Астраханская государственная картинная галерея им. П.М

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.

М узей открыт 15 декабря 1918 года как Картинная галерея и музей Совета профессиональных союзов Астраханского края имени основателя П. М. Догадина. Павел Михайлович Догадин (1876–1919) – выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве. В 1918 г. он передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на набережной реки Кутум, где и размещалась галерея первоначально.

С 1921 г. галерея располагается в одном из красивейших городских зданий, построенном в начале XX в. и являющимся памятником архитектуры («Усадьба И. Н. Плотникова» – особняк с флигелем и внутренним двором) по ул. Свердлова (бывшая Биржевая). Спустя два года после открытия художественного музея имя П. М. Догадина уходит из его названия: 1922–1928 – Астраханская картинная галерея, 1929–1948 – Астраханская государственная картинная галерея, 1949–1957 – Астраханская областная картинная галерея. В 1958 г. галерее было присвоено имя Б. М. Кустодиева. В 2002 г. открылся филиал АГКГ – Дом-музей Б. М. Кустодиева, что позволило полнее раскрыть жизнь и творчество известного художника-земляка. Астраханской государственной картинной галерее в 2006 г. было возвращено имя его основателя. Современное официальное название музея: государственное бюджетное учреждение культуры Астраханской области «Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина».

Во время существования галереи ее фонды пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, из бывшего Императорского Румянцевского музея, знаменитой Цветковской галереи, а также предметами из частных коллекций: астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула Австро-Венгерской торговой миссии в Астрахани О. Я. Виблингера, купца-мецената И. А. Репина, собирателя А. А. Перова, художницы и педагога Е. И. Нешмониной, семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника М. П. Митурича-Хлебникова, филолога и галериста Н. М. Краевской и др. В разные годы галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе знаменитые астраханцы – Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Все эти поступления сделали собрание музея поистине уникальным. В 1939 г. был сформирован отдел советского искусства. С 1941 по 1944 гг. коллекция музея находилась в консервации, но уже в начале 1944 музей опять открыл свои залы посетителям.

Сегодня фонды Астраханской картинной галереи насчитывают более 19 000 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены русские иконы XVI–XIX вв., портреты XVIII в., написанные Ф. С. Рокотовым, Д. Г. Левицким, В. Л. Боровиковским и отражающие блестящую эпоху Просвещения. В собрании отдела зарубежного искусства – живописные работы Ж. Б. Пьяцетта, И. Планка, Ф. Томашу, большое количество графических произведений известных западноевропейских школ XVII–XIX вв., в том числе граверных мастерских П. П. Рубенса, Дж. Б. Пиранези.

В галерее имеется научная библиотека, реализуются издательские проекты, действует арт-студия «Лира», ежегодно проводятся Догадинские чтения (научно-практическая конференция для старшеклассников и студентов), издается официальная газета музея «Догадинка».

Астраханская Государственная картинная галерея носит имя выдающегося астраханца - Павла Михайловича Догадина (1876-1919). Выходец из купеческой семьи, инженер-механик, получивший образование в Москве, Павел Михайлович в 1918 г. передал в дар родному городу свое уникальное собрание, включавшее более 100 произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель, а также небольшой особняк по Набережной р. Кутум, № 39, где его коллекция размещалась первоначально.

Галерея располагается в здании бывшей усадьбы И.Н. Плотникова, являющемся одним из красивейших городских зданий, при этом с очень непростой судьбой.

Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня ул. Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Николаевичем Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почетный гражданин города, Николай Иванович Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (сегодня драматический театр) .

Иван Николаевич Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженера-технолога. С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира .

С 1918 г. в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. А в 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе некогда богатейшей астраханской семьи нет. Впрочем, в Астрахани можно услышать притчу о том, что после того, как особняк был отобран у Плотниковых, они еще какое-то время жили в нем на чердаке, зарабатывая на жизнь подсобными работами в картинной галерее, а после расстрела большевиками Ивана Николаевича, уехали из Астрахани.

С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. В здании картинной галереи были развернуты сначала эвакогоспиталь комитета обороны, затем госпиталь НКВД для военнопленных. Только к концу 1943 г. музей вновь вступил в права хозяина плотниковского особняка.

В течение десятилетий собрание галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций уберите двоеточие астраханских купцов Сапожниковых, нештатного вице-консула австро-венгерской торговой миссии Отто Яковлевича Виблингера (1857-?), купца-мецената Ивана Акимовича Репина (1841-1908), собирателя Александра Александровича Перова, художницы и педагога Евдокии Иродионовны Нешмониной (1871-1961) , семьи Виноградовых, семьи Кустодиевых, художника Мая Петровича Митурича-Хлебникова (1925-2008) и др.

Галерее дарили свои работы и сами художники, в том числе и знаменитые астраханцы - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), дом-музей которого расположен неподалеку, и Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954).

Сегодня фонды музея хранят более 19 тыс. художественных предметов. Среди них собрание икон XVII-XIX вв., живописные полотна Федора Степановича Рокотова (1735-1808), Карла Павловича Брюллова (1799-1852), Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847), Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), Василия Григорьевича Перова (1834-1882), Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), Василия Петровича Верещагина (1835-1909), Архипа Ивановича Куинджи (1841 или 1842-1910), Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927) и многих других мастеров.

Рубеж XIX-XX вв. представляют произведения Исаака Ильича Левитана (1860-1900), Валентина Александровича Серова (1865-1911), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942), Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и др.

Гордостью собрания является коллекция русского авангарда, представленная работами Василия Васильевича Кандинского (1866-1944), Казимира Севериновича Малевича (1879-1935), Аристарха Васильевича Лентулова (1882-1943), Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958), Марка Захаровича Шагала (1887-1985) и др.

Экспозиция отдела зарубежного искусства представляет коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Западной Европы, Азии и Востока XVIII-начала XXI вв. В отделе открыт инновационный выставочный зал «Гравюрный кабинет» с действующей моделью гравировального станка XVII столетия.

Спустя два года после открытия галереи, фамилия Догадина уходит из ее названия: 1922-1928 - Астраханская картинная галерея, 1929-1948 - Астраханская Государственная картинная галерея, 1949-1957 - Астраханская областная картинная галерея. С 1958 по 2006 год галерея носила имя астраханского художника Б.М. Кустодиева, памятник которому, выполненный советским скульптором Борисом Евсеевичем Каплянским (1903-1985), и по сей день стоит во внутреннем дворике галереи. В 2006 году фамилия Догадина справедливо была возвращена в историческое название галереи.











Астраханская картинная галерея является одним из самых значительных художественных собраний Поволжья. Ее фонды составляют более двадцати тысяч художественных предметов. Среди них собрание русской иконы XVII -начала XX века, парадные и камерные портреты XVIII века, пейзажная, жанровая и портретная живопись русских мастеров XIX века: К.П.Брюллова, В.А.Тропинина, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, А.И.Куинджи, И.И.Левитана. Рубеж XIX-XX веков представляют произведения, принадлежащие кисти В.А.Серова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, К.А.Коровина, В.Э.Борисова-Мусатова, Н.К.Рериха, П.П.Кончаловского. Особой гордостью является собранная в галерее коллекция русского авангарда, представленная работами В.В.Кандинского, К.С.Малевича, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, В.М.Ходасевич, О.В.Розановой, М.З.Шагала.
История создания Астраханской картинной галереи связана с деятельностью ее основателя Павла Михайловича Догадина, происходящего из астраханской купеческой семьи, инженера-механика, получившего образование в Москве. В начале XX-го века Догадин начал увлеченно собирать художественную коллекцию, в которую вошли произведения лучших русских художников рубежа XIX-XX веков: В.Д. Поленова, И.И. Левитана, М.В.Нестерова. Картины приобретались Павлом Михайловичем на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», в частных собраниях. В 1918 году Догадин принял решение передать в дар родному городу свое собрание: более ста произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк на Красной Набережной. В этом же году 15 декабря состоялось открытие картинной галереи, где Павел Михайлович оставался хранителем и бескорыстным попечителем до своей скоропостижной кончины в декабре 1919 года.
В 1921 году галерея была переведена в одно из лучших зданий города – бывший купеческий особняк семьи Плотниковых по ул. Биржевая.
Вскоре имя Догадина уходит из официального названия музея. Постановлением Совета Министров РСФСР 1958 года Астраханской картинной галерее присвоено имя выдающегося русского художника, нашего земляка Бориса Михайловича Кустодиева. В 2007 году галерее возвращено имя её основателя.
В 1926 году в музей поступила коллекция западноевропейской гравюры из собрания библиофила и мецената, выходца из астраханской купеческой семьи Ивана Акимовича Репина. Коллекция послужила основой фонда зарубежного искусства в собрании галереи. В экспозиции отдела зарубежного искусства представлены произведения западноевропейской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVII-XX-го столетий и художественные изделия мастеров Азии и Востока.
Картинная галерея и ее филиалы сегодня - это живая развивающаяся система. Музейные проекты, интерактивные занятия, семейные программы, мастер-классы, виртуальные экскурсии – все эти новые формы музейной педагогики в сочетании с традиционными лекциями и экскурсиями позволяют сделать музейное пространство открытым и привлекательным для детей, юношества и взрослых.