Главные изменения после реконструкции большого театра. Большой театр открыт после реконструкции

Музыкальная ясность, время прихода первых и энергия боковых отражений, громкость, уровень звукопоглощения… Только специалисты знают, по каким критериям оценивается акустика концертного или театрального зала, и как сложно добиться превосходного звучания. Продолжаются споры об акустике Большого театра после реставрации. Сегодня там провели эксклюзивную "акустическую" экскурсию для журналистов, чтобы они во всех тонкостях изучили этот непростой вопрос. Рассказывают .

Акустика - дело тонкое. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский формулирует еще острее.

"Сама по себе акустика - понятие эфемерное и абстрактное", - говорит он.

Такое же эфемерное и абстрактное, как скрипка Страдивари. В руках мастера она поет, но может издавать анти-музыкальные звуки, если попадает к неумелому скрипачу.

Над акустикой Большого работали специалисты из Германии. Юрген Райнхольд рассказал, что они стремились максимально приблизить ситуацию к первоначальной, созданной еще Альбертом Кавосом. Из-под пола в зрительном зале убрали бетонную подушку и восстановили полое пространство. Увеличили наклон пола в партере, увеличили размер оркестровой ямы. А лепнину сделали из папье-маше, материала несколько неожиданного, но благоприятного для хорошего звука. Для инженеров качество акустики выражается в цифрах. Самый важный параметр - время реверберации - продолжительность отзвука.

"До реставрации в пустом зале с массивными декорациями "Бориса Годунова" время реверберации было 1,35 секунды. В 2012 в тех же декорациях оно увеличилась до полутора секунд. Вчера мы замеряли с легкими декорациями "Лебединого озера", время реверберации составило 1,6. Для исторического театра это очень хорошие показатели. Для сравнения в Ла Скала в подобной ситуации получили бы всего лишь 1,2 секунды", - поясняет Юрген Райнхольд.

Поначалу у музыкантов и слушателей претензии к акустике были, однако в последнее время она стала лучше. Музыканты адаптировались к новой звуковой ситуации.

"Мы с оркестром провели несколько специальных встреч, по-разному сажали оркестр. Сейчас после споров, размышлений, рассуждений… Хотя для каждой оперы - разные стили - требуется своя акустика, своя посадка оркестра", - замечает Василий Синайский.

Именно поэтому оркестровая яма может подниматься целиком и по частям. Легкий моцартовский оркестр лучше поднять, а мощный вагнеровский - разместить поглубже в яме.

И напоследок совет зрителям. Если вы можете позволить себе билет в партер, старайтесь не попасть в первый ряд со стороны тромбонов. Можете не услышать солиста. Зато обладатели билетов на самую галерку в проигрыше не останутся. Но им следует запастись полевыми биноклями.

Новости культуры

Где Большой ставят на 55-е место?
И нашёлся блогоприятель, который постарался обстоятельно ответить на этот вопрос.

Оригинал взят у bullking в Мировой рейтинг оперных театров по акустике

или загадочный world opera house rankings.

Сохранение уникальной акустики зала - одна из главных задач реставраторов Большого театра. Сообщили в свое время реставраторы Большого театра и с усердием принялись осваивать выделенные на это благое дело 700 миллионов долларов США в рублевом эквиваленте. Грамотные инженеры, проявив недюжинный талант и смекалку, соорудили из папье-маше и резонансной ёлки то, чего в Большом отродясь не было - выход в рейтинг мировых оперных театров по качеству звука на душу населения.

О чем населению, в свою очередь, поведали российские телеканалы:

для начала телекомпания ВГТРК в марте 2011 года поместила дореставрационный Большой на 59-е место по качеству звука в мире и высказала уверенность - после реставрации театр вернет былое, дореволюционное лидерство!

затем 1-ый канал в октябре, в день премьерного открытия театра улучшил дореставрационные показатели Большого по акустике подняв его в мировой табели о рангах на 55-е место.

но поскольку трансляция открытия на фоне мировых гостей предполагала освещение события и в иностранной прессе, на остальной мир пошла новая, слегка размазанная цифра мирового акустического рейтинга оперных театров - ниже 50-го места. Опять же, с уверенностью, что теперь, после освоения полутора миллиардов рублей, Большой театр снова вернулся на первые акустические места топа! Это заявил инопрессе представитель компании-реставратора Инвестиционная группа "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.

Ну заявил и заявил. Имеет право, поскольку "Сумма Капитал", видимо, и является составителем акустических рейтингов мировых оперных сцен с 19-го века и по наши дни. Исходя из того, что подобные рейтинги до этого не составлялись никакими официальными рейтинговыми агентствами и не были описаны в анналах истории как российской так и зарубежной.

Есть правда один человек. Лев Беранек (Leo Leroy Beranek). Вот он на фото слева.

Он действительно, однажды, на свой страх и риск, составил топ оперных театров и концертных залов мира с точки зрения акустического восприятия и технологичности передачи звука от певцов на сцене к ушам зрителей в зале. Вот этот самый топ с первого по двадцать первое место.

Топ оперных домов от Беранека, руководителя электро-акустической лаборатории Гарварда, был выстроен с учетом различных физико-акустических показателей мировых концертных залов, составляет более 600 страниц, и, на данный момент времени, является единственно подтвержденным документально.

Книгу Беранека с результатами исследования "Концертные залы и Дома Оперы. Музыка. Акустика и Архитектура " похоже и прочитали инженеры фирмы по строительству нефтеналивных терминалов типа Большой театр. А поскольку ученый исследовал акустику в 58 мировых концертных залах, в число которых Большой театр не попал, по чисто российской логике, 59-е место - это и есть место Большого театра в списке лучших оперных театров мира в акустическом мировом рейтинге, что и было передано шифрограммой в студию "Вестей" в марте. А далее... ну подкорректировали немного топ. А чо?!

Все одно, после настройки папье-маше и вхождения еловых потолков в резонанс с метрополитеном - акустика Большого театра заработает так же, как и в далеком XIX-м веке. А театр займет свое законное, наипервейшее место по ранжиру царского времени. Это же не трудно. Достаточно поднять из пыльных архивов талмуды придворных ученых-акустиков Александра III-го и убедиться.

28 октября состоится торжественное открытие исторической сцены Большого театра после длительной реконструкции.

Большой театр в Москве открылся 18 (6 по ст. ст.) января 1825 года.

За долгую историю Большого театра в здании много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы.В 1894 году в связи с ремонтом театр закрывался на год. К северному фасаду здания был пристроен капитальный склад декораций, укреплены фундаменты под наружными стенами, в которых стали появляться трещины (из-за реки Неглинки, упрятанной в трубу, и прочих дренажных работ).

В 1921 году тщательное обследование выявило аварийное состояние театрального здания. Стена, возведенная в 1855 году на слабом песчаном грунте, дала значительную осадку. Появилась опасность полного разрушения зрительного зала. В конце августа 1921 года начались аварийно-ремонтные работы, которые велись в авральном режиме - круглосуточно, не нарушая обычной работы театра. Летом 1923 года были закончены работы по подводке фундаментов под две полуциркульные стены зрительного зала, строительные работы продолжались до 1929 года. В результате здание театра удалось спасти от разрушения, тем не менее, из-за многочисленных переделок и непрофессионального подхода к ряду реставрационных вопросов был нанесен непоправимый ущерб как самому памятнику, так и его уникальной акустике.

В 1938 году за короткий срок (5,5 месяцев) в Большом были проведены масштабные работы в сценической части, включавшие замену инженерных конструкций (стен, перекрытий и т.п.). После проведения реконструкции площадь главной сцены театра значительно увеличилась.

28 октября 1941 года в театр попала 500-килограммовая бомба, которая пробила стену фасада и разорвалась в вестибюле. Значительные повреждения главного фасада, вестибюля, фойе, зрительного зала были устранены в 1942-1943 годах (руководитель - архитектор Александр Великанов). Под руководством художника Павла Корина реставрирована роспись плафона.

В 1958 году была осуществлена первая капитальная реставрация здания. Тогда же театр оснастили системой кондиционирования.

Этапы современной реконструкции

В 1993 году постановлением правительства РФ и постановлением правительства Москвы ГАБТ передан ряд прилегающих зданий и участков, что определило концепцию развития Большого театра. Проект реконструкции этих кварталов (так называемая первая очередь) разработан в мастерской N 14 "Моспроекта-2". Сюда входят: здание филиала, вспомогательный, инженерный. художественно-производственный корпуса.

В 2004 году по поручению Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации ФАКК "Техноинторг" провел тендер на генерального подрядчика второй очереди. Победила югославская фирма "Напред" с контрактом на 250 миллионов долларов. Однако вскоре "Напред" отказалась от проведения работ и дирекция заключила договор на генподряд с ЗАО "СУИпроект" с контрактом на 430 миллионов долларов.

В конкурсе на выбор поставщика технического оборудования победителем стала немецкая Bosch Rexroth AG.

17 февраля 2005 года на выездном заседании Научно-технического совета Главгосэкспертизы России, которое состоялось на Новой сцене Большого театра, практически единогласно был одобрен проект реконструкции основного здания Большого театра.

В апреле 2006 года Геральдический совет при Президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856 года. Принято решение заменить их на фасаде здания, над центральной царской ложей. Гербы СССР отправят на музейное хранение.

К весне 2006 года выяснилось, что объем работ намного больше, чем предполагалось и сроки окончания реконструкции (март 2008 года - запуск труппы в репетиционные помещения, осень 2008 года - начало зрительского сезона) выдержать не удалось. Затем предполагалось, что Большой театр откроется в 2009 году, но летом 2008 года сроки вновь сдвинулись.

27 ноября 2008 года на закрытом брифинге министр культуры РФ Александр Авдеев сообщил , что реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года. По его словам, задержка сроков строительства была вызвана четырьмя причинами. В их числе министр назвал слабого руководителя проекта, неэффективную схему взаимодействия фирм участниц проекта и их слабую координацию, а также отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ.

Новым руководителем проекта назначен Яков Саркисов.

В мае 2009 года распоряжением президента РФ была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ. Функции группы - контроль за осуществлением мероприятий второй очереди, рассмотрение предложений госзаказчика - Минкультуры РФ по изменению объемов, сроков выделения, направлений и порядка расходования выделяемых из бюджета средств.

18 ноября пресс-служба генерального подрядчика проекта - компании "СУИпроект" сообщила о завершении реставрации восьми колонн главного фасада Большого театра . В рамках работ по внешнему благоустройству здания строители также завершили реставрацию южного фасада здания и провели гидроизоляционные работы со стороны Щепкинского проезда и Театральной площади.

В исторической части здания закончен монтаж и окраска медной кровли, а также смонтированы оконные блоки.

1 декабря стало известно, что генподрядчик реконструкции Большого театра ЗАО "СУИпроект" и проектировщик "Курортпроектсервис" создали совместную рабочую группу , которая будет действовать непосредственно на строительной площадке. Рабочая группа призвана ускорить принятие всех решений, связанных с происходящими работами.

2 февраля 2010 года Большой театр впервые с 2005 года, когда началась его реконструкция, открыл двери для публики. В первом из отреставрированных залов, Хоровом, . Программа концерта была составлена из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Верди и Пуччини. Послушать их пришли министр культуры РФ Александр Авдеев, возглавляющий попечительский совет ГАБТа вице-премьер Александр Жуков, члены попечительского совета в полном составе, мэр Москвы Юрий Лужков.

2 февраля пресс-секретарь Минкультуры Наталья Уварова сообщила, что глава ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", которое является заказчиком-застройщиком реконструкции Большого театра в Москве, Яков Саркисов освобожден от занимаемой должности по собственному желанию.Со своей стороны, министр культуры РФ Александр Авдеев "деятельность Саркисова, его профессиональные и организационные качества на посту руководителя дирекции".

22 августа копии скульптур муз Эрато (муза лирической поэзии) и Терпсихоры (муза танца), уничтоженных взрывом авиационной бомбы в 1941 году, . Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века.

Ранее в театре был установлен живописный поднимающийся холст "Въезд Минина и Пожарского в Москву".

2 октября прошел специальный показ обновленного здания для строителей, 24 октября результаты реконструкции были продемонстрированы журналистам.

28 октября Большой театр после шестилетней реконструкции откроет главную сцену праздничным концертом, который будет транслироваться для всех желающих на Театральной площади.Первой постановкой после реконструкции исторической сцены театра .

На разных этапах реконструкции постоянно возникали скандальные ситуации, в том числе в сентябре 2009 года было по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

8/4/11 , 17:55

Последние годы театр переживал не лучшие времена и было время, когда само существование здания в его нынешнем виде стояло под вопросом. Было очень интересно узнать, как обстоят дела с реконструкцией и реставрацией помещений театра, поэтому я несколько раз пытался попасть туда. Наконец, мне это удалось - инвестиционная группа «Сумма-Капитал», занимающаяся реконструкцией театра, и пресс-служба ВТБ позвали на экскурсию.

Конструкции Большого театра (стены, фундаменты, перекрытия) на всех этапах его строительства и расширения всегда содержали элементы старых строений. Первый Старый Петровский театр (1780 года) имеет большие фрагменты предыдущего строения на Петровке. Большой Петровский театр Осипа Бове (1825 год) в сценической части и других местах включал в себя конструкции стен Старого Петровского театра.

Из пресс-релиза:

За весь период проектирования было рассмотрено 9 вариантов проекта реставрации и реконструкции Большого театра: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, культурными деятелями, архитекторами и т.д.

В проект вошли: проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальная реконструкция сценической части с углублением подземного пространства. При этом сохраняется исторический облик здания как памятника архитектуры.

В соответствии с заданием на проектирование и решением Методсовета Министерства культуры Российской Федерации от 05.02.2004 основное здание Большого театра должно сохранить свое островное положение и привычный исторический облик. Серьезные объемные надстройки и пристройки к зданию исключаются. Допускается только реконструкция северного фасада. Восстанавливается проезд по Копьевскому переулку между северным фасадом основного здания и Домом С.А. Хомякова. Главный вход в здание сохраняется через парадную колоннаду со стороны Театральной площади. Служебный вход находится во Вспомогательном корпусе.

До реконструкции площадь основного здания составляла 30.366 кв.м. После реконструкции она будет увеличена на 42 454 кв. м и составит 72.830 кв.м. В процессе реконструкции увеличена площадь служебного корпуса с 3992 кв.м. до 6705 кв.м. Здания театра будут соединяться четырьмя подземными коридорами, площадь которых составит 380 кв.м., для этого также будут реконструированы 100 кв.м вспомогательного и 100 кв. м инженерного корпусов.

Основное здание театра имеет габариты в плане:
- наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;
- подземная часть 151,72х77,72 м, выстоа этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.

Сейчас на строительной площадке каждый день работает порядка 3000 человек, их них 950 - реставраторы. Контроль хода работ осуществляется на основе представляемых генеральным подрядчиком ежедневных отчетов о выполнении месячно-суточных графиков производства работ.

Это не заводской цех, это сцена Большого театра. Стена впереди разделяет сцену и зрительный зал. На этом месте потом будет смонтирован новый противопожарный занавес, который опускают после окончания спектакля.

Я это место у сцены сфотографировал нарочно - бригады монтировщиков были разделены на две стороны: левую и правую. Вот это место для нашей стороны, здесь мы стояли перед сменой декораций во время спектакля. Теперь здесь всё другое - даже стены новые.

Сценическое пространство сверху. Поверхность сцены это, примерно, середина общей высоты помещения - над сценой 20,5 метров, под ней - 24 метра. Раньше, я помню, под сценой умещались шесть этажей с различными конструкциями.

В сценической части театр будет оснащен современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сценической технологии были взяты «Ковент Гарден» в Лондоне, «Гранд Опера» и «Опера Бастиль» в Париже, «Карло Феличе» в Генуе, «Ла Скала» в Милане, «Сан Карло» в Неаполе, театральный центр в Токио.

Колокола, которые раньше стояли внизу, подняты на самый верх. Колокольный звон в «Борисе Годунове» и «Хованщине» пробирал до дрожи. Самый большой колокол весит 6.4 тонны, самый маленький - 8.7 кг.

За годы существования театра эта гипсовая лепнина в боковых вестибюлях и кольцевых коридорах переделывалась многократно - композиции зачастую состоят из кусков самого разного времени.

Вместо старых скрипучих паркетных полов, уложенных в советское время, восстановлен оригинальный каменный пол, сделанный в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры.

Подземный репетиционно-концертный зал - одно из новых помещений театра. Он выходит за пределы основного здания и кончается там, где наверху сквер с фонтаном.

Белое фойе над входом в театр (16 на схеме вверху). Сюда в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. Интерьер фойе восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке - роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала - с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.

Те детали, которые можно было восстановить и сохранить, оставлены на своих местах - как этот замок на двери.

Большой зал императорского фойе. Теперь он называется Бетховенским. В советское время здесь проходили партсобрания коллектива театра, здесь исключали из партии Галину Вишневскую. В дальнем конце зала, справа - дверь в ложу, которой пользовался Сталин. Как большой любитель оперы, он мог приехать в театр, чтобы послушать только одну, любимую, арию. В ложе была сооружена полукруглая бетонная стена, которая надежно укрывала вождя от зрителей в зале. В театре рассказывали о специальном стуле, на котором сидел невысокого роста Сталин - внизу была сделана приступка для ног, чтобы они не висели в воздухе.

Перед коронацией императора Николая II в 1895 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах - это композиция растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России.

Уникальные панно за это время сильно пострадали - монограммы и гербы в советское время вырезали ножницами, ткань постоянно страдала во время ремонтов и покраски, а в 70-е годы было принято решение отдать панно в химчистку, что нанесло непоправимый урон структуре полотна.

Восстанавливали панно в течение трех лет буквально по нитям. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году.

Из архивных материалов известно, что лепные работы в интерьерах Большого императорского фойе выполнялись скульптурной мастерской М.Д. Кутырина. В сохранившемся договоре подряда имеется подробное описание этих работ:

«…в 2-х люнетах Императорского большого Царского фойе поставить лавровый фестон на поперечных стенах по овалу свода, отделить середину люнетов таким же фестоном и поставить лепные украшения на середину люнетов в виде картуша с инициалом их Императорских величеств, короною и орнаментами».

Хоровой зал тоже воссоздан таким, каким он был в 1856 году.

То, что ты находишься в зрительном зале Большого, становится понятно только тогда, когда поднимаешь голову и видишь знакомые фигуры на потолке. Здесь все в строительных лесах, идет работа над золочением лепнины ярусов, а в центре готовят с сборке красу и гордость - большую хрустальную люстру.

Впервые увидел этих атлантов без покрытия. Они, оказывается, из папье-маше - этого требует акустика зала, который до перестройки в советское время, славился ей на весь мир.

С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия.

Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.

Для того, чтобы проводить в зале Большого большие официальные мероприятия, в 20-е годы он был перестроен для увеличения зрительских мест. Вместе с этим было утрачено большое количество облицовки из резонансной ели, что привело к ухудшению качества звука. Сейчас всё восстанавливается по прежней схеме, разработанной Кавосом.

На лесах, установленных вдоль балконов ярусов идет кропотливая работа по золочению декора из папье-маше. На золотой слой, которым был покрыт декор, за последующие 150 лет было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, проводившиеся в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

Во время одной из прогулок по Риму пару лет назад я наблюдал, В Большом все происходит похоже - только мастера кроют декор по методу «золото на полимент» (полимент - это специальный грунт ручной работы из красной мелкодисперсной глины и белка). Такой вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране.

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении рельефной поверхности золото «выдувается» из книжечки на специальную подушку из замши и разрезают специальным золотарным ножом на отдельные части.

При первом прикосновении золото прилипает к пальцам. Поэтому используется специальный инструмент - лампемзель (веерообразная кисть, изготовленная из беличьего хвоста). Перед тем как брать золото на лампемзель два-три раза проводят веером по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веер прикладывают к листу золота и переносят на то место, где должна быть позолота.

От веера золото пристает к полименту, подмоченному водкой. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. Поэтому листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом несколько миллиметров. Листки золота тщательно «притыкают» беличьей короткой кисточкой, особенно в местах углублений.

Полировку золота производят спустя 2-3 часа после золочения. Места золочения разглаживают до блеска агатом или сердоликом - хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Это делается для того, чтобы придать золоту яркий блеск.

Раньше золото полировали медвежьим, кабаньим или волчьим клыков, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата или сердолика в форме крючков) напоминает клык. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша. При полировке, плавно надавливая на агатовую лопаточку, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.

Вот так выглядит сейчас зрительный зал с верхнего яруса.

Пока меня водили по театру, специалисты готовились испытывать недавно отреставрированную и собранную заново Главную люстру, освещающую зрительный зал.

Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6,5 метра, а высота – 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами - около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами люстра весит около 2,3 тонн.

Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок, весом более 260 кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Когда в 2006 году началась реставрация люстры, из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать более 13,5 тысяч деталей.

При реставрации каркаса пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту и нанести её заново.

В XIX веке люстра была газовой - в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили.

Специалисты готовились к динамическим и весовым испытаниям различных элементов люстры.

Украшение фасада театра - квадрига Аполлона - тоже пострадала при взрыве бомбы в 1941 году. При обследовании в 2007 году на поверхностях скульптур были обнаружены многочисленные трещины, вмятины, заплаты из меди. Реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года сразу после установки здания театра на новый фундамент.

В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии. В феврале 2010 года реставраторы приступили к работам по восстановлению скульптурной группы. Через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали (в т.ч. тот самый фиговый листок).

После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур. Обновленная квадрига покрыта несколькими слоями специального защитного состава.

Со знаменитыми колоннами фасада театра дело тоже обстояло весьма печально. Они сделаны из известняка и, чтобы защитить камень от влаги, их ставили на берестяные подкладки. Береста с течением времени истлела и влага из земли стала проникать в камень колонн.

От выступающей на поверхность соли стали появляться большие черные пятна (на старых фотографиях здания театра они хорошо видны). Реставраторам нужно было постараться привести камень в исходное состояние, обессолив его.

Очищать белый камень реставраторы начали еще с конца марта 2010 года. Для понижения солей на поверхность колонн накладывали специальные составы из целлюлозы и глины, оборачивая их на полторы – две недели пленкой - делали такие своеобразные компрессы. Контроль над состоянием известняка будет осуществляться теперь постоянно.

Были заново изготовлены и торшерные фонари, которые тоже сильно пострадали. Исследование, кстати, показало, что большая часть из них являлась неточными копиями оригинальных фонарей Кавоса.

Постараюсь держать вас в курсе происходящего в театре, который должен открыться поздней осенью этого года.

Огромное спасибо инвестиционной группе «Сумма-Капитал» и пресс-службе банка ВТБ за помощь в подготовке репортажа.

Фотографии: © drugoi

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь — там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака! После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор — в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та!

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь - там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака!

После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор - в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та! Фраза эта, особенно из уст «знатоков», не отличающих трубу от скрипки, вызывает такое раздражение, что Большой, проигрывающий одну информационную битву за другой, решил наконец подробно рассказать хотя бы об акустике - какая она была и как ее восстановили. Благо, сейчас в Москве находится главный инженер фирмы «Мюллер-ББМ» Юрген Райнхольд, занимавшейся возрождением звукового облика великого зала.

Главный дирижер театра Василий Синайский даже ворчал: «Немцы работали очень много, педантично до занудства, утрами, вечерами, в выходные - по понедельникам. Часто для тестирования приглашали меня, артистов. Юрген слушал и говорил: «Мне не нравится», - и мы снова встречались через неделю. Он делал записи, увозил с собой, их изучали, и он снова возвращался в Москву».

Акустикой Большого театра занималась немецкая компания, созданная после войны с целью восстановить разрушенные театры и концертные залы Германии. Юрген Райнхольд рассказывает, что 80 процентов зала не нуждалось в какой-либо переделке: прекрасная акустика заложена уже в самой конфигурации зала. Архитектор Альберт Кавос в свое время соорудил - если смотреть сверху - огромную деревянную скрипку, в которую вложен зал. Даже потолок, который предписывалось изготовить из железа, рискнул построить деревянный, чтобы избежать особого резонанса, свойственного металлу.

Большой театр звучит по-особому благодаря панелям из резонансной ели - акустически отзывчивого дерева. Сейчас все панели, с годами частично утраченные, восстановлены.

Нужную ель найти было не просто: ей должно быть 100-120 лет, она должна быть строго вертикальна, симметрична, иметь островершинную крону, 5-6 метровый цилиндрический фрагмент должен быть без сучков и повреждений.

Юрген Райнхольд восстанавливал акустику оперных театров Ля Фениче в Венеции, Сан-Карло в Неаполе (старейшего в Европе); налаживал ее в новой Мариинке-2.

Что было сделано в Большом?

«В первую очередь мы увеличили оркестровую яму. Отодвинули вглубь назад с пяти до семи метров - рампа теперь там, где обозначил Кавос, - рассказывает Райнхорд. - Во-вторых, изменили наклон пола в партере. Он был невелик для такого громадного зала - всего 56 см. Из-за этого уже в третьем-четвертом рядах зрителям приходилось выглядывать из-за голов. А есть неписаное правило: если плохо видно, значит, и звука поступает меньше. Высоту сцены мы подняли на метр, опустив переднюю часть партера, потому что надо было сохранить уровень при входе в зал. Удалили бетон, залитый под полом партера. Пол здесь классический деревянный - как во всех оперных театрах и концертных залах. Если подпрыгнуть - все ощущают сильную вибрацию. Вот так же зритель чувствует вибрацию ногами на фортиссимо или при звуке литавр в оркестровой яме. На балконах сохранены все декоративные элементы Они из папье-маше. Акустически папье-маше превосходно, так как не имеет пор. А после покрытия золотом становится отличной поверхностью для отражения звука. Под стульями находятся круглые зарешеченные отверстия. Здесь была очень несовременная вентиляция. Теперь в районе 9-10 рядов под залом расположено полое пространство высотой 1,5 м, а в конце зала - 2,5 м; в нем накапливается подаваемый воздух. Сейчас я приезжаю в Москву раз в два-три месяца - убедиться, что оркестр правильно использует мобильные элементы. Ведь оркестровая яма может раздвигаться, подниматься и опускаться; там есть небольшие панели, которые в зависимости от угла поворота отражают или поглощают звук. А под ней мы восстановили полость - большую деревянную полубочку глубиной 2,5 метра. Это был утраченный элемент. Но он известен нам по старинным театрам Италии».

Василий Синайский настаивает, что само понятие «акустика зала» - понятие эфемерное. Рассказывает, что когда готовились к первому концерту-открытию исторической сцены, была одна акустика, а сейчас уже все звучит по-другому. «Это зависит и от характера и положения декораций, и от рассадки оркестра. В Моцарте важны легкие духовые, аккомпанемент; в Рихарде Штраусе - плотное звучание медных».

Журналистам дали послушать выступления солистов с разных рядов из партера и с четвертого яруса. Нет, не придерешься, слышно отлично. Но вопросы начались сразу.

- Говорят, что на сцене есть подзвучка.

Ю.Райнхольд: Такая делается во всем мире. На сцене же очень много кулис, декораций, исполнители часто стоят в глубине сцены. Но звук идет не в зал - а на сцену. Чтобы артисты слышали оркестр, могли петь в ансамбле.

- Много говорят о «звуковых ямах» в партере. Это какие места?

В.Синайский: Еще до переделки многие солисты жаловались, что где-то их не слышно. Говорят, Нэлепп, Масленникова отмечали на сцене крестиком место, откуда лучше петь. Вроде бы лучше всего слышно в четвертом ярусе. В партере первые ряды всегда заметно уступают по звучанию средним, ложам, бельэтажу. Но совсем провальных по звучанию мест в зале нет.

- Можно ли сравнить акустику Мариинки-2 и Большого?

Ю.Райнхольд: «Нет. В Большом были иные задачи. Во всех исторических театрах короткая реверберация, так как в них много драпировок. Уберите портьеры - и здесь будет гулко, как в храме. А в Мариинке с самого начала все строилось по современным понятиям, там более длительная реверберация.

- До реконструкции Большой по акустике был на 55 месте в мире. А сейчас?

Ю.Райнхольд: «В двадцатку точно входит. Что я знаю точно - акустические условия здесь лучше, чем в Ла Скала. Главный дирижер Даниэль Баренбойм и его директор Стефан Лисснер, привезя театр сюда на гастроли, проверяли акустику в зале и оба сказали: «Великолепно!» Мне очень жаль, что об акустике Большого судят чаще всего непрофессионалы.

- А где, по-вашему, в Большом лучше слушать оперу?

Ю.Райнхольд: Наверху. К тому же вместо одного билета купите пять и еще прихватите с собой друзей!