Интересные вопросы для школьников что где когда. Вопросы школьных турниров по игре «Что? Где? Когда

  • " onclick="window.open(this.href,"win2","status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no"); return false;" > Печать

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

(7-9-е классы)



Правила игры





Вопросы для игры

Вопросы «Ассорти».

Вопросы и вопросики:




Вопросы из области истории:

1. Объясните значение слов:

  • вече (народное собрание);
  • волхвы (жрецы);

рисунке


Как ныне сбирается вещий Олег


Всеволода Большое Гнездо.)

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

(7-9-е классы)

Принимать участие может несколько команд по 6 человек.
Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Игра проводится в большом помещении, на стенах которого развешиваются
плакаты с названием игры, красочно оформленные изображения вопросительных знаков, рисунки совы и т. д.

На сцене находится стол для ведущего. За местом ведущего расположено табло для отображения счета игры. Во время игры все команды
сидят в зале. Каждая команда за отдельным столиком. Команды должны ознакомиться с правилами игры, ведущий напоминает их.

Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и даёт одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные ответы».
Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло.
При правильном ответе на вопрос команда получает один балл.
В скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задается следующий вопрос.
После прохождения половины игры, для разрядки и снятия напряжения организуется музыкальная пауза. Это может быть какой-нибудь номер, исполняемый ребятами. После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры «Что? Где? Когда?», а так же призами.

В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов.
У какой команды он больше, та и победила в игре.

Вопросы для игры

Вопросы «Ассорти».

1. Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце.)

2. Назовите самый большой струнный щипковый музыкальный инструмент. (Арфа.)

3. Назовите самую первую женщину-космонавта. (В.Н. Николаева-Терешкова.)

4. Назовите самую высокую гору нашей планеты. (Джомолунгма или Эверест, 8848 м.)

5. Назовите самую главную книгу мусульман. (Коран.)

6. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, менее 2 грамм.)

7. Назовите самое распространенное в России дерево. (Лиственница. Она составляет 45% лесных массивов.)

8. Назовите самую крупную ягоду. (Арбуз.)

9. Назовите самое часто встречающееся имя на страницах произведений Кира Булычева. (Алиса.)

10. Назовите самую маленькую денежную единицу в США. (Цент.)

11. Как называется самая высокая океанская волна? (Цунами.)

12. Назовите самое популярное транспортное средство в Восточной Азии. (Велосипед.)

13. Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода.)

14. Назовите самый большой на планете остров. (Гренландия.)

15. Назовите самую часто издаваемую книгу в мире. (Библия.)

16. Назовите самую распространенную обувь в России XVIII века. (Лапти.)

17. Назовите самую веселую цирковую профессию. (Клоун.)

18. Назовите самый популярный в Голландии цветок. (Тюльпан.)

Вопросы из области литературы.

1. Прекрасное есть жизнь. (Н.Г. Чернышевский. Эта формула дана в диссертации «Эстетические отношения искусства к деятельности.)

2. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин».)

3. Рожденный ползать летать не может. (М. Горький. «Песня о Соколе».)

4. Человек - это звучит гордо! (М. Горький. «На дне».)

5. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В.В. Маяковский. «Домой».)

6. Никто не обнимет необъятного. (Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова.)

7. Тяжела ты, шапка Мономаха. (Из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».)

8. Подписано, так с плеч долой. (Из комедии Грибоедова «Горе от ума».)

9. Зри в корень! (Афоризм Козьмы Пруткова.)

10. Там русский дух, там Русью пахнет. (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

Вопросы и вопросики:

1. Кто из русских поэтов был повешен по приказу царя? (К. Рылеев.)

2. Назовите 11 опер и балетных постановок на сюжеты произведений А.С. Пушкина. («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Алеко», «Мазепа»,
«Руслан и Людмила», «Дубровский», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан», «Золотой петушок», «Медный всадник».)

3. Название какого произведения известного русского писателя является наречием? («Накануне» И.С. Тургенева.)

4. Какой роман известного русского писателя начинается словами на французском языке? («Война и мир» Л.Н. Толстого.)

5.О каком матросе, который никогда не плавал, упоминается в одном из романов И.С. Тургенева? («Кот Матрос» в «Дворянском гнезде».)

6. Назовите фамилию Тимура из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». (Гараев.)

7. Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками? (Грибоедов. Был дипломатом - латинский, английский, французский, арабский итальянский, персидский, греческий, немецкий.)

8. Кто из писателей к каким произведениям написал эпиграфы: «Береги честь с молоду», «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?
(А. С. Пушкин к повести «Капитанская дочка». Гоголь эпиграф к комедии «Ревизор».)

9. Кто из русских писателей в возрасте 70-ти лет катался на коньках, в 75 лет увлекался велосипедным спортом, в 82 года быстро ездил
верхом на лошади? (Л.Н. Толстой.)

10. Как называется произведение, над которым М.Ю. Лермонтов работал 12 лет? («Демон», в 1829-1841 гг.)

11. Кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя, и какое произведение было им написано под впечатлением этого
события? (Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы».)

12. Какой русский художник выкупил из неволи великого украинского поэта? (К. Брюллов выкупил Т. Шевченко.)

13. Какие литературные произведения легли в основу картин:

а) «Русалка» Крамского («Майская ночь». Н.В. Гоголь);
б) «Запорожцы» Репина («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя);
в) «Бурлаки на Волге» Репина («На волге» Н. Некрасова);
г) «Отдых после боя» Непринцева («Василий Теркин» А. Твардовского)

14. Какое произведение создал А.С. Пушкин после изучения величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»? («Руслан и Людмила».)

15. Чьи это слова: «Есть еще порох в пороховницах.» (Тарас Бульба из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».)

Вопросы из области истории:

1. Объясните значение слов:

  • вече (народное собрание);
  • полюдье (сбор князем дани с подвластных ему территорий);
  • волхвы (жрецы);
  • писало (палочка с острым концом для письма на бересте).

2. Какой храм явился прообразом Софии Киевской? (Софийский Собор в Константинополе.)

3. Назовите не менее 3-х племен восточных славян. (Например: кивичи, вятичи, радимичи, поляне.)

4. О ком писал русский летописец: «Легко и неслышно ходил он в походах, как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал, подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав.)

5. Какое отношение шапка Мономаха имеет к Владимиру Мономаху? (По легенде Византийский император Константин Мономах подарил ее своему внуку Владимиру. С точки зрения историков: шапка не имеет к Владимиру никакого отношения, т. к. появилась на Руси гораздо позже при монголах-татарах.)

6. Объясните смысл происходящего на рисунке . (По приказу Владимира в день крещения киевлян все языческие идолы были сброшены в реку Днепр, это вызвало ужас я страх среди населения, желание спасти своих богов и старую веру.)

7. У А.С. Пушкина есть такие слова:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...
А что говорит об этом история? Отомстил ли Олег хазарам или это сделал другой князь? (Князь Святослав разбил хазар.)

8. Правда ли, что поэма «Слово о полку Игореве» посвящена Игорю, сыну Рюрика? (Нет. Она написана позже, в 12 веке, Игорь здесь - брат
Всеволода Большое Гнездо.)

9. Летописи донесли до нас образ князя Андрея Боголюбского, как человека гордого и заносчивого. Объясните, только ли черты характера
князя заставили его смотреть на всех свысока? (Как установили медики по останкам Андрея Боголюбского, у него срослись 3 шейных позвонка, что не давало возможности наклонить вниз голову, голова князя всегда была высоко поднята.)

10. Х-ХII век. Подтвердите или опровергните мысль о том, что русские люди, жившие в это время, были темными и безграмотными. (Нет. Уже при Ярославе Мудром открылись школы для мальчиков, а при Вл. Мономахе и для девочек; известны многочисленные берестяные грамоты из Новгорода и др.)

Вопросы из области географии:

1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан.)

2. Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите ее на географической
карте. (Атлантический океан. Гвинейский залив.)

3. Этот город родился из римского военного поселения, затем появилась могучая крепость с ее кровавой военной историей. Вокруг нее квартал за кварталом нагромождались новые районы - хаотично и беспланово. Город строился не для забавы, роскоши или развлечений - он нужен был здесь, в устье реки, для торговли, для набегов на чужие земли. Это была обитель коммерсантов и воинов. Сейчас это один из крупнейших городов и портов мира, в котором сосредоточено примерно 14% всего населения страны. До 1953 года в пригороде города находилась известная всему миру обсерватория, через которую проходит нулевой меридиан Земли. Назовите город и знаменитый меридиан, который через него проходит. В устье какой реки расположен этот город? (Лондон, Гринвичский, Темза.)

4. Чему равна длина экватора в градусах, километрах? (360, 4000 км.)

5. Может ли быть географическая широта равной 95 градусам? (Нет.)

6. Чему равна длина дуги экватора в длину? (40 075,696 км.)

7. Запишите численный масштаб и постройте линейный, если именованный в 1 см - 5 км (1:500000); в 1 см - 3500 км (1:350000000), в 1 см - 100м (1:10000).

8. Как можно с помощью горизонталей определить какой склон круче? (Где горизонтали ближе друг к другу, там склон круче.)

9. Чем относительная высота отличается от абсолютной? (Относительная высота - это высота одной точки относительно другой, абсолютная - относительно уровня моря.)

10. Что означает термин «география»? (Землеописание.)

Вопросы из области информатики:

1. Какой первоначальный смысл имело слово:

  • компьютер? (Человек, ведущий расчеты.)
  • калькулятор? (Камень (галька) для счета.)

2. Какие информационные процессы вы знаете? (Хранение, передача и обработка информации.)

3. Назовите имя первого программиста. (Леди Ада Августа Лавлейс, дочь лорда Байрона.)

4. Какое имя дал своей суммирующей машине Блез Паскаль? («Паскалина», 1642 г.)

5. Какое отношение имеет жаккардовая ткань к информатике? (В ткацких станках Жаккарда узор задавался с помощью перфокарт.
Эту идею Чарлз Бэбидж: использовал для обработки информации с помощью компьютера.)

6. Что такое чип? (Интегральная схема на кремниевом кристалле.)

7. Какой диаметр может иметь гибкий диск. (8"" (первая дискета 1971); 5,25"" (1976 год); 2"" (1985 год); 3"" (1982 год); 3,5 (1987 год) дюйма.)

8. Сколько лет счетам? (2000-5000 лет Китай, Египет, Греция.)

9. Что такое блок-схема? (Диаграмма, показывающая последовательность основных шагов программы.)

10. Чем отличается логическая ошибка от синтаксической? (Синтаксическая ошибка - описка обнаруживается компьютером, логическая
ошибка компьютером не замечается, но приводит к неверным результатам работы.)

Вопросы из области физики:

1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно:

а) стола,
б) рельсов,
в) пола вагона,
г) телеграфных столбов.

Ответ: В покое.

2. Какое движение называется равномерным?

Ответ: Равномерным движением называется движение, когда тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.

3. Почему легче перепрыгнуть ров с разбега?

Ответ: При разбеге человек приобретает скорость и после отрыва от земли продолжает двигаться по инерции.

4. Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

Ответ: Машина не может остановиться сразу при включении тормозов, она еще некоторое время движется вперед (движется по инерции).

5. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей воды?

Ответ: Молекулы не отличаются, отличается только скорость их движения.

6. Объясните, почему газы можно сжать сильнее, чем жидкости?

Ответ: Расстояния между молекулами газа значительно больше, чем расстояния между молекулами жидкости.

7. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

Ответ: За счет явления диффузии.

8. Почему запахи пахучих веществ быстро распространяются в спокойном воздухе, а краситель (например, синька) в спокойной воде распространяется медленно?

Ответ: Скорость диффузии в газе больше скорости диффузии в воде, т. к. в газах молекулы движутся свободнее и расстояния между ними больше, чем в жидкостях.

9. Молекулы твердого тела находятся в беспрерывном движении. Почему же твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?

Ответ: Между молекулами существуют силы притяжения.

10. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?

Ответ: Между молекулами на близких расстояниях (меньших диаметра молекул) возникают силы отталкивания.

11. В чем причина разрушений зданий при землетрясении?

Ответ: Явление инерции, т. к. почва вместе с фундаментом зданий приходит в движение, а само здание остается в покое.

Вопросы из области искусства и музыки.

1. Назовите имена известных русских пейзажистов. (Шишкин, Левитан, Куинджи, Поленов, Айвазовский.)

2. На какой картине русских художников море изображено одним живописцем, а человек - другим? («Пушкин у моря» Айвазовский и Репин.)

3. Каких наиболее известных художников-передвижников вы знаете? (Крамской, Перов, Саврасов, Ге, Шишкин, Маковский, Репин, Суриков,
Васнецов, Левитан).

4. Какие картины русских художников однажды были сняты царем с выставки? («Отказ от исповеди» Репина и «Сельский крестный ход на пасху» Перова.)

5. Кто из великих художников был анатомом, биологом, астрономом, музыкантом, писателем, архитектором? (Итальянец Леонардо да Винчи, XVI век.)

6. Всему миру известны карикатуры, под которыми стоит подпись «Кукрыниксы». Но это псевдоним. Кто авторы этих работ? (Советские художники: Куприянов, Крылов, Соколов.)

7. Какой русский художник, всю свою творческую жизнь посвятил созданию одной картины? (Иванов Александр Андреевич «Явление Христа народу».)

8. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность в шестилетнем возрасте? (Моцарт.)

9. Какой известный русский композитор был по профессии ученым-химиком, академиком медико-хирургической академии? (А.П. Бородин.)

10. Какой известный русский композитор был генералом русской армии, ученым в области военно-инженерного дела, профессором инженерной
академии? (Кюи Цезарь Антонович.)

11. Великий русский композитор Бородин умер, не успев закончить свою оперу «Князь Игорь». Кто закончил ее? (Римский-Корсаков и Глазунов.)

12. Какой известный русский композитор являлся участником Отечественной войны 1812 года, а затем по ложному доносу был арестован и сослан в Сибирь? (Алябьев Александр Александрович.)

13. Какие музыкальные произведения посвящены легендарному броненосцу «Потемкин».? (Опера «Броненосец Потемкин», композитор
Н. Речменский.)

14. По отрывку песни скажите, как называется песня (и кто авторы текста и музыки)?

Что ж ты, милая, смотришь искоса.
Низко голову наклоня.
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.
(«Подмосковные вечера», слова М. Матусовского. музыка В. Соловьева-Седого.)

  • Из этих вопросов можно составить игру-викторину для участников любого возраста с 5-го по 9-й класс.

В этой статье я расскажу про общие принципы игры «Что? Где? Когда?» и покажу, как брать вопросы, даже если не очень разбираешься в теме. Во время подготовки материала я опирался на свой личный опыт и «Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное ЧГК». В нем вы найдете больше интересных примеров и теоретических основ.

Почему?

В 10 классе, когда я только начинал играть в ЧГК, мне совсем не понравилось. Наша команда не смогла взять ни одного вопроса, и мы все чувствовали себя полными идиотами, поэтому с турнира ушли расстроенными. Следующие 6 месяцев про ЧГК я не вспоминал.

Что пошло не так? Дело в том, что мы не понимали технологии самой игры, не знали, что на большую часть вопросов можно ответить и не читая художественную литературу или огромные справочники. Мы впадали в ступор каждый раз, когда понимали, что никто из нас не читал или не смотрел какого-то фильма, книги или не знает историю. Однако ответ почти всегда содержится в самом вопросе, просто надо быть внимательным. Сейчас я думаю, что зная теорию ЧГК и имея чуть чуть опыта, мы бы смогли взять намного больше вопросов, турнир-то был простеньким. Школьным.

С чего начать?

Совсем без подготовки обойтись не получится. Спортивный ЧГК существует более 20 лет, поэтому вопросы на некоторые темы успели стать стандартными и даже типичными. База подобных вопросов негласно называется “Бинго ЧГК”. Вы можете найти полную базу в интернете, достаточно загуглить “CHGK wiki” . Ее изучение не займет много времени, зато вы познакомитесь с базовыми темами и вопросами, а также приобретете необходимый бэкграунд для старта. Обратите внимание на раздел «первые вопросы». Там представлены самые популярные задания для первой позиции в туре. В ЧГК вопрос часто может быть приурочен к его номеру.

Пример :

6-й чемпионат России по ЧГК. Саранск. 1 тур. 25.02.2006. Вопрос 1:

На сайте киностудии имени Горького рассказывается, что костромской купец Михаил Трофимов основал киноателье «Русь», переименованное впоследствии в киностудию имени Горького. Таким образом, Трофимов дал киностудии ЭТО. Назовите ЭТО тремя словами.

Решение : Именно на этой киностудии был снят фильм «Путевка в жизнь».

Ответ : «Путевка в жизнь»

В этой статье мы разберем основные ошибки при работе в команде и способы раскручивания вопросов.

Командная работа

Один из необходимых навыков командной игры — держать форму вопроса. Форма вопроса — это его часть, которая отвечает за то, о чем вас конкретно спрашивают. Другими словами, это то, как вы должны записать ответ на бланке. Форма задает направление размышлениям и помогает отсекать из всего множества вариантов те, которые заведомо под нее не подходят.

Если не держать форму и специально не концентрироваться на ее запоминании, то можно в дебрях разных версий и эмоциональных обсуждений потерять ее. Или вы даже можете прийти к правильному ответу, но, когда настанет время записывать ответ в бланк, начнутся трудности. Зачастую, когда капитан спрашивает команду что-же ему надо вписать он слышит сразу несколько версий от разных членов команды; это создает неразбериху и панику, ведь если не успеть написать ответ, ласточки могут просто пройти мимо и уже не взять его. Тогда все старания пропадут зря. Ласточки — люди, которые собирают бланки ответов.

Множество вариантов формы ставит капитана в неудобную ситуацию выбора, возлагая на него дополнительную ответственность, потому что если он выберет неправильную форму и вопрос не засчитают, он может почувствовать себя виноватым. Таких ситуаций нужно избегать, поэтому важно назначать для записи формы вопроса одного человека. Он будет запоминать ее, снимая обязанности с других членов команды. Во время рассуждения он также будет постоянно напоминать ее капитану, чтобы он смог выбрать правильную тактику, а команда в общем не уходила в сторону от нужного ответа.

Например, вас спрашивают «Назовите художника, самая известная картина которого была вдохновлена такими-то событиями». Команда может долго обсуждать, пытаться догадаться о какой картине идет речь. Найдя правильный ответ, все на радостях могут забыть про форму и вписать название картины в бланке ответа. Это очень распространенная ошибка среди команд, не соблюдающих правило формы.

Работа с вопросом

Упрощение вопроса

Способ 1 . Суть данного приема заключается в разбиении большого вопроса на маленькие смысловые части, которые легче решить.

Пример :

Вопрос (Фестиваль Каменный Цветок — 2007):

В поэме Роберта Браунинга хромой мальчик-калека жалуется на одиночество и отсутствие друзей. А также рассказывает о чудесной стране, про которую услышал и в которой ему никогда не суждено побывать. В каком городе жил этот мальчик?

Решение : Следует разбить данный вопрос на несколько частей и подумать над их решением. После этого вопрос становиться очень простым. Итак, у нас есть чудесная страна, о которой все говорят. Более того, в эту чудесную страну все уходят, но мальчик туда попасть не может. Почему? Мальчик калека – хромой. Что у нас получается в итоге? Все дети услышали что-то и ушли куда-то, а один не смог. Несложно догадаться, что все происходило в Гаммельне.

Комментарий : Речь идет о Гамельнском Крысолове – персонаже средневековой немецкой легенды.

Способ 2 . Если вы чувствуете, что вопрос очень сложный, но не из-за большого количества смысловых блоков, а из-за множества сторонней информации, то первый способ не поможет. Надо попробовать укоротить вопрос, выкинув из него все то, что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить. То есть в конце у вас должна остаться только квинтэссенция вопроса: вопросная форма + факты вопроса(ограничения). Общее правило – чем больше слов в вопросе, тем с большей вероятностью выкинутое слово не окажется критичным. Не забывайте, что вы всегда можете случайно выкинуть ключевое слово.

Пример :

Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004):

Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой «A». Где располагалась эта характеристика у героя известной песни?

Решение : В этом вопросе много точной информации, которая отвлекает внимание. Несет ли она смысл? Давайте попробуем убрать ее. Что получится: Какую характеристику человека можно обозначить буквой “А”? И где ее можно поместить? Ага!

Ответ : На рукаве. (Буквой “А” можно обозначить группу крови)

Поиск странных слов

Суть заключается в том, что вы ищите некоторое слово или часть вопроса, которые кажутся неестественным, намеренно выделенными, даже лишними. Часто именно слова такого типа — ключевые. После обнаружения подобных частей вопроса вы часто можете услышать восклицания от товарищей по команде — “Странно, ведь **** вообще никак не относится к теме. Зачем его тут поставили?”.

Пример :

Вопрос (10-й чемпионат Израиля, 2005):

Персонаж повести «Экспедиция в преисподнюю» космический пират Двуглавый Юл имел на теле глубокие шрамы, как бы от укусов лисицы. На самом деле старого пирата кусала ОНА. Другой персонаж повести, врач, говорил, что такие раны — одни из немногих, которые он не умеет и не желает лечить. У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача. Назовите ЕЕ.

Решение : В данном вопросе явно выбивается предложение “У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача”. Почему нас не просят назвать имя врача? Скорее всего мы просто не можете знать имя врача, поэтому если бы они попросили нас назвать его, то у них просто не было бы…совести.

Ответ : Совесть.

Аббревиатура

Для ответа на некоторые вопросы вам надо сложить из ключевых слов или только из первых букв что-то осмысленное(или не совсем осмысленное).

Пример :

Вопрос (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):

Редакторы одной из тамбовских газет пишут о своем издании так: «Газета вузов области, задорная, деловая». Назовите то, что, по их мнению, предназначено «для смягчения сердец читателей».

Решение: Достаточно взять аббревиатуру и получить название газеты “ГВОЗД”. Но чего-то не хватает, не правда ли?

Ответ : Мягкий знак.

Полный перебор.

Иногда вас просят назвать что-то очень конкретное и известное, тогда можно попробовать просто перебрать все варианты. Этот метод ситуативный: его стоит применять только если вопросная форма предусматривает ответ из ограниченного множества: название месяцев, известных русских поэтов 18 века, какие-либо глобальные и масштабные события. Не забывайте, что есть большая опасность увязнуть в переборе и не найти ответа. К тому же автор мог иметь в виду совсем другое.

Пример :

Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003): Цитата: «И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд — это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они». А что должно быть вырезано на этих камнях?

Решение : Как раз такой случай. Вряд ли длинное перечисление камней нам о чем-то говорит, но зато есть число двенадцать. Можно остановиться на нем и спросить себя, чего может быть двенадцать?

Ответ : Имена колен Израилевых.

Выход из плоскости

Здесь уместно процитировать Юрия Вашкулата: “ В этих вопросах, как правило, автор постарался выстроить информацию так, чтоб рождающаяся ассоциативная связь или логический ряд уводил в сторону от достаточно банального ответа. Например, добился того, чтоб литературный герой был принят за человека, человек — за неодушевленный предмет, удачно использовал омофонию, синонимию, подсказал неправильную связь слов в предложении. Соответственно, отказавшись от напрашивающегося вывода и приняв другую отправную точку, часто видишь, что требуется ответить, кто был убит на дуэли Дантесом.” Как понять что перед вами вопрос данного типа? Скорее всего в нем будут: монотонный список похожих объектов; очень короткий вопрос, в котором мало информации; странное использование имен собственных; использование вместо ключевых слов их синонимов, которые могут уметь также и другое значение.

Пример :

Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003):

Героиня писателя Сергея Болмата собиралась сделать ЭТО при помощи буквы «L». Американская актриса Пег Энтуисл в 1932 году сделала ЭТО, используя букву «H». Назовите город, в котором она ЭТО совершила.

Решение : Выход из плоскости будет заключаться в том, что вам надо не зациклиться на множестве вариантов использования абстрактной буквы. Что если это буква вполне конкретная? Тогда где или в чем может находиться буква “H” ?

Ответ : Лос-Анджелес (Она покончила с собой, сбросившись с надписи “HOLLYWOOD”).

Выводы

Теперь вы лучше понимаете, как строятся и берутся вопросы ЧГК. Тем не менее, это лишь малая часть всей теории и я писал только о том, что пригодилось мне самому. Конечно, вы можете прочесть все (лишним точно не будет), но ответ на вопрос — всегда скорее творчество, чем взлом с набором отмычек-методов. Моя команда, даже со знанием их,зачастую берет едва ли больше половины, потому что главной составляющей успешной игры является опыт, а у нас его пока очень мало. Чем больше вы играете, тем лучше у вас получается. Главное, чтобы процесс игры приносил вам удовольствие.

Если вы хотите найти себе команду или начать набираться опыта и регулярно участвовать в играх, то добавьте себе в закладки страничку ЧГК в ЖЖ . Она постоянно обновляется, и вы всегда можете найти нужную вам информацию о будущих турнирах. Кстати, мы тоже проводим турниры по ЧГК и всегда рады новым людям.

15 не самых сложных вопросов, прозвучавших в игре «Что? Где? Когда?»

1. К авиационным видам спорта относят: самолетный, вертолетный, планерный… Назовите четвертый вид.

Ответ:* Парашютный спорт.

2. Англичане говорят: «Все равно за что быть повешенным - за овцу или ягненка». А что в этом случае говорим мы?

Ответ: «Семь бед, один ответ».

3. Согласно местной легенде, жители этой маленькой горной европейской страны, с преимущественно мусульманским населением, являются потомками большого черного орла. Что это за страна, если в переводе ее название означает «Страна орлов»?

Ответ: Албания.

4. Какое правило неукоснительно соблюдается в отношении алмазов, масса которых больше 50 каратов?

Ответ: Им дают имена.

5. Самая высокая горная система Западной Европы - Альпы - расположена на территории 7 государств. Я назову шесть из них, а вы - седьмое. Итак: Австрия, Италия, Лихтенштейн, Швейцария, ФРГ, Югославия.

Ответ: Франция.

6. Как в России с XVI века называли меру длины, равную длине фаланги указательного пальца, которая, в свою очередь, была равна 1,75 дюйма?

Ответ:Вершок.

7. Переведите на итальянский слово «мщение».

Ответ: Вендетта.

8. Впервые это воинское звание (как титул) получил брат французского короля Карла IX, сам впоследствии король - Генрих III. В российской истории их можно сосчитать по пальцам. Назовите первого и последнего в СССР.

Ответ: Сталин- генералиссимус.

9. В стрессовом состоянии в организме вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма?

Ответ: Со слезами.

10. Какое слово в переводе с японского означает «большая волна в гавани»?

Ответ: Цунами.

11. Хотя он построил много сооружений: мост в Бордо, виадук в Гараби, вокзал в Будапеште, принимал участие в строительстве Панамского канала, - всемирную славу принес ему лишь один объект. Какой же?

Ответ: Эйфелева башня в Париже.

12. Назовите фамилии Ромео и Джульетты.

Ответ:Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти.

13. Англичане говорят: «Проклятия похожи на цыплят - тут же возвращаются назад». А что в этом случае говорим мы?

Ответ: «Не рой другому яму - сам в нее попадешь».

14. Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Остап: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» Тарас Бульба: «Слышу!» Назовите еще двух персонажей, между которыми происходит практически дословный диалог.

Ответ: Волк: «Заяц! Ты меня слышишь?» Заяц: «Слышу, слышу». Волк: «Ну, Заяц, погоди!»

15. Вы знаете, что, если кошка агрессивно настроена по отношению к вам, она выгибает спину, прижимает уши, совершает движения хвостом, если агрессивно настроена собака, она скалит зубы, ощетинивается и рычит. А какое животное в данной ситуации скалит зубы, прижимает уши и пытается повернуться задом?

Ответ:Лошадь.

* Ответ выделить мышкой


Интересное в сети

Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, музыка, мир живой природы, литература, загадки. А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая флажок.

Раунд общих вопросов

1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)

2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)

3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови - ты и я»)

4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка)

5. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло - валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)

6. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

7. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

8. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы)

9. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик)

10. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль)

Раунд блицвопросов

1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)

1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

3. Что такое чардаш? (Венгерский танец)

1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)

2. Какую страну носят на голове? (Панаму)

3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь)

Географический раунд

1. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

2. На каком материке нет рек? {В Антарктиде)

3. Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я)

4. Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время. (Солнце)

Музыкальный раунд

1. Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми)

2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт)

3. Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)

4. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)

5. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре вместе с Незнайкой? («Втраве сидел кузнечик»)

Раунд «Мир живой природы»

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)

2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)

5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)

6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)

7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)

8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? {Петрушки)

Литературный раунд

1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)

2. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку)

4. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Ка- рабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)

5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)

6. Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? (Сольдо)

7. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери через порог и на улицу». Кто это? (Буратино)

8. «Вышел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». Кто это? (Продавец лечебных пиявок Дуремар)

9. Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)

Раунд загадок

1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)

2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)

3. Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)

4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)

5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

6. Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)

7. В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (Соль)

8. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

9. Что за зверь:

Белый как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест. (Гусь)

10. Сер, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик)

11. Много рук, а нога одна. (Дерево)

12. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое)

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Для 5 – 6 классов.

Учител ь ШСР “Альтер»:

Сабитова Н.Г.

г.Караганда

Игра проводится в форме брейн – ринга между тремя командами. Возраст игроков – 5 –6 класс. В команде 6 человек.

Оборудование :

· 2 кубика (на гранях одного кубика цифры от 1 до 6, на гранях другого кубика – цвета: зеленый, красный, синий, желтый, оранжевый и белый);

· цветные таблички с названием предмета: зеленый – биология и география; синий – логика; красный – математика; желтый – история; оранжевый – казахский, английский языки; белый – русский язык и литература;

· набор вопросов по предметам;

· эмблемы для игроков;

· сигнальные карточки;

· вопросы для игры со зрителями.

Правила игры:

· Игра ведется до 6 очков, набранных одной из команд.

· Жеребьёвкой определяется порядок игры команд.

· Кубики выкидывают игроки команд по очереди, определяя номер вопроса и цвет предмета.

· Право первыми дать ответ предоставляется команде, играющей раунд.За верный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать ответ, то право ответа предоставляется болельщикам. За верный ответ болельщиков команда получает 0,5 балла.

· Если и команда, и болельщики не дали верного ответа, то право дать верный ответ переходит к команде, первой поднявшей сигнальную карточку. В этом случае за верный ответ команда получает 0,3 балла.

Ведущий:

Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре трёх команд знатоков.

Очень часто мы слышим, что школьные науки - вещь скучная. Они не скучные – они просто очень серьезные.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, понятиям, которые изучил в школе. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Каждое утро смотрит на термометр, чтобы определить, какой будет день – тёплый или холодный, и надеть соответствующую одежду. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Путешествуя, определяет маршрут следования, используя географические данные места назначения. Попав в другую страну, использует все доступные ему средства общения – мимика, жесты, а прежде всего – язык. Пользоваться основами школьных предметов стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали науки. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по школьным предметам. И в этом нам помогут команды знатоков.

Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команды 5/1, 5/2 и 6 классов. Встречаем команды. (Приветствие и представление команд знатоков)

Вопросы по математике:

1. С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891)

Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Внимание, вопрос: Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?

Ответ: Лóкоть.

2. С вами играет Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - первый учитель математики и морских наук в России - обладал самобытным математическим дарованием.

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки – сектор «Блиц»:

1). Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)

2). На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)

3). Сколько дней в летних каникулах? (92)

3. С вами играет Евклид -древнегреческий математик , автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Внимание вопрос:

“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.

А как это будет по-русски?

Ответ: Один, два, много.

4. Уважаемые знатоки - сектор «Блиц»:

1. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый вал)

2. Город, состоящий из 101 имени. (Сева-сто Поль)

3. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц)

5. С вами играет Ганс Христиан Андерсен.

Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

Внимание вопрос:

Что это за единица длины?

Кто эта героиня?

Ответ: Дюйм. Дюймовочка.

6. Играют учителя математики Григорьева Т.С. и Сабитова Н.Г.

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Ответ: Радиус

Вопросы по биологии и географии

1. Играет учитель географии Чалапко Л.М.

Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка поверхности Земли расположена по отношению к ней только в одном направлении. Через эту точку проходят все меридианы.

Внимание, вопрос: Что это за точка?

(Северный полюс)

2. С вами играет Тур Хейердал - известный путешественник, антрополог, автор множества научно-популярных книг.
Сектор «Блиц»:

3) Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу. Здесь высота прилива достигает максимума. (Залив)

3. Внимание, черный ящик!

У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию.

(Очки)

4. В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов Цельсия! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжелые металлы. Южная столица Казахстана названа в честь этого плода. О каких плодах идет речь?

(О яблоках)

5. С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он. Внимание, «Чёрный ящик»!

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Внимание, вопрос! Что лежит в «черном ящике»?

(Луковица)

6. Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространённое вещество на Земле.

(Вода)

Вопросы по истории

1. Играет учитель истории Исина А.С.

Сектор «Блиц»

1) В настоящее время ни у кого не возникает вопрос: на чём же писать? Конечно же, на бумаге. А на чём писали древние египтяне? (Папирус)

2) Эта сакская царица приказала положить голову Кира в мешок, наполненный кровью. (Томирис)

3) Назовите первый период каменного века (Палеолит)

2. В чёрном ящике находится то, что на немецком языке обозначает «образец», на греческом – «папирус для письма». Они бывают географические, административные, политические, экономические – без них не могут обойтись школьники, путешественники, военные.

Что находится в чёрном ящике?

(Карта)

3. Вопрос задаёт учитель истории Исина А.С. Внимание на экран! Перед вами уникальный архитектурный памятник древнерусского зодчества, который находится в России, в Карелии, на острове Кижи. Через одну минуту назовите предмет, который необходим при строительстве таких сооружений, но которое не использовалось при строительстве данного архитектурного памятника.

(Гвоздь)

4. Внимание, «чёрный ящик». В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. В чёрном ящике лежит одна из таких долговых книжек. Внимание, вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

(Календарь)

5. Сектор «Блиц»

1) Изображение бога в виде статуэтки (Идол)

2) Захоронения в эпоху бронзы (Курганы)

3) Верхний деревянный купол юрты (Шанырак)

6. Сектор «Блиц»

1) Одно из первых орудий древнейщего человека (Рубило)

2) «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике… (Иссык)

3) Название новокаменного века (Неолит)

Вопросы по логике

1. В школе 400 учеников. У скольких учащихся совпадут дни рождения?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. Так как количество дней в году меньше 400; у 365 (или 366) учеников дни рождения могут быть в разные дни года, а у всех остальных пойдут на совпадение с первыми.

Ответ: совпадут у 35 человек.

2. В1900 году 1 января был понедельник. На какой день недели приходился 1 января 1995 года?

(Время обдумывания 2 мин.)

Решение. Если год не високосный, то он сдвигает день недели на 1 (365: 7 = 52 ост 1).

С 1900 по 1994 год включительно прошло 94 года, причем 23 из них были високосными, день недели переместился с учетом семидневки на 5 дней ((94 + 23) : 7 = 16 ост 5). Следовательно, 1 января 1995 года приходилось на воскресенье.

Ответ: воскресенье.

3. Имеются два сосуда емкостью 3 литра и 5 литров. Как с их помощью набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 1-ое переливание: из 5-литрового сосуда вылить в 3-литровый 3 литра, в нем осталось 2 литра воды.

2-ое переливание: вылить 2 литра воды из 5-литрового сосуда в 3-литровый сосуд. Доверху не хватает 1 литра воды.

3-ье переливание: из полного 5-литрового сосуда долить в 3-литровый 1 литр воды. В 5-литровом сосуде останется 4 литра воды.

4. . Наполненный доверху водой сосуд имеет массу 5 кг., а наполненный наполовину 3кг 500г. Сколько воды вмещает сосуд?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 5 кг – 3кг 500г = 1кг 500г - это масса половины воды в сосуде. Тогда масса всей воды в сосуде ровно в 2 раза больше, то есть 3 кг. Ответ : 3 кг .

5. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба.

Ответ: 6 дней

6. Вопрос: В квадратном зале для танцев нужно расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну. Как это сделать?

Ответ:

Вопросы по русскому языку и литературе.

1. Сектор «Блиц»: Назовите сказку:

1) «Шёл солдат по дороге: «Раз-два, раз-два!» Ранец за спиной, сабля на боку…» («Огниво»)

2) «Одну удивительную, полную захватывающих приключений историю, он услышал от ласточки…» («Дюймовочка»)

3) «Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24…» («Стойкий оловянный солдатик»)

2. Уважаемые знатоки, с вами играет Ганс Христиан Андерсен: «В одной из моих сказок описан эффективный тест на выявление принадлежности к королевской фамилии. Этот «тест» находится в чёрном ящике».

Внимание, вопрос: О каком тесте идёт речь?

(Горошина)

3. Реши примеры из грамматической арифметики. В ответах у вас должны получиться слова, обозначающие названия птиц.

1) Каро + со (Сорока)

2) Флаг + моника – ка (Фламинго)

3) Яд + тело – о (Дятел)

4) Гол + ива (Иволга)

5) Ров + секция – ия (Скворец)

6) Сало + точка – о (Ласточка)

4. Уважаемые знатоки, с вами играет учитель русского языка Е.Н.Водопьянова:

Разгадайте шарады:

1) Между союзом и предлогом

Поставь небесное явленье,

И три составленные слога

Дадут забор иль загражденье (О-град-а)

2) Мой первый слог – на дереве

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь. (Сук-но)

5. Мультипликационная пауза!

(Серия мультфильма «Маша и медведь»)

6. Сектор «Блиц»: Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой:

1) Чья душа потёмки? (Чужая душа - потёмки)

2) С каким металлом можно сравнить молчание? (Слово – серебро, молчание - золото )

3) Что любят деньги? (Деньги счёт любят)

Вопросы по английскому и казахскому языкам

1. Чем уникально предложение

«The quick brown fox jumps over the lazy dog»?

(В нём используются все 26 букв алфавита)

2. Чем интересно слово « racecar »?

(Оно читается одинаково слева направо и справа налево)

3. К какому из слов английские поэты никогда не могут подобрать рифму?

a) month

B) lake

c) house

d) town

(month )

4. Назовите слово английского языка, где встречаются три удвоенные буквы подряд .

(Bookkee per )

5. Сектор «Блиц»

1) В чем состоит различие между сказками и легендами? (В легенде описываются события, которые имели место быть когда-то давным-давно)

2) Назовите сказку, в которой кошка поплатилась своим хвостом за необдуманный поступок. («Мақта қыз бен мысық»)

3) Назовите имя хитреца, который умудрился получить у бая десять отборных овец за обглоданную кость. (Алдар Косе)

6. Музыкальная пауза

Игра со зрителями

1. Отгадайте антифразы. Отгадками служат известные пословицы.

1) Злое предложение и собаке отвратительно. (Доброе слово и кошке приятно)

2) Коротка ночь от утра, если забот полно. (Долог день до вечера, коли делать нечего)

3) Начал безделье – работай трусливо. (Сделал дело – гуляй смело)

4) Слабую вражду пилой распилишь. (Крепкую дружбу топором не разрубишь)

5) За доллары глупость не продашь. (За деньги ума не купишь)

6) Щедрость – редкому счастью конец. (Жадность – всякому горю начало)

2. Отгадайте шарады:

1) Три первые буквы – сирены сигнал,

А последние две – предлог.

Целое – каждый в лесу видал

И в печке зимою жёг. (Сос – на)

2) К строению предлог добавишь,

а в целом ты руду расплавишь (Дом – на)

3) Слог первый – среди нот,

Второй – на танцплощадке,

Всё вместе – корнеплод,

Зреющий на грядке. (Ре – па)

3. Древний человек (Австралопитек)

4. Древнейшее религиозное представление (Тотемизм)

5. Первый сплочённый постоянный коллектив родственников (Род)

6. Главное условие для развития человека (Труд)

7. Древнегреческий историк (Геродот)

8. Материал для покрытия и утепления юрты (Кошма)

9. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит: «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что бы это значило? (Она обращается к девочке.)

10. 1% от одной тысячи рублей? (10 рублей)

11. Единица скорости на море? (узел)

12. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да, если один из множителей равен нулю)

13. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

14. Сколько вершин у куба? (8)

15. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

16. Количество материков умножьте на количество океанов. Что получили? (24)

17. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)