Южная америка. Деформация черепа в традициях народов южной америки Быт и традиции народов южной америки

Лекция № 8 (2 часа) Обычаи и традиции народов Южной (Латинской) Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Обряды и традиции. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Семинарское занятие № 9 (2 часа) Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры.

Самостоятельная работа (4 часа) По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Обычаи и традиции народов Южной Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки.Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока

Тема 5.1 Роль ислама и суфизма в становлении обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 9 (2 часа) Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаяхнародов арабского Востока. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.

Семинарское занятие № 10 (2 часа) Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов арабского Востока. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаях народов арабского Востока.

Самостоятельная работа (4 часа).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы:Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.

Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.

Тема 5.2 Проблема экспансии обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 10 (2 часа)

Понятие экспансии. Арабская экспансия в страны Европы и Америки. Модернизация ислама. Исламский панисламизм. Исламский национализм и ваххабизм. Исламское противостояние и проблема экспансии терроризма и исламского экстремизма.Участие ваххабитов в совершении преступлений террористической направленности. Опасность террористической угрозы для России и всего мирового сообщества в настоящее время. Роль пропаганды в разъяснении отличий обычаев и традиций исламистов и ваххабитов. «Теория ориентализма» Э. Саида: подход к осмыслению проблемы Восток – Запад.

Современное население Южной Америки в антропологическом отношении весьма разнообразно. В его состав входят представители различных рас - американской (коренное население - индейцы), европеоидной (потомки переселенцев из ), негроидной (потомки вывезенных из рабов), а также многочисленные смешанные группы - метисы, мулаты, самбо. Расовое смешение в странах Южной Америки идёт быстрыми темпами, причём постепенно складываются новые расовые типы. До появления европейцев (конец 15 в.) населяли различные индейские племена и народы, говорившие на языках кечуа, аравакских, чибча, тупигуа-рани и др. Население размещалось неравномерно: наиболее плотно были заселены высокогорные долины Центральноандийского нагорья, слабее - низины бассейна .

С приходом европейских завоевателей ( и ) произошли коренные изменения в этнической структуре континента. Тысячи африканцев были ввезены в качестве рабов для работы на рудниках вице-королевства и плантациях сахарного тростника на побережье и северо-востоке . На Центральноандийском нагорье негры по большей части растворились в местном населении, в двух других районах их участие в этнических процессах и вклад в культуру были велики. Здесь сложилось многочисленное население смешанного европейско-негритянского и негритянско-индейского происхождения.

После обретения независимости резкие изменения этнического состава произошли в , и за счёт массового притока иммигрантов из , и других стран Европы (привлекались главным образом для освоения национальных территорий во 2-й половине 19 - начале 20 вв.), а также в и - за счёт иммиграции из (главным образом из и ). Большинство современного населения Южной Америки смешанного индейско-европейского происхождения, но на северо-востоке материка преобладает население негритянско-европейского происхождения. В ряде стран Южной Америки сохранились крупные индейские народы: кечуа в Перу, и , аймара в Боливии, арауканы в Чили. Кроме того, в окраинных районах почти всех государств (например, северная , в Бразилии, северо-запад и др.) также сохранились небольшие индейские племена и народы, говорящие на своих языках.

Официальный язык подавляющего большинства государств Южной Америки - испанский, Бразилии - португальский. Из индейских языков вторым официальным языком является лишь язык кечуа в Перу. Большим своеобразием отличается , где большая часть населения пользуется индейским языком гуарани, владея в той или иной степени испанским языком. В Гайане, официальный язык - английский, в бывшей Суринаме - голландский, во Французской Гвиане - французский. Большинство верующего населения Южной Америки - . У индейцев значительную роль играют пережитки дохристианских верований, среди части негров бытуют пережитки африканских культов.

На сегодняшний момент Южная Америка - континент с населением более трехсот миллионов человек, численность которого постоянно увеличивается. Вследствие непростых обстоятельств истории «покорения» Америки здесь наблюдается сложный и многонациональный этнический состав, в котором расовые признаки значительно перемешаны.

Племена древних индейцев попали на Южноамериканский континент более 20 тысяч лет назад из Северной Америки, постепенно расселяясь по всему материку. Потом в 16 веке началась эпоха европейского колонизаторства, сначала сюда приплыли португальцы и испанцы, чуть позже переселенцы из других европейских стран - немцы, англичане, французы и т.д. Коренное население страны - южноамериканские племена индейцев жестоко истреблялись, уничтожалась их древняя культура, разрушались древние города, храмы и святилища. В последующие годы, после того как большая часть индейского народа была бездумно уничтожена, в качестве рабов было завезено большое количество негров с Африканского континента. Результат такого стремительного и довольно кровавого заселения Южной Америки - пестрый этнический состав материка.

Коренные жители в доколумбовскую эпоху

В то время, когда европейцы «окрыли» для себя Новый Свет, коренное население обоих материков находилось на разных этапах развития, и если на севере Америки племена собирали грибы и ягоды, и жили первобытнообщинным строем, то на территории Центральной и Южной Америки, индейские племена уже создавали государства и целые цивилизации, строили классовые отношения и творили уникальные памятники культуры, науки и зодчества, ставшие впоследствии настоящими феноменами и загадками для всех ученых умов мира

Племена, жившие на востоке от Анд, охотились и собирали дары природы, находились на довольно низком уровне развития, практиковали основы первобытнообщинного строя.

(Древнее исчезающее племя )

Высокоразвитые индейские племена, которые жили в горных районах Анд и на побережье Тихого океана (современная территория Колумбии, Перу, Чили), они создали здесь первые государства с развитым земледелием и разведением домашнего скота, здесь развивались ремесла, различные прикладные искусства и научные знания. Это древние цивилизации инков, майя, культуры Чавин, Мочика и др.

Жители крайней южной части Южноамериканского континента, жившие на архипелаге островов Огненная земля (современная провинция Аргентины и часть Чили) - огнеземельцы, это племена она, алакалуфы, яганы, ко времени европейской экспансии находились на низком уровне развития, ходили в шкурах животных, имели каменное и костяное оружие, охотились на гуанако (предок домашней ламы) и ловили рыбу в океане на утлых суденышках из бересты.

(Мужчины племени долины реки Амазонка )

На ступеньку выше в развитии стояли индейские племена, жившие в долине рек Ориноко и Амазонка в центре и на севере континента (племена языковых групп араваков, карибов, тупи-гуарани), которые занимались охотой, оружие - лука и трубки с отравленными стрелами (знаменитый яд кураре), выращивали кукурузу, маниоку, табак, хлопок, форма социальной организации - родовая община.

На севере Анд (современная Колумбии) в долине реки Богота народом чибча было организовано индейское государство народов чибча-муиска с довольно развитой культурой, в пределах современного Перу, Боливии и Эквадора существовала культура индейского племени кечуа.

Культура и быт древних индейцев

(Племя Ирокезы )

Наиболее известной и подробно изученной является культура древней Империи Инков или Таунтинсуйю («четыре соединенные стороны света»), которая образовалась во втором веке нашей эры путем захватнических войн, когда одно из горных племен завевало обширные соседние земли, где жили такие племена как аймара, кеуар, уальякан и т.д и объединило их все в одно мощное инкское государство. В 14-15 веке, на которые пришлась эра захватнической европейской колонизации, Империя Инков занимала огромные территории сегодняшних Эквадора, Перу, Боливии, некоторых частей Аргентины, Колумбии и Чили. Специально построенная столица государства - Куско, язык - кечуа, первый правитель (Верховный Инка) - Манко Капаку.

(Воины Ирокезов )

Подобно Римской империи главной силой этой державы была армия, её обеспечением занимался весь народ, регулярно оплачивая в казну налоги на её содержание. Покоренным народам разрешалась верить в свои божества, но обязательным было поклонение верховному богу Солнца инков - Инти. Население жило в каменных домах, построенных из таких горных пород как известняк, базальт, диорит и т.д. Дома обычных жителей были незамысловатыми и скромными, зато дома знати, жрецов и правителей украшалась золотыми и серебряными пластинами. Архитектура древних инков отличается суровостью и аскетичностью, дворцы и храмы подавляют своей мощью и величием, для их возведения использовались огромные монолитные глыбы, плотно подогнанные по размеру и не скрепленные никаким раствором. Ансамбль храмов Кориканча («Золотой храм») в столице инков Куско - вершина зодчества инков. В нем находились золотой алтарь и золотой диск бога Солнца Инти, он был разрушен и разграблен испанцами. Сейчас на его развалинах находится собор Санта-Доминго.

(Мачу-Пикчу - древний город Инков на вершине горы, возвышаясь над долиной реки Урубамбы )

Древние инки были искусными ремесленниками, они добывали руды горных металлов и умели обрабатывать золото, бронзу, делали удивительные по красоте ювелирные украшения, которые позже были переплавлены на золотые слитки и увезены в Испанию конкистадорами-завоевателями. Письменности как таковой у инков не было, считается, что они передавали и хранили информацию с помощью специального узелкового письма «кипу».

Все население империи делилось на социальные классы и профессии, основой социальной пирамиды инков лежало понятие айлью, состоящее из семейных кланов, живших на одной земле и сообща её обрабатывающих, занимавшихся общим разведением скота и деливших урожай на всех. Главой государства был Единственный Инка - верховный правители и главный жрец бога Солнца.

В начале 16 века, когда испанский конкистадор Франсиско Писарро пришел на земли Империи, в связи с острой междоусобной борьбой за власть она уже находилась на грани развала, была быстро завоевании и разграблена, древняя цивилизация инков прекратила свое существование. Сегодня от неё остались только развалины древнего города Мачу-Пикчу в горах Перу.

Также древнейшим цивилизациями на территории современной Мексики, Белиза, Гватемалы, Гондураса, и Сальвадора, государств Латинской Америки, считаются культуры майя и ацтеков.

(Древние Майя )

Майя - ярчайший пример индейской докуломбовской цивилизации, которая и сегодня для всех остается загадкой и научным феноменом. Начала свое существование в начале нашей эры, и к приходу конкистадоров находилась уже в глубоком упадке. Это уникальный народ, существуя в условиях каменного века и не умея добывать и обрабатывать металл, не имея средств передвижения и животных для перевозки грузов, разработали удивительно точный солнечный календарь, имели сложную иероглифическую письменность, предсказывали затмения Луны и Солнца, вычисляли движение планет. Именно майя создали неповторимые шедевры строительного искусства, которые известны и сейчас по всему миру (пирамиды Майя в древних городах Теотиуаукане, Чолула и Чечен-Ица). Цивилизация майя погибла в 11 веке, еще до прихода конкистадоров, которые застали уже остатки былого могущества, почему это произошло до сих пор неизвестно.

(Храм надписей древней цивилизации Майя - визуализация )

Цивилизация ацтеков существовала на территории современной Мексики в период с 14 по 16 век нашей эры. Столицей древнего государства ацтеков был Теночтитлан на озере Тескоко, который представлял собой огромный город, расположенный на нескольких островах посредине озер, соединявшихся между собой дамбами. Везде были проложены отличные каменные дороги, его улицы пересекались каналами, каменные дворцы и храмы находились в зелени садов. Ацтеки были великолепными резчиками по дереву, скульпторами, ремесленниками и ювелирами. К сожалению, наследие этой древней цивилизации практически до наших дней не сохранилось, только единичные шедевры, чудом избежавшие уничтожения от рук испанских конкистадоров, попали в Европу и стали достоянием общественности.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции играли огромную роль в жизни практически каждой индейской народности, которая проживала на территории Южноамериканского континента в древности.

(Жизнь древних племен Майя )

Например, майя считали, что рождение ребенка - знак особого расположения богов, особенно богини Луны, имя ребенку выбирали жрецы, рассчитывали его гороскоп и предсказывали будущее. Косоглазие у майя было признаком красоты, чтобы ребенок стал косоглазым, ему ко лбу прикреплялась бусинка, свешивающаяся на глаза, на которую ребенок должен почаще смотреть. Также с помощью дощечки примотанной впереди удлинялся лоб и голова становилась более плоской, этого требовали каноны красоты майя, а также обязывало высокое положение в обществе.

Большой популярностью пользовалась игра в мяч, она была религиозного характера, проводилась с большими церемониями и тщательной подготовкой.

Одним из страшных и кровавых обрядов этого народа был обряд жертвоприношения, когда человеческую жертву приносили в угоду какому-нибудь богу, вырывая сердце и сбрасывая тело с высокой пирамиды.

(Воин древнего племени Инки )

В религии инков присутствовал целый пантеон богов: творец мира и всего живого Кон Тиски Виракоча, после него шли бог Солнца Инти, Ильяпа - бог погоды, богиня Луны - Мама Килья и другие. Инки проводили великое множество религиозно-обрядовых церемоний, подчинявшихся земледельческому календарю или датам, приуроченным к жизни правящей царской семьи. Праздники и торжества проводились на центральной площади города Куско, которая называлась Уякапата («Священная терраса»), там же находились дворец правителя, после его смерти он превращался в святилище, где находилась забальзамированная мумия покойника. Новый Верховный Инка жил в другом, построенном лично для него, дворце.

Современная жизнь народов Южноамериканского континента

(Город Пуно в Перу )

Современная численность населения Южной Америки - 387,5 миллиона человек. Характеризуется преобладанием смешанных этнических групп: метисов (результат смешанных барков европейцев и индейцев), мулатов (брак европейцев с негроидной расой), самбо (брак индейцев с негроидной расой).

В Колумбии, Парагвае, Эквадоре и Венесуэле преобладают метисы, потомки смешанных браков коренных жителей (индейцев) и испанских поселенцев. В Перу и Боливии в большинстве индейцы. В государствах центральной части Южной Америки в Бразилии, Колумбии и Венесуэле большинство граждан африканского происхождения, меньшинство - потомки жителей европейского континента. А вот их большая часть особенно выходцев из Испании и Италии обитает в Аргентине, Уругвае. В Чили много выходцев с таких европейских стран как Германия, Англия, Франция, Австрия, Греция, Скандинавия и т.д. Официальный язык большинства стран материка говорит на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Перу индейский язык кечуа официальный наравне с испанским.

Южная Америка

Идолы на крови

На территории Бразилии в древности жили индейцы племени тупинамбос, очень любившие различные языческие обряды. Французские путешественники XVI в. подробно описали достопримечательности земли этого племени в так называемом Атласе францисканского монаха.

Особый интерес у французов вызвал огромный храм, способный вместить в себя, по их мнению, более 500 домов. По сторонам храма стояли 40 башен, и все здание было украшено резьбой по камню, скульптурами и цветными росписями. Внутри храма находились необычные изображения богов тупинамбос: чем более знаменит бог, тем большие размеры имело его скульптурное изображение. Выполнены были эти скульптуры из муки, приготовленной из зерен растений и овощей. Легенды гласили, что индейцы для ублажения своих божеств смешивали муку с еще теплой кровью младенцев, принесенных в жертву и убитых ударом ножа в сердце. После кровавого ритуала идолы устанавливались в храме и украшались сердцами убитых детей. Сами индейцы ничего страшного в этом ритуале не видели, они считали его единственным способом донести до своих богов просьбы и мольбы.

Перуанские тайны

Исследуя огромный комплекс Чавин-де-Уантар на высоте 3 тыс. м над уровнем моря в Кордильерах на территории Перу, ученые обнаружили загадочные ритуальные объекты и артефакты. Судя по таинственным изображениям, а также находкам барельефов, трубочек для курения, но отсутствию обычных бытовых предметов, комплекс использовался исключительно в ритуальных целях.

Сооружениям, украшенным религиозными рисунками, 4 тыс. лет. Над стенами возвышаются головы людей и самых разных мифических существ. Основная часть комплекса – ступенчатые пирамиды и углубленные площади перед ними с многочисленными колоннами и каменными барельефами с изображением загадочных чудовищ.

На одном из барельефов изображен процесс ритуала: люди в масках ягуаров держат в руках южноамериканский кактус, известный галлюциноген, используемый во многих обрядах. Перед толпой людей изображен шаман, как бы управляющий людьми-ягуарами. Лица всех обращены в сторону площадки, видимо, алтаря.

Исследователи обнаружили лабиринт внутри пирамиды, в котором были сооружены специальные ниши для зажженных факелов. Скорее всего, плоские, утопленные в землю площадки служили для ритуальных танцев людей, опьяненных соком кактусов. Возможно, в комплексе жила особая каста священнослужителей, занимающихся, кроме обрядов, астрономическими наблюдениями.

Об этом свидетельствуют изображения созвездий на некоторых барельефах.

Символы жертвоприношений у индейцев аймара

Согласно ритуалам индейцев аймара каждому обряду должны сопутствовать особые предметы, принесенные в жертву, и дары богам. По религии этих племен каждая община символизирует какую-то часть человеческого тела, при этом община, проживающая в центральной части поселения индейцев, ассоциируется с сердцем.

Для правильного соблюдения ритуалов необходимо было наличие определенных предметов – символов каждой общины. Верхнюю часть туловища, или верхнюю зону в ритуале, представлял высушенный утробный плод ламы, шерсть разных цветов и серебряный крест – знак небес. Центральная зона была представлена символом крови – красным вином, символом могущества – нутряным салом ламы, символом подземного металла – монетами. Нижнюю зону представляли листья коки, мята, ароматические смолы, семена некоторых растений.

Каждая община соответственно приносила на обряд жертвоприношения положенные ей предметы.

В ритуалах индейцев аймара выделяются левые и правые стороны. Во время церемонии женщины вставали с левой стороны, мужчины – с правой.

Старейшина общины и два его важнейших помощника располагались во время ритуалов в правой части сакрального пространства, остальные участники – слева.

Каннибалы

Во многих уголках мира в древности жили племена, поедавшие во время ритуалов человеческое мясо. Существовали каннибалы не только в Океании, но и в Южной Америке. Немецкий искатель приключений Ганс Штенден в XVI в. попал в результате кораблекрушения на бразильское побережье, где всех его спутников съели местные дикари, а сам он уцелел только благодаря своему везению. Штенден позднее описал в своих воспоминаниях ритуал каннибалов.

В день принесения в жертву пленника притаскивали связанным на центральную площадь селения. Женщины окружали его и всячески оскорбляли. Старухи, раскрашенные черной и красной краской, с ожерельями из человеческих зубов приносили ритуальные глиняные горшки с магическими рисунками. Эти горшки были предназначены для приготовления мяса убитых жертв в пищу.

В разгар обряда жертву убивали ударом топора по голове, а затем старухи пили теплую кровь убитого. Если у пленника была жена, ее заставляли вместе со всеми радоваться у тела жертвы.

Кормящие матери смазывали соски кровью жертвы, а детям разрешалось опустить руки внутрь тела, после чего оно разрубалось на части и варилось в ритуальных сосудах или жарилось на вертеле.

Во многих районах Южной Америки будущих жертв долгое время выкармливали, а после убийства лакомились человеческим мясом. Индейцы специально брали наложниц из других племен, а рожденных от них детей съедали, предварительно выкормив до 10–11 лет.

Ритуалы плодородия

Обряды, проводимые для обеспечения хороших урожаев, распространены были по всей территории Земли. Женщина считалась воплощением поля или луга, а мужчина – воплощением семени.

Коренное население Южной Америки связывало такие обряды с половыми отношениями, что сказывалось на характере проведения ритуалов. Перед праздником созревания груш древние перуанцы несколько дней постились и воздерживались от половых отношений.

В первый день ритуала обнаженные мужчины и женщины собирались вместе и бежали наперегонки, после чего мужчины занимались любовью с пойманными ими женщинами. В долине Амазонки во время ритуала плодородия мужчины и женщины всех возрастов вступали в половую связь друг с другом совершенно беспорядочно, на глазах у всего населения поселка. У жителей Патагонии ритуальные сношения сопровождались танцами и песнями, а пожилые люди поощряли молодежь к участию в оргиях.

Похожие праздники устраивали многие индейские племена южноамериканского континента; в некоторых местах такие ритуалы сохранились до наших дней.

Из книги Словарь религий, обрядов и верований автора Элиаде Мирча

2. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 2.0. Американские индейцы, как показывает нам превосходная книга Элемира Дзоллы «I litterati e lo sciamano», 1969, никогда не получали однозначной оценки со стороны колонизаторов, уничтоживших их культуру. Как подчеркивает Дзолла, большинство характеристик

Из книги Тайна Запада: Атлантида - Европа автора

3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА 3.0. Месоамериканский ареал является своего рода американским эквивалентом западноазиатского региона, где в древности находились могущественные государства: Вавилония, Ассирия и Финикия. В прошлом в Месоамерике также процветали многие передовые

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

4. ЮЖНАЯ АМЕРИКА 4.0. Южная Америка - обширная территория, коренное население которой отличается поразительным разнообразием. И хотя любое деление на ареалы не в состоянии отразить всю пестроту ее этнического состава, в большинстве случаев принимается следующая

Из книги Тайна Запада. Атлантида – Европа автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Восточном Туркестане автора Берзин Александр

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

Из книги Настольная книга атеиста автора Сказкин Сергей Данилович

Хотан и южная граница пустыни Такла-Макан Буддизм в Восточном Туркестане (кит. Синьцзан) имеет долгую историю. В I веке до н.э. буддизм пришел из Индии в Хотан, распространясь вдоль южной границы пустыни Такла-Макан. Хотанцы были иранским народом. Спустя несколько столетий

Из книги Беседы с патриархом Афинагором автора Клеман Оливье

42. Южная гора Ши-шуань жил на Южной горе, а Куан-хи - на Северной горе. Однажды монах из северного монастыря пришел в Южный, и Ши-шуань сказал ему: «Мой Южный монастырь не выше по сравнению с монастырем на севере». Монах не знал, что сказать, и промолчал. Когда монах вернулся

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

АМЕРИКА До начала европейской колонизации коренное население Америки (разные группы индейцев, а также эскимосы) придерживалось различных местных культов. Среди многих индейских народов сохранялись тотемистические верования. Заметную роль играли магические

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

«Америка, Америка» Самым древним отпечатком греческой эмиграции в Америке могла быть только школа. Сегодня в Соединенных Штатах это «древнейшая из деревянных школ»: она была построена в 1680 году в Сент–Огюстене во Флориде, в то время испанской. Где–то около 1767 года

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

Северная Америка Водопад Радуга и ритуал Девы Марии На протяжении многих столетий водопад на реке Ла-Томба в канадской провинции Альберта был местом сакральных жертвоприношений языческим божествам: Эзили, богине радуги, и змею Дамбаллаху, хозяину ветра и падающей

Из книги Том 4. Дионис, Логос, Судьба [Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра] автора Мень Александр

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. (Лк. 11:31). Вместо "на суд с родом сим" у Лк. "с мужами рода сего" (русское "с людьми"); и далее вместо "его" соответствующее

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

13 Америка и Ватикан Чтобы в Ватикане двигались дела приходов, где проходили бдения, Питер Борре ездил в Рим в среднем раз в месяц между 2009 и 2010 годами, где он каждый раз проводил не менее пяти дней. Он уже отпраздновал свое 70-летие; хотя годы его отдыха на пенсии омрачала

Из книги автора

Глава шестая МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР Южная Италия, 540-500 гг. Вселенная постепенно вырисовывается скорее как великая Мысль, чем как большая машина. Д. Джинс С именем Пифагора чаще всего связывают представление об ученом-математике и астрономе. Когда Коперник отверг

Из книги автора

Южная ветвь последователей преподобного Сергия. Подмосковные монастыри Помимо созерцательных традиций «Северной Фиваиды» на Руси в то время сложилось и другое направление монашеского подвига. Оно было сосредоточено южнее обители преподобного Сергия, около Москвы, в

Помимо Центральной Америки крупный регион своеобразной культуры сфор­мировался в северной части Южной Америки, населенной индейскими народами кечуа. Их великая империя сложилась в первой половине II тысячелетия до н.э. и за­нимала территорию нынешнего Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины, и Чили. Пика своего расцвета культура народов кечуа достигла в XII-XVI вв., когда их воз­главило племя инков. Инки создали государство Тауантинсуйу, которое контроли­ровало каждого члена общества, обеспечивало его всем в достатке и строго следи­ло за нравственностью и порядком. Единственный, или Великий, Инка, правивший государством, был обожествлен и являлся олицетворением бога солнца. Инки назы­вали себя сыновьями солнца, и золотой диск с человеческим лицом служил пред­метом их официального культа. С солнцем отождествлялся и главный бог земли и воды Виракоча, который, согласно космогоническому мифу, создал в озере Титикака солнце, луну и звезды, а затем сделал из камня человеческие фигуры, назначив каж­дому племени свою область. Об этом свидетельствует хайли - гимн в честь бога;

Основа жизни, Рядом с миром?

о Виракоча! В центре мира?

Бог вечно близкий, Среди туч?

хозяин одежд, Среди теней?

излучающих сиянье! Услышь меня,

Бог творящий! отзовись мне!

Бог охраняющий! Позволь мне жить

Создающий все сущее до конца времени,

наречением имен: долгие годы.

«Это пусть будет мужчиною, Дай мне силы,

это пусть женщиной будет!» если устану.

Где ты, солнцеликий? Где бы ты ни был,

Вне мира? о Виракоча!

В своем Верхнем мире, местопребывании богов, Виракоча, подобно Великому Инке, был окружен многочисленными родственниками, первое место среди кото­рых занимали Мамакилья (Мать-Луна), «владычица влаги», покровительница дож­дей, и Пачамама (Мать-Земля), покровительница плодородия. Мамакилье посвяща­лись многочисленные хайли, где ее называют то Царевной дождя:

Ты ж, Царевна,

ты уходишь

и из урны

дождь струишь.

А порою град бросаешь,

устремляешь

белый снег.


то Владычицей:

Владычица Мать-Луна»

по доброте твоих вод,

по ласке твоих дождей

мы в плаче

Дождем ты нас одари,

твой раб -

так молит тебя.

Главным религиозным центром и столицей империи инков стал город Куско с обилием дворцов и храмов, облицованных снаружи и изнутри золотыми пластика­ми. Дворцы и храмы так же, как и центральноамериканские, возводились на высо­ких платформах и завершались кровельным гребнем. Однако, как правило, такие пирамиды, имевшие в плане круглую форму, предназначались для коллективных захоронений. Здания же для жилья и религиозных обрядов чаще всего представля­ли собой узкие одноэтажные помещения массивной каменной кладки, сгруппиро­ванные вокруг центрального двора. На фасаде без окон располагалась всего одна дверь, через которую проникал свет; других источников освещения не было. Вну­три помещений в толще стен находились трапециевидные ниши для бытовых и культовых предметов.


Одним из наиболее выдающихся сооружений инков был главный Храм Солнца в Куско. Он обнесен тройной стеной, гладко вытесанные камни которой плотно при­гнаны друг к другу без применения раствора. Единственной вход с Площади Солн­ца вел в главное святилище Солнца с изображением бога в виде громадного диска из литого золота, украшенного драгоценными камнями. По периметру располага­лись еще пять помещений меньшего размера - святилища Луны, планеты Венера, грома, зари, радуги и звезд. Вокруг Храма Солнца группировались помещения жре­цов и служителей, стойла для жертвенных лам и знаменитый золотой сад инков, где деревья, цветы, птицы, животные и фигуры людей были изготовлены из золота. В целом инкская архитектура отличалась монолитностью, аскетизмом, геометриче­ской простотой и отсутствием декора, если не считать опоясывавших здания золо­тых пластин в четыре ладони шириной и четыре пальца толщиной.

Наибольшие успехи были достигнуты в ювелирном искусстве и мелкой пласти­ке. Многочисленные золотые изделия, широко распространенные у народов Юж­ной Америки, породили легенду об Элъ-Дорадо - золотом человеке, управлявшем страной, где из золота изготовлялись все предметы.

Согласно обычаю, в праздничный день верховный повелитель страны, намазанный клей­ким соком растений и осыпанный порошком из измельченного золота, погружался при вос­ходе солнца в священные воды озера Гуатавита, тем самым принося подношения божеству озера, а прочие верующие бросали в воду золотые вещи, главным образом статуэтки бо­жеств и правителей.

Характерными чертами золотой пластики индейских племен являются плоскостность изображения, нарочитый схематизм, фронтальность поз и неесте­ственность пропорций. Фигуры приземисты, голова несоразмерно велика, шея от­сутствует, руки, как правило, покоятся на животе или прижаты к груди. Привлека­ют внимание широкое лицо и крупный нос с преувеличенно большими ноздрями. Особенность многих изображений - наличие четырех крупных клыков: двух на


нижней и двух на верхней челюсти, заходящих друг за друга и свидетельствую­щих о широком распространении культа ягуара или пумы у древних племен Юж­ной Америки.

Основным видом пластики у народов Перу была фигурная керамика, покрытая росписями: на белом, кремовом, желтоватом фоне коричневой или черной краской изображались эпизоды повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество, бое­вые сцены) и мифологические сюжеты. Уникальным явлением инкской керамики стали сосуды в виде человеческой головы с ярко выраженными индивидуальными чертами - надменного повелителя области в нарядном головном уборе, слепой ста­рухи, молодой женщины с распухшей и подвязанной щекой, старого воина с вы­текшим глазом.

Наряду с «лицевыми сосудами», изображающими определенные психологиче­ские или социальные типы (пленный, спящий, роженица, калека, носильщик воды, музыкант, воин), распространенными были сосуды с фантастическими образами: человек-пума, человек-обезьяна, человек-земляной орех и т.д. Эти сосуды имели угольно-черную блестящую поверхность. И золотой и керамической пластике не был свойственен зооморфизм, присущий культурам майя и ацтеков.

Инки также являлись создателями особенной поэтической традиции. Помимо гимнов и обрядовых песен, посвященных небесным светилам, посевам, сбору уро­жая, изгнанию болезней, сложился лирический жанр арауи - любовной песни, ко­торый справедливо считается одним из самых изысканных в мировом поэтическом искусстве. Коллективные песни-танцы ауаки, носящие игровой характер, исполня­лись хорами юношей и девушек, причем мужское начало олицетворялось образами солнца, огня, женское - звезды, воды, снега:


Юноши Оттого, что ты звезда,

ты во тьме горишь всегда,



Девушки Ты на мой далекий зов,

поспешай без лишних слов.