Использование информационно - компьютерных технологий в современном музыкальном образовании- «за» и «против. Олимпиада «Инновационные технологии в музыкальном образовании Сколько стоит участие в олимпиаде по музыке

Олимпиада «Инновационные технологии в музыкальном образовании»

Направления подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Музыкальное искусство в образовании» (уровень магистратуры);

51.04.03 Социально-культурная деятельность, направленность «Музыкально-педагогические технологии в социально-культурной деятельности» (уровень магистратуры);

51.04.01 Культурология, направленность "Управление в сфере культуры и искусства" (уровень магистратуры);

Условия участия в Олимпиаде

  • Обучающийся или выпускник программ бакалавриата и специалитета соответствующих направлениям подготовки Олимпиады
  • Не старше 25 лет

5 шагов чтобы стать участником Олимпиады

  1. Заполнить заявку
  2. Заполнить согласие на обработку персональных данных
  3. Заполнить портфолио (подробное творческое резюме претендента с приложением сканированных копий документов, подтверждающих пункты резюме. Претендент может указать дополнительные сведения, по своему усмотрению
  4. Приложить свою фотографию в официально-деловом стиле (отдельный файл до 500 Кб, формат.jpg)
  5. Отправьте документы на почту с пометкой «Инновационные технологии в музыкальном образовании»

В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.

Сентябрь 1st, 2017 admin

Шаймухамбетова Бакытгуль Темирлановна

«Творить – жить дважды»

Цель: Применение ИКТ на уроках музыки позволяет значительно повысить эффективность образования. Учителю необходимо создать все условия на уроках музыки для творческого развития, используя информационно-коммуникационные технологии в организации занятий музыкой как способ повышения профессионального мастерства педагога и развитие мотивации и активности учащихся.

Задачи:

  1. приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств.
  2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках музыки

Введение

В статье раскрываются актуальные проблемы современного общего музыкального образования. Рассмотрены особенности использования музыкально-компьютерных технологий как способа формирования компетентностной личности школьника. .

Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми.
Музыка в школе – это целое искусство. На каждом уроке ребята получают новые знания. Знакомство с композиторами, жанрами, вокальными и инструментальными произведениями, музыкальными инструментами.

Технологию развития процессов восприятия использую в процессе слушания музыки, например выявление: жанровых признаков (марш,танец,песня,кюй); признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, казахская – зарубежная музыка)

В процессе слушания музыки воспитывается такое качество, как сострадание и сопереживание ,при этом учатся слушать произведения, воспринимая их целиком. Слушают в тишине, вдумываясь в содержание. Проявляя при этом чуткость, проницательность, отзывчивость. Часто, наблюдая за детьми во время слушания музыки, я вижу, как меняются их лица, все эмоции и переживания отражены в их мимике. Через произведения искусства обучающиеся узнают историю страны, знакомятся с произведениями композиторов прошлого столетия Курмангазы, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой, Махамбета.

В любом произведении отражена жизнь. Музыка может воплотить всё, что связано с человеком: чувства, мысли, характер, поступки, эмоции. Тоже самое происходит с детьми, когда начинают анализировать музыкальные произведения, сравнивать и тогда начинают понимать, что музыка – это наша жизнь! П режде всего учитель сам должен любить то, что преподает. Творчески работающие учителя музыки постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам. Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.

В обучении детей пению я использую игровую методику . Это различные упражнения, игры на развитие речевого и певческого дыхания, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации(четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме).

В начальной школе мною используются разнообразные формы игры. Это и сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Инсценировка сюжета сказки». Для развития мелкой моторики и в качестве физкультминутки использую музыкально-ритмические игры, такие как «Если весело живётся, делай так!», «Буги — вуги». Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная пантомима: «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент».

Игры – имитации «Изобрази звук», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально — образное и творческое мышление.

В работе с хором применяется технология коллективно-творческой деятельности. Коллективная форма обучения на уроке создает ситуацию успеха, вершиной которой является радость совместного творчества В группе легче раскрыться любому ребенку, потому что снимаются элементы страха и стеснительности,при этом активно развиваются творческие способности обучающихся. Самое главное в постановке вокала – это правильное дыхание Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника , и поэтому рекомендую дыхательные упражнения перед каждым распевом для разогрева.

Ознакомление с песней начинается с показа произведения педагогом, цель которого – заинтересовать детей предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а затем эмоциональное исполнение песни педагогом. Учитель должен так исполнить произведение, чтобы оно понравилось детям.

Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Урок строится в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение.

В целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Чем старше становятся ребята, тем всё более уверенно начинают размышлять о музыке, разбирать произведение «по полочкам», оценивая каждое средство музыкальной выразительности.

Некоторые считают, что урок музыки считается простым уроком пения, где ребята просто тратят своё время, что урок музыки считается второстепенным и не в приоритете у очень многих ребят, родителей, коллег.

А ведь учитель музыки абсолютно каждый урок строит так, как будто это театральная постановка. На уроке нет пауз и заданий, которые ребята делают самостоятельно, во время которых учитель может передохнуть. Одно задание за другим, вопрос за вопросом. Он – как актёр весь урок, завлекает детей в свою игру, в результате которой теряет много душевных, эмоциональных сил.

Применение инновационных технологий началось совсем недавно по сравнению с Западом, где такая практика существует более 20 лет. Неисчерпаемые возможности музыкально-компьютерных технологий, позволят как расширить, обогатить, усовершенствовать теорию и практику преподавания музыки в общеобразовательных школах, так и повысить качество всего музыкального образования. В связи с этим появились новые требования к учителю музыки. Теперь он должен не просто знать компьютерные технологии, а быть специалистом, активно применяющим, правильно использующим и осознающим необходимость их применения в своей работе.
Задачей современного учителя музыки становится не только передача знаний, умений и навыков, развитие музыкальных способностей учащихся, но и привитие учащимся творческого желания и развития, необходимых для дальнейшего самообразования и самореализации в условиях современного общества.
В первую очередь учителю необходимо создать все условия на уроках музыки для творческого развития, используя для этого новые музыкально-компьютерные технологии. Конечно, это не предполагает полного отхода от традиционных форм и методов, используемых на уроках музыки ранее. Музыкально-компьютерные технологии призваны облегчить и усовершенствовать творческую музыкальную деятельность учителя музыки, а также обогатить те наработки в музыкальной педагогике, которые были накоплены ранее.

И нформационные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, а также на внеклассных занятиях.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: компьютер,мультимедийный проектор,интерактивная доска, программы для импровизации, всевозможные музыкальные программы (караоке, энциклопедии, справочники),синтезатор.
Синтезатор — инструмент с безграничными электронными возможностями.

На уроках использую музыкальные инструменты баян, аккомпанемент синтезатора и программу для пения «караоке».Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента. Записав «минусовку» песни (фонограмму без главной мелодии), направляю все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкальных сценок, сказок, концертов, музыкально-ритмических игр, физкультурных минуток.Можно придумать массу приемов и методов применения программы «караоке» в своей работе по музыкальному воспитанию детей.На всех этапах урока применяю электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Достаточно часто использую на уроках презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам:»История оперного театра», «Казахские музыкальные инструменты», «Инструменты симфонического оркестра», биографии композиторов и певцов.

Видеозапись на уроках музыки

Неотъемлемой частью методики преподавания музыки в школе является постоянное использование экранно-звуковых средств. Почти ни один урок не проходит без применения звукозаписей (фрагментов музыкальных произведений) и репродукций картин или фрагментов картин известных художников.

С одной стороны, экранно-звуковые средства облегчают работу учителя, с другой – несомненно, усложняют и обогащают её, делая более творческой, интересной, создавая условия для самообразования учителя, его профессионального роста.

Появление компьютерной техники значительно расширило возможности использования видеозаписей в школе. Фрагмент видеозаписей может использоваться в любой части урока

Видео записи («Изготовление домбры в Казахстане», «Музей звуков », «Поющий тростник», выступления оркестров, игра на музыкальных инструментах, сцены из балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»), небольшие автобиографические фильмы о творчестве композиторов(«Мусоргский», «Портрет Рахманинова»), мультфильмы (по опере «Снегурочка», «Картинки с выставки», «Пер Гюнт») вызывают огромный интерес у учащихся и повышает мотивацию.

Большую помощь на уроках музыки оказывают музыкальные энциклопедии. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах

С помощью данной энциклопедии узнаем об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, затем прослушиваем запись или видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов. В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.

В каждом классе использую электронные учебники (для 1-6 классов с казахским и русским языком обучения) в которых предложены различные формы проведения уроков музыки в школе, направленные на расширение кругозора учащихся, формирование у детей музыкального вкуса, погружения в атмосферу творчества.

Появление обучающих компьютерных программ, игр, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке. Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.
Данные технологии позволяют музыкальный процесс уроков обогатить яркими и интересными событиями по музыкальному искусству (история музеев, театров и балетов, биография композиторов и дирижеров и другие), и демонстрируемый музыкальный материал будет усваиваться учащимся глубже.

Заключение

В процессе использования музыкальных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, интересным, запоминающимся для учащихся любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету Уроки музыки в школе не просто нужны, они очень важны для формирования полноценной личности.

Урок музыки – это искусство, которое учит жить!

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Кондратьева Ирина Николаевна

преподаватель первой категории

хора и теоретических дисциплин

НР БОУ ДОД

« Детская школа искусств №1»

с.п. Салым, улица Новая 13,

Нефтеюганский район,

Тюменская область, ХМАО-Югра

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Сегодня, как это ни звучало бы порочно, наш быт, общение, культура «погружаются» в рутину ханжества, равнодушия и бесцеремонности. И снова, перед учителями и преподавателями, всплывает необходимость гло­бальных перемен, которые должны быть направлены на «возвращение» культуры, или хотя бы на понимание того, что это нужно. Научные институты пытаются вводить что- то новое в систему образования, черпают опыт из европейских источников.

А смогут ли эти «нововведения» устранить возникшие сегодня проблемы в приобщении детей и подростков к музыкальному творчеству, к познанию ряда явлений и исторических событий, связанных с музыкальным искусством? Ведь, ни для кого ни секрет, что в последние годы Детские школы искусств и Музыкальные школы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. Отчасти данная ситуация продиктована существующими, может даже, устаревшими учебными программами. А при взаимосвязи специальности с другими предметами можно проследить, что сольфеджио и музыкальная лите­ратура и даже хор (сегодня модным стало исполнять произведения в аранжировках и с « минусом») терпят фиаско. Что касается старшего поколения педагогов, то многие из них часто рабо­тают "по старинке", оставаясь в рамках устаревших академических догм. Не секрет, что многие дети, окончив музыкальную школу, долгие годы не подходят к инстру­менту, как будто и не учились игре на нем. На наш взгляд, это худшее, что могла сделать с ребенком музыкальная школа. Очевидно, что виноваты в этом педагоги, которые не сумели прочувствовать индивидуальность ребенка, его личные по­требности. А может, виноваты рамки программ, которым слепо следуют некоторые преподаватели, вынуждая учеников играть не то, что хочется, а то, что надо, или то, что еще тяжело для ребенка. Между тем современные требования к программам школ искусств дают много вариантов обучения для детей с разными способностя­ми и потребностями.

Согласитесь, что при современных возможностях «новые « формы проведения урока не потребуют особых финансовых затрат. И многие преподаватели уже заинтересованно и плотно подошли к современной системе обучения. Система дополнительного образования сегодня поощряет преподавателей, которые умело интегрируют ИКТ в учебные программы. Новые идеи, новые подходы, заинтересуют ребенка, сделают занятия музыкой желанными, интересными, а самое важное-перспек­тивными. Выражаясь модернизированным и технологичным языком должна произойти «перезагрузка» старых программ. А новые формы проведения уроков, групповых занятий, наполнение их современными технологиями смогут вернуть Музыкальной школе полно­кровную жизнедеятельность. Это, своего рода, революция!

Можно быть современным, нужно только это захотеть и самому научить быть ближе к интересам детей и молодёжи. Как здорово, на электронном фортепиано или синтезаторе игра­ть импровизации на темы поп-музыки, или выполнить, путь самые простые, аранжировки учебных этюдов К. Черни. Синтезатор становится беспрецедент­ным средством интерактивного обучения, а заложенные в нем возмож­ности смогут внедрить замечательную идею комплексного музыкального обучения ребенка. Как для ученика это будет впечатляюще! Вот здесь, как раз, и пригодится та предметная взаимосвязь, о которой говориться в учебных задачах. Нужны хорошие знания из области сольфеджио и гармонии, анализа формы и инструментовки. А эти предметы тоже отлично «поддаются» новой трансформации. Это существующие музыкальные программы по аранжировке, обработке, теории, музыкальной литературе. Нажимать на клавиши компьютерного инструмента и сочинять с помощью «невероятных и непривычных для уха» интересных звуков своё сочинение так интересно! Синтезатор словно «провоцирует» ученика на творчество, и они начинают осваивать все возможности синтезатора, а также рабо­ту с компьютерными программами.Такие зарисовки становятся благодатным материалом для разви­тия воображения учеников. Вопрос ребёнка о том, ходить или не ходить на сольфеджио, уже будет совершенно лишним.

О том, что модер­низации музыкального образования необходима, подтвердили преподаватели, которые уже сегодня осознают её необходимость. Глубоко профессиональными оказались разработки в области медиапедагогики заведующей теоретическим отделением ДМШ города Дзержинска Е.А. Муравьевой. Она - создатель пятилетнего интегративного курса «Музыкальная литература в контексте мировой художествен­ной культуры». Основная цель программы-максимум - культивирование любви к классической музыке, умение рассмотреть конкретный артефакт в общекультурном контексте. Программа-минимум - создание в учебном заведении климата, соответствующего современной информационной культуре. Содержание курса складывается из изучения общих закономер­ностей, присущих разным видам искусства: музыке, литературе, театру, изобразительному искусству. Важно, чтобы идея компьютеризации школ, не прошла мимо отдаленных уголков нашей страны. Поэтому ставится задача о создании само­обучающих компьютерных программ.

Очень много лет поднимается вопрос о том, что преподаватель и ученик должны друг друга «слышать и понимать». Такое «вживание» в интересы и желания ребёнка устраняет дистанцию (если таковая возникла), сближает их по духу, и у них возникает процесс сотворчества и сопереживания.

Что ближе всего ребёнку? Если он младшего школьного возраста- то можно попробовать озвучить мультфильм (программа звукозаписи). Можно предложить придумать свой музыкальный стиль для персонажа мультфильма. Это замечательное творческое развитие ученика, и кто знает, может он в будущем выберет сферу профессиональной деятельности, связанной с какими- либо творческими заданиями.

Для ребят среднего и старшего школьного возраста будет интересно составить видеоряд или видеопрезентацию с музыкальным сопровождением, тем более, что с презентациями они справляются очень даже легко и умело и это для них адаптированная форма! А уж дополнить их своими музыкальными впечатлениями- это уже совсем здорово!

Очень хорошо бы было для Музыкальных школ и Школ искусств научиться создавать высококачественные музыкальные записи без помощи аранжировщиков, продюсеров и зву­корежиссеров. Записывая свои концертные выступления, преподаватель и ученик могут проследить развитие исполнительского мастерства. Записывая простые сочинённые мелодические диктанты, ученик может в старшем классе выполнить аранжировку своего же собственного сочинения. Свои записи ученики и преподаватели могут оставлять в учебном фонде, сохранять для семейного архива. И он уже непроизвольно становится музыкантом, потому что работает и мыслит как музыкант. Развивается интерес к учению, активизируется критическое мышление, творческая и исследовательская деятельно­сть, стимулируется самостоятельность учебных действий. А разве это не важно!

Полезно преподавателям, желающим сделать свои уроки занимательными, освоить и использовать для своей работы специфическую терминологию, которая помогает овладеть мультимедийными технологиями. Существует му­зыкальный словарь компьютерных терминов П. Живайкина. Сам факт появления такого словаря говорит о серьезном внедрении в процесс му­зыкального обучения компьютерных технологий.

Все положительные моменты Онлайнового сообщества:

Раз­рушает границы времени и пространства, и ученик, благодаря Интернету превращается в виртуаль­ного творческого человека, который может испробовать себя и соединиться со всем миром

Можно легко обсуждать музыкальную тему, об­мениваться ею и даже создавать совместные музыкальные композиции. Подобное общение возможно в письменном, аудио- и видеоформате

Можно найти интересующий стиль музыки, узнать про неё, использовать стилистику, узнать жанровые особенности эпох, легко переносясь во времени

Узнать о музыкантах- исполнителях, композиторах, об инструментах

Самим изучить нотную грамоту и технику игры на инструменте

Познать историю музыки

Обсудить со своими сверстниками музыкальную тему, и даже вместе делать музыкальные композиции

Есть всё! И, причём, всё с подсказками, ссылками, перечнем учебной литературы. Главное – научить ребёнка дифференцировать это огромное доступное музыкальное пространство и выделить то, что поможет совершенствовать свой музыкальный слух, стать красивым душой и чище сердцем.

А что выберет для себя каждый преподаватель, как он захочет учить и учиться вместе с современным ребёнком- зависит только от него самого!

Методическая разработка на тему

«Виды работы с использованием

музыкально-компьютерных технологий

на уроках теоретического курса ДМШ»

Преподаватель теоретических дисциплин

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»

г. Подольск, Московской области

Бурное развитие информационных технологий в мире в последние десятки лет – неотъемлемая часть современности. Наличие практически в каждом доме, каждой квартире компьютера с выходом во всемирную сеть Интернет говорит о том, что современный человек стремится использовать новые технологии с пользой конкретно для себя, найти в них что-то новое, важное, интересное. Постепенно компьютерные технологии проникают в самые разные области знаний, в частности, и в музыкальное образование и воспитание, становясь их неотъемлемой частью.

И если техническую сторону такого прогресса могут оценить практически все профессионалы – музыканты (ведь речь идёт о возможности записи, хранения и воспроизведения огромного количества полезной информации), то методическая сторона вопроса остается неоднозначной: возможно ли дать ребенку основы музыкального образования через компьютерные программы, тренажеры, видеоуроки?, каков будет уровень творческого развития ученика при использовании компьютерных технологий? И как может преподаватель специальных музыкальных дисциплин сочетать в себе также и компьютерного специалиста, вынужденного освоить самые различные программы, предназначенные для работы по новому направлению?

Как бы то ни было, но стоит отметить, что современное музыкальное образование уже становится на новый путь развития – обучение с использованием компьютерных технологий. Это доказывают многие учебные заведения нашей страны на разных уровнях музыкального образования, вот уже почти десять лет активно внедряющие в свои структурные подразделения музыкально-компьютерное направление деятельности.

Рассмотрим подробнее возможные варианты использования компьютерных технологий на уровне Детской музыкальной школы, в рамках уроков теоретического курса.

Прежде всего, следует отметить, что использовать компьютер на уроке необходимо грамотно, т.е. целесообразно, методически обоснованно, дозировано, и главное - подчинено главным целям и задачам обучения в курсе теоретических дисциплин детской музыкальной школы.

Для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой можно выделить три основные задачи, которые необходимо решить:

  1. Дидактическая (учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура);
  2. Методическая (определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели);
  3. Организационная (выработка и закрепление у учащихся навыков работы с учебной программой, избегание перегрузки учащихся и нерациональной траты времени).

Я постаралась сгруппировать возможные виды работы с применением компьютерных технологий по предметам теоретического цикла ДМШ в соответствии с типами музыкально-компьютерных программ, а внутри них – в соответствии с методами обучения .

Итак, на уроке музыкальной литературы , а также для подготовки к уроку, в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие виды работы:

1) :

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки :
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений;
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр фрагментов цифровых видеофильмов (документальные и художественные фильмы о композиторах, исполнителях, отдельных музыкальных произведениях; фильмы-оперы, мультипликационные фильмы),
  2. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (в различных исполнительских вариантах, а также с использованием ассоциативных видеорядов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация оцифрованных репродукций картин, компьютерных рисунков, фотографий шедевров мирового искусства, музыкальных инструментов;
  2. иллюстрация всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве;
  1. в соответствии с методом работы с книгой :
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров, сборников, партитур;
  2. подбор, чтение и последующий анализ оцифрованных литературных произведений – источников произведений музыкальных;

2) :

  1. в соответствии с методом программированного обучения :
  1. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, викторин);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры);
  1. в соответствии с методом проектов :
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений;

3) :

  1. в соответствии с методом работы с книгой
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; сайты, посвященные жизни и творчеству отдельных композиторов и исполнителей; дополнительные учебные пособия).

На уроке сольфеджио , а также в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие информационные ресурсы:

1) с использованием программ для технического оснащения уроков :

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки :
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация компьютерных рисунков; всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве (в т.ч. подготовленные с помощью компьютерных программ нотные задания, ритмоблоки, отдельные такты для «разрезной» формы диктанта);
  1. в соответствии с методом работы с книгой :
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров;

2) с использованием обучающих музыкальных программ :

  1. в соответствии с методом программированного обучения :
  1. выполнение заданий тренажёрных компьютерных программ;
  2. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, программ «Музыкальный диктант»);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры по сольфеджио);
  1. в соответствии с методом проектов :
  1. представление компьютерных презентаций;
  2. представление рефератов, докладов, эссе, подготовленных с помощью компьютерных программ;
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. запись собственного пения или игры на музыкальном инструменте, в компьютерную программу, изготовление фонограмм для музыкального произведения;
  2. собственное исполнение под цифровые фонограммы музыкальных произведений;
  3. ввод в компьютерную программу, оформление и вывод на печать собственно сочиненного музыкального произведения;
  4. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений, импровизации;
  5. участие в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, представленных в сети Интернет.

3) с использованием справочных музыкальных программ :

  1. в соответствии с методом работы с книгой , а также с привлечением поискового, исследовательского, словесного методов, метода проектов:
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; дополнительные учебные пособия).

Конечно, подготовка уроков с применением компьютерных технологий требует от преподавателя таких личностных качеств, как, прежде всего, энтузиазм, стремление сделать уроки яркими, насыщенными, многофункциональными. Конечно же, огромную роль играет профессионализм преподавателя, его умение использовать новые технологии в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивая целесообразность и нормы такого применения. Преподаватели, уже использующие компьютерные технологии в своей практике, отмечают, с одной стороны, как много личного времени тратится ими для поиска, систематизации, оформления информации, но с другой стороны - возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание детьми уроков, успехи на олимпиадах, конкурсах и при поступлении в специальные учебные заведения. И именно эта сторона, я считаю, должна быть основополагающей при принятии решения в пользу применения компьютерных технологий в музыкально-образовательной деятельности.