Гюго виктор. Биография виктора гюго

ГЮГО (Hugo ) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик. Предисловие к драме "Кромвель" (1827) - манифест французских романтиков. Пьесы "Эрнани" (1829), "Марион Делорм" (1831), "Рюи Блаз" (1838) - воплощение бунтарских идей. В историческом романе "Собор Парижской богоматери" (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет "Наполеон Малый" (1852) и сборник сатирических стихов "Возмездия" (1853). Романы "Отверженные" (1862), "Труженики моря" (1866), "Человек, который смеется" (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов "Восточные мотивы" (1829), "Легенда веков" (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции "93-й год" (1874).

ГЮГО (Hugo ) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж), французский писатель.

Лидер романтического движения

Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала "Консерватер литерер", где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа "Бюг Жаргаль" (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.

Первый сборник молодого поэта "Оды и разные стихотворения" (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII: Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 он издал свой второй роман "Ган Исландец", написанный в русле " готической" традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале "Мюз франсез", который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании - журнале "Глоб" - хвалебную рецензию на "Оды и баллады" (1826).

В 1827 Гюго выпустил пьесу "Кромвель", которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое "Предисловие" стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть "Последний день осужденного" (1829) и поэтический сборник "Восточные мотивы" (1829) принесли Гюго громадную славу. Период с 1829 по 1843 год оказался для него в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса "Марион Делорм", запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму - "Эрнани". За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. "Битва за Эрнани" завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: "Бастилия классицизма" в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, "Король забавляется" (1832) и "Рюи Блаз" (1838).

Особое место в творчестве Гюго занимает "Собор Парижской Богоматери" (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность "старого строя", враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений - "Осенние листья" (1831), "Песни сумерек" (1835), "Внутренние голоса" (1837), "Лучи и тени" (1840) - возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок "Рейн" (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием "Невзгоды". Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.

Изгнание и триумф

После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 - на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга "Наполеон Малый", а в 1853 появились "Возмездия" - вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников. В 1856 вышел сборник "Созерцания" - шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома "Легенды веков", которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 он вновь обратился к роману "Невзгоды", значительно его переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием "Отверженные". Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах. В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу "Уильям Шекспир" (1864), сборник стихотворений "Песни улиц и лесов" (1865), а также два романа - "Труженики моря" (1866) и "Человек, который смеется" (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.

После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, он вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 он издал сборник "Грозный год", свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842. В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав "Девяносто третий год". Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй - милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует "очистительным горнилом", где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак. В возрасте 75-ти лет Гюго издал не только вторую часть "Легенды веков", но и сборник "Искусство быть дедом", на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть "Легенды веков" вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти он удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон - рядом с

Виктор Гюго был младшим в семье генерала Жозефа Гюго и роялистки, дочери богатого судовладельца, Софи Требуше. Родился он в 1802 году в Безансоне, а последующие 9 лет переезжал с родителями с места на место. В 1811 году семья возвратилась в Париж. В 1813 году родители Виктора развелись, и младший сын остался жить с матерью.

Согласно краткой биографии Виктора Гюго, с 1814 по 1818 мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихов, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград.

Начало профессиональной литературной деятельности

В 1819 году Виктор Гюго начал заниматься издательским трудом. Он печатался в нескольких журналах, а потом стал издавать свой собственный. Содержание журнала говорило о том, что юный Гюго был ярым сторонником монархии и придерживался ультрароялистских взглядов.

В 1823 году Гюго опубликовал свой первый роман, который был раскритикован. Писатель не огорчился, а наоборот стал больше и тщательнее работать над своими произведениями. Он даже подружился с критиками, например, с Шарлем Нодье, который, в свою очередь, оказал большое влияние на творчество писателя. До 1830 года Гюго придерживался классической школы, но после романа «Кромвель» решил окончательно «уйти» в романтизм. Именно Гюго заложил основы так называемой романтической драмы.

Вершина писательской карьеры

Несмотря на проблемы с критиками, Гюго был достаточно известным писателем и вращался в соответствующих кругах. На праздники в дом приглашались такие известные деятели искусства, как Ламартин, Мериме, Делакруа . Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.

В романах 1829-1834 годов Гюго проявил себя не только литератором, но и политиком. Он открыто выступил против практики смертной казни, что было особенно актуально для постреволюционной Франции.

С 1834 по 1843 году писатель работал, в основном, для театров. Его трагедии и комедии вызывали большой общественный резонанс – скандалы во французском литературном мире, но, при этом, они ставились в лучших парижских театрах. Его пьесы «Эрнани» и «Король забавляется» даже на какое-то время снимались с показов, но потом их снова включали в репертуар, и они имели оглушительный успех.

Последние годы

В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской Академиии, а 1845 начал политическую карьеру, которая была отнюдь не простой, хотя именно в 1845 году он получил звание пэра Франции.

В 1848 году он был избран в Национальное собрание, в котором продержался до 1851 года. Не поддержав новую революцию и восшествие на престол Наполеона III, Гюго отправился в изгнание и вернулся во Францию только в 1870 году. В 1876 году он стал сенатором.

Умер писатель в 1885 году. Во Франции на 10 дней объявили траур. Похоронен Виктор Гюго в Пантеоне.

Семья

В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родились пятеро детей, из которых определенную известность получила только младшая дочь Адель Гюго.

Другие варианты биографии

  • Такие великие произведения автора, как роман-эпопея «Отверженные», роман «Последний день человека, приговоренного к казни», роман «Человек, который смеется», вызывали большой общественный резонанс. Деятели мирового искусства и культуры, такие, как Ф. Достоевский , А. Камю , Ч. Диккенс, высоко оценивали литературный талант Гюго, а Достоевский вообще считал, что его «Преступление и наказание» во многом уступает романам Гюго.
  • Известно, что на похороны писателя пришло около миллиона человек, чтобы проститься с ним.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Прославленный поэт, гениальный писатель и великий любовник — таким вошёл в историю Виктор Гюго . АиФ.ru вспоминает, какой была жизнь одного из самых читаемых в мире французских авторов.

Творчество

На Гюго оказала влияние фигура популярного французского писателя Франсуа Шатобриана . Уже в 14 лет честолюбивый юноша заявил: «Я буду Шатобрианом или никем», — но он оказался одним из немногих, кому удалось превзойти своего кумира. Когда у знаменитого критика Андре Жида спросили, кто является лучшим французским поэтом, тот ответил: «Увы, Виктор Гюго».

Виктор Гюго в молодости. Источник: Public Domain

Несмотря на то, что некоторые произведения Гюго вызывали у критиков непонимание или жаркие споры, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. Уже в 15 лет он добился первых литературных успехов, а в 29 написал одну из своих самых знаменитых книг — «Собор Парижской Богоматери».

Первый исторический роман на французском языке сразу получил признание широкой публики. Примечательно, что книга принесла мировую известность не только своему молодому автору, но и главному герою — готическому собору.

В первой половине XIX века Собор Парижской Богоматери планировали снести, так как считали его слишком старомодным. Гюго, который любил бывать в готическом соборе, всерьёз обеспокоился его судьбой и решил увековечить архитектурный памятник в своём новом произведении. Как и рассчитывал автор, после выхода книги о сносе собора не могло быть и речи — в столицу Франции стали съезжаться туристы, чтобы увидеть достопримечательность своими глазами.

Литературная карьера Гюго всегда шла в гору — регулярно из-под его пера выходили новые шедевры, и уже в 1841 году он был избран во Французскую академию. Казалось, талантливому автору всё даётся легко, но это было не так. К примеру, над своим знаменитым романом «Отверженные» Гюго работал почти 20 лет. Иногда, чтобы ничто не отвлекало его от написания книги, он закрывался в комнате, снимая с себя всю одежду (литератор приказывал слугам возвращать её лишь после того, как напишет хотя бы несколько страниц).

Принято считать, что Гюго возродил французский язык: в своих произведениях он говорил с народом языком народа, употреблял разговорное просторечие и богатые метафоры. Сегодня его называют «солнцем французской поэзии», да и сам он не страдал от скромности: «Есть только один классик в нашем столетии, единственный, вы понимаете? Это я. Я знаю французский язык лучше всех... Меня обвиняют в том, что я горд; да, это правда, моя гордость — это моя сила», — говорил Гюго.

Адель Фуше. Источник: Public Domain

Любовь

Вся Франция говорила не только о выдающихся литературных способностях Гюго, но и о его слабости к женскому полу. О похождениях знаменитого писателя слагали целые легенды. Однако бессовестным ловеласом француз слыл не всегда: в юности он был убеждён, что супруги должны блюсти целомудрие до брака, чтобы «позднее вкусить радости любви полной чашей».

Свою первую взаимную любовьАдель Фуше — писатель добивался несколько лет, ей же он посвятил первый сборник стихов: «Моей любимой Адели, ангелу, в котором вся моя слава и всё мое счастье» (не случайно «счастье» Гюго поставил на второе место, слава и признание для «солнца французской поэзии» были превыше всего).

В браке у Гюго и Адель родилось пятеро детей, но с годами знаменитый супруг стал чаще заглядываться на молодых девушек. А конец благополучной семейной жизни положила встреча писателя с актрисой Жюльеттой Друэ , которая в свои 26 лет слыла искушённой куртизанкой. Судя по воспоминаниям Гюго, внезапная любовь к ветреной актрисе превратила его из застенчивого юноши в уверенного самодостаточного мужчину. С этих пор новые произведения прославленный писатель посвящал не матери своих детей, а Жюльетте — «моему ангелу, у которого растут крылья».

Ветреная девушка тоже оказалась без ума от Гюго, ради него она покинула сцену и отказалась от многочисленных поклонников. Он же превратился в настоящего тирана: запрещал любовнице выходить из дома, а сам продолжал менять женщин, как перчатки.

Роман писателя и экс-актрисы продолжался пять десятков лет — до самой смерти Жюльетты. Гюго очень тяжело переживал потерю возлюбленной, а незадолго до её кончины преподнёс свою фотографию с надписью: «50 лет любви. Это лучший из браков». Но не смотря на глубокие чувства к Жюльетте, до конца своих дней знаменитый француз оставался неисправимым ловеласом. На последних страницах записной книжки Гюго было отмечено восемь любовных свиданий — последнее из них произошло всего за несколько недель до его смерти.

Слава

Всю жизнь Гюго старался быть в центре внимания. Даже когда писателю было под 80 лет, он продолжал посещать многочисленные мероприятия, предназначенные для молодых людей.

Последние годы жизни Гюго провел в Париже. Забавно, но ещё до смерти писателя улица, на которой он жил, была переименована в его честь. Поэтому, когда знаменитый литератор оставлял кому-либо свой почтовый адрес, всегда писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже». Но и этого «солнцу французской поэзии» было мало: говорят, он хотел, чтобы после его смерти Париж переименовали в Гюго.

Тщеславие и погубило писателя. Он умер в возрасте 83 лет, но если бы не воспаление лёгких, полученное по глупости, мог бы прожить ещё дольше.

Похороны Виктора Гюго. Фото: www.globallookpress.com

Заболевание развилось у француза после парада, который устраивали в его честь. В тот день врачи рекомендовали Гюго соблюдать постельный режим, но он, конечно же, не хотел пропускать масштабное действо в свою честь и приветствовал поклонников из распахнутого окна. На следующий день прославленный автор слёг с простудой, которая переросла в пневмонию.

«Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго», — написал знаменитый француз в своём завещании. Однако гроб с его прахом провожали в последний путь около миллиона человек, а церемония похорон проходила в течение 10 дней — никто из его современников не удостаивался такой же чести.

Виктор Мари Гюго считается известным французским писателем, талантливым литературным деятелем. Ниже читайте краткую биографию Виктора Гюго.

Детство, семья и личная жизнь

Виктор Гюго родился в 1802 году в городе Безансон, Франция. Отец Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго был генералом наполеоновской армии. Родители Виктора разошлись и жили по отдельности, поэтому маленький сын постоянно жил то в одном, то в другом доме. Вероятно, по этой причине он часто болел в детстве.

С самого юного возраста Виктор был влюблен в девушку Адель Фуке, и в 1822 году она согласилась стать его женой, когда писателю не было еще и 20 лет. Первого ребенка молодые супруги потеряли еще в младенчестве – он прожил всего несколько месяцев. Однако позже у них родилось еще четверо – два сына и две дочери. Виктор и Адель были счастливы в браке, отношения у них сложились самые хорошие, поэтому некоторые даже говорили, что они «святое семейство».

Театр в биографии Виктора Гюго

20-30-е годы в девятнадцатом веке характеризуются особым всплеском пьес, а романы и оды отступают на второй план. Гюго также поддается этому влиянию, и все больше времени проводит в театре, на репетициях.

К сожалению, это приводит к тому, что отношения между супругами становятся все хуже и хуже, теряется взаимопонимание и близость общения.

Несмотря на то, что в то время Гюго создает уникальный шедевр, пьесу «Эрнани», и получает за нее огромные деньги, семейные узы окончательно рушатся.

В 1831 году биография Виктора Гюго ознаменовалась тем, что он завершает создание «Собора Парижской Богоматери», и в то же время Виктор и Адель решают разойтись.

Но Виктор не остается один – как раз в тот момент он познакомился с Жюльеттой Друэ – стройной обворожительной куртизанкой из Парижа. Это дало писателю новую волну вдохновения для его творений, и он с особой силой принимается заниматься литературой. Вскоре выходит новый сборник Гюго «Песни сумерек». Примечательно, что Жюльетта Друэ совсем по-другому относилась к творчеству Виктора Гюго в отличии от его бывшей супруги. Она ценила и глубоко уважала его как писателя.

Виктор Гюго погружается в общественную деятельность, и в 1845 году даже становится пэром Франции.

В 1843 году трагически погибла его старшая дочь и ее муж, и в то же время практически на грани разрыва находятся отношения Гюго с Жюльеттой. Как выясняется, Виктор проводит время со многими другими девушками, а еще позднее Жюльетта узнает от его любовницы об их связи, чему доказательством служит любовная записка Виктора Гюго.

Дальнейшие успехи в творческой биографии Виктора Гюго

Виктор решает уехать из Франции, и находясь за границей выходит его памфлет «Наполеон Малый». Это произведение получает невероятный успех, что вдохновляет Гюго на новые свершения. Сборник «Созерцания» настолько финансово улучшил положение писателя, что только за этот гонорар Виктор возвел себе дом.

Женщины в биографии Виктора Гюго всегда были на одном из первых мест. И даже в конце своей жизни Виктор Гюго остается очень любвеобильным, потому что несмотря на смерть первой жены, Адели, всех его детей от того брака, он активно встречается и проводит время с разными женщинами. И даже в возрасте 80 лет, за несколько месяцев до смерти, он имел любовные свидания.

Если вы уже прочитали биографию Виктора Гюго, вы можете поставить свою оценку писателю вверху страницы.

К тому же, помимо биографии Виктора Гюго, предлагаем вам посетить раздел Биографии , чтобы почитать о жизни и творчестве других популярных писателей.

26 февраля 215 лет со дня рождения Виктора Мари Гюго , французского писателя, поэта, прозаика и драматурга.

10 ФАКТОВ О ВИКТОРЕ ГЮГО
1. Первые произведения Гюго были написаны им в 14-летнем возрасте.
2. Пьеса В. Гюго «Эрнани» полностью изменила французскую драматургию, вызвав жаркие споры между представителями старого и нового искусства.
3. Первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет.
4. «Собор Парижской Богоматери» - первый исторический роман на французском языке.
5. Одним из эффектов появления романа «Собор Парижской Богоматери» были огромные толпы туристов, которые потянулись к запустелому одноименному Собору.
6. Имя главной героини романа «Отверженные» Козетта стало символом детей-мучеников Франции, эксплуатируемых взрослыми.
7. Гюго считал, что «Отверженные» способны переустроить мир.
8. Повесть «Последний день приговорённого к смерти» оказала большое влияние на Фёдора Михайловича Достоевского.
9. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.
10. В честь Виктора Гюго назван кратер на Меркурии.

ЧТО ЧИТАТЬ
1. Гюго, В. Гаврош / В. Гюго; рис. Ю. Тризны; пер. с фр. Н. Касаткиной. - Ленинград: Детская литература, 1991. - 111 с.: цв.ил.
2. Гюго, В. Человек, который смеется / В. Гюго; худож. А. А. Митрофанов; пересказ С. Филиппова. - Москва: Белый город, 2007. - 46 с. : ил.
3. Гюго, В. М. Козетта / В. М. Гюго; перевод с французского: Н. Когана, Д. Лившица; художник В. Дугин. - Москва: Мир Искателя, 2012. - 64 с. - (Библиотечка школьника).
4. Гюго, В. М. Стихотворения. - Москва: Художественная литература, 1981. - 376 с. - (Классики и современники)
5. Гюго, В. Собор Парижской Богоматери / перевод Н. Коган. - Москва: Э, 2016. - 607 с. - (Pocket book)

О НЁМ
1. Антокольский, П. Г. Пути поэтов: очерки. - Москва: Советский писатель, 1965. - 470 с.
2. Брахман, С. Р. "Отверженные" Виктора Гюго. - Москва: Художественная литература, 1968. - 104 с.
3. Добин, Е. С. История девяти сюжетов: Рассказы литературоведа. - Ленинград: Детская литература, 1973. - 175 с.: ил.
4. Кирнозе, З. И. Страницы французской классики: Книга для учащихся ст. кл. ср. школы. - Москва: Просвещение, 1992. - 223 с.
5. Муравьёва, Н. И. Гюго: биография отдельного лица. Вып.14. - Москва: Молодая гвардия, 1961. - 384 с. - (Жизнь замечательных людей: серия биографий).
6. Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: биографические повествования. - Челябинск: Урал Л.Т.Д., 1998. - 16 с.: цв.ил. - (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова; т.29).
7. Трескунов, М. С. Виктор Гюго. - Ленинград: Просвещение, 1969. - 152 с. - (Библиотека словесника).
8. Трескунов, М. С. Роман Виктора Гюго "Девяносто третий год". - Москва: Художественная литература, 1981. - 175 с.