История. Южный пакгауз биржи -зоологический музей Из истории Зоологического музея на Б

Предлагаю посмотреть на музеи нашей столицы не только как на хранилища экспонатов, но и как на архитектурные объекты. Начнем с одного из самых старых — Зоологического музея МГУ, расположенного на Большой Никитской, 2

Здание Зоологического музея

Официальную историю Зоологического музея принято отсчитывать с образования Кабинета натуральной истории в 1791 году. Основу первой коллекции положили пожертвования представителей династии Демидовых, потом были дары от Екатерины Второй, Александра Первого, княгини Дашковой. Почти всё бесценное собрание погибло в пожаре 1812 года, удалось спасти лишь часть морских раковин. За счёт многочисленных пожертвований коллекция была восстановлена заново. В течение XIX века она размещалась в разных университетских корпусах на Никитской улице, пока в 1898-1902гг не было построено специально для Зоологического музея отдельное здание

Фасад Зоологического музея МГУ, выходящий на ул.Большая Никитская

Автором проекта выступил академик архитектуры, главный архитектор Московского университета Константин Михайлович Быковский. Всего на Большой Никитской улице он построил несколько корпусов для университета. Стиль здания Зоологического музея можно охарактеризовать как сдержанную эклектику, основанную на классицизме. Первый этаж здания по всему фасаду выделен декоративной рустовкой, т.е. облицовкой четырехугольными, плотно пригнанными камнями, в данном случае — с пирамидальной обработкой поверхности

Здание в плане имеет форму угла и расположено одним рукавом вдоль Большой Никитской, а другим – вдоль Никитского переулка. Архитектор красиво решил задачу уравновесить фасады и главный вход разместил со срезанного угла. Под крышей по всему фасаду здания идет лепной фриз, в котором, помимо растительных гирлянд, можно разглядеть множество животных: белок, летучих мышей, разных пресмыкающихся, цапель, сов и других птиц, головы медведей, зайцев, волков, горных козлов и прочих парно- и непарнокопытных

На каждом из фасадов музея есть полукруглая ниша. Исходя из традиций классицизма, по которым было спроектировано здание, я не уверена, что в ней предполагалось окно, как то имеет место сейчас, но с гораздо большей степенью уверенности можно считать, что предназначалась ниша для статуи, скорее всего аллегорической, кого-либо из когорты богов-покровителей наук и знаний

Очень любопытно выглядит здание со двора: декор фасада выполнен так же тщательно, как и с улицы, только не оштукатурено и не окрашено

Интересно, что до 1953 года часть нынешних помещений музея была жилой, там размещались квартиры профессоров биофака МГУ. В гостях у профессоров бывали И. Мандельштам, М. Булгаков, В. Кандинский, Р. Фальк. Именно здесь, в стенах Зоологического музея, в 1931 году Мандельштам написал знаменитое: «Все лишь бредни, шерри бренди, ангел мой…». А профессор Алексей Северцов послужил Булгакову прототипом знаменитого профессора Персикова, героя повести «Роковые яйца». Здесь, в одной из скромных комнаток, летом 1940 года приютили Марину Цветаеву с сыном, которым некуда было деться после выселения из Голицыно.

Залы Зоологического музея

Всего в музее на двух этажах три зала экспозиций. Расположены залы в той части здания, что вытянута вдоль Большой Никитской. Вдоль Никитского переулка размещаются служебные помещения и кабинеты, не доступные для посетителей. В Нижнем зале представлены животные от одноклеточных до рептилий, здесь больше всего экспонатов. В Верхнем зале показаны птицы и млекопитающие. Также на втором этаже расположен зал сравнительной анатомии или Костный зал. Посмотрите, как эффектно смотрится колоннада центрального прохода Нижнего зала

Капители колон украшены завитками листьев-акантов, переплетенными змеями

Здесь сохранился старый пол, выложенный узорчатой метлахской плиткой. В проходах рисунок плитки стерся от ног многочисленных посетителей, но есть хорошо сохранившиеся участки с четко читаемым узором

Верхний зал сразу относит нас в эпоху модерна, строительства Эйфелевой башни и первых небоскребов, когда так любили подчеркивать конструктивные элементы

Ощутите этот ритм ступеней и перил, лаконичность орнамента балок, уместность заклепок

Лестница Верхнего зала, ведущая на балконы-галереи

Вдоль боковых стен Верхнего зала вторым этажом тянутся балконы-галереи, которые поддерживаются кронштейнами в стиле модерн

Эти боковые балконы не доступны для посетителей, но иногда в Дни музеев экскурсантов проводят вот на этот мостик, переброшенный от одной стены к другой

Пол в Костном зале вот такой веселенький

В Костном зале ещё следует обратить внимание на живописный фриз на тему истории живого мира Земли. Это работа основоположника российской анималистики, художника Василия Ватагина, тридцать лет работавшего в Зоологическом музее и стоявшего также у истоков Дарвиновского музея

Ценность творчества В.Ватагина в исключительно правильном биологическом рисунке, в мастерстве научной иллюстрации, максимально приближенной к оригиналу и в то же время обогащенной художественным замыслом. В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок был практически составной частью фундаментальной науки. Оказывается, до сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии, потому что крайне мало фотографий имеют ракурс, позволяющий видеть все необходимые определительные признаки.

Работы Ватагина можно встретить практически по всей экспозиции Зоологического музея. Огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы, встречают посетителей уже в фойе и являются настоящей визитной карточкой музея

Картины В.Ватагина в фойе Зоологического музея МГУ

Фонды и экспозиция Зоологического музея

Сразу надо сказать, что при нынешнем уровне передачи и сохранения изображения и при возможности путешествовать по всему миру экспонаты музея не производят ошеломляющего впечатления и кажутся иногда примитивными. Но неизмеримая научная ценность музея определяется не зрелищностью, а уникальностью его фондов. В залах представлено всего 14 тысяч экспонатов, тогда как научные фонды включают порядка 8-10 МИЛЛИОНОВ (!!!) единиц хранения. Собрание Зоологического музея МГУ в настоящее время является вторым по объему в России (после Зоологического института и музея РАН в Санкт-Петербурге), а в мире занимает примерно 13-е место.

Причем развитие науки не умаляет, а только повышает ценность накопленного. Например, недавно австрийские ученые обращались в музей за образцами, привезенными экспедицией Пржевальского, для генетического сопоставления с нынешними обитателями азиатских степей.

В Зоологическом музее практически все экспонаты - натуральный биологический материал. Музей принципиально не выставляет пластиковые макеты. Исключений лишь два. Это модель одноклеточных животных, которых нельзя рассмотреть без микроскопа — радиолярий, и слепок латимерии – редчайшего, считавшегося вымершим животного, коего во всех музеях мира насчитывается в пределах 100 экземпляров, а у нас в стране есть единственный экземпляр в Институте океанологии. Формы хранения включают как классические – сухое и влажное консервирование, так и новые – пробы тканей для ДНК-анализа, различные расшифровки молекулярного уровня (генотипы, кариотипы, сиквенсы и т.п.), криоколлекции, аудиозаписи голосов и др. Во влажном хранилище на стеллажах хранятся сотни тысяч банок, пузырьков и прочих сосудов толстого стекла с притертыми пробками, дополнительно загерметизированные пленками из бычьих пузырей или более современных материалов. Несмотря на все ухищрения спирт из пузырьков и банок постепенно испаряется, поэтому его приходится регулярно доливать

Среди научных помещений есть так называемый «кожеедник» или, по-научному, «дерместариум», где скелеты животных очищают насекомые-кожееды и куда вход запрещен даже сотрудникам. У здания Зоологического музея обширные подвалы. В том подвале, что под Никитским переулком, было бомбоубежище с высокой степенью автономности: герметичные стальные двери с засовами, как в бункере. В другом направлении подземелье идет в сторону Кремля, но недалеко: проход заложен кирпичной кладкой. Описанные подвалы, хранилища и помещения для научных работников недоступны посетителям, но дальше я хочу рассказать, на что в залах музея стоит обратить внимание. Вот в этом узком коридоре второго этажа не пройдите мимо одного из самых необычных экспонатов

Это изображение герба российской империи, которое на первый взгляд кажется вышитым разноцветными бусами и бисером, а на самом деле выложено из более чем из 5500 экземпляров жуков и 20 видов бабочек. Этой картине-аппликации почти 180 лет, она была подарена самобытным словенским ученым-энтомологом Фердинандом Йожеф Шмидтом. В советское время герб прятали в запасниках. Картину трижды реставрировали, подбирая утраченных насекомых одинакового размера и цвета, и если изначально она состояла из экземпляров этнофауны Балкан, то теперь практически полностью из российских видов

Не только научную, но и историческую ценность представляет собой чучело носорога, вернее, носорожихи. Само животное было куплено в 1862 году в Калькутте и перевезено в Москву. Назвали её Семирамидой, а присматривавший за ней служитель постепенно переименовал её в Моньку. Примечателен рассказ о том, как Монька-Семирамида прошла по Москве с полкилометра, когда нужно было перевести её из временного места на постоянное в Зоосад. Жандармы перекрыли движение, человек 20 работников собрали для удержания носорожихи на цепи, к цепи ещё привязали тяжелое бревно. Но Монька побежала, оборвала цепь и её остановили только куском хлеба. Так, скормив ей порядка 11 кг хлеба, её и довели до Зоосада. Там она прожила 24 года, а после смерти подарила Зоологическому музею целых два экспоната: чучело в Верхнем зале и скелет в Костном. Раньше чучело стояло в проходе и до сих пор существуют легенды, что через него прыгали — причем не поперек, а вдоль (!) — не только студенты, но и светила отечественной науки

Вообще множество обитателей Московского зоопарка попало после смерти в экспозицию музея: это и большие панды, и индийский слон, и лев (подарок И.Сталину от Д.Неру), несколько видов обезьян и птиц

А чучело бегемота, скорее всего, было изготовлено прямо в выставочном зале, так как из-за своих габаритов оно не проходит в дверь, ведущую в зал. Этот экспонат был задействован в фильме Эльдара Рязанова «Гараж» — именно на нем спал «самый везучий» член кооператива в исполнении режиссера

От себя лично я бы посоветовала обратить внимание на витрину с птицами средней полосы России. Вы удивитесь, увидев видовое разнообразие самых привычных нам пернатых: воробьев, синиц, овсянок. А ещё здесь можно узнать, как называются птахи, живущие рядом с нами, в городских сквериках и аллеях

У всех, конечно, свои симпатии в животном мире, но я, как поклонница насекомых, не могу не привлечь ваше внимание к стендам с бабочками

Вообще-то из полутора миллионов известных нам видов животных Земли до миллиона составляют насекомые – так что это их планета)). Посмотрите на этих красавцев жуков – так и хочется взять в руки, чтоб ощутить их тяжесть, твердые литые тельца и восхищаться безупречным совершенством творений природы

Как попасть в Зоологический музей МГУ

Официальный адрес Зоологического музея МГУ – улица Большая Никитская, дом 2 (бывший дом 6). Это в самом центре Москвы, на углу Большой Никитской и Никитского переулка, в 6-7 минутах ходьбы от метро Охотный ряд (выход на ул.Тверская, к театру Ермоловой):

На минуту дольше идти от станций Библиотеки Ленина, Александровский сад и Арбатской Арбатско-Покровской линии:

Работает музей с 10 до 18 часов, в четверг – до 21 часа, но посетителей прекращают пускать за час до закрытия. Понедельник – выходной. Последний вторник месяца – санитарный день. Стоимость билетов: полная – 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров – 100 рублей.

Музей предлагает десятки экскурсий для разных возрастов. Их тематику и порядок оформления можно узнать на официальном сайте Зоологического музея МГУ . При музее работает биолекторий и кружок юных натуралистов.

Зоологический музей Московского университета - старейший и самый крупный московский музей, в котором посетители могут познакомиться с разнообразием современных животных нашей планеты, а специалисты-зоологи найдут богатейшие научные коллекции. Зародившись первоначально (1791 г.) как кабинет естественной истории университета, в котором были собраны животные и растения, минералы и монеты, музей с начала XIX века становится уже собственно зоологическим. В 1902 г. было завершено строительство здания музея на улице Большая Никитская, в котором разместились коллекции музея, все его сотрудники, а с 1911 г. и по сей день действует экспозиция для публики.

Здание Зоологического музея, построено в 1902 г.

Зоологический музей Московского университета - один из двух самых крупных и самых старых музеев естественно-исторического направления в России, а по объему научных фондов он входит в число 10 самых крупных аналогичных собраний мира. История музей наполнена научными открытиями, поступлениями коллекций, деятельностью выдающихся ученых и публикациями фундаментальных научных трудов. Постепенно сформировались три главных направления его деятельности:
сбор и хранение зоологических коллекций - уникального научного материала, составляющего часть национального богатства страны;
научные исследования в различных областях зоологии - систематике и фаунистике, эволюции и таксономии, морфологии и охране природы;
просвещение, а именно - вклад в дошкольное, школьное и университетское образование, популяризация зоологических и экологических знаний, публикация соответствующих научно-популярных изданий и учебных пособий.

В экспозиции музея представлены почти 10 тысяч экспонатов - от одноклеточных животных, которых, конечно, приходится показывать с помощью искусственных моделей, до крокодилов, тигров и зубров. Основная экспозиция знакомит с разнообразием мировой фауны и построена по классическому систематическому принципу - от простейших к позвоночным животным, класс за классом, отряд за отрядом. Исключение составляет небольшая, но красочно оформленная новая экспозиция, посвященная уникальным глубоководным экосистемам, существующим за счет хемосинтеза («Нижний зал» на первом этаже музея). Тема экспозиции зала сравнительной анатомии («Костный зал», второй этаж музея) - законы эволюционного преобразования морфологических структур.

В фойе и залах музея представлены произведения выдающихся отечественных художников-анималистов, регулярно проходят выставки.


Вестибюль музея

Научная библиотека Зоологического музея, сформированная в том числе из мемориальных библиотек многих выдающихся отечественных зоологов, насчитывает примерно 200 тыс. единиц хранения. Это книги, периодические издания и отдельные оттиски на русском и иностранных языках, необходимые профессиональным зоологам в научных исследованиях и доступные для школьников, студентов и других читателей, нуждающихся в научных, научно-популярных и иллюстрированных зоологических публикациях.

Группам школьников и студентов при знакомстве с экспозицией музея удобно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Ежегодно музей посещают около 100 тысяч человек, проводится почти 1500 экскурсий по разнообразной тематике.

В музее работает биологический кружок для школьников. Лекторы - ученые, специалисты в области биологии.

Зоологический музей Зоологический музей основан на базе коллекций Зоологического кабинета Кунсткамеры в 1832 г. и до конца Х1Х века размещался в здании, примыкающем к академическому центру. Затем он переехал в предоставленное ему новое здание на Стрелке Васильевского острова в 1901 г., где находится и поныне. В 1896 году он был переведен в помещение южного пакгауза Биржи (сооруженное в гг. под руководством архитектора И.Ф.Лукини), где находилась "экспозиционная зала" - первое в России помещение, специально оборудованное для выставок. Здесь музей и находится по сей день. В 1930 г. музей был преобразован в Зоологический институт АН СССР, существующий и поныне на базе огромных зоологических коллекций музея. Сам же музей представляет собой выставочный отдел института и одновременно он - один из крупнейших зоологических музеев мира (животные, чучела и скелеты многих редких и вымерших животных, голубых кораллов и др.). Выставочная площадь кв.м., где демонстрируется около экспонатов. Уникальны коллекции животных Палеарктики, в особенности Центральной Азии и мамонтовой фауны (в том числе и самих мамонтов). Экспонируются скелеты и фрагменты тел, сохранившиеся в вечной мерзлоте. В экспозициях расположены многие диорамы, представляющие животных в естественных условиях существования


В частности здесь можно посмотреть скелет Стеллеровой коровы. Размеры животного поражают воображение: 10 метров в длину и около 2-х метров в объеме. Впервые животное было обнаружено в 1740 году экспедицией Витуса Беринга у берегов Командорских островов. Удивительное морское млекопитающее зарисовал и описал член экспедиции, ученый Георг Стеллер, именем которого и была названа морская корова. Уже через тридцать лет после обнаружения Стеллерова корова была полностью уничтожена и исчезла как вид. Также представлены в экспозиции и мамонты. Эти вымершие животные были очень похожи на современных слонов за некоторым исключением: они жили в холодном климате и были покрыты шерстью. Кроме того, бивни мамонта были более массивны и тяжелы, чем у слонов, и имели более сложную форму и структуру. Мамонты жили во время ледникового периода и не где-нибудь в Африке, а в Европе, в том числе и на территории России. В августе 1900 года у реки Березовки был обнаружен первый труп мамонта. А в 1977 году у ручья Киргилях был найден труп мамонтенка, которому дали имя Дима. Было выяснено, что перед смертью мамонтенок хорошо поел. В его желудке ученые нашли траву и ветки деревьев - остатки последней трапезы. Диму успешно переправили в Зоологический музей Санкт-Петербурга, где он сейчас и хранится. В частности здесь можно посмотреть скелет Стеллеровой коровы. Размеры животного поражают воображение: 10 метров в длину и около 2-х метров в объеме. Впервые животное было обнаружено в 1740 году экспедицией Витуса Беринга у берегов Командорских островов. Удивительное морское млекопитающее зарисовал и описал член экспедиции, ученый Георг Стеллер, именем которого и была названа морская корова. Уже через тридцать лет после обнаружения Стеллерова корова была полностью уничтожена и исчезла как вид. Также представлены в экспозиции и мамонты. Эти вымершие животные были очень похожи на современных слонов за некоторым исключением: они жили в холодном климате и были покрыты шерстью. Кроме того, бивни мамонта были более массивны и тяжелы, чем у слонов, и имели более сложную форму и структуру. Мамонты жили во время ледникового периода и не где-нибудь в Африке, а в Европе, в том числе и на территории России. В августе 1900 года у реки Березовки был обнаружен первый труп мамонта. А в 1977 году у ручья Киргилях был найден труп мамонтенка, которому дали имя Дима. Было выяснено, что перед смертью мамонтенок хорошо поел. В его желудке ученые нашли траву и ветки деревьев - остатки последней трапезы. Диму успешно переправили в Зоологический музей Санкт-Петербурга, где он сейчас и хранится.


История Зоологического Музея Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук - один из старейших музеев России. История музея связана с Кунсткамерой – первым музеем России, созданным Петром I в 1714 г. Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук - один из старейших музеев России. История музея связана с Кунсткамерой – первым музеем России, созданным Петром I в 1714 г. В 1832 г. на базе зоологических коллекций Кунсткамеры, возник самостоятельный Зоологический музей Императорской академии наук. Этот год считается годом его основания. Позже, в 1930 г., Музей был преобразован в Зоологический институт Академии Наук СССР, ныне - Российской Академии Наук.


Зоологический музей Зоологического института РАН - один из крупнейших зоологических музеев мира и нашей страны. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Здесь выставлено около 30 тыс. экземпляров животных изо всех районов Земного шара, а общая площадь экспозиции составляет 6 тыс. кв. м. Музей представляет собой выставочный отдел Института. Зоологический музей Зоологического института РАН - один из крупнейших зоологических музеев мира и нашей страны. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Здесь выставлено около 30 тыс. экземпляров животных изо всех районов Земного шара, а общая площадь экспозиции составляет 6 тыс. кв. м. Музей представляет собой выставочный отдел Института.


Современный Зоологический институт РАН и его музей представляют собой одно из крупнейших в мире хранилищ животных. Научные фонды института насчитывают около 50 млн. ед. хранения. Разделение коллекций Музея, а потом и института на выставочные и фондовые было произведено уже более ста лет назад и сохраняется до сих пор. Современный Зоологический институт РАН и его музей представляют собой одно из крупнейших в мире хранилищ животных. Научные фонды института насчитывают около 50 млн. ед. хранения. Разделение коллекций Музея, а потом и института на выставочные и фондовые было произведено уже более ста лет назад и сохраняется до сих пор.


Первое время Музей занимал помещения в Музейном флигеле академии. Быстрый рост коллекций Музея потребовал нового просторного помещения. Оно было предоставлено в 1893 г. В этом здании у Дворцового моста Музей, а впоследствии и Институт, располагается до сих пор.


История здания имеет множество интересных страниц, предшествовавших появлению здесь Музея. На его переделку для нужд Музея, перемещение коллекций и создание новой экспозиции потребовались большие средства и усилия. Только через 7 лет, 6/19 февраля 1901 г., в присутствии российского императора Николая II, многочисленных членов царствующей фамилии и правительственных чиновников Музей был вновь открыт для посетителей.


Новые коллекции поступали в Музей постоянно. Пополнение шло за счет трех основных источников - экспедиций российских ученых, даров частных лиц со всех концов России и из-за рубежа и за счет покупок и обмена. При размещении экспозиции в новом здании большое внимание было уделено созданию так называемых биологических групп - витрин, где животные показывались в свойственной им природной обстановке. Это музейное новшество значительно увеличило познавательную ценность экспозиций.


С самых первых дней существования Музея и до настоящего времени значительная часть поступающих материалов изготавливалась в виде чучел с целью их экспонирования в Музее. Над этим трудились замечательные мастера своего дела, создавшие петербургскую школу таксидермии, ведущую в России. В настоящее время в музее есть своя таксидермическая мастерская.


Зоологический музей – крупнейший центр зоологического и экологического образования в Северо-западном регионе России. Экскурсии, которые проводит штат экскурсоводов Музея, охватывают все современные проблемы зоологии и рассчитаны на посетителей практически любого возраста и подготовки от детей детского сада до студентов специализированных биологических и медицинских институтов. В год музей посещает около 500 тыс. человек.


Музейная экспозиция В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает, а общая площадь экспозиции составляет кв. м. В настоящее время музейная экспозиция занимает большую часть второго этажа обширного здания Зоологического института, а также хоры в первом зале. Число выставленных экспонатов превышает, а общая площадь экспозиции составляет кв. м. Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке. Основной принцип построения экспозиции - демонстрация животных в соответствии с современной научно обоснованной системой. Дополнением к нему служит показ животных в естественной обстановке. Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей. Биологические группы и диорамы в разделе птиц и млекопитающих демонстрируют обитателей основных биогеографических зон Евразии, а в разделе беспозвоночных отражено разнообразие природных зон Мирового океана от тропических до приполярных областей. Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных – мамонтов и мамонтовую фауну. Одна из экспозиций музея посвящена недавнему геологическому прошлому Земли и демонстрирует ископаемых животных – мамонтов и мамонтовую фауну.






В систематической коллекции беспозвоночных есть множество редчайших экспонатов. Одна из таких диковинок – самое длинное гигантское "Морское перо" в 2.6 м длиной, добытое дрейфующей станцией "Северный полюс-6". Музей располагает коллекцией тридакн, среди которых есть раковина уникальной тридакна Розуотера (рис.), описанная сотрудниками нашего института в 1991 г. и известная только из одного единственного места - банки Сайл-де-Малья в западной части Индийского океана.


Насекомые Этот самый многочисленный класс животного мира представлен более чем экспонатов, расположенными на хорах первого зала Музея и представляющими все отряды насекомых. Особое внимание посетителей привлекают своей яркой окраской и большими размерами коллекции тропических бабочек, жуков и кузнечиков.


Р ыб ы Коллекция рыбообразных и рыб расположена в первой половине второго зала с левой стороны и по его центру. Здесь представлено 720 видов рыб Земного Шара. Коллекция рыбообразных и рыб расположена в первой половине второго зала с левой стороны и по его центру. Здесь представлено 720 видов рыб Земного Шара. Особенно полно представлены коллекции акул, скатов, осетровых рыб и лососевых.


Земноводные и пресмыкающиеся Экспонаты, представляющие более 500 видов этих классов позвоночных животных, занимают центральную часть левой стороны и середины второго зала. Экспонаты, представляющие более 500 видов этих классов позвоночных животных, занимают центральную часть левой стороны и середины второго зала. Класс земноводные (амфибии) Представители этого класса – четвероногие животные из группы анамниа, температура тела непостоянная, кожа голая, с большим числом желез. Имеются внутренние ноздри хоаны. Среднее ухо имеет одну слуховую косточку. Шейный и крестцовый отделы позвоночника образованы одним позвонком. У земноводных трехкамерное сердце с двумя кругами кровообращения. Оплодотворение происходит в воде, личинки также развиваются в воде. Класс вмещает около видов. Отряды земноводных: Бесхвостые (лягушка) Хвостатые (тритон, саламандра) Безногие (червяга) Место обитания земноводных находится на границе между водой и сушей. Кожа у них голая и влажная с железами, выделяющими слизь. Слизь обладает бактерицидными св-вами, а также содержит раздражающие в-ва, которые благодаря своим свойствам отталкивают от земноводных хищников. Постоянное увлажнение кожи необходимо для дыхания, так как земноводные душат всей поверхностью. Например, соотношение длин капилляров кожи и легких у тритона идет 4:1, а у жабы 1:3.


Пресмыкающиеся Пресмыкающиеся – наземные животные с переменной температурой тела. У рептилий хорошо выражена шея, кожа сухая с ороговевшим эпидермисом, железы отсутствуют. В грудном отделе позвоночника имеются ребра, образующие грудную клетку. В больших полушариях головного мозга появляется кора. Сердце 3-камерное с наличием неполной перегородки в желудочке. Органы выделения – тазовые почки. Оплодотворение внутреннее. Класс содержит около видов. Подклассы пресмыкающихся: Ящеры (клювоголовые) Чешуйчатые Черепахи Крокодилы Общий скелет (крокодил) Комодоский варан


Птицы Экспозиция, посвященная птицам, расположена в последней трети второго зала, причем всю ее правую сторону и центральную часть занимают биогруппы, показывающие жизнь птиц в самых различных условиях - в европейской, сибирской и дальневосточной тайге, в полупустыне и на морском побережье, в тундре, в горах и на озерах. Экспозиция, посвященная птицам, расположена в последней трети второго зала, причем всю ее правую сторону и центральную часть занимают биогруппы, показывающие жизнь птиц в самых различных условиях - в европейской, сибирской и дальневосточной тайге, в полупустыне и на морском побережье, в тундре, в горах и на озерах.


В систематической коллекции (левая сторона зала) представлены все существующие отряды птиц. Особый интерес здесь представляют собрания хищных птиц, куликов, колибри, попугаев, дятлов, голубей и воробьиных. Класс птицы Птицы – теплокровные животные, приспособленные к полету. Передние конечности видоизменены в крылья, тело покрыто перьями. Хорошо развит мозжечок и большие полушария, имеется кора. Сердце 4-камерное, с правой дугой аорты. Легкие соединены с системой воздушных мешков. Размножаются птицы, откладывая яйца. Класс содержит около видов. Надотряды птиц: Килегрудые Бескилевые Пингвины Форма тела птиц обтекаемая, приспособлена для полета. Почти все системы приспособлены к полету. Размеры птиц колеблются незначительно. Самые крупные летающие птицы – кондор (размах крыльев достигает 2,5 м), самые маленькие – колибри (длина туловища 5 см). В нашей фауне самой маленькой птицей является королек. Покровы тела и их видоизменения: перья являются видоизменением эпидермиса. Перо представляет собой роговой пустотелый стержень, у которого имеется опахало (роговые бородки). Такая систем пера обеспечивает воздушную непроницаемость покрова тела птицы, что позволяет опираться на воздух. Перья регулярно меняются, линька происходит в промежутке между периодами выкармливания.


Млекопитающие животные Коллекции млекопитающих занимают часть I и весь III залы музея. В I зале экспонируются скелеты и чучела китообразных и ластоногих животных, экспозиция III зала представляет остальные отряды этого класса. Здесь же размещено более 90 биологических групп, показывающие животных в их естественной среде обитания.


Постоянным вниманием пользуется экспозиция животных мамонтовой фауны, коллекции Пржевальского, Лангсдорфа, Вознесенского, а также великолепно выполненные биологические группы амурских тигров, сайгаков, жирафов и львов. Млекопитающие – теплокровные животные, покрытые волосами. У млекопитающих хорошо выражены голова с наружным ухом, шея, туловище, хвост. Кожа имеет сальные и потовые железы, мускулатура хорошо дифференцирована. Имеется диафрагма – плоская мышечная перегородка между легкими и др. внутренними органами. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные. Легкие альвеолярного строения. Сердце 4- камерное с левой дугой аорты. Млекопитающие рождают живых детенышей, самки выкармливают потомство своим молоком. Млекопитающие – высшие позвоночные. Признаки сложной организации: Высокое развитие центральной нервной системы и органов чувств, благодаря чему отличаются сложным поведением. Сердце разделено на левую и правую части, что позволяет в артериальной системе нести чистую артериальную кровь. У самок имеется полый орган матка, позволяющий длительное время вынашивать детеныша и рождать его живым. Наличие молочных желез позволяет выкармливать детенышей после рождения. Млекопитающие являются вершиной эволюции развития животных, они распространены повсеместно, система органов идеально работает в целом. Класс насчитывает около видов. Подклассы: Яйцекладущие (клоачные, однопроходные) Сумчатые Плацентарные Размеры млекопитающих колеблются значительно. Самый маленький зверек – это бурозубка-крошка, тело примерно 2 см, вес 2,5 г. Самое большое млекопитающее – синий кит, тело которого достигает 33 м, а масса 150 тонн. Кожа млекопитающих состоит из эпидермиса и дермы, а также подкожной жировой клетчатки.


Редкие и исчезающие животные Во всех разделах экспозиции представлены так называемые "краснокнижные" виды, т.е те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой. Во всех разделах экспозиции представлены так называемые "краснокнижные" виды, т.е те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой. Часть их внесена в Красную Книгу Мира, часть - в национальные или региональные Красные Книги.


Здесь и редкие виды рыб (амударьинский и сырдарьинский лопатоносы), и гигантская японская саламандра, и знаменитая гаттерия, последний доживший до наших дней представитель обширного некогда отряда клювоголовых рептилий, японский ибис и калифорнийский кондор, амурские тигры, окапи и многие другие.


Вымершие животные Экспонаты, представляющие вымерших животных, уникальны уже потому, что никогда не будут добыты вновь. Несомненно, первое место среди них занимает всемирно известная коллекция нашего Музея, включающая останки мамонтов и других животных мамонтовой фауны, сохранившихся в вечной мерзлоте Евразийского Севера. Здесь можно увидеть единственное в мире чучело взрослого мамонта (Березовский мамонт), мумии двух мамонтят, головы шерстистых носорогов, конечности и черепа древних бизонов, лошадей, скелет пещерного медведя…


Разгадка - Театральный дом January 14th, 2017

Театральный дом, а сейчас дом под № 13, стоящий на изгибе Зоологической улицы, был построен по эскизу художника В.Д. Поленова. С 1904 по 1918 год Поленов жил в старинной усадьбе на Садово-Кудринской улице, 7. В 1915 году художник приметил по соседству пустующий участок крестьянина Миронова. Покупателем участка выступило Московское общество народных университетов, в котором Поленов руководил Секцией содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров.

Здание было спроектировано архитектором О.О. Шишковским и открыто 29 декабря 1916 года в присутствии А.А. Бахрушина, С.И. Мамонтова, Г.С. Бурджалова, самого Поленова и многих других известных деятелей культуры. В этом доме располагались мастерские декорационные и костюмерные, склады декораций, бутафории, реквизита, театральная библиотека и зал для показательных спектаклей, которые шли в декорациях самогó Василия Дмитриевича Поленова.
На чрезвычайном собрании Секции содействия устройству деревенских и фабричных театров было постановлено выразить благодарность за щедрый дар, просить художника "разрешить наименовать будущее здание Секции Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова". Сам художник продолжал его называть просто Секцией.

Стилистические особенности дома, его необычная объемно-пространственная структура позволяют предположить, что в основу архитектурного проекта были положены эскизы В.Д. Поленова. В первоначальных формах здания чувствуется свойственная ранним проектам художника любовь к западноевропейскому средневековому зодчеству.


В.Д. Поленов. Дом театрального просвещения в Москве. Осуществленный проект здания. Музей-заповедник В.Д. Поленова

За многие годы дом лишился своего оригинального фасада, большая плоскость которого оживлялась тремя высокими готическими окнами и балконом. Теперь балкона нет, пробили много новых окон, старые заложили. Раньше он имел своё собственное выразительное лицо, теперь в реестре памятников истории и культуры он значится как ценный градоформирующий объект.

В советское время здесь располагался Центральный Показательный театр ТЕО Главполитпросвета, для которого в 1921 году Сергей Эйзенштейн совместно с Сергеем Юткевичем оформил спектакль "Макбет" по пьесе Вильяма Шекспира. Премьера спектакля состоялась 25 апреля 1922 года.

В 1928 году в здании произошел пожар, уничтоживший поленовские декорации и почти все театральное имущество. В 1930-х годах в здании разместилось промышленное предприятие.

Здание сильно пострадало при перестройке, однако на фасадах и теперь читаются основные композиционные членения и отдельные архитектурные элементы декора - угловая башня с фрагментами декора, городчатый карниз, наличники заложенных оконных и дверных проемов.

В 2009 году над Театральным домом нависла угроза уничтожения - на его месте собирались возвести Федеральный Музей современного искусства. "Поленовский" дом должен был войти в состав нового комплекса, сохранив лишь часть своих фасадов.


Музей современного искусства в составе государственного центра современного искусства. Версия до 2012 г. Зоологическая ул., вл. 13

Кончилось тем, что теперь здесь располагается Государственный центр современного искусства.

Этот центр занимает и соседнее здание по Зоологической улице - "Театральный дом".

Изначально Зоологическая улица называлась Медынка. Полагают, что здесь в XVII веке находился медовый двор дворцового села Воскресенское. Однако местность в районе улицы называлась как Медынка, так и Медынцевы горы. Поэтому возможно, что название местность получила по фамилии землевладельцев - купцов Медынцевых.

Современное название улица получила после основания поблизости в 1864 году Зоологического сада, современного Зоопарка. Она протянулась от Большой Грузинской до улицы Красина. В 1951 году в состав улицы были включены Бубнинский и Кабанихинский переулки, возникшие в начале XX веке на месте речек Бубна и Кабаниха, заключённых в подземные трубы. Теперь на Зоологической улице рядом с театральным домом находится служебный вход в Московский зоопарк.

Источники информации:
Википедия,

Наверное, бывают трусливые летчики или веселые ростовщики. Но у людей иное представление об их характерах. И как правило, оно оправдывается. Не совсем ясно, то ли профессия лепит человека, то ли дело нравится только при определенном душевном складе, а может быть, сказывается и то и другое, но между работой и характером людей, как утверждал поэт, «есть тонкие властительные связи».

Любимый и традиционный жюль-верновский герой, самозабвенно охотящийся за бабочками, добрый и чудаковатый, смелый и наивный, набитый всевозможными знаниями, бескорыстный и увлеченный, дает точное представление о типаже систематика. Чем больше знакомишься с людьми этой профессии, тем чаще кажется, что систематик — это не просто профессия, а и черта личности, и что нельзя работать систематиком, им можно только быть.

Вклад отечественных систематиков в классификационную систему огромен. Отличительной чертой труда наших ученых является коллективный стиль. Трудно выделить кого-то персонально в замечательной армии таксономистов, но легко назвать учреждение, с которым связана мировая слава русской зоологической систематики,— это ЗИН. Научным институтом он стал только в годы Советской власти. До того он был просто Зоологическим музеем, а еще раньше — частью знаменитой петровской Кунсткамеры. Сейчас они, предок и потомок, расположены рядом в самой прелестной части Васильевского острова, у ростральных колонн, откуда так живописно просматриваются невские ансамбли, к красоте которых невозможно привыкнуть.

Сюда, к первому дому Университетской набережной, тянутся с утра два совершенно разных людских потока. Один, многочисленный и звонкоголосый, растекается по музейному этажу. Обходя костяк гигантского кита, школьники застывают перед цветовым великолепием коллекции тропических бабочек или чучелом огромной анаконды. Другой же поток, людей взрослых и целеустремленных, равнодушно минуя музейное великолепие, исчезает в бесконечном коридоре Зоологического института. Это научные сотрудники.

Наука «Систематика» имеет вполне определенный запах. Острый нафталинно-формалиновый дух пропитал навечно стены зоокоридора, плотно заставленные шкафами. В них хранятся коллекции, входящие в пятерку самых богатых в мире, и книги.

Вторая чисто внешняя особенность систематики — обилие старинных книг. Роскошные фолианты, в коже и марокене, с золотым тиснением и мраморным обрезом, делают учрежденческий коридор похожим на кабинет библиофила или музейное собрание раритетов. Дело в том, что книги по систематике не стареют. Бесконечно обновляясь и расширяясь, дисциплина эта хранит как рабочий материал все то полезное, что сделано предшественниками. В отличие от других наук, классические работы здесь не окаменевают, а сами являются сырьем для следующих этапов. Систематическое древо вечно зеленеет!

И может быть, чувство истории, преемственности особенно глубоко осознается в старом здании Петербургской таможни, приспособленном под Зоологический музей, именно потому, что ученые мужи прошлого и сегодня остаются соперниками в науке. С портретов, висящих в вестибюле, они внимательно следят за баталиями современных биологов, словно подзадоривают: «Вы, нынешние, ну-тка!». Среди них и Петр Паллас, хранитель коллекций Кунсткамеры, положившей начало Зоологическому музею.

Сын немца и француженки, свою настоящую родину Паллас обрел в России, куда был приглашен Екатериной II. Сразу после приезда новый член академии отправляется в длительное путешествие. Исследуя берега Волги и Яика, склоны Уральских гор и Алтай, отважный исследователь доходит до китайской границы. Вернувшись обратно через Кавказ, Паллас привез в столицу такое количество материалов, что для обработки их ему не хватило всей жизни. Он впервые описал кабаргу, росомаху, соболя... Новые виды птиц, пресмыкающихся, рыб, моллюсков, червей, зоофитов стали известны ученым Европы благодаря его трудам. Одни только грызуны доставили материала на целый том. Академик выпускает «Русскую флору» в двух толстенных томах и сразу принимается за «Русскую фауну». А ведь зоологические работы составляли не самую весомую часть его исследований. Статьи по географии, климатологии, этнографии выходят одна за другой. Паллас сотрудничает в топографическом отделе, утвержден историографом адмиралтейств-коллегий, занят изучением Крымского полуострова...

Слово о Палласе многоопытный Кювье закончил так: «Он жил всегда как настоящий ученый, занятый единственно изысканием истины, а на все остальное не обращавший большого внимания... Чем больше приобретаешь опытности, тем более убеждаешься, что это единственное средство сохранить и чистоту совести и спокойствие!»

Можно, пожалуй, утверждать, что неподдельный научный интерес и бескорыстие — профессиональные черты систематиков. Что заставляет человека, согнувшись над бинокуляром, изо дня в день изучать генитальные органы наколотых на булавочку бесчисленных жуков? Не предвидится ни шумного успеха, ни славы.

Заваленный работой Паллас так и не успел создать Зоологического музея, и в подвале Кунсткамеры, разрушаемые сыростью и молью, гибли коллекции, собранные экспедициями Лепехина и многих других землепроходцев.

В августе 1828 г. Академия наук назначает директором музея Карла Максимовича Бэра. В «Автобиографии» он так описывает свои впечатления об этом учреждении:

«Зоологический музей, расположенный в двух больших залах в здании старой Кунсткамеры, как ее называли, все еще производил впечатление прежнего кабинета редкостей. Огромные змеи и другие твари, прикрепленные к стенам и потолку, как будто бы ползли по ним, поражая посетителей... Моя первая мысль при осмотре Кунсткамеры была такова: убрать отсюда зоологические коллекции, так как здесь слишком глубоко укоренился тип старинного учреждения. Я еще более укрепился в этой мысли, увидев, что систематические названия млекопитающих, которые были прикреплены на подвижных подставках, были частью перепутаны. Расставив их как следует, я через два дня нашел их опять на прежних местах. Это было дело рук так называемого «смотрителя» музея, бывшего слуги Палласа, который имел некоторое представление о набивке чучел, но о зоологической систематике не имел понятия».

Прошло два года. Академик Бэр, так и не создав музея, покинул Петербург, а в кладовых гнили теперь и его собственные коллекции, собранные на севере России.

Официально Зоологический музей был открыт 4 июля 1832 г. Его основателем и первым директором был Федор Федорович Брандт. Почти год он занимался устройством музея, отдавая ему все силы и знания. Когда вновь назначенный директор впервые пришел в Кунсткамеру, налицо был явный прогресс музейного дела: вместо одного смотрителя в штате числились четверо служащих...

Экспонаты Кунсткамеры дали много полезного. Правда, были редкости, например ископаемый носорог, описанный Палласом, и мамонт, описанный самим Брандтом, но зато отсутствовали совершенно не экзотические, но необходимые виды.

В 1875 г., когда Н. М. Пржевальский обрабатывал орнитологический материал, полученный во время своего первого путешествия в Центральную Азию, ему для сравнения потребовался обычный воробей. Оказалось, что в коллекции Зоологического музея нет ни одного экземпляра воробья. Пришлось специально приготовить несколько воробьев, добытых в окрестностях Петербурга.

Для молодого музея трудно было подыскать лучшего директора, нежели Брандт. Он был ученым бескрайней эрудиции. Свою научную деятельность Федор Федорович начинал как медик, причем вполне успешно: он стал доктором медицинских и хирургических наук. Но потом его внимание привлекли поочередно ботаника, анатомия, зоология. Причем он не менял профессии, а расширял круг своей деятельности. Свои директорские хлопоты он совмещал с чтением лекций по зоологии в Главном педагогическом институте, курсом по анатомии при Медико-хирургической академии, инспекторской работой в Мариинском институте и президентскими обязанностями в Русском энтомологическом обществе.

Круг его интересов очертить довольно затруднительно, так как Брандт являлся членом свыше 70 научных учреждений, как русских, так и иностранных. За три года до смерти, когда отмечался 50-летний докторский юбилей, ему преподнесли печатный список его научных трудов. Он занял 52 страницы. Там было описание коллекций, собранных Ф. П. Литке, работы, о бобрах, монография об осетровых рыбах, труды по ботанике, палеонтологии, сравнительной анатомии, филологии и, конечно же, систематике.

Почти полвека, до самой смерти возглавлял Бранд Зоологический музей, пополняя и систематизируя его коллекции.

В лучах этой славы незаслуженно померкло скромное имя препаратора Зоологического музея Ильи Гавриловича Вознесенского. Отправленный Брандтом для сбора коллекций в Русской Америке, он в течение почти десяти лет исходил всю Аляску. Курильские острова, Камчатку. Вознесенский не был первопроходцем, но собранный им материал, как стало ясно позднее, явился подлинным открытием тех мест, куда приходил дотошный и трудолюбивый исследователь. Академик Брандт утверждал, что «нет зоологического труда о Восточной Сибири и наших бывших северо-американских колониях, в которых с благодарностью не упоминалось бы имя Вознесенского».

Собранные им коллекции становятся ценнее год от года. Сегодня на него ссылаются не только зоологи, но и историки, этнографы, ботаники, антропологи, геологи, демографы. Присланные в Академию сто пятьдесят ящиков этнографических материалов, около четырех тысяч животных, препарированных Вознесенским, новые четыреста видов, обнаруженные им,— это богатство, которое «превосходит всякое вероятие», как писал академик А. А. Штраух, сменивший Брандта на посту.

Летом лаборатории ЗИНа полупустынны: биологи отправляются в поле. Среди них и систематики, собирающие материалы по своей группе. Даже сегодня поле означает порой нелегкое путешествие, а в прошлом это было довольно опасное предприятие, и систематик часто шел с сачком в одной руке и с винтовкой в другой. Собирая коллекцию для музея, П. П. Семенов-Тян-Шанский проник удачливо в сердце Азии, но вот его предшественник Шлагинтвейн был казнен в Кашгаре, а Северцов попал в плен к юокандцам. Труд систематика нередко оказывался сродни работе геолога, топографа, охотника.

Когда в бесконечном коридоре ЗИНа раздавался резкий скрипучий голос Григория Ефимовича Грум-Гржимайло, известного специалиста по бабочкам, зоологи отрывались от своих бинокуляров и определителей и шли послушать рассказы о Бухаре, Памире или Западном Китае, по которым он бродил с 1885 по 1890 г. Знаменитый путешественник носил шутливое прозвище Нога европейца, так как он добирался в такую глухомань, куда до него не попадал ни один исследователь.

Не меньший переполох вызывало и появление тихого и скромного Григория Николаевича Потанина, всегда приходившего со своей маленькой и худенькой женой Александрой Викторовной, верной спутницей в его тяжелых походах. Она скончалась на руках мужа во время его четвертой экспедиции в Китай в 1892 г.

Многолетним сотрудником Зоологического музея был и Иван Дементьсвич Черский. Сосланный за участие в польском восстании в Сибирь, он полюбил этот суровый край и посвятил ему всю свою жизнь. Высокий, стройный, носивший неизменный старый пиджак и стоптанные залатанные сапоги, этот человек вызывал невольное уважение у всех и своим мужеством, и огромными знаниями в геологии, палеонтологии и географии, добытыми самостоятельно.

Быть может, существует Муза Систематики, близкая своим более знаменитым подругам. Иначе как объяснить, что среди людей, посвятивших себя этому делу, так много художественно одаренных личностей? Первым напечатанным в России произведением Карла Бэра была кантата в честь окончания Отечественной войны 1812 года. Н. Полежаев переводил Гейне, великолепно играл на рояле и писал популярные в свое время романсы. Профессор зоологии, член-корреспондент АН СССР Н. Холодковский, наверное, более известен как переводчик Мильтона, Байрона, Гёте. Его перевод «Фауста» остается непревзойденным. Сын знаменитого путешественника, многолетний сотрудник ЗИНа, описавший 800 видов и 100 родов, А. П. Семенов-Тян-Шанский писал стихи, перевел Горация, выпустил несколько статей о Пушкине. Он использовал свои специальные знания для анализа поэтических текстов, ведь многие мастера допускают ботанические ошибки. Например, у Лермонтова одновременно «волнуется желтеющая нива» и цветет ландыш. Старший брат ведущего энтомолога ЗИНа, сам крупный энтомолог, Алексей. Николаевич Кириченко был страстным фотографом, увлекался археологией и архитектурой. Он сделал обмеры и фотографии руин термезских памятников XI века до н. э. Число подобных примеров легко можно приумножить. Один из директоров ЗИНа академик Е. Н. Павловский даже написал на эту тему специальную книгу «Поэзия, наука и ученые».

Каждую неделю на длинный стол ЗИН"овской библиотеки вываливается цветная россыпь биологических журналов, и научные сотрудники роются в них, отыскивая свежие публикации «соперников».

Профессия систематика принадлежит к числу тех, с которыми трудно расстаться. Поэтому в ЗИНе всегда было много патриархов. Среди них следует назвать человека, отдавшего всю жизнь институту и скончавшегося в его стенах, ихтиолога Петра Юльевича Шмидта. Его именовали «средним» в отличие от «большого» — академика-палеонтолога Ф. Б. Шмидта, очень крупного и басовитого, и «малого» — библиотекаря Зоологического музея.

К ветеранам института относится и предшественник Шмидта по ихтиологическому отделу С. М. Герценштейн. Его эрудиция была неистощима. Предельно скромный, необыкновенно добрый, всегда готовый помочь каждому, кто обращался к нему с вопросом, он был общим любимцем. А вот внешность его была неказистая: сутулый, с огромным крючковатым носом. Профессор Никольский вспоминает, что однажды, когда Герценштейн в азарте переворачивал камни на берегу Белого моря в поисках прибрежных животных, проезжавшие рыбаки приняли его за черта и закричали: «Провались ты, нечистая сила!»

Но пожалуй, дольше всех поработал для ЗИНа Александр Александрович Штакельберг, более шестидесяти лет собиравший и систематизировавший мух, глава малярийной комиссии. Долгие годы он был редактором томов «Фауны СССР» и «Определителей», выпускаемых институтом. На его глазах изменился не только Зоологический музей, но и вся биологическая наука. В начале века все научные сотрудники музея собирались в перерыв «попить чайку». Было их около десятка. Да и всех зоологов в стране, как утверждает статистика, насчитывалось 406.

Сейчас /1990/ их больше только в одном ЗИНе. А всего зоологов в Союзе около пяти тысяч. И вот что любопытно. Несмотря на такой бурный рост, зоологи в общем числе научных работников биологического направления составляют долю, в десять раз меньшую, чем до революции. Значит, другие биологические дисциплины развиваются еще стремительней.

С 1907 по 1971 г. проработал в ЗИНе Александр Николаевич Кириченко. Ничто не мешало ему каждый день выполнять норму: определять 80-200 насекомых. В осажденном Ленинграде он оставался во главе ЗИНа. Кириченко описал 34 новых рода и 223 вида, один род и около 30 видов были названы в его честь. Его перу принадлежит около ста тридцати научных работ, среди которых фундаментальные — два тома «Фауна России» и настольная книга всех гемиптерологов «Определитель полужесткокрылых», продолжающий дело Ошанина. Благодаря стараниям Александра Николаевича фондовая коллекция клопов в ЗИНе является лучшей в мире. Чего только не делал Кириченко для ее пополнения! Он выменивал насекомых на марки, упрашивал дипкурьеров собирать их в экзотических странах, списывался с русскими людьми, волею судьбы заброшенными в разные уголки мира. Ф. Г. Добржанский собирал для Кириченко клопов в Северной Америке, А. Оглоблин — в Аргентине, Г. Олсуфьев — на Мадагаскаре. О его памяти в ЗИНе до сих пор ходят легенды...

Чеховская Т.П., Щербаков Р.Л. 1990 Ошеломляющее разнообразие жизни, 64-77