Сказки где есть музыкальные инструменты. Сказки, рассказы о музыке и музыкантах

Ударная семья

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нес колокольчик, ложки с колокольчиками, трещотки, колокол и барабанчик. Он положил их на стол и сказал:

Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:

Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?

Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабанчике короткую дробь.

Трам-там-там! Что это за инструмент - трещотки?! Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать, и танцевать.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - зазвенел колокол прикрепленными к его круглому ободу маленькими металлическими тарелочками.

От вас, барабан, только бой, а когда в меня стучат ладошкой, к бою добавляется перезвон тарелочек. Для танцев я лучше всех подхожу.

Динь-дон! - звякнул колокольчик. - А я умею весело звенеть.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. - Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки - не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.

Не шумите, малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину барабанщику, - сердито загудел стоящий в углу огромный барабан.

Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разобрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.

Трах-тах-тах - трещали трещотки.

Трам-там-там! - били барабанные палочки.

Дзинь-тум, дзинь-тум, - радовался колокол.

Динь-дон! - звенел колокольчик.

Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - разговаривали ложки.

Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.

Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов , и нам не нужно спорить, - гремел барабан.

Вопросы и задания

Разделите детей на группы и раздайте каждой группе по одному ударному музыкальному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте веселое обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают, о чем говорит та или иная мелодия.

Звучание какого ударного музыкального инструмента из сказки нравится вам больше всего и почему?

Чем ударные музыкальные инструменты отличаются от струнных?

Как вы думаете, кто в семье ударных музыкальных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

Нарисуйте ударные музыкальные инструменты из сказки в образе веселых человечков.

Если бы музыкальные инструменты из сказки попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

Придумайте свои веселые названия для разных ударных музыкальных инструментов.

Рассказ о музыкальных инструментах

арфа

Арфа – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук. Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером Эраром. Она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Тембр арфы нежный, серебристый, звук несильный, постепенно замирающий. В симфоническом оркестре появление арфы придаёт звучанию нарядность, красочность.

Альт – лишь чуть больше скрипки, но тембр более глуховатый, матовый оттенок. Альт – участник симфонического оркестра, смычкового квартета. Как сольный инструмент выступает редко.

барабаны

Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов без определённой высоты. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по дереву, глиняным кувшинам. В современных симфонических и духовых оркестрах применяются два типа барабана – большой (инструмент низкого звучания, на нём эффектно звучат отдельные удары) и малый (играют на нём двумя деревянными палочками, выбивая дробь).


балалайка

балалайка

валторна

Валторна – медный духовой инструмент.

Далёким предшественником валторны был охотничий рог, о чём свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог».

Валторна входит в состав симфонического, духового оркестров, в различные камерные ансамбли как сольный инструмент.

Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием.

виола

виолончель

Виолончель – струнный смычковый инструмент. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Своим созданием и совершенством обязана выдающимся скрипичным мастерам: братьям Маджини,

Г. да Сало, Амати, Страдивари. Виолончель, более чем какой-либо другой инструмент из семейства смычковых, подходит для выражения силы, глубины чувств. Виолончель большего размера, чем скрипка. Её звучание мужественно, но ей доступны и нежные, воздушные краски, лиризм, сосредоточенность, напевность


Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он входит также в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр.

Изобретение гобоя относят ко второй половине XVII века и приписывают это французским мастерам Филидору и Оттетеру. Впервые гобои нашли применение в балете Люлли «Большой Амур» в 1657г. и после этого стали широко использоваться в оркестре.

Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Ему лучше всего удаётся выразить лирические настроения, простые, чистые чувства, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Разновидность гобоя – английский рожок (звучит несколько ниже гобоя, тембр немного гнусавый, «утиный»). Такой тембр выбрал С.С.Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк»


гитара

домра

Домра – струнный щипковый инструмент. Предки домры были известны ещё в IV в. до н.э. в Древней Ассирии. Инструмент назывался «танбур». Домра была одним из любимых инструментов скоморохов – бродячих актёров и музыкантов. К концу XVII века домра вышла из употребления. В 1895 году в Вятской губернии обнаружили небольшой струнный инструмент с овальным корпусом, он попал в руки В.В.Андреева, который в ту пору занимался восстановлением старинных народных музыкальных инструментов. Он разработал и сконструировал целое семейство трёхструнных домр, создав из них (совместно с балалайками и гуслями) первый оркестр русских народных инструментов.


Этот древний инструмент, предшественник гобоя , и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане.

Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет мелодию, а другой вторит ему долгими протяжными звуками. Есть в этом ансамбле и третий музыкант: он выбивает сложный, прихотливый ритм на ударном инструменте.


Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Изготовляют кларнет из твёрдых пород дерева (пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы. Появился кларнет ок. 300 лет назад, когда нюрнбергский мастер Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо. По словам Г.Берлиоза, «кларнет - скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского «кларус» – «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный.

В передаче чувств он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет часто звучит в музыке композиторов-романтиков.


клавесин

клавесин

лютня

лютня

Маракасы

Маракасы - ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания латиноамериканского происхождения. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.


Орган – клавишный духовой инструмент. На сцене виден фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, распологаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят в глубину обширного помещения. У современных органов количество труб доходит до

30 000. Самые большие высотой более 10 м, самые маленькие – 10 мм. Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесибию, жившему в III в. до н.э. Это был водяной орган – гидравлос.


От обычного голоса – певческий отличается тембровым богатством и силой. Это дар природы, но, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Скрипач или пианист подолгу разучивают гаммы, чтобы стать виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.


В 1709г. Итальянский мастер Б.Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано ». Целая система молоточков ударяет по струнам с любой быстротой и силой. Среди многочисленных предшественников фортепиано – клавесин и клавикорд.

В наше время существует две основные разновидности фортепиано: рояль , предназначенный для концертного исполнительства, и пианино , используемое для домашнего музицирования.


Скрипка – струнный смычковый инструмент. Далёким её предком был народный инструмент славянского происхождения: долблёное деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. На Руси смычковые были известны издавна. В северной башне Софийского собора в Киеве, построенного в XIв., есть фреска с изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте. Современная скрипка один из главных инструментов симфонического оркестра.


саксофон

саксофон


свирель , сопель и цевница

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа – свирель , сопель и цевница . По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слово “свирель ” более древнее, чем “сопель “, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси “свирцом”, “свирянином” называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы – “трубачея”.


Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам. Задолго до н.э. трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе, в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввёл итальянский композитор К.Монтеверди, когда в 1607г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей». В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба – самый высокий по диапазону инструмент. Именно она придаёт звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость.

туба

фагот

фагот

цитра

Цитра - (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XIX в. Струны (в некоторых разновидностях до 40) натягиваются над грифом и вне грифа над декой.

челеста

Самый молодой ударно-клавишный инструмент – челеста – имеет форму маленького пианино с металлическими, а иногда стеклянными пластинками вместо струн. Клавиатура – как у фортепиано. Челеста была сконструирована в 1886 году французским мастером О.Мюстелем на основе «камертонового клавира» (набор камертонов). Тембр её очень красив. Челеста самый тихий и нежный инструмент симфонического оркестра. Первым её применил в оркестре П.И.Чайковский.




Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно - кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах - конце XI - начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко - легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества - XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» - печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица - китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели - Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы - как отечественные, так и зарубежные, - которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

Мы представляем наш проект, который называется ‘’Волшебные инструменты в сказках народа мира.”, в ходе которого дети познакомятся с народным творчеством- сказками и народными музыкальными инструментами, с их историей возникновения, художественно- выразительными особенностями музыкальных инструментов.. Мы считаем, что народное творчество и народные музыкальные инструменты неразрывно связаны между собой.

Мы нашли сказки, где главные герои – Музыкальные инструменты. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детей школьного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Музыкальные сказки

— развивают музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинять “свою “ сказку, опираясь на смену интонаций,

— развивает представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, о близости средств выражения речи и музыки,

— дают возможность сравнить произведения с одинаковыми названиями, понимать какую сказку рассказывает музыка добрую, сердитую, злую; помогает различить смену настроений, образов в одной сказке,

— развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок,

— дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме и настойчиво ждут продолжения.

Отправившись в музыкальное путешествие, дети услышали много удивительных историй, легенд о музыкальных инструментах. С древних времен звуки природы интересовали человека. Его стремление познать тайну звука привело к созданию музыкальных инструментов и самой музыки.Так же ребята узнали. что издревле музыкальные инструменты наделялись волшебными свойствами, а их звучание – магической силой, что люди относились к ним, как к живым существам, — любили, украшали, почитали и берегли. Во многих сказках народов мира положительные сказочные персонажи борются со злом с помощью волшебных музыкальных инструментов: дудочек, флейт, гуслей-самогудов.

Через сказки народов мира мы познакомились с большим количеством народных инструментов и русских, и грузинских, и белорусских, чешских, прибалтийских, африканских и т. Д. Настоящие чудеса творит МУЗЫКА в сказках. Ребята запомнили как грузинский музыкант, играющий на чонгури, усмирил огромного дракона, Садко играя на гуслях смог выбраться из плена царя Морского, чешский музыкант Гонза играя на скрипке-дынды добился справедливости, а японский музыкант Санта, играя на тростниковой флейте рютеки вызволил из плена свою любимую. Много замечательных историй про музыкантов и музыкальные инструменты узнали ребята.
А, кроме того, ведь многие народные инструменты являются прародителями современных классических инструментов.

Результат нашего проекта:

Данный проект может быть использован на уроках музыки, искусства, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.

Первая наша сказка

« Чонгурист»

Жил на свете царь. Была у него дочь прекраснее солнца. Многие мечтали о красивой царевне. Много славных и знатных юношей просили её руки, но царь всем отказывал.

- Принеси сначала яблоко бессмертия, - говорил царь каждому, - и докажи, что достоин царевны.

Много отважных героев отправлялись искать волшебное дерево, а назад не вернулся ни один. Поблизости от дворца жил бедный юноша. Счтал о ней и однажды решил попытать счастья. Пришёл к царю и попросил отдать ему царевну в жёны.

Не прогнал царь бедного чонгуриста, сказал ему, как всем говорил:

- Добудешь мне яблоко бессмертия - получишь царевну в жёны.

Взял чонгурист свой чонгури и пустился в дорогу искать яблоко бессмертия.

Много ли шёл, мало ли шёл, девять гор перешёл и видит: раскинулся на склонах холма сад. Ограда вокруг сада каменная, высокая-превысокая, даже птица не перелетит! Чонгурист обошёл сад - с утра до вечера шёл! - нет в сад входа. Обошёл он второй раз, обошёл в третий. Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста.

И вдруг раздвинулась каменная ограда, и открылась перед чонгуристом дорога в сад.

Это был тот самый сад, где росла яблоня с плодами бессмертия. Страшный гвелвешапи сторожил волшебную яблоню. Почует чудище человека, впустит в сад и отправит несчастного в свою огненную утробу.

И сейчас почуял гвелвешапи человека и раздвинул каменную ограду. Идёт чонгурист по саду, поёт свою грустную песню. Раскрыл гвелвешапи огромную пасть, понёсся на человека с хриплым рёвом… и замер. Поразили его никогда не слыханные звуки чонгури. Утишила нежная песня ярость злобного чудища.

А чонгурист идёт и идёт, и звучат сладостные звуки его песни.

Из глаз гвелвешапи потекли слёзы, неведомая печаль охватила его.

И вдруг порвались струны чонгури. шелковицы , ореха . Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны. Струны шёлковые (или из капрона). На чонгури играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные чонгури используются в оркестре грузинских народных инструментов.

Существуют два типа чонгури - ладовый и безладовый. Играют на чонгури пальцами, вертикально поставив инструмент на левое колено.