Большой театр после реконструкции. Знаю о пении почти все! Говорят, что на сцене есть подзвучка

Приобрести билетик, сопоставимый по стоимости с однокомнатной квартирой в Москве, запросто можно было в интернет-магазинах. В Минкульте пообещали разобраться с ситуацией, однако можно предположить, что некоторые билеты действительно ушли из администрации президента перекупщикам и попали в руки поклонников искусства с тугим кошельком. Таким образом, на открытии Большого стоит ожидать представителей госорганов, а также состоятельных бизнесменов.

Лужкова забыли

В эфире РСН представитель генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра Михаил Сидоров рассказал о политиках, которые помогали в сложных строительных работах. По словам М.Сидорова, в первую очередь это Д.Медведев, который в 2009г. принял решение взять стройку под свой контроль. Также театру помог и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, который, в отличие от Ю.Лужкова, не "устраивал политическое шоу на тех совещаниях, которые он проводил в районе Большого театра", отметил М.Сидоров.

Таким образом, бывший мэр Москвы , ставший свидетелем по уголовному делу о хищении средств из Банка Москвы и на этой почве рассорившийся с администрацией президента, вряд ли окажется среди приглашенных на открытие гостей. Отметим, что Ю.Лужков долгое время лично контролировал ход работ и участвовал в совещаниях попечительского совета Большого.

Уголовная песня

Стоимость реконструкции Большого театра обошлась более чем в 20 млрд руб. Такие данные приводил ранее министр культуры Александр Авдеев. Накануне стало известно, что государство вложило в проект 24,2 млрд руб., причем 11 млрд было потрачено за все годы строек, а еще 11 млрд – на механизацию. Таким образом, стоимость проекта превысила смету более чем в два раза (в 2005г. называли "скромную" цифру в 11,94 млрд руб.).

Как известно, где большие деньги, там и большие склоки, и Большому театру по статусу было положено попасть и в уголовные и новостные сводки. Первый скандал разразился в феврале 2006г., когда Ю.Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета Большого театра, возмущенный концепцией реконструкции и бюджетом проекта. Весной 2006г. стало очевидно, что сроки реконструкции будут отложены с осени 2008г. на более позднее время (назывался 2009г.)

В ноябре 2008г. министр культуры А.Авдеев на закрытом совещании сообщил, что реконструкция будет завершена к концу 2010 - началу 2011гг., и назвал четыре причины: слабый руководитель проекта, неэффективная схема взаимодействия фирм – участниц проекта, отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ. Новым руководителем проекта был назначен Яков Саркисов.

В мае 2009г. президент Д.Медведев распорядился создать межведомственную рабочую группу по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ, в обязанности которой входили вопросы контроля за осуществлением деятельности подрядчика. В июле 2009г. экс-мэр обрушился с критикой на подрядчика, выразив тревогу сроками окончания работ. В свою очередь Счетная палата пожаловалась на дороговизну строительных работ. Вскоре Ю.Лужков объявил, что столичные власти намерены завершить работы к октябрю 2011г. Затем подрядчик сменился, и одновременно со сменой строителей в сентябре 2009г. было возбуждено уголовное дело по факту необоснованного расходования денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Следователями было установлено, что с момента заключения контракта в 2003г. по 2009г. дирекция театра трижды оплачивала "Курортпроекту" одни и те же работы, касавшиеся основного здания Большого театра. В частности, первоначально было выплачено 98,048 миллиона рублей (из них 58,362 - за подготовку рабочей документации), затем на основании дополнительных соглашений - около 362,170 миллиона (в том числе около 26,250 миллиона - за подготовку документации), и затем более 497,870 миллиона рублей - за подготовку рабочей документации. Чем закончилась уголовная эпопея, неизвестно.

Профанация или реконструкция?

Незадолго до открытия стены Большого театра продолжали сотрясать скандалы. За месяц до открытия, когда Большой уже был якобы отремонтирован и реконструирован, Д.Медведев побывал на репетиции "Спящей красавицы", и заявил, что "строители сделали все здорово".

Однако сразу после визита главы государства премьер Большого театра Николай Цискаридзе заявил в эфире одного из телеканалов, что реконструкция театра еще не закончена, а артистов готовили к встрече с президентом, заявив, что "если кто-то откроет рот и что-то скажет, это будет иметь страшные последствия". Руководитель Большого Сергей Филин вынужден был оправдываться перед журналистами. Он опроверг заявления Н.Цискаридзе о незаконченности реконструкции и добавил, что никакой специальной подготовки артистов перед визитом президента не проводилось.

Однако артист не остановился и продолжил критическую тираду в адрес театра. Накануне Н.Цискаридзе сообщил, что любой зритель теперь запросто может увидеть, что вместо старинной лепнины в Большом – пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской, которые запросто можно отодрать и унести с собой. Кроме того, в здании не осталось ни одного бронзового канделябра, ни бронзовых ручек на дверях, а вместо бронзы якобы железяка, подкрашенная золотой краской. Наконец, артист заявил, что репетиционные залы теперь настолько низкие, что балерину нельзя будет поднять: она сразу ударится о потолок. Отметим, что представители движения "Архнадзор" также критически отозвались о проведенных работах.

Отметим, что ранее и в самом театре рассказывали о том, как ведется реконструкция. Так, в апреле 2006г. Геральдический совет при президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856г. В итоге барельефы были заменены на фасаде здания и над центральной царской ложей. Гербы СССР отправили на музейное хранение. О реакции коммунистов на этот шаг ничего не известно.

Шум и ярость: подземное эхо к искусству глухо

В ноябре 2011г. москворецкую линию московского метро закроют на несколько дней на участке между станциями "Новокузнецкая" и "Белорусская". Поезда временно перестанут ходить на этом отрезке, поскольку специалисты собираются улучшить звукоизоляцию подземного зала Большого театра.

На путях предполагается установить резиновые маты и амортизирующие подкладки. Это поможет обеспечить дополнительную защиту театрального зала от шума и вибрации. Расстояние между станцией "Театральная" и залом – всего 40 метров.

Ожидается, что в подземном зале будут проходить все камерные концерты, а также репетиции хора Большого театра. По его словам, в зале уже сейчас стоит идеальная тишина, в частности, он изолирован от основной сцены, однако строители решили выполнить все рекомендации немецких акустиков.

Предполагается, что участок от "Новокузнецкой" до "Белорусской" будут закрывать в выходные - 19-20 ноября и 26-27 ноября. Пассажиры смогут добраться до нужной станции на автобусах, которые метрополитен введет на время работ.

Реставрация Большого театра

Последние годы театр переживал не лучшие времена и было время, когда само существование здания в его нынешнем виде стояло под вопросом. Было очень интересно узнать, как обстоят дела с реконструкцией и реставрацией помещений театра, поэтому я несколько раз пытался попасть туда. Наконец, мне это удалось - пресс-служба ВТБ позвала на экскурсию.

Конструкции Большого театра (стены, фундаменты, перекрытия) на всех этапах его строительства и расширения всегда содержали элементы старых строений. Первый Старый Петровский театр (1780 года) имеет большие фрагменты предыдущего строения на Петровке. Большой Петровский театр Осипа Бове (1825 год) в сценической части и других местах включал в себя конструкции стен Старого Петровского театра.

Из пресс-релиза:

За весь период проектирования было рассмотрено 9 вариантов проекта реставрации и реконструкции Большого театра: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, культурными деятелями, архитекторами и т.д.

В проект вошли: проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальная реконструкция сценической части с углублением подземного пространства. При этом сохраняется исторический облик здания как памятника архитектуры.

В соответствии с заданием на проектирование и решением Методсовета Министерства культуры Российской Федерации от 05.02.2004 основное здание Большого театра должно сохранить свое островное положение и привычный исторический облик. Серьезные объемные надстройки и пристройки к зданию исключаются. Допускается только реконструкция северного фасада. Восстанавливается проезд по Копьевскому переулку между северным фасадом основного здания и Домом С.А. Хомякова. Главный вход в здание сохраняется через парадную колоннаду со стороны Театральной площади. Служебный вход находится во Вспомогательном корпусе.

До реконструкции площадь основного здания составляла 30.366 кв.м. После реконструкции она будет увеличена на 42 454 кв. м и составит 72.830 кв.м. В процессе реконструкции увеличена площадь служебного корпуса с 3992 кв.м. до 6705 кв.м. Здания театра будут соединяться четырьмя подземными коридорами, площадь которых составит 380 кв.м., для этого также будут реконструированы 100 кв.м вспомогательного и 100 кв. м инженерного корпусов.

Основное здание театра имеет габариты в плане:
- наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;
- подземная часть 151,72х77,72 м, выстоа этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.

Сейчас на строительной площадке каждый день работает порядка 3000 человек, их них 950 - реставраторы. Контроль хода работ осуществляется на основе представляемых генеральным подрядчиком ежедневных отчетов о выполнении месячно-суточных графиков производства работ.

Это не заводской цех, это сцена Большого театра. Стена впереди разделяет сцену и зрительный зал. На этом месте потом будет смонтирован новый противопожарный занавес, который опускают после окончания спектакля.

Я это место у сцены сфотографировал нарочно - бригады монтировщиков были разделены на две стороны: левую и правую. Вот это место для нашей стороны, здесь мы стояли перед сменой декораций во время спектакля. Теперь здесь всё другое - даже стены новые.

Сценическое пространство сверху. Поверхность сцены это, примерно, середина общей высоты помещения - над сценой 20,5 метров, под ней - 24 метра. Раньше, я помню, под сценой умещались шесть этажей с различными конструкциями.

В сценической части театр будет оснащен современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сценической технологии были взяты «Ковент Гарден» в Лондоне, «Гранд Опера» и «Опера Бастиль» в Париже, «Карло Феличе» в Генуе, «Ла Скала» в Милане, «Сан Карло» в Неаполе, театральный центр в Токио.

Колокола, которые раньше стояли внизу, подняты на самый верх. Колокольный звон в «Борисе Годунове» и «Хованщине» пробирал до дрожи. Самый большой колокол весит 6.4 тонны, самый маленький - 8.7 кг.

За годы существования театра эта гипсовая лепнина в боковых вестибюлях и кольцевых коридорах переделывалась многократно - композиции зачастую состоят из кусков самого разного времени.

Вместо старых скрипучих паркетных полов, уложенных в советское время, восстановлен оригинальный каменный пол, сделанный в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры.

Подземный репетиционно-концертный зал - одно из новых помещений театра. Он выходит за пределы основного здания и кончается там, где наверху сквер с фонтаном.

Белое фойе над входом в театр (16 на схеме вверху). Сюда в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. Интерьер фойе восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке - роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала - с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.

Те детали, которые можно было восстановить и сохранить, оставлены на своих местах - как этот замок на двери.

Большой зал императорского фойе. Теперь он называется Бетховенским. В советское время здесь проходили партсобрания коллектива театра, здесь исключали из партии Галину Вишневскую. В дальнем конце зала, справа - дверь в ложу, которой пользовался Сталин. Как большой любитель оперы, он мог приехать в театр, чтобы послушать только одну, любимую, арию. В ложе была сооружена полукруглая бетонная стена, которая надежно укрывала вождя от зрителей в зале. В театре рассказывали о специальном стуле, на котором сидел невысокого роста Сталин - внизу была сделана приступка для ног, чтобы они не висели в воздухе.

Перед коронацией императора Николая II в 1895 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах - это композиция растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России.

Уникальные панно за это время сильно пострадали - монограммы и гербы в советское время вырезали ножницами, ткань постоянно страдала во время ремонтов и покраски, а в 70-е годы было принято решение отдать панно в химчистку, что нанесло непоправимый урон структуре полотна.

Восстанавливали панно в течение трех лет буквально по нитям. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году.

Из архивных материалов известно, что лепные работы в интерьерах Большого императорского фойе выполнялись скульптурной мастерской М.Д. Кутырина. В сохранившемся договоре подряда имеется подробное описание этих работ:

«…в 2-х люнетах Императорского большого Царского фойе поставить лавровый фестон на поперечных стенах по овалу свода, отделить середину люнетов таким же фестоном и поставить лепные украшения на середину люнетов в виде картуша с инициалом их Императорских величеств, короною и орнаментами».

Хоровой зал тоже воссоздан таким, каким он был в 1856 году.

То, что ты находишься в зрительном зале Большого, становится понятно только тогда, когда поднимаешь голову и видишь знакомые фигуры на потолке. Здесь все в строительных лесах, идет работа над золочением лепнины ярусов, а в центре готовят с сборке красу и гордость - большую хрустальную люстру.

Впервые увидел этих атлантов без покрытия. Они, оказывается, из папье-маше - этого требует акустика зала, который до перестройки в советское время, славился ей на весь мир.

С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия.

Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.

Для того, чтобы проводить в зале Большого большие официальные мероприятия, в 20-е годы он был перестроен для увеличения зрительских мест. Вместе с этим было утрачено большое количество облицовки из резонансной ели, что привело к ухудшению качества звука. Сейчас всё восстанавливается по прежней схеме, разработанной Кавосом.

На лесах, установленных вдоль балконов ярусов идет кропотливая работа по золочению декора из папье-маше. На золотой слой, которым был покрыт декор, за последующие 150 лет было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, проводившиеся в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

Во время одной из прогулок по Риму пару лет назад я наблюдал, как работает мастер по золочению старинных вещей. В Большом все происходит похоже - только мастера кроют декор по методу «золото на полимент» (полимент - это специальный грунт ручной работы из красной мелкодисперсной глины и белка). Такой вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране.

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении рельефной поверхности золото «выдувается» из книжечки на специальную подушку из замши и разрезают специальным золотарным ножом на отдельные части.

При первом прикосновении золото прилипает к пальцам. Поэтому используется специальный инструмент - лампемзель (веерообразная кисть, изготовленная из беличьего хвоста). Перед тем как брать золото на лампемзель два-три раза проводят веером по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веер прикладывают к листу золота и переносят на то место, где должна быть позолота.

От веера золото пристает к полименту, подмоченному водкой. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. Поэтому листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом несколько миллиметров. Листки золота тщательно «притыкают» беличьей короткой кисточкой, особенно в местах углублений.

Полировку золота производят спустя 2-3 часа после золочения. Места золочения разглаживают до блеска агатом или сердоликом - хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Это делается для того, чтобы придать золоту яркий блеск.

Раньше золото полировали медвежьим, кабаньим или волчьим клыков, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата или сердолика в форме крючков) напоминает клык. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша. При полировке, плавно надавливая на агатовую лопаточку, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.

Вот так выглядит сейчас зрительный зал с верхнего яруса.

Пока меня водили по театру, специалисты готовились испытывать недавно отреставрированную и собранную заново Главную люстру, освещающую зрительный зал.

Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6,5 метра, а высота – 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами - около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами люстра весит около 2,3 тонн.

Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок, весом более 260 кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Когда в 2006 году началась реставрация люстры, из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать более 13,5 тысяч деталей.

При реставрации каркаса пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту и нанести её заново.

В XIX веке люстра была газовой - в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили.

Специалисты готовились к динамическим и весовым испытаниям различных элементов люстры.

Украшение фасада театра - квадрига Аполлона - тоже пострадала при взрыве бомбы в 1941 году. При обследовании в 2007 году на поверхностях скульптур были обнаружены многочисленные трещины, вмятины, заплаты из меди. Реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года сразу после установки здания театра на новый фундамент.

В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии. В феврале 2010 года реставраторы приступили к работам по восстановлению скульптурной группы. Через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали (в т.ч. тот самый фиговый листок).

После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур. Обновленная квадрига покрыта несколькими слоями специального защитного состава.

Со знаменитыми колоннами фасада театра дело тоже обстояло весьма печально. Они сделаны из известняка и, чтобы защитить камень от влаги, их ставили на берестяные подкладки. Береста с течением времени истлела и влага из земли стала проникать в камень колонн.

От выступающей на поверхность соли стали появляться большие черные пятна (на старых фотографиях здания театра они хорошо видны). Реставраторам нужно было постараться привести камень в исходное состояние, обессолив его.

Очищать белый камень реставраторы начали еще с конца марта 2010 года. Для понижения солей на поверхность колонн накладывали специальные составы из целлюлозы и глины, оборачивая их на полторы – две недели пленкой - делали такие своеобразные компрессы. Контроль над состоянием известняка будет осуществляться теперь постоянно.

Были заново изготовлены и торшерные фонари, которые тоже сильно пострадали. Исследование, кстати, показало, что большая часть из них являлась неточными копиями оригинальных фонарей Кавоса.

Реконструкция знаменитого Большого театра и его с помпой обставленное открытие обернулись самым дорогим, самым громким и самым скандальным проектом в современной российской культуре.

Беспрецедентно большой бюджет работ по реконструкции, уголовное дело о нецелевом использовании средств, билеты стоимостью $ 65 тыс., роскошные декорации и зрительский зал, по-царски блистающий золотом. Таков итог события номер один в культурной жизни России этого года – открытия обновленного Большого театра, состоявшегося 28 октября 2011.

Главная сцена страны, в свое время считавшаяся визитной карточкой всего СССР, возобновила свою работу после шестилетней реконструкции, сопровождавшейся многочисленными скандалами. Также скандальный оттенок, по мнению обозревателей, имеет и то, что происходит в театре после его открытия.

По информации очевидцев, по сей день в здании множество недоделок: периодически гаснет свет, ломаются новенькие, только что поставленные лифты, месяц назад введенное в эксплуатацию оборудование частично уже не работает. Труппа сетует на репетиционные залы с крайне низкими потолками, а театралы – на строительные огрехи.

Танцовщик и артист Роман Кузнецов в разговоре с Корреспондентом отмечает, что внешне театр выглядит прекрасно – особенно с подсветкой в вечернее время. Однако, говорит он, если подойти поближе, впечатление убивают “заплатки” на колоннах у парадного входа. Несмотря на выделенные правительством на реконструкцию колоссальные суммы, на покраску колонн денег не хватило.

Деньги и правда немыслимые: у театральной реконструкции неприлично большой бюджет, 21 млрд руб. (около $ 700 млн), – недавняя реконструкция итальянского Ла Скала стоила на порядок дешевле. Цифры российской строительной сметы позволили иностранным журналистам описывать увиденное в Большом театре как мегавеличие и мегакоррупцию одновременно.

И еще одна беда российской оперной сцены номер один: билеты сюда теперь по карману только очень состоятельные людям – в кассе купить их практически невозможно, а цены у спекулянтов заоблачные.

Дело приобрело такой размах, что успокаивать негодующих соотечественников пришлось президенту Дмитрию Медведеву.

“Билеты в Большой не будут по 2,5 млн руб. ($ 895 тыс.). Это чушь”,

– пообещал российский лидер.

О вкусах спорят

“Это большое событие”, – говорит Корреспонденту об открытии главного театра страны москвичка Наталья Горчакова, отмечая, что здание давно нуждалось в восстановлении. И действительно, степень изношенности здания, по оценкам специалистов, составляла от 50% до 70%, оно давно требовало модернизации.

Теперь же построенный еще по приказу Екатерины Второй театр не только обновился, но и вернул себе имперский блеск. Так, на главном фасаде здания был демонтирован советский герб, а на его место установлен двуглавый орел – герб России образца 1856 года.

Желая в полной мере восстановить уничтоженный большевиками исторический облик театра, в здание также вернули гобелены, люстры и вензеля династии Романовых.

“Специальная комиссия ЮНЕСКО, которая побывала в Москве, высоко оценила работу реставраторов в Большом,

– рассказывает Владимир Ресин, первый заместитель мэра российской столицы.

Эксперты заявили: реставрация проведена максимально бережно и осторожно, а инженерные системы установлены с высоким чувством ответственности и с учетом специфики памятника архитектуры”.

Новый образ Большого театра пришелся по вкусу не всем. Известная балерина Анастасия Волочкова, некогда танцевавшая на его сцене, в своем интернет-блоге в пух и прах раскритиковала внешний и внутренний вид обновленного театра. По ее словам, исчезли шикарные люстры и бронзовые ручки, а вместо паркета в залах положили кафель.

“Не секрет, что это была не реконструкция, а просто разрушение Большого театра. На данный момент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает этот стиль и вид”,

убеждает своих читателей Волочкова.

Ей вторит самая яркая звезда балетной труппы Большого – Николай Цискаридзе. Вместо старинной лепнины, как раньше, теперь интерьер украшает позолоченная пластмасса, возмущается он.

“Все, что сделали с Большим театром, – это вандализм. Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон”,

– отмечает Цискаридзе. Также знаменитый танцор отмечает, что в репетиционных залах сделали такие низкие потолки, что нельзя даже поднять балерину – она может удариться.

Слова Цискаридзе вызвали настолько бурную дискуссию в российском обществе, что танцовщику ответил даже министр культуры Александр Авдеев.

“Николай напутал, там ничего пластмассового нет, а все декорации и весь декор зала сделан так, как этого требует современная акустика, – специальное дерево, специальное папье-маше резонансное. А если и есть пластмасса, то это провода, которые вделаны в стену”,

– пояснил Авдеев.

Тем не менее внутри театра еще больше недоработок – об этом говорят все, кто побывал в нем. По наблюдению Кузнецова, до сих пор в лифтах вместе с балеринами ездят гастарбайтеры, а во время спектакля Руслан и Людмила свет в оркестровой яме периодически гас.

“То есть оркестр играл в кромешной, именно кромешной темноте, из-за чего даже некоторые музыканты быстро доставали свои телефоны и светили в ноты остальным; мне это хорошо было видно, я сидел на втором ярусе”,

– негодует Кузнецов. Он недоумевает, как такое может происходить в главном театре страны.

Обстановку в театре он описывает как очень нервозную. Причин для переживаний предостаточно. К примеру, балет Спящая красавица вплоть до самой премьеры не смогли ни разу полноценно прогнать, так как персонал просто не знал, что делать с новым оборудованием, появившимся в здании после ремонта.

И еще один штрих обновленного Большого: ради тишины в нем на время спектаклей в Москве теперь ограничивают работу метрополитена – слишком близко пролегают туннели к увеличившимся помещениям театра. Впрочем это временная мера: чтобы снизить вибрацию в Большом, на Замоскворецкой линии на путях установят виброгасящие рельсовые скрепления, а под рельсами уложат виброизоляционные маты.

Русский размах

21 млрд руб. – баснословная цена реконструкции вызвала горячие дискуссии в российском обществе, ведь реализация подобных проектов в Европе стоила в разы меньше.

Значительно дешевле обошлась британцам капитальная реконструкция и модернизация Королевского оперного театра в Лондоне – в 214 млн фунтов стерлингов (около $ 321 млн). Итальянцы вообще поразили экономией. С 2002 по 2004 год в Милане полностью была реконструирована Ла Скала, и всего-то за 61 млн евро.

“Скажите [премьер-министру Владимиру] Путину, что за эти я деньги построю в Москве три таких театра”,

– подлил масла в огонь Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям.

Изначально российские власти планировали потратить на реконструкцию Большого не более 15 млрд руб.

“Сумма постоянно менялась, поскольку менялись и цены – в том числе на цемент и на кирпич”,

– объяснил подорожание работ министр Авдеев.

В 2009 году Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реставрацию. Тогда выяснилось, что государственное учреждение Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации трижды оплатило одни и те же работы компании Курортпроект – с нею был заключен контракт на проектирование и восстановление театра. Чем закончилось разбирательство, по сей день неизвестно.

В то же время и после возбуждения дела о выделении рекордных средств работы продолжались, а в Большом вспыхивали новые скандалы. К примеру, по меньшей мере удивление вызвал объявленный театром на сайте госзакупок тендер на создание его сайта, начальная цена которого была определена в сумме 5,4 млн руб. (около $ 174 тыс.).

Информация о конкурсе попала в интернет и вызвала такой резонанс, что тендер был отменен.

И наконец – сравниться с суммами, потраченными на восстановительные работы в Большом, могут только цены на его билеты. Причем наибольший скандал разгорелся вокруг пригласительных на церемонию открытия. На это мероприятие официально билеты не продавались, однако в интернете появились предложения купить приглашения по цене от 90 тыс. ($ 2.900) до 2 млн руб. ($ 65.000).

Это позволило россиянам говорить о том, что главный театр страны превратился в пафосный дворец, недоступный для посещения простым смертным.

“Туда и раньше было трудно попасть, сейчас финансово это нереально”,

– отмечает Горчакова. А Кузнецов, чтобы попасть в Большой, прибегнул к услугам спекулянтов.

“Я купил у них билеты за 3.000 руб. ($ 100)”,

– утверждает артист. Кузнецов уверен, что у перекупщиков есть билеты на любой спектакль и в любом количестве – “хоть роту приводи”. Хотя на премьеру балета Спящая красавица Кузнецов смог приобрести билет непосредственно в кассе за 1.300 руб. ($ 42), для чего четыре часа простоял в очереди.

Московские театралы рассказывают, что официально в кассах билетов может не быть, однако в интернете изобилие предложений – к примеру, за место в партере на Спящую красавицу просят 15.000 руб. (около $ 500). Существенно отличающиеся от номинальной стоимости билетов интернет-цены представители сайтов объясняют стоимостью услуг по резервации и доставке.

Спекуляции приобрели такой размах, что теперь билеты в Большой продаются только по паспортам и не более двух в одни руки.

Возрождение величия

Юрген Райнгольд, немецкий эксперт в области акустики, отмечает, что его первым впечатлением от обновленного Большого театра было восхищение и шок одновременно. Он вспоминает, что до произведенных работ кресла в театре были изношенными, а техника – допотопной. Теперь же театр вернул себе царственный блеск.

Самое главное – театру была возвращена акустика, которой он славился.

“В конце XIX века в Большом была лучшая акустика среди крупных оперных театров мира, Но после изменений в советский период он не входил даже в число 50”.

При советской власти акустику испортили бетоном: чтобы спасти разваливающееся здание, было решено переделать пол и фундамент. Так, резонансную ель и улучшающее акустику папье-маше заменили гипсом, цементом и бетоном.

Что касается отреставрированного интерьера театра, то он воссоздает времена царской России – были восстановлены росписи, возвращены люстры и гобелены эпохи Николая II. На покрытие золотом 890 кв. м лепнины ушло 4,5 кг драгоценного металла.

Новую вращающуюся сцену разрабатывали швейцарские специалисты. В итоге она стала крупнейшей в Европе: ее размеры составляют 21 х 22 м, а вес – 40 т.

Площадь помещений театра увеличилась вдвое – до 72 тыс. кв. м, также для большего удобства были объединены подземные и надземные переходы. В зрительном зале теперь 1.720 мест, как было при императоре, а не 2.200, как сделали в советское время. Последнее обстоятельство также было дополнительной нагрузкой для акустики.

Театральный блеск и любимое в России царское величие граждане страны, конечно же, замечают. Они хоть и говорят о значительных недоделках и осевших в чьих-то карманах деньгах, однако все же рады открытию Большого.

“Теперь доделывают как могут. Пусть так, главное, чтобы наконец доделали”,

– заключает Кузнецов.

Большие театры

Сан-Карло (Неаполь, Италия).
Открытие: 1737 год. Количество зрительских мест: 3.285.

Театр был возведен по указу короля Карла III, принадлежавшего к династии Бурбонов, и поэтому отличался королевской роскошью и размахом. Главными цветами в интерьере были синий и золотой (официальные цвета династии монархов). Здание театра страдало от различных ненастий трижды – в 1816, 1943 и 1969 годах. Последние работы по реконструкции завершились в 2008 году.

Ла Скала (Милан, Италия).
Открытие: 1778 год. Количество зрительских мест: 2.289.


За более чем два века с момента открытия театр пережил немало бедствий. Был полностью разрушен во время Второй мировой войны и вновь восстановлен в первоначальном виде в 1946-м. С 2001-го по 2004-й подвергся реконструкции. Первым музыкальным произведением на обновленной сцене стала Признанная Европа Антонио Сальери.

Государственный академический Большой театр России (Москва, Россия)
Открытие: 1780 год. Количество зрительских мест: 1.740.


Большой начинался как частный театр князя Петра Урсова и первое время назывался Петровским театром. Простояв всего четверть века, здание сгорело, а новое, возведенное архитектором К. И. Росси, прожило и того меньше, сгорев в 1812-м. Вновь отстроенный театр открылся в 1825 году и был значительно больше предшественника.

Очередной пожар настиг театр в 1853-м, но уже через три года он возобновил работу в новом помещении. В дальнейшем Большой переживал многочисленные ремонты и реконструкции, последняя из которых длилась шесть лет и завершилась осенью 2011 года.

Баварская государственная опера (Мюнхен, Германия).
Открытие: 1818 год. Количество зрительских мест: 2.100.


Построена по заказу короля Макса I, согласно его пожеланию строилась по образцу парижского театра Одеон. Через пять лет после открытия театр сгорел дотла, однако был быстро восстановлен и уже в 1825-м возобновил работу. Вторая мировая война не пощадила оперную сцену – после бомбардировок от здания остались лишь внешние стены. Восстановительные работы завершились в 1963 году.

(Опера Земпера) (Дрезден, Германия).
Открытие: 1841 год. Количество зрительских мест: 1.300.


Первой оперной постановкой в театре стала Эврианта основателя немецкой романтической оперы Карла Вебера. Здание театра разрушалось дважды: в 1869 году в результате пожара и в 1945-м во время бомбардировки. Был восстановлен по первоначальному проекту архитектора Готтфрида Земпера и открыт в 1985 году.

Большой оперный театр Лисеу (Барселона, Испания).
Открытие: 1847 год. Количество зрительских мест: 2.292.


Возведенный на средства богатых семей города театр дважды за свою историю страдал из-за крупных пожаров – в 1861 и 1994 годах. Открыт после реконструкции в 1999 году. Известен как одна из крупнейших оперных сцен Европы. Именно здесь начала свою блестящую карьеру оперная дива Монсеррат Кабалье.

(Вена, Австрия).
Открытие: 1869. Количество зрительских мест: 2.200.


Выполненное в стиле неоренессанса здание оперы не сразу полюбилось публике. Критика была настолько жесткой, что ответственные за проект архитекторы, не выдержав нападок, покончили жизнь самоубийством. Тем не менее спустя годы оперу признали одной из красивейших в мире. Во время Второй мировой войны здание было полностью разрушено. Открыто после восстановления в 1955 году.

(Париж, Франция).
Открытие: 1875 год. Количество зрительских мест: 1.979.


Возведенный по проекту архитектора Шарля Гарнье театр известен эклектичностью стиля и роскошным внутренним убранством. Примечательно, что не менее знамениты, чем выполненный в форме подковы зрительный зал, мраморная парадная лестница театра и фойе. C 1994 по 2007 год театр пережил серьезный ремонт – техническое оснащение модернизировали, а отделку отреставрировали.

(Буэнос-Айрес, Аргентина).
Открытие: 1908 год. Количество зрительских мест: 2.478.


Крупнейший оперный театр Южной Америки открылся постановкой Аиды Дж. Верди. Пережил три реконструкции, последняя из которых завершилась в 2010-м году и обошлась Аргентине в $ 100 млн.

Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США).
Открытие: 1966. Количество зрительских мест: 3.816.


Основанный еще 1883 году театр Метрополитен-опера обосновался в своем нынешнем здании, расположенном в Линкольн-центре, в 1966 году. Стены театра украшены монументальными фресками авангардиста Марка Шагала, зал обладает одной из лучших в мире акустик, сам театр оснащен по последнему слову техники.

Данные информационно-справочной службы Корреспондента

Panasonic и музей РЖД

Владимир Дунькович: Системы управления сценической механикой.

Синхронизация. Новый уровень шоу. OSC для шоу

Максим Коротков о реалиях с MAX \ MAX Productions

Константин Герасимов: дизайн — это технологии

Алексей Белов: Главный в нашем клубе - музыкант

Роберт Бойм: Я благодарен Москве и России - мою работу тут слушают и понимают


pdf "Шоумастера" № 3 2018 (94)

Четыре концерта с одной консоли в Мюнхенской филармонии Гаштайг

20 лет Universal Acoustics: история с продолжением

Беспроводные решения Astera на российском рынке

OKNO-AUDIO и семь стадионов

Илья Лукашев о звукорежиссуре

Simple Way Ground Safety — безопасность на сцене

Александр Фадеев: путь начинающего художника по свету

Что такое райдер и как его составлять

Дурацкий способ обработать бочку

pdf "Шоумастера" № 2 2018

Panasonic в Еврейском музее и центре толерантности

Концерты «БИ-2» с оркестром: передвижная готика

Дмитрий Кудинов: счастливый профессионал

Звукорежиссеры Владислав Чередниченко и Лев Ребрин

Свет в туре Ивана Дорна «OTD»

Шоу Ани Лорак «Дива»: Илья Пиотровский, Александр Манзенко, Роман Вакулюк,

Андрей Шилов. Прокат как бизнес

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Всему, что знаю, я научился самостоятельно. Читал, наблюдал, пробовал, экспериментировал, совершал ошибки, переделывал заново. Никто меня не учил. В то время в Литве не было никаких специальных учебных заведений, в которых обучали бы работе со световым оборудованием. Вообще, я считаю, что научиться этому нельзя. Чтобы стать художником по свету, нужно иметь что-то такое «внутри» изначально. Можно научиться работать с пультом, программированию, можно выучить все технические характеристики, но вот научиться творить нельзя.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Не следует путать новые возможности дизайна активных помещений с «поддерживаемой реверберацией», которая с 1950-х годов использовалась в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall), а позже в студиях «Лаймхаус» (Limehouse Studios). Это были системы, использующие настраиваемые резонаторы и многоканальные усилители для распределения естественных резонансов до нужной части помещения.

их результаты - ниже. Участники «Клуба прокатчиков шоу-технологий» активно обсуждали эту тему.
Мы предложили ответить на несколько вопросов специалистам, которые уже не один годв нашем бизнесе,
и их мнение, безусловно, будет интересно нашим читателям.

Андрей Шилов: "Выступая на 12 зимней конференции прокатных компаний в Самаре, в своем докладе я поделился с аудиторией проблемой, которая меня сильно беспокоит последние 3-4 года. Мои эмпирические исследования рынка проката привели к неутешительным выводам о катастрофическом падении производительности труда в этой отрасли. И в своем докладе я обратил внимание владельцев компаний на эту проблему как на самую важную угрозу их бизнесу. Мои тезисы вызвали большое количество вопросов и длительную дискуссию на форумах в соцсетях."

28 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции.

Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года.

За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здания был пристроен капитальный склад декораций, укреплены фундаменты под наружными стенами, в которых стали появляться трещины (из-за реки Неглинки, упрятанной в трубу, и прочих дренажных работ).

В 1921 году тщательное обследование выявило аварийное состояние театрального здания. Стена, возведенная в 1855 году на слабом песчаном грунте, дала значительную осадку. Появилась опасность полного разрушения зрительного зала. В конце августа 1921 года начались аварийно-ремонтные работы, которые велись в авральном режиме - круглосуточно, не нарушая обычной работы театра. Летом 1923 года были закончены работы по подводке фундаментов под две полуциркульные стены зрительного зала, строительные работы продолжались до 1929 года. В результате здание театра удалось спасти от разрушения, тем не менее, из-за многочисленных переделок и непрофессионального подхода к ряду реставрационных вопросов был нанесен непоправимый ущерб как самому памятнику, так и его уникальной акустике.

В 1938 году за короткий срок (5,5 месяцев) в Большом были проведены масштабные работы в сценической части, включавшие замену инженерных конструкций (стен, перекрытий и т.п.). После проведения реконструкции площадь главной сцены театра значительно увеличилась.

28 октября 1941 года в театр попала 500-килограммовая бомба, которая пробила стену фасада и разорвалась в вестибюле. Значительные повреждения главного фасада, вестибюля, фойе, зрительного зала были устранены в 1942-1943 годах (руководитель - архитектор Александр Великанов). Под руководством художника Павла Корина реставрирована роспись плафона.

В 1958 году была осуществлена первая капитальная реставрация здания. Тогда же театр оснастили системой кондиционирования.

Этапы современной реконструкции

В 1993 году постановлением правительства РФ и постановлением правительства Москвы ГАБТ передан ряд прилегающих зданий и участков, что определило концепцию развития Большого театра. Проект реконструкции этих кварталов (так называемая первая очередь) разработан в мастерской N 14 "Моспроекта-2". Сюда входят: здание филиала, вспомогательный, инженерный. художественно-производственный корпуса.

В 2004 году по поручению Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации ФАКК "Техноинторг" провел тендер на генерального подрядчика второй очереди. Победила югославская фирма "Напред" с контрактом на 250 миллионов долларов. Однако вскоре "Напред" отказалась от проведения работ и дирекция заключила договор на генподряд с ЗАО "СУИпроект" с контрактом на 430 миллионов долларов.

В конкурсе на выбор поставщика технического оборудования победителем стала немецкая Bosch Rexroth AG.

17 февраля 2005 года на выездном заседании Научно-технического совета Главгосэкспертизы России, которое состоялось на Новой сцене Большого театра, практически единогласно был одобрен проект реконструкции основного здания Большого театра.

В апреле 2006 года Геральдический совет при Президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856 года. Принято решение заменить их на фасаде здания, над центральной царской ложей. Гербы СССР отправят на музейное хранение.

К весне 2006 года выяснилось, что объем работ намного больше, чем предполагалось и сроки окончания реконструкции (март 2008 года - запуск труппы в репетиционные помещения, осень 2008 года - начало зрительского сезона) выдержать не удалось. Затем предполагалось, что Большой театр откроется в 2009 году, но летом 2008 года сроки вновь сдвинулись.

27 ноября 2008 года на закрытом брифинге министр культуры РФ Александр Авдеев сообщил , что реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года. По его словам, задержка сроков строительства была вызвана четырьмя причинами. В их числе министр назвал слабого руководителя проекта, неэффективную схему взаимодействия фирм участниц проекта и их слабую координацию, а также отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ.

Новым руководителем проекта назначен Яков Саркисов.

В мае 2009 года распоряжением президента РФ была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ. Функции группы - контроль за осуществлением мероприятий второй очереди, рассмотрение предложений госзаказчика - Минкультуры РФ по изменению объемов, сроков выделения, направлений и порядка расходования выделяемых из бюджета средств.

18 ноября пресс-служба генерального подрядчика проекта - компании "СУИпроект" сообщила о завершении реставрации восьми колонн главного фасада Большого театра . В рамках работ по внешнему благоустройству здания строители также завершили реставрацию южного фасада здания и провели гидроизоляционные работы со стороны Щепкинского проезда и Театральной площади.

В исторической части здания закончен монтаж и окраска медной кровли, а также смонтированы оконные блоки.

1 декабря стало известно, что генподрядчик реконструкции Большого театра ЗАО "СУИпроект" и проектировщик "Курортпроектсервис" создали совместную рабочую группу , которая будет действовать непосредственно на строительной площадке. Рабочая группа призвана ускорить принятие всех решений, связанных с происходящими работами.

2 февраля 2010 года Большой театр впервые с 2005 года, когда началась его реконструкция, открыл двери для публики. В первом из отреставрированных залов, Хоровом, . Программа концерта была составлена из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Верди и Пуччини. Послушать их пришли министр культуры РФ Александр Авдеев, возглавляющий попечительский совет ГАБТа вице-премьер Александр Жуков, члены попечительского совета в полном составе, мэр Москвы Юрий Лужков.

2 февраля пресс-секретарь Минкультуры Наталья Уварова сообщила, что глава ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", которое является заказчиком-застройщиком реконструкции Большого театра в Москве, Яков Саркисов освобожден от занимаемой должности по собственному желанию.Со своей стороны, министр культуры РФ Александр Авдеев "деятельность Саркисова, его профессиональные и организационные качества на посту руководителя дирекции".

22 августа копии скульптур муз Эрато (муза лирической поэзии) и Терпсихоры (муза танца), уничтоженных взрывом авиационной бомбы в 1941 году, . Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века.

Ранее в театре был установлен живописный поднимающийся холст "Въезд Минина и Пожарского в Москву".

2 октября прошел специальный показ обновленного здания для строителей, 24 октября результаты реконструкции были продемонстрированы журналистам.

28 октября Большой театр после шестилетней реконструкции откроет главную сцену праздничным концертом, который будет транслироваться для всех желающих на Театральной площади.Первой постановкой после реконструкции исторической сцены театра .

На разных этапах реконструкции постоянно возникали скандальные ситуации, в том числе в сентябре 2009 года было по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.