Биография и картины александра бенуа. Эстетические взгляды «Мира искусства»

Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (фр. Alexandre Benois; 21 апреля 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. С 1885 по 1890 года учился в частной гимназии К. И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым .

Некоторое время учился в Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» - картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896-1898 и 1905-1907 годах работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа - один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.

В 1903 году Бенуа создал серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» - один из шедевров отечественной книжной графики. Впоследствии художник неоднократно возвращался к этому сюжету, в общей сложности его работа с иллюстрациями к последней поэме Пушкина продолжалась 19 лет - с 1903 по 1922 года. В этот период Бенуа много работал для театра, занимался созданием декораций и режиссурой. В 1908-1911 годах - художественный руководитель «Русских сезонов» Сергея Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусства.

В 1919 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в СССР стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала.

В последние годы работал над обстоятельными мемуарами. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.

Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера Карла Ивановича Кинда, Анне Карловне (1869-1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра - Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны - Марией Кинд). У них родились дети:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

    - (1870 1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Один из организаторов и идейных лидеров объединения «Мир искусства», создатель одноименного журнала. В живописи, графике, театральных работах… … Энциклопедический словарь

    Сын проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. университета посвятил себя всецело искусству. Долго жил в Париже, откуда делал поездки с художественною целью в Бретань, Нормандию,… … Большая биографическая энциклопедия

    Бенуа, Александр Николаевич - Александр Николаевич Бенуа. БЕНУА Александр Николаевич (1870 1960), российский художник, историк искусства и художественный критик. С 1926 во Франции. Идеолог Мира искусства. В живописи, графике, театральных работах (Версальская серия, 1905… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1870 1960), русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился самостоятельно. В 1896 98 и 1905 1907 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства.… … Художественная энциклопедия

    Бенуа Александр Николаевич - (1870—1960), живописец и график, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Родился в Петербурге. Учился на юридическом факультете университета (1890—94), живописи и рисунку учился самостоятельно под… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1870 1960) российский художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог Мира искусства. В живописи, графике, театральных работах (Версальская серия; иллюстрации к Медному всаднику А. С. Пушкина, 1903 22) тонко… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896‒98 и 1905‒07 работал во Франции. Один из… … Большая советская энциклопедия

    - (1870 1960), живописец и график, историк искусства, художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа. Родился в Петербурге. Учился на юридическом факультете университета (1890 94), живописи и рисунку учился самостоятельно под… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    См. в статье Бенуа (Л.Н., А.Н.) … Биографический словарь

    - … Википедия

Книги

  • История живописи всех времен и народов. В 4-х томах , Бенуа Александр Николаевич. Личность Александра Николаевича Бенуа поражает своим масштабом. Впервые в истории русской эстетической мысли им были обоснованы национальная самобытность и международные связи русского…
  • Дневник 1918-1924 гг , Бенуа Александр Николаевич. Дневники Александра Николаевича Бенуа (1870 - 1960), охватывающие 1918-1924 годы, никогда прежде не печатались. Знаменитый и модный живописец, авторитетный критик и историкискусств, уважаемый…

"Академик Александр Бенуа - тончайший эстет, замечательный художник, очаровательный человек". А.В. Луначарский

Всемирную известность Александр Николаевич Бенуа приобрел как декоратор и постановщик русских балетов в Париже, но это лишь часть деятельности вечно ищущей, увлекающейся натуры, обладавшей неотразимым обаянием и умением зажигать своими шеями окружающих. Историк искусства, художественный критик, редактор двух крупнейших художественных журналов «Мир искусства » и «Аполлон», заведующий живописным отделом Эрмитажа и, наконец, просто живописец.

Сам же Бенуа Александр Николаевич писал сыну из Парижа в 1953 году, что «...единственной из всех работ, достойных пережить меня... будет, пожалуй» многотомная книга «А. Бенуа вспоминает », ибо «этот рассказ про Шуреньку является в то же время довольно обстоятельным о целой культуре».

В своих воспоминаниях Бенуа называет себя «продуктом художественной семьи». Действительно, отец его - Николай Бенуа был известным архитектором, дед по линии матери А.К. Кавос - не менее значительным зодчим, создателем петербургских театров. Старший брат А.Н. Бенуа - Альберт - популярный акварелист. С не меньшим успехом можно сказать, что он был «продуктом» семьи интернациональной. По линии отца - француз, по линии матери - итальянец, точнее венецианец. Свою родственную связь с Венецией - городом прекрасного тления могущественных некогда муз - Александр Николаевич Бенуа ощущал особенно остро. Была в нем и русская кровь. Католическое вероисповедание не мешало удивительной почтительности семьи к православной церкви. Одно из самых сильных детских впечатлений А. Бенуа - Никольский морской собор (Николы Морского), произведение эпохи барокко, вид на который открывался из окон фамильного дома Бенуа. При всем вполне объяснимом космополитизме Бенуа было единственное место в мире, которое он любил всей душой и считал своей Родиной - Петербург. В этом творении Петра, скрестившем Россию и Европу, он чувствовал «какую - то большую, строгую силу, великую предопределенность».

Тот удивительный заряд гармонии и красоты, который А. Бенуа получил в детстве, помог сделать его жизнь чем - то подобным произведению искусства, поразительному по своей цельности. Особенно ярко это проявилось в его романе жизни. На пороге девятого десятилетия Бенуа признается, что ощущает себя совсем молодым, и объясняет этот «курьез» тем, что отношение к нему его обожаемой супруги не изменилось со временем. И «Воспоминания » свои он посвятил ей, «Дорогой Ате » - Анне Карловне Бенуа (урожденной Кинд). Их жизни связаны с 16 лет. Атя была первой, кто разделил его художественные восторги, первые творческие пробы. Она была его музой, чуткой, очень жизнерадостной, художественно одаренной. Не будучи красавицей, она казалась Бенуа неотразимой своим прелестным обликом, грацией, живым умом. Но безмятежному счастью влюбленных детей предстояли испытания. Утомленные неодобрением родственников, они расстались, но ощущение пустоты не покидало их в годы разлуки. И, наконец, с какой радостью они встретились вновь и поженились в 1893 году.

У четы Бенуа было трое детей - две дочери: Анна и Елена, и сын Николай, который стал достойным преемником дела отца, театральным художником, много работавшим в Риме и в Миланском театре...

А. Бенуа часто называют «художником Версаля ». Версаль символизирует в его творчестве торжество искусства над хаотичностью мироздания.
Эта тема определяет своеобразие исторического ретроспективизма Бенуа, изысканность его стилизации. Первая Версальская серия появляется в 1896 - 1898 гг. Она получила название «Последние прогулки Людовика XIV ». В нее входят такие известные произведения, как «Король прогуливался в любую погоду », «Кормление рыб ». Версаль Бенуа начинается в Петергофе и Ораниенбауме, где он провел свои детские годы.

Из цикла "Смерть".

Бумага, акварель, гуашь. 29х36

1907. Лист из серии "Смерть".

Акварель, тушь.

Бумага, акварель, гуашь, итальянский карандаш.

Тем не менее первое впечатление от Версаля, куда он попал впервые во время свадебного путешествия, было ошеломляющим. Художника охватило чувство, что он «уже когда - то это пережил». Повсюду в версальских работах встречается чуть удрученная, но все же выдающаяся личность Людовика XIV, Короля - Солнце. Ощущение заката некогда величественной культуры было чрезвычайно созвучно эпохе конца века, когда жил Бенуа .

В более отточенной форме эти идеи воплотились во второй Версальской серии 1906 года, в самых известных произведениях художника: «», «», «Китайский павильон », «Ревнивец », «Фантазия на версальскую тему ». Грандиозное в них соседствует с курьезным и изысканно хрупким.

Бумага, акварель, золотой порошок. 25,8х33,7

Картон, акварель, пастель, бронза, графитный карандаш.

1905 - 1918. Бумага, тушь, акварель, белила, графитный карандаш, кисть.

Наконец, обратимся к самому значительному, что было создано художником в театре. Это прежде всего постановка балета «» на музыку Н. Черепнина 1909 года и балет «Петрушка » на музыку И. Стравинского 1911 года.

Бенуа в этих постановках проявил себя не только как яркий театральный художник, но и как талантливый автор либретто. Эти балеты как бы олицетворяют два идеала, которые жили в его душе. «» - воплощение европейской культуры, стиля барокко, его пышности и грандиозности, соединяющихся с перезрелостью и увяданием. В либретто, которое является вольным переложением знаменитого произведения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим », рассказывается о некоем юноше, виконте Рене де Божанси, который попадает во время охоты в затерянный павильон старого парка, где чудесно переносится в мир ожившего гобелена - прекрасные сады Армиды. Но чары развеиваются, и он, увидев высшую красоту, возвращается в реальную действительность. Остается жуткое впечатление жизни, навсегда отравленной смертною тоской по вымершей красоте, по фантастической действительности. В этом великолепном спектакле словно оживает мир ретроспективных картин Бенуа .

В «Петрушке » же воплотилась русская тема, поиск идеала народной души. Эта постановка прозвучала тем более пронзительно и ностальгично, что балаганы и их герой Петрушка, столь любимый Бенуа, уже становились прошлым. В спектакле действуют оживленные злой волей старика - кудесника куклы: Петрушка - неодушевленный персонаж, наделенный всеми живыми качествами, которые есть в человеке страдающего и одухотворенного; его дама Коломбина - символ вечной женственности и «арап» - грубый и незаслуженно торжествующий. Но конец этой кукольной драмы Бенуа видит не таким, как в обычном балаганном театре.

В 1918 году Бенуа становится заведующим картинной галереей Эрмитажа и многое делает для того, чтобы музей стал крупнейшим в мире. В конце 20-х годов художник покидает Россию и живет в Париже почти полвека. Он умер в 1960 году в возрасте 90 лет. За несколько лет до смерти Бенуа пишет своему другу И.Э. Грабарю , в Россию: «И как хотелось бы быть там, где у меня открылись глаза на красоту жизни и природу, где я впервые вкусил любви. Почему я не дома?! Все вспоминаются какие - то кусочки самого скромного, но столь милого пейзажа».

История графики

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

А. В. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890—94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", показав себя в ней самобытным художником.

Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все. Он активно участвовал в художественной жизни — прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства", идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).


Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бону;) и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж. Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Там он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны — в "Ла Скала" в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже нe смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Главным же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности.


Книги об Александре Бенуа и литературные работы А.Бенуа. См. >>

А.Бенуа. "Азбука в картинах"

Факсимильное воспроизведение издания 1904 года.
Одна из знаменитых книг для детей — "Азбука в картинах" русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Изысканная графика Бенуа — до сих пор непревзойденный образец книжной иллюстрации. Каждая страница "Азбуки" — удивительный завораживающий сказочный мир.

Книги об Александре Бенуа, искусствоведческие и литературные работы А.Бенуа:

Русская школа живописи. Александр Бенуа

Книга известного автора является переизданием его труда, выходившего выпусками в 1904-06 годах. Это первая серьезная попытка исследования русской живописи с XVIII века до дней выхода в свет последнего выпуска. Художник и критик выступает в роли историка искусства, что представляет несомненный интерес для современного читателя.
В предлагаемом издании воспроизведены подобранные автором иллюстрации и использованы элементы первоначального художественного оформления.


Медный Всадникъ. А.С. Пушкин. Серия "Русские поэты". Иллюстрации Александра Бенуа

Репринтное воспроизведение выдающегося памятника книжного искусства - "Медного Всадника" А.С.Пушкина с иллюстрациями А.Н.Бенуа, изданного "Комитетом популяризации художественных изданий" (СПб., 1923), в настоящем издании дополнено воспроизведением так называемого "цензурного автографа" - "второй беловой рукописи" поэмы, с пометками Императора Николая I, а также ее каноническим текстом. В приложении - избранные стихи русских поэтов о Петербурге и Медном Всаднике.


Азбука в картинах. Александр Бенуа

Нарядная "Азбука в картинах" - не простая детская книжка.
Это книга с историей, заслуженная и знаменитая, со своими секретами и особыми художественными достоинствами. Старинная азбука с картинками, она и теперь выглядит свежо и молодо. Претерпевшия много лет (целый век!) переизданий, "Азбука в картинах" и теперь почётно называется азбукой в иллюстрациях №1 для детей.
Это замечательный памятник русской книжной культуры, предмет гордости владеющих ею коллекционеров, книга, достойная пристального внимания взрослых.


Александр Бенуа. Мои воспоминания (комплект из 2 книг)

Книга "Мои воспоминания" А.Н.Бенуа стала почти настольной для интеллигенции и одновременно библиографической редкостью.
Большой интерес вызывает семейный уклад и окружение Бенуа, художественная и театральная жизнь Петербурга той эпохи. "Воспоминания" А.Н.Бенуа учат любви к своей стране, к своему городу, к семье и ее традициям. К книге возвращаешься и за справками, и за знаниями, и просто ради душевного отдыха.


Дневник 1916-1918. Александр Бенуа. Серия "Биографии и мемуары"

Дневники Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) - живописца, историка искусств, театрального декоратора и художественного критика - рассказывают не только о жизни художника, его семьи и знакомых, но и о событиях, во многом определивших ход истории. В этой книге впервые опубликованы "Опасные дневники 1917-1918 годов" (около трехсот страниц), которые хранились в семейном архиве его друга Степана Петровича Яремича. Эти дневники дополняют пропуски в издании "Русского Пути".


История живописи всех времен и народов. В четырех томах. Александр Бенуа

Личность Александра Николаевича Бенуа поражает своим масштабом. Впервые в истории русской эстетической мысли им была обоснована национальная самобытность и международные связи русского искусства нового времени.
"История живописи всех времен и народов" - пожалуй, самая значительная работа А.Н.Бенуа по истории мирового искусства.



Александр Бенуа. Художественные письма. 1930 - 1936 гг. Газета `Последние новости`, Париж

Статьи известного художника и деятеля русской культуры передают его впечатления о художественной жизни Франции 1930-х годов, а также и о событиях в России, информация о которых доходила до Парижа нерегулярно. Во вступительной статье говорится о большой ценности литературного наследия А.Н.Бенуа.


Императорский Эрмитаж. Электронное издание, посвященное Эрмитажу и его коллекциям

Два компакт-диска созданы на основе текста знаменитой работы художника и искусствоведа Александра Бенуа "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа" . Блестящий русский язык, точные, общедоступные характеристики различных европейских школ живописи и картин великих художников делают путеводитель незаменимым для всех категорий пользователей.



Александр Бенуа как художественный критик. Марк Эткинд

Книга посвящена художественно-критической деятельности А.Н.Бенуа, когда он, молодой и полный сил художник, стал не только отразителем и проводником эстетических идей, но и подлинным "мозговым центром" одного из значительных течений русской культуры. За этот период критик прошел путь от понимания задачи художника как творчества "ради вернисажа" к широкому представлению о художественной культуре в целом, где нерасторжимыми узами связаны все области единого и именно этим единством сильного искусства.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу — серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", — показав себя в ней самобытным художником.


Последние прогулки Людовика XIV


Маскарад при Людовике 14. 1898


Прогулка короля. 1906


из серии «Последние прогулки Людовика 14». 1898

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре — явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

Версаль. 1906


Версаль. Сад Трианона. 1906


Версаль. Аллея. 1906


Название картины: Кладбище. 1896-97

Название картины: Карнавал на Фонтанке


Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

Петергоф. Большой каскад. 1901-17

Набережная Рей в Базеле в дождь. 1902

Летний сад при Петре Великом. 1902


Ораниенбаум. Японский сад. 1902


Из мира фантастичного. 1904

Павильон. 1906

Купальня маркизы. 1906

Свадебная прогулка. 1906


В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII — начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907)

Парад при Павле 1. 1907


Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Итальянская комедия. «Любовная записка». 1907


Берта (эскиз костюма В. Комиссаржевской). 1907

Вечер. 1905-06


После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом — стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди.

Герман перед окнами графини (заставка к «Пиковой даме» Пушкина). 1911


В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». 1904


Эскиз фронтисписа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Петергоф . Цветники под Большим Дворцом. 1918


Петергоф. Нижний фонтан у Каскада. 1942


Петергоф . Главный фонтан. 1942


С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.