Академический театр советской армии. Театр Красной армии

Театр Российской армии в Москве – уникальное академическое театральное учреждение, находящееся в ведении Министерства обороны и не имеющее аналогов в мировом «театральном пространстве». Это относится к истории и организации театра, а также к громадным размерам великолепного здания и сценической площадки, которая считается самой огромной в Европе.

История

Рождение самого театра, который именовался Центральным театром Красной армии, восходит к 1929 году, когда был поставлен самый первый спектакль, посвященный военному конфликту в Манчжурии на границе с Китаем.

И только в 1934 г. начали возводить здание, строительство которого завершилось спустя 6 лет – в 1940 г. По итогам проведенного конкурса, было выбран проект, разработанный главным архитектором Москвы Каро Алабяном в сотрудничестве с В.Н. Симбирцевым.

Величественное, трехъярусное, композиционно сложное здание в форме пятиконечной звезды считается монументальным архитектурным шедевром стиля «сталианс» - «сталинского ампира», объединившего элементы классицизма, барокко, наполеоновского ампира и неоготики. В здании Театра десять этажей. Шесть из них занимает Большой зал на 1900 мест и Малый - на 400 зрителей.

Уникальная особенность Театра состоит в масштабности размера сцены и мощности сценических механизмов, проекты которых, включая сложные подъемно-поворотные конструкции двенадцати платформ, разработал инженер Иван Мальцин. Благодаря введению в эксплуатацию столь серьезных конструкторских разработок, площадь сцены способна трансформироваться в любые сложные пространства. Появилась возможность осуществлять замыслы театральных художников по сценографическому оформлению спектаклей с воспроизведением массовых сражений, средневековых интерьеров и горных пейзажей. Уникальная сцена позволила создавать мир реальности с участием автомобилей, танков, воинских подразделений и кавалерии.

Оформлением и фресковой росписью театра занимались самые талантливые живописцы, художники-монументалисты и графики: Александр Дейнека, Лев Бруни, Александр Герасимов, Илья Фейнберг, Владимир Фаворский с сыновьями, Соколов-Скаля. Светильники и предметы интерьера были изготовлены по спецзаказу.

В 1951 г. театральную площадку переименовывают в Центральный театр Советской армии, который в 1975 г. получает звание академического. В 1993 г. знаменитый театр становится Центральным академическим театром Российской армии.

Постановки и коллектив

Дебютный репертуар театра состоял в основном из патриотических пьес блестящих писателей и драматургов, - Константина Симонова, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Василия Быкова, Виктора Гроссмана, позднее - Булата Окуджавы и Владимира Мотыля.

Наиболее часто (больше 1200 раз) за всю историю театра ставилась пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», на основе которой Эльдар Рязанов снял прославленную киноленту «Гусарская баллада».

Постепенно репертуар расширился за счет классических творений мировой драматургии. За время работы театра были поставлены многочисленные спектакли, заслужившие любовь зрителей и престижные награды. На двух сценах проводят музыкальные концерты, 3-D мюзиклы, спектакли – драмы, трагедии и комедии, мюзиклы для детей и взрослых, сольные концерты, творческие вечера, детские празднества.

Среди спектаклей знаменитые пьесы Александра Островского, Чехова, Алексея Толстого, европейская классика – Шекспир, Гольдони, Лопе де Вега, произведения Булгакова, Жана Сармана, Бронислава Нушича, Джеймса Голдмена, комедии Эдуардо Де Филиппо, гротескный реализм Юрия Полякова, драмы Алексея Арбузова.

Театр Армии - это коллектив талантливых и многогранных артистов. В первое время сцена являлась местом прохождения армейской службы лучших выпускников театральных училищ и молодых актеров. Позднее ведущими актерами театра Российской армии были Владимир Зельдин, Нина Сазонова, Федор Ченханков, Лариса Голубкина, Людмила Чурсина, Евгений Стеблов, Людмила Касаткина, Борис Плотников, и другие звезды сцены и кино. Здесь работали Александр Домогаров, Юрий Комиссаров, Ольга Кабо.

Сегодня сцену театра украшают своим творчеством и опытные артисты, и актеры молодого поколения. Талантливые режиссеры стремятся обновлять репертуар, вносить творческие изменения в постановки, радовать зрителя интересными новинками. Именно сюда идут любители и знатоки, чтобы ощутить высочайший профессионализм русской театральной школы, известной во всем мире.

Видео телеканала Москва 24 о Театре Российской армии:

Бывают театры абсурда, бывают — оперы и балета, бывают — комедии и трагедии. И таких существует великое множество. А вот Театр Российской Армии один — самый большой в Европе театр, где на сцене воспроизводились сражения с участием танков! Diletant . media решил сегодня вспомнить историю уникального театра.

Театр Красной армии

В се началось в 1929 году, когда в Москве был создан Центральный театр Красной армии, куда отправились призванные к военной службе актеры. Днем рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года.

В Москве в 1929 году был создан Центральный театр Красной армии


Именно тогда на сцене был показан первый спектакль «К.В.Ж.Д.». С этого дня началась работа выездного театра: труппа разъезжала по всей стране от Ленинграда до Дальнего Востока и организовывала культурный досуг воинских частей. В 1937 году был основан филиал Театра Армии — Драматический театр Восточного военного округа в Уссурийске.

Гигантская звезда

В 1934 решено было отпраздновать пятилетие театра постройкой нового здания. Объявили конкурс, в котором победил проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Проект был выполнен со свойственной тому времени масштабностью: у здания 10 этажей! Отчетливо видны черты сталинского ампира: здание обрамляют 96 колонн по 18 метров в высоту и по 3 метра в диаметре. Театр имеет форму пятиконечной звезды. Каждый луч указывает направление на самые крупные транспортные узлы Москвы, а пятый устремлен к центру города.

Удобным расположением лучей театра пользовались немецкие летчики


Говорят, этим удобным расположением лучей пользовались немецкие летчики, бомбившие столицу во время Великой отечественной войны. Здание строилось долгих 6 лет, и лишь в 1940 оно было закончено. Но первоначальный проект все-таки был выполнен не до конца: по одной версии, здание должна была венчать огромная скульптура красноармейца, по другой — Ленина. Как бы то ни было, война расстроила планы архитекторов.

Проект театра

Больше только Ла Скала

Внутри театр также поражает размерами: Большая сцена Театра Армии уступает разве что сцене театра Ла Скала. Правда, во время реконструкции в 70-х годах размеры немного уменьшились, но, тем не менее, на сцене может спокойно уместиться тысяча человек и даже легкая бронетехника!

На сцене театра может уместиться тысяча человек и легкая бронетехника


Именно из-за огромных размеров сцена Театра Армии была выбрана немецким режиссером Питером Штайном для постановки в 94 году спектакля «Орестея» по трагедии Эсхила. Удивляет и техническое оснащение сцены, созданное инженером Мальциным. Со времен постройки оно работает практически без ремонта.



Театр во время Великой отечественной войны

Оформляли здание театра знаменитые художники: над фресками потолка трудился Лев Бруни, железный занавес-портал воспроизводили по проектам графиков Фаворских. Плафоны над буфетами в амфитеатре расписывали сами Александр Дейнека и Илья Фейнберг! Мраморные лестницы украшены панно работы Соколова-Скаля и Александра Герасимова.


Театр Попова

Здание театра было открыто постановкой «Полководца Суворова», а через две недели на сцене появились «Мещане» Чехова. С тех пор в театре было поставлено почти 45 тысяч спектаклей. За время работы на сцене Театра Армии в разное время появлялись известные актеры Александр Хохлов, Петр Константинов, Любовь Добржанская, Андрей Попов, Нина Сазонова, Борис Ситко и Даниил Сагал. Воспитывал труппу Алексей Дмитриевич Попов, руководивший театром вплоть до 1958 года. Он отлично умел распоряжаться пространством сцены, с особой простотой показывать сложные сюжетные перипетии. Именно Попов поставил «Полководца Суворова», «Давным-давно», «Флаг адмирала», «Сталинградцев», «Фронт» и «Степь широкуб», ставших по-настоящему классическими. Затем бразды правления взял в свои руки его сын Андрей, народный артист СССР.


Алексей Дмитриевич Попов

От классики до современности

Руководители менялись, а слава театра оставалась неизменной. Зрители Театра Армии смогли увидеть множество замечательных спектаклей: «Учитель танцев», «Океан», «Святая святых», «Барабанщица», «Смерть Иоанна Грозного», «Павел I», «Мандат», «Деревья умирают стоя». На сцене встречались классика и современность. Нашлось место Чехову, Достоевскому, Островскому, Шекспиру, Мольеру, Бальзаку, Драйзеру и даже Брехту. Залы никогда не пустовали.



Спектакль «Гамлет» на сцене Театра Российской Армии

Сегодня главным режиссером Театра Армии является Борис Морозов. Он сосредоточил свое внимание на мировой классике, которая с успехом идет на сцене. В 1998 театр Российской армии получил престижную премию «Хрустальная Турандот» за спектакль «На дне». К тому же, недавно в театре появился 3D мюзикл «Пола Негри», который привез в Россию режиссер из Польши Януш Юзефович.

Екатерина Астафьева

Один из крупнейших театров СССР, построенный в 30-е годы - Центральный театр Советской Армии в Москве (1934-1940 гг.). Он расположен в центре важного градостроительного узла столицы - на площади Коммуны. Цельный выразительный по силуэту объем господствует над обширными пространствами площади и подводящих к ней улиц. Звездчатое в плане здание окружено своеобразным периптером, что обогащает объем светотеневыми контрастами и связывает его с окружающим пространством. Объем театра поставлен на мощный подиум, обработанный грубо околотым гранитом, широкая лестница ведет к главному входу.

Перед проектировщиками была поставлена чисто символическая задача: «создать здание-монумент, выражающий мощь Красной Армии». Проект Дворца Советов уже давал пример символического истолкования художественного образа, а в истории мировой архитектуры здание как монумент и символ всегда выражало духовную сущность общества.

Однако существенная разница между Дворцом Советов и театром заключалась в том, что во Дворце и сама функция не имела аналогов в прошлом, тогда как театр с глубинной сценой имел веками отработанную пространственную композицию, как правило, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Переосмыслить эту установившуюся последовательность композиции и создать иную объемно-пространственную форму, которая бы непосредственно воспринималась зрителем как монумент-символ Красной Армии, было, конечно, задачей чрезвычайной трудности.

Авторы проекта К. Алабян и В. Симбирцев пришли к идее плана в виде правильного десятиугольника, который естественно давал переход к фигуре пятиконечной звезды. И в это «прокрустово ложе» готовой символической формы с большой изобретательностью, по-своему логично была втиснута каноническая композиционная схема театра. Зрительный зал получил очертания трапеции с закругленной задней стеной, все места веером расположились в партере и амфитеатре. Сцена имеет просторные боковые карманы, арьерсцену и снабжена подвижным кругом. Сцена была оборудована наиболее совершенными механизмами. Над главным залом расположены по вертикали один над другим еще два зала: репетиционный на 500 мест, теперь используемый как малая сцена, и декорационные мастерские. Вместе с объемом колосников основной сцены эти залы скомпонованы в единый пластический объем, увенчанный башенкой-постаментом для фигуры советского воина со знаменем (проект такой скульптуры изготовил тогда же скульптор И. Шадр).

Решение столь необычной задачи повлекло за собой и большие потери: преувеличение числа и размеров лестниц, завышенные площади холлов и фойе, наличие ряда не предусмотренных программой помещений, значительное ухудшение акустики, конструктивные усложнения и т. д. - все это почти в 2 раза увеличило кубатуру здания.

"Москва украсилась новым замечательным сооружение: построен Центральный театр Красной армии. Грандиозное, монументальное здание театра возвышается на площади Коммуны, одной из наиболее просторных площадей столицы. Оно радует глаз своим чудесным архитектурным обликом, стройной гармонией форм, необычными объемами, высотой. Помимо своего основного назначения - быть центром театральной культуры Красной армии, театр должен служить и великим архитектурным памятником героической армии страны социализма, памятником, который будет существовать многие и многие века. Поэтому зданию театра придана в плане форма пятиконечной красноармейской звезды. Эта эмблема проходит основным, ведущим мотивом во всей архитектуре здания." - журнал "Техника молодежи" 1940 г.

Пройти мимо здания, которое, по мнению некоторых историков, является знаковым в советской архитектуре (начало сталинского ампира), мы не смогли. И одной летней ночью попробовали незаметно попасть внутрь. Зная, что театр относится к Министерству обороны и в нем проходят военную службу по призыву, мы предположили, что через несколько часов после отбоя все будут в объятьях Морфея.

Наша догадка оказалась верной.

01. Свою историю театр Красной Армии начинает в 1929 году. В этот год, по инициативе Политуправления Рабоче-крестьянской Красной армии (ПУ РККА), из нескольких агитбригад, для обслуживания войск Красной Армии и их командиров, был образован театр. 6 февраля 1930 года был показан первый спектакль-обозрение "К.В.Ж.Д." (режиссер – В.Федоров, сценарий С. Алимов) посвященный Вооруженный конфликт между Китаем и Советским Союзом в 1929 году из-за южной ветки Транссибирской магистрали. Изначально этот участок дороги был построен по договоренности с Китаем, еще при Российской империи, но после Октябрьской революции (1917 г.), его национализировал Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов. Через две недели китайские войска объяснили, что так делать не надо и разогнали Харбинский Совет. В 1924 году правительство СССР договорилось с Китаем и дорога перешла в управление советской стороне. Но в 1929 году Китай захватывает КВЖД. Теперь уже Красной Армии приходиться доходчиво объяснять китайцам, что так делать не надо и за два с половиной месяца устраивает полный разгром китайским войскам и восстанавливает управление над дорогой. В 1932 году, японские войска захватывают Харбин и присоединяют к образованному в этом же году марионеточному государству Маньчжоу-го. В свете этих событий Советская власть после многомесячных переговоров продает КВЖД правительству Маньчжоу-го. Через 13 лет Красная Армия вычеркнула из истории марионеточное государство Маньчжоу-го и забрала обратно дорогу, а в 1952 году в знак доброй воли СССР дарит её Китаю на безвозмездной основе. Эта дата считается днем рождением театра. До появления отдельного здания, театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале Дома Красной Армии (Сейчас - Культурный центр Вооружённых Сил Российской Федерации) и часто гастролировал по красноармейским частям и гарнизонам.

02. В 30-е годы в СССР начался бесконтрольный снос памятников архитектуры, которые по мнению партии, символизировались, с царской властью. Взамен старых символов, требовались новые - демонстрирующие ценности молодого и амбициозного государства. Для архитекторов того времени, характерны поиски нового, особого "пролетарского" стиля. Упор шел на преемственность из классицизма ясности и простоты форм, но без абстрактной отвлеченности, из барокко - органического ощущения материальности мира, но без экзальтированности и гипертрофии. В 1932 году, новый стиль получает одобрение партии и впервые озвучивается термин - социалистический реализм.

03. Под влиянием нового течения в архитектуре, депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры Алабян Каро Семенович (1897 - 1959). Советский архитектор. Главный архитектор Москвы. В 1929 году был в числе основателей Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА), которое считало своей целью продвижение " новой пролетарской архитектуры". Помимо театра Красной Армии К.С. Алабян известен и другими работами: павильон Армянской ССР на ВВЦ, наземный вестибюль станции метро "Краснопресненская", сочинский морской вокзал, здание железнодорожного вокзала в Воронеже, планирование жилого райна Химки - Ховрино, участвовал в разработке Генерального плана по реконструкции Москвы. Был лауреатом Государственной премии СССР (1941), лауреатом Ленинской премии (1951), награжден двумя орденами (Орден "Знак Почета", орден Трудового Красного Знамени), получил Гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже. 5 января 1959 года Каро Семенович умирает от рака легких. В его честь названа улица в Москве (ул. Алабяна) и улица в Ереване (ул. Алабяна) и архитектор Василий Николаевич Симбирцев (1901-1982). Советский архитектор. Главный архитектор Сталинграда (Сейчас - Волгоград). Один из организаторов Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА). Помимо работы над Центральным театром Красной Армии, знаменит и другими проектами: павильон Белорусской ССР, жилые дома на Красносельской улице и Ленинградском шоссе, Промбанк на тверской улице. Занимался восстановлением Сталинграда после войны. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией 2 степени. 19 октября 1982 года Василий Николаевич умирает в Москве. В его честь названа улица в Волгограде (улица имени Симбирцева). разработали проект Центрального театра Красной Армии.

04. Перед архитекторами была поставлена задача создать здание-монумент олицетворяющее мощь Красной Армии. С учетом того, что специфика театральных зданий с глубинной сценой уже имела отработанную веками пространственную композицию, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Создать новую объемно-пространственную форму, которая бы ассоциировалась у зрителя с Красной Армией, было очень сложно.

05. Так как социалистический реализм требовал простоты и ясности форм и никакого абстрактного восприятия, то за основу была выбрана фигура пятиконечной звезды, чтобы даже птицы понимали, что это не просто какой-нибудь театр, а театр Красной Армии. Звезд в театре огромное количество, даже колонны имеют сечение ввиде звезды.

06. Решить поставленные задачи без потерь было невозможно. В Центральном театре Красной Армии хуже акустика, завышенная площадь фойе и холлов, ряд не предусмотренных программой помещений и несколько лишних лестниц. Все это повлекло к значительному увеличение кубатуры здания.

07. Строительством театра, без преувеличения занималась вся страна "Около 40 различных заводов Советского Союза выполняли заказы для этого грандиозного сооружения.Краматорский завод имени Сталина изготовил тяжелые ферменные конструкции сцены; ленинградский завод "Электросила" дал театру моторы; Харьковский электромеханический завод - сложное электрооборудование; московский завод "Метро" выполнил наружную арматуру, металлические вешалки, мраморные работы; Мало-Вишерский стекольный завод сделал цветное стекло и всю художественную стеклянную арматуру." - журнал "Техника молодежи".

08. Наверно самое эффектное место в театре - большой зал, расчитанный на 1520 мест. Это самый вместительный в мире зал драматического театра. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами. "В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь так называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен. Революция поставила искусство на службу народу. И в новом советском театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши." Даже проблему хлопанья сидений решили, закрепив их шарнирно, чтобы они поворачивались бесшумно.

09. Сцена большого зала тоже не маленькая, она считается самой большой не только в Российской Федерации, но и в Европе. Размеры не единственное в ней, чем может гордиться театр. Технические устройства, и ее механизмы спроектированные инженером И.Е. Мальцином, могли изменять гладкий пол сцены, давая возможность на нем создавать любой рельеф. Сцена состоит из трех основных частей: большой вращающейся барабан диаметром 26 метров, внутри него находится малый барабан вдвое меньшего размера и неподвижной части. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков на сцене установлены, так называемые столы, которые могут подниматься на высоту в 2,5 метра и опускаться на глубину двух метров. Всего установлено 19 столов, 10 на большом диске, 3 на малом, и по 3 с каждой стороны в неподвижной части. С помощью этих столов, можно было создать гигантский амфитеатр для больших съездов. Для таких случаев, были предусмотрены специальные щиты закрывающие оркестровую яму, тем самым объединяя зрительный зал со сценой, что увеличивало вместительность помещения почти до 4х тысяч человек.

10. На схеме выше, за сценой, бросается в глаза, необычный для театров пункт - танковый въезд. По задумкам архитекторов, планировалось, что в театральных постановках можно будет задействовать настоящую военную технику. Не знаю, правда это или вымысел, но мне рассказывали, что один раз танк заезжал в театр. Пол сцены его не выдержал, и он провалился. Кстати, падать танку было куда, под сценой три технических этажа.

На фотографии виден малый вращающейся барабан диаметром 13 метров.

11. Спустившись под сцену, можно рассмотреть конструкцию большого вращающегося барабана. Его высота составляет 9,5 метров. Дно барабана состоит из двух мощных, взаимно перекрещивающихся балок, на которые насажены ходовые колеса. Этими колесами он опирается по окружности на круговой рельсовый путь, по которому барабан и вращается.

Металлическая ферменная конструкция малого барабана под сценой.

12. Для того, чтобы устройство работало на самом нижнем уровне находится машинное отделение с электромоторами. Энергия к электромоторам подается извне, что вызвало определенные трудности при строительстве. Просто пустить провода и кабели к барабанам было невозможно, так как при вращение, их бы просто порвало. Решением возникшей проблемы было в использование кольцевых токоприемников. Но заводы, к которым обращались инженеры, не решались браться за такой сложный и срочный заказ - до открытия оставалось всего два месяца. На помощь пришел комсомол Дзержинского района, на территории которого и строился театр. Связавшись с комсомольцами московского завода "Динамо" имени Кирова (сейчас этот завод находиться в заброшенном состоянии), они попросили их выполнить заказ. Вместе с главным инженером завода, в течении месяца, были подготовлены чертежи и изготовлены два токоприемника, для большого и малого барабана. Энтузиазм и профессионализм советских инженеров вызывает восхищение, ведь до этого, такие токоприемники никто не делал и они были совершенно уникальными с точки зрения конструкции. Нужные изделия были изготовлены раньше, чем был заключен договор между заводом и строительной организацией.

Один из электромоторов малого барабана.

13. Электромоторам, освещению (по всему театру в 40-е годы было расположено свыше 10 000 световых точек) и различному оборудованию необходимо было большое количество электроэнергии. Поэтому в театре есть собственная электрическая подстанция. Через весь театр на момент открытия было протянуто около 50 километров многожильного кабеля. "Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров". В XXI веке в театре прошла масштабная реконструкция, по обновлению электрооборудования. За 6 месяцев работ было проложено свыше 300 километров кабеля, для подключения постановочного освещения, электроакустики и видеопроекционного оборудования.

14. Не последнюю роль в создании театра сыграл маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. При его непосредственном участии решались основные вопросы возникающие на строительстве. Он так же просматривал и вносил поправки в эскизы художественной росписи, следил за выбором мебели и предметов интерьера. Существует легенда, что и к внешнему виду театра, маршал имел отношение. На встрече с архитектором К.С. Алабяном он обвел карандашом свою пепельницу в форме звезды и предложил так и строить.

15. Находясь в большом зале невозможно не обратить внимание на роспись потолка. Она была выполнена профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским. Вот как о ней писали в журнале Техника молодежи от 1940 года: "Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья."

16. Несколько слов о репертуаре театра.

17. За свою историю, Центральный академический театр Российской Армии (последнее название, театр несколько раз переименовывался) создал более 300 спектаклей.

18. Постановки были не только военно-патриотической направленности ("Фронт" А. Е. Корнейчука, "Сталинградцы" Ю.П. Чепурина, "А зори здесь тихие" Васильева Б.Л. и т.д.). Показывались и классические спектакли Уильяма Шекспира ("Сон в летнюю ночь", "Укрощение строптивой", "Макбет", "Много шума из ничего", "Гамлет", "Отелло") и спектакли русских классиков ("Мещане", "На дне" - М.Горького, "Ревизор" - Н.Гоголя, "Сердце не камень" - А. Островского, "Дядя Ваня", "Чайка" - А.Чехова и другие). В большом зале Центрального академического театра Российской Армии (ЦАТРА) так же проходят игры высший лиги КВН.

19. Среди постановок есть и спектакли долгожители: "Учитель танцев" Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, прошел более 1900 раз, премьера 1942 года "Давным давно" Александра Гладкова - около 1200 раз. Их можно увидеть в ЦАТРА и сейчас.

20. Кроме спектаклей, на базе театра проводятся все праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ, празднуются юбилейные даты видов и родов ВС РФ, Главных и Центральных управлений Министерства Обороны РФ. Не забыта и добрая традиция военно-патриотического воспитания молодежи.

21. С момента основания театра, в советское время, труппа постоянно гастролировала по войсковым частям и гарнизонам.Сейчас артисты ЦАТРА, тоже не сидят в своем здании, а ежегодно (более 20-ти выездов) дают концерты и выступают со спектаклями в различных военных округах.

22. "В штате ЦАТРА состоит более трехсот человек, в том числе более 130 человек творческого состава, среди которых: Народные артисты СССР В.М. Зельдин, Л.А. Чурсина, 13 Народных артистов Российской Федерации, 22 Заслуженных артиста РФ и 6 Заслуженных работников культуры РФ. Ряд артистов отмечен Государственными премиями, орденами и медалями нашего государства. В театре работает около 30 человек ветеранов Великой Отечественной войны." - с официального сайта ЦАТРА.

23. Для творческой молодежи призывного возраста, есть возможность пройти службу в театре.

24. За короткую летнюю ночь, обойти весь театр нам не удалось. Но мы успели посетить, кроме большого зала еще и художественную мастерскую, которая расположена над большим и малым залом.

25. В ней готовятся большие живописные декорации. На полу нанесена специальная разметка, для облегчения работы с полотнами, а под потолком установлены мостки, чтобы можно было смотреть сверху за процессом подготовки декораций и вносить изменения. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают через люк под колосниковый настил, где при помощи блоков спускают вниз.

26. Есть еще одно назначение помещения: здесь проходит построение и строевая подготовка для проходящих службу "театральных войск".

27. Не смотря на то, что здание кажется завершенным, ряд архитектурных элементов не было построено к открытию театра, в 1940 году.

28. Не была возведена на верхней башне здания фигура гигантский красноармейца, - что не может не радовать. Не установлена скульптурная композиция "Октябрь", над центральным фронтоном театра. А на пяти верхних углах строения не хватает скульптур изображающих различные виды войск.

29. Но самая большоя потеря, по моему мнению, это не выполненная задумка по использованию крыши. По плану, на ней должен был быть сад с цветниками и газонами, а также ресторан, танцевальная площадка и кинотеатр. Зимой же там была возможность устраивать каток. Для посетителей театра, на крыше, открывалась бы отличная панорама, ведь в 1940 году, это было самое высокое строение в Москве.

Станки для подъема и спуска декораций. Стоят еще со времен основания театра.

31. Кстати, идея использования крыш для досуга не нова. Осенью мне довелось побывать на крыше первого небоскреба в Москве, где в 1916 году был открыт ресторан, а после революции сквер, игровая площадка и многое другое, но об этом в другой раз.

32. В заключении пару слов о малом зале, в который нам не удалось попасть из-за нехватки времени. Расположен он над большим залом и расчитан на 450 мест. В нем выступал Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и другие артисты столицы. Так же в малом зале проводят репетиции. Сюда я тоже попаду в скором времени, но уже в качестве зрителя.

На этом все. Занавес.

Для написание поста были использованы следующие материалы.

Ссылки Координаты : 55°46′58″ с. ш. 37°36′49″ в. д.  /  55.7827917° с. ш. 37.6137722° в. д.  / 55.7827917; 37.6137722 (G) (Я)

Центральный ордена Трудового Красного Знамени академический театр Российской армии - московский академический (с 1975) драматический театр . Располагается по адресу: Суворовская площадь , дом 2.

С момента своего создания в 1930 году являлся ведомственным театром Вооружённых сил. На его сцене «проходили службу» многие военнообязанные актёры, призванные проходить срочную службу в рядах вооруженных сил.

До 1951 года именовался Центральный театр Красной армии , с 1951 по 1993 - Центральный театр Советской армии . До 1958 года театр возглавлял Алексей Дмитриевич Попов , на смену которому в 1963 году пришёл его сын Андрей Алексеевич Попов .

Здание

Театр занимает один из ярчайших примеров сталинского ампира - не имеющее себе аналогов, грандиозное по масштабам здание в форме пятиконечной звезды, построенное в 1934-1940 годах на Суворовской площади по проекту К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева (при участии Б. Г. Бархина) . Это первое театральное здание, спроектированное и возведенное в Москве после революции . Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть - Большая сцена, два этажа - Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал - на 400 мест . Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.

В Театре Российской армии также проходят музыкальные концерты. До открытия неподалёку от театра центра «Планета КВН» в театре проходили и проходят игры Высшей лиги КВН .

Кроме того, с 2014 года в Театре показывается 3D-мюзикл «Пола Негри ». Спектакль идет несколькими циклами по 10-12 дней.

Труппа

С театром Советской армии связана вся творческая жизнь таких крупных актёров, как Людмила Касаткина , Владимир Зельдин , Людмила Чурсина , Лариса Голубкина и Нина Сазонова . С 1938 года в театре работал песенник Яков Халецкий . С 1972 года главным дирижёром театра работал Николай Минх .

  • Н. Белобородова (1954-1995)
  • Г. М. Васильев (1941-1949)
  • П. Вишняков ( -)
  • В. Воилкова (с по конец 1980-х)
  • А. Глазкова
  • Л. Голубкина (с 1964 года)
  • А. Горячев
  • А. Данилюк (1979-2013)
  • И. Дёмина ( -)
  • П. В. Должанов (1951-1962)
  • А. Домогаров ( -)
  • А. Захаров
  • В. Зельдин ( -)
  • О. Кабо ( -)
  • Л. Касаткина ( -)
  • А. Катин
  • А. Киреева
  • Г. Крынкин ( -)
  • А. Леонтьев
  • Д. Мирон ( -)
  • А. Михайлушкин
  • А. Морозов
  • Н. Пастухов (1958-2014)
  • Б. Плотников ( -)
  • Н. Подгорная ( -)
  • А. Пойдышев
  • А. Покровская (с 1962 года)
  • А. Разин
  • В. Сошальский ( -)
  • Е. Стеблов ( -)
  • Л. Татарова (с 1993 г.)
  • Т. Фёдорова (с по конец 1980-х)
  • Л. Фетисова (до апреля )
  • Ф. Чеханков ( -)
  • Л. Чурсина (с 1984 года)
  • В. Абрамов
  • Н. Абрашин
  • Е. Анисимова
  • В. Асланова
  • В. Гаврилов
  • О. Дзисько
  • К. Днепровский
  • В. Дубров
  • М. Еремеев
  • Т. Еремеев
  • И. Киреева
  • М. Киреева
  • К. Кириличев
  • С. Колесников
  • Ю. Комиссаров
  • К. Корнеев
  • Л. Кукулян
  • Н. Курсевич
  • Д. Кутузов
  • Н. Лазарев (с 1991 г.)
  • И. Марченко
  • Т. Михина
  • Т. Морозова
  • О. Никитина
  • В. Пожарский
  • Р. Савельева
  • С. Садковская
  • Ю. Сазонов
  • Е. Сванидзе
  • С. Смирнов
  • И. Солдатова
  • В. Стремовский
  • К. Таран
  • С. Федюшкин
  • К. Хаирова
  • А. Чутко
  • М. Шмаевич

Спектакли


  • «Дама с камелиями » А. Дюма-сын , постановка А. В. Бурдонского
  • «Деревья умирают стоя » А. Касона , постановка А. В. Бурдонского
  • «Изобретательная влюбленная » Лопе де Вега , постановка А. Н. Бадулина
  • «Много шума из ничего » Шекспира , постановка Б. А. Морозова
  • «На бойком месте » по пьесе А. Н. Островского . Музыка Г. И. Гладкова , стихи Д.Сухарева, постановка Л. Хейфеца
  • «На дне » М. Горького , постановка Б. А. Морозова
  • «Севастопольский марш» по мотивам произведений Л. Н. Толстого . Музыка А. Петрова, постановка Б. А. Морозова
  • «Сердце не камень » А. Н. Островского, постановка Б. А. Морозова
  • «Скупой» Мольера , постановка Б. А. Морозова

Малый зал

  • Арфа приветствия М. Богомольный

реж. А. Бурдонский

  • «Ваша сестра и пленница…»

Версия истории Марии Стюарт и Елизаветы Английской в 2-х действиях Л. Разумовская реж. А. Бурдонский

В ролях: А. Покровская, А. Захаров, Л. Кукулян, Н. Лазарев, М. Шмаевич и др.

  • Вишневый садик А. Слаповский

реж. И. Гилязев

  • Дуэт для солистки Т. Кемпински

реж. А. Бурдонский

  • Загнанная лошадь Ф. Саган

реж. Н. Пинигин

  • Любовь Дона Перлимплина Г. Лорка

реж. С. Усман-аль-Баж (Сирия)

  • Любовь - книга золотая А. Н. Толстой

реж. А. Бадулин

  • Поздняя любовь А. Н. Островский

реж. А. Халилуллин

  • Приглашение в замок Ж. Ануй

реж. А. Бурдонский

  • Старый холостяк, или Распутники У. Конгрив

реж. В. Стремовский

  • Странная миссис Сэвидж Дж. Патрик

реж. С. Колосов

  • Шарады Бродвея М. Орр, Р. Дэнем

реж. А. Бурдонский

Спектакли для детей

  • Доктор Айболит, или Путешествие в Страну обезьян

Зоологическая оратория А.Бадулина по произведениям К. Чуковского и В. Коростылева реж. А. Бадулин

  • Приключения Чиполлино Д. Родари

Овощное кабаре в 2-х действиях реж. А. Бадулин

Мюзикл для детей и взрослых в 2-х действиях по сказкам Л. Баума реж. А. Бадулин

  • Похищение принцессы фей

Мюзикл для детей и взрослых в 2-х действиях по мотивам современных сказок реж. А. Бадулин

Напишите отзыв о статье "Центральный академический театр Российской армии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Центральный академический театр Российской армии

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».
«Петербург, 23 го ноября.
«Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt"a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению.
Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C"est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию
«d"une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d"une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала.
Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей, светской женщины. Он был тот рассеянный чудак, муж grand seigneur [большой барин], никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но, своей противоположностью изяществу и такту жены, служащий выгодным для нее фоном. Пьер, за эти два года, вследствие своего постоянного сосредоточенного занятия невещественными интересами и искреннего презрения ко всему остальному, усвоил себе в неинтересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем, который не приобретается искусственно и который потому то и внушает невольное уважение. Он входил в гостиную своей жены как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково равнодушен. Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том, были ли тут или нет les messieurs de l"ambassade [служащие при посольстве], шамкая говорил свои мнения, которые иногда были совершенно не в тоне настоящей минуты. Но мнение о чудаке муже de la femme la plus distinguee de Petersbourg [самой замечательной женщины в Петербурге] уже так установилось, что никто не принимал au serux [всерьез] его выходок.
В числе многих молодых людей, ежедневно бывавших в доме Элен, Борис Друбецкой, уже весьма успевший в службе, был после возвращения Элен из Эрфурта, самым близким человеком в доме Безуховых. Элен называла его mon page [мой паж] и обращалась с ним как с ребенком. Улыбка ее в отношении его была та же, как и ко всем, но иногда Пьеру неприятно было видеть эту улыбку. Борис обращался с Пьером с особенной, достойной и грустной почтительностию. Этот оттенок почтительности тоже беспокоил Пьера. Пьер так больно страдал три года тому назад от оскорбления, нанесенного ему женой, что теперь он спасал себя от возможности подобного оскорбления во первых тем, что он не был мужем своей жены, во вторых тем, что он не позволял себе подозревать.
– Нет, теперь сделавшись bas bleu [синим чулком], она навсегда отказалась от прежних увлечений, – говорил он сам себе. – Не было примера, чтобы bas bleu имели сердечные увлечения, – повторял он сам себе неизвестно откуда извлеченное правило, которому несомненно верил. Но, странное дело, присутствие Бориса в гостиной жены (а он был почти постоянно), физически действовало на Пьера: оно связывало все его члены, уничтожало бессознательность и свободу его движений.