Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты. Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты Подробнее о “гормонах любви”

Всех людей на земле, независимо от пола, цвета кожи, возраста и вероисповедания объединяет одно желание - быть счастливыми. Просто быть счастливыми, не задумываясь о том, что готовит нам завтрашний день, не заботясь о том, сколько осталось денег на счету, выиграет ли любимая футбольная команда и хватит ли средств на новые туфли от Gucci.

Понятие счастья

Однако каждый из нас понимает счастье по-своему. Для кого-то счастье - это здоровье и благополучие родных и близких; для кого-то - головокружительная карьера, счета в дорогие машины и отпуска на Гавайях.

Кто-то видит свое счастье во славе, признании и творчестве, а кто-то будет безмерно счастлив, обнаружив крохотный зачерствевший кусочек хлеба, который покажется самым вкусным лакомством на свете, и найдя место для ночлега хотя-бы на одну ночь, чтобы на утро вновь продолжить Различно счастье даже в понимании мужчин и женщин. Что нужно мужчине для счастья? Утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих, зарабатывать приличные деньги, занять определенное положение в обществе, встретить верную и заботливую спутницу жизни и как ни парадоксально, вкусно поесть. В то время как сильное мужское плечо, крепкая семья, уверенность в завтрашнем дне, здоровые дети - именно то, что нужно женщине для счастья, точнее, большинству женщин, не говоря о тех представительницах прекрасного пола, которые ставят на первое место самореализацию и карьеру.

Мы живем и работаем, стремимся наполнить мгновениями, постоянно задаваясь вопросом о том, для чего нужно счастье и как его заслужить. Зачем же человеку счастье? Почему смысл жизни любого из нас сводится к поискам этого блага? Тождественны ли понятия "любовь" и "счастье"? Серия вечных вопросов, не имеющих ответов. Потому что счастье труднодостижимо, переменчиво и обманчиво. И нет четкого свода правил о том, как обрести его и удержать.

Деньги для счастья или счастье в деньгах?

Одно из распространенных мнений, что деньги делают нас счастливее, к сожалению, является неверным. И даже не их количество, как сказал французский миллионер Поль Гетти. 60% миллионеров, звезд шоу-бизнеса и успешных бизнесменов злоупотребляют алкоголем и накачиваются наркотиками, дабы вылезти из депрессии, болеют чаще и умирают преждевременно от болезней, вызванных стрессом и инъекциями, поддерживающими молодость и красоту. Они испытывают те же чувства, что и люди с ограниченными финансовыми возможностями, теряя близких, переживая за детей, боясь будущего, страдая от одиночества, предательства и измен. И никакие деньги не способны дать им всепоглощающее чувство удовлетворения и радости.

А порой как мало нужно для счастья: сытный обед и спокойный сон; блестящие результаты экзамена; долгожданное «люблю». Пусть кратковременный, но упоительный миг эйфории и восторга, не зависящий от количества купюр в кошельке.

Труд как способ стать счастливым

Если верить величайшим мыслителям и авторам тематических книг, смысл счастья заключается в целенаправленной работе и изнурительном труде. Нехватку радостных моментов можно заменить любимым делом, перекрыв потребность в счастье мыслями об ожидаемом успехе и достижении цели. А достижение поставленной цели - одна из составляющих счастливой и самодостаточной жизни. Причем сам процесс движения к ней, каждый пройденный этап придает смысл существованию, наполняет жизнь красками, надеждами, сладким вкусом ожидаемой победы, даря чудесные, неповторимые моменты. Однако во многих случаях, конечный результат приносит лишь чувство горечи и разочарования вместо ожидаемой радости. Почему так происходит?

«Каждый хочет жить на вершине горы, но все счастье, все развитие происходит, пока ты туда взбираешься» - сказал П. Коэльо. Путь успешно пройден, цель достигнута, и нет уже того азарта, того стремления, того адреналина, наполняющего жизнь яркой палитрой чувств. Что же делать в этом случае и сколько нужно для счастья еще пройти подобных дорог? Психологи рекомендуют регулярно ставить перед собой различные цели и добиваться их реализации. И тогда вы сможете надолго удержать возле себя переменчивую и капризную Фортуну.

Любовь и счастье. Тождественны ли эти понятия?

Возвращаясь к вопросу о том, для чего нужно счастье, хочется сказать о том, что вызванный всепоглощающим чувством под названием «любовь», оказывает благотворное влияние на здоровье и жизнь человека. Да, она способна сделать ведь потребность в этом прекрасном чувстве заложена в нас с детства, мы впитали ее вместе с молоком матери, получили от родных и близких.

Любовь и только любовь - то, что нужно женщине для счастья, для блеска ее глаз, для сохранения молодости и красоты. Любовь - и есть та самая сила, движущая миром, смягчающая сердца и вдохновляющая на поступки. Любовь, даже неразделенная, заключает в себе счастье. Счастье чувствовать, трепетать, жить другим человеком, радоваться, переживать за него и даже страдать. Только любовь способна подарить человеку головокружительный коктейль чувств, вулкан эмоций и ураган ощущений. Это высшее чувство, которого достойны все и которое придает истинный смысл нашему существованию.

Законы счастливой жизни

У каждого человека должен быть свой личный свод законов «счастливой жизни», руководствуясь которыми он сделает ее лучше и интереснее. Эти золотые правила являются своеобразной линией поведения, направленной на достижение целей, осуществление желаний и обретение душевной гармонии. Они прекрасны тем, что служат отличной мотивацией к успеху, формируют образ мыслей, систему ценностей и ни в коем случае не позволят вам сдаться, являясь своеобразным ответом на вечный вопрос о том, для чего нужно счастье.

Победа над собой

Подчините свое внутреннее «я» и вдохновите его на осуществление своей мечты. Победа над самим собой является одним из величайших поступков, достойных восхищения. Победить себя - означает победить лень, изгнать сомнения, внутренние страхи, неуверенность и наполнить сознание приятными мыслями и стремлением к достижению цели. А как говорилось выше, и есть то условие, которое может сделать нас чуточку счастливее.

Мысли материальны

Мы - это результат того, что о себе думаем. Не нужно считать себя никчемными, ненужными, невезучими, только потому, что в вашем окружении есть люди, более успешные, умные и яркие, чем вы. Вы никогда не станете ими, но можете стать теми, кем восхищаются и кому завидуют. А для того чтобы добиться такого результата, нужно просто верить в себя, стараться видеть во всем только хорошее, творить добро, быть нацеленным на успех и не опускать руки. Дурные мысли, пессимистический настрой, нытье и неприятие себя - это зло, которое рано или поздно разрушит вашу жизнь.

Великодушие - черта сильных людей

Умейте прощать и отпускать. Простив человека, который причинил вам зло, вы освободите свою душу от ненужных воспоминаний и обид. А отпустив источник боли, тем самым уничтожите саму боль, заслужив право на беззаботное и не омраченное неприятными воспоминаниями существование.

Счастье внутри вас!

Ваше не должно зависеть от материальных благ и ценностей, принятых окружающим обществом. Не считайте себя хуже других, если не обладаете тем, что у них есть. Счастье для каждого свое, оно не приходит вместе с приобретенной машиной, особняком, дорогими вещами, а живет внутри вас, тихо и незаметно, пока вы этого не осознаете.

Не сравнивайте себя с другими людьми, не позволяйте им формировать свой сценарий жизни, не подстраивайтесь под чужое мнение и общественные стереотипы. Высокий социальный статус - не гарантия счастливой и беззаботной жизни, а скорее ее жалкая копия. Гармония души - и есть простое счастье, которое должно поселиться в вашем сердце и посеять в нем плоды любви и везения.

Помечтаем.… А вдруг сбудется?

Мечтайте и верьте в свои мечты. Каждая мечта имеет прекрасное свойство осуществляться. Не обращайте внимания на тех, кто пытается внушить вам невозможность ее воплощения в жизнь. Невозможное станет возможным, стоит лишь сильно этого захотеть. Человек всегда считает себя слабее, чем он есть, забывая о мощных внутренних резервах, которые обычно активируются в сложных жизненных ситуациях.

Группа поддержки

Научитесь чувствовать окружающих людей.

«Помощь зала» - мощное стимулирующее средство, огромная поддержка и несметное богатство. Чем шире ваш круг общения, чем больше у вас друзей и соратников, тем счастливее и спокойнее ваша жизнь. Научитесь располагать к себе людей, будьте интересным собеседником, внимательным слушателем, искренним и отзывчивым другом. Умейте контролировать свои эмоции, понимать и оправдывать слова и поступки другого человека, поддерживать его безумные идеи и начинания. И тогда у вас будет надежный тыл и огромная группа поддержки, которая будет верить в вас, следовать за вами и брать пример. Уверенность в друзьях и собственной значимости - а что нужно мужчине для счастья?

Следуя этим золотым законам жизни, вы не только добьетесь успеха, но и обретете спокойствие души, внутреннюю гармонию и уважение окружающих, которые являются неотъемлемыми составляющими переменчивого счастья.

Так для чего нужно счастье? По статистике, счастливые люди живут дольше и болеют меньше. Их жизнь - яркая, солнечная, интересная, они притягивают людей как магнит, заражая их своим энтузиазмом, восхищая бушующей жизненной энергией, им способствует успех, они с легкостью воплощают в жизнь все мечты. Хотите стать такими, как они? Перестаньте жаловаться на жизнь и винить себя во всех неудачах, широко улыбнитесь и посмотрите на мир под другим углом зрения. Он прекрасен, не правда ли?

И нетерпеливо ждут, когда «любовь нечаянно нагрянет». В уверенности, что вот тогда-то мощным, сильным аккордом зазвучит яркая, полновесная радость жизни. Всех очень подогревает миф, что «человек рожден для счастья как птица для полета». И что любой из нас от рождения обладает способностью любить.

Может и обладает, только отчего это никому не приходит в голову, что без развития любые способности могут зачахнуть.

Что это за способности? Почему к одному человеку тянутся, а от другого шарахаются? Чем надо обладать, чтобы тебя любили? Деньгами? Положением? Умом? Лицом? Одеждой?

Ничем из вышеперечисленного. Надо всего лишь иметь полноценную эмоциональную сферу. И чем богаче у человека палитра переживаний, тем привлекательнее он для окружающих. Потому что в нем горит живой огонь, к которому тянутся и женщины, и мужчины. Эмоционально-полноценный человек одиноким не бывает!

Эмоции – тема непопулярная. Об эмоциях не бывает дискуссий и полемик в телевизоре, их не обсуждают на кухне. Ими вообще не интересуются. Можно сказать, что эта тема в обществе закрыта. Вернее, никем не тронута. Это сакральное знание скрыто от всех потому, что оно не востребовано.

Между тем, вся жизнь человеческая построена на эмоциях, завязана и крутится вокруг них. Чтобы получить ощущения, впечатления и переживания, люди читают книги и слушают музыку, заводят хобби, ходят на веселые дискотеки и в сложные походы.

Думаете, люди мечтают о славе и власти? Нет, о тех переживаниях, которые они могут подарить. Даже деньги зарабатывают, чтобы купить эмоции. Потому что новая яхта или старенький велосипед, дешевая фенечка или натуральные бриллианты, пикник в соседней роще или круиз вокруг света ценны только ощущениями, которые они приносят.

Мало того, истоки любого творчества берут свое начало в эмоциях. Чтобы что-то создать, человек должен этим гореть. И секрет харизмы, о которой столь многие мечтают, скрыт там же – в мощной, глубокой, «многоцветной» эмоциональной сфере.

С точки зрения науки, и любовь, и счастье – это высшие эмоции, которые присущи только человеку.

У животных любви нет, так как нет высших эмоций. И они отлично без нее обходятся. Вон, у волков стабильные моногамные пары, когда волчица сидит «в декрете», волк не пьет, налево не бегает, а исправно таскает ей еду. Некоторым людям бы поучиться.

Правда, животные не бывают счастливы. Они способны испытывать удовольствие, но не счастье. У них этого центра в мозгу нет.

А у человека есть. Возможно, поэтому и счастье, и любовь относятся, скорее, к категории божественного.

Однако, в человеке удивительным и вовсе не гармоничным образом сочетаются животное и божественное начала.

Свойственное человеку отвращение к напряжению заставляет его мечтать, как бы поиметь счастья, но без усилий. И тогда счастьем объявляется сытый покой, как у животных в зоопарке. А любовью зовется все подряд, от сексуального влечения до социальной установки: «пора иметь семью».

Если бы мечтающие о любви слушали не только модные песенки, но и читали умные книги! Они бы узнали, что любовь далеко не всегда приносит радость и наслаждение. Никогда покой. Иногда смерть.

А про счастье в энциклопедическом словаре написано, что это «ощущение полноты и осмысленности жизни». Боюсь, речь идет не о внешних показателях – семья -карьера-дом-полная-чаша, а о чем-то совсем другом, известном не многим. Когда жизни не боятся и не придумывают. Когда ее воспринимают во всем ее многообразии и отзываются на ее знаки, как чуткий камертон. И за это она кипит внутри человека и вокруг него.

Между прочим, самые яркие ощущения человек переживает от счастья, не свалившегося ему на голову, а выстраданного. Когда он смог, добился, завоевал, достиг. Это редкие состояния. Они действительно связаны с любовью. Иногда к человеку. Иногда к Делу. Всегда к Жизни.

Удивительно, что об этой важнейшей сфере в жизни человека ходят исключительно вымыслы и домыслы. О том, как развить волю, память, интеллект, написаны кучи книг. Об эмоциях никогда не говорят «развивать», а исключительно – «контролировать». Это означает любыми путями избегать «негативных» чувств. Большинство людей почему-то уверены, что человеку страх и злость не нужны. Что природа и Господь Бог сотворили их по неразумению. И задача человека это лишнее из себя убрать.

Так в середине ХХ века осушали болота, не принимая во внимание, что в природе свои законы. Болота исчезали, но с ними исчезали насекомые, за ними вымирали птицы – нарушалась экология.

Как и в природе, в человеческой душе ничего ненужного нет. У каждого чувства своя функция и свое назначение. Нет эмоций плохих или хороших, есть адекватные и неадекватные, к месту и не к месту.

Как и в природе, в эмоциональной сфере человека свое сложное и хрупкое равновесие. Его легко нарушить, но так трудно восстановить.

Человек с хорошо развитой эмоциональностью получает несравненно больше удовольствия от работы и отдыха, от общения с искусством, людьми и природой, от еды и секса… от жизни! О таком человеке говорят: в нем есть кураж, драйв.

А еще в этих людях ощущается внутренняя независимость. Немудрено, что они раздражают общество. Ведь они чувствует по-своему, а не «как принято»! Поэтому охотников загнать божественный дар в прокрустово ложе много. Тут и государство, которому нужны безгласные роботы. И любящие родители , старательно обрезающие ребенку крылья, чтоб далеко не улетел. Ах нет, никто не хочет зла. Но как часто преступления совершаются не по злому умыслу, а от безграмотности.

Появились и разного рода тренинги, которые занимаются выхолащиванием эмоций. Они обещают научить вас быть вечно счастливым или, как минимум, всегда в хорошем настроении. Называется «во всем видеть позитив». Это как? Никогда не испытывая страданий? Ни от ошибок, на которых, как известно, учатся, ни от собственной глупости или подлости? Душевная боль – знак, маяк, ориентир, она сигнализирует, она кричит – пойми и поумней! Боль – это прикосновение Бога. К. Кедров.

Нынешняя модная фишка, которой обучают на тренингах, – выслеживать и отсекать у себя «плохие» чувства, душить их на корню, прямо с утра. Но пока человек с энтузиазмом варвара давит в себе гнев и возмущение, одновременно в нем умирают их антиподы – восторг и восхищение. Таким образом, человек делает из себя душевного инвалида. «Если ты не можешь испытывать бешенство, ты не сможешь испытать любовь». Шри Раджиниш

И даже если появится добрая фея, которая отправит такого человека на бал Жизни; даже если там, на балу, его будут приглашать самые красивые и умные люди планеты… Ничего особого он не испытает. Потому что при бедной эмоциональной сфере любое событие, попадая в это полумертвое болото, вызовет лишь короткий всплеск ощущений. Негромких и неярких. И мы опять свалим все на «не повезло».

Впрочем, винить тренинги грех. Они всего лишь исполняют мечту среднестатистического человека о Контроле над чувствами.

Думаю, многих бы вполне устроило, если бы эмоции продавались разлитые по бутылочкам. Что-то вроде домашнего бара-холодильника. Чтобы когда душа взалкает, можно было достать, выпить рюмочку и убрать назад. Например, раз в неделю по субботам. Или раз в год в отпуск.

Наверное, если бы существовал бутик по продаже чувств, он пользовался бы большим успехом. Представляю диалог с продавцом в подобной лавке.

– Дайте мне немного Тихой Радости.
– Может, еще чего возьмете? Восторгу?
– Нет, это слишком громко. За шум соседи могут милицию вызвать.

– Восторг, он же внутри вас будет.
– А чем он хорош?
– Он захлестывает, захватывает…
– Захватывает? Да тогда я сама милицию вызову!
– Извините, а Настоящая Любовь у вас есть?
– Конечно!
– А это не опасная эмоция?
– Она делает человека уязвимым.
– Тогда не надо. Дайте Легкой Влюбленности и Слабого Сексуального Влечения.

– Может, Страсть?
– Ну что вы, я же порядочная женщина!
– А мне дайте Ощущений Праздника Жизни. Ой, а что это они так сильно переливаются? А нет ли какого-нибудь регламентированного праздника?

– Это же не праздник…
– Ничего, мне сойдет. А то подсядешь на эти ваши Сильные Эмоции, еще не дай бог, полюбишь Жизнь. Зато когда все не очень – умирать не жалко...

20 лет я занимаюсь эмоциональной сферой. Первые годы мне приходилось буквально по крупицам собирать о ней знания , искать литературу и специалистов. Прошло много времени прежде чем я смогла работать с эмоциями, не боясь нанести вред. Естественно, что у меня вызывает ужас, когда все, кому ни заблагорассудится, лезут в эту тонкую сферу кто с кувалдой, кто с молотком, кто с бархатной удавкой.

Может быть, поэтому здоровая, полноценная эмоциональная сфера, не искалеченная родственниками и социумом, встречается крайне редко? Может быть, поэтому так редки настоящие, не дистиллированные чувства: вкус к жизни, вкус от жизни, и любовь, и счастье?..

Как у всех, у меня бывают дни тяжелые и легкие. Но всегда, когда я еду на работу, во мне вместо крови играет и кипит шампанское. Когда возвращаюсь, бывает по-разному, в зависимости от того, как прошла группа, которую я веду. Иногда в груди черная дыра. Иногда фейерверк.

Но к концу недели у меня набирается живой, благоухающий букет из разных впечатлений. За месяц появляется оранжерея, за год – громадный сад. Представляете, я в этом саду живу! И все цветы там настоящие. Я вызываю воспоминание, и оно оживает, я могу погрузиться в него, услышать запахи, звуки, ощутить вкус.

Я знаю, что такое страх, тоска, ненависть. Но я знаю и что такое нежность, ликование, восхищение, и как это – парить в облаках, и как это – умирать и возрождаться в любви…

Есть цветы, на которые мне смотреть стыдно. Или больно. Но я их не выпалываю. Ведь это драгоценный эмоциональный опыт моей единственной и неповторимой жизни.

Лев Толстой считал, что «все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света». Готова подписаться под этими словами кровью. И шампанским!

Задумывались ли вы когда-нибудь, что слова «любовь» и «счастье» очень часто употребляются в тесной связке? Почему, когда любви не хватает, мы не можем найти счастье, или если отсутствует счастье, то мы не можем чувствовать себя любимыми. Мы знаем, что счастье- это чувство большого удовольствия, удовлетворения своей жизнью и радости.

И любовь, это глубокое и нежное чувство привязанности и преданности одного человека к другому. Таким образом, можно сказать, что любовь- это самая верная дорога к счастью . Многие говорят, что путь к тому, чтобы быть счастливым в жизни лежит через заботу о другом человеке и его заботу о Вас.

Есть много форм любви: это любовь женщины к мужчине, родителей к детям, любовь к своей стране, к своей работе, любовь к Богу. Любовь не имеет границ, здесь неважна религия, возраст, материальное положение человека. Мы можем точно определить глядя на другого человека, что он влюблён. Кажется, что он плавает в воздухе, порхает и ничего вокруг не замечает. Этот человек счастлив.

А счастлив человек потому, что нашёл своего спутника жизни, получил повышение по службе, жена родила ребёнка, и от многих ещё причин. И счастливы люди потому, что им есть с кем разделить своё чувство. И это самый любимый и близкий человек.
Из-за чувства любви, мы становимся сильными, чтобы противостоять всем препятствиям в нашей жизни. Любовь позволяет нам избавиться от неуверенности и «комплексов» и достигнуть своей цели в жизни. Наше счастье становится мощным щитом, который оберегает нас от всех невзгод и неприятностей.

Материальные богатства и власть никак не могут заменить любовь. Они могут создать лишь иллюзию счастья. Люди, которые поклоняются только власти или богатству, всегда будут в поисках истины. Они не живут в окружении любящих людей. Их окружают только подчинённые или наёмные работники.

Когда мы полны любви, наша жизнь полна радости, потому что мы знаем, чего хотим, и что делает нас счастливыми. Когда мы дарим любовь другому человеку, и он отвечает нам взаимностью, наши души и наша жизнь становятся богаче, красочнее и ярче. Ну а нормальным продолжением любви является свадьба, рождение детей и их любовь к нам. И тогда точно станет понятно, почему слова «любовь» и «счастье» очень часто употребляются вместе.

Любви Вам и счастья.

Предмет:русская лит-ра

Класс: 9

Тема: Подготовка к сочинению. (22 – 23 уроки)

Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

(Тема любви в романе А. С. Пушкина

«Евгений Онегин».)

Тип урока:Урок, завершающий углублённое прочтение романа.

Урок, обучающий сочинению-рассуждению.

Урок, обучающий составлению плана обычного и плана цитатного.

Цели: Уметь правильно отобрать материал, проанализировать произведение, писать соответственно с темой сочинения, правильно использовать цитирование.

Задачи : 1. Закончить углублённое прочтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.

3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения- рассуждения, назвать составляющие его компоненты.

Основная задача урока:

обучение составлению плана сочинения.

Технологии:

групповой, исследовательский, творческий.

Оборудование:

Иллюстрации к роману и рисунки учащихся;

Грамзаписи арии Онегина и Татьяны;

Тексты романа;

Учебник по литературе 10 кл. В. Г. Маранцмана;

Оформленная доска.

План. (Урока и как план сочинения).

І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.

ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.

1. В плену у книг и света.

2. Встреча героев. (Деревня).

3. Письмо Татьяны.

4. Свидание в саду.

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).

7. Последнее свидание. Разлука навсегда.

ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа- несостоявшегося счастья любимых героев автора.

Или

«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».

А. С. Пушкин

Вступление.

І. «Любовь- это сердце всего».

В. В. Маяковский

Основная часть.

ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».

Песня

1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».

2. Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Она : «Я узнаю, ты мне послан богом».

Он

4. Она «внимала чуть дыша».

Он : «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».

5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал».

Она

6. Он : «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»

Она «… его не замечает».

7. Он : «Как я ошибся, как наказан!»

Она

Заключение

ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

В. Г. Белинский

(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

Подготовительная работа.

1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

Как заканчивается роман? (8 глава).

О ком и о чем весь роман?

Ваше понимание (и А. С. Пушкина):

что такое любовь?

что такое счастье? Соотносятся ли они?

При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

Индивидуальные задания.

1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)

4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

Оформление доски к уроку.

Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).

Ход урока.

І. Вступление.

«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)

Беседа.

1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание

семья, дети

несчастье болезнь

счастье недуг

3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.

Записываем первый вывод:

Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

Переходим к основной части наших рассуждений.

ІІ. Основная часть.

1. В плену у книг и света.

1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)

2. Беседа с учащимися.

Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна?

Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках?

(Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

Записываем вывод : Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).

Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. (« Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

2. Встреча. (Деревня).

Беседа.

Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он : «Скажи, которая Татьяна?»

3. Письмо (Татьяны).

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

Вопрос к классу:

Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)

Она : «Я знаю, ты мне послан богом».

Он: «… письмом невинной Тани тронут».

4. Свидание. (В саду.)

Беседа.

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

(Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

Почему Онегин не воспользовался божественным даром , который послала ему судьба?

(Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Она : «… внимала чуть дыша».

Он : « Напрасны ваши совершенства,

Их вовсе не достоин я».

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

Беседа.

Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(« Пружина чести - наш кумир.

И вот на чём вертится мир!»)

Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Он : «Ещё одно нас разлучило,

Несчастной жертвой Ленский пал».

(Или «Ото всего, что сердцу мило ,

Тогда я сердце оторвал».)

Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

6. Новая встреча. (Петербург.)

Беседа.

Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил !)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он : «Богиня царственной Невы!» Она : «… его не замечает».

Давайте воочию увидим это.

7. Инсценировка. «Последнее свидание».

(Сцена последнего свидания

Онегина и Татьяны.)

Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

Беседа.

Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)

Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он : «Как я ошибся, как наказан». Она : «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

8. Какие ошибки совершили они оба?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод : Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

9. (Музыкальная пауза.)

ІІІ. Заключительная часть урока.

«Даль свободного романа».

1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.

Вопросы к классу:

Что вы можете сказать о композиции романа?

Какова в ней роль 8 главы?

В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.

Сначала : Она любит его,

Он не замечет её.

Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедь

Часто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

Критики, читатели о романе.

2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?

(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

Вопрос к классу : -Однозначны ли их мнения?

Ответ : «Нет, разные. Да, многие совпадают…»

Вопрос : «А почему так?»

Ответ : …

Вывод (учитель ) : потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)

2-я музыкальная пауза.

вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.

Домашнее задание .

Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

Вот перечень этих тем.

1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. «Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А. Пушкин

5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)