Колледжи где учат на художника. Профессия Художник

Эхэй, всем привет! На связи вновь Роман и сегодня я хотел бы рассказать о том какие существуют профессии в которых тебе пригодятся навыки рисования для того что бы окунуться в этот мир творчества с головой.

Этот пост меня побудило написать тот факт, что я сам пришел к мысли, вроде: «я могу рисовать и быть творческим человеком», через «запасной ход», т.е. не рисуя.

Дело было так...

В начале 2014 года я только-только вернулся из армии и решил, что хочу сделать свой собственный сайт с блэк-джеком и... ну в общем хотел научиться рисовать через уроки, которые переводил и публиковал на нем.

К сожалению, или к счастью, но моя затея не увенчалась успехом и я в очередной раз разочаровался в мечте стать крутым художником и рисовать популярные арты . И тогда, во-первых, захотел доказать себе что могу зарабатывать и существовать занимаясь творческой деятельностью, во-вторых, подумал, что все-таки смогу войти в индустрию «рисования», но не с парадного, а с запасного хода.

И моим решением было устроиться куда-нибудь в качестве дизайнера, благо Photoshop я знал хорошо, а с Corel Draw научился работать в армии. И устроился в книжное издательство, место где была «своя атмосфера» и... мне понравилось.

Таким образом «дизайнил» до тех пор пока снова не почувствовал в себе тягу к рисованию и не начал заниматься этим делом с новой силой.

Что я хочу этой историей сказать. Если ты хочешь научиться рисовать, стать комиксистом, писать картины или много чего еще, но попытки пройти в лоб не получаются, что ж попробуй поработать в этой сфере на той должности на которой можешь. Окунись в атмосферу, познакомься с творческими людьми, культивируй в себе новые навыки , да и занимайся любимым делом.

Есть ассистенты, редакторы, верстальщики, галеристы, мультипликаторы и много других специальностей, которые помогут тебе: во-первых, набраться опыта, во-вторых, погрузиться в «мир» твоей цели, в-третьих, познакомиться с новыми людьми которые всегда тебе помогут если у вас схожие цели.

Кхм, а теперь непосредственно к самим профессиям.

Уровень навыков — начинающий

Уровень навыков — средний

Уровень навыка — высокий

Уровень навыков — начинающий

Начнем с тех в которых, на мой взгляд рисование особо не нужно, но если у тебя есть базовые навыки и тебя тянет к творчеству и креативу, то там ты сможешь урвать свою часть славы.

Галерист — является экспертом в области изобразительных искусств, профессия для тех кто может и не особо любит рисовать, но очень любит искусство. Много знает о стилях, авторах, эпохах, знает, как отличить оригинал от копии, шедевр от низкопробной работы. Галерист может легко организовать выставку любого уровня, пригласить туда знаменитостей и умеет убедить купить выставленные на продажу произведения. В первую очередь это человек ценящий искусство, а не его производящий.

Учиться на эту специальность можно практически в каждом вузе где есть кафедра культурологии или истории искусств. Но самыми престижными и уважаемыми считаются:

  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества (РАЖВИЗ).
  • Московский Государственный Университет (МГУ).
  • Институт истории культур (бывший УНИК).
  • МГУКИ.

Дизайнер (графический) — в современном обществе человек хорошо владеющий графическими пакетами, способный сделать качественный рекламный материал, собрать коллаж, подготовить к печати полиграфическую продукцию и знающий законы цвета, композиции и поведенческие факторы. Кто-то может сказать: «Как это дизайнер не обязан рисовать? Обязан!», нет, дорогие мои, сам работал дизайнером и... рисованием там и не пахнет. Очень ценится навык качественного коллажа, все берется из гугла или стоков, затем компонуется в несколько макетов, из которых заказчик что-то утверждает и это дальше дорабатывается.

Обучиться этой специальности можно во множестве вузов, но по факту большинство дизайнеров не имеют соответствующего образования. Они по урокам в интернете собирали свое портфолио, у страивались на работу и там уже набираются реальных навыков. Однако это я говорю о большинстве , топовые же дизайнеры — люди высокого класса с дипломами специалистов.

Помимо графического дизайнера в природе встречаются еще ландшафтный дизайнер и дизайнер интерьера, которым для работы тоже не особо нужны навыки рисования, а больше навыки работы с редакторами трехмерной графики.

3D Моделлер — востребованная и быстрорастущая специальность в своевременном обществе. Моделлер создает объемные модели практически всего что можно представить в голове: от зданий, техники и людей, до волшебных и сказочных зверей, явлений и измерений. В большинстве современных игр, используется 3D графика, моделлеры создают целые миры, в которых мы так любим погружаться. Так же трехмерная графика используется и в большинстве современных фильмов.

Это общее название профессии так как в ней присутствует множество специальности разделенных целями: ландшафтный моделлер, моделлер персонажей, моделлер техники и т.д.

Официально это профессии учат:

  1. Хороший материал по теме: ссылка

Уровень навыков — средний

Каллиграф — человек обладающий навыком красивого письма. Может показаться что это не такая уж и «престижная» профессия, но людей, которые могут, практические не имея инструментов, красиво изобразить слова очень ценят. Да и к тому же навык каллиграфии можно применить и в сочетании с компьютерными программами и... ну вот сколько платят популярные бренды за то что бы их название было написано не Arial"ом, а красивым и уникальным шрифтом. А кто в 21 веке делает шрифты — каллиграфы... современные каллиграфы.

В ВУЗ"ах каллиграфии обучают в специальности графический дизайн, однако при первом же запросе, поисковик выдает множество вариантов где можно обучиться онлайн, как платных так и бесплатных.

Инженер конструктор — специальность направленная на создание чертежей предметов. При проектировании их навык рисования нужен как нигде больше, однако нужда в выучивании всех возможных законов рисования отсутсвует. Специалист такого профиля должен иметь хорошее воображение, создавать не «сухие» чертежи, а воплощать свои идеи в четкие, практичные схемы, которые будут радовать глаз.

Учиться можно здесь:

  • Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) Энергетическое машиностроение
  • Факультет «Энергетическое машиностроение»
  • Жуковский филиал «Стрела» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (МАИ) Системы управления летательными аппаратами
  • МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Факультет «Ракетно-космическая техника»
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) Аэрокосмический факультет

Карикатурист — это художник специализирующийся на рисовании смешных и пародийных портретах, иронично или саркастично изображеная различных событий вызвавших резонанс в обществе. Да ты и сам наверно не раз видел, как на площадях и парках сидят художники и рисуют смешные шаржики за денюжку. Карикатуристов много, но что бы достаточно зарабатывать на этом необходимо стать популярным и знаменитым, что бы слава о тебе гремела во всех источниках и т.д.

Как специальность ВУЗ"ы не обучают, однако в сети можно найти не мало уроков и курсов по овладению этого навыка, но все-таки главным здесь остается твое желание и упорство.

Художник-модельер — с одной стороны это человек занимающийся созданием эскизов новой одежды, он придумывает новые наряды и даже целые коллекции одежды, но так же в круг занятий художника-модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей и их подготовка для промышленного производства, организация показов моделей одежды. В общем много всего. Профессия очень увлекательная и творческая.

  1. Вообще очень хорошая статья на эту тему здесь .

Контуровщик (он же Инкер) — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Контуровщик обрабатывает передаваемые ему изображения нанося линии, обводя карандашный рисунок, исправляет мелкие огрехи используя для этого либо тушь, либо (если работает на компьютере) темные цвета кистей. Контуровщик обрабатывает все линии рисунка кроме текста. Профессия не считается вполне творческой, скорее технологичной.

К сожалению, я не нашел места где бы учили, или во всяком случае это являлось бы дисциплиной одной из специальностей.

  1. Полезная статья на википедии

Уровень навыка — высокий.

Тут ты будешь рисовать каждый божий день... к сожалению, или к счастью;)

Художник-иллюстратор — это специалист создающий картины передающие смысл текста. Иллюстраторы могут работать над книгами, газетами, журналами, листовками и вообще везде где нужно передать «мессадж». От многих уже состоявшихся иллюстраторов можно услышать, что профессия эта тяжелая, конкурентная и не сильно оплачиваемая (может врут, кто знает...). Но большинство выбирает эту профессию потому что им нравиться рисовать, а не ради жажды наживы.

Даже не знаю, что сказать на тему что нужно сделать «что бы стать хорошим иллюстратором»... наверно пахать как проклятый:)

Учат на иллюстратора как во многих ВУЗ"ах, так и в интернете есть огромное количество курсов и обучающих материалов. Google в помощь!

Художник-график — специалист работающий только лишь в одном контрастном цвете и, как правило, этот цвет — черный. График для своей работы использует в основном тушь или карандаш. Так же, как и иллюстратор, график - это профессионал для иллюстрирования книг, он может работать со шрифтами и текстом книги. Работая в издательстве график обычно занимается вообще всем что связано с графикой, он тут и дизайнер, и верстальщик, и иллюстратор... главное, чтобы это все хорошо оплачивалось:)

Где можно выучиться на специальность «Графика»:

  • Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова
  • Российская государственная специализированная академия искусств

Художник-живописец — специалист который создает картины с натуры. Живописец может быть рисовать портреты, здания, природу, да в общем все что увидит то и нарисует. На мой взгляд (и это чистое ИМХО) все художники именно живописцам обязаны за славу вечно голодных, но творческих индивидов. В современном обществе живопись цениться только, извиняюсь за каламбур, ценителями. Картины склонны покупать люди, которые могут себе это позволить, а не которые хотели бы что бы красивая картина весела в прихожей... для этого есть принтеры:) Живописец – это не профессия, не работа, это призвание.

Обучаться можно здесь:

  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
  • Государственная академия славянской культуры

Художник-копиист — специалист создающий копии картин. Копиисты в последнее время пользуются большим спросом, потому как многие хотят видеть у себя на стене «Мону Лизу» Да Винчи, но не каждый способен за нее заплатить, а работа копииста может и не самая дешевая, но уж точно дешевле чем покупать оригинал. В интернете очень мало информации об этой профессии, но можно сказать, что это одна из разновидностей художника-живописца.

Художник-реставратор — специалист который восстанавливает поврежденные картины. Реставраторы могут работать в различных техниках и с различными материалами, от картин до икон. Так как произведения искусства не вечны, а иногда и хранятся в не самых подобающих условиях, то специальность реставратора пользуется достаточно большим спросом, однако и со специалиста такого большой спрос.

В обязанности реставратора входит не только «рисование», но и тщательное и всестороннее исследование объекта реставрации, разработка методики проведения реставрирования, подбор материалов, документация в ходе проведения реставрационных работ.

Художник-портретист — специалист создающий картины с портретами людей. Я уже ранее упоминал что живописец может рисовать портреты, но он, как говориться, «всего помаленьку и ничего как следует», портретист же всего себя посвящает рисованию портретов и достигает в этом высокого мастерства.

На портретиста не учат, а учатся, каждый сам осваивает методом проб и ошибок это искусство.

Художник-мультипликатор, аниматор — специалист ответственный за создание мультипликационного кино и мультфильмов. Художник-мультипликатор, это общее название деятельности специалиста по созданию мультфильмов, сами же между собой мультипликаторы делятся на:

  • Художник-фазовщик (раскадровщик) — вырисовывает фазы между различными состояниями сцен и героями мультфильма.
  • Художник по персонажам — создает уникальный образ героя мультфильма и сопровождает дальнейшую разработку и использование этого героя в анимации.
  • Художник-постановщик — главный художник на производстве анимационного фильма, определяет общий стиль будущего произведения и осуществляет контроль за его производством.
  • Художник-прорисовщик — создает чистые кадры для финального использования в фильме на основе имеющихся наработок.

Так же есть еще: художник-контуровщик, художник-фоновщик.

  1. Опять же, полезный и подробный материал

Колорист — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Колорист отвечает за добавление цвета в черно-белую картинку. До появления программных графических пакетов колорист раскрашивали комиксы, мультфильмы, фильмы, рекламу в ручную, традиционными средствами изобразительного искусства. С появлением мощных компьютеров и программ постепенно эта профессия начала ассоциироваться именно с компьютерной обработкой изображения.

Отдельно на колориста не учат, это знание либо преподается как стандартная дисциплина большинства специальностей либо изучается самостоятельно в процессе пользования различными инструментами, коих ныне великое множество.

  1. Полезная статья на википедии

Комиксист — специалист который создает комиксы. Я уже упоминал о двух профессиях, которые направлены на создание комикса, «комиксист» — сочетает в себе не только инкера и колориста, а так же сценариста, режиссера, постановщика и многие другие специальности, которые могут ему пригодиться при создании комикса.

Как таковая профессия комиксиста в России еще не сформировалась, да есть люди, которые рисуют комиксы, зарабатывают на этом и это становиться делом всей жизни, но специального образования «Комиксист» никто не имеет. Честно говоря, не знаю есть ли и на западе такие дипломированные специалисты, но то что комиксистом может стать любой — однозначный факт. Тут главное не научиться рисовать, а научиться подавать свою историю так что бы читателям нравилось.

Ну и вообще весь этот блог построен вокруг освоения - это профессии так что не забывай подписываться на обновления и учиться вместе со мной:)

Игровой художник — это общее понятие объединяющее в себе большое количество специальностей связанных с созданием цифровой графики и использования ее в производстве игр. Игровая индустрия в последние годы стремительно набирает обороты по количеству производимых игр в год, сюда же относятся все мобильные игры и игры в социальных сетях.

Специальность «игровой художник» (художники по персонажам, концептеры, гейм-дизайнеры, художники окружающей среды, художники по визуальным эффектам и т.д.) пользуется большим спросом среди молодого поколения во всем мире.

Обучиться на «игрового художника» можно в:

  • Центр компьютерной графики Render.ru
  • Центр дистанционного обучения Render.ru
  • Московский государственный университет дизайна и технологии
  • Школа компьютерной графики Scream school
  • Курс по геймдизайну RealTime /school/

Фух! Вот пожалуй и все что я хотел бы освятить в этой статье. Конечно за кадром (в черновиках) осталось еще около десятка профессий и специальностей которые так или иначе связанны с рисованием и производством графики, но... не в этот раз, и так получилось длинновато.

Кстати, если благодаря этому списку ты определился со своей будущей профессией и решил куда будешь поступать, то специально для студентов есть сервис который выполняет за студентов их работы . Зацени и пользуйся на pдоровье, «получай образование» XD

Слушай, если ты считаешь, что я что-то забыл, ну может какую-нибудь крутую специальность или профессию, напиши о ней в комментариях, что бы я мог добавить ее в статью... сделаем ОГРОМНЫЙ справочник по профессиям вместе:)

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

С завидной периодичностью меня спрашивают — какой ВУЗ я закончила и куда посоветую поступать. А еще — не поздно ли начинать в 23 года (30, 40 и далее с вариациями:)? Так что вот мой публичный ответ:)

Сначала я просто отвечу на вопрос. И, кстати, сразу прошу меня простить, если мой пост кому-то покажется пафосной речью или не дай Бог, "мемуарами профи", это просто мой опыт и мои выводы из него. Если бы я прочитала это послание сама, будучи студенткой, наверное, во-первых, я перестала бы метаться (какой же ВУЗ самый-самый?), а во-вторых грустно бы вздохнула (ничего нового, усердие и труд все перетрут) Но обо всем по порядку:)

Я закончила МПГУ им. Ленина художественно-графический факультет .
Я не советую этот ВУЗ, и не считаю его самым плохим местом для обучения рисованию. На протяжении всего времени, что я там училась, мне все время хотелось уйти и поступить куда-то еще. Мне казалось, что нас плохо учат, хотя сама я систематически и нещадно прогуливала часть занятий:) Нас не учили тому, что нужно современному художнику, и я думаю, современному педогогу тоже. Все знания были устаревшими. А даже относительно новые дисциплины (компьютерная графика), тем не менее, абсолютно не пригодились. Гораздо полезнее был бы тот же Фотошоп. Но нас учили, кажется, программе Paint.

Но тем не менее, при желании, всегда найдется хотя бы один педагог, который будет вдохновлять своим примером. И даже один человек может настроить на нужный лад. Для меня этим человеком стал мой преподаватель по рисунку — Лушников Борис Васильевич. Б.В. говорил всегда тихо, нудно и долго. Хвалил больше не рисунки, а какие-то мои находки и мое усердие. В общем, по началу он мне казался больше забавным человеком.

Но однажды он отметил один из моих набросков галочкой и рассказал, чем он ему приглянулся. Потом стал отмечать портреты и в конце концов заметил во мне что-то там " такое". Меня это просто окрылило! Честно говоря, другие преподаватели на меня не производили особого впечатления, а вот Борис Василичу я показывала свои работы (и живописные тоже) все время. Просто приносила папки и мы их долго обсуждали в коридоре. Я продолжала к нему ездить даже после окончания ВУЗа.

После окончания худ-графа в моей папке лежала куча портретов наших натурщиц (гребчиха, плавчиха, парень Филипп и еще множество странных персонажей) Слово "портфолио" я узнала только когда вознамерилась устроиться художником в издательство. И сразу поняла, что никакого "портфолио" у меня нет. Работы мои посмотрели без явного удовольствия и вернули со словами — иди еще учись. И я была подавлена.
Я пробовала отдать работы на вернисаж на Крымском валу и мне сказали, что это дилетантство. Для интереса, работа была вот эта.
Откровенно говоря и работы-то такой не было — "художник". Поэтому я устроилась в смежную, как мне казалось, профессию. Дизайнер интерьера. Потом попробовала в полиграфию. Рисовала для сайтов, упаковок, открыток… Параллельно изучала Фотошоп, Иллюстратор, Автокад, Архикад и кучу всяких других уже никому давно не нужных программ)

И тоже, регулярно чувствовала: да, я знаю что такое тень-полутень-рефлекс; я в курсе как расположены цвета на цветовом круге; я знаю, что такое лессировки и люблю, когда под упругой кистью щетины звенит холст. Но все эти знания были где-то в параллели с тем, что нужно было делать на самом деле. И мне это очень не нравилось. Я приходила с работы домой и понимала, что сил на творчество уже нет. Это был самый сложный период.

Я к чему? К тому, что часто, если не всегда, учиться придется самим. Да, вы можете получить полезные знания в художественном ВУЗе. Вы отточите навыки, и приноровитесь без ошибок рисовать "реалистично". Лично мне без этих 5-ти лет было бы крайне сложно. Я считаю, что классическая школа нужна . И в принципе, наверное почти не важно где вы получите эти базовые знания. Но они должны быть.

У меня, я помню, что-то прямо переключилось. И забавно, что один из парней нашего общежития (закончивший марийское художественное училище, традиционно-сильное) мне сказал именно так. "Ты рисуй, и потом что-то переключится. Ты заметишь."

И вдруг поняла, что теперь я вижу . Я вижу ошибки перспективы, я вижу, что что-то не так. Я перестала смотреть на чью-то работу и думать, что она хороша, потому что "тут такое красивое синее небо". Что я вижу ее целиком. И скопируй хоть 100% такое же небо себе в работу, она не будет выстреливать так же. Мне не обязательно было спрашивать у педагога: "посмотрите пожалуйста, ну как?" (в надежде получить одобрение)
В общем, вдруг я поняла, что мыслительный и наблюдательный процесс он занимать должен очень большую дозу времени. Сотни сточенных карандашей, настроенный глазомер и испорченные листы и я сама себе позволила подняться на ступень выше. Я поняла, что есть вещи, которые хороши. Что я не стесняюсь больше их показывать. И случилось это примерно через 5 лет после окончания МПГУ. Кстати, именно в это время кто-то стал считать меня "заносчивой" и нескромной. Почему-то считается, что приличный художник не должен знать себе цену. Он обязан быть скромным и бедным. Но это ладно, я отвлеклась:)

Таким образом, даже отучившись в ВУЗе, вам снова придется учиться . Но это уже другой путь. Очень интересный и познавательный. И тут вам поможет исключительно ваша наблюдательность, терпение, смелость.


  • Посетите мастер-классы у тех людей, которые вас вдохновляют.

  • Попробуйте сделать копии того, что вам нравится.

  • Не бойтесь пробовать и ошибаться. Выкидывать листы и начинать заново.

  • Будьте с собой честны.

  • Не стесняйтесь рисовать на улице, не стесняйтесь рисовать в метро.

  • Просто отдайтесь этому процессу и постоянно подпитывайте свое вдохновение. Журналами, сайтами, живым общением, посещением выставок. У каждого - что-то свое.

Да, и не поздно ли начать сейчас? Я считаю, что поздно бывает наверное только в профессиональный спорт, а так, да, не поздно конечно. Никому, никогда и никуда.

Но, знаете что? Чтобы этот пост был таки полезным и информативным, то предлагаю тут рассказать художникам и о своем образовании в таком порядке:
1. Название вашего ВУЗа и общие впечатления о нем.
2. Считаете ли вы знания, полученные там, исчерпывающими и пригодными для дальнейшей работы?
3. Оглядываясь назад, изменили бы вы ход своего художественного образования? Поменяли бы что-то?

Справка

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Художника считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Художники потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Заработная плата

средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Художника нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Художника , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Художника , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Основными трудовыми обязанностями художника-иллюстратора является создание иллюстраций к книгам, к статьям в журнале, газете. Художник-график занимается оформлением книг, иллюстраций к литературным произведениям, журнальной и газетной графикой, созданием различных рисунков, гравюрой - созданием печатных художественных произведений на металле, дереве, картоне, пластмассе, линолеуме и литографией - гравюрой на камне, а также натурными набросками, эскизами к произведениям архитектуры, скульптуры, живописи, компьютерной графикой. Художник-карикатурист занимается созданием карикатур, комиксов на определенную тематику с использованием определенной цветовой гаммы. Художник-копиист создает профессиональные копии известных картин. Художник миниатюрной живописи работает над созданием миниатюр (росписей) на любом материале - например, на стекле, фарфоре, кафеле. Художник-модельер создает эскизы и разработкой образцов новых актуальных моделей одежды. В обязанности художника-реставратора входит восстановление произведений искусства, имеющих историческую и культурную ценность.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Художника - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Художника важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Профессия художника не является карьеристской, карьерный рост складывается в зависимости от творческого потенциала специалиста. В будущем художник может занять должность руководителя творческой группы, директора художественного агентства.

Школа коллекционеров и экспертов

«Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1

Что преподают: школа зачисляет на несколько курсов, среди которых «Современное русское искусство», «Коллекционер», «Многоликая Италия», «Историческая мозаика искусства и быта», «Архитектура», «Прекрасная Франция», «Великая Британия», «Описание и анализ произведений искусства»

Преподаватели: Кирилл Светляков (заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи), Сергей Попов (владелец галереи pop/off/art), Александра Обухова (научный сотрудник музея «Гараж»), Кирилл Алексеев (экс-сотрудник Третьяковской галереи, ныне доцент Текстильного университета имени Косыгина)

Сколько: средняя стоимость курса - 40 000–55 000 руб.

Школа позиционирует себя как пропуск в мир искусства. Здесь обещают не только преподавать историю искусства, но и научить будущих коллекционеров и экспертов правильно вести себя на вернисажах и в общении с галеристами и художниками. Маленькие группы, есть индивидуальный курс обучения. Выездные занятия и лекции проводятся в музеях, галереях и мастерских художников. «Базовый курс по истории искусства и введению в арт-бизнес» включает 24 групповых занятия длительностью 3 часа, из них 19 лекционных и 5 выездных. Каждому учащемуся предоставляется CD с записью курса, чтобы не забыть содержание лекций. Занятия проводятся по утрам или вечерам два раза в неделю. Школа расположена в известном центре современного искусства, что дает определенную гарантию по качеству обучения. Преподавательский состав - высококвалифицированные искусствоведы, что также подтверждает серьезность подобного обучения. По всей видимости, курс рассчитан на «повышение квалификации» специалистов, уже работающих в сфере современного искусства, или же начинающих коллекционеров.

Образовательная программа аукционного дома Phillips

Воздвиженка, 7/6

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алина Макеенкова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Максим Шишигин (искусствовед, художник), Вита Хлопова (исследователь хореографии)

Сколько: 5 лекций - 10 000 руб.

Образовательная программа, поддерживаемая аукционным домом Phillips, была запущена Мариной Добровинской в 2008 году и состоит из двух направлений – тематические лекции и история современного искусства. В первое направление входят лекции по классическому искусству, во втором - история отсчитывается с конца XIX века до наших дней. Занятия проводятся один раз в неделю по вечерам. Программа включает в себя курсы искусствоведения для любителей искусства и коллекционеров, экскурсии и поездки за границу, а также лекции авторитетных персон из мира искусства. В зарубежных поездках, рассчитанных на три-четыре дня, обещают помочь попасть туда, куда вы никогда не сможете попасть без сопровождающего из дома Phillips, а также оставить время на ужин и шопинг. Программа рассчитана на любительский уровень, ее главная цель - научить слушателя ориентироваться в современном искусстве.

Культурная платформа «Синхронизация»

Бобров пер, 6, Страстной бульвар, 12

Что преподают: гид по истории искусства в 5 лекциях – «Античность», «Средневековье», «Барокко и классицизм», «Романтизм - символизм», «Реализм - модернизм»

Преподаватели: Елена Личманова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Наталья Вострикова (искусствовед), Елизавета Боровикова (эксперт-оценщик антиквариата), Ольга Чуворкина (искусствовед)

Сколько: 1 лекция - 900 руб., 5 лекций - 3500 руб.

Здесь лекторы следуют не академическому, а культурологическому подходу. В преподавании акцент делается не на академической выучке, заучивании дат и периодов, а на исследовании интересных фактов и парадоксах культуры. Темы лекций неординарны и отвечают на остроумные культурологические вопросы. Например, почему в Древней Греции портрет мог стать преступлением? Как творить художнику-маньеристу, если всё уже было придумано до тебя? Как из романтика художник превратился в совесть эпохи? Анонсируется, что курс ориентирован на «тех, кто хочет иметь представление об основных этапах развития изобразительного искусства и научиться понимать памятники любых эпох, стилей и направлений». Говоря проще, на тех, кто довольно профессионально интересуется искусством без цели попасть в ВУЗ. Лекции читают в будни по вечерам, либо по выходным днем. Группы порядка 25 человек. Кроме того, здесь читают отдельные лекции на разные интересные темы: о художниках, изменивших искусство ХХ века, а также о самых ярких личностях прошлого, например о Караваждо и о том, почему его можно назвать первым современным художником.

Высшая школа художественных практик и музейных технологий (ХПМТ), факультет истории искусства РГГУ

Миусская площадь, 6 (здание РГГУ)

Что преподают: историю отечественного искусства ХХ века, язык изобразительного искусства, историю русского искусства, историю современного искусства, искусство Западной Европы до конца XIX века

Преподаватели: Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Александр Марков (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Татьяна Малова (художественный критик), Ирина Захарченко (кандидат исторических наук), Илья Печенкин (доцент РГГУ)

Сколько: 51 000 руб.

Академическая программа изучения истории искусства, которую читают преподаватели университетского уровня. Здесь начинают с античности и древнерусского искусства и заканчивают современным искусством ХХ века. Студентов обещают научить описывать и анализировать произведения искусства. Курс рассчитан на 228 учебных часов, занятия проходят по вечерам. Курс скорее адресован абитуриентам РГГУ, нацеленным на поступление в университет. Высшая школа ХПМТ - это подразделение Российского государственного гуманитарного университета, созданное в 2011 году. Кроме того, здесь же можно прослушать дополнительный курс «Арт-практика» (160 часов), где Валентин Дьяконов, Илья Будрайтскис, Борис Клюшников и Лариса Гринберг читают лекции о кураторской практике (за отдельную плату). Обучение рассчитано на начинающих кураторов.

Институт культурного просветительства «Культпросвет»

Лужнецкая наб., 6

Что преподают: всеобщую историю искусства с акцентом на основы атрибуции и экспертизы антиквариата

Преподаватели: ведущие эксперты в области антиквариата и истории искусства, среди которых 26 кандидатов наук, 10 докторов наук, 2 лауреата Государственной премии РФ

Сколько: зависит от курса

В школе практикуются как дневная, так и вечерняя формы обучения, как длительные курсы, так и краткосрочные. Упор здесь делается не только на академическое преподавание истории искусства, но, скорее, на основы атрибуции и экспертизы антиквариата. Специальная программа Arte Vera рассчитана на обучение антикваров, цикл «Академия» - на углубленный курс по выбранной искусствоведческой тематике. Школа обещает обеспечивать студентов стажировками в фондах и экспозиционных залах ведущих музеев. В группах 7–10 человек. Обучение рассчитано на будущих антикваров и экспертов-оценщиков.

Объединение «Манеж» совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова

Музей-мастерская Налбандяна, Тверская, 8/2

Что преподают: всеобщую историю искусства в нескольких курсах

Преподаватели: Иван Тучков (декан исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), Надежда Налимова (старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова)

Сколько: одна лекция - 500 руб., 11 лекций - 5000 руб.

Тридцатого марта 2016 года «Манеж» и МГУ запустили лекционный курс «Всеобщая история искусства». Его первая часть, читавшаяся с марта по июнь, была посвящена искусству Древнего мира. Вторая, рассчитанная на период с сентября до конца ноября, – искусству Средних веков и Возрождению. Предполагается, что к следующему курсу приступят в начале 2017 года. Пока решение о продлении курса находится в стадии обсуждения. Анонсируется, что «ключевые понятия истории искусства, такие как культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, будут разъяснены на примерах конкретных произведений». Программа составлена на основании курса истории искусства МГУ, преподают светила кафедры. Уникальная возможность «поучиться» в университете за небольшие деньги.

Лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина

Волхонка 8–10, 14, Колымажный пер., 6, стр. 2

Что преподают: историю зарубежного искусства

Преподаватели: сотрудники Пушкинского музея

Сколько: одно занятие в лекционном абонементе – 300 рублей, цена абонемента определяется количеством лекций.

Уже восемьдесят лет лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина знакомит всех желающих с историей западного искусства. В 2016–2017 году здесь предлагают абонементы на лекции по истории искусства с древнейших времен до наших дней, а также циклы лекций, посвященных архитектурному облику городов и художественным собраниям музеев мира. Можно прослушать курс по западноевропейскому искусству XVII–XIX веков, импрессионизму, творчеству Энди Уорхола и поп-арту, повседневной жизни в Древней Греции, истории кино от дадаистов до Флюксуса и современного видеоарта. Лекции адресованы самой разной аудитории: взрослым и детям, любителям классики и авангарда, студентам и бабушкам, любителям и профессионалам. Фактически в лектории Пушкинского можно получить университетские знания по всем разделам зарубежного искусства, да еще учиться непосредственно на подлинниках либо музейных копиях у профессиональных искусствоведов.

Московский Мультимедиа Арт Музей

Остоженка, 16

Что преподают: историю современного искусства, фотографии, архитектуры, моды

Преподаватели: искусствоведы и художники Москвы

Сколько: от 500 руб. за лекцию

В МАММ можно прослушать лекционные курсы на самые разные темы. Например, об истории современной архитектуры, скульптуры, живописи, о фотографии, о Дягилеве, об искусстве Древних веков, о продюсировании, а также съемке фэшн-эдиториала, что бы это ни значило. Есть лекции для детей, подростков, взрослых любителей искусства, на любой вкус. Лекции читают как суперпрофессионалы, вроде Игоря Мухина (курс — 49000 руб.), так и недавние выпускники Школы Родченко и модные фоторедакторы.

Лекторий ММОМА

Тверской бульвар, 9

Что преподают: историю современного русского и зарубежного искусства XX–XXI веков

Преподаватели: Глеб Напреенко (критик, главный редактор проекта «Разногласия»), Нина Лаврищева (научный сотрудник ММОМА), Ольга Турчина (научный сотрудник ММОМА), Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Сергей Хачатуров (критик, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алексей Масляев (куратор ММОМА), Илектра Канестри (эксперт моды)

Сколько: одна лекция - 350–400 руб.,10 лекций - 3000 руб., 20 лекций - 5600 руб., есть система льгот

С сентября по декабрь в ММОМА можно прослушать два отдельных курса, посвященных истории современного искусства - зарубежного и русского. Русское искусство (16 занятий) читают, начиная с конца XIX века вплоть до сегодняшнего дня, зарубежное (18 занятий) - с начала XX века по наше время. Здесь расскажут не только про Казимира Малевича, Пикассо и Владимира Татлина, но и про самых современных художников - Таус Махачеву, МишМаш и Дэмиена Херста. Лекции читают действующие критики, кураторы, теоретики, активно участвующие в текущем арт-процессе. Курсы рассчитаны на широкий круг поклонников современного искусства. С марта в ММОМА можно прослушать новую программу, посвященную междисциплинарным художественным практикам: взаимодействию современного искусства с другими областями культуры - театром, музыкой, дизайном, модой, фотографией и архитектурой.

Третьяковская галерея

Лаврушинский пер, 12, Крымский вал, 10

Что преподают: историю русского искусства

Преподаватели: сотрудники Третьяковской галереи

Сколько: 1 лекция - 270 руб., 6 лекций - 1320 руб., далее в зависимости от курса

В Третьяковской галерее работает глобальный лекторий, в котором можно узнать всё про русское искусство. В Лаврушинском переулке читают курс «Музейный университет», начиная с древнерусского искусства до пейзажной живописи XIX века. «Музейный университет» на Крымском валу начинает с мастеров авангарда и заканчивает искусством начала XXI века. Также Третьяковка предлагает многочисленные лекционно-художественные программы на разные темы, связанные с экспозицией.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

онлайн

Что преподают: базовый курс истории искусства

Преподаватели: Александра Старусева-Першеева, Артем Дежурко, Мария Калинина - преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ

Сколько: бесплатно

Онлайн-курс рассчитан на студентов гуманитарных направлений, а также абитуриентов художественных вузов, сдающих историю искусства. Здесь читают базовый курс, начиная с Древнего мира до искусства ХХ века. Главная цель - дать представление об эволюции стилей в истории западноевропейского искусства и о наиболее важных феноменах в истории культуры. Курс выдержан в традиции классического искусствознания. Как пишет Александра Першеева: «В нашем курсе каждая лекция имеет два смысловых уровня. Сначала мы даем базовую информацию об искусстве той или иной эпохи, а потом затрагиваем более тонкие моменты, рассказываем о том, как жили и мыслили люди, размышляем о связи искусства и духа времени». Всего курс занимает 12 недель, в неделю понадобиться потратить на обучение 6 часов.

Школа Вероники Калачевой (Kalacheva School)

онлайн, либо в одном из зданий Школы (очно)

Преподаватель: Татьяна Быковская (искусствовед)

Что преподают: базовый курс истории искусства от Египта до Возрождения (онлайн), от Египта до кубизма (очно)

Сколько: 18 000 руб./10 000 руб.

В Школе Вероники Калачевой, где основные занятия посвящены обучению живописи с нуля, любителей истории искусства будут учить отличать Моне от Мане, а Ван Дейка от Ван Эйка. Здесь следуют девизу: «Всё, как мы любим: интересно, с душой и простым человеческим языком». Очные занятия (курс из 8 лекций) проводятся по выходным, на онлайн-уроки можно записаться в любое время. Здесь чрезвычайно дружественно настроены по отношению к будущим абитуриентам: «Всё, что вам необходимо, - это хорошее настроение, время и доступ в интернет». Занятия будут разделены на 2 части - лекционную, где вы получите все необходимые знания, и практическую. Курсы явно рассчитаны на любительский уровень и адресованы тем, кто хочет больше узнать об искусстве на досуге.

Школа-студия «Рукав»

Земляной вал, 59/2

Что преподают: историю искусств от древности до наших дней

Преподаватель: Анна Гусева (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, выпускница Академии Глазунова)

Сколько: разовое посещение - 700 руб., 5 занятий - 3200 руб., 20 занятий - 11000 руб.

Здесь обещают учить не только истории искусства, но и осмыслению «внутренних процессов духовной жизни человечества, которые находили свое отражение в шедеврах изобразительного искусства». Помимо лекций, проводятся семинары. Занятия проходят по субботам. В ноябре читают Древний Рим. Школа основана Александром Рукавишниковым, академиком Академии художеств, преподавателем Суриковского института. Основной профиль школы - подготовка молодых скульпторов к поступлению в ВУЗ, на них, в основном, и рассчитан факультативный курс истории искусства.

Музей современного искусства «Гараж»

Крымский вал, 9

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Наталья Сидорова (сотрудник Третьяковской галереи), Татьяна Бортник (искусствовед)

Сколько: 13 000 руб. абонемент

Курс, который читают в «Гараже» называется «По следам современного искусства». Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Дюшан, Уорхол, Бойс, Кабаков и даже Бэнкси - здесь изучают историю современного искусства через личность художников. Курс состоит из 20 занятий – 10 читают в феврале - апреле, 10 в сентябре - декабре. Но самое замечательное в образовательной программе «Гаража» — все-таки циклы лекций и отдельные лекции ведущих искусствоведов, художников и кураторов. Цикл «Просто искусство» ведет знаменитый художественный критик и преподаватель МГУ Андрей Ковалев, приглашая на беседу известных художников. Уникальную программу лекций «Несимметричные подобия» ведет художественный критик Ирина Кулик, создавая динамические пары из достаточно не близких по времени или стилю авторов. Вход свободный по регистрации.

Нравится