История балалайки презентация. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Балалайка: История развития Оркестр русских народных инструментов. Балалайка: История развития Оркестр русских народных инструментов.

2 слайд

Описание слайда:

Введение История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей музыкальной науки. Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Но к началу XX века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.

3 слайд

Описание слайда:

Краткие сведения и история возникновения Балалайка - одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре. Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города. Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом. Вероятно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свою повседневную жизнь. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили».

4 слайд

Описание слайда:

Этимология названия инструмента Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора. Первые балалайки в отличие от тех, которые мы привыкли видеть сейчас, отличались своим внешним видом и имели всего две струны.

5 слайд

Описание слайда:

История гонений балалаек Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться, и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей «вредности» приравнивались к разбойникам и волхвам.

6 слайд

Описание слайда:

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Но безвозвратно и полностью искоренить любовь русского народа к балалайке не удалось. Инструмент продолжал жить и развиваться.

7 слайд

Описание слайда:

Именно при правлении Петра I, появляются первые официальные документированные сообщения о том, что на Руси у простого народа есть, очень уважаемый, музыкальный инструмент балалайка. Упоминание о балалайке в печатных источниках Первые официальные источники, где упоминают музыкальный инструмент балалайка, были в июне 1688 году, во времена правления великого царя Петра, где из приказа Стрельцов в Малороссийский приказ, стало известно, что в Москве у двух людей, задержанных и доставленных в приказ, при себе была балалайка. «Один из них, посадский человек по имени Савка Фёдоров, а другой крестьянин Дмитрий Ивашко, проезжая на телеге запряжённой лошадью, мимо караульных стрельцов стоявших на посту у городских ворот, играли в балалайку или как её тогда называли «балабайка» и пели бранящие песни в адрес последних».

8 слайд

Описание слайда:

Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки Современный дизайн, музыкальный инструмент балалайка, приобрела позднее, в конце XIX века, благодаря выдающемуся музыканту просветителю В.Андрееву, который дал современной балалайке новую жизнь мировую концертную сцену, а также мастерам по изготовлению музыкальных инструментов, Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову, которые по предложению В. Андреева, изменили внешний вид балалайки, укоротили её длину, а самое важное, что стали изготавливать корпус из нескольких видов древесины, такие как ель, бук, что позволили изменить звук, издаваемый самой балалайкой.

9 слайд

Описание слайда:

Мастера русской балалайки С.И. Налимов Мастер Ф.С. Пасербский в 1887 г. делает Андрееву концертную балалайку с 12 постоянными ладами, позволяющими исполнять более виртуозные пассажи и, что особенно важно, хроматические последовательности и гаммы. Ф.С. Пасербский и его инструмент И.И. Галинис Инструмент работы С.И. Налимова

10 слайд

Описание слайда:

СТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БАЛАЛАЙКИ Струна Нота Нотация Диапазон 1 a1 (ля1) 2 e1 (ми1) 3 e1 (ми1)

11 слайд

Описание слайда:

Рождение семейства балалаек Своё изобретение мастер запатентовал и получил патент в Германии в подтверждение изобретения балалайки Вокруг В.В. Андреева сплотился круг учеников и последователей его дела. Андреева уже не удовлетворяет звучание одной балалайки. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного музицирования на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 г. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С. Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор. Контакт В.В. Андреева с Ф.С. Пасербским продолжался около десяти лет.

12 слайд

Описание слайда:

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

13 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

2 слайд

Описание слайда:

Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка изогнутым (в 18-19 веках также овальным) деревянным корпусом. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

3 слайд

Описание слайда:

Заглянем в словари и книги… «...Когда и кем изобретена балалайка – неизвестно…» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона 1891 г.) «Балалайка - мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах». (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.) «Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом». (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

4 слайд

Описание слайда:

Когда и откуда пришла к нам балалайка? Историки и музыковеды до сих пор спорят о происхождении балалайки. Есть ряд предположений: родоначальницей русской балалайки является казахская домбра или русская домра; балалайка – исконно русский инструмент; балалайка-инструмент татарского происхождения.

5 слайд

Описание слайда:

Учёные считают, что своим появлением балалайка обязана владычеству Золотой Орды и представляет собой видоизмененную казахскую домбру (двухструнный щипковый музыкальный инструмент). Заболотский П.Е. Мальчик с балалайкой 1 предположение: домбра и домра – родоначальницы балалайки. Домбра

6 слайд

Описание слайда:

Домра и домбра До́мра - украинский народный трёхструнный или четырёхструнный музыкальный инструмент. Домбра Домра Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига.

7 слайд

Описание слайда:

В период своего младенчества балалайка имела форму домры, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении». Народный исполнитель с балалайкой, имеющей круглый кузов. Начало 19 в.

8 слайд

Описание слайда:

2 предположение: балалайка – исконно русский инструмент Учёные полагают, что балалайку придумали еще в конце 17 века народные умельцы. Изобретение первой балалайки приписывается крепостным крестьянам, которым якобы захотелось как-то скрасить свое бесправное, безрадостное существование в подчинении у помещика. Сцены из русского народного быта начала 19 века

9 слайд

Описание слайда:

Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. Корень слова «балалайка» давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами «балакать», «балагурить», «балабонить», что значит на народном наречии болтать, пустозвонить. Народная балалайка конца 19 века Литография 1820

10 слайд

Описание слайда:

Некоторые учёные приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. Они считают, что слова «балакать», «балагурить», «балабонить», очевидно, произошли от татарских слов бала - ребёнок, балалар - дети. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. 3 предположение: балалайка – инструмент татарского происхождения.

11 слайд

Описание слайда:

Первые упоминания о балалайке Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли…». Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы, кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

12 слайд

Описание слайда:

«Сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». К концу 18 века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Балалаечка играет, слышу – милый мой идёт, А моё сердце замирает - про меня песни поёт.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

К середине 19 века балалайка стала очень популярной во многих местах России. Балалаечка стала главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и народные частушки. Крестьяне аккомпанировали на ней народным плясовым песням. А скоморохи, играя на балалайке, веселили народ на ярмарках и в кабаках. Соколов П.П. У ворот.

15 слайд

Описание слайда:

Народная любимица На популярность балалайки во второй половине 18 века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». На балалайке играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты. Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804) – русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й половины 18 в. Хандошкин славился как импровизатор и исполнитель русских народных песен. В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза.

16 слайд

Описание слайда:

«Голосистые соперницы» В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар. В России распространилась семиструнная гитара и гармошка, которые постепенно её вытеснили. Тульская гармонь В.И.Суриков. С гитарой

17 слайд

Описание слайда:

Второе рождение балалайки Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником. Василий Васильевич Андреев 1861-1918

18 слайд

Описание слайда:

На балалайке Андреев научился играть у сельского виртуоза крепостного крестьянина Антипа Васильева в 1883 году. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом. «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков». Антип Васильев

19 слайд

Описание слайда:

Изучение балалайки Молодой музыкант-энтузиаст знакомится с законами акустики, штудирует русские и иностранные исследования по истории изготовления музыкальных инструментов, собирает и изучает образцы кустарных балалаек из различных губерний России. Его поражает многообразие форм народных балалаек. В особенности заинтересовали Андреева балалайки Вятской губернии. Там, в глуши Вятских лесов, сохранились еще традиции, восходящие чуть ли не к концу 18 века. Вятские балалайки своим круглым, вернее, полушаровидным кузовом очень напоминали Андрееву мандолины. Однако играли на них обычным народным балалаечным приемом - бряцанием.

20 слайд

Описание слайда:

Усовершенствованный инструмент Андреев решил усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему удалось. В 1880-х годах Андреев вместе с мастерами Францем Станиславовичем Пасербским (инструментальный мастер) и Семеном Ивановичем Налимовым (столяр) усовершенствовали балалайку: Изменили форму Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Улучшили резонансные свойства. Струны у балалайки заменили на скрипичные и гитарные. Добавили третью струну. Балалайка вновь распространилась в России и завоевала любовь.

21 слайд

Описание слайда:

Кружок любителей игры на балалайке 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки. Звучание одной балалайки уже не удовлетворяет Андреева. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного исполнения на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 года. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С.Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор.


Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.


Помните сказку: «Три девицы под окном …»? Конечно же, помните, а сейчас у вас есть возможность не просто нарисовать образы из этой сказки в своем воображении, но и воочию их увидеть. Помните сказку: «Три девицы под окном …»? Конечно же, помните, а сейчас у вас есть возможность не просто нарисовать образы из этой сказки в своем воображении, но и воочию их увидеть.


Удивительно мастерски художник изобразил уютную девичью светелку красавиц, ждущих, кого же из них царь выберет в жены. Но самое удивительное в этой картине то, что она нарисована на балалайке. Поистине чудесный подарок в таком великолепном исполнении придется по душе каждому, кто не утратил способности верить в сказки. Удивительно мастерски художник изобразил уютную девичью светелку красавиц, ждущих, кого же из них царь выберет в жены. Но самое удивительное в этой картине то, что она нарисована на балалайке. Поистине чудесный подарок в таком великолепном исполнении придется по душе каждому, кто не утратил способности верить в сказки.


Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу.гитары лютнимандолиныгитары лютнимандолины


Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре: Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре: Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах.


Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.русскимиобщеславянскомурусскимиобщеславянскому Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I.


История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.


Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика.


Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо- инструменте они играют. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо- инструменте они играют.


Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились.


Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент


Василий Васильевич Андреев Дата рождения 14 января14 января января1861 Место рождения Россия Бежецк, Российская империя Россия Бежецк, Российская империяРоссияБежецк Российская империяРоссияБежецк Российская империя Дата смерти 26 декабря26 декабря декабря1918 Профессии музыкант, композитор, руководитель оркестра. Инструментыбалалайка. Жанры народная музыка народная музыка


Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента.


Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.


Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.




Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др) Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др)


На сегодняшний день музыкантов, играющих на балалайке очень мало, а тем более играющих профессионально. Но это обстоятельство не должно смущать тех, кто решил всерьез заняться обучением игре на балалайке. Глядишь, и через год-другой вы уже будете «зажигать» на сцене областной филармонии, а через лет пять разьезжать по заграницам с концертами на собственном лимузине, а может быть и просто играть для души. На сегодняшний день музыкантов, играющих на балалайке очень мало, а тем более играющих профессионально. Но это обстоятельство не должно смущать тех, кто решил всерьез заняться обучением игре на балалайке. Глядишь, и через год-другой вы уже будете «зажигать» на сцене областной филармонии, а через лет пять разьезжать по заграницам с концертами на собственном лимузине, а может быть и просто играть для души.




Мы должны убедить вас, что играть на балалайке - это действительно здорово! Так что не теряйте времени и приготовьтесь услышать Мы должны убедить вас, что играть на балалайке - это действительно здорово! Так что не теряйте времени и приготовьтесь услышать Звуки настоящей балалайки прямо сейчас. Звуки настоящей балалайки прямо сейчас.

Слайд 2

Балалайка.В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп,В руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ. Из дерева вырубается, а в руках плачет. В лесу выросла, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут.

Слайд 3

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки.

Слайд 4

Помните сказку: «Три девицы под окном …»? Конечно же, помните, а сейчас у вас есть возможность не просто нарисовать образы из этой сказки в своем воображении, но и воочию их увидеть.

Слайд 5

Удивительно мастерски художник изобразил уютную девичью светелку красавиц, ждущих, кого же из них царь выберет в жены. Но самое удивительное в этой картине то, что она нарисована на балалайке. Поистине чудесный подарок в таком великолепном исполнении придется по душе каждому, кто не утратил способности верить в сказки.

Слайд 6

Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Так что же такое балалайка?

Слайд 7

Обширное описание балалайки даёт Даль в своём словаре: Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольной декой грифа, делается из соснового дерева и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Балалайка по В.Далю

Слайд 8

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Этимология

Слайд 9

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. История

Слайд 10

Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Когда же она появилась?…

Слайд 11

Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Так вот дела какие

Слайд 12

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Сколько это будет продолжаться?

Слайд 13

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века. Возвращение балалайки

Слайд 14

И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент А дальше то, что было

Слайд 15

Слайд 16

Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Андреев и балалайка

Слайд 17

Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.

Слайд 18

Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Что же задумал Андреев?

Слайд 19

Балалайка Балалайка, балалайка!Ну-ка, песенку сыграй-ка!Топ-топ-топотушки,Пляшет зайка у ворот,Ходят ушки на макушке,Глазки смотрят в огород.

Слайд 20

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра.

Слайд 21

Великорусский оркестр

  • Слайд 22

    Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др)

    Слайд 23

    На сегодняшний день музыкантов, играющих на балалайке очень мало, а тем более играющих профессионально. Но это обстоятельство не должно смущать тех, кто решил всерьез заняться обучением игре на балалайке. Глядишь, и через год-другой вы уже будете «зажигать» на сцене областной филармонии, а через лет пять разьезжать по заграницам с концертами на собственном лимузине, а может быть и просто играть для души. Возьму я в руки балалайку

    Слайд 24

    Балалайка будет радовать ваш слух, и тех людей, которые будут слушать эту великолепную музыку в вашем исполнении.

    Слайд 25

    Мы должны убедить вас, что играть на балалайке - это действительно здорово! Так что не теряйте времени и приготовьтесь услышать Звуки настоящей балалайки прямо сейчас. Это здорово

    Посмотреть все слайды



    БАЛАЛАЙКА

    Балала́йка - русский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.


    П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835).

    Форма корпуса балалайки была изначально округлой.






    Одно из первых упоминаний о балалайке относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".









    • мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею, ткани, книги и т. п.
    • уличный торговец, занимающийся мелкой торговлей
    • мастер, изготовлявший короба





    (1861 - 1918) - русский музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник.

    Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).


    Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.