Хор и упpавлeние им. Чесноков, павел григорьевич Спасибо за все наслаждения

Понятие о хоре

Многие считают, что любая группа случайно собравшихся людей, поющих вместе, представляет собой хор. С точки зрения хороведческой науки это неверно. Такое исполнение можно назвать бытовым или массовым пением. В качестве же художественного коллектива хор должен обладать рядом специфических признаков.

В методических пособиях по хоровому пению дается много различных определений понятия «хор». Наибольший интерес представляют определения известных хоровых дирижеров: П.Чеснокова, В.Соколова, К.Пигрова, В.Краснощекова.

П.Чесноков – «Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выверенные нюансы».

В.Соколов – «Хором в полном смысле этого слова можно назвать такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно – выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в исполняемом произведении».

К. Пигров – «Хор – это организованный коллектив певцов, творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого – идейно – художественное и эстетическое воспитание народных масс».

В этих формулировках выделены наиболее существенные и важные моменты для хора. Однако недостаточно ясным остается вопрос: чем хоровое пение отличается от других форм вокального ансамблевого исполнения?

Хор – самый большой по количеству участников вокальный ансамбль. Но особенность хора не только в этом. Трио, квартеты, октеты – это ансамбли солистов: каждый певец исполняет самостоятельную голосовую линию. В хоре каждая голосовая линия исполняется не одним певцом, а группой певцов, поющих в унисон, то есть слитно, как один голос, совпадая по высоте тона, по ритму, по тембру, по громкости, по произношению слов. Унисонная природа хорового пения определяет своеобразие хорового звучания, особенности техники хорового исполнения. Движение хорошего унисона, слитности в звучании голосовых групп – отправной момент в работе с хором.

Исходя из этого, В.Краснощеков дает следующее определение хора:

«Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно – полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-эстетическому воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский «инструмент» хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов».

В практике хорового пения существуют две формы исполнения: пение без сопровождения (а капелла) и пение с сопровождением. Принято считать пение без сопровождения высшей формой хорового исполнительства. Действительно, такое пение требует от хора большой культуры и технического мастерства. Самостоятельно, без помощи музыкального сопровождения хор должен выразить содержание исполняемого произведения. Но было бы неправильным судить о мастерстве и художественной зрелости хорового коллектива только на основании того, какой процент в его репертуаре составляют произведения без сопровождения, а также судить о степени трудности хорового произведения на основании того, написано оно без сопровождения или с сопровождением.

В произведениях с сопровождением аккомпанемент значительно облегчает исполнение. Он помогает хору чисто интонировать, выдерживать правильный ритм, темп и т.д. Но главное значение аккомпанемента заключается не в этом. Аккомпанемент является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. В тех случаях, когда в аккомпанементе отсутствует самостоятельный образ и он в основном дублирует хоровую партитуру, произведение может быть исполнено без сопровождения, не потеряв при этом своих художественных качеств. Принципиальной разницы в работе над тем или иным видом хорового пения нет. Во всех случаях необходимо добиваться, чтобы хор пел чисто, выразительно, красиво, чтобы он мог спеть без аккомпанемента любое место произведения, даже если оно и не предназначено для исполнения без сопровождения.

Павел Чесноков (1877–1944) писал и светскую музыку, но прославился в первую очередь как церковный православный композитор.

В прошлом году российские любители музыки отметили 135-летие со дня его рождения, в 2014-м исполнится 70 лет со дня его кончины. Уже второе столетие его музыка окрыляет души и пробуждает сердца, а его энциклопедическая работа «Хор и управление им» по-прежнему является настольной книгой хоровых дирижеров. Итак, знакомьтесь – Павел Григорьевич Чесноков

Потомственный регент

Будущий композитор родился в 1877 году в селе Ивановское Звенигородского уезда Московской губернии в семье местного регента – дирижера церковного хора. Господь наградил мальчика звонким голосом и музыкальным слухом, благодаря чему его певческое «послушание» под руководством отца началось в самом раннем возрасте. Семи лет от роду Павел поступил в Московское Синодальное училище церковного пения, где его наставниками были великие хоровые дирижеры В.С. Орлов и С.В. Смоленский.

Окончив училище с золотой медалью в 1895 году, молодой регент работает в храмах Москвы, дает уроки пения в гимназиях и женских пансионах, а попутно занимается композицией с мастером полифонии С.И. Танеевым, который долгие годы был профессором и директором Московской консерватории.

Около десяти лет Чесноков преподает хоровое дирижирование в Синодальном училище, одновременно занимает должность помощника регента Синодального хора, позже дирижирует капеллой Русского хорового общества.

Под руководством Павла Григорьевича хор при церкви святой Троицы на Покровке стал одним из лучших коллективов Москвы: «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова», – вспоминал старейший московский регент Н.С. Данилов. В 1913 году журнал «Хоровое и регентское дело» восторженно писал о юбилейных концертах, посвященных 10-летию творческой работы знаменитого маэстро: «П.Г. Чесноков в деле дирижирования хором и виртуоз замечательный, и тончайший художник. Просто и серьезно, смиренно и строго пел хор.

…Все оттенки даются такими, каких требует внутреннее чувство и музыкальная красота каждого исполняемого произведения».

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, где весной 1944 года
отпевали знаменитого регента П.Г. Чеснокова

С начала 1900-х годов Павел Чесноков становится признанным автором духовной музыки. Он часто ездит в гастрольные поездки по стране, выступая в концертах как дирижер, принимая участие в работе различных регентских курсов и съездов.

Широкая известность в певческих кругах не помешала музыканту продолжить свое образование: в 1917 году 40-летний композитор и дирижер получает диплом и серебряную медаль Московской консерватории, которую оканчивает по классу легендарного М.М. Ипполитова-Иванова.

«Хор и управление им»

Революция застала композитора на пике славы, в расцвете сил. Автор множества духовно-музыкальных сочинений, регент, удостоенный чести участвовать со своим хором в интронизации Патриарха Московского и всея Руси Тихона в 1917 году, – вся жизнь и творчество Чеснокова были неразрывно связаны с Церковью. Октябрьские события перевернули страницу истории православной России, и в ее новой, атеистической главе дело прославленного мастера стало ненужным и неугодным.

Первое время после революции кое-где еще звучат произведения Павла Чеснокова, но с годами гонения на служителей Церкви только усиливаются. На смену творческой активности композитора приходит вынужденное молчание. Мысли об эмиграции, несомненно, посещали Чеснокова, особенно после переезда в Париж его младшего брата Александра, но Павел Григорьевич, как поистине национальный художник, остался в Москве.

С 1920 года до конца жизни Чесноков преподает хоровое дирижирование и хороведение в Московской консерватории (с 1921-го – профессор), куда его пригласил композитор М.М. Ипполитов-Иванов. Кроме того, он возглавляет несколько любительских и профессиональных коллективов, работает главным хормейстером Большого театра СССР, руководит хоровой капеллой Московской филармонии.

Одновременно в эти годы маэстро трудится над книгой «Хор и управление им» – важнейшим теоретическим сочинением своей жизни. «Я сел за писание большой книги потому, что, проработав двадцать лет в области своего любимого хорового дела, понял, что в нашем искусстве нет науки, и задался смелой мыслью – создать если не науку, то хотя бы верный и прочный фундамент для нее», – объяснял он. Книгу долго не издавали – сочинение духовной музыки и работу регентом автору явно не простили! – и лишь в 1940 году его фундаментальное исследование, наконец, увидело свет. Сборник сразу стал библиографической редкостью: при выходе из печати весь тираж разошелся в считанные часы.

Последние годы жизни мастера были полны нужды и лишений. Композитор, чье творчество привносило в жизнь радость и свет – именно на них строится все православное богослужение, – умер ранней весной 1944 года в военной голодной Москве. Отпевание было совершено в церкви в Брюсовом переулке, а похоронили Павла Григорьевича на Ваганьковском кладбище.

Песнопение души

Наследие Чеснокова, чье имя называют рядом с такими корифеями, как Рахманинов и Чайковский, включает около пятисот хоровых произведений. Примерно пятую их часть составляет светская музыка: обработки народных песен, хоры и романсы на стихи русских поэтов, детские песни. Но основная часть его творчества – духовные произведения: авторские песнопения и переложения традиционных распевов православного богослужения. В их числе – полные циклы Литургии и всенощного бдения, опусы «Хвалите имя Господне», «Великое славославие», «Ко Пресвятой Владычице» и другие сочинения, вошедшие в золотой фонд церковной музыкальной культуры. Кроме песнопений композитор сочинял экфонетику (распевное чтение, один из способов озвучивания текстов Священного писания, не предназначенных для пения), а также литийные молитвы и ектении для диакона и смешанного хора.

Музыка Чеснокова глубоко национальна и самобытна, каждая его мелодия помогает донести слова молитвы до верующих сердец. Изысканные по красоте гармонии, глубочайший эмоциональный колорит, искренность в выражении религиозного чувства – неподражаемый стиль его хорового письма не спутаешь ни с чьим другим. «Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего» – слова из некролога памяти Павла Чеснокова, опубликованного в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1944 год, наилучшим образом характеризуют уникальный дар крупнейшего автора духовной музыки ХХ века.

Так говорил Чесноков

Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы.

Дурное или хорошее отношение регента к певцам и певцов к регенту имеет соответствующее влияние на исполнение. Ведь что такое исполнение? Это – теснейшее духовное общение, полное слияние душ певцов с душой регента. Регент в момент исполнения – солнце, певцы – цветы. Как цветы раскрываются и тянутся к солнцу, впитывая его животворящие лучи, так и певцы в момент исполнения открывают свои души, принимая в них излучение вдохновения регента и вдохновляясь.

Это интересно

Многоголосие, которое является неотъемлемой частью современной русской православной духовной музыки, проникло в отечественное церковное пение лишь в XVII веке. А до этого с момента Крещения Руси в 988 году в нашей стране бытовало одноголосное, или унисонное исполнение, пришедшее к нам, как и само христианство, из Византии. Пение в унисон, по-своему богатое и выразительное, называлось знаменным – от древнеславянского слова «знамя» (знак, с помощью которого записывалась мелодия). Визуально эти знаки напоминали различные по форме крюки, поэтому знаменное пение также называли крюковым. Такая запись звуков не имела ничего общего с привычной нотной грамотой – ни по принципу записи, ни по внешнему виду. Культура древних певческих рукописей, существовавшая более 500 лет, давно канула в Лету, но среди современных музыкантов порой встречаются энтузиасты, которые разыскивают и расшифровывают раритетное крюкотворчество, понемногу возвращая знаменное пение в церковный обиход.

П.Г. Чеснокову - к 30-летию творческой деятельности

Спасибо за быль православную,

За веру родной старины,

За песню созвучную, славную,

В виденьи грядущей Весны.

Спасибо за пламень горения –

Живет им молитва в тиши.

Спасибо за все наслаждения

Восторженной нашей души.

Мы Вас многолетьем приветствуем,

Пусть гений до века живет

И Вечное нам, многолетствуя,

На радость России поет.

Духовенство и прихожане Николоявленской церкви на Арбате

«Далеко не всякое собрание поющих можно назвать хором». Эти слова приписывают Павлу Чеснокову. Он сочинял и светскую музыку, но прославился в первую очередь как церковный православный композитор. Его энциклопедическую работу «Хор и управление им» можно назвать библией хоровых дирижеров.

Его имя называют вместе с именами таких корифеев, как Рахманинов и Чайковский. Наследие Чеснокова включает около пятисот хоровых произведений. Он писал обработки народных песен, хоры и романсы на стихи русских поэтов, детские песни. Но основная часть его творчества - духовные произведения: авторские песнопения и переложения традиционных распевов православного богослужения. В их числе - полные циклы Литургии и Всенощного бдения, опусы «Хвалите имя Господне», «Великое славословие», «Ко Пресвятой Владычице» и другие сочинения, вошедшие в золотой фонд церковной музыкальной культуры. Музыка Чеснокова глубоко национальна и самобытна, каждая его мелодия помогает донести слова молитвы до верующих сердец.

Безусловно, в советские годы церковную музыку Павла Григорьевича не исполняли. Но в 80-е духовные произведения Чеснокова стали проникать в репертуар академических хоров и выдержали испытание самым строгим судом - временем.

Татьяна Клименко

Павел Григорьевич Чесноков – один из крупнейших представителей русской хоровой культуры конца XIX - первой половины ХХ столетия, разносторонний хоровой деятель – композитор, дирижер и педагог.

П.Г.Чесноков родился 24 октября 1877 года в селе Ивановское Звенигородского уезда Московской губернии, в семье служащего. Отец совмещал службу с работой церковного регента в небольшом фабричном хоре, где и началось музыкальное развитие мальчика. В 1886 году он был определен в Московское Синодальное училище, которое блестяще окончил в 1895 году. В том же году он начал преподавать в родном училище (в 1901-1904 был помощником регента Синодального хора и в 1895-1904 - преподавателем Синодального училища). Примерно в эти же годы музыкант работал в двух городских начальных мужских училищах, а позднее преподавал пение в женских учебных заведениях.

Хормейстерская деятельность П.Г.Чеснокова началась в 1900 году в церкви Косьмы и Демьяна в Шубине (около Тверской улицы). С 1902 по 1914 годы он руководил любительским хором при церкви Троицы на Грязях, где добился значительных результатов. Затем в 1915-1917 годах П.Г.Чесноков стоял во главе Русского хорового общества (в 1916-1917 – также руководил хором РХО), приглашался в крупные города России для участия в концертах и на летние регентские учительские курсы в Петербурге (1911-1916).

В советскую эпоху исполнительская деятельность музыканта достигла новых вершин. Чесноков возглавлял многие профессиональные хоровыми коллективами Москвы: Второй государственный хор (1919, 1921), Государственную академическую хоровую капеллу (1922-1927), рабочий хор Пролеткульта (1928-1932), работал хормейстером Большого тетара, руководил хоровой капеллой Московской филармонии (1932-1933).

В середине 1930-х годов Павел Григорьевич работал в хоровой самодеятельности, добиваясь в ряде случаев замечательных результатов (хор ЦПК и О имени Горького и др.), проводил методические курсы для руководителей самодеятельности, преподавал специальные хоровые дисциплины в училище имени Октябрьской революции.

Характерным качеством исполнительского облика хоров, руководимых Чесноковым, являлся легкий, красивый, полетный звук. Хоровые коллективы под его управлением отличались прекрасным ансамблем, строем, тонкостью исполнения. Широко известен теоретический труд П.Г.Чеснокова - "Хор и управление им", над которым автор трудился с 1918 по 1929 годы (издана в 1940 г.) Пособие для хоровых дирижёров обобщило исполнительский и педагогический опыт автора.

Как композитор Павел Григорьевич окончил консерваторию в 1917 году с серебряной медалью. Осенью 1920 года Чесноков вошел в состав преподавателей Московской консерватории, где работал до конца своих дней. В консерватории он вел занятия по сольфеджио и теории (1920-1924), руководил хоровым классом (1924-1926; 1932-1934), участвовал в постановках оперного класса, читал созданный им курс хороведения (1925-1928). В 1932 году, став профессором, вел класс специального дирижирования. Среди его учеников: И.Лицвенко, Г.Лузенин, Ю.Петровский, А.Покровский, С.Попов, А.Хазанов.

Перу композитора принадлежат около 360 песнопений, 18 произведений для смешанного хора a cappella , 21 произведение для женского хора с фортепиано, 20 детских песен, 21 романс.

В последние годы жизни композитор сделал 22 обработки русских народных песен для солистов, смешанного и мужского хора a cappella , создал около 20 песнопений и 4 романса. Многие хоровые сочинения еще при его жизни были широко известны и любимы исполнителями. Духовные опусы П.Г.Чеснова - две Литургии св. Иоанна Златоуста для женского хора, опус 9 и 16; Литургия преждеосвещенных даров, опус 24; Литургия св. Иоанна Златоуста, опус 42; Литургия св. Иоанна Златоуста, опус 50-а и Всенощное бдение, опус 50-б; и отдельные песнопения – ярчайшие образцы русской музыкальной культуры.

(1877-10-24 ) Место рождения Дата смерти Страна

Российская империя РСФСР СССР

Профессии

композитор, хоровой дирижер

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября 1877 года , Звенигородский уезд , Московской губернии - 14 марта 1944 года) - русский композитор , хоровой дирижер , автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков - один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой - тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

Литература

  • Чесноков П. Г . Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.- М., 1961
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: «Советский композитор», 1974.- С. 44-69
  • Список опубликованных духовных сочинений П. Г. Чеснокова

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 24 октября
  • Родившиеся в 1877 году
  • Родившиеся в Звенигородском уезде
  • Умершие 14 марта
  • Умершие в 1944 году
  • Умершие в Москве
  • Композиторы по алфавиту
  • Церковные регенты
  • Духовные композиторы
  • Хоровые дирижёры России
  • Хоровые дирижёры СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чесноков, Павел Григорьевич" в других словарях:

    - (1877 1944) российский хоровой дирижер. В 1895 1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917 22 главный дирижер Московского государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского… … Большой Энциклопедический словарь

    Советский хоровой дирижёр, педагог и композитор. Окончил в 1895 Синодальное училище как хоровой дирижёр, в 1917‒ Московскую консерваторию по классу композиции у С … Большая советская энциклопедия

    Чесноков, Павел Григорьевич - ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (1877 1944), хоровой дирижер, композитор и педагог. Руководитель многих хоров (церковных и светских). Один из крупнейших представителей русской хоровой культуры. Около 500 сочинений для хора; первый в России капитальный … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1877 1944), хоровой дирижёр, регент, композитор. В 1895 1916 преподаватель Синодального училища (Народная хоровая академия), в 1917 22 главный дирижёр Московского государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого… … Энциклопедический словарь

    - (1877, близ г. Воскресенска Московской губернии, ныне г. Истра, 1944, Москва), композитор, хоровой дирижёр, регент. Из семьи священнослужителя. В 1895 окончил Синодальное училище церковного пения; в 1895 99 брал уроки композиции у С.И. Танеева,… … Москва (энциклопедия)

    Род. 1877, ум. 1944. Хоровой дирижер. Был главным дирижером Московского государственного хора (1917 22), руководил Московской капеллой (1922 28). Автор музыкальных произведений для хора. С 1921 г. профессор Московской консерватории … Большая биографическая энциклопедия

    - (24 (12) октября 1877 14 марта 1944) русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории (с 1921 года). Родился 24 (12 по старому стилю) октября 1877 года близ города Вознесенска Звенигородского уезда… … Википедия

    Григорьевич русский хоровой дирижер, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории Чесноков, Павел Васильевич художник, геральдист … Википедия

Pусский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы "Ко Пресвятой Богородице", "Во дни брани", "Ко Господу Богу"), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 опубликовал книгу "Хор и управление им". Умер Чесноков в Москве 14 марта 1944.

Чесноков, Александр Григорьевич (1890–1941), младший брат Павла Григорьевича, также известный регент и композитор. Окончил с отличием Синодальное училище, а затем Петербургскую консерваторию по классу композиции Н.А.Римского-Корсакова. Был педагогом и регентом Придворной певческой капеллы, профессором Петербургской консерватории. Эмигрировал в 1923 сначала в Прагу, где руководил Общестуденческим русским хором им. А.А.Архангельского, затем переехал в Париж. Автор ряда духовно-хоровых произведений в стиле «нового направления», оригинальной оратории для хора, солистов и оркестра "Реквием – Таинство смерти" (впервые исполнено в Москве во второй половине 1990-х годов) и ряда светских произведений.

Энциклопедия Кругосвет