Александр Македонский: биография и интересные факты из жизни. Александр Македонский — биография


Имя: Александр III Македонский (Alexander Magnus)

Дата рождения: 356 г. до н. э

Дата смерти: 323 г. до н. э.

Возраст: 33 года

Место рождения: Пелла, Древняя Македония

Место смерти: Вавилон, Древняя Македония

Деятельность: царь, полководец

Семейное положение: был женат

Македонский Александр - биография

Фамилия великого полководца связана с местом его рождения. Он был рождён в Древней Македонии. В истории есть много славных страниц, посвящённых его подвигам.

Детские годы, семья Александра Македонского

По происхождению род Македонского восходит к началу героя Геракла. Отец – царь Македонии Филипп II, мать – дочь царя Эмпирии Олимпиада. С такой родословной в биографии нельзя было быть посредственной личностью. Александр рос, испытывая искреннее восхищение подвигами отца. Но сыновних чувств к нему не испытывал, потому что основное время проводил со своей матерью, которая недолюбливала Филиппа II. Обучался мальчик вдали от родного дома. Родственники обязаны были дать образование ребёнку. Один из педагогов учил риторике и этике, а другой преподавал спартанский образ жизни.


В тринадцать лет произошла смена педагогов-наставников. Великий Аристотель заменил бывших воспитателей. Он преподавал политику, философию, медицину, литературу и поэтику. Мальчик рос честолюбивым, упрямым и целеустремлённым. Роста Александр был небольшого, физическое совершенствование его абсолютно не интересовало. Девушками не увлекался. Когда мальчику исполнилось шестнадцать лет, отец оставил его управлять государством, а сам отправился завоёвывать другие земли.

Битвы и сражения Македонского

Племена фракийцев решили, что над ними нет жёсткой руки, и поднялись на восстание. Юному царевичу удалось успокоить бунтующих. После убийства царя, Александр занял место отца, он начал своё правление с того, что уничтожил всех, кто враждебно относился к отцу и был виновен в его смерти. Успешно расправляется с фракийцами, которые отличались редким варварством, завоёвывает Грецию. Ему удалось объединить Элладу и осуществить мечту отца. Всю жизнь Филипп вынашивал поход на Персию.


Александр проявил себя в этих битвах, как талантливый полководец. Таким образом, он снискал для своих биографических заметок славу военачальника, способного на многие великие подвиги. Под властью Александра пали Сирия, Финикия, Палестина, Египет и многие другие города и страны. На завоёванных территориях возникают новые города в его честь. Десять лет царь Македонии продвигался по Азии.

Мудрость правителя

Александр не приобретал мудрость с годами, он как будто сразу был человеком, который знал, как нужно себя вести. Полководец никогда не пытался изменить традиции и веру тех, кого он завоевал. Очень часто прежние цари оставались на престолах. При такой политике территории, покорившиеся Александру, ничем не вызывали возмущения.

Они принимали его условия, полностью подчинялись своему завоевателю и сами, по своей воле, прославляли царя македонского. У правителя Македонии были свои взгляды на многие вещи. Например, его учитель всегда утверждал, что роль женщина второстепенна. А Александр уважительно относился к противоположному полу и даже приравнивал их к мужчинам.

Александр Македонский - биография личной жизни

По тем временам каждому правителю полагался гарем. Здоровье царей было очень важной составляющей. В гареме у Александра Македонского было 360 наложниц. В течение двух лет он отдавал предпочтение Кампаспе, она была молода и полна энергии. А опытная наложница с разницей в семь лет Барсина родила Александру сына Геракла. Царь Македонии был не похож на мощного военачальника, но в любви был силён, поэтому не вызвали удивления у близкого окружения его связи с Фалестрис, которая являлась королевой амазонок, и с Клеофис, царевной Индии.

Наложницы, связи на стороне и законные жёны – обязательный набор для царей эпохи Александра Македонского. И биографию македонского царя писать было очень легко: ни одна из этих трёх страниц не была пустой. Супругами царя становились знатные особы.


Первой была Роксана. Она стала женой Александра с четырнадцати лет. Бактрийская княжна родила супругу сына. Прошло три года, и царь решил взять в жёны дочь персидского царя Статиру и дочь другого царя Парисатиду. Этого поступка требовала политика, но жёны правителя жили своей жизнью. И Роксана, сильно ревнуя всех, кто разделил с ней законность супружеского ложа, убила Статиру, как только Александр отошёл в мир иной.

Последние годы жизни Александра Македонского

Царь Македонии планировал совершить поход, целью которого будет завоевание Карфагена. Всё было готово, но за неделю до отправки на битву Александр заболел. Нет точных сведений о причине его болезни: есть две версии. По одной из них, поводом к смерти послужила малярия, по другой – Александра отравили. Месяца не хватило, чтобы царь отпраздновал своё 33-летие.

Вавилон был в трауре, когда царь заболел, и все дни его борьбы со смертью, переживал за состояние своего правителя. Ему так и не удалось подняться с постели. Сначала он перестал разговаривать, потом бился в ужасной десятидневной лихорадке. В этой битве великий полководец Александр Македонский впервые в своей жизни потерпел поражение.

Александр Македонский - документальный фильм

Александр Македонский. Школа Аристотеля

Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве и в юности Александр видел Филиппа глазами любимой матери. Поэтому он перенял от Олимпиады ее ревность и то ожесточение, с которым мать относилась к своему неверному супругу. Это произвело на Александра столь отталкивающее впечатление, что в юности он не признавал женской любви.

Для философа это приглашение было очень важным. Его отец, принадлежавший к роду Асклепия, при царе Аминте был придворным врачом в Пелле. Кроме того, семья Аристотеля происходила из греческого города Стагира, который, хотя и был разрушен войной, находился теперь на территории Македонского царства. Но главное - Аристотель видел в Александре будущего гегемона эллинов и, более того, самого могущественного властителя Европы. Поэтому Аристотель отнесся к приглашению Филиппа с большой ответственностью. Философ сумел наилучшим образом справиться со своей задачей. При этом он не стремился, подобно Евфраю, играть видную роль при дворе и стать влиятельным советником царя. Его интересовали не двор и власть, а только доверенный ему драгоценный человеческий материал - царственный юноша.

Аристотелю в это время было около сорока лет. Он старался завоевать доверие ученика, хотел, чтобы он воспринимал своего учителя не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мятущегося, формирующегося мыслителя, который только еще ищет собственное «я». В свое время Аристотель принадлежал к школе Платона - Академии, потом был сторонником ее реформы, а впоследствии и вовсе отказался от учения Платона. Он пытался создать новую метафизику и в противовес старой выдвигал на первый план точное исследование фактов, которое должно было лечь в основу всех наук. В это время он еще не мог предложить своему ученику новое, устоявшееся учение. Он уже не был тем, чем раньше, и еще не стал тем, чем ему суждено было стать. Находясь в начале нового путл, Аристотель переживал трудности роста. Какое значение в это время могли иметь для него влияние на царя, борьба за власть или положение при дворе?

Разве не чудом должно было показаться Александру, что рядом очутился человек, продолжающий расти и искать новое, несмотря па уже достигнутое величие?! Он не принадлежал к тем тщеславным профессорам, которые выпячивают свои заслуги и делают вид, будто они все знают. Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра,- жаждой познания неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели нового - мечтательный мальчик и муж-мечтатель - обрели любовь друг Друга.

Их дружбе способствовала и окружающая обстановка. Жили они не в столице Пелле, а вдали от суеты двора, вблизи небольшого селения Миеза, в посвященной нимфам роще с уединенными тропинками и укромными уголками. Здесь находилась царская вилла, где поселился Аристотель со своими воспитанниками и помощниками - Феофрастом и племянником Каллисфеном. Он привез также из родного Стагира тринадцатилетнего мальчика Никанора, сверстника Александра. Кроме того, здесь жили знатные македонские юноши, и их присутствие придавало совместному обучению живость; вместе с тем их было не так много, чтобы это могло препятствовать тесному общению Аристотеля с Александром.

Аристотель передал мальчику некоторый запас фактических знаний. Но гораздо важнее было то, что он сам служил ему примером. Глядя на философа, мальчик учился ценить все возвышенное и благородное, постигал греческую культуру. Они изучали не произвольно вырванные фрагменты различных наук, а гармонию духовного существования в целом. Узнавание и понимание красоты, трудолюбие, добро и его воплощение в лучших произведениях - все это теперь предстало перед духовным взором Александра. Во всем надо было стремиться к постижению наивысшего: «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное». Впервые Александр, самой природой предназначенный к великим делам, приблизился к тому, что впоследствии определило его жизнь,- к безграничному и бесконечному. Единственный раз Александр увидел эти качества в другом человеке, причем в самой благородной и чистой форме. Гармония, возникшая в отношениях между учеником и учителем, оправдала не только ожидания отца, но и мечты сына. Аристотель вывел Александра из полуварварского состояния, приобщил к духовной элите Греции и дал представление об истинном духовном величии.

Мы не знаем, что именно преподавали в Миезе, да это и не важно. Вероятно, Аристотель знакомил его с философией, а Александр внимал ему. Это не прошло даром: Александр продолжал интересоваться вопросами философии и впоследствии, для чего брал с собой в походы ученых. Правда, его сопровождали главным образом киники и ученики Демокрита, чьи взгляды разделял сам царь.

Преподавалась, конечно, и этика. Специально для Александра читались лекции о добрых делах властителей. Но и здесь пример учителя был важнее всяких теорий. Достаточно напомнить, как сильно потрясла Аристотеля горькая весть о пленении Гермия, его гордом нежелании отвечать персидским инквизиторам и его героической смерти. Александр из первых уст услышал поэму Аристотеля, посвященную аретэ, т. е. добродетели и доблести. Философ излил в ней всю свою боль от потери друга. Для Александра благодаря этой поэме аретэ стала бессмертным достоянием, более важным, чем богатство и высокое происхождение. Геракл, Диоскуры, Ахилл и Аякс рисковали жизнью, чтобы достичь аретэ, а Гермий отдал за это жизнь. Следует обратить внимание на предпочтение, которое Аристотель оказывает в этой поэме Гераклу. Он называет его первым, уделяя больше внимания предку царевича по отцовской линии, чем Ахиллу. Это соответствовало не только желанию Филиппа, но и склонности Аристотеля. Философ и сам во всем, что касалось его собственного творчества, был подобен Гераклу и нисколько не походил на Ахилла.

Еще одно слово в этой поэме обращает на себя внимание. Это слово потос, т. е. побуждение, влечение. Именно потос приводил героев к аретэ. Может быть, некоторые предки Александра считали, что ими руководит потос, например дикая Евридика, о чем есть свидетельство в источниках. Этому заимствованному у Еврипида понятию Аристотель придал более возвышенный смысл. Александр запомнил это выражение на всю жизнь и, когда впоследствии его охватывал творческий порыв, называл его потосом; по сути дела, это было то же самое свойственное и Аристотелю побуждение, а именно стремление к аретэ.

Аристотель надеялся, что несчастье, обрушившееся на Гермия, послужит Александру примером и поможет ему выработать твердость духа, которую философ считал главной целью воспитания. Александр, происходивший из рода Аргеадов, представлялся Аристотелю одичавшим греком. Поэтому он старался показать ему, что такое нравственное достоинство и чем зрелая душа подлинного грека отличается от варварской. Нет сомнения в том, что уроки Аристотеля должны были привести ученика к пониманию и любви к Элладе: ведь его идеалом был панэллинский дух, стоящий выше полисного. Получалось так, что Аристотель противопоставлял греческое государство персидскому, где царило насилие. Если бы Аристотель был последовательным платоником, он пробудил бы в ученике господствовавшее тогда в Академии восхищение Заратуштрой. Но философ был искренне озабочен национальными интересами греков и не хотел, чтобы на Александра оказало влияние учение этого мага, которого он, впрочем, весьма ценил. Поэтому, когда Александр впоследствии отправился в поход в Азию, то он сделал это для завоевания ее, а не для того, чтобы ознакомиться там с мудростью Заратуштры. Обучение в Миезе не дало также ничего и для идей терпимости, которые Александр исповедовал позднее.

Учителю казалось, что ничто так не способствует воспитанию Александра в греческом духе, как знакомство с эллинским искусством. Гомера Александр, конечно, знал еще раньше, но Аристотель пробудил в юноше понимание и истинное восхищение красотой гомеровского эпоса. Философ придавал этому столь важное значение, что составил для своего ученика собственное издание гомеровских поэм, то самое, которое впоследствии сопровождало царя во всех походах.

Глубокому знакомству с Еврипидом Александр был обязан не только урокам Аристотеля, но в не меньшей степени и торжественным театральным представлениям в Пелле и Дионе. Известное значение при этом имела врожденная склонность Александра к театру. Еще будучи наследником, он подружился со многими выдающимися актерами. Юноша оценил Пиндара, стал читать Ксенофонта. Наряду со столь актуальным для него «Анабасисом» он, конечно, читал также и «Киропедию». В последней впервые перед ним предстал идеал властелина. Ктесий открыл ему сказочный мир Востока. По-видимому, Аристотель не очень ценил Геродота, однако именно благодаря ему (возможно, у Александра было сокращенное издание, составленное Феопомпом?) царевич получил представление о персидских войнах.

Не меньшее значение имело для Александра изучение естественных наук - ознакомление с новой для него областью фактов. По-видимому, на юношу произвело сильное впечатление то обстоятельство, что его учитель, будучи уже зрелым человеком, открыл для себя в этих науках новое, необозримое поле деятельности, за освоение которого и бесстрашно взялся. Александра поразило, что Аристотель придавал большое значение тем проблемам, которыми в его время никто не занимался. Удивляло и то, что исследование чудес мира приходится начинать с исследования мельчайших форм, в которых проявляется жизнь. Строение растений и животных, устройство человеческого тела, наблюдение за явлениями природы - все это должно было способствовать решению загадок мироздания. Александр как бы присутствовал при выделении из философии отдельных естественных наук. Радость при сборе материала, терпение при его анализе, а затем взгляд вперед, иными словами, взгляд на великое вообще - все это покоряло царского сына. Особенно заинтересовала Александр ра медицина, и Аристотель, сам происходивший из семьи врачей, сумел так преподать царевичу теорию и практику медицины, что Александр, став царем, мог лечить больных друзей диетой и лекарствами.

В курс обучения в Миезе входила еще весьма важная для будущего полководца наука, на которую до сих пор недостаточно обращали внимания, а именно география, знакомство с картой мира. Живой интерес царя к географии проявился еще в то время, когда он мальчиком задавал вопросы персидским послам о расстояниях между городами Азии и тамошних дорогах. Уже тогда стремление к познанию толкало Александра на расспросы о Персии и других далеких странах. Аристотель сам путешествовал мало, но мог познакомить юношу с картой. О том, что при обучении он широко пользовался этим пособием, мы знаем по его позднейшим урокам в Афинах, в Лицее, где большие карты земли устанавливались на досках. Сам философ интересовался географией не отдельных стран, а землей в целом. Нет сомнения в том, что и своему воспитаннику он показывал карты земли. Чего только не было на этих картах! Прежде всего пояса: холодный на севере и жаркий на юге. По учению философа, неблагоприятный климат обеих этих зон не способствовал обитанию здесь людей. Между ними - умеренная зона, где расположены Средиземное море, Персия и Индия. Только эта зона и образует ойкумену, т. е. пригодную для обитания людей часть земли. Ее и считали собственно миром. На карте можно было увидеть расположение континентов и обтекающий их океан - огромное море. С океаном посредством Геркулесовых столпов (Гибралтара) соединялось Средиземное море, а дальше, если доверять Скилаку,- Красное море (но здесь Аристотель не чувствовал себя уверенным). Он считал, что Каспийское море надо рассматривать как внутреннее. Вполне возможно, что философ указывал и на ряд симметрии в строении Земли: на западе - Пиренеи (и Альпы), на востоке - Кавказ с его отрогами; на западе - Дунай, на востоке - Танаис (Дон). Учитель, конечно, не преминул обратить внимание Александpa на многочисленные белые пятна на географической карте, прежде всего на то, что из всего мира известны лишь Средиземноморье и Передний Восток. Все остальное еще надлежало исследовать, более того, сначала открыть.

Ничто, видимо, не увлекало юношу так, как изучение этих карт и связанные с ними пояснения учителя. Более того, для Александра география была важнейшей из наук. Уже сама задача исследования мира казалась ему соблазнительной. Но еще больше привлекало другое: Александр стал рассматривать отдельные страны, и прежде всего Македонию, лишь как часть мирового пространства. Разве это не было совершенно новой перспективой? Любой другой царь или царский сын смотрел на мир только глазами жителей своей страны. Для Александра же был характерен более широкий взгляд. Македонию он представлял себе только частью мира. Не было ли это решающим шагом, отдалившим его от родины, шагом, к которому Александр был подвигнут своими врожденными инстинктами и распрями с Филиппом и македонской знатью?

К тому же, если рассматривать мир на карте, не кажутся ли его пространства легко преодолимыми? Ведь юноша уже давно мечтал о роли великого завоевателя и завидовал успехам отца . Разве не могло у него при рассматривании карт возникнуть желание завоевать весь мир? Учитывая психологию Александра, вполне вероятно, что уже в Миезе у него зародилась идея завоевания мира. Может быть, это была лишь игра воображения, но она характерна именно для Александра; может, это была только мечта, но мечта такого человека, который впоследствии посвятил ее осуществлению всю свою жизнь.

Александру было тринадцать лет, когда он прибыл в Миезу (343/342 г. до н. э.). Идиллические годы учения продолжались до 340 г. до н. э., пока Филипп не стал привлекать его к управлению страной. Но и тогда при первой возможности он продолжал обучение у Аристотеля то в Пелле, то в Миезе, то в Стагире. Аристотель принадлежал теперь к знати и получил во владение святилище муз в Миезе, а на родине для него восстановили отцовский дом. Став гражданином Македонии, Аристотель еще некоторое время оставался в этой стране. Особенно сблизился он с Антипатром. Возникшая между ними дружба продолжалась до самой смерти философа. Аристотель сделал Антипатра своим душеприказчиком. Только в 334 г. до н. э., когда Александр начал свой поход, Аристотель переехал в Афины. Но и здесь философ продолжал сохранять дружеские чувства к Македонии, хотя не упоминал в своих лекциях и книгах об этой своей склонности.

Отношения Аристотеля и Александра оставались дружескими. Когда Александр вступил на престол, философ посвятил ему свою работу о царской власти. Александр приказал всем пастухам, пасечникам, рыбакам, охотникам и птицеловам, лесничим и смотрителям царских озер помогать исследователю при сборе им научного материала. После захвата персидских сокровищ он предоставил Аристотелю для тех же целей большую сумму денег. Исследовательской работе школы Аристотеля царь помогал и своими собственными открытиями, а также естественнонаучными исследованиями сопровождавших его ученых. Только во время походов взошли по-настоящему семена, посеянные некогда Аристотелем. В научном плане у учителя и ученика никогда не бывало расхождений. Аристотель сочувствовал быстро растущим властолюбивым устремлениям своего воспитанника - во всяком случае, до тех пор, пока видел в нем гегемона эллинов. Правда, он никогда не говорил об этом в своих лекциях, но, как показывают некоторые замечания в его работе о государстве, тайно мечтал о включении феномена Александра в свое политическое мышление. Он старался даже оправдать требование царя воздавать ему божеские почести.

Какое же значение для будущей деятельности Александра имели годы его учения в Миезе? Александр, конечно, сам устанавливал для себя законы. У Аристотеля он брал только то, что совпадало с его собственными желаниями. И без наставлений мудреца Александр стал бы великим завоевателем; исходя из собственной природы, он открывал бы новые страны, покровительствовал искусствам. Однако обучение в Миезе облегчило ему понимание самого себя, укрепило волю и привело к обогащению его натуры и последовательности действий на избранном пути. Без обучения в Миезе он никогда не стал бы покровителем наук. Несомненно, без уроков Аристотеля связь царя с греческой духовной культурой никогда не могла бы стать сильной и глубокой. Но самое важное: без Аристотеля концепция мирового государства не была бы выработана столь рано и в такой четкой форме. Именно благодаря своему учителю Александр воспринимал мир как единое целое.

То, чем Александр был обязан лишь самому себе, легче всего понять, рассматривая те его идеи, которые отличают царя от Аристотеля. Когда-то учитель и ученик сошлись как люди, стремящиеся к познанию мира. В остальном они должны были разойтись, ибо ученик превзошел учителя в более последовательном понимании единства мира. В метафизическом, естественнонаучном и религиозном плане Аристотель перешагнул национальные рамки и был объективен до конца. Однако он избегал выходить за рамки общепринятого, если дело касалось отношения к другим народам, и не хотел идею эллинства подчинить более широкой общечеловеческой идее. Таким образом, у него сосуществовали две шкалы ценностей. Одной измерялся весь мир, а другой - эллинство. Он посвятил себя естественнонаучному и метафизическому миру, но не антропологическому, социологическому, политическому и этическому. Из его концепции выпадал фактор, который относится ко вселенной, а именно понятие о человечестве. Вместо этого Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варварами, считая их совершенно различными типами людей, и постулировал преимущество эллинов столь безоговорочно, что серьезная проверка этого постулата становилась невозможной. Он считал, что достичь неба можно, только поднявшись на вершину эллинской культуры. Аристотель различал и характеризовал целые народы, тогда как на самом деле надо было различать и характеризовать отдельных индивидуумов.

Учитывая это, можно понять, где и почему должны были разойтись пути этих исследователей закономерностей мира. Оба они стремились к универсальности, но Александр, который думал о пространствах как завоеватель и покоритель, применял принцип универсальности и к государствам, и к человеческому обществу, подчиняя все неумолимым соображениям, направленным на пользу империи. У него возникло понятие о человечестве в целом. Таким образом, для Александра перестало существовать различие между эллинами и варварами, в его действиях появилась та логическая последовательность, которой так не хватало Аристотелю. И когда впоследствии Александр, управляя странами, стремился уравнять их, он имел все основания считать себя более последовательным представителем идеи универсальности, чем его учитель. Философ хотел познать весь мир, оставаясь духовным предводителем одних только эллинов. Александр же хотел завоевать весь мир и вместе с тем стать воспитателем всего человечества. Аристотель стремился организовать научное мышление людей. Александр при помощи той же организации хотел поднять человечество на высшую ступень развития.

Понятно, сколь далеко должны были разойтись Аристотель и Александр, когда царь стал последовательно проводить свои космополитические планы. Он открыто отказался от аристотелевской непоследовательности, касающейся эллинов. Не рассматривая более благо греков и иранцев как самоцель, он стал считать эти народы лишь подходящим для себя средством, которое должно было послужить благу империи и всего мира, не думая о том, что они имеют основания претендовать на какие-либо особые привилегии. Позиция Александра в этом вопросе была последовательной и твердой.

К этому следует добавить еще одно расхождение, которое привело к открытому разрыву между учителем и учеником. Покоритель мира отвергал как отживший предрассудок принципиальное отличие эллинов от варваров, победителей от побежденных. Вместо этого он выдвинул новое требование: всегда и во всем следовать его диктаторской воле. Аристотелю и всем, кто гордился своей национальной принадлежностью к грекам, эллинские представления о божественном начале казались мерой всех вещей. Всем этим представлениям Александр противопоставил теперь свой диктат. Он один, будучи победителем, хотел быть мерилом всех вещей. Этому диктату Александра противостояло представление Аристотеля об индивидуальной свободе. Правда, оно распространялось только на греков, но опосредованно относилось и ко всему человечеству. Исходя из этой точки зрения, и восстал впоследствии против Александра Каллисфен. Его протест, направленный против диктаторского высокомерия, свидетельствовал о более высокой нравственной позиции.

Из этих предварительных замечаний можно сделать ряд наблюдений, объясняющих дальнейшие действия царя. Уже в этот период проявилось его стремление к власти, в дальнейшем оно значительно усилится. В последующих главах мы более подробно остановимся на идеях Александра и его роли в развитии исторической мысли.

Рождение Александра Македонского

Согласно записям греческих и персидских историков Александр Македонский родился 29-30 июля 356 года до н. э. в столице Македонии Пелле.

В эту же ночь Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия).

Александр родился в канун лунного затмения, которое произошло в дневное время 30 июля, поэтому не было видно в европейской части Земли и о нем не было записей. Это в наше время, с помощью компьютера можно точно сказать, когда произошло затмение.

Затмение 30 июля 356 года до н. э. выделялось тем, что во время затмения Луна находилась в Водолее, в напряженном аспекте (90 град.) с Черной Луной, которая находилась в Скорпионе.

Такое положение опасно всегда для плода, так как стимулирует преждевременные роды. Уберечь плод может только энергетика матери.

Но в данном случае мать Александра Олимпиада как ревностная вакханка часто находилась в окружении змей, на которых затмение могло произвести сильное воздействие. Поэтому во время затмения ее биоэнергетическое поле могло снизиться, что не позволило защитить от его воздействия ребенка. Скорее всего, это вызвало преждевременные роды, и ребенок родился семимесячным, что по тем временам означало - не имеющий шансов выжить.

Почему семимесячным? Да потому, что зимние вакханалии проводились на новолуние, расположенное близко возле зимнего солнцестояния.

Зачатие ребенка Олимпиадой могло произойти в завершающей стадии вакханалий через 3-4 дня, примерно 23-25 декабря. Значит, Александр родился после 31 недели беременности. Я думаю, что он родился под утро (около 4 утра по местному времени) 30 июля, когда возникло противостояние между Солнцем и Луной, и должно было уже вскоре начаться затмение, что создало в гороскопе рождения напряжение, расположенное параллельно горизонту.

Сверхъестественные способности Александра Македонского

Часто дети с таким напряжением в гороскопе рождения имеют врожденные патологии или вообще не могут выжить. Александр не имел явных телесных патологий, но у него были разные глаза. Один глаз был подобен кошачьему - мог светиться.

Об этой патологии знали, так как боялись взгляда людей с разными глазами и, в особенности с подобным кошачьим.

Но то, что эта наследственная болезнь опасная для жизни ребенка, очевидно, не знали. Так как на Александра возлагали большие планы, для осуществления которых человек должен был прожить долгую жизнь. А при этом заболевании жизнь человека могла остановиться в любую минуту.

Вместе с тем, такая физическая патология глаза, наделяла ее владельца сверхъестественными способностями. Он мог энергетически влиять на окружающих людей, вызывать у них страх, подавленность.

С годами с помощью искусных учителей Александр научился читать и влиять на мысли людей. С такой энергетикой он мог подпускать к себе на близкое расстояние нечистую силу, чтобы получать от нее нужную информацию. Да и сам он мог мысленно перемещаться на большое расстояние и видеть будущие события в своем воображении.

Когда Александр подрос, то для всех стало очевидным, что Филипп не приходится ему отцом. Александр был огненно-рыжим, с белоснежной кожей, очень чувствительной к солнечным лучам, с разными по окраске глазами - один глаз был как у кошки, другой - как у льва.

Эти особенности Александра объясняли его якобы божественным происхождением, что он - сын Диониса. Но Дионис не был рыжим, а эта характерная окраска передается только от родителей, причем является доминирующей. Об этом, очевидно, знали в то время.

Хотя в детстве Александру внушали, что отцом ему приходится Дионис, но когда он подрос и мог самостоятельно делать выводы, то понял, что с Дионисом не все так гладко и достоверно. К тому же при необычных обстоятельствах погиб его официальный отец, Филипп.

Почему убили Филиппа

Филипп обладал незаурядным умом, хитростью и коварством. Добывая власть, он проявил не только прекрасные воинские способности, но дипломатический дар и дальновидность.

Юстиан отмечал ораторское искусство Филиппа: "В беседах был и льстив, и коварен, на словах обещал больше, чем выполнял… Как оратор он был красноречиво изобретателен и остроумен; изощренность его речи сочеталась с легкостью и сама эта легкость была изощренной".

Он умело прибегал к подкупу, чем щадил своих воинов. В истории осталось известным его выражение: "Осел, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость".

К тому же Филипп, несмотря на то, что он свою молодость провел в Фивах, никак не походил на просвещенного государя, а нравами и образом жизни был похож на варварских царей Фракии.

Феопомп, живший при дворе Филиппа, оставил такой убийственный отзыв (Полибий, 8.11): "Если и был кто-нибудь во всей Греции или среди варваров, чей характер отличался бесстыдством, он неизбежно был привлечен ко двору царя Филиппа в Македонии и получил титул "товарища царя”. Ибо в обычае Филиппа было славить и продвигать тех, кто прожигал свою жизнь в пьянстве и азартных играх… Некоторые из них, будучи мужчинами, даже чисто брили свои тела; и даже бородатые мужи не уклонялись от взаимной скверны. Они брали с собой по два или три раба для похоти, в то же время предавая себя для той же постыдной службы, так что справедливо бы их называть не солдатами, а проститутками".

Пьянство при дворе Филиппа поражало греков, которые сурово порицали пьянство и разврат, гомосексуализм.

Афиней добавляет, что хотя число "сотоварищей" не превышало 800, но владели они большей землей, чем любые 10 тысяч богатых греков.
Образ жизни Филиппа показывает, что в те далекие времена по соседству проживали народы с разными культурами принципами и духовными ценностями.

В силу своих противоположных взглядов эти культуры не могли жить в мире. Поэтому между культурными центрами периодично велись войны. Культуру Эллады представляли культурные центры - Афины и Фивы, а противоположную ей культуру - Дельфы, Спарта, Македония и др.

Филиппа в молодости вместе с его будущей женой Олимпиадой посвятили в культ Диониса на острове Самофракия.

Но он был не так молод, как Олимпиада и имел жизненный опыт. Поэтому это посвящение и сам культ Диониса воспринимал скорее как часть политической культуры того времени. Когда он женился на Олимпиаде, то стал к культу Диониса относиться более серьезно и осторожно.

Сохранился рассказ и о том, как, зайдя однажды в опочивальню к жене, Филипп увидел на её ложе огромного, вытянувшегося вдоль тела царицы змея. Он якобы подумал, что это не простое пресмыкающееся, а некто, перевоплощённый в змея.

Хотя на самом деле Филипп не был столь наивным, чтобы поверить в то, что змей - это Дионис. С тех пор он больше не разделял с Олимпиадой ложе. Филипп знал, что к рождению Александра он не причастен.

Вместе с тем, Филиппа постоянно мучил вопрос, кто отец Александра. Очевидно, он присматривался ко всем мужчинам, которые окружали его, но прошло уже 20 лет, а никого похожего на Александра так и не нашлось.

И вот Филипп женился на молодой македонке Клеопатре, что вынудило Олимпиаду вместе с Александром покинуть Македонию и отправиться на родину в Эпир.

Чтобы сгладить конфликтную ситуацию с царем Эпира, Филипп через год после собственной свадьбы устроил свадьбу своей дочери с эпирским царевичем.

И вдруг во время пира Филиппа убивает собственный телохранитель. Александр возвращается в Македонию и проводит расследование, но никакого заговора не находит.

Казалось, никто на то время не был заинтересован в смерти Филиппа. Филипп играл ключевую роль в подготовке военных действий против персов, поэтому в геополитике у него не было врагов.

Недовольство бывшей жены Олимпиады снималось тем, что Филипп выдавал свою дочь за эпирского царя, что удовлетворяло амбиции царей Эпира, в том числе и Олимпиады, дочери эпирского царя.

Александр тоже не был заинтересован в смерти Филиппа, так как тот его обучал военному делу, брал с собой на самые ответственные битвы и доверял защищать ответственные позиции. Например, он доверил Александру защищать левый фланг в Херонейской битве, где решалась судьба двух культур - Эллады (Афины и Фивы) и Македонии со Спартой.

Так что же произошло во время пира? Я думаю, что дело было в том, что Филипп среди званных гостей увидел, наконец, человека, который был похож на Александра.

И так как Филипп был очень искусным дипломатом, хорошо разбирался в политике и активно принимал в ней участие, то, увидев человека похожего на его так называемого сына, он в миг сообразил весь тайный замысел.

Незнакомец, поняв взгляд Филиппа, в мгновенье осознал опасность такого открытия для определенного круга тайных управителей мировой политики. Ставки в этой политической игре были слишком высоки, чтобы не обращать на это внимание. Это касалось глобальной политики не только в самой Греции, но во всем Средиземноморье и Египте.

Незнакомец, скорее всего, обладал магическими способностями и мог загипнотизировать телохранителя Филиппа. И уже в таком состоянии внушить ему мысль об убийстве Филиппа.

Отец Александра Македонского

Судя по тому, как Александра принимали в Египте - его называли сыном фараона Нектанеба II, так он был на него похож, то, очевидно, Александр имел с ним родственные корни. Но этот фараон был ровесником Александра, старше его на 13 лет. Чтобы понять всю суть интриги, рассмотрим, кто же мог быть отцом Александра Македонского.

Ко времени Александра Македонского Египет был разделен на два государства - Египет, которым правили персы - Верхний Египет и Восточная Дельта Нила, и Египет, которым правила ливийская династия - Западная дельта Нила, оазис Сива, Эфиопия и ливийское побережье.

Эти два государства находились в постоянной войне. Фараоны ливийской династии приглашали к себе на военную службу (с обязательной оплатой) воинов Спарты, а персидские цари - воинов Афин.

Фараоны с именем Нектанеб вели свою родословную от фараонов ливийской династии, которая ранее уже правила частью Египта. При этом главный жрец, охраняющий власть фараонов так же был из этого рода. Поэтому в оставленных исторических хрониках часто путают главного жреца с именем Нектанеб с фараоном Нектанеб.

К тому же характерной особенностью ливийской культуры является то, что главный жрец имел гораздо больше влияния на управление государством, чем династический фараон.

События развивались таким образом. Вначале западной культурой, оазисом Сива (храм Амона) и Эфиопией правил Нектанеб I, затем его сын Тахос, которому из-за неудачного военного сражения и для сохранения жизни пришлось перейти на сторону персов и покинуть Египет.

После него фараоном стал его двоюродный брат Нектанеб II, который правил Египтом в течение 18 лет, 360-343 годах до н. э.

Очевидно, этот фараон приходился сыном главному жрецу Амона и после своего отца должен был занять эту наследственную должность. Но обстоятельства вынудили его стать фараоном. Поэтому он мог совмещать эти две ключевые должности.

На это указывает его магические способности, умение прорицать будущее и многое другое, чем занимались древнеегипетские жрецы. Кроме того, он выделил колоссальные средства храмам, чего бы он может не сделал, если бы пребывал только на должности фараона. Записи о деятельности этого фараона сделаны во всех храмах, которые подчинялись этой династии.

Может быть, совмещение двух ключевых ролей в государстве и магические способности Нектанеба II способствовали проведению успешной политики не только в самом Египте, но и на мировом уровне, что сделало его очень популярным.

Так, когда в 350 году до н. э. персы сделали попытку покорить Египет, то Нектанеб II, пригласив талантливых греческих полководцев, афинянина Диофанта и спартанца Ламия, которые вместе с наёмниками успешно отразили натиск врага.

Успехи Нектанеба II оказали своё действие в Финикии и на Кипре, где вспыхнули новые восстания против персов. Возглавили антиперсидскую коалицию Нектанеб II и сидонский (финикийский) царь Теннес, которому он в 346 году до н. э. послал в распоряжение 4000 греческих наёмников под руководством Ментора с Родоса.

Но в 345 - 344 гг. до н. э. Артаксерксу III Оху удалось подавить восстания в Финикии, Иудее и на Кипре. Ментор с наёмниками перешёл на сторону персов.

Затем последующие военные успехи персов в союзе с рядом греческих царств (Фивы, Аргос, греки М. Азии) вынудили Нектанеба II бежать в Мемфис.

В 342 году до н. э. персы захватили Мемфис и весь Египет, а Нектанеб II, собрав свои сокровища, бежал в Эфиопию, где оставался независимым правителем до 341 года до н. э., о чём свидетельствуют его надписи в храмах Эдфу.

Об этом историческом событии осталась память в народных сказаниях, где рассказывается, что царь при приближении врагов и для отражения опасности, прибегает к оружию жреца - магическим операциям.

"Пустив на поверхность воды восковые кораблики, и подняв рукой жезл, Нектанеб II воспользовался могущественным словом. Но когда он пристально вгляделся в блюдо, то увидел, что судами варваров управляют египетские боги. Поняв, что он как фараон Египта выдан предательством блаженных, Нектанеб II обрил голову и бороду, чтобы изменить свой облик, и, положив за пазуху столько золота, сколько смог унести, бежал из Египта через Пелусий".

Из написанного можно сделать вывод, что блаженные, то есть добрые египетские боги, не были близкими и родными богами главного жреца. И он ими пользовался как слугами, они были у него в услужении подобно золотой рыбке в сказке Александра Пушкина.

Например, у древних евреев существовало тайное магическое учение, согласно которому, чудеса можно было творить не только силой Иеговы, но и силой "элоим ашерим”, т.е. буквально "других богов".

О том, что вера главного жреца Амона в египетских богов была лишь театральным представлением, говорит тот факт, что фараон оазиса Сива, чтобы переехать неузнанным в Эфиопию, с легкостью сбрил все волосы, и переоделся в другую одежду.

Геродот писал в своих исторических хрониках, что в Древнем Египте жрецы постоянно сбривали все волосы на теле. Отращивали волосы только те, кто пребывал в трауре по умершему. И только ливийцы - жители оазиса Сива, где находился храм Амона, делали все наоборот - носили волосы, когда были счастливы, и сбривали волосы, когда горевали.

Поэтому Нектанеба II египтяне узнали бы не по лицу, а по его бороде и длинным волосам на голове. Так как траур у египтян длился недолго, и волосы не успевали значительно вырасти.

Значит, ливийские фараоны рода Нектанеб представляли совершено другой народ, у которого был свой бог, и которого они для удобства называли египетским именем Амон - невидимый. Так как это было удобно, чтобы скрывать своего настоящего бога и свою суть.

При этом необходимо учесть, что Нектанеб II в соответствии со своей верой бежал из Египта как фараон, но не как жрец. Хотя для египтян его внешний вид указывал на его принадлежность к жрецам, что весьма было удобно для маскировки.

Жрецов персы не трогали. Поэтому Нектанеб II перед тем как покинуть Египет передал должность главного жреца сыну своей сестры, а за собой оставил только царскую власть. Эта должность позволяла ему свободно себя вести, притворяться, перемещаться по миру и посещать правителей других стран и народов.

И так как Нектанеб II обладал дипломатическим и военным талантом, то он естественно хотел принимать активное участие в мировой политике, чтобы воплотить в жизнь разработанный его родом план.

Поэтому не удивительно, что он мог, после того, как покинул Египет, побывать у своих родственников и союзников в Греции и Македонии, которые захотели его познакомить с царем Македонии Филиппом - активным участником их политических планов. Свадьба дочери царя была прекрасным предлогом для встречи и политических бесед.

Филипп, конечно же, был наслышан о фараоне Египта Нектанебе II, его военных подвигах, магических способностях, поэтому был рад этому знакомству. Но когда он воочию увидел его, и особенно его большую схожесть с Александром, то сразу же понял, что род Нектанебов представляет царский род народа, который стремится установить гегемонию в мировом масштабе.

Для мирового господства лидеры этого народа придумывали различные культы, философские теории и другие средства, с помощью которых развращали нравы аристократии других народов, лишая ее возможности продолжить свой род.

Под видом вмешательства богов в продолжение рода, они зачинали собственных отпрысков. И таким образом в основании царских родов ставились представители их народа.

Нектанеб II прочитав мысли Филиппа, с помощью магии внушил его телохранителю убить царя Македонии. На то время мало кто мог догадаться об истинной причине смерти Филиппа.

Но после того как Александр Македонский побывал в Египте, где народ принимал его как возвратившегося из бегства фараона, до Греции дошел слух об этой схожести. И, очевидно, политические деятели греков догадались о причине убийства Филиппа.

Поэтому греки постепенно охладели к культу Диониса, открыто проводимые вакханалии ушли в прошлое. А почитатели культа Диониса, чтобы не привлекать к себе внимание, заменили его культом Аполлона и Асклепия.

Таким образом, отцом Александра Македонского был представитель царской ветки Нектанебов, а Нектанеб II был представителем жреческой ветки этого рода.

В ливийской культуре царская власть передавалась по мужской линии, а жреческая - по женской линии.

В египетской культуре все было наоборот - жреческая власть передавалась по мужской линии. Поэтому, возвратившись в Египет через 11 лет фараон Нектанеб II, и снова став фараоном, уступил царский трон прибывшему в Египет после смерти Александра Македонского Птолемею. А его (Нектанеба II) внук, согласно традиции, занял должность главного жреца Амона.

Становление мессии

После гибели Филиппа Александру открывают большую тайну, что он сын не какого-то Диониса, а самого Зевса-Амона, и что доказательства этому он сможет увидеть, когда посетит Египет, храм Амона и выслушает предсказание оракула.

Когда Александр пришел в Египет, то его посвятили в тайну Амона, что в проявленном виде Амон может принимать облик бога Сета, защитника власти фараонов, бога войны и пустыни.

К тому же бог Сет родился в неурочный час - все Боги Древнего Египта рождались во время зимнего солнцестояния, только Сет родился раньше, недоношенным, хромым и огненно-рыжим.

И еще одна немаловажная особенность бога Сета - он пропагандировал гомосексуальные отношения, мужеложство. Эти характеристики во многом подходили Александру и его окружению.

Александр и его соратники были людьми своего времени, представителями культуры, где идеалом был не праведник, берегущий свою душу от пороков, а герой, способный преодолеть любые преграды на пути к цели. Их девизом был лозунг: "Цель оправдывает средства!”

Естественно, Александр хотел стать великим героем, завоевателем целого мира. К захвату мира он призывал своих друзей и воинов. И если они добровольно последовали за ним, то значит, они верили ему, и, так же как и он жаждали славы, добычи, приключений и бессмертия. Никогда не последовали бы македонцы на целые десять лет в Персию за кем-то, кроме "героя", т. е. предводителя, наделенного необычайными способностями, мужеством, страстью к приключениям и ореолом непобедимости.

И чтобы ему поверили другие, нужно было, чтобы Александр еще больше верил в себя. Любой человек, стремящийся к высшим достижениям, знает, какую громадную роль играет собственный волевой настрой, сила воображения, собственные мысли и чувства. Они, в конечном счете, и определяют успех замысла, который окрыляет. Также настоящий лидер никогда не должен терять веру в себя, отступать со своего пути из-за неудач. Он должен уметь использовать опыт собственных ошибок в своих целях.

Из этого перечня качеств героя можно сделать вывод, что героя нужно воспитать, им нельзя родиться. Поэтому все рассказы о божественном рождении Александра не оказали бы на него нужного воздействия, не развили бы умение управлять собственными чувствами, мыслями, воображением и волей. А он был по описанию историков не таким уж примерным ребенком.

В детские годы Александр отличался от сверстников тем, что был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно, зато был слишком честолюбив. Поэтому с детства завидовал славе отца.

Плутарх записал о характере Александра: "Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать".

Основную роль в воспитании Александра сыграл Аристотель, который научил его управлять эмоциями, мыслями и воображением.

Аристотель был последователем Сократа, Пифагора и, конечно же, жрецов Амона из оазиса Сива. Поэтому он основной удар в воспитании Александра сделал на развитии его сверхъестественных способностей - ясновиденья, телепатии и телекинеза.

Аристотель научил Александра выделять некоторую часть сознания и с ней переноситься в задуманное место, где уже с помощью ясновиденья и яснослышанья искать необходимую информацию. Владея такими способностями, Александр в своих военных походах мог обходиться без географических карт и разведывательных отрядов.

В настоящее время подобная технология используется разведками развитых стран мира.

В свое время я проверила этот метод на своем сознании, и увидела его возможности. Когда часть сознания отделяется от тела и оказывается в задуманном месте, то восприятие этой части сознанием значительно усиливается.

Возможно, физическое тело своими полями несколько угнетает или снижает порог восприятия. Поэтому сознание, отделенное от тела, воспринимает природу гораздо чувствительней - чувствуется и даже видится вибрация воздуха, природа приобретает более яркую окраску, например, зелень листвы деревьев, травы становится ярче.

Кроме того, выделенное из тела человека сознание легко проникает в сознание растений, животных, людей. Все вокруг будто начинает с вами говорить. И это завораживает, что весьма опасно, так как из этого состояния трудно самостоятельно выйти.

Особенно это опасно для детского сознания, так как дети не способны управлять собственными мыслями. Дети могут пребывать в таком состоянии долги годы, а иногда всю жизнь. Современная медицина это состояние сознания классифицирует как заболевание - детский аутизм.

Таким образом, Александр как представитель царского рода развил еще и способности жреца. Возможно, сочетание крови и магических способностей и было признаком мессии. Поэтому жрецы храма Амона приняли Александра в тайный масонский орден, который возможно еще сохранился от фараонов Нового царства Египта.

Жрецы посвятили Александра в тайные знания, научили телепатической связи с ними, чтобы в дальних походах он смог получить их совет. Возможно, они вручили ему на время его миссии кольцо Соломона, с помощью которого можно управлять джинами.

В свое время джины помогали царю Соломону построить храм. Соломон и его отец царь Давид являлись членами и предводителями древних масонов.


Завоевания Александра Македонского

Вооруженный тайными знаниями и талисманами Александр Македонский вначале провел завоевательные походы в землях, завоеванных персами.

Затем он попытался завоевать Индию, но, встретив достойное сопротивление, отказался от дальнейших сражений с индусами. Он не захотел тратить силы своего войска на войну, так как завоевание территорий в восточном направлении не входило в его планы.

Поэтому, выполнив один из пунктов намеченного плана, он перешел к выполнению остальных пунктов. И этими пунктами были - переход и покорение Аравийской пустыни, военный поход на Карфаген.

Но почему нужно было воевать с Карфагеном, если в борьбе с персами финикийцы были союзниками и выступали единым фронтом. История молчит, а наука обходит этот факт, как будто это что-то незначительное, что не достойно внимания.

Но как может конечная цель похода Александра Македонского игнорироваться. Тем более такая цель, как уничтожение культуры Карфагена.

Судьба не позволила Александру достичь конечной цели. Походы Александра Македонского все же достигли значительного успеха и он совершил ряд подвигов а империя Александра Македонского имела громадную территорию. Именно по этим успешным действиям можно разгадать, какими тайнами владел Александр.

Хотя их довольно много, но для нашей темы представляет интерес встреча войска Александра Македонского с легендарным василиском. Этот монстр ливийской пустыни убивал взглядом. И Александр применил способ, которым была убита мифическая Медуза Горгона, - на пути василиска он выставил зеркало.

Александр III Македонский (с 356 по 323 до н.э.) — одна из самых влиятельных политических фигур древности. Величественный полководец, завоевавший территорию от берегов Греции до северной части Африки, включая земли современной Турции, Пакестана и Ирана.

К 13-летию своего правления легендарный воин Древнего Египта объединил земли Востока и Запада благодаря определенной технике ведения боя и культурному обмену. К моменту смерти Александра Македонского, которая настигла его на поле боя в 32 года, его репутация достигла такого пика, что его стали причислять к лику святых. Не всегда можно отделить правду от мифов, которые плелись вокруг властителя на протяжении веков. Все знают о завоеваниях царя, но немногим известно, кем же на самом деле был Александр Великий.

1. Главным учителем Македонского был Аристотель, и он обучался у других философов.

Филипп II Македонский пригласил воспитывать сына, 13-летнего Александра — наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Мало фактов известно о трех годах, проведенных будущим полководцем под опекой ученого. В это же время в Греции Александр Великий пытался найти знаменитого аскетика Диогена, который был большим циником и в доказательство своих убеждений проводил ночи в большом глиняном сосуде. Александр подошел к мыслителю на публичной площади и спросил Диогена, мог бы он что-нибудь ему предложить из своих несметных богатств. На что философ ответил:

Да, можете. Отойдите в сторону: вы закрыли от меня солнце ”. Молодой принц был очарован и впечатлен отказом Диагена и заявил: “Если бы я не родился Александром, я был бы Диогеном”.

Несколько лет спустя в Индии Македонский остановил бои из-за необходимости продолжить береду с гимнософистом, представителем религиозной индуисткой группы “джейн”, который избегал человеческого тщеславия и ношения роскошных одежд.

2. За 15 лет военных завоеваний армия Македонского не проиграла ни одной битвы.

Стратегия и тактика ведения боев Александра Великого до сих пор включена в программу обучения военных училищ. Первая победа была одержана им в 18 лет. Он вел войска с огромной скоростью в то же время позволяя им затрачивать минимум силы, чтобы достичь и разбить вражеские линии прежде, чем враги смогли среагировать. Заполучив Греческое царство в 334 году до н.э. полководец переправился в Азию (сегодня — территория Турции), где он выиграл сражение с персидскими войсками под предводительством Дария III.

3. Македонский назвал своим именем более 70 городов и один — в честь его коня.

В память о своих победах полководец основал несколько городов. Как правило, они строились вокруг военных фортов. Он называл их Александрией. Самый крупный город был основан в устье реки Нил в 331 г. до н.э. Сегодня северная столица занимает второе место по площади среди городов Египта. Другие населенные пункты расположены по пути военных достижений греческого престолонаследника: в Иране, Турции, Таджикистане, Пакистане и Афганистане. Рядом с рекой Хидаспес, где была одержана самая сложная за время индийской кампании победа, был образован город Бусефал, названный в честь любимого коня Македонского, который был смертельно ранен в бою.

4. Любовь Александра к его будущей жене Роксане вспыхнула с первого взгляда.


После молниеносного захвата в 327 до н.э. доныне непреступной горной крепости, согдийского Рока, 28-летний военачальник осматривал своих пленников. В этот момент Роксана, девушка-подросток из дворянского рода Бактрии поймала его взгляд. Вскоре после этого, как полагалось согласно свадебныях церемоний, царь разрезал буханку хлеба мечом и поделился половиной со своей невестой. Сын от Роксаны, Александр IV, родился после смерти Македонского.

5. Александр имел великолепный запах.

Плутарх в “Житие благородных греков и римлян”, спустя почти четыре столетия после гибели царя, сообщает, что кожа Александра “источала приятный запах ”, а его “его дыхание и тело было настолько ароматными, что одежда, которую он носил была словно покрытал духами ”. “Деталь, присущая обонятельным характеристикам образа царя, часто приписывается традиции, которая возникла во время его правления. Властители наделялись божественными атрибутами как всепобеждающие и могущественные”. Сам Александр открыто назвал себя сыном Зевса во время его визита в в 331 году до н.э.

6. После победы над Персией, Македонский перенял традиционный стиль одежды персов.

После шести лет постоянных вторжений на территорию Персидской империи в 330 г. до н.э. армии Македонского удалось захватить Песеполь, старинный центр персидской культуры. Понимая, что лучший способ сохранить контроль над местным населением — это перенять их образ жизни, греческий полководец начал носил полосатую с поясом тунику и диадему . Это повергало в ужас культурных пунистов в Македонии. В 324 г. до н.э. он сделал пышную свадьбу в городе Сузы, где 92 македонца были вынуждены взять в жены персиек. Сам Александр женился на Статире и Парисатиде.

7. Причина смерти Александра Великого представляет величайший секрет древнего мира.


Оазис Сива, Египет

В 323 году до н.э. прославленный правитель заболел после выпитого вина на пиршестве. Через несколько дней, в возрасте 32 лет, Македонский скончался. Учитывая что отец был убит собственным помощником, в числе подозреваемых было близкое окружение царя, особенно супругу Антипатру и сына от нее — Кассандра. Некоторые биографы древности даже предположили, что организаторами стала вся семья Антипатра. Современные медицинские эксперты высказывают предположение, что причиной смерти Македонского была малярия, печеночная недостаточность, инфекция легких или брюшной тиф.

8. Тело Александра хранится в чане с медом.

Плутарх сообщает, что тело Македонского сначала было отправлено в Вавилон к египетским бальзамировщикам. Однако ведущий египтолог А.Уоллис Бадж предположила, что останки воина Древнего Египта были погружены в мед, чтобы предотвратить распад. Через год-два оно было было возвращено в Македонию, но его перехватил Птолемей I, один из бывших генералов. Поэтому, зная место нахождения тела Македонского, Птолемей получил статус преемника великой империи.

В летописях описано, как Юлий Цезарь, Марк Антоний и будущий император Рима Октавин (Август Цезарь) совершили паломничество к могиле Македонского в . В 30 г. до н.э. Октавиан рассматривал 300-летнюю мумию Македонского и возложил к ней венок. Последняя запись о посещении могилы римским императором Каракала датировалась 215 г. до н.э. Впоследствие гробница была разрушена и о ее месторасположении забыли из-за политических потрясений и начала римской эпохи.

Он родился и вырос на задворках великой греческой цивилизации. Цари Македонии смотрели на Элладу как на старшего брата, имевшего неоспоримые заслуги перед историей и культурой. Александр благоговел перед Ахиллом и Гераклом, Сократом и Периклом, мечтая прикоснуться к их славе и занять в пантеоне героев место хотя бы с краю. Так получилось, что он превзошел своих кумиров, победил главного врага греков и распространил культурный код эллинизма по всему Средиземноморью. Мир после его ухода стал другим. Уже набирала силу республика римлян, для которых Александр был образцом для подражания. Его жизнь овеяна легендами и слухами, на которые не скупились современники и потомки. Сейчас трудно отделить правду от небылиц, но его военные подвиги не вызывают сомнений. Александр Македонский – один из столпов европейской культуры.

Наследник престола

Как и положено великому человеку, обстоятельства его рождения необычны. Он появился на свет в 356 году в столице Македонии городе Пелла в ту самую ночь, когда Герострат сжег храм Артемиды Эфесской. Вероятно, это предание сочинили сами греки, чтобы объяснить военную катастрофу в Индии. Обе даты в точности не известны, поэтому ими легко манипулировать. Отец Александра Филипп II имел богатую родословную, принадлежа к древу царей Аргоса, которые, в свою очередь, происходили от Геракла.

Интересно, что в череде македонских царей имя Александр уже встречалось. Это был царь, правивший в 4-м веке до н.э. О нем известно, что он был удачлив на поле брани и симпатизировал грекам. Мать будущего полководца Олимпиада была самой влиятельной из шести жен Филиппа. Дочь царя Эпира, несомненно, являлась грекофилкой и воспитывала сына в приязни к эллинским ценностям. Своего мужа она не любила и постаралась заронить в душе мальчика сходные чувства.

Среди воспитателей Александра особого внимания заслуживает Аристотель, личность не менее великая и известная. Мыслитель привил наследнику престола любовь к медицине, литературе и философии. Будущий цивилизатор ойкумены получил классическое греческое образование, восхищался героями Илиады и не расставался со свитком Гомера, перечитывая любимые строки в минуты досуга.

Возможно, Аристотель был также тем человеком, которому удалось посеять в душе мальчика мечты о славе. Юный Александр упрям, равнодушен к женщинам и телесным удовольствиям. Его честолюбие не знает границ. Первый город в свою честь он основывает в 16 лет, подавив восстание фракийского племени медов. Царица Олимпиада использует упрямого и склонного к авантюрам сына в своих интригах против мужа. Филипп II был убит своим телохранителем без видимых причин. Мы можем только гадать, кто же направил преступную длань, поскольку убийца был казнен на месте.

Завоевание Эллады

Вступивший на трон Александр не замедлил расправиться с возможными заговорщиками и претендентами на престол. Погибший царь оставил после себя пустую казну и недовольное население завоеванных земель. Пообещав греческим полисам соблюдение их суверенитета, Александр оставляет там свои гарнизоны, а сам с небольшим войском успешно подавляет восставших иллирийцев и фракийцев. Единственным городом Эллады, посмевшим сбросить гегемонию македонцев, были Фивы. Другие полисы предпочли оказать моральную поддержку, и даже знаменитый афинский оратор Демосфен ни смог ничего сделать.

Не дожидаясь усмирения Фив, полисы расправляются с внутренними противниками македонцев. Дело здесь не только в трусости, но и в трезвом расчете, ведь Александр апеллировал к персидской угрозе, и никто, кроме него, не мог организовать отмщение за былые обиды.

Против варваров

Греки считали македонцев дикарями, но не варварами, поскольку те входили в культурное пространство эллинизма. И Филипп II и Александр никогда не имели планов поработить и разорить страну, перед которой они преклонялись. Они лишь стремились объединить ее в некое подобие государства, которое бы позволило изнеженным эллинам противостоять внешней опасности и сохранить наследие предков. После битвы при Херонее в 338 году, которая показала всю слабость греческого мира, Филипп создает Коринфский Союз, который провозглашает македонского царя гегемоном (вождем и покровителем) всех греков.

Расправляясь с фиванцами, Александр настаивал на продолжении верховенства македонцев. Весной 334 года он собирает экспедиционный корпус, в который вошли не только его соотечественники, но и греки из городов-полисов. Через Геллеспонт он переправляется в Малую Азию, обманув бдительность персов. Его войско насчитывало 50 тысяч, но это войско шагало по местам эпической славы, описанной Гомером в Илиаде.

Недалеко от легендарной Трои состоялась битва на реке Граник, в которой армия персов была наголову разбита, после чего большинство греческих городов-колоний в Малой Азии сдались на милость победителя. В ноябре 333 года в битве при Иссе с Александром сразился сам персидский царь Дарий. Зажатое в теснине между горами и морем, войско персов не смогло воспользоваться своими преимуществами и было разбито. Сам царь бежал, бросив семью и богатства. Дарий дважды просит мира, но не получает его.

Вступив в Финикию, Александр встречает упорное сопротивление города Тира, расположенного на острове. Семь месяцев финикийцы, имеющие лучший флот в тогдашнем мире, снабжают осажденную крепость всем необходимым. Следующим «крепким орешком» был палестинский город Газа, который держался два месяца. Без всякого сопротивления был сдан Египет, пребывавший под игом ненавистных персов. Александра Великого встречают не только как избавителя, но и как новое божество.

Сын Зевса

Неземные почести, оказанные Александру, побудили его провозгласить себя сыном Зевса-Амона. Этот трюк имел огромное значение для воодушевления собственного воинства, а деморализованный противник утратил веру в своего вождя. 1 октября 331 года в битве при Гавгамелах персы и подвластные им народы были разбиты, и Дарий снова позорно бежал с поля боя. Сатрапы-губернаторы Вавилона и Суз без боя переходят на сторону удачливого полководца. В январе 330 года, после непродолжительной осады, столица Персии город Персеполь был сдан.

Дарий бежит сначала в Мидию, а затем в Парфию, где его убивают собственные военачальники. Сатрап Бактрии, участвовавший в заговоре, провозглашает себя новым персидским царем под именем Артаксеркс и пытается организовать сопротивление. Выданный собственными соратниками, он был казнен.

Мультикультурная политика, проводимая Александром на огромном пространстве завоеванных территорий, в целом, потерпела неудачу. Невозможно было уравнять персов, эллинов и египтян. Стиль правления в восточных провинциях требовал поклонения царю и воздания ему божественных почестей, в то время как греки продолжали видеть в своем руководителе старшего товарища и равноправного участника пирушек. Глухой ропот у них вызывал обычай простираться ниц и целовать ногу владыки.

Бремя власти портит человека. Александр становится надменным и подозрительным. Усталость солдат дает пищу для недовольства и зреющих заговоров. Но царь Персии готовится к новым походам. Он хочет увидеть мир и разрубить еще один «гордиев узел». В его обозе находились ученые, которые записывали не только военные подробности, но и особенности местной жизни.

В 329 году Александр отправляется завоевывать среднеазиатские сатрапии Персии, которые не торопились присягать новому монарху. Это была война с партизанами, которые поднимали восстание в разных концах империи. Население скрывалось в труднодоступных районах или откочевывало вглубь малообитаемых районов. В Согдиане македонцы столкнулись со скифами, победили их, но не стали преследовать.

Индия

Наскоро закрепившись в суровой Средней Азии, Александр вторгается на территорию современного Пакистана. В районе Пенджаба ему присягает царь Таксил, надеясь с помощью завоевателей одолеть соперника, царя Пора. Пор побежден в битве на реке Гидасп в июле 326 года, но помилован и оставлен на царстве.

Неизвестно, куда еще хотел забраться сын Зевса-Амона, если бы в конце лета 326 года его войско не выразило ясно и недвусмысленно свой отказ следовать дальше. Усталость и страх перед неизвестностью был сильнее боязни божественного повелителя. Александр вынужден смириться. Спустившись по Инду в Индийский океан, македонцы с большими потерями вернулись в Персию.

Последние годы жизни

Осознавая непрочность своей разношерстной империи, Александр пытается скрепить ее семейными узами. В его правилах было брать в жены дочерей местных сатрапов и правителей. Своих полководцев и солдат он заставляет жениться не местных девушках. По образцу македонской фаланги он формирует новую армию из благородных юношей. Азиатские аристократы зачисляются в элитную конницу гетайров, что вызывает открытое неповиновение солдат. Казнив зачинщиков бунта, Александр продолжает политику эллинизации и готовит поход против племен Аравийского полуострова…

В Вавилоне он внезапно заболел и после 10 дней лихорадки скончался. По свидетельству историков это произошло 10 или 13 июня 323 года до нашей эры. Можно спорить, была ли его смерть вызвана инфекцией или расстройством пищеварения, но вполне правдоподобна версия предумышленного отравления, ведь никто, кроме него, не желал больше воевать.

Империя Александра Македонского развалилась сразу же после погребения ее основателя. В его окружении не нашлось ни одного столь же авторитетного человека, способного возглавить «греческий мир». Лоскутное одеяло македонской державы было разодрано по этническому принципу. Новые династии основали диадохи Александра: Антипатр, Пердикка, Антигон, Птолемей, Лисимах и Селевк. Потомки некоторых из них дотянули до Гая Юлия Цезаря. Мир вступил в эпоху эллинизации, которая подготовила гегемонию Рима в Средиземноморье, зарождение христианства и, спустя века, расцвет и победу европейской культуры в масштабах всей планеты.