Русский народный эпос. Русский героический эпос

К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создава­лись устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древним ви­дом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись так называемые бы­лины (в народной среде в XIX - XX веках их называли стари­нами) - песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов.

Читая былины, мы погружаемся в особенный мир он населен персонажами, непохожими на реальных людей; в нем происходят необычайные события, которые в действительном мире происходить не могли, он полон вещей, которые обла­дают чудесными свойствами. Это, с современной точки зре­ния, мир фантастический.

Символический смысл былинных образов неоднократ­но привлекал внимание русских и советских писателей, среди которых мы находим имена Г.И.Успенского и Н.А.Некрасова, А.П.Чехова и А.М.Горького.

В русской исторической и филологической науке бы­лина вызвала живой интерес и стала предметом разносторон­них исследований после опубликования в 1818 г. эпических песен знаменитого сборника XVIII века «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Издатель сборника К.Ф. Калайдович предпослал ему предисловие, ко­торое и явилось первым научным трудом, посвященным изу­чению былин и исторических песен. Внимание к былинному наследию особенно возросло и усилилось в связи с открытием П Н.Рыбниковым факта бытования и живого исполнительства былин на русском европейском Севере в середине XIX в К настоящему моменту история научного изучения былевого эпоса насчитывает более полутораста лет.

За это время определились основные пути и наиболее существенные темы в изучении эпоса. 1 В связи с изучением певческих школ в заметках и трудах уже самых первых соби­рателей эпических песен сказывается большой и устойчивый интерес к личности и таланту сказителя. А Ф Гильфердинг делает важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов.

Соотношение общеколлективного и индивидуального на­чала в эпическом творчестве продолжает вызывать интерес и во всей последующей фольклористике вплоть до наших дней.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, художественно засвидетельствован богатый исто­рический опыт народа.

Этот опыт касается самых различных сторон нацио­нальной жизни: борьбы с иноземными поработителями, ста­новления государства, семейных отношений, социальной борьбы народа со своими угнетателями, общественных идеа­лов и т.д. В ходе этой борьбы вырабатывалось представление о нравственных ценностях, постепенно складывался истори­ческий идеал человеческого поведения и образа мысли, воз­никал идеальный тип русского былинного героя, воплотив­шего представления народа о личном достоинстве, гуманиз­ме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной актив­ности и бесстрашии в борьбе за свои цели.

В центре эпического мира - его герои - богатыри. Само слово «богатырь» было хорошо известно в Древней Руси. Оно неоднократно встречается в летописях, часто с эпитета­ми «славный», «дивный», «храбрый», «великий».

1 А.М. .Астахова. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.-Л., 1966.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич недаром представляются нам не только эпическими образами, вызванными к жизни народной фантазией, но и своеобразными и глубокими символами на­родных исторических устремлений, сил и возможностей.

Былины веками существовали исключительно в устной традиции, поэтому они вариативны и многослойны, в них со­хранились приметы различных эпох, в частности соединяют­ся языческие и христианские элементы.

Все русские былины можно подразделить по месту соз­дания и особенностям содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни о подвигах богатырей - воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородские былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

Прежде чем судить о былинах в целом, следует опреде­лить песенные жанры. В.Я. Пропп выделяет былины героиче­ские, сказочные, новеллистические, а также находящиеся на грани с балладой, духовным стихом и т.п. 1 Героические бы­лины составляют основной костяк песенного народного эпо­са Для героических былин характерен бой, открытое столк­новение, героическая схватка богатыря, народного заступни­ка, борца за общенародное дело с врагом. Врагом может быть чудище (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище). Сра­жаясь с ним, богатырь освобождает Киев, очищает Русскую землю от насильника и злодея (былины о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Врагом могут быть татаро-монгольские полчища, угрожающие самому сущест­вованию Русского государства. Главным героем, освобож­дающим Киев от осадивших его врагов, бывает Илья Муро­мец. Значительная часть героических песен посвящена теме социальной борьбы.

1 Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора //Русская литература. - 1964. - №4. - С.,58-76.

Герой этих песен борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (были­на о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя протест неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; сюжет о борьбе Василия Буслаевича с новгородцами). Есть среди бы­лин этого жанра и песни о героическом сватовстве (например, былина о Дунае, сватающем невесту князю Владимиру). Но сватовство, поиски жены, если только это не связано с борь­бой с иноземными врагами, обычно уже не героизируется в былинном эпосе, хотя исторически так было не всегда. Мно­гие сюжеты о сватовстве перешли в жанр сказочных былин. Для них характерны типичные образы и ситуации волшебной сказки. Так, например, в былине о Садко мы встречаем вол­шебного дарителя, посылающего Садко со дна Ильмень - озера чудесный дар (волшебное средство) - рыбку с золотыми перьями. Этот дар позволяет герою в споре выиграть богатый заклад у новгородских купцов. В этой былине, подобно ска­зочному герою. Садко попадает в иной мир, подводное цар­ство, где ему предлагают выбирать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины - Михаиле Потыка - закапывают вместе с умершей женой. Но, будучи погребен, он предусмотрительно припасенными металличе­скими прутами убивает змею, пытающуюся его погубить.

Особой художественной формой и способом поэтиза­ции героев обладают былины новеллистические. В них нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Есть бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Примером новеллистической былины может служить песня о Микуле и Вольге. Крестьянин-труженик, могучий землепашец противопоставлен в ней князю-феодалу. Тема другой новеллистической былины о Соловье Будимировиче - сватовство, но не связанное с героикой борьбы с чуже­земцами, не осложненное безысходно трагическим расхожде­нием между будущими супругами. Былина носит светлый характер, тон ее веселый, и заканчивается она счастливым соединением любящих.

Былинная традиция начиная с Х111-Х1У вв. может слу­жить одним из источников вновь нарождающихся жанров устного народного творчества, таких, как баллада, например. Известны былины, находящиеся как бы на полпути к балладе В русской народной балладе воспеваются трагические исто­рии любовных и семейных отношений 1 . Такова же, к приме­ру, и песня о Даниле Ловчанине или заключительная часть былины о Дунае и Настасье, в которой рассказывается о том, как герой, ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния

На периферии былинного творчества находятся былины-скоморошнны, которые объединяет с другими эпическими песнями общность некоторых поэтичесих приемов. Их мир близок насмешливому миру народной бытовой сказки, сати­рической песне, фольклорной пародии.

Но именно героические былины и по своей поэтиче­ской форме, и по содержанию представляют собой самый ха­рактерный и специфический для былевого эпоса в целом вид песенно-эпического творчества.

Былина - уникальное явление русской культуры. Она не воспроизводима в новых исторических условиях. Ее бога­тое содержание возможно было воплотить только в тех свое­образных, архаических художественных формах, которые в своей совокупности составляют удивительный и во многом загадочный поэтический мир героической эпической песни.

1 Пропп В.Я. Указ. соч. С. 63-65.

Русский эпос

Былины

К жанрам народного творчества относится русский устный эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путём, исполнялись и запоминались на слух. Эпос - героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом.

Эпос претендует не только на объективность, но и на правдивость своего рассказа, при этом его притязания, как правило, принимаются слушателями.

Самым древним видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись былины - песни большого объёма, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов.

Былины - русские народные эпические песни о подвигах легендарных богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Народное название былины -- старина, старинушка, подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом.

Читая былины, мы погружаемся в особенный мир: он населён персонажами, непохожими на реальных людей; в нём происходят необычайные события, которые в действительном мире происходить не могли; он полон вещей, которые обладают чудесными свойствами. Это, с современной точки зрения, мир фантастический.

Внимание к былинному наследию особенно возросло и усилилось в связи с открытием факта бытования и живого исполнительства былин на русском европейском Севере в середине XIX века.

За 150-летнюю историю научного изучения эпоса, определились основные пути и наиболее существенные темы.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, художественно засвидетельствован богатый исторический опыт народа.

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой -- по три, в третьей -- по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее -- на третий слог от конца.

Как скакамл-то Ильям да со добрам коня,

Припадамл-то он ко мамтушке сыромй земле:

Как стучимт ведь мамтушка сырам земля

Да под томй же как сторомнушкой востомчной.

Термин "былины" введён Иваном Сахаровым в сборнике "Песни русского народа" в 1839 году, он предложил его исходя из выражения "по былинам" в "Слове о полку Игореве", что значило "согласно фактам".

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

1. Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях -- олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян.

2. Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти.

3. Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин, причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока, другие -- Запада.

В итоге -- односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и духом общины.

В "Истории Русской Словесности" Галахова приведена статистика о количестве былин. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии -- 3, в Нижегородской -- 6, в Саратовской -- 10, в Симбирской -- 22, в Сибири -- 29, в Архангельской -- 34, в Олонецкой -- до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на: киевские, новгородские и общерусские (более поздние).

Нельзя смотреть на эти былины как на рассказы о событиях, действительно имевших когда-то место в таком именно виде.

Большая древность былин доказывается тем обстоятельством, что изображается в них политика ещё оборонительная, а не наступательная. Хотя между сюжетами былин есть и такие, которые можно возвести к эпохе доисторического сродства индоевропейских преданий, тем не менее, всё содержание былин, а в том числе и эти древнейшие предания представляется в такой редакции, которая может быть приурочена только к положительно историческому периоду.

Деятельность дружины, выраженная в подвигах её представителей-богатырей, и есть предмет былин. Как дружина примыкала к князю, так и действия богатырей всегда стоят в связи с одним главным лицом.

Былины пели скоморохи и гудошники, приигрывая на звончатых яровчатых гуслях или гудке, слушали же их в основном бояре, дружина.

Содержание былин теперь мифическое, а форма -- историческая, в особенности же все типические места: имена, названия местностей и т.д.; эпитеты соответствуют историческому, а не былинному характеру лиц, к которым они относятся. Но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно историческое. Остались неприкосновенными типические места, а все остальное со временем изменилось.

Весь русский народный эпос насквозь проникнут христианско-мифологическими сказаниями. Новые заимствования отодвинули на второй план древний материал, и былины, поэтому можно разделить на три разряда:

ь На песни с очевидно заимствованным библейским содержанием;

ь На песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно;

ь На песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира.

В центре былин -- образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия). Столь же поэтичны образы и др. богатырей, охраняющих родную землю, -- Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Это богатыри героического жанра. Значительная часть героических былин посвящена теме социальной борьбы. Герой борется с князем и боярским окружением за своё попранное достоинство, возглавляет протест неимущих и простолюдинов. Тема защиты Родины закономерно слита в былинах с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, это корчёвка пней и расчистка поля для пашни.

Особой художественной формой и способом поэтизации героев обладают былины новеллистические. Отсутствуют открытые схватки, бой, военное столкновение. Есть бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. В былине о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Существуют сказочные былины, для них характерны типичные образы и ситуации волшебной сказки. Так в былине "Садко" присутствует волшебный даритель, посылающий герою со дна Ильмень-озера чудесный дар (волшебное средство) - рыбку с золотыми перьями. Этот дар позволяет ему выиграть богатый заклад у новгородских купцов. Садко, подобно сказочному герою попадает в подводное царство. Где ему предлагают выбрать невесту среди дочерей морского царя. А героя другой сказочной былины - Михайло Потыка - закапывают вместе с умершей женой. Но, будучи погребён, он предусмотрительно припасёнными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся его погубить.

Былины являются важнейшими эпическими жанрами русского фольклора. Они отображают жизнь в значительных типических обобщениях, широко используя художественный вымысел, элементы фантастики. Как и во всех эпических жанрах искусства слова, те или иные события в былинах раскрываются прежде всего в образах, через показ их взаимоотношений и поступков. Важнейшую роль в былинах выполняет сюжет. Сюжеты былин различны по своему конкретному содержанию, но для них характерны и некоторые общие, типологические черты. Одна из таких жанрово-типологических черт -- одноплановость, или однолинейность, развития сюжета. Как правило, в былине в такой временной последовательности развивается одна сюжетная линия, связанная главным образом с раскрытием её основного образа -- героя-богатыря.

Главные герои былин -- богатыри, наделенные идеальными качествами человека (невероятная физическая сила, смелость, высокие нравственные качества и т. д.).

Былина развивается по принципу наибольшего выделения главного героя, и поэтому действие былины концентрируется вокруг богатыря, его судьбы. Уже начиная былину, и сказители, и их слушатели понимали и знали, что русский богатырь обязательно должен победить. Представляется, что в таком положении, когда никто не сомневался в победе русского богатыря, не было никакой необходимости описывать его бой с противником подробно, создавать ненужные сомнения в исходе боя и т. п. Краткое описание боя богатыря -- своеобразное проявление трезвости рассудка и здравого художественного чутья сказителя.

Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником.

И здесь можно отметить яркую жанровую специфику былины.

В былине описание сражения (состязания) богатыря с противником всегда очень краткое, победа богатырю всегда дается очень легко.

Врага богатырь всегда побеждает сам, без какой-либо посторонней помощи.

В былине может быть и два богатыря, две линии в развитии сюжета (например, былина "Добрыня и Алеша"). Но эти две сюжетные линии не могут развиваться одновременно, параллельно.

В основе былин -- важные, очень значительные, на взгляд сказителя, создателя былин и его слушателей, общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение.

Былина живет до тех пор, пока в реальность и достоверность её содержания полностью верят и сказитель, и его слушатели.

Илья Муромец и Поганое Идолище

Во стольном во городе во Киеве

У ласкового князя у Владимира

А явилося чудо неслыханное:

Наехало Идолище поганое,

Со своей ли ратью силой великою.

Владимир, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев. По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца.

"Солнышко Владимир столько-киевский!

"Принимай калику перехожую,

Корми-ка ты калину досыта,

Пои-ка ты калику допьяна".

Илью пустили.

Идолище поганое:

"Ай же ты, калика русская,

Русская калика, перехожая!

Скажи-ка, калика, не утаи себя,

Какой есть у вас на святой

Руси Старый казак Илья Муромец?

Велик ли он ростом собою есть?"

Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор

А поганых татаровей охаживать,

А прибил он всех поганых татаровей,

Не оставил поганых на семена,

А очистил Илья Муромец да Киев град,

Он избавил солнышка Владимира

От того было полону великого.

Тут же Илье Муромцу и славу поют.

Произведения героического эпоса, будучи сходными в частностях, иногда даже в важных событиях, различаются у разных народов характерами героев. В этих характерах, как правило, отражаются народные черты. По героическому эпосу народа можно узнать его натуру, нрав.

Например, духовный облик древних греков отразился в «Илиаде» и «Одиссее»; в наших русских песнях о богатырях выразился характер русского народа. Народ обыкновенно любит и высоко ценит свои героические песни, русский народ называет их «былинами», считая их повествованием о том, что действительно было, в противоположность сказкам.

Вследствие этого уважения к героическим песням сохранился и их древний склад, и их стихотворный размер. По этим причинам героический эпос признают одним из главных видов народной поэзии.

В народной поэзии её различные виды тесно связаны между собой, и часто один вид вырабатывается из другого. Так, героический эпос возник из эпоса мифического. В песнях о богатырях много чудесного, сверхъестественного; в наших былинах врагами витязей часто являются мифические существа: двенадцатиглавый змей, дышащий огнем, Змей Тугарин, летающий под облаками, Соловей-разбойник, свивший себе гнездо на семи дубах и свистом своим преклоняющий к земле верхушки вековых деревьев. Богатыри обладают страшной силой, некоторые из них похожи на богов или полубогов, иных можно считать олицетворениями гор, рек, имена которых они иногда и носят (Святогор, Дунай Иванович).

В героических песнях встречаются превращения людей в животных (Вольга, Добрыня). Эта мифическая основа былин (или мифический слой в героическом эпосе) относится, по времени происхождения, к глубокой древности. Она, а также и многие события в жизни героев сложилась, может быть, ещё в доисторическую эпоху, когда народы индоевропейского племени жили общей жизнью. Этим и объясняется сходство героических эпосов разных народов во многих частностях: основа героических песен вынесена из общей родины.

Потом на этой древней основе каждый народ стал уже самостоятельно, оригинально изображать характер героев, или богатырей, выражая в них себя. Этот, собственно героический элемент в песнях, элемент наиболее важный, есть второй главный слой в героическом эпосе.

Позднее явился в эпосе исторический элемент (третий важный слой этого вида народного творчества): личности и подвиги богатырей народ стал приурочивать к историческим местностям, событиям и лицам.

В наших песнях богатыри живут в Киеве; киевские витязи собираются вокруг князя Владимира; сражаются они с историческим врагом нашим – татарами (перенесенными народной фантазией в эпоху Владимира: анахронизмы – обычное явление в народном творчестве).

Иные из богатырей – до некоторой степени исторические лица, как, например, Добрыня Никитич, Илья Муромец, по крайней мере, носят имена исторических лиц, и, может быть, напоминают их своими характерами. (Добрыня был дядей великого князя Владимира Святого). Особенно много исторического в песнях новгородских.

У некоторых народов песни героического эпоса были обработаны поэтами и соединены в поэмы, или эпопеи; так у древних греков создались «Илиада» и «Одиссея», в древней Индии поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна», у персов поэт Фирдоуси составил «Царственную Книгу» (Шахнаме). У нас, на Руси, этого не было, и песни героического эпоса доныне поются в народе отдельно одна от другой, как особые повествования о том или другом богатыре или об одном из его подвигов. Но между этими песнями, однако, есть внутренняя связь, придающая им единство, и эта связь заключается не только в выдержанности характеров богатырей в разных песнях, но и в общем строе всего богатырского эпоса.

Эпос русский народный

устные эпические произв. героического характера. Осн. жанры - былины и сказания. У. относится к одному из ц. рус. эпического сказительства. Первые записи эпических произв. сделаны в XVIII в., они были впервые изданы в сб. "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым" (Данилов Кирша). Осн. сюжеты рус. былин, зафиксированные в разных формах на У.: "Святогор и Илья Муромец", "Исцеление Ильи", "Добрыня Никитич и Алеша Попович", "Алеша Попович и Тугарин", "Добрыня Никитич и Змей", "Отчего перевелись богатыри на Святой Руси" и нек-рые др. Ур. традиции эпического сказительства отличаются нек-рыми специфическими признаками. На У. зафиксировано наиб. позднее исполнительство былин под аккомпанимент гуслей - на Юж. У. и в басс. р. Вишеры. Рус. былины были переняты коми-пермяками и частично исполнялись на к.-п. яз. В сказаниях о происхождении камней Полюд и Ветлан произошла контаминация сюжетов топонимических сказаний и рус. былин, когда конфликт развивается между Ильей Муромцем и Ветланом. До конца 1980-х фольклористы фиксируют изложение былинных сюжетов или их сказочные переделки.

Лит.: Берх В. Путешествия в города Чердынь и Соликамск для отыскания исторических древностей; Белорецкий Г. Сказитель-гусляр в Уральском крае // Русское богатство, 1902. № 11; Косвинцев Г.Н. Былины, записанные в городе Кунгуре Пермской губернии // Этнографическое обозрение, 1899. № 4; Ончуков Н.Е. Из Уральского фольклора // Сказочная комиссия государственного Русского географического общества. Л., 1928.

Шумов К.Э.


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Смотреть что такое "Эпос русский народный" в других словарях:

    ЭПОС - (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка

    Эпос - У этого термина существуют и другие значения, см. Эпос (значения). Эпос (др. греч. ἔπος «слово», «повествование») героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом… … Википедия

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …

    Былины - Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

    Былина - «Богатыри» Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова, 1881 1898) Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое либо героическое событие, либо примечательный… … Википедия

    Песня - 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия

    Былины - Б. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Азбелев, Сергей Николаевич - Сергей Николаевич Азбелев Дата рождения: 17 апреля 1926(1926 04 17) (86 лет) Место рождения: Ленинград Страна … Википедия

    Список понятий - Список понятий, содержащих слово «русский» Содержание 1 Классические понятия 2 Зарубежные понятия 3 Новые понятия … Википедия

    Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика - Якутия. В составе РСФСР. Образована 27 апреля 1922. Расположена на С. Восточной Сибири, в бассейне рр. Лены, Яны, Индигирки и в низовьях Колымы. На С. омывается морем Лаптевых и Восточно Сибирским морем. В состав Я. входят Новосибирские… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Русский народный эпос , . Гослитиздат. 1947 год. Твердый рельефный переплет. Увеличенный формат. Предлагаемый читателю сводный текст русского народного эпоса составлен из вариантов, взятых из следующих сборников: 1.…

Русский героический эпос Эпос (др.- греч. πος « слово », « повествование ») героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев - богатырей. Русский героический эпос - это направление в древнерусской художественной литературе. Он представлен былинами, так назвал русские эпические сказания ученый Иван Сахаров, взяв это слово из « Слова о полку Игореве »: «… А воспеть нам, братия, его В похвалу трудам его и ранам По былинам времени сего, Не гоняясь мыслью за Бояном.»


Былина Былины – древние сказания, которые повествуют о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей. У каждой из былин есть собственный сюжет, связанный с определенным событием в Древней Руси или жизнью главного героя. Эти песни стали неотъемлемой частью русского фольклора. Во времена написания былин их назвали « старинами ».


Первые записи былин были написаны в X–XI века: древнерусская « Повесть о Сухане »; « Сказание о хождении богатырей киевских в Царьград » (Богатырское слово); « Гистория о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет »; « Сказание о князе Ставре Годиновиче »; « Сказание об Илье Муромце, Соловье - разбойнике и Идолище »; « Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Залатой Арды »; отрывок сказания об Алеше Поповиче и Тугарине; « Повесть о сильном богатыре и старословенском князе Василии Богуслаевиче » и некоторые другие.


Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: « Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет с переулками ». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславович мог обернуться сизым соколом, серым волком.




В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина Змеевича просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Тугорканом. Под именем Жидовина выводится Хазария, где государственной религией был иудаизм. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непросто складывались отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они и князь, и герои в конце концов решали одно общее дело дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира слился обобщенный образ и Владимира Святославича воителя против печенегов, и Владимира Мономаха защитника Руси от половцев, и облик других князей смелых, мудрых, хитрых. А в некоторых былинах отразились легендарные времена борьбы предков восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами. Былины, повествующие о древних богатырях тех времен, сродни эпосу Гомера, эпосу других индоевропейских народов.


Происхождение былин Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян. Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти. Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин, причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока, другие Запада.






Русский героический эпос. Русские богатыри. Богатыри являются главными персонажами былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой - богатырь сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о « старших » богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Поток.


СВЯТОГОР Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, « выше леса стоячего ». Его тело с трудом вынашивает мать - сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать - сыра земля сотрясается леса колышутся и реки выливаются из берегов.










ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, мудрость.


ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. « Средняя » позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче « поповское » (духовное), то Добрыня Никитич воин. Его « вещество », знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.


АЛЕША ПОПОВИЧ Алёша Попович сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю.


Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир « светел » и « солнечно », но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир


В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо - татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.