Виртуальный литературно-мемориальный музей александра грина. Музей Александра Грина, Феодосия, Крым: описание, фото, где находится на карте, как добраться Виртуальный литературно-мемориальный музей Александра Грина

Меню

Доп.
инфо
?

Виртуальный литературно-мемориальный музей Александра Грина

Звук прекрасный-
имя Грина,
мир из выдумки и правды,
мир блистающий, мир
добрый,
колыбелька и некрополь-
тихий домик, Старый
Крым...
Николай Тарасенко

В 2018 году исполнится 138 лет со дня рождения Александра Грина, писателя, создавшего "мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый". "Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты,- писала Вера Кетлинская.- Я люблю наблюдать совсем молодых людей, впервые читающих "Алые паруса " или такие рассказы, как "Жизнь Гнора" . Когда юный читатель отрывается от последней строки, приятно видеть особое выражение светлого потрясения на его лице, блеск глаз, только что заглянувших глубоко-глубоко в мир человеческих чувств". И действительно, популярность Александра Грина велика особенно у молодежи. Жизнь писателя была тяжела, порой почти беспросветна. Она, казалось бы, сделала все, чтобы убить в нем романтические идеалы, очерствить и озлобить его душу. Но до конца своих дней Грин оставался одержимым мечтателем, сохранившим чистоту чувств, добрые глаза и детскую улыбку, Константин Паустовский в своей статье "Жизнь Александра Грина" писал:"... Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца,- землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран". Такой страной обетованной стала для Александра Грина тихая солнечная Феодосия, которую он называл "городом нежных акварельных тонов". Писатель навсегда полюбил причудливые очертания окрестных гор, лазурное море у побережья. Эта любовь питала его творчество, рождала самобытные гриновские сюжеты. Переехал он в Крым в мае 1924 года. "Ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю,- писал Паустовский.- В этом поступке Грина отразился верный инстинкт писателя - приморская жизнь была той реальной питательной средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы". В Феодосии прошли лучшие творческие годы Александра Грина. В доме № 10 по улице Галерейной, где сейчас находится Литературно-мемориальный музей писателя, им создана большая часть произведений крымского периода. Этот маленький одноэтажный домик неизменно привлекает внимание гостей Феодосии своим внешним видом, морской экзотикой - судовой якорь со штоком, лежащий у входа, дубовая дверь, обитая медью, часть фок-мачты, свисающий фонарь... Экспозиция музея, посвященная жизни и творчеству Грина, оформлена необычно. Это стилизация под старинный парусный корабль. Небольшие комнаты-каюты носят своеобразные названия: "Каюта странствий ", "Кают-компания клипера ", "Ростральная ", "Каюта капитана Геза ", "Корабельная библиотека ". Автор проекта художественного оформления музея заслуженный деятель искусств РСФСР и Карельской АССР художник С. Г. Бродский. Музей был открыт 9 июля 1970 года.

Романтическое оформление музея помогает многочисленным посетителям лучше понять бессмертные гриновские образы, внутреннюю, духовную жизнь его героев. Надолго останавливаются гости у большой рельефной карты-панно выдуманной страны Грин ландии с нанесенными на нее известными нам названиями городов, островов и проливов -

Лисс, Гель-Гью, остров Рено, пролив Бурь... Через коридорчик "Трюм фрегата " посетители попадают в рабочий кабинет Грина, сохранившийся в том виде, каким он был при жизни писателя. Именно здесь, за ломберным столиком, создавались его замечательные романы и новеллы.


Оригинально оформлена следующая комната музея - "Каюта гриновских странствий ". В центре ее расположено панно, на котором изображен корабль, плывущий по океану навстречу солнцу, рядом - глобус, пестрая шарманка, керосиновые лампы... фотоснимки, портреты, книги, литографии рассказывают о детстве и юношестве писателя, о годах тяжелых скитаний. В "Кают-компании клипера ", украшенной оригиналами иллюстраций С. Г. Бродского к произведениям Александра Грина и большой моделью парусного клипера "Аврора", посетители знакомятся с жизнью и творчеством писателя в дореволюционные годы.

Экзотически выглядят комнаты "Ростральная " и "Каюта капитана Геза ", посвященные периоду жизни Грина с 1917 по 1932 год. "Ростральную " украшает ростра - носовая часть древнего судна с головой морской девы, вырезанной из дерева, бронзовые кнехты, рында, бочонки. канаты, с бушприта свисает фонарь... Привлекают внимание прижизненные издания А. С. Грина, многочисленные фотографии, модель галиота "Секрет " под алыми парусами. Вспоминаются широко известные слова Константина Паустовского: "Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе "Алые паруса" , то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству". "Каюта капитана Геза " обставлена морскими аксессуарами, ее стены до половины покрыты канатными матами. В экспозиции - первые издания книг "Золотая цепь ", "Бегущая по волнам ", "Дорога никуда ", "Белый огонь ", "Джесси и Моргиана ", "Сердце пустыни ". В "Корабельной библиотеке " собраны книги Александра Степановича Грина, переведенные на языки народов СССР и многие языки мира.

Старый Крым... Этот древний городок находится в 30 километрах от Феодосии. Окружающие его ореховые рощи и окрестные горы, покрытые лесами, бьющие из-под земли ключи очаровали Александра Грина, здоровье которого было подорвано тяжелой неизлечимой болезнью. Писатель переезжает в этот "город цветов, тишины и развалин" в 1930 году. Здесь он продолжает начатую в Феодосии "Автобиографическую повесть ", о которой один из исследователей творчества Грина В. Вихров писал: "Когда читаешь эту исповедь настрадавшейся души, с трудом, лишь под давлением фактов, веришь, что та же рука писала заражающие своим жизнелюбием рассказы о моряках и путешественниках, "Алые паруса ", "Блистающий мир "...".

В ноябре 1931 года исполнилось 25 лет литературной деятельности писателя. В своем творчестве Александр Грин был искренен, верен самому себе. "Когда я осознал, понял, что я писатель, хочу и могу быть им,- говорил он,- когда волшебная сила искусства коснулась меня, то всю последующую жизнь я никогда не изменял искусству, творчеству; ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули меня с истинного пути: я был писателем, им и умру; я никогда не забывал слов Брюсова к поэту: "Да будет твоя добродетель - готовность взойти на костер" (Из письма Н. Н. Грин).

В мемориальной комнате домика-музея Грина в Старом Крыму бережно сохраняется подлинная скромная обстановка ее хозяина: простая железная кровать с барсучьей шкурой на полу вместо ковра, узкая кушетка и ломберный столик с зеленым вытертым сукном, на стене - портрет любимого писателя Эдгара По. В другой комнате - фотографии. рассказывающие о жизни Александра Грина в Старом Крыму, документы, автографы, прижизненные издания.

Последним неоконченным произведением писателя был роман "Недотрога " - роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. "До конца дней моих,- писал Грин,- я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения". Писатель скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму.

Произведения Александра Грина бессмертны. Они любимы всеми, ибо заставляют нас мечтать о прекрасном, учат мужеству и радости жизни.


"Сочинительство всегда было внешней моей профессией, а настоящей, внутренней жизнью являлся мир постепенно раскрываемой тайны воображения."

Отзывы о А.Грине.

Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.

М. Шагинян

Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.

В. Кетлинская .

Он научил меня мужеству и радости жизни.

Э. Багрицкий .

Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.

Д. Гранин .

В Старом Крыму мы были в доме Грина. Он белел в густом саду, заросшем травой с пушистыми венчиками... Маленький дом был прибран и безмолвен... Мы не разговаривали, несмотря на множество мыслей, и с величайшим волнением осматривали суровый приют человека, обладавшего даром могучего и чистого воображения.

К. Паустовский

По данной теме вы можете посетить сайт о творчестве писателя Александра Грина: произведения,иллюстрации, фотографии, статьи, стихи, виртуальный музей.
А так же

Музей Александра Грина в Феодосии − одна из жемчужин Крыма. Открыт 9 июля 1970 г. в доме, где писатель жил в 1924 – 1929 гг. В экспозиции музея воплощен дух романтического творчества писателя. Небольшой одноэтажный дом сохранил мемориальность своих стен, но получил нестандартное оформление. Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие звучные названия: «Трюм фрегата», «Каюта странствий», «Каюта капитана», «Клиперная», «Ростральная». Белые стены обшиты темным деревом и сизальским канатом. Кроме фотографий, гравюр, рукописей, здесь − ростра корабля, модели парусников, старинные корабельные приборы и карты, океанские раковины. Строгость вкуса, безукоризненность пропорций, полное отсутствие примет житейского быта сохраняют в музее не тронутое годами состояние одухотворенности, и ощущаешь себя в нем счастливым, вернувшимся в детскую пору мечтаний.
Русский писатель Александр Степанович Грин лучшие годы своей творческой зрелости провел в Феодосии. Здесь родились его романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», страницы прекрасных рассказов. С первого дня своего рождения гриновский Дом собирал под своим кровом людей замечательных, увлеченных, талантливых. Основатель музея Геннадий Золотухин вместе с художником Саввой Бродским объединили вокруг себя первых «гриновцев» − уникальную плеяду мастеров, которые творили музей как живую сказку. Главная идея этого Дома была и есть − соединение лучшего, «узнавание» близких родственных душ. Это музей Творчества. Так видел мир писатель. Поэтому его Дом вдохновляет музыкантов, художников, литераторов и актеров. Поклонники необычной гриновской прозы могут услышать здесь «живую» музыку, увидеть в выставочных залах весь спектр современной живописи, графики, образцы пластики и фотоискусства.
В просвет улицы видно море... Синее, праздничное в солнечную погоду и хмуро-мрачное, холодное, когда небо затянуто тучами. Сюда доносятся гудки теплоходов, а сквозь закрытые ставни проглядывает синева вечера... В закатные часы, когда стихает суета дня, особенно приятно бродить по небольшим комнатам этого удивительного, неповторимого музея... Откроем «Бегущую по волнам»: «Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы... за доком,- место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня». Кажется, что Александр Грин рассказывает здесь о себе, о квартире, где он поселился в сентябре 1924 года и прожил несколько лет, где были написаны лучшие его книги. Потом писатель сменил квартиру, а через год вообще расстался с Феодосией, последние два года его жизни прошли в Старом Крыму. И уже много лет спустя, когда творчество Александра Грина получило всемирное признание и огромными тиражами стали издаваться его книги, и даже бывшим скептикам стало ясно, что гриновская романтика созвучна нашему времени, в дом по улице Галерейной пришли люди, взявшие на себя нелёгкую миссию - создать музей Александра Грина и тем самым увековечить его память... Располагается музей в здании, построенном в 1891 году, на нём две мемориальных доски: «Историко-мемориальное здание и является памятником, охраняется государством» и «В этом доме с сентября 1924 по апрель 1929 года жил и работал писатель-романтик Александр Грин».

Невозможно побывать в Крыму и не посетить Литературно-мемориальный музей Александра Грина в Феодосии. Писатель, подаривший нам нежную Ассоль и верного капитана Грея, провел остаток жизни в уютной Феодосии на берегу моря.

и Феодосия

В 1924 году семья перебирается из Петербурга в небольшой крымский городок. Подальше от революций, громкоголосых толп, шума и поближе к морю и тишине. Купив маленький домик в Феодосии, Грин находит на крымской земле то, что искал, - покой.

Исследователи полагают, что в последние годы жизни, проведенные в Феодосии, Грин был по-настоящему счастлив. Домик около моря стал местом постоянного вдохновения. Грин много пишет, обязательно каждый день ходит к морю, которое всю жизнь страстно любил. Писатель покорен нежным очарованием старинной Феодосии, ее окрестностями и живописными улицами.

Именно в Феодосии были написаны «Бегущая по волнам», «Золотая цепь» и другие произведения.

В 1930 году состояние здоровья писателя ухудшилось, врач посоветовал переехать в соседний городок - Старый Крым, где через 2 года Грин умер.

Верность и любовь

История создания литературно-мемориального музея Александра Грина - это история великой любви и верности.

Жена Александра Грина - Нина Николаевна, несправедливо осужденная на 10 лет, вернувшись из тюрьмы, стала добиваться, чтобы дом Грина стал его памятником, его музеем. Она хотела, чтобы память о писателе-мечтателе не исчезла даже в годы суровой реальности. Сначала ей удалось добиться возвращения дома в Старом Крыму, где Александр Грин провел последние два года жизни. Именно там разместилась первая экспозиция.

Музейная история

Идея создать музейное пространство, посвященное прожившему много лет на крымской земле поэтичному писателю, витала давно, но воплощаться в жизнь стала лишь с 1966 года, когда имя Грина было возвращено в советскую литературу. Власти принимают решение об организации музея.

Начинают собираться предметы будущей экспозиции, к процессу подключаются исследователи творчества Грина по всей стране.

Для декоративного воплощения музейного пространства приглашается художник Савва Бродский, который незадолго до этого подготовил изумительные иллюстрации к собранию сочинений Грина.

Бродский сумел сделать то, что хотели видеть поклонники гриновского таланта.

Он создал не традиционный музей академического характера, с витринами и предметами за стеклом. Он придумал и воплотил литературно-мемориальный музей Александра Грина как романтичную Мечту, фантазийную Гринландию.

Так в 1970 г. на морском берегу в Феодосии появился корабль-музей, на всех парусах уносящий в мир гриновских героев.

Со временем музейчик вырос в целый квартал, и теперь гости попадают внутрь, проходя по старинной улице, мощенной булыжником, мимо фонарей, якорей и канатных бухт.

Настоящим украшением города-курорта стало панно «Бригантина», которое с 1991 года украшает музейную стену.

Внутри музея

Соответственно лирическому настроению всего музея необычно оформлено его внутреннее убранство и выставочные экспозиции.

Литературно-мемориальный музей Александра Грина (Феодосия) - словно корабль, на полных парусах отправляющийся в несбыточную страну фантазий. Поэтому залы музея носят такие необычные названия, которые ассоциируются с морем

  • Ростральная комната.
  • Клиперная каюта.
  • Трюм.
  • Каюта странствий.
  • Корабельная библиотека.

С первых шагов по дощатому полу музея не покидает ощущение, что ты находишься на борту старинного судна. Со стен, обшитых просмоленными досками и украшенных подвешенными канатами, смотрят рисунки, фотографии, карты, на столах стоят огромные диковинные раковины, старинные приборы, под потолком висят и фонари.

Музейное пространство открывается огромным панно, на котором изображена объемная карта "Гринландии". Карта занимает потолок и стены. Островки и бухты, города и проливы - каждый читатель найдет на этой карте знакомые с детства названия. Роза ветров указывает правильный путь.

В зале, называемом Каюта странствий, перед глазами встает юность Александра Грина, его страстные мечты о море, жизнь в провинциальном городе и попытки найти себя.

Множество парусников словно плывет под потолком зала Клиперная каюта, и каждый из них - гриновская фантазия. Клипер «Аврора», галиот «Секрет» и другие корабли ждут попутного ветра. Фотографии, рисунки, книги и документы расскажут, как появился Грин-писатель, с чего началось его творчество.

Носовая часть парусника - ростра - украшает следующий зал музея и провожает гостей в зал Каюта странствий. Это единственная комната, где собраны мемориальные вещи: ломберный столик, за которым Грин работал, кресло и кушетка для отдыха, сундук, где писатель хранил рукописи…

В Трюме из темноты выступает лицо писателя на портрете работы С. Бродского, и кажется, будто Грин по-прежнему живет в доме, как всегда живет на страницах своих книг.

Удивительный и непривычный музей романтика Александра Грина никого не оставляет равнодушным.

Гриновский музей в жизни города

Уже около 17 тысяч экспонатов собрано, и научная работа ведется постоянно. Для горожан проводятся лектории и литературно-музыкальная гостиная. Для ученых - конференция «Гриновские чтения». Для творческих натур - фестиваль «Встречи в Зурбагане» и фотопленэры.

В малом зале постоянно проходят выставки современных художников.

Стоимость визита

За осмотр литературно-мемориального музея Александра Грина берется плата в размере:

  • школьники и студенты - 60 р.;
  • пенсионеры - 75 р.;
  • взрослые без льгот - 150 р.

Посещение выставок оплачивается отдельно и составляет 30 р. для школьников и пенсионеров и 60 р. для взрослых.

Можно приобрести общий билет в музей и на выставку:

  • школьникам, студентам - 75 р.;
  • пенсионерам - 90 р.;
  • взрослым 200 р.

В музее проводятся увлекательные интерактивные экскурсии на разные темы, для взрослых и детей. Во время таких экскурсий расскажут об отношении Грина к войне, о любимых им и любящих его женщинах, приоткроют тайны дома. Дети совершают путешествие-квест по "Гринландии".

Как работает Музей А. Грина

Музей открыт каждый день, кроме понедельника летом и понедельника-вторника зимой. Открывает двери музей в 9 часов и закрывает в 17 часов. С 13 до 14 в работе музея перерыв.

Литературно-мемориальный музей Александра Грина, адрес которого улица Галерейная, дом 10, расположен в центре города недалеко от набережной.

Найти дорогу в "Гринландию"

Где находится литературно-мемориальный музей Александра Грина, знает, наверное, каждый крымчанин с детства.

В Феодосию можно добраться любым автобусом, следующим на Симферополь. От автовокзала надо воспользоваться маршрутками № 2 или 4 (106), проехать 7 остановок и выйти на улице Галерейной недалеко от музея.

Отправляясь на автомобиле, надо помнить, что Галерейная - это пешеходная улица.

Честно скажу, я не большой любитель литературных, краеведческих и прочих музеев. Часто они не производят на меня ожидаемого впечатления, хотя, не спорю, среди них есть весьма интересные и необычные, посетить которые - одно удовольствие. К таким бы я отнесла литературно-мемориальный музей Александра Грина в Феодосии.

Как добраться

Музей находится в самом центре города на пересечении улиц Галерейная и Русская.

Доехать туда можно на общественном транспорте. В Феодосии это маршрутки, преимущественно ПАЗики. До музея можно добраться на маршрутках №№ 1, 2, 5, 6, 106. Необходимо выйти на остановке «Галерейная», если вы следуете со стороны улиц Крымская, Федько и т. п., и на остановке «Куйбышева», если вы едете от центрального рынка. Далее пройти немного в сторону моря по улице Галерейная.

Время работы и стоимость билетов

Музей открыт с 9:00 до 17:00. Выходной день - понедельник, а в зимнее время ещё и вторник. Хочу предупредить, что в музее с 13:00 до 14:00 обеденное время, а в каждую первую пятницу месяца санитарный день.

Входной билет стоит 200 рублей. В него входит посещение самого мемориального комплекса и проходящей выставки (выставки
там интересные и сменяются с завидной регулярностью). Но если вы не располагаете временем, то можете посетить что-то одно и
заплатить 150 или 60 рублей соответственно. Как и во многих музеях, здесь действуют скидки для школьников, студентов и пенсионеров в размер 50 % от стоимости при предъявлении необходимого документа.

Также отдельно придётся заплатить за фотосъёмку (думаю, не больше 100 рублей), а фотографировать, поверьте, там есть что.

Александр Грин

Мне, как и многим, русский писатель начала XX века знаком по таким произведениям как «Зелёная лампа», «Бегущая по волнам» и, конечно, по повести «Алые паруса». Известен он и как создатель сказочной страны Гринландии с городами Зурбаган, Лисс, Гель-Гью. Его произведения, наполненные романтикой и фантазией, кажутся мне насквозь пропитанными морем и свежим ветром.

Неудивительно, что самого Грина всегда тянуло к морским берегам, но только после сорока лет он осуществил свою мечту, переехав в воточный Крым. Сначала Грин жил в Феодосии, он очень любил этот тихий и спокойный приморский городок, образ которого был впоследствии воплощён в сказочном городе Гринландии - Лисе.

Последние годы своей жизни он провёл в Старом Крыму, там писатель и был похоронен. К слову, в Старом Крыму также находится дом-музей писателя. В Феодосии Грин жил с сентября 1924 по апрель 1929 года, в доме, где сейчас и расположен литературно-мемориальный музей.

Мемориальный музей

Маленький уютный домик музея сразу привлёк моё внимание, как и его визитная карточка - живописное панно на торце дома с изображением бригантины - двухмачтового парусного судна, рядом с которым любят фотографироваться гости города.

Расположило к себе и то, что небольшое одноэтажное здание дома-музея (кстати, вполне типично для крымской жилой архитектуры ХIХ–начала ХХ вв.) сохранилось почти в первозданном виде.

Как оказалось, это не просто дом-музей, это целый сказочный парусный корабль. Здание опоясывали подвешенные к столбцам корабельные канаты, рядом были «выброшены» якоря, стояли симпатичные фонари. Да что и говорить, необычную атмосферу я почувствовала, даже не войдя в здание!


Ещё более неожиданным оказался интерьер музея, кропотливо воссозданный, как мне удалось узнать, художником Геннадием Золотухиным. Здесь нет скучных кабинетов из разряда «тут он спал», «тут он ел». Вместо этого, все помещения занимают комнаты-каюты с необычными названиями, воплощающие романтический дух произведений писателя. Как вам, например, «Каюта странствий», «Каюта капитана», «Трюм фрегата», «Клиперная»?

Первые впечатления на меня произвела карта выдуманной Грином сказочной страны Гринландии, встретившая при входе.


Карта представляет собой рельефное панно, размещённое на стенах комнаты. Она позволяет окунуться в атмосферу странствий и морских путешествий, мысленно преодолеть путь сказочных героев со страниц произведений Александра Грина.



В каютах можно было обнаружить множество фотографий и гравюр, позволявших проследить жизненный путь писателя. На некоторых из них встречались морские пейзажи. На полках, в шкафах и даже на полу стояли корабельные атрибуты. Здесь были барометры и компасы, маячные фонари и подзорная труба, раковины и даже роза ветров. В общем, много всяких разных интересных предметов, которые вызывали у меня неподдельное любопытство на протяжении всего моего пребывания в музее.


В каюте капитана Геза висел штурвал, ненастоящий конечно, но всё равно мне так хотелось его покрутить. Однако, как известно, музейные экспонаты трогать не стоит, а вот сфотографироваться рядом никто не запрещает.


В «Ростральной» и «Клиперной» комнатах мне встретились модели парусников, в том числе здесь я обнаружила и знаменитые «Алые паруса».



Единственной комнатой в музее, представлявшей из себя мемориал, был рабочий кабинет Александра Грина, в котором писатель создал ряд своих известных произведений. Как мне показалось, кабинет полностью повторял интерьер, бытовавший здесь при жизни писателя: письменный стол, обитый тёмно-зелёным сукном, кожаные кресла, узкая аскетичная кровать с клетчатым пледом, полки с книгами, старые фотографии на стенах. При этом, комната настолько вписывалась в замысел экспозиции музея, что у меня невольно возник вопрос: а не оказалась ли я в очередной каюте сказочного корабля?


Выход из музея, располагавшийся в противоположном конце здания, привёл меня в небольшой задний дворик. Тогда мне показалось, что всё это не случайно. Дворик скрывал от шумных улиц и позволял продлить атмосферу романтичности и загадочности. Не знаю, было ли так задумано или просто совпало, но у меня сложилось впечатление, что я будто бы осуществила странствие и, сойдя со сказочного корабля, попала в старый город времен Александра Грина.


Да что и говорить, впечатлений от посещения музея Александра Грина в Феодосии мне хватило ещё надолго, ведь это - один из лучших литературно-мемориальных музеев, в которых мне удалось побывать.


Мемориальный Дом-музей А. С. Грина

Дом-музей А. С. Грина в Старом Крыму входит, это домик, в котором провел последние месяцы своей жизни замечательный прозаик, мистик и романтик Александр Степанович Грин (1880–1932), а после проживала его вдова Нина Николаевна, сохранившая для нас трогательную обстановку скромных комнат – свидетелей трагических событий.

Супруги Грин переехали в Старый Крым из Феодосии в ноябре 1930 г. Жили в съемных квартирах. Однажды Александр Степанович сказал: "Сменить бы, Нинуша, нам квартиру. Надоел этот темный угол, хочу простора глазам…".

В июне 1932 г. Нина Николаевна обменяла на дом свои золотые часы, которые писатель приобрел и подарил любимой в 1927 г., получив аванс за проданное Вольфсону собрание сочинений. Позже вдова Грина вспоминала: "А часики дали мне возможность сделать последний подарок Александру Степановичу – дать ему умереть в своем доме, о чем он так долго и бесплодно мечтал и чем так недолго наслаждался".

В Старом Крыму Грин закончил автобиографические очерки и приступил к роману "Недотрога". Но роман не был дописан – писатель был тяжело болен и вскоре скончался. На его могиле, на городском кладбище, рядом с надгробием – как памятник мечте – фигурка Бегущей по волнам (скульптор Т. Гагарина).

Хлопотами Нины Николаевны в 1934 г. в этом домике удалось открыть мемориальную комнату А. С. Грина, но мечталось о государственном музее. В 1940 г. из Наркомпроса пришло письмо, в котором было дано согласие на создание музея и назначалась дата его открытия – к 10-летию со дня смерти писателя.

Осенью 1941 г. в Старый Крым вошла немецкая армия, а в 1945 г. вдову Грина арестовали и сослали. Домик остался без присмотра. В 1956 г. Нина Николаевна вернулась в Старый Крым, застав в доме чужих жильцов и страшную разруху.

Началась борьба за возвращение дома и создание в нем мемориального музея. Вдову поддержали писатели России и Украины. В марте 1960 г. Нина Николаевна пишет в письме к М. Новиковой: "…Ключ и ордер на домик у меня в руках… Теперь буду делать уголок Александра Степановича для себя, для людей, для будущего".

В мае 1960 г. открылась мемориальная комната писателя, в 1964 г. домик становится филиалом Феодосийского краеведческого музея, в 1971 г. передается Феодосийскому литературно-мемориальному музею А. С. Грина, затем включается в состав заповедника "Старый Крым". Позже становится филиалом Историко-литературного музея, а с 2001 г. входит в состав заповедника "Киммерия М. А. Волошина".

Для спасения последнего приюта любимого писателя в свое время многое сделал К. Г. Паустовский, чей музей теперь находится на одной улице с гриновским. "Романтика Грина была проста, весела, блестяща. Она возбуждала в людях желание разнообразной жизни, полной риска и чувства высокого, жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и путешественникам", – писал он в повести "Черное море".