Айвазовский васнецов. Иван Константинович Айвазовский (краткая биография)

Известный маринист XIX века Иван (Ованес) Айвазовский родился 200 лет назад в Феодосии, в семье разорившегося армянского купца. Отец Константин (Геворк) переехал в Феодосию из Галиции, куда в XVIII веке переселились его родители из Западной Армении.

"Отец Ивана был купцом. Владел шестью языками. Переехав в Феодосию, он свое непривычное для русских имя Геворг заменил именем Константин. Здесь же родился будущий художник Ованес Айвазян", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заслуженный деятель культуры Армении Шаген Хачатрян.

Отец будущего мариниста стал писать свою фамилию с приставкой "hay" (в переводе с армянского - армянин). В русском языке буква "h", была заменена на "г" — так появилась фамилия Гайвазян.

Позже семья художника числилась в документах как Гайвазовские, на польский лад. Иван Гайвазовский уже с малых лет проявляет талант художника. Он рисует на стенах домов Феодосии разные пейзажи, в которых обязательно присутствует море. В то время градоначальником Феодосии был Александр Казначеев. Однажды, прогуливаясь по улицам города, он увидел подростка, рисующего на стенах домов углем.

"Ованесу тогда было около десяти лет. Он нарисовал углем на белых стенах - воображаемом мольберте, старую крепость с бушующим морем", — сказал Хачатрян.

Казначеев сразу же распознал в маленьком мальчике большой талант. С тех пор он его поддерживал, так как семья разорившегося торговца с трудом сводила концы с концами. По окончании феодосийского казенного училища, юный художник не без поддержки Казначеева был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Глава Феодосии написал в Петербург письмо с рекомендацией обязательно взять на вакантное место талантливого юношу армянского происхождения. Казначеев не прогадал — академию художеств Айвазовский окончил с золотой медалью. К 27 годам Иван стал уважаемым членом академии и постепенно становится популярным художником. Император России приглашает его во дворец и заказывает ряд полотен.

В 1840 году, после многолетних раздумий, Иван и его старший брат Габриэл решили поменять фамилию на Айвазовский. Они решили сделать фамилию более благозвучной и писать ее по-русски Айвазовский, а по-армянски — Айвазян.

Решение было принято в Италии, в армянской Конгрегации Мхитаристов на острове святого Лазаря. Сюда Иван или Ованес приехал в качестве стипендиата Петербургской Академии художеств, а Габриэл с юных лет учился в здешней школе.

"Айвазовский в своих письмах не раз упоминал, что считает некорректным написание своей фамилии, как Гайвазовский", — сказал Хачатрян.

Иван на полотнах, посвященных армянской тематике, подписывался Айвазяном, все остальные его работы были подписаны "Айвазовский".

По словам Хачатряна, сегодня Айвазовский считается русским маринистом, он воспитывался в традициях русской живописной школы.

Однако в письмах, адресованных армянскому Католикосу Нерсесу Аштаракеци, маринист пишет, что служит армянскому народу и прежде всего считает себя армянином.

Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовских

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в.. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова , однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.

Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского

Биография

Детство и учёба

Отец художника-Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I , и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

(Гайвазовского) и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени "Иоанн").

С детства Айвазовский рисовал и играл на скрипке. Благодаря покровительству сенатора, главы Таврической губернии Александра Казначеева он смог учиться в Таврической гимназии в Симферополе , а затем в Академии художеств в Петербурге, где занимался в классах пейзажной живописи профессора Максима Воробьева и батальной живописи профессора Александра Зауервейда.

Во время учебы в Академии в 1835 году серебряной медалью была отмечена работа Айвазовского "Этюд воздуха над морем" , в 1837 году золотой медалью первой степени — картина "Штиль".

Ввиду успехов Айвазовского в 1837 году совет Академии принял необычное решение — досрочно выпустить (на два года раньше положенного срока) его из академии и послать в Крым для самостоятельных работ , а после этого — в командировку за границу.

Таким образом, в 1837-1839 годах Айвазовский выполнял натурные работы в Крыму, в 1840-1844 годах совершенствовал мастерство в Италии в качестве пенсионера (получал содержание — пансион) Академии художеств.

Полотна "Высадка десанта в доме Субаши" и "Вид Севастополя" (1840) были куплены императором Николаем I. В Риме художником были написаны картины "Буря" и Хаос". За полотна "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри" в 1843 году он был награжден золотой медалью на Парижской выставке .

С 1844 года Айвазовский являлся академиком и живописцем Главного Морского штаба России, с 1847 года — профессор, с 1887 года — почетный член Петербургской Академии художеств.

С 1845 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу моря. В течение своей жизни он совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Франции и других европейских странах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, в 1898 году совершил путешествие в Америку .

Известность получили его полотна "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия". Картина "Четыре богатства России" принесла Айвазовскому в 1857 году французский орден Почетного легиона .

В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы живописи. В этом качестве Айвазовский был удостоен чести, вторым после Ореста Кипренского, представить во флорентийской Галерее Уффици автопортрет .

Во время русско-турецкой войны 1877 года Айвазовский написал серию картин.

В 1888 году была выставка его новых картин, посвященных различным эпизодам из жизни Колумба.

Всего с 1846 года состоялось более 120 персональных выставок Айвазовского. Художником было создано около шести тысяч картин, рисунков и акварелей.

Среди них наиболее известны "Наварринский бой", "Чесменский бой" (обе — 1848), изображавшие морские сражения, серия картин "Оборона Севастополя" (1859), "Девятый вал" (1850) и "Черное море" (1881), воссоздающие величие и мощь морской стихии . Последней картиной художника стала "Взрыв корабля", описывающая один из эпизодов греко-турецкой войны , которая осталась незавершенной.

Он был членом Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской Академий художеств.

© Sotheby"s Полотно Ивана Айвазовского "Вид Константинополя и Босфорского залива"


Иван Айвазовский преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской в Феодосии. Для горожан Айвазовский построил в Феодосии гимназию и библиотеку, археологический музей и картинную галерею. По его настоянию в городе был проведен водопровод. Благодаря его хлопотам был сооружен торговый порт, проведена железная дорога. В 1881 году Айвазовский . В 1890 году в Феодосии был установлен фонтан-памятник "Доброму гению" в ознаменование заслуг художника.

Иван Айвазовский скончался в ночь на 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1900 года в Феодосии. Был похоронен на территории армянской церкви Святого Сергия (Сурб-Саркис).

Его картины хранятся во многих странах мира, музеях и частных коллекциях. Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, которая включает 416 работ, из них 141 — живопись, остальные — графика. В 1930 году в Феодосии у дома художника был воздвигнут памятник ему. В 2003 году памятник Айвазовскому , — на Макаровской набережной морской крепости в пригороде Петербурга Кронштадте.

Художник был дважды женат. Его первой супругой была гувернантка Юлия Гревс, в семье родились четыре дочери. Второй женой художника стала вдова феодосийского купца Анна Бурназян (Саркизова).

Старший брат художника Гавриил Айвазовский (1812-1880) был архиепископом грузино-имеретинской армянской епархии, членом Эчмиадзинского синода, ориенталистом (востоковедом), писателем .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Гайвазовского) и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени "Иоанн").

С детства Айвазовский рисовал и играл на скрипке. Благодаря покровительству сенатора, главы Таврической губернии Александра Казначеева он смог учиться в Таврической гимназии в Симферополе , а затем в Академии художеств в Петербурге, где занимался в классах пейзажной живописи профессора Максима Воробьева и батальной живописи профессора Александра Зауервейда.

Во время учебы в Академии в 1835 году серебряной медалью была отмечена работа Айвазовского "Этюд воздуха над морем" , в 1837 году золотой медалью первой степени — картина "Штиль".

Ввиду успехов Айвазовского в 1837 году совет Академии принял необычное решение — досрочно выпустить (на два года раньше положенного срока) его из академии и послать в Крым для самостоятельных работ , а после этого — в командировку за границу.

Таким образом, в 1837-1839 годах Айвазовский выполнял натурные работы в Крыму, в 1840-1844 годах совершенствовал мастерство в Италии в качестве пенсионера (получал содержание — пансион) Академии художеств.

Полотна "Высадка десанта в доме Субаши" и "Вид Севастополя" (1840) были куплены императором Николаем I. В Риме художником были написаны картины "Буря" и Хаос". За полотна "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри" в 1843 году он был награжден золотой медалью на Парижской выставке .

С 1844 года Айвазовский являлся академиком и живописцем Главного Морского штаба России, с 1847 года — профессор, с 1887 года — почетный член Петербургской Академии художеств.

С 1845 года Айвазовский жил и работал в Феодосии, где построил по собственному проекту дом на берегу моря. В течение своей жизни он совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Франции и других европейских странах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, в 1898 году совершил путешествие в Америку .

Известность получили его полотна "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия". Картина "Четыре богатства России" принесла Айвазовскому в 1857 году французский орден Почетного легиона .

В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы живописи. В этом качестве Айвазовский был удостоен чести, вторым после Ореста Кипренского, представить во флорентийской Галерее Уффици автопортрет .

Во время русско-турецкой войны 1877 года Айвазовский написал серию картин.

В 1888 году была выставка его новых картин, посвященных различным эпизодам из жизни Колумба.

Всего с 1846 года состоялось более 120 персональных выставок Айвазовского. Художником было создано около шести тысяч картин, рисунков и акварелей.

Среди них наиболее известны "Наварринский бой", "Чесменский бой" (обе — 1848), изображавшие морские сражения, серия картин "Оборона Севастополя" (1859), "Девятый вал" (1850) и "Черное море" (1881), воссоздающие величие и мощь морской стихии . Последней картиной художника стала "Взрыв корабля", описывающая один из эпизодов греко-турецкой войны , которая осталась незавершенной.

Он был членом Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской Академий художеств.

© Sotheby"s Полотно Ивана Айвазовского "Вид Константинополя и Босфорского залива"


Иван Айвазовский преподавал в созданной им Общей художественной школе-мастерской в Феодосии. Для горожан Айвазовский построил в Феодосии гимназию и библиотеку, археологический музей и картинную галерею. По его настоянию в городе был проведен водопровод. Благодаря его хлопотам был сооружен торговый порт, проведена железная дорога. В 1881 году Айвазовский . В 1890 году в Феодосии был установлен фонтан-памятник "Доброму гению" в ознаменование заслуг художника.

Иван Айвазовский скончался в ночь на 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1900 года в Феодосии. Был похоронен на территории армянской церкви Святого Сергия (Сурб-Саркис).

Его картины хранятся во многих странах мира, музеях и частных коллекциях. Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, которая включает 416 работ, из них 141 — живопись, остальные — графика. В 1930 году в Феодосии у дома художника был воздвигнут памятник ему. В 2003 году памятник Айвазовскому , — на Макаровской набережной морской крепости в пригороде Петербурга Кронштадте.

Художник был дважды женат. Его первой супругой была гувернантка Юлия Гревс, в семье родились четыре дочери. Второй женой художника стала вдова феодосийского купца Анна Бурназян (Саркизова).

Старший брат художника Гавриил Айвазовский (1812-1880) был архиепископом грузино-имеретинской армянской епархии, членом Эчмиадзинского синода, ориенталистом (востоковедом), писателем .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  • Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
  • Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский».
  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский».
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский».
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось ».
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению».
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он свободно говорил на шести языках: турецком, армянском, венгерском, немецком, еврейском, цыганском, также владел почти всеми наречиями нынешних дунайских княжеств… » Цит. по: Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 8.
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887.
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семейств? И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прад?дъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребёнкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впосл?дствіи былъ усыновленъ.»
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»

    «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

    Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями» .

  • Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники. (рус.) // Вестник общественных наук НАН РА. - 1991. - № 1 . - С. 65 .
  • Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму. - Симферополь, 1970
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  • В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
  • Иван Айвазовский: К 200-летию со дня рождения / Т. Л. Карпова. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016. - 360 с.
  • Г. Чурак. Иван Айвазовский. - Москва. 2007
  • Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. - Крым, 1971.
  • Почетные граждане Феодосии (неопр.) . Официальный портал Правительства Крыма .
  • И. К. Айвазовский сообщил М. И Глинке три татарских напева, из которых два композитор использовал в лезгинке, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».
  • А. П. Чехов. Собрание сочинений, том 11, стр 233. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1963
  • И. К. Айвазовский - Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)
  • Rogachevsky, Alexander. «Ivan Aivazovsky (1817-1900)». Tufts University. Archived from the original on 19 March 2014.
  • «Ivan Constantinovich Aivazovsky». Art Renewal Center. Retrieved 30 September 2013. One of the greatest seascape painters of his time, Aivazovsky conveyed the movement of the waves, the transparent water, the dialogue between sea and sky with virtuoso skill and tangible verisimilitude.
  • «Այվազովսկի Հովհաննես Կոստանդնի » (in Armenian). National Gallery of Armenia. Archived from the original on 19 March 2014.
  • Оставил о себе бессмертную память
  • Minasyan, Artavazd M. How Did I Survive? / Artavazd M. Minasyan, Aleksadr V. Gevorkyan. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2008. - P. 56. - «Aivazovsky, Ivan Konstantionvich (real name: Hovannes Gevorgovich Aivazyan) (1817–1900) – grand Russian artist-painter of seascapes, ethnic Armenian. Aside from his artwork, I.A. was also known for his valuable contributions to the developments of the Russian and Armenian cultures of the 19th century. He lived and worked in Feodosia, Crimea. He was buried there according to his will. A sign on his tombstone, written in ancient Armenian, has a quote from the 5th century "History of Armenia" by Moses Khorenatsi says: "Born as a mortal, left the immortal memory of himself."». -