Бахрушины А.П. и А.А

Российский меценат, видный коллекционер, библиофил. Член Общества любителей древней письменности, Общества любителей русского исторического просвещения, Русского общества книжных знаков, Московского библиографического кружка, Владимирской и Симбирской ученых архивных комиссий.

Из рода купцов и предпринимателей Бахрушиных. В 1860-х учился в Москве, в частном пансионе Э. X. Репмана. С 1870-х начал заниматься коммерческой деятельностью; в 1890-е гг., после смерти отца, стал совладельцем фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Бахрушин и сыновья».

Род Бахрушиных традиционно занимался благотворительностью и коллекционированием (дядя Б., Алексей Александрович Бахрушин - знаменитый основатель Театрального музея в Москве). В начале 1870-х Б. тоже увлекся коллекционированием. В течение 30 лет собирал библиотеку, в которую вошли преимущественно книги по истории, географии, археологии, этнографии России (всего около 25 тыс. томов). Отдельный интерес представлял раздел, посвященный Отечественной войне 1812 года, а также библиографические указатели, справочники и путеводители по городам и монастырям России. Кроме того, Б. принадлежала уникальная коллекция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (гравюры, акварели, живопись, миниатюры, иконы, медали, изделия из бисера, фарфора, стекла и бронзы, старинное шитье).

Московский дом Б., страстного библиофила, коллекционера предметов старины, произведений искусства, со временем превратился в музей. Здесь дважды в месяц собирались друзья и единомышленники, любители истории и древностей - деятели культуры, писатели, ученые, библиофилы и коллекционеры, антиквары и букинисты (И. Забелин, М. Семевский, П. Бартенев, А. Орешников, А. Шувалов, С. Виноградов, К. Соловьев, Д. Ульянинский, художник А. Васнецов, писатель В. Гиляровский, архитектор И. Бондаренко и др.), обсуждались новости культурной жизни. Б. был осведомлен о частных московских коллекциях, копил сведения о них, позже вошедшие в его книгу.

Согласно завещанию Б., после его кончины все собрание поступило в Российский Исторический музей, где были организованы два зала его имени. На средства вдовы, А.С. Бахрушиной, было издано описание его книжного собрания («Каталог книг Алексея Петровича Бахрушина». Вып. 1-3. М., 1911-1912). Посмертно были изданы воспоминания Б. «Из записной книжки. Кто что собирает» (М., 1916), которые содержали воспоминания о старой Москве и сведения по истории коллекционирования и антикварной торговле в России рубежа XIX-XX вв. Эта книга не утратила своего значения по сей день как источник для изучения истории книжной культуры этого периода и истории отечественного библиофильства.

Лит.: А. П. Бахрушин // Антиквар. 1902. № 2; А.П. Бахрушин: [Некролог] // Известия книжных магазинов Товарищества М.О. Вольф. 1904. № 8/9; Иваск У.Г. Памяти А.П. Бахрушина: (Из воспоминаний библиофила). М., 1908; Книга: Энцикл. М., 1999. С. 54; и др.

А.В. Николенко

БАХРУШИН Алексей Петрович , российский предприниматель, библиофил, коллекционер, благотворитель. Из семьи Бахрушиных. Потомственный почётный гражданин. Совладелец (с 1875 года) семейной фирмы - «Товарищества Алексея Бахрушина сыновей». В 1872-1904-е годы собирал коллекцию, которая включала произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, фарфор, нумизматический материал, исторические документы и пр. (всего около 22 тысяч предметов); в библиотеке насчитывалось около 25 тысяч томов (с 1938 года в Государственной публичной исторической библиотеке РСФСР). В собрании Бахрушина находились: «рисуночный архив» В. А. Тропинина (около 400 листов; работы самого художника, рисунки О. А. Кипренского, В. К. Шебуева, Г. И. Угрюмова); гравюры с видами Москвы 18-19 веков; миниатюры (свыше 300); скульптурные работы П. К. Клодта, И. Я. Гинцбурга, Е. А. Лансере и др. Выделялись памятники, связанные с историей Отечественной войны 1812 года (в том числе вещи из хрусталя и стекла), а также произведения в псевдорусском стиле (часть опубликовано в книге «Русский стиль», 1999 год). К числу раритетов относилась грамота Петра I об учреждении вольных аптек в Москве (1701 год). На «бахрушинские вторники» в его доме собирались известные коллекционеры, библиофилы, антиквары-букинисты, историки, писатели и художники, у него бывали П. И. Бартенев, И. Е. Забелин, В. А. Гиляровский, М. И. Семевский, А. М. Васнецов и др. По инициативе Бахрушина и на его средства издан альбом «Ризница ставропигиального Симонова монастыря в Москве» (1895 год), разосланный им в библиотеки, музеи, коллекционерам и библиофилам. Бахрушин жертвовал средства на храмы (в том числе на обновление московского храма Святого Николая в Воробине и Иоанно-Предтеченского собора города Зарайск), а также на больницы, богадельни и другие учреждения, основанные членами семьи Бахрушиных. Сотрудничал с музеями Москвы, Санкт-Петербурга, провинциальных городов, передавая им в дар предметы русского быта и искусства, книги. Состоял членом-соревнователем Исторического музея (с 1890 года), член научно-просветительских обществ: любителей древней письменности; любителей художеств; Русского общества книжных знаков; Московского библиографического кружка; Владимирской и Симбирской учёных архивных комиссий и др. Оставил записки по истории частного собирательства и о старой Москве («Из записной книжки А. П. Бахрушина. Кто что собирает», 1916 год). По завещанию Бахрушина, его собрание в 1904-05 годах передано Историческому музею; на оставленный им капитал ОИДР учредило Бахрушинскую премию за лучшее сочинение по истории или археологии Москвы и Московский губернии. Личный архив Бахрушина (в том числе 12 неопубликованных писем В. В. Стасова) находится в отделе письменных источников ГИМ.

Лит.: Каталог книг библиотеки А. П. Бахрушина. М., 1911-1912. Вып. 1-4; Молодцова Т. И. Библиотека А. П. Бахрушина // Сокровищница книги. М., 1987. Ч. 1; Полунина Н. М., Фролов А. И. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997.


Из записной книжки А.П.Бахрушина " "

Бахрушины - купеческая династия, начинавшая с торговли скотом в г. Зарайске Рязанской губернии еще в XVII в. В 1821 г. дед Алексея Петровича пешком пришел в Москву с семьей. А в 1834 году ему уже владел кожевенным заводом и вскоре попал в списки московского купечества. Особенно разбогатела семья на казенных поставках во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В семье Бахрушиных существовал обычай жертвовать на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Этих правил неукоснительно придерживались все представители семейства. Бахрушины входили в пятерку самых знатных московских купеческих родов и заслужили особое уважение благодаря щедрой благотворительной деятельности.

Заметки из записной книжки известного московского собирателя Алексея Петровича Бахрушина (1853-1904) представляют первостепенный интерес для коллекционеров и историков. Их оригинал хранится в Государственном историческом музее вместе с архивом и собранием бывшего владельца.

Московским библиофилам была хорошо известна библиотека Бахрушина , в ней насчитывалось около 30 тысяч томов, составляющих 33 раздела. Здесь была собрана едва ли не вся литература по истории музейного дела в России, о крупных коллекциях и древлехранилищах. Ценность библиотеки составляли сказания иностранцев о России, редкие издания о войне 1812 года и о Наполеоне, книги по истории монастырей. Для домашнего музея Бахрушин отвел два этажа своего особняка на Воронцовом поле, где дважды в месяц собирался круг его друзей. Книги из собрания Бахрушина впоследствии поступили в фонды Государственной Публичной исторической библиотеки.

В записках Бахрушина приведены все знаковые имена коллекционеров второй половины XIX - начала ХХ вв. Представлены их интересы в области старины и искусства, краткие сведения о коллекциях и наиболее значимых их предметах. Среди этих собирателей - книжный антиквар и библиофил П.П.Шибанов, профессор Е.В.Барсов, братья П.М. и С.М. Третьяковы, меценат и издатель К.Т.Солдатенков, П.И.Щукин, нижегородский фотохудожник А.О.Карелин и многие другие. Упомянута среди них и одна дама. Для каждого из них указывается возраст, собирательский стаж, тематика и направленность его коллекций, их масштабы и ценность. Многие собрания Бахрушин осматривал лично, поэтому сведения о них чрезвычайно информативны и ценны.

Сам о себе А.П.Бахрушин написал не без юмора так: «Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь в чужих руках, тотчас же старается ее приобрести – в этом отношении он очень завистливый человек».

В заметках речь идет и о менее известных любителях предметов старины и искусства. Некоторые характеристики его коллег-собирателей весьма ироничны. Так, А.П.Бахрушин рассказывая об одном богатом коллекционере, сообщает, что тот, накупив множество произведений живописи старых иностранных мастеров, позволял себе переделывать не нравившиеся ему картины: он их реставрировал, убирая при этом неудачные, по его мнению, детали.

Бахрушин впервые описал психологию русских собирателей, их мотивы и духовный мир, он создал многомерный коллективный портрет этих людей особой породы, увлеченных и порой одержимых. Иногда они так привязаны к любимым предметам, что готовы ради них рисковать жизнью. Некоторые из собирателей нередко отказывали себе во всем ради составления ценного собрания. Бахрушин хорошо знал круг всех тех людей, которые однажды увлеклись собирательством. Бахрушин знал их пороки и отрицательные качества – это жадность, нечистоплотность действий, подчас невежество. Он ярко описывает нравы и обычаи старьевщиков и наиболее известных барахолок старой Москвы, главной среди которых был рынок у Сухаревой башни.
В книге опубликован каталог фотографических портретов из собрания А.П.Бахрушина. В них помещены портреты библиофилов, библиографов, издателей и букинистов, а также алфавитный список персон, чьи фотографии вошли в альбомы Бахрушина. Книгу завершают записки-воспоминания Алексея Петровича о Москве его времени.

Библиография. Международная книга: 54-44, 72-46.

Портал Кунцево Онлайн

Алекскй Петрович Бахрушин - купец, меценат, библиофил, собиратель русской старины.

Родился в Москве 22 апреля 1853 г. в купеческой семье. Окончил частный пансион Э.Х.Репмана и с 1870-х гг. занимался коммерческой деятельностью: был одним из совладельцев фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры А.Бахрушин и сыновья».

Выросший в старой, еще сказочно богатой историческими памятниками и воспоминаниями Москве, А.П.Бахрушин рано проявил интерес к книгам и древностям. Первые приобретения были им сделаны в 1878 г. И с тех пор каждое воскресенье он проводил на Сухаревском толкучем рынке, в ряду антикваров. В поисках старинных вещей и рукописей Алексей Петрович по многу раз обошел все московские и подмосковные монастыри, лично познакомился едва ли не со всеми антикварами, букинистами и просто любителями старины. Не случайно именно ему принадлежит заслуга создания своеобразной «энциклопедии» частного собирательства России начала XX в. Это знаменитая в кругах коллекционеров книга «Из записной книжки. Кто что собирает», вышедшая в свет уже после смерти автора, в 1916 г.

Журнал «Голос минувшего» писал об этой книге: «Труд А.П.Бахрушина отличается интимностью и говорит о человеке, сумевшем закрепить, по одним воспоминаниям, многое ценное и интересное. «Кто что собирает» прочтется, несомненно, с неослабевающим интересом самими собирателями, библиофилами и всеми теми, кто интересуется личностью и трудами подобных деятелей. Но мало того, работа А.П.Бахрушина может стать источником для исследователей, историков русской культуры и искусства» (13, с. 300).

«Заметки о собирателях, - продолжал тот же рецензент, Н.В.Некрасов, - дают возможность нарисовать и портрет самого их автора. Это был не только страстный коллекционер, хорошо сознававший, что истинное собирательство как бы часть души собирателя, но требовавший серьезного отношения к делу и видевший в таком деле общественное служение, конечная цель которого - принесение в дар обществу своих сокровищ» (13, с. 301).

В живописной коллекции находился такой раритет, как портрет Петра I в голландском матросском костюме. Из коллекции фарфора владелец особенно дорожил изделиями русских фабрик второй половины XIX в. Среди них выделялось около тридцати фарфоровых фигурок фабрики Гарднера, изображавших «народности России».

Ядром крупнейшего собрания лубочных картин, принадлежащего Государственному Историческому музею, явилась коллекция А.П.Бахрушина. В ее составе такие выразительные листы, как «Райская птица Сирин» (первая половина XIX в.), «Душа чистая» (конец XVIII в.), «Древо разума» (1816), «Толкование премудрого льва, царя греческого» (вторая половина 1890-х гг.), «Райская птица Алконост» (1845). Часть художественной коллекции составляли живописные полотна, но таковых, по признанию владельца, было немного.

Ценнейшей частью собрания А.П.Бахрушина была портретная галерея коллекционеров, собирателей и антикваров. В ней насчитывалось 349 портретов (изображения 330 лиц), в том числе 76 гравюр, литографий, фототипий, фотографий с литографий и 273 фотографии с натуры (почти все «кабинетного» размера). Портреты были помещены в пять альбомов в дорогих переплетах с золотым тиснением на обложках: «Московские коллекционеры 1894» (72 портрета), «Наши коллекционеры 1895» (53 портрета), «Наши книголюбы 1897» (100 портретов), «Московские букинисты и антиквары 1899» (79 портретов), «Наши книголюбцы 1899» (45 портретов). В этой галерее представлены художник и коллекционер , самарский краевед П.В.Алабин, «покровитель русской старины и художеств» император Александр III, собиратель книг по истории зодчества архитектор Н.И.Артлебен, букинист А.А.Астапов, собиратель Г.А.Брокар, псковский любитель художественной старины В.И.Власов и многие другие.

Особое пристрастие питал А.П.Бахрушин к книгам. Начало его библиотеке было положено в 1872 г. приобретением «Сборника рукописей, представленных Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (Спб., 1872, Т.1). В его знаменитой на всю Москву библиотеке в начале нашего века насчитывалось около тридцати тысяч томов, которые сам владелец разделил на тридцать три отдела. Каких только изданий не хранили книжные шкафы! Золотым тиснением отливали тысячи корешков книг, посвященных истории, географии, археологии и этнографии России, редчайшие справочники и библиографические указатели, путеводители по городам и монастырям.

«Библиотекой в библиотеке» можно назвать собрание книг о Москве. Рядом хранилась превосходная и отменная по полноте коллекция с видами Москвы XVIII-XIX вв., насчитывавшая до четырехсот листов, а также подборка старинных планов города. А.П.Бахрушин собрал почти всю литературу по истории музейного дела в России, и в частности, о московских музеях, коллекциях, древлехранилищах.

Для размещения домашнего музея и библиотеки А.П.Бахрушин отвел лучшие комнаты на втором и третьем этажах своего особняка на Воронцовом поле. Вдоль стен здесь возвышались массивные дубовые шкафы, переполненные редчайшими изданиями, посредине комнаты и у стен стояли застекленные витрины, в которых хранились миниатюры, наиболее ценные рукописи, медали, печати, табакерки. В больших папках и ящиках - планы городов, старинные карты, виды монастырей и храмов, собрание рисунков. В нескольких папках - изображения Москвы в памятном 1812 г.

«У меня в библиотеке, - признавался Алексей Петрович в письме к библиофилу Н.Ф.Бокачеву от 23 февраля 1900 г., - яблоку негде упасть: везде книги, папки, опять книги, опять папки, и так далее, - свободного же места нет, да и быть не может: книги все прибывают и прибывают...» (1, с. 72).

Дважды в месяц, по вторникам, хозяин принимал у себя друзей и единомышленников - историков И.Е.Забелина, М.И.Семевского, П.И.Бартенева, хранителя Оружейной палаты В.К.Трутовского, хранителя Российского Исторического музея А.В.Орешникова, библиофилов А.И.Шувалова, К.М.Соловьева, Д.В.Ульянинского, собирателя гравюр С.П.Виноградова. В «книге посетителей» бахрушинского дома оставили автографы многие видные представители творческой интеллигенции конца XIX-начала XX в.: писатели В.А.Гиляровский и С.Д.Дрожжин, художники А.М.Васнецов и , скульптор С.М.Волнухин, архитектор И.Е.Бондаренко, ученые Д.Н.Анучин и А.Н.Веселовский.

«Купец Алексей Петрович Бахрушин, - отмечал в 1891 г. М.И.Семевский, - самородок; в нем, кроме занятия непосредственно ему принадлежащим торговым и фабричным делом, развита любовь к художеству, к истории, к библиофильству. Я любовался его библиотекой, в которой соединено до 9-ти тысяч томов книг, и все это с любовью и заботливо описано; я видел у него громаднейший альбом фотографических снимков достопримечательностей и святынь Москвы и многих других городов России. В витринах заботливо собраны автографы и различные предметы, напоминающие тех или других достопамятных исторических лиц» (14, с. 442).

У Бахрушиных в крови было два свойства: коллекционерство и благотворительность.

Из коллекционеров были известны Алексей Петрович и Алексей Александрович. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. Его коллекция, в свое время, была подробно описана. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому Музею, а фарфор и старинные вещи -- Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит каждое воскресение на Сухаревку и торгуется, как еврей». Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

Алексей Петрович стал одним из самых известных московских коллекционеров. В своем собирательстве он доходил до фанатизма. Его, прежде всего, увлекал сам процесс поиска того или иного раритета.

Его лично знали едва ли не все известные антиквары и букинисты. Коллекция Бахрушина включала самые разнообразные предметы: медали, миниатюры, гравюры, акварели, живопись, иконы, изделия из бисера, фарфора, стекла и бронзы, старинное шитье.

Однако особую любовь испытывал Алексей Петрович к книгам. В его библиотеке насчитывалось около 30 тысяч томов по истории, географии, археологии, этнографии.

Уже после смерти вышла в свет книга Бахрушина «Кто что собирает» -- своеобразная энциклопедия частного собирательства России начала ХХ в. Ее содержание не потеряло своего значения по сей день, став бесценным историческим источником многих современных исследований.

О Театральном музее Алексея Александровича, второго коллекционера из рода Бахрушиных, слишком хорошо известно, чтобы на нем останавливаться. Это единственное в мире богатейшее собрание всего, что имело какое-либо отношение к театру. Видно было, с какой любовью оно долгие годы собиралось. А. А. был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. собирательство коллекционер музейный театральный

Он был человек очень интересный и несколько взбалмошный. Когда он был в духе и сам показывал свои коллекции, было чрезвычайно поучительно. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

В 23 года Алексей серьезно занялся купеческой деятельностью, войдя в семейное дело - «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья». У молодого человека появились свободные деньги, и он по примеру двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина увлекся коллекционированием. Сначала Алексей собирал восточные редкости, затем - все, что связано с Наполеоном и войной 1812 года. А в 1890 году перешел на коллекционирование русской театральной старины. Поводом к новому увлечению послужило пари со страстным московским коллекционером купцом Н.А Куприяновым, доводившимся Бахрушину двоюродным братом. А поспорили купцы о том, кто больше за год соберет театральных раритетов (по другим сведениям - на сбор коллекции отводился месяц). Новому увлечению Алексей отдался с жаром. Дом стал наполняться фотографиями актеров, эскизами костюмов и декораций, афишами и программами спектаклей, личными вещами артистов и книгами о театральном искусстве.

В октябре 1894 года собиратель впервые представил свою коллекцию московским театралам. С этого времени и идет отсчет работы Московского литературно-театрального музея.

Стоит отметить, что коллекционированием Бахрушин занялся профессионально. «Коллекционировать только через антикваров, - говорил он, - не выискивая самому, не интересуясь глубоко, - занятие пустое, неинтересное, а если собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней». Он обладал таким интересом, и потому поиск театральных раритетов вел целенаправленно, стремясь отразить в своей коллекции всю историю российского театра.

Слава о коллекции Бахрушина быстро распространилась в театральной среде, и многие известные российские актеры и театральные деятели стали передавать ему личные вещи, фотографии, театральные костюмы и даже фрагменты декораций. Дом Бахрушина стал своеобразным театральным клубом, куда собирались пообщаться в товарищеском кругу многие известные актеры, режиссеры, писатели, художники. Здесь можно было застать К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Ф.И. Шаляпина и Л.В. Собинова, А.И. Южина и А.П. Ленского, Г.Н. Федотову и М.Н. Ермолову, Ц.А. Кюи и А.Д. Вяльцеву.

В ноябре 1913 года Бахрушин передал свою коллекцию Российской Академии наук. Алексей Александрович возглавил правление музея, который стал носить его имя.