Коллективная творческая работа царство мороза ивановича. Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича

Предмет: литературное чтение Дата проведения: 10.12.2012 Класс: 2 Тема урока: Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича» Тип урока: проектная деятельность (работа в группах) Оборудование : бумага, краски, карандаши, ручки, магнитофон, музыка П. И. Чайковского « Времена года».
Цель: обучение составлению устного текста повествовательного типа;формирование умения сочинить сказку по предложенному сюжету; формирование навыков работы в группе. Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения : развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения : развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Этапы урока

-На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок - и народных, и авторских. Сегодня вы попробуете сочинить свою сказку. На какую тему будет сказка, вы узнаете, разгадав кроссворд. Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы.

Разгадывание кроссвордов. (см.приложение) Определяем тему: «Мороз». Значит, сказка должна получиться зимняя. У вас на столах «зимний словарь»: слова, пословицы, поговорки на зимнюю тему. Каждая группа выбирает одну пословицу или поговорку, объясняет её смысл.

На дворе белым – бело,
Ну и снегу намело!
А мы в классе посидим,
Дружно сказку сочиним.
Открывается доска: зимние пейзажи русских художников, запись: «Царство Мороза Ивановича». Так будет называться наша сказка. -Что дальше будет происходить в нашей сказке? -О чём можно рассказать? Как передать красоту зимнего леса? Каждой группе на парту кладётся герой (оленёнок, медвежонок, зайчонок, волк). Предположите, что он стал причиной переполоха. А вот с чем пожаловал герой – думайте. Обсуждение получившихся вариантов. Выбирается самый интересный.

Тема: «Царство Мороза Ивановича» (Повторение сказок о Снегурочке, Морозе Ивановиче) Цели: Цели: Предметные: Учить детей анализировать и сравнивать между собой произведения одного жанра (авторские и народные сказки), поступки и характеры героев сказок; учить классифицировать сказки; Предметные: Учить детей анализировать и сравнивать между собой произведения одного жанра (авторские и народные сказки), поступки и характеры героев сказок; учить классифицировать сказки; Расширять читательский кругозор детей; Расширять читательский кругозор детей; Деятельно-коммуникативные: прививать навыки коллективного труда, общения, совместного творчества, учить доказывать свою точку зрения, вести диалог, беседу. Деятельно-коммуникативные: прививать навыки коллективного труда, общения, совместного творчества, учить доказывать свою точку зрения, вести диалог, беседу. Ценностно-ориентированные: воспитывать нравственно- эстетические основы гражданственности, распознавать добро и зло, правду и ложь на примере отношений героев сказок, Ценностно-ориентированные: воспитывать нравственно- эстетические основы гражданственности, распознавать добро и зло, правду и ложь на примере отношений героев сказок,




Коллективная формулировка темы и целей урока Владимир __(Иванович)________ Даль Владимир __(Иванович)________ Даль «_(Девочка Снегурочка)______» Владимир (Фёдорович)_Одоевский Владимир (Фёдорович)_Одоевский «__(Мороз Иванович)_________________________» Владимир Фёдорович(Одоевский)__________________ Владимир Фёдорович(Одоевский)__________________ «В гостях у(Дедушки Мороза_)________________» __(Русская _____________________________ __(Русская _____________________________ народная сказка)_____________________________ «Снегурочка»






Таблица «заместителей» жанров и тем Жанр «заместитель» фигура Тема «замести- тель» цвет Рассказ Сказка Стихотворение Басня, Былина,легенда Загадка Пословица О Родине О детях О природе О животных О волшебстве и приключени ях КРАСНЫЙ ЖЁЛТЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ КОРИЧНЕ- ВЫЙ СИНИЙ




Физкультминутка Спи, наша Снегурочка, Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка, Сдобная кокурочка, Из вешнего снегу скатана, Из вешнего снегу скатана, Вешним солнышком пригретая! Вешним солнышком пригретая! Мы тебя станем поить, Мы тебя станем поить, Мы тебя станем кормить, Мы тебя станем кормить, В цветно платьице рядить, В цветно платьице рядить, Уму-разуму учить! Уму-разуму учить!




Рефлексия урока. 1. Вывод по содержанию произведений 1. Вывод по содержанию произведений Для чего автор сказки « Мороз Иванович» В.Ф.Одоевский написал такое обращение к детям? Объясните смысл этих слов автора. Объясните смысл этих слов автора. 2. Подведение итогов работы внутри групп. 2. Подведение итогов работы внутри групп. Пожмите друг другу руки, кому было приятно работать вместе, руки в центр «звёздочкой». 3. Подведение итогов работы по группам, в целом по классу 3. Подведение итогов работы по группам, в целом по классу Я хочу похлопать, поаплодировать группе 1, зато, что они активно и хорошо работали на уроке. Кто меня поддержит? А вы, группа 1, кому хотите поаплодировать? Кто их поддержит? (и так далее) 4. Барометр настроения – определение эмоционального состояния в классе. 4. Барометр настроения – определение эмоционального состояния в классе.

Разделы: Начальная школа

Цель урока:

1) обучение составлению устного текста повествовательного типа;
2) формирование умения сочинить сказку по предложенному сюжету;
3) формировать навыки работы в группе.

Оборудование: бумага, краски, карандаши, ручки, магнитофон, музыка П. И. Чайковского « Времена года».

Ход урока

1. Организационный момент.

Вы любите сказку?
- Что же такое сказка?

2. Усвоение литературоведческих понятий.

Какие бывают сказки?
- Назовите виды сказок.
- Как устроена сказка?

  • Зачин.
  • Эпизод или событие (начало действия).
  • Испытание (развитие действия).
  • Концовка (конец действия).

(Сказочные повторы, персонажи или герои, возвращение домой, добро побеждает зло, урок сказки).

3. Тема и задачи урока.

На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок - и народных, и авторских. Сегодня вы попробуете сочинить свою сказку. На какую тему будет сказка, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.

Разгадывание кроссвордов.

Определяем ключевое слово, это и будет тема сказки.

1. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.

2. Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой.
Кто я такой?

3. Отдыхают мужики,
На них белы колпаки
Не шиты, не вязаны.

4. В круглом окне днём
Стекло разбито -
К вечеру вставлено.

5. Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает?

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

2. Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.

3. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут,

4. На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

5. Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык- тык.

Определяем тему. Мороз. Значит, сказка должна получиться зимняя.

У вас на столах «зимний словарь»: слова, пословицы, поговорки на зимнюю тему. Каждая группа выбирает одну пословицу или поговорку, объясняет её смысл.

4. Учитель:

На дворе белым – бело,
Ну и снегу намело!
А мы в классе посидим,
Дружно сказку сочиним.

Открывается доска: зимние пейзажи русских художников, запись: «Царство Мороза Ивановича».

Так будет называться наша сказка.

А) Каждая группа предлагает своё начало сказки или зачин. Выбирается лучший или оригинальный.

Б) Начало действия. Эпизод или событие. Что дальше будет происходить в нашей сказке?

О чём можно рассказать? Как передать красоту зимнего леса?

В) Сейчас в нашей сказке что-то должно случиться. Я говорю: «Вдруг…»

Каждой группе на парту кладётся герой (оленёнок, медвежонок, зайчонок, волк). Предположите, что он стал причиной переполоха. А вот с чем пожаловал герой – думайте.

Обсуждение получившихся вариантов. Выбирается самый интересный.

Г) Концовка сказки. Обсуждение. Выбор варианта.

5. Полный пересказ получившейся сказки.

Ребята, ведь нашей сказке чего-то не хватает?

Конечно, ярких красивых рисунков.

6. Сейчас каждая группа нарисует свою иллюстрацию. (На фоне музыки П.И.Чайковского)

1- зачин.
2- пейзаж
3- происшествие
4 – концовка

7. Показ рисунков и пересказ сочинённой сказки

8. Домашнее задание. Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома.

А). Он очень просит его раскрасить, записать несколько слов на тему «Зима».
Б). Записать сочинённую сказку на этот лист.
В). Сочинить новую сказку, с новыми героями, другими приключениями.

Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей.

Пословицы и поговорки

  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Спасибо мороз, что снегу нанёс.
  • Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
  • Зимой льдом не дорожат.
  • Зима лето пугает да всё равно тает.

презентация находится в разделе " презентации"

Цели урока:

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 4

с Углубленным Изучение Отдельных Предметов им. Г.К.Жукова

г.о. Краснознаменск

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

«Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»

Подготовила учитель начальных классов

Гелецки Ольга Николаевна

Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича».

Литературное чтение 2 класс по программе «Начальная школа 21 века»

Цели урока:

Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению.

Создание условий для формирования читательских умений при различных видах работы: анализ сюжета; выразительное чтение; чтение наизусть.

Формирование специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

Развитие творческие способности учащихся, самостоятельность.

Создание условий для положительной мотивации к учению посредством литературы.

Планируемые результаты:

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умения самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;

познавательные: проводить сравнение, классификацию, строить объяснения по предложенному плану; выполнять действия по заданному алгоритму;

коммуникативные: создавать индивидуально, в группах истории о героях, учитывать позицию партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе;

Личностные: понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль

Оборудование: бумага, цветные карандаши, ручки, музыка С.С. Прокофьев «Метель», компьютер, мультимедийный проэктор.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Сегодня не совсем обычный урок, у нас присутствует много гостей, поприветствуйте их, подарите улыбку друг другу, посмотрели на меня и тихонько сели.

Сегодня вы работаете в группе, в коллективе, значит, работа будет какая? (коллективная). Вам предстоит не только показать знания, но и проявить творчество, значит, работа будет какая? (творческая).

Итак, урок коллективного творчества

Давайте вспомним секреты успеха на уроке.

1. Работать дружно.

2. Быть внимательными, вежливыми.

3. Не отвлекаться на посторонние дела.

4. Не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь.

5. Качественно выполнять работу.

6. Не лениться.

Вы любите сказку?- Что же такое сказка? (ответы детей)

Усвоение литературоведческих понятий.

Какие бывают сказки?- Назовите виды сказок. - Как устроена сказка? (Зачин, эпизод или событие (началодействия), испытание(развитие действия), концовка (конец действия).

Ребята, сегодня нас приглашают посетить один из уголков волшебного царства литературы. Но вот что это за уголок я и сама пока не знаю. Как по- вашему, куда нас позвала Фея Литература? Кажется, она оставила нам вот эту снежинку с запиской.

« Дорогие мои ребята! Сегодня я перенесу вас в свои владения, в Зимнее царство. А чтобы туда попасть, вам нужно сделать маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега. И второе, что вам поможет – это « зимние» стихи. В путь, друзья мои! Фея»

А как нам устроить снегопад? Давайте все вместе возьмём свои снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто бы у нас в классе пошёл снег.

Слайд 2 - звучит музыка (дети размахивают снежинками)

Вот какой снегопад получился. Настоящая метель.

Первое условие мы выполнили. Надо выполнить и второе условие - прочитать «зимние» стихи.

(чтение стихов).

2. Коллективная формулировка темы и целей урока.

А к кому мы попали в гости в Зимнем царстве, сейчас узнаем. А догадаться нам поможет кроссворд!

1. Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

2. После осени пришла

И сугробы намела.

3. Раскрасил окна все без спросу.

Но кто же это? Вот вопрос!

Всё это делает…

4. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

5. Глаза – угольки,

Руки – сучки.

Холодный, большой. Кто я такой?

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Висит за окошком кулёк ледяной. Он полон капели и пахнет весной.Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут

На овчарку он похож Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Маленький, беленький По лесочку прыг- прыг,

По снежочку тык- тык.

3. Постановка проблемного вопроса.

Есть предположения у кого-нибудь, почему эту тему берём? (сейчас зима, раздел изучили «Снежок порхает, кружится…», новый год приближается)

Какова же цель нашего урока, как думаете? (обобщить знания по разделу: вспомнить произведения, которые читали в этом разделе, героев, авторов)

А ещё нам предстоит выяснить, что такое царство Мороза Ивановича, и существует ли оно?

Кто такой Мороз Иванович? (дед Мороз, волшебник)

Давайте докажем, что он волшебник. Какие чудеса он совершает? (лужи, озёра запечатывает ледяными крышками, снежной периной накрывает травку, узоры на окнах рисует, живёт в колодце)

А в реальной жизни наблюдаем такие явления? От чего это происходит? (наступила зима, пришли морозы) А вместе с морозами настала нелёгкая жизнь для всего живого, особенно в давние времена, когда и жилище, и одежда не были такими тёплыми как сейчас. Люди оказывались во власти мороза. Сравнивали его с могущественным человеком. Кто помнит, как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

Что же такое царство Мороза Ивановича? (зима) Существует оно? Для чего, как думаете, в сказках мороз называют Мороз Иванович? (для более яркого изображения зимних явлений, для того, чтобы речь была красивее, интереснее)

А что ещё используют поэты и писатели для того, чтобы речь была более красочной? (сравнения)

Давайте вспомним, с чем сравнивали снег, лёд, деревья.

(снег будто чистая белая скатерть; лёд как зеркало; деревья словно в серебре; похожи на кружевные арки; снежинки как звёздочки)

Как думаете, а нам с вами нужно употреблять в речи сравнения, образные выражения? Ответ обоснуйте.

А вот и сам Мороз Иванович решил с нами поговорить!

Инсценировка беседы с Морозом

Слайд 5,6,7,8,9

А вот и он идёт. Здравствуй, Мороз. Как тебе живётся нынче?

Да плохо мне, плохо!

Да чем тебе, Мороз, плохо?

Снег кругом, мороз царствует на улице! А ты жалуешься…

Это вы так только говорите, а разве кто обо мне помнит? Мороз это теперь столбик в термометре, а не я. И вьюги не я напускаю, и снежинки не по моей воле падают. Я думаю, и нет меня вовсе…

Да ты что, Мороз, не грусти. Наши дети любят тебя. Они верят в волшебство и знают много о сказках и твоем царсте!

4. Работа в группах – выполнение коллективной творческой работы.

Вы попали в царство Мороза Ивановича, опишите, каким вы его увидели, используя карточку-помощницу, словарь зимних слов, сравнения, ну и воображение.

а) Составление рассказа-описания царства Мороза Ивановича, используя словари зимних слов, слова-сравнения.

Карточка – помощница.

Наша группа увидела царство Мороза Ивановича таким.

Наступило одно из замечательных времён года – зима.

Снег _______________________________________________________________

деревья_______________________________________________________________

Дети _________________________________________________________________

Это ещё просто волшебное место, где существуют ______________________________________________________________________

б) Отчёт групп – представление своего рассказа. Оценка детьми.

Видишь, Мороз, зря ты обижаешься. Ребята тебя не забыли и волшебство понимают и помнят. А ещё они сейчас нарисуют тебе в подарок зимний пейзаж.

(рисование пейзажей)

5. Подведение итогов. Рефлексия урока.

Ну и снегу намело, на дворе белым-бело!

Наш закончился урок, подведём теперь итог.

Закончите предложение.

Я доволен….

Мне было трудно…

Я расскажу дома….

Мне понравилось….

Мы смогли….

Я довольна вашей работой.

Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничесива?

Домашнее задание

Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома. Слайд 11

А). Он очень просит записать несколько слов на тему «Зима».б). Сочинить новую сказку, с новыми героями, другими приключениями.

(Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей)

«Царство вирусов» - Проект на тему: «Тайны третьего царства». У вирионов в форме палочек в центре находится спирально закрученная нуклеиновая кислота. Существуют разные виды вирусов. Но вот с другими царствами… Многие вирусы, помимо белкового капсида, имеют ещё и внешнюю оболочку. Появление электронного микроскопа значительно помогло в изучении вирусов.

«Резиденция Деда Мороза» - Дом Деда Мороза. Гардеробная комната. Тропа сказок. Карта путешествия Деда Мороза. 12 месяцев. Почта Деда Мороза. Тронный зал. Рабочий кабинет Деда Мороза. Горка. Встреча гостей. Терем Деда Мороза. Спальня – опочивальня Деда Мороза. Календарь Деда Мороза. Костёр «12 месяцев» на Тропе сказок. Почта Деда Мороза в Великом Устюге.

«Два мороза» - Как бы нам позабавиться – людей поморозить? Сказано – сделано. Старший брат, Мороз – Синий нос, посмеивается, да рукавицей об рукавицу похлопывает. Два мороза. Пусть, как оденется, да узнает, каков Мороз - Красный нос. Свистнули, щёлкнули – и побежали. Говорит один Мороз другому: – Братец Мороз – Синий нос!

«Урок Царство грибов» - Ядовитые грибы. Закрепление. -Эй, грибник! Стоят опятки, сдвинув пятки, На пеньке трухлявом в ряд. Царство Грибы, отличающееся от царств Растения и Животные. Грибы, занесённые в Красную книгу. Лесной коралл. Ножка. Царство Грибы. Пусть отыщет без уловок, Где в траве укрылся груздь! Ну и пусть. Какие ещё ядовитые грибы вы знаете?

«Царство животных» - Животные. Царство ЖИВОТНЫЕ. Симметрия. Одноклеточные. ЛУЧЕВАЯ (радиальная) можно провести несколько воображаемых плоскостей, тело делят на несколько зеркальных частей, линии пересече- ния плоскостей расходят- ся от центра лучами, характерна для животных, ведущих малоподвижный или сидячий образ жизни.

«Царство животные» - Царь зверей. Белка. Ошибка. Люди издавна использовали животных в своей жизни. Волк. Следующий вопрос. Беличьи - одно из семейств разношерстного и многоликого отряда грызунов. Держится панда чаще всего в одиночку, прячась в густых зарослях. Дельфины. Гепард. Каждый класс состоит из отрядов. Лев. Тигр.