Как помочь ребенку написать рассказ. История про кошку или зачем сочинять сказки

Доброго времени суток, дорогие читатели !

Сказки я любила всегда, причем не только слушать, но и сочинять. Почему я решила написать именно о том, как самому придумать сказку? Во-первых, как я уже сказала, я занимаюсь этим давно, и мне это безумно нравится! Почему даю советы? Я не много сказок отправила в свет, так сказать, но как минимум две из них, находили отклик в сердцах не только читателей, но и беспристрастного жюри. Первая из них, была написана в тяжелый для меня период жизни, когда сильно болел мой старший сынок. Это была сказка « », за которую компания Nestle, организовавшая конкурс сказок, подарили мне стиральную машину за занятое 1 место. Благодарю их по сей день! На тот момент это было очень и очень важно для меня!

А сегодня я приглашаю вас в гости к сказке , сказке придуманной вами!

Так вот, что же такое СКАЗКА?

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка- это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно!

И жили они долго и счастливо!

Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…

Сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках, ой, простите, в устах, заботливой мамы. Ведь она — основная таблетка в . А что такое сказкотерапия? Это лечение сказкой. Какие болезни лечатся сказкой? Сказкой лечатся тяжелые и легкие формы капризитов, нехочухитов и лениитов . Да к тому же, сказка — наиприятнейшее лекарство во всей медицине, которая придется по душе каждому!

Каждая мама в силу своей природы уже с рождения способна на сказкотерапию. Ведь мама интуитивно знает, как и в какой форме преподнести малышу тот или иной жизненный урок. Ну чем не мамина сказка: уговаривая кроху не снимать на улице шапочку, сказать, что ушки надо прятать, а то проказник ветер, возьмет и заберет на время ушки… И что мы будем делать без ушек? Ведь, чтобы их вернуть придется пить горькие лекарства и целый день лежать в постели…

Каждая мама в душе (она может и не догадываться об этом) настоящая и самая лучшая в мире сказочница .

Хотя, в принципе, ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАПИСАТЬ СВОЮ СКАЗКУ!

Для того, чтобы родилась своя сказка нужно немного воображения, желание и время! Ну, что попробуем?

Разбудите свое воображение .

Воображение , как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.

Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино и собственно уже известных сказок. Уединение с природой способно разбудить идеи даже в самой «уставшей» от мирских забот голове.

Расшевелить воображение может помочь общение с ребенком. Наводящими вопросами, малыш сам ответит, что и как должно произойти в сказке. Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение!

Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…

Мечтайте о себе, обрисовывая мечту в виде сказки. Но! Внимание! Этот метод способен принести ЧУДО из нереальности в реальность и исполнить вашу мечту. Поэтому будьте позитивны!

А еще пробудить вдохновение можно при помощи медитации. Медитация — это расслабление тела с целью «высвобождения» и контроля своих мыслей и эмоций. Во время и после медитаций рождаются добрые и нежные истории.

Волшебная мантра для вдохновения поможет прочувствовать состояние полета и парения. Наполнить свою душу энергией, силой и вдохновение.

Придумайте главного героя

Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

Наделите героя какими-нибудь обычными и необычными качествами. Например, оживить стол — уже само по себе необычно, но при этом на нем все также можно делать уроки, при чем путешествуя по свету.

Набросайте план будущей сказки

То есть подготовьтесь заранее. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:

  • Начало истории (где? кто? когда?)
  • Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
  • Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  • Итог (возвращение или иное завершение сказки)

Безусловно, это очень и очень приблизительный план. Ну, вот пример плана всем известной сказки «Колобок»:

  1. Домик бабушки и дедушки. Дед просит бабку спечь колобок.
  2. Испеченный колобок оживает и убегает.
  3. Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.
  4. И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.

Очень интересное и легкое планирование сказки можно воплотить в создании сказки-крошки. Сказка — крошка , это очень маленькая сказка, длиной в пару абзацев. Сказка-крошка придумывается буквально на ходу. Например: сказка-крошка про воздушный шарик .

Жил-был шарик. Очень долго он пролежал маленьким и сдутым в большой коробке с другими такими же шариками, мечтая однажды увидеть яркий солнечный свет. И вот однажды, он оказался в руках человека. Человек стал надувать его. Шарик стал расти, становиться все больше и больше. Он уже не был сморщенным и некрасивым. Теперь это был большой красный шарик, готовый полететь в небо. Но человек, дал его маленькому ребенку. А малыш крепко держал шарик в руке.

Шарик настолько себе понравился, что ему очень не хотелось играть с ребенком. И он все время пытался вырваться. И вот подул ветерок, и шарик, воспользовавшись случаем, дернулся и вырвался из маленьких ладошек. Шарик взмыл в небо. И летел все выше и выше. Он так радовался своей свободе, что начал громко смеяться. Да так, что не мог остановиться, пока не лопнул, и не упал снова на землю…

Если тренироваться на сказках-крошках, то со временем вы запросто будете придумывать объемные и интересные сказки!

Переделайте старую сказку

Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или, колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым, от которого убегали и прятались все звери, и только лиса придумала способ спасти лесных жителей (например, вернуть колобка бабушке с дедушкой и сделать из него сухарики).

Детям всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос? Или, что случилось с Аленушкой и ее чудищем-мужем после свадьбы, и что было бы, если бы аленький цветочек развеял семена и размножился?

Либо, возьмите из сказки ряд ассоциативных слов и добавьте к ним какое-нибудь, совершенно иное слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Ассоциативный ряд может быть таким: волк, козлята, коза, капуста, голос и добавляем новое слово — телефон. Ну, что теперь произойдет в истории?

Поиграйте в словесные игры

Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, авось и что-то новое родится.

Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.

Например, возьмем слова — замок и олень . Вот какие сюжеты можно придумать:

1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил олень, и пытался дотянуться до яблони за забором.

2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел говорить.

3. Жил-был удивительный олень, который на своих рогах носил целый замок.

Возьмите противоречия и придумайте историю. Например, огонь и вода, недодела и передела, красивая и некрасивая принцесса, микросамолет и самолет, король и слуга, лето и зима.

Выпишите несколько заголовок из журналов, газет и книг. Перемешайте и возьмите наугад три из них. Найдите общее и составьте рассказ. Иногда из самой, казалось бы, абракадабры, рождается гениальное произведение, например, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

Заключение

Найдите слушателя и расскажите ему сказку

Сказочнику обязательно нужны те, кто любит сказки. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных. Активно играйте интонацией и голосом, говоря то громче, то таинственно тише.

Поведайте свое сочинение любимому человеку, маме, подруге, соседке. А лучше всего самому благодарному слушателю — ! Расскажите, даже не прося ее оценить. Оценку своей сказки вы увидите в их глазах…. И скорее всего она вдохновит вас на новые подвиги!

Познакомьтесь с моей последней сказкой « »! Возможно именно она станет вашей отправной точкой в страну Добрых Сказочников!

Талант сказочника не родится сам по себе. Он как зернышко в земле, чтобы вырасти, ему нужны старания и время. Однако, оно того стоит, чтобы в один прекрасный день превратиться в красивое цветущее дерево. Дерево, которое не похоже ни на кого и красиво по-своему!

Тут и сказки конец, а кто слушал — Молодец!

Все мои сказки живут в рубрике « ».

Скачать бесплатно электронные книги с моими сказками можно на

С самыми сказочными пожеланиями,

Это случилось тёплым летним вечером. Мы с младшим сыном собирались на дачу. Я немного замешкалась, а сын спустился на улицу и встретил котёнка, царапающегося в железную дверь подъезда. И, конечно, с ним подружился. По ряду объективных причин, мы не могли взять котика к себе, хотя сыну очень хотелось.

Подросшая кошка пару месяцев спустя

Я немного рассказала, почему уличным кошкам не нравится жить в квартире. Но сына мои объяснения явно не утешили.

Бедный мальчик , — думала я. — Теперь всю дорогу будет грустить, как же мне не нравится его огорчать. А впереди полтора-два часа пути с пересадками, а теперь ещё и нытьём.

Да, конечно, я уже знала, что фрустрация в малых дозах полезна для , но мне, как и вам, больше по душе роль утешителя, а не фрустратора. 🙂

Знаешь, мам, я сочинил историю, что было бы, если бы мы взяли домой эту кошку ,” — вывел меня из задумчивости голос сына.

Сказка про кошку

Он начал рассказывать, и все полтора часа дороги до дачи я сначала слушала, а потом мы по очереди сочиняли невероятные приключения кошки:

Уже исписано несколько тетрадей, и сын продолжает сочинять до сих пор, хотя прошло почти два месяца. Не только про кошку. Позабыт iPad, а о телевизоре вспоминает только вместе с папой.

Как всё начиналось

Я раскрою секрет: сказки я рассказывала сыновьям с детства. О животных, о древних людях, о богатырях… Иногда с познавательной целью, чаще просто для удовольствия!

Так сложилось исторически: папа рассказывал нам с сестрой на ночь истории про нас самих (теперь это называется «коучинговые сказки»), про наши ожившие игрушки или героев любимых книг. А бабушкины сказки мы часто потом разыгрывали.

Со своими мальчиками мы чаще сочиняли перед сном, в темноте. Это волшебное время. Можно задать вопросы, которые неловко задать при свете. Спрятаться за героем (как в режиссёрской игре), и от его лица о чем-нибудь спросить. Или рассказать о чём-то необычном. Пробовала я и математические сказки, и воспитательные (но дети из быстро “раскусывали”), и сказки для храбрости (когда снилось что-нибудь грустное или страшное). Неизменным успехом пользовались сказки про них самих.

Потом у младшего сына началась школа, и сочинительство на время было забыто. Вернулись мы к нему на тренинге Натальи Лейкиной “Хочу научиться играть с ребёнком ”, где доигрывали непройденные вовремя этапы. Тренинг дал нам толчок и к рисованию, и к совместному сюжетотворчеству. Игра и сказка — это так близко!

А ещё мы любим : помогает скоротать время (об этом я уже рассказывала на страницах сайта “Рисуем и играем вместе с мамой”).

Но сочинять в одиночку Александр никогда не пробовал. И тут такой дебют!

Он помог себе пережить грустную ситуацию, получил массу удовольствия и нашёл интересное занятие на много месяцев вперёд.

Как начать сочинять сказки и истории

Для нас сочинение стало привычным делом, и дарит немало весёлых минут. Если у вас есть желание начать придумывать что-то с ребёнком, но вы не уверены, что получится — начните с дополнения и переделывания самых простых стихов и сказок.

Наш список последних и любимых произведений, которые мы перекраивали:

Дорогие друзья, а вы любите играть в словесные игры?
Поделитесь пожалуйста своими любимыми.

А если Вы хотите научиться сочинять сюжеты между делом, развить свою и детскую фантазию, Вам будет полезна школа-марафон .
Ближайший поток стартует в марте. Запишитесь в список ожидания, будем рады отправиться с вами в следующее путешествие!

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье мы с вами учимся создавать сказку, причём сочиняем сказку вместе с ребёнком. Вы любите сказки? А ваш малыш? Эти небольшие поучительные истории могут быть использованы как средство воспитания, направления мыслей и чувств ребятишек в нужное родителям русло. Хотите узнать, как сочинить увлекательную и поучительную сказку? Тогда читайте!

Для чего нужны сказки?

Зачем придумывать сказки, если такие произведения сотнями созданы народом и детскими писателями? Действительно, волшебных историй много, а вот о вашем малыше или о том, как он не хочет надевать шапочку или рукавички зимой, ни одной!

В психологии даже возникло новое направление - сказкотерапия. Она подразумевает коррекцию поведения малыша с помощью историй, рассказанных детям. В придуманном вами сюжете должна отражаться ситуация, которую вы хотели бы исправить. Например, ребёнок не хочет кушать кашу, капризничает перед купанием, отказывается мыть руки и т.д. Расскажите малышу сказку, в которой герои попадают в эту же ситуацию, и чем это для них заканчивается, если они ведут себя неправильно.

В качестве героев истории могут выступать:

  • дети;
  • животные;
  • выдуманные существа.

Чем лаконичнее и разнообразнее будет ваш сюжет, тем интереснее получится произведение! С его помощью ребёнок научится:

  • различать добро и зло;
  • строить взаимоотношения со старшими и сверстниками;
  • размышлять и наблюдать за окружающим миром;
  • уважать окружающих.

Можно попросить малыша самому придумать или продолжить историю. Предлагаем несколько советов читателям, как пробудить в ребёнке воображение.

Как правильно придумать сюжет?

Первое правило, которое должны запомнить родители, составляя сказку вместе с детьми, - это соответствие героев и сюжета возрасту малыша. Чтобы не ошибиться, предложите крохе самому выбрать действующих лиц будущего рассказа.

Для детей в 2–3 года это может быть любимая кукла, плюшевый мишка - любые существа или предметы, понятные и близкие малышу. В 5–6 лет ребята уже понимают, что такое волшебство и как оно действует в сказках. Если для крошек 3–4 лет близки бытовые сюжеты, то старших дошкольников заинтересуют волшебники, неземные существа и т.п.

Когда найден главный герой, пора определиться с планом сюжета. Продумайте, о чём будет ваше произведение. Не обязательно набрасывать план на бумаге: взрослые могут держать его в уме и слегка направлять полёт фантазии ребёнка.

«Скелет» будущего рассказа можете построить на основе следующего плана:

  1. Начало. С кем происходит действие, где и когда?
  2. Что произошло? Определяете суть конфликта и проблему.
  3. Герой преодолевает трудности. Это основная часть, которую можно расширять бесконечно. Главное действующее лицо может попадать в руки злодеев, добывать волшебные предметы, спасать принцессу и т.д. Всё зависит от задачи, которую призвана решать ваша сказка.
  4. Завершение. Герой возвращается. Сказка обязательно должна иметь хороший конец.

Сначала можете потренироваться воплотить план в маленьком рассказе. Если ребёнок пока не проявляет интерес или у него нет интересных мыслей, начните говорить сами. Малыш обязательно подключится и продолжит рассказ.

Чтобы детский полёт фантазии не был бесконтрольным, мягко переводите сюжет, составленный крохой, в нужное русло: задавайте наводящие вопросы, указывайте на нелогичное строение сюжетной линии, предлагайте другие варианты действий героев. Однако не стремитесь доминировать: помните, что история - это совместное творчество.

Случается так, что фантазия словно отказывается работать, да и малыш не проявляет интерес. Что делать? Воспользуйтесь сюжетами известных сказок: объедините или измените их. Например, Маша из сказки «Три медведя» может попасть в домик к трём поросятам. Вместо теремка или рукавички звери поселились в тыкве и т.д. Спросите кроху: как теперь будет развиваться действие?

Чтобы получилась оригинальная сказка, поиграйте в слова. Предложите малышу связать в сказке 2–3 слова - например, жабу и телефон. Что может произойти с этими объектами? Как они могут соотноситься? Не запрещайте малышу включать в рассказ элементы современной жизни, такие как компьютер, сотовый телефон, самолёт и т.д. Возможно, у вас получится настоящий фантастический сюжет!

Сочиняя вместе с крохой, следуйте нескольким простым правилам:

  • Ведите рассказ эмоционально, тогда ребёнок тоже будет увлечён процессом.
  • Не игнорируйте слова ребёнка. Слушайте внимательно, с увлечением.
  • Если крохе стало скучно, прервите процесс. Вы сможете продолжить рассказ на следующий день.
  • Озвучивайте героев по ролям: так намного интереснее.
  • Записывайте сказки в блокнот или рисуйте к ним иллюстрации.

Как извлечь пользу из сочинения?

Поскольку любая сказка призвана воспитывать, доносить информацию о добре и зле, вы тоже можете создать «творение» в воспитательных целях.

Вспомните момент в течение дня, когда кроха плохо себя вёл, отказывался проводить гигиенические процедуры, надевать шарф на прогулку и т.д. Поместите эту ситуацию в сказочный сюжет, лучше всего, в рассказ про животных. Звери, с одной стороны, очень нравятся ребятам, с другой, вы словно переноситесь в иной, волшебный мир, в котором действуют такие же законы.

Что будет, если зайка отправится гулять по зимнему лесу и забудет надеть шарф? Он придёт домой и заболеет, а сова прилетит лечить его горькими лекарствами. В конце спросите ребёнка, хочет ли он тоже глотать таблетки. Если нет, то он должен надеть шарфик на прогулку.

Обратить в материал для творчества можно любую жизненную ситуацию. Это гораздо лучше, чем кричать на малыша и пытаться его воспитывать. Сказкотерапия - надёжный метод, позволяющий развить фантазию крохи и одновременно провести воспитательные мероприятия.

Составляя историю, следуйте основным принципам:
  • Выбирая героев и сюжет, опирайтесь на возраст малыша.
  • Вместе составьте план рассказа и следуйте ему.
  • Сочиняйте на основе жизненных ситуаций: сказка станет вашим верным помощником в воспитательном процессе.
  • Слушайте увлечённо, что говорит кроха.
  • Заканчивайте рассказ, когда малышу стало скучно: вы сможете продолжить в другое время.

Статья была для вас полезна? Тогда оставляйте комментарий. Расскажите о том, какие истории сочиняете вы. До новых встреч, дорогие читатели!

Милосердов Максим

Сегодня Юле (8 лет, 3 класс) задали написать сказку. Мне кажется, что это очень хорошее задание, приучающее ребенка думать, дающее возможность научиться сочинять. Но, к сожалению, школьные учителя не знакомы с технологией создания литературных произведений, которая могла бы помогла детям научиться структурировать свои мысли.

Ниже я постарался изложить эту технологию максимально просто, чтобы каждый родитель мог использовать ее при занятиях с детьми.

Технология состоит из двух техник: создание сюжета и структурирования сюжета.

Технику создания сюжета достаточно примитивна. Она восходит к приемам семантического анализа - когда берутся несколько предметов, описываются их признаки, затем признаки перемешиваются и возникает предмет с новыми характеристиками.

Техника структурирования сюжета была разработана сценаристами Голливуда, решавшими задачу о том, как сделать киноисторию интересной, яркой, поддерживающей внимание зрителя на протяжении всего произведения.

Техника создания сюжета для сказки

Нам было задано написать сказку о природном явлении. Поэтому я предложил Юле просто выбрать любые природные явления, о которых она хотела бы рассказать.

ШАГ 1:

Назовите героя

Радуга! - Сказала Юля.

Отлично! Пусть будет радуга. Кто еще станет героем сказки?

Солнце!

ШАГ 2:

Опишите героев

Я: - Какая радуга?

Юля: - Разноцветная, быстро исчезает, появляется после дождя.

Я: - Хорошо. А Солнце?

Юля: - Теплое, греет.

Я: - А еще каким оно бывает? Помнишь, мы ездили путешествовать, и закат всегда был разным.

Юля: - Да! Точно! На закате оно разноцветное - оно то красное было, то розовое, даже зелено-синее.

ШАГ 3:

Найдите, что есть общего у героев.

Я: - Так что общего у Солнца и Радуги?

Юля подумала и решила, что и Радуга и Солнце бывают разноцветными.

Общий признак, объединяющий героев, появился не случайно, он является результатом каких-то событий, произошедших с героями.

ШАГ 4:

Расскажите, чем закончилась сказка.

У Радуги появились разноцветные банты!

ШАГ 5:

Расскажите, с чего началась сказка.

Я: - У Радуги не было бантов?

Юля: - Получается, что так.

ШАГ 6:

Расскажите, о чем сказка.

Мы пришли к тому, что жила-была Радуга, жило-было Солнце. У Солнца было разноцветное одеяло, Радуга надергала из этого одеяла ленточек и теперь прячется от Солнца.

Сюжет готов!

Теперь переходим к технике структурирования сюжета.

Каждое литературное произведение состоит из четырех ключевых пунктов. Это КОНЕЦ, НАЧАЛО, СОБЫТИЕ 1, СОБЫТИЕ 2. На протяжении истории действие развивается от одной точки к другой - от начала к концу, проходя через два самых важных пункта истории - ключевое событие 1 и ключевое событие 2, иначе их еще называют кульминациями. В каждом произведении есть две кульминации, но почему-то в школе обычно говорят только об одной.

Посмотрите любой фильм, и вы увидите, что сначала автор описывает героев, показывает их в повседневной жизни, давая им характеристику. Это начало истории, введение зрителя в сюжет. Затем происходит событие 1, заставляющее героя захотеть что-то сделать, разрывающее привычное течение жизни героя. Герой начинает действовать и приходит к событию 2, в котором цель достигается, а сам герой меняется. После этого следует конец фильма - последствия события 2. Итак, герой достиг цели, но ведь он изменился, как же он будет жить теперь?

Эти же пункты содержатся в любом литературном произведении - в рассказе, сценарии, повести, анекдоте... Знание того, что эти ключевые пункты существуют и понимание того, зачем они нужны, необходимо для того, чтобы уметь связно составить рассказ, написать сочинение, проанализировать литературное произведение. Поэтому нужно как можно раньше учить ребенка находить ключевые пункты в текстах.

Техника структурирования сюжета

Если вы пишите с ребенком сказку, предложите ребенку придумать конец этой сказки. Поскольку сказка - это объяснение явлений окружающего мира, то для конца сказки нужно просто взять какое-то существующее явление.

У нас уже был сюжет о Радуге, утащившей у Солнца разноцветные лоскутки.

ШАГ 1:

Опишите конец истории.

Юля: - С тех пор радуга появляется после дождя, а потом исчезает.

ШАГ 2:

Опишите событие 1, объясните, почему стало возможным это событие.

Юля: - Радуга решила утащить у Солнца лоскутки, чтобы сделать из них бантики.

Я: - Хорошо, а почему она решила это сделать?

Юля: - Потому что была шалуньей.

Я: - Отлично. Она сама это решила сделать?

Юля: - Нет! Ей помогал Дождик!

Я: - Правильно, ведь радуга появляется после дождя.

ШАГ 3:

Опишите героев (то есть придумайте начало истории).

Я: - И что у нас получается?

Юля: - Жило-было Солнце, жили-были Дождик и Радуга, они были шалуны.

Я: - А Солнце чем занималось? И что у него было?

Юля: - Солнце светило, грело землю, у него было разноцветное одеяло, в которое оно заворачивалось вечером, и поэтому закаты были разноцветными.

ШАГ 4:

Изобразите описанное графически.

В самом деле, теперь у нас было много героев, событий, чтобы не запутаться, мы взяли листок бумаги и нарисовали дугу, идущую через ключевые точки нашей сказки.

В первой точке мы написали: Солнце, Радуга, Дождик. В последней: Радуга убегает и прячется. Во второй: Радуга и Дождик утащили лоскутки. Третья точка пока оставалась без подписи.

ШАГ 5:

Придумайте второе ключевое событие.

Я: - Радуга и Дождик утащили лоскутки, а что произошло дальше? Почему у Радуги они остались, а у Дождика нет?

Юля: - Дождик их рассыпал, а Радуга сделала банты.

Я: - А что сделало Солнце?

Юля: - Оно стало собирать свои лоскутки, которые превратились в лужи, а Радуга убежала.

Вторым ключевым событием нашей истории стало бегство Радуги от Солнца, бросившегося собирать свои лоскутки.

ШАГ 6

Напишите план истории.

План мы написали подробный.

1. Описание героев

Солнце (что делало, что у него было, откуда мы об этом знаем)

Радуга (какая была)

Дождик (какой был)

2. Событие 1

Что сделали Радуга и Дождик

Какие лоскутки набрал Дождик

Какие лоскутки набрала Радуга

Что произошло с лоскутками

3. Событие 2

Что обнаружило Солнце

Что сделала Радуга

4. Конец

Что получилось после этого

ШАГ 7:

Напишите историю по плану.

ШАГ 8:

Прочтите историю. Что можно сказать короче? Какие слова повторяются?

Поскольку маленькому ребенку трудно писать длинные тексты, а несколько предложений для маленького ребенка это уже большой текст, на данном этапе я помогал Юле, предлагая сказать какие-то фразы короче.

Юля: - Дождик и Радуга были лучшими друзьями...

Я: - Можем мы это где-то раньше написать, чтобы короче получилось?

Юля: - А! Здесь!

Я: - Точно! Что еще мы хотим сказать про них?

Юля: - Что они были шалунами.

Я: - Давай посмотрим, где это можно сказать короче.

В результате Юля написала вот такую сказку.

Солнце, Радуга и Дождик

Жила-была волшебница по имени Солнце, а по соседству жили друзья-шалуны мальчик Дождик и девочка Радуга. Днем Солнце светило и обогревало землю, а вечером ложилось спать под разноцветным одеялом, и поэтому закат казался разным - то алым, то пурпурным, то золотым.

Однажды Дождик и Радуга залезли в дом Солнца и нарезали из одеяла волшебницы цветных лоскутков. Дождик взял много синих лент, а Радуга вплела себе в волосы семь разноцветных бантов. Пока Дождик бежал домой, он растерял свои ленты, и они превратились в лужи.

Утром Солнце увидело, что одеяло разрезано, а шалунья Радуга скачет по лужам. Волшебница бросилась собирать свои лоскутки, а Радуга спряталась.

С тех пор после дождя всегда появляется радуга, но как только пригреет солнце, она исчезает.

ШАГ 9:

Еще раз прочтите историю.

ШАГ 10:

Придумайте название.

Вот, собственно, и все.

Введите e-mail адрес:

В школах детей часто просят написать рассказ, причем многие из них сами любят делать это в свободное время. Сочиняя и рассказывая истории, дети учатся организовывать и упорядочивать свои мысли, а также использовать письменную речь для общения с читателями. Написание собственных рассказов способствует развитию навыков чтения и пониманию ребенком художественных произведений, написанных другими людьми.

Но наряду с удовольствием, которое доставляет написание рассказов, их сочинение может служить для ребенка настоящим вызовом. Знакомя его с тем, как авторы создают рассказы, и смыслом его различных частей, предлагая ему визуальные или письменные подсказки, которые вдохновляют на сюжетные идеи, заставляя его составлять план рассказа, прежде чем приступать к записи, вы тем самым помогаете ребенку придумывать полноценный творческий рассказ.

1. Начните с совместного прочтения нескольких любимых рассказов. Поговорите с ребенком об авторе каждого из них. Если на обложке есть соответствующая информация, прочтите ее вместе. Помогите ребенку понять, что автор и есть тот человек, который непосредственно создал или адаптировал рассказ и принимал решения о развитии в нем сюжетных линий.

2. Во время чтения периодически останавливайтесь и просите ребенка самому додумывать, что будет происходить дальше, как будет развиваться сюжет, и просите его объяснять вам, почему он так считает. Таким образом вы поможете ребенку уловить суть написания рассказов и то, как читатели понимают их, что очень важно при написании собственного произведения.

3. Во время чтения и по его окончании обсудите с ребенком разные части рассказа, задавая следующие вопросы.

  • Что является завязкой рассказа? Его кульминацией? Его развязкой?
  • Какие персонажи присутствуют в рассказе?
  • Что тебе в них нравится?
  • Где происходит история, описанная в рассказе?
  • Каковы перипетии сюжета? Чем все заканчивается?
  • Что ты думаешь о развязке? Есть ли связь в тексте или образах между завязкой и развязкой рассказа?

4. Когда вы прочитаете несколько рассказов, поговорите с ребенком о том, может ли он придумать историю, подобную прочитанным. Например, если в его любимой книге есть рассказ о первом дне в школе, попросите ребенка написать рассказ о своем первом день. Или же, если его любимая история - это какая-то сказка, посоветуйте ребенку написать ее собственный вариант. Используйте вопросы, описанные выше как пособие, чтобы помочь ребенку распланировать рассказ. Например, вы можете спросить его, что произойдет в начале, середине и конце его рассказа, или о месте, где будут разворачиваться события.

5. Если рассказы, которые вы читаете, не вдохновляют ребенка, вы можете поискать готовые начала историй в форме сценариев или даже отдельных фраз, которые уже кто-то придумал до вас. Например, началом истории может послужить следующее предложение «Однажды я проснулся и обнаружил, что моя собака разговаривает со мной». Затем ребенку необходимо попытаться развить сюжет на его основании. Ищите начало ваших историй на различных сайтах.

Вы также можете:

  • Предложить три несвязанных между собой слова, например, «поезд, принцесса и баскетбол» и попросить ребенка написать рассказ, который будет опираться на них.
  • Помочь ребенку записать любимые семейные истории или описать некоторые семейные события, например, анекдот, который передается из поколения в поколение или незабываемые каникулы, проведенные у бабушки с дедушкой.

6. После того как ребенок выбрал тему, помогите ему создать сценарный план, раскадровку. Это способ, который помогает писателю упорядочить события истории с помощью картинок (похожих на комикс).

7. Вы можете сделать раскадровку, попросив ребенка нарисовать серию картинок, описывающих основные события рассказа на бумаге для заметок на клейкой основе, а затем расположить их по порядку. Поговорите с ребенком о том, какой смысл содержит придуманный им порядок картинок, и поскольку вы будете использовать бумагу для заметок на клейкой основе, при необходимости ребенок сможет с легкостью их перемещать.

Фоторассказ - это способ использования фотографий для создания рассказов. Пусть ребенок вырежет фотографии из журналов или сам сделает фотографии с помощью цифровой камеры. Затем он может расположить их по порядку и написать к ним заголовки, примерно так же, как и в раскадровке.

8. После того как ребенок определится с порядком событий в своем рассказе, попросите его написать по несколько предложений или даже по абзацу для каждого изображения, которое иллюстрирует определенную часть рассказа.

9. Попросите ребенка прочитать вам рассказ. При этом не следует задавать ему те же вопросы, которые вы задавали в пункте 3. Поощряйте ребенка добавлять любую недостающую информации или деталь, чтобы рассказ стал смешнее и интереснее. Если вы использовали раскадровку, попросите его добавить недостающие связующие звенья между различными частями рассказа, например, рассказывая о том, как персонажи перемещаются из одного места в другое или сколько времени проходит между событиями.