Занятия по вокалу в детском саду. Конспект по вокалу "волшебные правила пения"

Описание материала : представленный мной конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми младшего возраста (5-7 лет). Тема занятия: «Волшебный массаж». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в детских садах.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто

(Сократ)

ТЕМА: «Волшебный массаж»

ЦЕЛЬ : Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.

ЗАДАЧИ :

Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.

Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление новой темы.

5. Творческая часть.

6. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

· быть вежливыми и аккуратными на занятии;

· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.

(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой - ДО, а вы…

Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.

Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике - нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.

Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.

Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.

(ответы детей)

Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)

Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»

Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

Верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

Нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

Вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

Вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

Упражнение «Поцелуй»

Растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Машинка»

Педагог : Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).

Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Педагог : Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).

Упражнения гигиенического массажа:

1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.

2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.

3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.

4. Подбородок - выполняем активные касательные движения вправо-влево.

Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.

Вибрационный массаж

1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».

2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».

4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».

5. Верхняя часть спины и груди - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).

4. Закрепление новой темы (5 мин.)

Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.

Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?

Шапокляк:

Кто людям помогает

Тот тратит время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя

Ха-ха-ха-ха.

Я старуха Шапокляк.

Педагог : А зачем Вы к нам пришли?

Шапокляк : Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…

Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.

(ответ детей)

Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?

Дети : Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».

5. Творческая часть (4 мин.)

Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».

Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска - Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.

Шапокляк уходит.

6. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.

Педагог снимает с детей головные уборы.

Педагог : Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если - нет, то грустные.

Дети прикрепляют нотки.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М., 1996.

Елена Михайловна Иванова
План-конспект занятия по вокалу

План-конспект

открытого занятия педагога дополнительного образования

Ивановой Елены Михайловны

руководителя вокального кружка «Поющие друзья»

технологического техникума г. Биробиджан

Тема занятия вокальных номеров ».

Цель занятия : сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Задачи :

а) обучающие :

Закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;

Дать понятие «алгоритм» ;

Обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением ;

Научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;

б) развивающие :

В процессе вокально -хоровой работы развивать певческие навыки;

Развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;

в) воспитательные :

Формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре ;

Воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Технологии, используемые на занятии :

Технология формирования певческой культуры.

Технология дифференцированного обучения.

Технология индивидуального обучения.

Здоровьесберегающая технология.

Материальные средства обучения :

Фортепиано

Доска, мел

Магниты

Мульти-медиа проектор, экран

Карандаш, тетрадь

Ноутбук

Микрофон

Фонограмма минус

Ноты и текст песен

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитанники кружка входят в класс, садятся на свои места.

Педагог :

Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к праздничному концерту, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте :

Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества, поэтому необходимо быть максимально осторожными : стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.

Тема нашего занятия звучит так : «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров », а.

цель наша сегодня : узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.

II. Теоретическая часть.

Изучение нового материала.

И начнем мы с того, сто попытаемся разобраться : в чем состоит суть темы занятия . Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм» . Сразу спрошу : может кто-то знает, что оно означает?

Учащиеся : …

Педагог :

А ведь, нет ничего проще : алгоритм - последовательность действий (шагов, приводящая к достижению поставленной цели, т. е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.

А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда вокальный кружок ) заниматься?

Учащиеся : Чтобы научиться красиво петь песни, выступать на сцене.

Педагог :

Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится, на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.

Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но, сейчас мы с вами попытаемся понять : из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.

А, кстати, кто может напомнить : чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.

Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.

В ансамбле – другие особенности : много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т. е. единства в исполнении.

Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т. е. мелодии и ритма каждой из них, а затем их соединение и выстраивание гармонии.

Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу» , а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал» . Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки, а наградой станет что?

Учащиеся : …

Педагог : Да, аплодисменты слушателей и удовлетворение от проделанной работы.

Физминутка

Педагог : Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике. Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?

Учащиеся : …

Педагог : Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.

III. Практическая часть.

Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений .

3. 1 Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя) :

1. Певческая установка.

2. Артикуляционная гимнастика :

Разработка щёк : «Клоунские гримасы : улыбка-трубочка» , «Пасть льва» , «Хомячок : голодный и сытый» , «Шпаги» .

Разработка губ : «Пятачок» , «Кусаем губы» , «Недовольная лошадь» .

Разработка языка : «Жевачка» , «Часики» , «Лошадь и пони» .

Разработка мягкого неба : «Колесики» , «Позеваем» .

3. Упражнения на дыхание :

«Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох) .

«Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5) .

«Насос» (медленный вдох-сильный выдох) .

«Собака в жару» .

4. Распевание :

«На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание) .

«Два звука : м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака) .

«Пять звуков : «пение губами» (+работа мышц губ) .

«Пять звуков : а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре) .

«Пять звуков : Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки) .

«Т 5/3 и Д» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).

Педагог : А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед» .

3.2 Работа над ансамблевым вокальным произведением

(«Только вперед» - 1 куплет и припев):

1. Повторение песни (1 куплет и припев) .

2. Припев :

Ритмическая и темповая слитность ансамбля.

Единая манера звукообразования : округлые гласные.

Фразировка.

3. Куплет (работа с солистами) :

4. Соединение куплета с припевом :

Своевременное вступление солистов.

Пауза перед припевом.

5. Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев) :

При помощи фортепиано и педагога.

Самостоятельно.

Физминутка

Педагог : Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.

Дети : Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма, но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).

Педагог : Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Задача перед вами будет стоять следующая : определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.

Будьте, пожалуйста, внимательны : не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т. е. показать свои знания.

Работа ведется педагогом параллельно : используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.

3.3 Работа над сольным вокальным произведением :

1. «Белыми птицами» Елена Фурман и Кристина Сенько :

Ритмический ансамбль,

Своевременность вступления,

Дикция и артикуляция,

Чистота интонации в припеве.

2. «Кукушка» Ксения Боковня :

Единая округлая манера звукообразования,

Звук на опоре – избавление от пения на крике.

3. «Звездный календарь» Настя Егрищина :

Дикция и артикуляция,

Единая открытая манера звукообразования,

Пение на опоре.

4. «Я вернусь» Юлия Слесарчук :

Динамические оттенки,

Пение на опоре,

Фразировка,

Жанр и характер произведения,

Интонационно-драматическое развитие песни (контрастное) .

IV. Подведение итогов.

Педагог : Занятие наше близится к концу, и мне хотелось бы от вас услышать : что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.

Учащиеся : 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед» . 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.

Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях . А сегодня всем спасибо, до свидания!

Комплексные конспекты

Конспект открытого занятия по развитию
певческих навыков на тему «Сочетание интонационной
выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»
для детей подготовительной к школе группы

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.

Задачи:

  1. Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
  2. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
  3. Воспитывать у детей интерес к пению.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук) , коробочка с кусочками фольги.

Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки П. Грейджера «Загородные сады».

Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности) .

План занятия:

  1. Вход детей в зал. Музыкальное приветствие «Добрый день», музыка К. Андреаса.
  2. Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.
  3. Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки» («Загородные сады», муз. П. Грейджер) .
  4. Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль) . Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.
  5. Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах (Lento, Moderato, Allegro, Precto) .
  6. Песенка «Паучина», м. д. фольклор.
  7. Попевочка «Светлячок» д. ф.
  8. «Украл котик клубочек», р. н. к.
  9. Разучивание песни «До чего же грустно», муз. С. Соснина.
  10. Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!», муз. Е. Соколовой.

Методика проведения :

Дети заходят в зал.

Музыкальное приветствие «Добрый день», муз. К. Андреаса.

Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.

М. Р. : Ребята, посмотрите!

На волшебных ниточках

Бусинки висят.

Не простые бусинки –

Все они звучат.

Ожерелье славное –

Нотное оно.

Мной для вас припасено!

Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.

М. р. берет «ноты» - они падают на стол.

М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе. .

И наверно музыки больше не звучать.

Помогите мне бусинки нотные собрать?!

Ответы детей.

М. Р. : Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьешь дыхание.

Упражнения на дыхание.

Почувствуйте холод на своих ладошках.

Словно волшебник – мороз

На окна узоры нанес.

Упражнение «Холодный ветер».

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки.

Упражнение «Греем ручки».

Вот ладошка, вот кулак.

Ты умеешь делать так?

Упражнение «Ладошки».

А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.

Артикуляционная гимнастика.

«Окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки».

Вокально-интонационные упражнения.

Нас веселый паровозик в путешествие увозит.

«Паровоз» - вибрация губ.

Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.

«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».

Звучит труба (фонограмма).

М. Р. : Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.

Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Lento.

Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.

Услышал тревогу и мотылек.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.

Самый торопливый – муравей, еще быстрей.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Precto.

После исполнения скороговорки раздается звук.

М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.

М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.

М. Р. : А вот перед нами (по мелодии дети угадывают песенку) Паучок плетет свою паутину.

Песенка «Паучина» - пение с работой кистей рук (удар третьего пальца о пятый) в медленном темпе.

Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».

Бусинка прикрепляется на нотный стан.

М. Р. : В кулачке моем спряталась загадка:

Огонек его не ярок, но в ночи он как подарок.

Станет капельку светлей этой ночью на земле.

Удивительный жучок – свет нам дарит. (светлячок) .

Давайте представим, как вспыхивают и гаснут светлячки в темноте.

М. Р. подбрасывает кусочки фольги вверх, они опускаются на пол.

М. Р. : Выберите себе светлячка и попросим его, чтобы он вновь зажег свой фонарик.

Пение песенки «Светлячок» д. ф. в разных тональностях.

Звучат два звука – дети угадывают.

Две бусинки возвращаются в домик.

М. Р. : Бусинка одна катилась да в клубочек превратилась.

В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споет?

Работа над песенкой «Украл котик клубочек».

Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.

М. Р. исполняет вступление к песне «До чего же грустно!» - дети угадывают.

Работа над песней «До чего же грустно!».

  1. Проговаривание текста в ритме музыки шепотом.
  2. С 17 такта - пропевание в медленном темпе.
  3. Работа над интонацией с 29 такта.
  4. Исполнение с самого начала.

Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.

М. Р. : И вот теперь получилась песня. Вот какая!

Звучат семь нот – это начало песни «Сказка, сказка, приходи!».

Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!» (с солистами) .

М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.

Трудно нам без музыки петь и танцевать

Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.

Снова чудной музыки рады все друзья

И терять те бусинки больше нам нельзя.

М. Р. : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.

Сценарий открытого занятия «Путешествие в Королевство Пения»

Цель: Введение детей в мир пения.

Задачи:

  1. Познакомить с элементами программы «Эстрадный вокал»
  2. Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.
  3. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии

Оборудование: фортепиано или синтезатор, СД - проигрыватель, магнитофон, аудиозаписи, наглядные пособия,элементы костюма

Ход занятия

Добрый день, ребята! Я уверена, что многие из вас любят петь песни. Я предлагаю путешествие в Королевство Пения.
Королевство пения – это огромная страна. В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее может представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь.
Я предлагаю такой маршрут: (Приложение1 )

  1. побывать на музыкальной поляне;
  2. заглянуть в город говорунов;
  3. спуститься в пещеру гласных звуков;
  4. перейти через ручей Мелодия;
  5. послушать лесные РАСПЕВКИ;
  6. разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
  7. и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.

Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться.
Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в Королевство Пения, на каком виде транспорта? (на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине). Ну что ж, тогда в путь.

Звучит песня «Чудо детство» (дети выполняют двигательные импровизации).

Мы с вами приземлились на музыкальную Поляну (Приложение 2). Какой здесь воздух? Поставили руки на ребрышки. Вдох – ребрышки раздвинуть – выдох.

Посмотрите, а вот роза. Она еще только проснулась, но увидев, что мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления – АХ!
А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне.
А это что за цветы?

«Дигидон-дигидон, слышен их перезвон». (Петь на ноте СОЛЬ).

Правильно – это колокольчики. Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»

На лесную поляну жители Королевства Пения приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца.

Упражнение - зарядка :

  1. Покусайте кончик языка.
  2. Пошинкуйте его до середины и обратно.
  3. Пожуйте на одной стороне языка, на другой.
  4. Почистите зубы язычком.
  5. Покажите язычок как ящерица.
  6. Уколите одну щеку язычком, другую.
  7. Губы трубочкой рисуют круг.
  8. Скажите «Б-р-р».
  9. Поцокайте.
  10. Представьте кролика, грызущего морковку. Он ее объелся и зевает.
  11. Сорвите горошинку-витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.

Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.

Мы пришли в город ГОВОРУНОВ (Приложение 3 ).Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. это то как мы говорим. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? Давайте разделимся на две команды.

Какая из команд четче проговорит скороговорку?

Скороговорка : «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу» (игра «Вопрос-ответ»)

А теперь мы с вами отправляемся в таинственную Пещеру гласных звуков (Приложение 4 ). Ребята, какие вы знаете гласные звуки? В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении их тянем, поем. Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно. Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».

Перед нами ручей Мелодии (Приложение 5 ). Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? Лицо. Что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? Мелодию. Мелодия – это лицо песни (в переводе с древнегреческого «мелодия» означает - петь песню).
Послушайте, какая мелодия у ручья? (на слог «ЛЁ» исполняется припев разучиваемой песни). Кто запомнил мелодию? Спойте ее вместе со мной.
А теперь нам нужно перейти через мостик.

Распевка «Пибью-пибью-па» по трезвучию.

Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет распевку.

Перед нами Поющий Лес (Приложение 6 ). В Королевстве Пения очень много есть Распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. Чтобы не потеряться в лесу, проведем перекличку:

  1. Саша, ты где?
  2. Я здесь! – (ответ импровизированный, главное чтобы он был спет).
  3. Распевка Комара : «з» с разной динамикой
  4. Распевка Лягушки : «Ква-ква». Поставьте руки на косточки, откройте крылышки носа.
  5. Распевка Ежика : «ежик был колюч», «Фу-фу-фу».
  6. Распевка Паучка : «На паркете в 8 пар мухи танцевали,

Увидали паука, в обморок упали, АХ!»

Спеть АХ на глиссандо.

Распевка Тигренка:

«й, не стойте слишком близко,

Я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!»

Порычать как тигренок: р-р-р

Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат.
Дворец Песен (Приложение 7 ). Все жители Королевства Пения любят петь песни. Сегодня во Дворце Песен разучивается новая песня (по выбору педагога).

  1. О чем эта песня?
  2. Характер песни.
  3. Цвет песни.
  4. Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.
  5. Игра «Вопрос-ответ» с началом песни.
  6. Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
  7. Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я то включаю, то выключаю звук.
  8. одна фраза - вслух;
  9. вторая фраза - «про себя»;
  10. третья фраза – вслух;
  11. четвертая – «про себя».
  12. Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.
  13. Как лучше спеть песню? Отрывисто или напевно? Спойте припев, как бы ее спел кузнечик, а теперь - как Улитка. (Приложение 8 ) А теперь спойте так как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять? (Приложение 9 )
  14. Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее.

(Проигрывание песни с движением)

Исполнение песни на концертной Площади (Приложение 10)

Какую роль играет костюм для вокалиста, исполняющего песню на сцене? Конечно, он помогает в создании художественного образа и говорит о культуре исполнителя.

Какой вы видите костюм к этой песни? Давайте, сегодня мы используем один из элементов костюма (по выбору).
Кто из вас желает объявить название песни? А теперь исполняем песню под инструментальное сопровождение. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие певцы перед зрителями! (исполнение песен)

Вам понравилось в Королевстве Пения? Давайте вспомним наш маршрут. Я думаю, что не раз еще заглянете на Музыкальную поляну, в город Говорунов, Пещеру гласных звуков, ручей Мелодия, будете вспоминать лесные Распевки и песню из Дворца Песни. А кто-то из вас станет постоянным жителем Королевства Пения. И мы его увидим на концертной площади.
А теперь мы отправляемся домой на воздушном шаре.

У-О-А-Э-И У-О-А-Э-И

На паркете в 8 пар мухи танцевали, Увидали паука, в обморок упали, АХ!

) Ой, не стойте слишком близко, Я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!»)

«Если мы будем дружить» 1.В жизни бывает немало разлук, Горьких обид, расставаний. Мир для тебя засияет вокруг, Если с тобой будет друг. Припев (2 раза): Радостным быть, Радость дарить Сможем мы всем на планете, Счастливо жить, Творить и любить, Если мы будем дружить. 2.Знай, что когда выйдешь ты за порог, Будут открыты повсюду Множество разных путей и дорог, Если ты не одинок. Припев: тот-же 3.Больше друзей у тебя с каждым днём, И пусть всегда пламя дружбы Ярко горит негасимым огнём В сердце твоём и моём!

Здравствуй, мир! ПРИПЕВ: Здравствуй, мир, здравствуй, друг. Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек! Здравствуй, дом, здравствуй, даль, Здравствуй, радость и печаль. Здравствуй, быль, здравствуй, новь, Здравствуй, светлая любовь!


Музыкальное занятие по вокально – хоровой работе в подготовительной к школе группе «Музыкальное ожерелье»

Цель:
- Создать радостную, доброжелательную атмосферу, которая способствует успешному вхождению ребенка в мир вокального искусства.
Задачи:
- Учить петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя мелодию песни;
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять певческий диапазон детей;
- Формировать четкую, ясную певческую дикцию;
- Воспитывать у детей интерес к певческой деятельности.

План занятия.
1. Вход детей в зал
2. Музыкальное приветствие
3. Упражнения на дыхание.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Скороговорки.
6. Вокально – интонационные упражнения.
7. Разучивание песенки
8. Музыкальная игра
9. Прощание «До свиданье, музыка»

Ход занятия

Вход детей в зал.
Музыкальное приветствие.
Мы ладошки другу подаем, И с улыбкой «Здравствуй!» мы поем.
Добрый день! Добрый день! Заниматься нам не лень – 2 р.
Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.
М. Р. : Ребята, посмотрите!
На волшебных ниточках
Магнитики висят.
Не простые магнитики –
Все они звучат.
Ожерелье славное –
Нотное оно.
Мной для вас припасено!
Из этих нот-магнитов складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.

М. р. берет «ноты» - они падают на стол.

М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались.
И наверно музыки больше не звучать.
Помогите мне магниты нотные собрать?
Соберем ноты-магниты и уберём в шкатулку музыкальную, может удастся музыкальной шкатулке опять собрать все нотки во едино?
М. Р. : Но чтобы нотки-магнитики «запели» надо выполнить определенные упражнения.
Встаем в круг
Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
«Снежинка»
Возьмем «Снежинки» и подуем на них, пусть они полетают, порадуют нас своей красотой.
Дуют на снежинку, держа за ниточку
«Золотая рыбка»
Живет в сказочной музыкальной стране «Золотая рыбка», ВЫНЫРНУЛА рыбка (вдохнули), НЫРЯЕТ (выдох при наклоне), и опять выныривает и ныряет.

«Тучка и дождик»
Скоро наступит весна, растает снег, пойдет дождик
Налетела тучка (вдох), и пошел дождик (выдох, похлопывание по ноздрям М-Н)

После исполнения дыхательных упражнений раздается звук.
М. Р.
М. р. прикрепляет нотку на нотный стан.

А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Вот зарядка язычка: (Дети выполняют движения по тексту игры).
Повернулся язычок
Вправо, влево. на бочок. Дети гладя язычком щёчки-
Ротик открываем, правую и левую
Язычком болтаем, выполняют упражнение «Болтушка»
А теперь, друзья, без шутки,
Язычком почистим зубки. Проводят язычком несколько раз по
Улыбнёмся всем друзьям, верхним зубам, потом по нижним
без улыбки петь нельзя. Улыбаются, широко растягивая губы

После исполнения артикуляционной гимнастики раздается звук.
М. Р. : Это одна нотка хочет вернуться в свой домик.
М. р . прикрепляет нотку на нотный стан.

Говорить скороговорки – не простое дело.
Скажем мы красиво, четко и умело.

Скороговорки.
Сочинял мышонок в норке
До утра скороговорки
Получилось ровно сорок
У него скороговорок.

После исполнения скороговорки раздается звук.
М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.
М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.
Если хочешь звонко петь
Не садись ты как медведь,
Ноги в пол упри сильней,
Спинку выпрями скорей.
Руки, плечи все свободно.
Петь приятно и удобно.

Вокально – интонационные упражнения.
«Падают снежинки, белые пушинки
Ты подставь ладошку, подожди немножко»

«1,2,3,4,5, Выходи скорей гулять
Будем с горки ледяной
Мы кататься всей гурьбой»

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу, потому что он хороший»

«Выше всех жираф растет, он до неба достает»

«Слон огромен словно дом, обойди его кругом,
И увидишь что не просто, влезть на дом такого роста»

После исполнения вокально – интонационных упражнений раздается звук.
М. Р. : Это одна бусинки хочет вернуться в свой домик.

Песня в гости к нам идет
И нам радость всем несет.

Видео песни «Пряничный домик»
Разучивание песенки
1. Прочитать текст в ритме песни
2. Пропевание 1 куплета песни
3. Проучивание куплета песни.
4. Спеть 1 куплет и припев.

После исполнения песни раздается звук.
М. Р. : Это бусинки хотят вернуться в свой домик.
М. р. прикрепляет пять бусинок на нотный стан.

Музыкальная игра
«Пяточка, носочек»

После исполнения игры раздается звук.
М. Р . Это бусинки хотят вернуться в свой домик.
М. р . прикрепляет пять бусинок на нотный стан.

М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.

Трудно нам без музыки петь и танцевать
Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.
Снова чудной музыки рады все друзья
И терять те бусинки больше нам нельзя.

М. Р. : Спасибо вам ребята, что вы ко мне пришли, порадовали меня, а что вам запомнилось, а что понравилось,
Мне очень приятно было свами, и я хочу вам передать от гномиков их пряничного домика звонкого леденцового петушка.
Дарит ПЕТУШКОВ.

Выход под музыку.