Что означает танец дервишей. Танец дервишей — медитативный танец суфиев

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Приди, давай усыпем все розами и наполним стаканы вином
Порушим свод небес и новый заложим фундамент.
Если печаль направит рати проливать кровь любящих,
я объединюсь с кравчим, и мы опрокинет их.
Вот сладкие струны, играй сладкую песню, мой друг,
чтобы мы хлопали и пели, теряя свои головы в танце

Танцы дервишей из Суфии известны в Египте, как танцы «тануры», что с арабского переводится, как «юбки». Раз в год настоящие пляски суфийских дервишей можно увидеть в турецком городе Конья, куда с 9 по 13 декабря съезжаются на могилу основателя ордена Джалалед-дина Руми дервиши. В учении Руми главным было то, что через ритуал танца, можно немного приблизиться к Богу.

Дервиши одеты в конические шляпы и развевающиеся белые одежды. Барабаны и флейты создают аккомпанемент для самозабвенного вращения танцоров, которые попеременно поднимают то правую руку (чтобы получить благословение неба), то левую (чтобы передать благословение земле). После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Аллахом.

Суфизм получил распространение с возникновением ислама. Его последователи дервиши – странники-вольнодумцы, ищущие успокоения души в аскетическом уединении, первоначально пропагандировали форму оппозиционного мистицизма. Единомышленники создавали братства объединяющие дервишей-аскетов (подвижников), анахоретов (отшельников) и еремитов (странствующих пустынников). Позже братства образовали ордена-тарикаты, среди которых и сегодня наибольшей известностью пользуются Кадири, Нурбаши, Бедеви (Бедуины), Бекташ, Накъшбанди и Мевлеви.
Практически все суфийские ордена носят имя основателя тариката нашедшего свой путь познания Аллаха. Так случилось и с тарикатом Мевлеви. Он был основан около 1273 года в Конье сыном известнейшего суфия, наследственного шейха, мыслителя и гуманиста Джелял-ад-Дина Руми Мевляна. Руми был известен тем, что проповедовал равенство людей независимо от религии, цвета кожи и языка, воспел величие человеческого рода. После смерти он был признан «Святым чудотворцем». Его привычки, манера одеваться, пляски, стихи были канонизированы и превращены в часть религиозного обряда.

Ученики и последователи Руми относились к странствующим еремитам, они и принесли учения Мевляны на крымский полуостров, основав в конце XIII века на западном побережье близ средневекового города Гезлева свою первую обитель.
Спустя столетия город превратился в крупный культурный, торгово-ремесленный и религиозный центр Крымского ханства.

Что касается Мевлеви, то это была самая богатая и привилегированная секта суфиев. Во главе ордена стоял шейх. Он был наделен полномочиями, опоясывать мечем вновь избранного крымского хана после того как тот совершал торжественную молитву в соборной ханской мечети Гезлева. Власть шейха была наследственной и не ограниченной. Дервиши обязаны были слепо повиноваться ему. Но выше шейха были еще и адепты, именуемые Деде, которые образовывали совещательный и административный Совет ордена. Эти люди обладали магическими способностями, умели впадать в транс и предсказывать будущее. Именно они хранили тайнами Мевлеви.

При вступлении в орден претендент в дервиши проходил испытания. Он жил в уединении, доносил шейху обо всех своих чувствах, переживаниях, мыслях, снах. Испытания длились 2-3 года или 1001 день, за это время послушник знакомился с обрядами, уставом, учился восклицаниям, произносимые много раз в день, обучался врачеванию и языческим обрядам. После посвящения дервиш выбирал свой путь – странствующего дервиша или дервиша проповедника.
Немалое место в дервишеской общине занимали женщины. Они присутствовали в текие на религиозных обрядах в специально отведенном месте: галерее или балконе. История донесла нам их имена: поэтессы Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие. Кстати, именно суфизм дал толчок европейским христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной.

Для последователей суфизма пляска была не искусством, а средством освобождения духа, слияния с мировой душой. Традиционные пляски «Сэма», «Сэмахан», начинались пением «Илляхе». Они сопровождались обязательным музыкальным сопровождением. Дервиши, поджав под себя ноги, с опущенными головами садились в круг. На них были одеты конусообразные тюрбаны вишневого цвета, белые юбки – джалуны, черные накидки со шлейфом, на ногах были сыромятные чарыки, перетянутые грубой самодельной веревкой и посох в руке. Одежда шейха отличалась от остальных. Во всем зеленом он сидел посреди залы на овечьей шкуре. После окончания илляхе начинался ритуальный танец. Начинался он обычно с хлопка и с топанья, это обозначало, что именно этим хлопком дервиш отпугивал шайтана. Теперь он полностью был окружен оболочкой энергии и не допускал ошибок в танце, не нарушал этики дервишей. Он отбрасывал «Я» и оставался только единый бог, он растворялся в своем танце. Танцующие, поворачивались, друг к другу, отвешивали поклоны, почтительно приложив руки к груди, кланялись шейху. Затем сбрасывали накидки и под звуки мелодии начинали кружиться, изображая круговорот жизни и духа, отображая движение планет и небесных светил. И так всю ночь. Когда начинало светать, они останавливались и потихоньку выходили из транса. Так на протяжении четырех веков проходили радения при текие в Гезлеве. Мистический танец дервишей Мевляны впоследствии был заимствован коренным населением Крыма – крымскими татарами и трансформировался в народный танец хайтарма.

Танец «тануры» или юбки, если по-русски не зря имеет такое название. Конические шляпы, белые одежды, свободно развевающиеся в разные стороны, – все это присутствует, но главным атрибутом являются вовсе не они. Несколько тяжелых юбок, одетых одна на одну, – вот основная деталь так тщательного проработанного образа. Насчет тяжести было сказано не зря, поскольку ткань юбок тяжелая и плотная, а если их одето несколько штук, то весь костюм может весить около 12 кг.

Суфийский танец дервишей популярен не только Турции и Египте, но и во многих других странах Востока – все-таки культуры во многом схожи. При выступлении перед лицом самых высокопоставленных лиц государств – шейхов – танцоры проходят мимо него и получают от шейха тайные указания, которые потом начинают выполнять под бой барабанов и звуки флейты.

Сейчас своим признанием суфизм обязан музыке и танцу, которые значительно ближе нашей массовой культуре, чем молитва и метафизика. Сегодня суфийская практика в виде музыки и танца оценивается с позиции современных западных эстетических норм. Ритуал сема братства Маулави, получивший развитие в Турции при непосредственном воздействии этикета османского двора, теперь вынесен на эстрадные подмостки в виде танца вертящихся дервишей.

Если разгневанный человек принимает участие в суфийском танце, в его танце будет гнев. Вы можете наблюдать за людьми и увидеть, что у каждого танец имеет отличия от других. В чьем-то танце - ярость, гнев просачивается через его танец, сквозит в его жестах.

В чьем-то танце - красота, течет любовь, некая элегантность. Еще в чьем-то танце - сострадание; в чьем-то - экстаз; чей-то танец безвкусный и тупой, он лишь совершает простые жесты, за ними ничего нет, они - механичны. Наблюдайте. Откуда такая разница? Она оттого, что они несут в себе разные уровни подавления.

Когда вы танцуете, ваш гнев, если он будет присутствовать, тоже будет танцевать. Куда ему деться? Чем больше вы будете танцевать, тем больше будет танцевать и он. Если вы полны любви, то, когда вы начинаете танцевать, ваша любовь начинает изливаться наружу- она будет танцевать вокруг вас, заполнит все пространство вокруг. Ваш танец будет вашим танцем; в нем будет содержаться все, что есть в вас. Если вы подавлены сексуально, в вашем танце будет бурлить секс.

С широким распространением суфийских братств (турук), многие из которых включали музыку в свои ритуалы, усиливалось взаимодействие исламского музыкального профессионализма с мистической практикой, и прежде всего, с практикой медитативной. Прибегая к помощи музыки, шейхи понимали, что определенного рода музыка улучшает эффективность в освоении практик духовных, поскольку испытываемые в них психологические состояния-макамат (у суфиев макам – контролируемая человеком «станция пребывания духа») оказывались близки к процессу музыкального развития в свободных от метро-ритма формах, опирающихся на лады-макамат. Такого рода, импровизируемая на основе лада, музыка звучала часто во время специальных радений (ас-сама"), которые устраивались суфиями. Она могла быть высоко профессиональной, даже элитарной, как в орденах инструменты. Однако некоторые ордена (Бекташийа, Кадирийа, Каландарийа и др.) отдавали предпочтение полупрофессиональным или народным музыкальным традициям в своих ритуалах.

Орден Маулавийа, получивший распространение, как и многие другие турук не только на своей родине, в Турции, но и в других странах, обязан своим рождением Джалалуддину Руми (ум.1273). Замечательный персидский поэт и мистик стал одним из первых привлекать в собрания суфиев не только собственные стихи, отличавшиеся высокой степенью аллегории и экзальтации, но и музыку, которая оказывалась способной помочь человеку сердцем «ощутить дыхание Друга». Особое предпочтение Руми отдавал тростниковой флейте-най, «печалованное» звучание которой приобрело значение суфийского символа, выражающего как изначальную разлученность человека с Богом, так и извечную устремленность человека к Божественному. Флейта и ударный инструмент, удары по которому символизировали «стук божественных гостей», вошли в практику многих суфийских братств.

На Западе братство Маулавийа получило название «Вращающихся дервишей», поскольку в практике этого ордена утвердился экстатический танец, основанный на длительном вращении каждого участника вокруг своей оси во время коллективного движения по кругу. Особую выразительность этому мистическому действу придают ритуальные одеяния танцующих (высокие колпаки и развивающиеся широкие юбки) и их позы (поднятая ладонью к верху правая рука и опущенная ладонью к низу – левая), символизирующие связь мистика с движением планет, с космическим началом, проводником которого к началу земному является танцующий. Этот, по словам Руми, «танец планет и ангелов» сопровождается прекрасной музыкой, которая исполняется сегодня профессиональным инструментальным ансамблем, где неизменно лидирует флейта-най и небольшой котловидный барабанчик-кудюм.

Вы должны пройти через катарсис, вы не сможете идти прямо к цели. Только тогда, когда все яды уйдут и исчезнет туман, вы будете способны найти озарение или блаженство в методах, подобных суфийскому танцу. Вот качества, медитации - истинно медитативная личность игрива; жизнь для нее - забава, жизнь - игра, лила. Она ею наслаждается, она несерьезна, она расслаблена.

Суфии со всего мира и люди, практикующие суфийские кружения, съезжаются в город Конья, чтобы приобщиться к древней практике единения с Богом через священный ритуальный танец «Сема». Фестиваль Кружащихся (Вращающихся) Дервишей посвящен великому суфийскому поэту и философу – Джалаладдину Руми.

В середине 13-го века Мевляна Джалаладдин Руми основал суфийский орден «Мевлеви» – орден «Кружащихся Дервишей». Основной практикой Мевлеви является ритуал вращения или кружения, позволяющий практикующему соединиться с Богом, который, по мнению суфиев, находится в сердце каждого человека.

Долгое время танец "Сема" находился вне закона и исполнялся в тайне. В наши дни, наряду с красочными выступлениями на грандиозных шоу, для многих последователей ислама этот танец остается возможностью максимально сконцентрироваться на любви к Богу.

Танец «сема» танцуется в большом зале помещения дервишей (текке), называемом «семахане» (дом неба). Ритуалы поклонения небу происходят в священные для Ислама ночи, по пятницам и 17 декабря, в годовщину смерти Мевланы.
В такие ночи совершаются молебны, проводятся ритуалы, а затем танцоры, «семазен», занимают свои места в зале и после разрешения шейха начинают кружиться. Всегда есть руководитель, который ведет танец «семазенов». Они начинают танцевать под особую музыку по сигналу руководителя.

Танцоры, одетые в белое всегда мужчины. Однако с недавнего времени женщины также стали танцевать этот танец, только в своих красочных одеждах. Танцоры начинают кружиться внезапно с того места, где стояли. Их головы всегда
чуть-чуть повернуты к правому плечу. Правая рука поднята к небу, ладонью вверх. Левая рука направлена вниз, ладонью к земле. Танцоры кружатся под мистическую музыку, которая усиливается специальными инструментами, о которых мы упоминали ранее. Такая танцевальная позиция является символом представления Мевлеви о жизни и смерти: положение рук означает, что мы приходим от Бога и уходим в землю или мы мост между Богом и человеком. Шейх, танцующий в центре, символизирует солнце, которое освещает вселенную, танцоры, которые кружатся вокруг него, означают планеты, вращающиеся вокруг солнца, а их белые наряды символизируют праведный мир и мир духов. Анатолийский п-ов прибежище различных верований, в том числе направлений Алеви и Бекташи.

Течение Бекташи было основано Хаси Бекташ Вели (1210-1271), который приехал в Анатолию из Хорезма в 13 веке. Это гуманистическая секта, ставящая человека в центр мироздания и приписывающая ему все положительные качества. Можно так суммировать основную идею данного направления: «Будь хозяином своей руки, языка и живота», и «Моя Кааба - человек сам по себе». Секта Бекташи, которая приняла более человечное мировоззрение по сравнению с жесткими принципами Ислама, воспринимается как еретическая другими исламскими направлениями. Течение Бекташи ценит поэзию и музыку больше всего, декламируя поэзию под музыку и через нее прославляя гуманистическую позицию. В течение длительного времени в прошлом они практиковали свой религиозный танец «сема» тайно. «Сема» - это религиозный танец, который танцевали или только мужчины или совместно женщины и мужчины. Это часть музыкального обряда, который они проводили в помещении Бекташи, и который служил сопровождением дружественных разговоров.

Танцоры формируют круг и постоянно поворачиваются с ритмичными движениями ног; они двигают руками и кистями рук, но никогда не нарушают круг. Они произносят предложения, которые в этот момент важнее, чем музыка. Было открыто, что этот танец также существовал в центральной Азии и был привезен в Анатолию. Слова «сема» (у Бекташи) и «сема» (небо) (у Мевлеви) так похожи, что ясно, что эти танцы имеют общий источник.

Было бы естественным предположить наличие связи между вращением, описанным в Ритуале № 1 Пяти Тибетских Ритуалов и Кружащимися Дервишами, обнаруженными великим философом и писателем Руми в 13-м веке. Тем не менее, ниже приведены обнаруженные нами доказательства отсутствия такой связи.

Некоторые практикующие и преподаватели Пяти Ритуалов переняли определенные движения из Сема (религиозной церемонии дервишей) – такие как вращение против часовой стрелки и расположение одной руки ладонью вниз, а другой – вверх. Но, как Вы сможете прочесть ниже, это современная адаптация, не имеющая никакого исторического подтверждения.

Хотя обе эти процедуры (Первый Ритуал и религиозный обряд Сема) представляют собой вращение, они имеют разные результаты и существенно различаются в технике выполнения. Дервиши кружатся, чтобы вызвать состояние, подобное трансу, а тибетский 1-й Ритуал выполняется для стимулирования работы вихрей.

Церемония Сема вдохновила Мевлана Селаледдина Руми (1207-1273) не меньше, чем турецкие обычаи, история, верования и культура. Это часть священной церемонии, в ходе которой дервиш вращается в четком ритме. Кружась, он стремится освободиться от всех посторонних мыслей. Входя в транс, он освобождается от физического сознания и побеждает головокружение. Дервиши считают, что их душа освобождается от земных связей, получая возможность свободно и радостно общаться с божественным.

Дервиш в буквальном смысле означает «проход» и считается входом из нашего материального мира в духовный, небесный. В древности турецкие султаны часто обращались к дервишам за советом. Они считали, что дервиш в процессе молитвы и вращения создает гипнотическое и расслабляющее воздействие, открывая свое тело для получения божественной энергии.

В Первом Тибетском Ритуале обе ладони обращены вниз, а дервиши поворачивают правую ладонь вверх, для получения небесной силы, а левую – вниз, чтобы направить эту энергию в землю. Они видят себя проводником божественной силы, и не пытаются удержать или перенаправить ее.

Цитата с официального сайта семь и Руми:

"Во время вращения руки открыты, правая направлена в небо, готовая принять благодеяние Божие; глядя на левую руку, повернутую к земле, он поворачивается справа налево, вокруг сердца. Это его способ передачи духовного Божьего дара людям, на которых он смотрит глазами Бога. Вращаясь вокруг сердца, справа налево, он охватывает все человечество, все живое с привязанностью и любовью"

В книге Питера Кэлдера, где он описывает обучение полковника Брэдфорда у лам в тибетском монастыре, упоминаются такие суждения Брэдфорда о дервишах:

"Когда я заговорил об этом с одним из лам, он сообщил мне, что кружение дервишей наряду с положительным эффектом имеет также и разрушительное действие. Казалось бы, продолжительное вращение стимулирует активность вихрей (чакр) А, В и Е. Эти три вихря, в свою очередь, оказывают стимулирующее влияние на два других, С и D. Но в связи с повышенной активностью ног чрезмерно стимулируются вихри в коленях, F и G. В конце концов, они истощаются настолько, что накопление жизненных сил наряду с этим срывом заставляет их испытать своего рода «психологический провал», который они принимают за нечто духовное, или, во всяком случае, религиозное".

"Таким образом, - продолжал полковник, - мы не допускаем избытка вращательных упражнений. Хотя дервиши могут делать сотни оборотов, мы обнаружили, что большую пользу приносит ограничение этого числа до дюжины – этого достаточно для того, чтобы Первый Ритуал (вращение) смог стимулировать активность всех вихрей".

Еще одно отличие в том, что Брэдфорд учит нас вращаться по часовой стрелке, а обряд Сема выполняется против часовой стрелки.
Мы можем только догадываться об истинном происхождении вращения. Но исходя из того, что это довольно естественный процесс, почти наверняка оно возникло вследствие тщательного наблюдения законов природы.

Примеры вращения можно наблюдать повсюду. Земля вращается вокруг солнца, и если смотреть на нее из космоса, окружена спиралевидными облачными образованиями, похожими по форме на нашу галактику. Даже Ваше собственное тело содержит многочисленные спирали – от ДНК до уникальных узоров на кончиках пальцев. Замедленная съемка позволяет увидеть, что прорастание семян направлено не вверх, как считалось ранее. Оно происходит по спирали.

Древние давно считали, что Вселенная полна вращающихся вихрей, через которые входит ее энергия, оживляющая наше тело и прочее. Некоторые древние культуры считали, что энергия земли собирается в вихри, и в этих предполагаемых местах они строили храмы, церкви и другие места центры поклонения и обучения. Некоторые люди верят, что необычное строение Стоунхенджа, пирамид и гигантских каменных монолитов на острове Пасхи – примеры таких мест, где, как утверждали древние, накапливается «особая энергия».

Каким бы ни было объяснение вращения (Первый Тибетский Ритуал), действительно, самым разумным кажется версия, что оно имеет некоторым образом вселенское значение – с точки зрения связи вращения с производством и распределением энергии.

Сегодня в качестве развлечения танец дервишей предлагают многие турецкие рестораны. Кто же такие дервиши и откуда появился этот танец?

Дервишем называли нищих людей, приверженцев суфизма. Чем-то они похожи на монахов. Однако они себя к таковым не относят.

У дервишей нет понятия собственности. Слово «мое» для них не применимо. Все, что есть – все во власти Бога. Дервиши могли странствовать по свету или вести оседлый образ жизни с женой и детьми. В их обязанности входил еженедельный сбор в обители для проведения совместного ритуала.

По приданию первым придумал танец поэт и суфий Мевлана Джелаледдин-и Руми. Гуляя по базару, он услышал звуки молотков ремесленников, которые занимались ювелирными работами. Руми послышались слова шахады. Он повторил их несколько раз и, впав в транс, начал кружиться с поднятыми руками. Сын Руми основал братство мевлеви, которые танцуют вращающийся танец Руми. Только это братство может его исполнять. Сам танец называется «сема» или танец дервишей.

Танец дервишей

В танце большую роль имеет музыка. Дервиши полагали, что она помогает воссоединяться с Богом. В семе первыми выходят музыканты. Они могут быть наемными или дервишами. Музыка с первых нот увлекает слушателя и завораживает. Постепенно она начинает звучать не в ушах, а в грудной клетке. Серце становиться центром души.

Каждое движение имеет свою смысловую нагрузку.

Сперва происходит молчаливая молитва от 30 минут. Все танцоры в это время совершают вращательные движения. Если молитва длиться более часа, то допустимы остановки каждые полчаса. Смысл подобных действий – воссоединение Бога со Вселенной. Сегодня можно встретить в вступительной части декламацию священных текстов.

Во время вращения правая рука дервиша поднята вверх, а левая опущена вниз. Правой рукой принимается энергия Вселенной, а через левую отдается людям. Голову склоняют в правую сторону. Скорее всего это физическая потребность – так легче кружиться.

Дервиш совершает два вращательных движения одновременно – по кругу и вокруг своей оси.

Сема состоит из семи частей, у каждой свой смысл:


  • Единство Аллаха. По очереди выходят дервиши, совершают поклон и спокойно обходят зал. Завершает выход шейх, участие которого обязательно. Дервиши резко снимают черные плащи и оказываются в белой одежде. Единство Аллаха символизируется скрещенными руками на груди и ладонями на плечах – число 1.
  • Звучат барабаны – сотворение Аллахом мира и приказ «Будь!».
  • Инструментальная импровизация таксим – первый вдох, Божественное дыхание.
  • Приветствие всех членов танца. Таким образом приветствует душа, спрятанная в теле.
  • Начинается кружение танцоров. Оно состоит из 4 салямов – приветствий. Каждый салям заканчивается позой единства Аллаха. Кружение означает вечное движение во Вселенной подобно планетам вокруг Солнца. Причем вращение обязательно должно быть с лева на право. Во время обучения этим движениям используют деревянный колышек. За него держаться средним и большим пальцами левой ноги. Правую руку дервиш поднимает к небу – вверх, а левую направляет в Землю – вниз. Это напоминает земную ось.
  • Читается Каран (аят 115 сура 2 Бакара).
  • Молитва за пророков и их учеников.

В финальной части танца дервиши падают на колени, что символизирует прояснение сознания и просветление человека.

Расцветка у каждого ордена своя. Форма одежды – хирки с тюрбаном на голове. Под хирки обязательно надевают нижнее белье. Каждая деталь в наряде имеет мистическое значение. Например, колпак символизирует надгробную плиту собственного эго, а черные накидки – могила эго.

В дервиши просто так не попасть. Для этого предлагают пройти ряд испытаний, которые занимали 1001 день. Ежедневно претендент отчитывается главе ордена – шейху. Он должен рассказать про искушения, которые его настигли, и про способ их одоления.

Дервиши существуют во большинстве стран, проповедующих исламскую веру.


Танцы дервишей из Суфии известны в Египте, как танцы «тануры», что с арабского переводится, как «юбки». Раз в год настоящие пляски суфийских дервишей можно увидеть в турецком городе Конья, куда с 9 по 13 декабря съезжаются на могилу основателя ордена Джалалед-дина Руми дервиши. В учении Руми главным было то, что через ритуал танца, можно немного приблизиться к Богу.


Танец дервишей

Дервиши одеты в конические шляпы и развевающиеся белые одежды. Барабаны и флейты создают аккомпанемент для самозабвенного вращения танцоров, которые попеременно поднимают то правую руку (чтобы получить благословение неба), то левую (чтобы передать благословение земле). После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Аллахом.

Одежда дервишей

Танец «тануры» или юбки, если по-русски не зря имеет такое название. Конические шляпы, белые одежды, свободно развевающиеся в разные стороны, – все это присутствует, но главным атрибутом являются вовсе не они. Несколько тяжелых юбок, одетых одна на одну, – вот основная деталь так тщательного проработанного образа. Насчет тяжести было сказано не зря, поскольку ткань юбок тяжелая и плотная, а если их одето несколько штук, то весь костюм может весить около 12 кг.

Суфийский танец дервишей популярен не только Турции и Египте, но и во многих других странах Востока – все-таки культуры во многом схожи. При выступлении перед лицом самых высокопоставленных лиц государств – шейхов – танцоры проходят мимо него и получают от шейха тайные указания, которые потом начинают выполнять под бой барабанов и звуки флейты.