узнать, о чём в ней идёт речь. А у В.И. Даля тоже есть сказка, которая называется «Девочка Снегурочка». Чтобы их сравнить, я попросила прочитать эту сказку нашим ребятам. И сейчас они расскажут нам сказку Даля.

5. Работа над материалом урока.
А) Пересказ сказки В.И. Даля «Девочка Снегурочка».
Б) Опрос по прослушанному произведению:
- Из чего появилась Снегурочка? … из комочка
- Какой росла Снегурочка? … очень хорошей
- Кто приносит беду бабке с дедкой? … лиса
- Кто пострадал за лисьи проделки? … Жучка
- Что случилось со Снегурочкой летом? … заблудилась
- Кто пытался помочь Снегурочке? … медведь, волк, лиса
- Почему им не поверила Снегурочка? … чужие
- Кто выручил Девочку из беды? … Жучка
- Какой у сказки конец? … счастливый
- Как вы думаете, какова главная мысль сказки?
Вывод: Надо помогать тем, кто окажется в беде, не доверять чужим и незнакомым людям, быть добрыми и разумными.
- В конце сказки есть пословица «Нет худа без добра». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Если бы собачку не выгнали, Снегурочка могла бы пропасть. Ей некому было бы помочь. То, что Жучку выгнали - это худо, плохо. Но это худо сделало добро - Снегурочка была спасена.)

В) Знакомство с новым произведением русской народной сказкой «Снегурочка».

1. Чтение учителем.
- Найдите зачин сказки. (Выделение частей произведения.)
- Как Снегурочка появилась на свет у В. Даля?
- Найдите в тексте, как Снегурочка появляется в народной сказке, зачитайте. (Выборочное чтение.)
Вывод: Русский народ очень трудолюбивый. В старые времена труд был очень тяжелым. Даль считал, что сказка должна приносить радость, и решил облегчить даже в сказке труд бабке с дедкой.

2. Чтение учащимися.
- Почему Снегурочка грустила?
- Чему она радовалась?
- Как вы думаете, что произошло со Снегурочкой в лесу?
- Дочитайте конец самостоятельно и попробуйте придумать свой конец к сказке.

3. Сравнительный анализ сказок.
- Откройте свои тетради и давайте построим таблицу, поделим пополам.

Вопросы:
1. Главные герои сказки?
2. Как появилась Снегурочка?
3. Какой росла Снегурочка?
4. О ком или о чем жалела Снегурочка?
5. На какое существо больше похожа?
6. Какой конец у сказки?

В.И. Даль «Девочка Снегурочка» Русская народная сказка «Снегурочка»
Баба, дед, Снегурочка, Жучка Баба, дед, Снегурочка
Из комочка Сделали бабка с дедкой
Умная, ласковая, разумная Умная, ласковая, красивая,
Жалела собачку Что зима прошла
На простую девочку, которая может жить среди людей
На волшебное, сказочное.
Ей трудно жить среди людей
Счастливый
Погибает, тает от костра

Выводы:
Сказка В.И. Даля про добрую девочку, которая появилась сказочным образом у одиноких людей, но ей хорошо с ними. Снегурочку любят и люди, и животные и ей помогают. Как бы хотят, чтобы чудо осталось с ними навсегда.
Русская народная сказка «Снегурочка» про волшебную Снегурочку, красавицу, умницу. Такой на свете не бывает, но люди мечтали о чуде. Снегурочка не остаётся с людьми, как не может быть в нашей жизни чудес. Но народ так этого хотел.

5. Итог урока.
- Что нового и полезного для вас вы услышали на уроке?
- Какие виды сказок вы знаете? Что запомнили о жизни В. Даля?
- Какое настроение у вас после знакомства с этими сказками.

6. Оценивание учащихся. Задание на дом.

Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области Сказкотерапия по мотивам сказки
«Снегурочка»
Выполнил: Жихарева В.П., музыкальный руководитель, 1КК Шипилова Л.Н., воспитатель,1КК г. Семилуки 2015

Цель:
Раскрыть некоторые особенности работы со сказкой (посредством сочетания сказки, музыки, движения способствовать раскрепощению детей, адаптировать к предложенным ситуациям, быстрее идти на контакт с новыми людьми).
Задачи:
1.Словесное комментирование:  побуждать детей к высказываниям по поводу знакомого содержания;  формировать интерес к окружающему. 2. Психогимнастика:  учить детей передавать в движении, мимике, жестах собственные аффективные состояния;  развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. 3. Развивать воображение, память, чувство сострадания, радости.
Направление работы:
сказкотерапия.
Участники мероприятия:
воспитатели, дети.
Внутренние связи:
музыкальный руководитель.
Предшествующая работа:
1. Знакомство со сказками: “Морозко”, “Снегурочка”. 2. Проведение занятий, дидактических игр, экспериментальная деятельность по теме: “Зимушка-зима”.
Форма работы:
игра-путешествие.
Ресурсное обеспечение:
ширма, костюм “Снегурочки”, модель солнца, бусинки по количеству детей, аудиозапись, макет костра, народные детские костюмы.
Ожидаемый результат:
Умение сопоставлять содержание сказки и реальные явления, применять полученные ранее знания в определенной жизненной ситуации.
Ход мероприятия
Звучит запись: Ручейки весенние Бегут, бегут, бегут… И травка зеленеет Везде – и там, и тут. Теплу и солнцу рады Березки и сосна, Домой вернулись птицы, Домой пришла весна (под музыку выходит Весна)
Вступление
Весна: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! К нам сегодня пришли гости посмотреть, на вас. Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Хотите?
Вхождение в сказку
- А чтобы попасть в волшебную страну нам нужно произнести волшебное заклинание: Послушайте: 2 раза вокруг себя повернись и в сказке окажись. Запомнили. Закройте глазки и повторяйте вместе со мной: 2 раза вокруг себя повернись и в сказке окажись. Весна уходит, появляется Сказительница: - Вот мы и в волшебной стране.
(Присаживайтесь ……………). - Итак, сказка начинается. А называется сказка «Снегурочка». - Жили – были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима холодная, много выпало снега. - Вот так и старик со старухой решили из снега сделать дочку. - Вышли они на улицу и принялись дочку из снега лепить. - Давайте и мы с вами попробуем слепить снежные комочки.
Упражнение 1. Игровой этюд «Снежные комочки и их катание»
Дети «берут снег и лепят комочки». - Посильнее нажимайте, чтобы комочки стали тугими, упругими, не рассыпались. Хорошо.. Молодцы! - Что у вас устало? Руки устали? А теперь потрясите кистями рук, расслабьте руки….. Хорошо… отдохнули? - А теперь из маленьких комочков надо скатать большие комочки. «Катаем комочки по снегу», напрягаем спину. Катаем стараемся…устали? Остановитесь, отдохните стоя, расслабьте все тело……. Снегурочка выходит, когда катают снежки. Ребята, давайте посмотрим, а что получилось у деда с бабой…. Дети расходятся и становятся в хоровод вокруг Снегурочки. РЕБ: Смотрите, смотрите! стоит Снегурочка с закрытыми глазами, ни руки, ни ноги у нее не двигаются. Ребята, покажите неподвижную Снегурочку.
Упражнение 2. Игра – имитация «Снегурочка»
РЕБ: У Снегурочки задрожали реснички, затем медленно открылись глаза, посмотрела Снегурочка (только глазами) влево, потом посмотрела вправо, вниз, вверх. Сказительница: - Потом Снегурочка улыбнулась, медленно повернула голову в одну сторону, в другую; плавно и медленно развила руки в стороны и сделала шаг вперед. Снегурочка: Не пугайтесь люди зря, Звать Снегурочкой меня. Мне наскучило в лесу, Жить среди людей хочу. Сказительница: - Обрадовались старики, привели Снегурочку в избу. Глядят на нее, не налюбуются. (Дети водят хоровод) Сказительница:
- Всем Снегурочка мила: И послушна и добра, Но с весенними лучами Загрустила вдруг она.. От солнца прячется Все бы ей тень да холодок, А как радуется дождику! (Снегурочка прячется за березки) Сказительница: - Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. (Снегурочка выносит град)
Упражнение "Град"
(Дети барабанят пальцами по жесткой поверхности до усталости в пальцах рук, затем потряхивают кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в кончиках пальцев) Снегурочка рассыпает по полу "град" (бусины белого цвета). Дети собирают бусины в ладонь, рассматривают их, любуются, пересыпают из одной ладони в другую. Сказительница: - За весной и лето пришло. Собрались девушки подружки Снегурочки на гулянье в лес и Снегурочку с собой позвали. РЕБ. Снегурочка, давай в луга пойдём, Цветы весенние в букеты соберём. Мы венки тебе красивые сплетём, Песни звонкие и пляски заведём. Сказительница: - Только всё Снегурочка печалиться, Только горемычная кручиниться. (Дети садятся на стульчики) Выходит Весна: - Снегурочка, дитя мое, О чем мольбы твои? (Подходит к Снегурочке.) Чего тебе недостает? Снегурочка: - Тепла сердечного, любви! Кругом меня все любят, все счастливы И радостны, а я одна тоскую; Весна: -Забыла ты отцовы опасенья. Любовь тебе погибелью будет. Снегурочка: - Пускай! Чем жить в тоске всю жизнь, так лучше хоть денёк прожить, даря тепло и доброту. Весна: - Что ж видно так должно и быть.
Пусть будет как ты хочешь. Танец цветов (Снегурочка надевает венок на голову.) Снегурочка: - Ах, что со мной? Какой красою Зеленый лес оделся! Берегами И озером нельзя налюбоваться. Весна: - Снегурочка, прощай, Предчувствие тревожит сердце мне. Снегурочка: Спасибо, Матушка-Весна!!! (Весна уходит) Снегурочка: - Берёза, моя берёзонька! Берёза моя белая, Берёза раскудрявая. Стоишь ты, берёзонька, Листья зелёные. Под тобой, берёзонька, Трава шелковая. Близ тебя, берёзонька, Красны девицы Венки плетут. (Во поле берёза стояла). РЕБ. Эх, талантливый народ На Руси у нас живёт! Как начнёт плясать, Никому не устоять, (Барыня) Снегурочка: - Люди, добрые, скажите, Зачем растаял белый снег? Кто ото льда очистил реки? Зачем сияет солнца свет? Скажи, кто разбудил капель? Кто птиц позвал к нам возвратиться? Скажи, кто даст земле тепло? И первым почкам даст напиться? Выходи же, Солнышко! Выходи, Красное! Не к лицу тебе лежебокой быть, Не к лицу прослыть привередою. Поднимись скорей в небо чистое, Освети, согрей землю – матущку! А меня возьми белым облаком Над землёй парить, людям мир дарить!
(Сказительница выносит костер) Сказительница: - А когда наступил вечер, набрали девушки- подружки хворосту, разложили костер и встали все друг за дружкой стали и по – очереди с разбегу, через огонь прыгать. РЕБ: Снегурочка, давай с нами прыгать!
Упражнение 5. «Костер»
Сказительница: Прыгнула над огнем и вдруг растаяла…. обратилась в белое облачко…. Поднялось облачко высоко – высоко и поплыло по небу. (Снегурочка с белой шалью уходит, кружась) Сказительница: А мы с вами под музыку поплывем вместе с облачком…. (Дети садятся) Танец «Облака» Сказительница: Беседа с детьми по сказке: - Каким показался вам конец сказки: грустным, радостным иди спокойным? - Вы порадовались за Снегурочку или пожалели ее? Почему порадовались? Почему пожалели? - Хорошо или плохо превратиться в облачко? Почему хорошо? Почему плохо? - Что интересного может увидеть облачко? - Что хорошего может сделать облачко? - Ребята! Пришло время из сказки возвращаться в детский сад. Для этого нам нужно произнести волшебное заклинание: 2 раза вокруг себя повернись и в детском саду окажись. Повторяйте вместе со мной: 2 раза вокруг себя повернись и в детском саду окажись. Спасибо всем за сказки и мой совет Чтобы сказки не обидеть- Надо их почаще видеть. Сказки надо полюбить И они помогут жить. Воспитатель: - Растаяла Снегурочка, А с нею растаял и лёд в сердцах наших. Так будем добрее терпимее, не будем причинять друг другу зла, Ведь мы - великий народ! Мы не хотим войны, мы хотим жить в мире! Танец «Белые птицы» (ребенок выносит Солнце)

К этой мудрой сказке обращались многие русские писатели, такие как В.И. Даль, А.П.Островский, Э.В.Померанцева, А.П.Афанасьев и др. По сценарию этой сказки были поставлены пьесы, сняты фильмы и мультфильмы, написана опера. В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В.М.Васнецов говорил: — Правду – никто не поймет. Люди живут-то другим. А эта поэма «Снегурочка» — лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…

Краткое содержание сказки, обобщенное

Жили — были Иван да Марья. И всего у них было вдоволь, только детишек не было. Наступила зима, выпало много снега. Решили они слепить себе девочку Снегурочку.

И получилась она у них ладная да красивая, глядят — не налюбуются: глазки голубые, губки алые, щечки только без румянца. Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках и живут, а взаправду не бывают.

Пришла весна, зацвело все кругом, птички запели в лесу. Подружки в лес зазывают. Не хотела Снегурочка идти в лес, да родители уговорили пойти погулять. Подружки венки плетут, цветы собирают и не заметили, как потерялась Снегурочка. Аукали, да не услышала. Ушли домой. Дело к вечеру.

Снегурочка нашла большое дерево, залезла на него.

Шел мимо медведь, уговаривал с ним пойти – не согласилась.

Шел мимо волк – не поддалась на его уговоры.

Бежала мимо хитрая лиса и уговаривала — увещевала с ней пойти – не соблазнилась Снегурочка. Прибежала собачка Жучка, обрадовалась девочка, собачка ее домой привела. Наступило лето красное. Ягодки созрели. Собрались подружки в лес по ягоды и Снегурочку зовут. Обещают беречь ее пуще глазу. Благословили ее родители пойти погулять, ягодок собрать. Подружки ягодки собрали, хоровод водили, костер разожгли, стали прыгать.

А Снегурочка опечалилась, сидела у прохладного ручья, не хотела прыгать, но подружки настояли и прыгнула. Ручей в эзотерике — это чистая информация, знания, полученные с высших планов бытия. Прыгнула над огнем и вдруг расстаяла, обратилась в белое облачко.

Поднялось облачко высоко и слилось с Небом. Обернулись подружки, а Снегурочки нет.

Второй вариант этой сказки.

От отца Мороза и матери Весны родилось прекрасное дитя: девочка Снегурочка.

Снегурочка выросла и стала еще красивее. Все парни в округе на нее заглядывались, а девушки от нее отвернулись, из-за обиды – ревности.

Лелю приглянулась Снегурочка, но он желал страстной любви, а она признается, что сердце ее не знает любви. Тогда Лель ухаживает за Купавой – веселой, жизнерадостной, умеющей приласкать нежно и говорить страстно. А к Снегурочке посватался Мизгирь – купец, бывший жених Купавы.

Но Снегурочка хочет добиться любви Леля, она плачет от обиды. Лелю не жаль ее: он понимает, что это слезы ревности, вызванные не любовью к нему, а завистью к Купаве. Снегурочка просит мать – Весну даровать ей любящее сердце. Весна дает ей венок из цветов, но предупреждает, что как только взойдет утром Ярило – солнце, в груди Снегурочки вспыхнет любовь огромной силы, но сама она растает от этой любви. Снегурочка соглашается. Все так и происходит.

Сказка – ложь, да в ней намек…

«Метаистория – это ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Метаистория познается путем последовательного преодоления трех стадий: мистического озарения, направленного созерцания и, наконец, истолкования. Метаистория всегда мифологична и оценивает события с точки зрения морали». Д.Андреев

Так о чем же сказочка с точки зрения метаистории?

Живет наша планета Земля. И много на ней разного народа живет. И была среди них одна семья – Иван да Марья (явно о России речь идет). Иван да Марья хорошо жили, богато, да вот одна беда – детей у них не было. Однажды зимой слепили из снега себе доченьку – Снегурочку. Почему из снега? Наш мир, в отличие от горних – духовных миров, очень холодный и в прямом и в переносном смысле: время в наших низких частотах заторможено, и мы не слышим и не разговариваем напрямую с нашими Небесными родителями, да и Мороз жестокий!


О существовании и о законах жизни и в иных мирах нам рассказывают пророки, мистики, то есть те, у кого налажен контакт с жителями высших миров. Но сами мы не видим этих миров и их жителей и не проявлена в нас их огненная энергия, отсюда страх смерти и грусть Снегурочки перед солнечным теплом. Происхождение Снегурочки интересно: тело на земле создано, а вот душа от высоких сущностей. На нашей планете живут люди с разным происхождением. У некоторой части людей души пришли с высоких планов бытия. Как правило, это очень талантливые люди, а о Снегурочке и сказано – умненькая, да благоразумненькая. У них есть еще одна особенность: они не сразу осознают свое высокое происхождение, а соответственно и смысл прихода в этот мир. Нужна помощь свыше. По всей вероятности, в России таких людей много. Люди на земле созданы так, что у нас два центра управления: мозг и сердце. Мозг хорошо развивается проблемами выживания в нашем мире, а вот сердечко открывается только страданием и состраданием: на пике боли и страдания.

Древо познания Добра и Зла

Когда Снегурочка – земной человек, потерялась в лесу – в нашем мире, отрезанном от горних миров, то нашла высокое дерево, по всей вероятности, это Древо познания Добра и Зла, залезла на него.

Мимо пробегали звери и звали ее – не поддалась. Это говорит об отработке нами, землянами, своих животных программ. Пошла с собачкой, которая привела ее к дому – подчинение животных страстей своему уму-разуму. Борьба со злом научила Снегурочку быть умненькой, да благоразумненькой. Но вот сердце, имеющее в себе семь пределов, раскрывается сложно: любовь порождает любовь. Если человек сам не умеет любить, то и не сможет проявить в жизни это чувство в виде любви или сострадания к боли другого человека. У Снегурочки ум был развит, а сердце не знало любви.

«Познай себя. Притча.

Когда Бог создал человека, то подумал: «Если человек быстро узнает обо мне, то захочет стать как бог. Но он еще неразумный младенец, не научившийся Любить. Нельзя, чтобы он нашел Меня до времени зрелости его сердца.

Бог позвал ангелов и стал с ними советоваться. Один из ангелов, светлый, как утренняя Заря, посоветовал Богу спрятаться внутри человека, в самой глубине его сердца. Он объяснил это тем, что человек никогда не изучит себя до конца, и, естественно, не будет искать там Бога. Но когда он устанет от невзгод и бездорожья, он поднимет глаза к Небу. Тогда Отец сам явит Себя из глубины его сердца».

Ущербность свою Снегурочка почувствовала — познала от обиды, что красавец Лель предпочел ей другую. Полностью открыть сердце для любви, что воспламеняет всего человека, вплоть до клеточек его тела, невозможно без помощи Небесных Родителей. Снегурочка в глубине себя, чувствовала, что есть такое чувство, что наполняет душу до предела. В сказке мать Весна подарила Снегурочке венок, который зажжет ее сердце, но предупредила, что она сгорит, то есть растает от этой пламенной любви. На мой взгляд, мать Весна – это пробужденная Матерь Мира, мы уже знаем, что наступила эпоха Матери Мира. Отец Мороз – это князь мира сего, он тоже принимает участие в формировании нашей личности. Ох, как принимает! В сказке он лешему поручил доглядывать за Снегурочкой в его отсутствие. То есть, нечесть в нашем мире еще долго пребудет. С первыми лучами солнца Снегурочка почувствовала огромную силу Любви, но тут же и расстаяла – вознеслась!

С полностью открытым сердцем в нашем мире нет нужды жить: подобное притягивается к подобному и человек просто возносится в огненные миры.

Лель — это, по всей вероятности дух земной любви: страстной, с горячими поцелуями, нежностью и т.д.

Купава – это женская ипостась Леля, не случайно он и полюбил ее.

Мизгирь – богатый купец, влюбляется во внешнюю красоту, считая, что любовь можно купить.

Сегодня 9 мая – День великой Победы – победы Духа над смертью! В нечеловеческих условиях выжили, выжили пробуждением Силы Духа в страданиях и сострадании друг за друга. Это и есть главная Победа Народа! Проснулся Дух Божий в людях, сердечная любовь просыпаться стала. К сожалению, не во всех.

Вознесение Господне!

За Днем Победы грядет другой праздник – Вознесение Господне! Вознесение Господне – христианский праздник, отмечаемый в сороковой день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа на Небо и обетования о Его втором пришествии. Вознесение Спасителя означает обОжение его человеческой природы, которая становится невидимой для человеческого ока.

Казалось бы: какая связь? А прямая: Господь Логос Силой Духа Божьего преобразовал тленное физическое тело в огненное вплоть до клеток.

Обратимся к Википедии

Логос

Логос это термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» — высказывание, речь, и «понятие» — суждение, смысл. Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность развития мира – закон бытия». Космический Логос – слово, говорит греческая философия, «обращается к людям, которые, даже «услышав», не способны его понять. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Однако обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше общего законопорядка. Внутри этого всеединства «все течет», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остается равным себе. То есть картина мира, будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе. Стоики описывают Логос как состоящую из тонкой материи (эфирно – огненную) душу космоса, обладающую совокупностью формо-создающих потенций. От них происходит «сотворение» вещей в инертной материи, формируют чувственный мир.

В христианстве Логос – Слово личного и живого Бога. Бог окликает Словом (Логосом) вещи и так вызывает их из небытия.

В христианстве «Логос» определен словами Евангелия от Иоанна – « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». История земной жизни Иисуса Христа трактуется как воплощение, «вочеловечивание» Логоса, принесшего Откровение и Сам явившийся этим откровением – Словом жизни, самораскрытием «Бога незримого». В соответствии с этим в христианстве утверждается тождество Логоса (Христа) Богу – Сыну, который представляет «Слово» Бога – Отца и является вторым лицом Троицы.

У Логоса – Господа Иисуса Христа, были полностью раскрыты все семь пределов сердца, полностью активированы – включены в работу 12 энергетических каналов мозга, Он их объединил в один — канал Любви!

«Наш Спаситель вознесся от грешной земли ввысь Небесную, полную света

Вот уж облако белое скрылось вдали, все Апостолы видели это.

Иисус, Кто на Небо взошел от земли так же точно придет к вам однажды,

И слова эти радость в сердцах их зажгли, ожидал теперь Господа каждый».

Вознесение Господа произошло 2000 лет назад. Он проложил Путь выхода всей цивилизации землян из 3-х мерного – замороженного мира в жизнь вечную. Это Путь Любви! Но без помощи свыше, помощи Господа, без Его огненной энергии, нам не одолеть Пути выхода – преображения наших клеток в эфирно – световое тело.

Итог Второй мировой войны – пробуждение сострадания в сердцах огромного количества людей планеты Земля. Стало понятно, что, только объединившись можно преодолеть Зло. Очень много людей прозрело во время и после войны: сколько прекрасных произведений родилось, какие фильмы и мультфильмы были созданы, 50% мировых открытий было сделано и делается учеными СССР!!! Но какою ценой?!! Это подготовило человечество планеты к принятию той огненной энергии, которая пришла на Землю, а это и есть второе пришествие Христа: в августе 1999 года Луч Божественной Любви вошел в ядро планеты Земля. В декабре 2012 года стало понятно, что цивилизация смогла принять этот Луч Любви и постепенный процесс нашего вознесения начался!!! Эта информация уже доступна каждому мыслящему сознанию. Теперь каждый человек планеты Земля, как сказочная Снегурочка, однажды очень захочет познать любовь огненную и ему дается такая возможность.

«Не передать в словах тот миг заветный, не хватит мудрости, чтоб чувства описать…

Всех тех, кто видел чудо это, как Иисус вознесся в Небеса.

Свершив великий подвиг на планете, ушел Христос к Отцу на славный трон,

Оставив повеленье Божьим детям, чтоб каждый ждал, когда вернется Он»… (Р. Зайченко)

Но не просто ждал, а генерировал в себе любовь, сострадание через те мысли, поступки и дела, какие может.

О качествах 12 каналов уже говорилось в других сказках, но есть еще 7 пределов сердца, которые человеку предстоит открыть в себе, при принятии — утончение энергии Луча Божественной любви.

Восхождение

Ограниченный малыми сроками по кирпичику строишь свой храм.

На пути твоем пропасть глубокая замороженных эго-программ.

Узкий мост через пропасть известен: победивший сомненья и лень

По Лучу Обретения-Вести на вторую восходит ступень.

Призывающий Луч Покаянья дарит сердцу Терновый венок.

Утончив твою душу страданьем, чтоб ее для Меня уберег.

Луч таинственный Разума-Формы возведет на высокий порог,

Открывая сознанью платформу перехода на новый виток.

Луч, вселяющий Творчество Духа, вдохновение в сердце прольет,

С утонченным и вкусом и слухом в беспредельный отправит полет.

Луч Могущества-Смерти поможет умереть и воскреснуть во Мне.

Благодатью небесного ложа окружит от вершин до корней.

Если ты одинокий, как остров океанской водою омыт,

Помни, друг, будет очень непросто научиться собратьям служить.

По Лучу Устремления-Воли от начала пути до конца

Только сила соборного поля помогает открыться сердцам.

Если Мудрость с Любовью сольется, освещенная Высшим Лучом,

Все соборное сердце забьется с тонким ритмом Моим в унисон.

Канет в вечности мрак бездорожья, планетарный закончится бег.

Принимая наследие Божье, в силу Бога войдет человек! (О.В.Асауляк)


« Россия, будто бы Христос, из пепла возродится снова

И встанет в свой могучий рост под звон церквей и Божье Слово.

Благословен, тернист тот путь, через распятье к воскрешенью…

И в этом смысл ее и суть, сквозь боль вести весь мир к спасенью». (А.Ковалев)

Говорят, без Бога легче жить

«Говорят, без Бога легче жить. Спорить я не буду. Может быть.

Ведь без Бога – широка дорога, можешь все, что хочешь ты творить.

Можешь красотой своей хвалиться и себя все больше украшать.

И к богатству, почестям стремиться. И своей лишь плоти угождать.

Но настанет с жизнью час расстаться, ты о чём подумаешь тогда?

О наживе? Почестях? Богатстве? Бога, вспомнишь ты, наверняка.

Страшно будет перед дверью смерти одному тогда тебе стоять.

Ты без Бога жил на этом свете и без Бога будешь умирать.

Выбирать ты должен сам дорогу, я лишь об одном хочу сказать:

Может быть и легче жить без Бога, тяжело без Бога умирать».


«…Все, что с Верой не связано ты с сердечной беспечностью, собирал сколько мог.

Путь твой вымощен стразами. Что подаришь ты Вечности? – Щебень пыльных дорог?

Боевое крещение в несжигающем пламени – Кульминации миг.

В сердце Зов всепрощения, а в ответ Покаяния в Небо рвущийся крик». О.В.Асауляк

Вознесение Господа – вознесение каждого отдельного человека (первыми вознесутся «снегурочки» — те, кто взрастил огненные крылья сердца) — вознесение планеты вместе с цивилизацией!

Вот так неожиданно открылась эта всем хорошо известная сказочка! Но я вновь повторяю, что это мое личное видение смыслового содержания сказки, а у вас оно может быть совсем другое.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.