Сказки о музыкантах и музыкальных инструментах. Музыкальные сказки: Ударная семья

Э. Л. Емельянова

Title: Купить книгу "Расскажите детям о музыкальных инструментах": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Емельянова Э. book_name: Расскажите детям о музыкальных инструментах Купить книгу "Расскажите детям о музыкальных инструментах" Емельянова Э.

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

ЗАГАДКИ

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

(Балалайка)

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.

История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.

В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.

Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.

Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.

Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.

ЗАГАДКИ

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

Сам молчит,

А бьют – ворчит…

(Барабан)

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.

Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.

Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.

Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.

Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.

Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.

В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.

Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.

Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.

ЗАГАДКА

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент -

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

(Гитара)

ВИОЛОНЧЕЛЬ

Мелодию любви поет виолончель -

Под трепетным смычком натянутые струны…

Виолончель как никакой другой инструмент из группы смычковых подходит для выражения возвышенности, глубины и силы звука.

Термин «смычковый» означает, что для игры на инструменте необходимо вести по его струнам специальным предметом – смычком, небольшой палочкой с натянутыми волосками. Смычок обычно делают из дерева и настоящего конского волоса. Чтобы инструмент звучал, надо натереть смычок канифолью. Иногда музыканты обходятся без смычка, и игра представляет собой пощипывание (дерганье) струн пальцами. Эта техника игры называется пиццикато. Звук от пиццикато негромкий – приглушенный.

Виолончель больше скрипки. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Прообразом ее стала популярная в эпоху Возрождения виола да гамба.

Виолончель имеет четыре струны разной толщины, настроенные каждая на свою ноту. Во время игры исполнитель располагает виолончель между коленями, металлический шпиль должен упираться в пол. Бродячие музыканты, которым надо было играть стоя, а то и во время ходьбы, для удобства привешивали виолончель на специальный крюк в одежде. Ну а музыканты, выступавшие в помещении, поддерживали ее ногами или ставили на стул.

Для виолончели написано много произведений. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло. «Нужна громадная талантливость, необходима сложная совокупность виртуозных качеств, чтобы победоносно привлекать внимание публики на эстраде с виолончелью в руках», – писал русский композитор П. И. Чайковский.

Расцвет русской школы виолончельного искусства связан с именем знаменитого исполнителя К. Ю. Давыдова, которого П. И. Чайковский называл «королем виолончели».

В нашей стране большой вклад в популяризацию виолончели внес Мстислав Ростропович, виртуозно игравший на этом инструменте.

В судьбе каждого инструмента есть человек, сумевший открыть его заново, выявить особенности, о которых никто прежде не подозревал. Таким человеком для скрипки стал Паганини, для фортепиано – Рахманинов, а для виолончели – Казальс, прославившийся в XX в. Его игру называли «настоящим чудом». Благодаря Казальсу музыкантам стала доступна и сложнейшая виртуозная техника.

И инструмент, так на скрипку похожий, -

Только побольше, плюс шпиль и смычок.

Все называется словом одним.

Ты догадался, конечно, каким?

(Виолончель)

ГАРМОНИКА

Термин «гармоника» произошел от греческого «гармоникос» – стройный, созвучный. Он объединяет музыкальные инструменты, в которых звук извлекается из пластинок-язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим. Получаются два аккорда. Существуют разные гармоники – губные, ручные и механические. Губные очень удобные, небольшие, их можно носить с собой. В Европе они появились в 1777 г.

Первую ручную гармонь сделал немецкий мастер Ф. Бушман в 1822 г. В ней воздух нагнетался на пластинки с помощью воздушного мешка-резервуара, который называется меха. Его делали из картона и обклеивали тканью. Язычки имели разную длину и толщину, поэтому при продувании воздуха через них получались разные звуки.

Благодаря певучести, амплитуде громкости, компактности и простоте обучения игре гармонь стала популярной в Европе и России.

Размер гармони небольшой, весит она около 5–6 кг. Играют на ней обеими руками, держа перед собой на груди и раздвигая инструмент, заставляя его то расширяться то «сдуваться».

Со временем конструкция гармони изменялась, и инструмент становился более интересным по звучанию.

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его русский мастер П. Стерлигов. Тональный диапазон его шире, чем у гармони: до шести с половиной октав. Но и вес больше – около 8–9 кг. Бывают баяны весом в 13–15 кг. Играть на таком инструменте стоя уже непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Особенной популярностью баян пользуется у исполнителей фольклора.

Аккордеон – это тоже разновидность гармоники, но на правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Само название «аккордеон» происходит от немецкого слова akkord, что означает гармония. Его впервые ввел венский мастер армянского происхождения К. Дамиан в 1829 г. Созданный им инструмент при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре издавал целый аккорд, то есть сразу несколько звуков. Аккордеоны с правой клавиатурой фортепианного типа появились в России раньше, чем в Европе.

ЗАГАДКА

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть – не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

(Гармошка)

Гусли-гусли-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле. Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.

О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, Ставре Годиновиче и Соловье Будимировиче.

«Гудение струнное» у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.

Гусли могут нам выразить любое настроение:

Заиграл Добрыня по-уныльному,

По-уныльному, по-умильному…

Заиграл Добрыня по-веселому.

В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив.

Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции. Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.

Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.

Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в. Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.

Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении. Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.

...

Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

КСИЛОФОН

Динь-динь, тон-тон,

Ксило-ксило-ксило-фон.

Ксилофон на шкаф забрался,

Он фламинго испугался.

– Ты, фламинго, погоди!

Клювом сильно не стучи,

Лучше палочку возьми.

И услышишь нежный звон.

Просто чудо – ксилофон.

«Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.

Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.

Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке.

А вот если к металлофону приделать клавишный механизм наподобие фортепиано, то получится инструмент челеста. Изготовил его мастер Огюст Мюстер в 1886 г. Играть на челесте удобнее, чем палочками на металлофоне. А звук такой же нежный и звонкий. Во время своего визита в Париж челесту услышал П. И. Чайковский и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» и балет «Щелкунчик».

Впервые в оркестре ксилофон использовал Фердинанд Кауэр в середине XIX в. в произведении «Семь вариаций». Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон, – симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти». Русский композитор Римский-Корсаков в «Сказке о царе Салтане» поручил ксилофону песенку «Во саду ли, в огороде» для изображения белки, грызущей золотые орешки.

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.

Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.

Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.

Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.

Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.

Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.

Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.

Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.

В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.

Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.

ЗАГАДКА

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет

(Орган)

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.

На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.

Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.

Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».

Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.

ЗАГАДКА

В лесу вырезана, гладко вытесана,

Поет-заливается, как называется?

(Скрипка)

Труба относится к группе медных духовых инструментов. Ее прообразом были инструменты, изготавливаемые в древности из рогов животных. Примером может служить шофар, сделанный из бараньего рога, на котором играли в иудейских храмах. В Ветхом Завете рассказывается об осаде города Иерихон. На седьмой день священники стали обходить стены города, трубя в трубы. От их звука стены неожиданно рухнули. С тех пор выражение «труба иерихонская» означает очень громкий звук, «трубный глас».

В Скандинавии изготавливали инструмент из бивня мамонта – лур. Позднее, когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы. Родоначальник всех медных духовых инструментов – горн (от немецкого слова «хорн» – рог). Прогресс неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, менялся и металл (медь, бронза, серебро).

Труба была прежде всего сигнальным инструментом в войсках, в Средние века их применяли в рыцарских церемониях, брали с собой в походы.

Труба – самый высокий по диапазону среди других медных духовых инструментов. В оркестре она участник острых, драматических моментов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. Именно труба придает оркестру торжественность. Она может быть громкой, но способна и на тихий, мягкий звук. В духовом коллективе ей отводится солирующая роль, она исполняет мелодию. Широко применяют трубу и в джазовых ансамблях. Американские трубачи – Майлз Дэвис и Луи Армстронг оказали значительное влияние на развитие джазовой музыки XX в. Впервые ввел трубу в оперный оркестр итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В опере «Орфей» он использовал пять самостоятельных партий для труб. Многие композиторы посвящали трубе концертно-виртуозные сочинения. Это Гайдн, Гедике, Гуммель. Часто труба звучит в сольных партиях у Баха, Бетховена, Брамса, Римского-Корсакого, Чайковского и многих других.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную,

Труба точеная,

Позолоченная,

Песня ладная,

Сказка складная.

(Народная песенка) ЗАГАДКА

Первые марши играют военные,

Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.

А вот вторые на крышах стоят,

Дружно зимою все сильно дымят…

(Трубы)

Волшебная флейта звучит и чарует,

Цветными узорами сны нам рисует.

Музыки этой кармический код,

Словно к себе,

Всех нас зовет.

В. Антош

Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название флейта – деревянный духовой инструмент. Существует легенда, как древнегреческий бог лесов и пастбищ Пан полюбил нимфу Сиринкс. Однажды он захотел поймать нимфу, а Сиринкс попросила бога реки спасти ее. Тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель и назвал ее именем нимфы. Сейчас флейта Пана – это народный инструмент, состоящий из трубочек разной длины, что позволяет издавать звуки разного тона. Трубочки делают из камыша, бамбука, тростника, металла, дерева или даже из пластика.

Продольная флейта называется блокфлейтой. Она представляет собой дудочку с семью отверстиями сверху и одним – снизу. Отверстия расположены вдоль инструмента, через равные промежутки. Высота звука меняется в зависимости от того, какое отверстие открыто. Блокфлейты изготавливают из самшита, груши, сливы, клена. Профессиональные инструменты обычно делают из пород красного дерева.

В современных оркестрах играют на поперечных флейтах. Ее создал Теобальд Бем – баварский изобретатель, музыкант, композитор. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Отверстия на инструменте открывают и закрывают клавиши – клапаны. Трубка флейты имеет 16 или более отверстий. Отверстия на старой флейте были очень малы. Бем расширил их настолько, что палец исполнителя не закрывает их полностью. Благодаря этому возникла чрезвычайно остроумная система клапанов, расположенная под пальцами настолько удобно, что исполнитель может легко справляться с труднейшими техническими приемами. Поперечная флейта превосходит блокфлейту по глубине и выразительности звука, ширине диапазона и техническим возможностям.

Западноевропейские и русские композиторы – Бах и Глюк, Равель и Дебюсси, Глинка и Прокофьев – создали прекрасные произведения для флейты. «Волшебная флейта» – так Моцарт назвал одну из самых исполняемых сегодня опер.

ЗАГАДКА

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?

(Дудочка)

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.

Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.

Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.

У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку.

Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.

На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.

ЗАГАДКА

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое… (пианино).

Сказка о музыкальных инструментах

Музыкально-тематическая беседа проводившаяся при участии учащихся музыкальной школы.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.
Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали - это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле.

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

играет Елисеева Меланья


Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный...
СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, ... БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара .

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Играет Полина Басова.


Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его "серебряными струнами Украины".

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба - инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Играет Нурмухамедов Рамиль.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!


В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь,
Чтобы малышу подпеть.
В лапах тот же инструмент,
Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон
Слышится со всех сторон.
Бубен - это вам не шутка.
Молодцы у нас мишутки.

Вопросы и задания
Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
Что в природе напоминает вам звучание бубна?
Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками.

Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.

Ложки - пусть не фортепиано.
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.

Вопросы и задания
Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
Дети делятся на группы. Каждая группа - ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой - музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее.

Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан.
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.

Если где-то марш, парад,
Послужить всегда я рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и не ною.

Я, конечно, не орган.
Но зато я барабан.
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!

Вопросы и задания
Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.
Придумайте сказку о волшебном барабане, который своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина.

Колокольчик - музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.

Пусть он кроха и юнец.
Колокол - его отец -
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.

Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.

На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка.
Слышен звон издалека.

Вопросы и задания
Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
Почему для колоколов строят колокольни?
Кто такой звонарь?

У детей в ладошах птички,
С виду птички - невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек - те свистят,
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.

Вопросы и задания
Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.

ЧУДО-СВИСТУЛЬКА

Мама, в деревню пришел бродячий торговец, - радостно рассказывал мальчик. - У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
- Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, - ответила мама.
- Тогда я не пойду на праздник весны,-расстроился мальчик. - Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
- А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
- Цвинь-цвинь, - звонко пропела синичка на подоконнике.
- Хорошо, - согласился мальчик. - Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
- Мама, откуда ты муку взяла? - удивился мальчик.
- У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, - ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
- Цвинь, цвинь, - вилась над ним его синичка.
- Лети в лес, ты теперь свободна, - махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
- Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
- А где же твоя чудо-свистулька? - улыбнулась мама.
- Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
- Синичка отплатила тебе добром за добро, - задумчиво проговорила мама.

Вопросы и задания
Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?

Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.

Флейта - сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.

Вопросы и задания
Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.
Придумайте сказку о том, как фея Флейтовой Музыки пригласила вас в свой сказочный музыкальный дворец.
Придумайте сказку о том, как духовые инструменты выбрали флейту своей королевой. Нарисуйте королеву-флейту в музыкальной короне.

На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут,
Куда-то за собой влекут.
Подобны шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.

У арфы ласковый напев,
Спокойный, ровный, нараспев.
Излечит боль любую в миг
Ее таинственный язык.

Вопросы и задания
Предложите детям прослушать музыку арфы.
Чем звучание арфы отличается от звучания, например, гитары?
Придумайте сказку о том, как арфа превратилась в прекрасную царевну с таинственным певучим голосом.

Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.

Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар.

И отступает суета,
И в сердце просится мечта.
И хочется весь мир любить
И за любовь благодарить.

Вопросы и задания
Почему люди берут с собой в поход гитару?
Почему звук гитары как самый сокровенный друг?
Вы когда-нибудь слушали гитару у костра? Расскажите, что вы чувствовали.
В белых - чистые тона,
Ровная у них стена.

Нрав у белых - величавый,
Короли они праву.
Черных это возмущает,
Им величья не хватает.

Ноты в разнобой звучат,
Подчиняться не хотят.
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.

Вопросы и задания
Как вы думаете, о чем разговаривают черные и белые клавиши фортепьяно?
Придумайте сказку о том, как одно фортепьяно захотело иметь разноцветные клавиши и что из этого вышло.
Педагог нажимает разные клавиши и просит детей рассказать, что им напоминает звучание этих клавиш.

Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.

Так и быть, - сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.

Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!

Вопросы и задания
Чем похожи и чем отличаются аккордеон, гармонь и баян?

Придумайте веселую историю о деревенском гармонисте.


В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- « А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-« Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-« Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-« Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-« Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-« А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-« Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – « Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.

Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали — это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный … СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, …БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его «серебряными струнами Украины».

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба — инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!