В чем отличие былины от сказки. Сказка (и ее отличие от былины)

Cловарь терминов русского фольклора
Составитель курса Никита Петров о том, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин / Курс №14 «Русский эпос»

Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант? Словарь терминов, без которого русский фольклор невозможно понять. Ещё в курсе №14: продолжение следует...


___

Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чудо великом змее о трех главах, а прекрасная царевна Анастасия Вохрамеевна встречает его. Лубок. Литография В. Васильева. Москва, 1887 год

Никита Петров - фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Компаративным исследованием эпоса заинтересовался в университете после лекций исследователя былин Ю. А. Новикова, продолжил занятия эпосоведением в Институте высших гуманитарных исследований РГГУ (теперь ИВГИ им. Е. М. Мелетинского), затем в Центре типологии и семиотики фольклора защитил диссертацию под руководством С. Ю. Неклюдова. Сфера научных интересов сегодня - фольклор и мифология, антропология города, эпосоведение, сюжетно‑мотивные указатели, нарратология, антропология памяти.

Автор монографии «Богатыри на Русском Севере» (М., 2008), один из составителей сборников текстов фольклорной прозы «Каргополье: фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья» (М., 2009), «Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере» (М., 2013), автор статей в энциклопедии «Мифы народов мира» (ОЛМА; СПб., М., 2014).

Богатырские сказки - архаический героический эпос, предшествовавший былинам. В основе сюжета - коллизии «богатырской биографии» (чудесное рождение, героическое детство, героическое сватовство, потеря и повторное обретение невесты/жены и так далее). Владимир Яковлевич Пропп называл такую сказку «догосударственным эпосом».

Былины - «поющиеся голосом», обычно стихотворные произведения (иногда могли рассказываться прозой). В былинах события происходят вокруг богатыря, или эпического владыки, или города (Киева, Новгорода). Былины опираются на противопоставление «свои - чужие» и на мифическое или квазиисторическое прошлое. В некоторых былинах богатыри необычайной физической силы побеждают этнических или исторических врагов («Илья Муромец и Калин-царь», «Алеша и Тугарин»). Такие былины называются героическими. В сказочных былинах герои никого не побеждают, а, как герои сказки, спускаются в подземное или подводное царство («Михайло Потык», «Садко»). Иная разновидность былин - тексты балладного характера («Алеша и братья Петровичи», «Чурило Плёнкович», «Ставр Годинович»). В них богатыри совершают обыденные (часто неблаговидные) поступки или же героями оказываются их жены, хитростью выручающие мужей из беды.

Термин «былина» начали использовать первые исследователи в 1840-е годы. По всей видимости, термин - результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь - это то, что на самом деле было). Исполнители былин называли эти произведения «старинами» или «старинками», в рукописных сборниках XVII - начала XIX века тексты типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями»; критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде».

Былины бытовали в устной среде вплоть до второй половины XX века. Большая часть былин (порядка 3000 текстов) была записана в XIX–XX веках на Русском Севере (Архангельская область, Карелия), в Сибири, на Урале и Волге.

Запев былины - начало текста, напрямую не связанное с сюжетом, но раскрывающее внутреннюю логику повествования.

Зачин былины - фрагмент текста, который вводит слушателя в обстановку действия и круг персонажей.

Инвариант былины - текст, в котором воедино собраны все общие элементы для одного былинного сюжета. Это не реально бытующий текст, а умозрительный конструкт, созданный фольклористами. Конкретное исполнение (или запись) былины на этот сюжет называется вариантом.

Новины - псевдофольклорные, а на самом деле авторские произведения, подражание былинам. Авторы новин - не сказители-традиционалисты, поющие канонические былины, а сказители-импровизаторы. Новины создавались в 1930–1960-е либо сказителями самостоятельно, после чтения новостей о «героическом настоящем» советского времени, либо в результате совместной работы сказителей и фольклористов, приезжавших в деревни и привозивших биографию Чапаева, газетные вырезки о съездах КПСС и так далее. На месте богатырей в новинах появлялись Ленин, Сталин, Ворошилов, Папанин, Чкалов и другие советские персонажи. В отличие от былин, новины непродуктивны: их не повторяли другие сказители. По всей вероятности, термин «новина» придумала беломорская сказительница Марфа Крюкова, которая могла пропеть в форме былины и учебник истории. Всего известно более 600 текстов новин.

Персонажи былин. Сюжетные роли: эпический герой и его окружение, враг (антагонист); эпический владыка; вестник и помощник/спаситель; слуга/оруженосец; посланец, передающий сообщение/предсказание/предупреждение; невеста. Главные герои классического эпоса - богатыри, обычно не пользующиеся магией и волшебством, но побеждающие необычайной силой и отчаянной смелостью, обладающие сверхактивным, своевольным, «неистовым» характером, порой даже переоценивающие свои силы. Но существуют и «богатыри», которые в ряде случаев под эти характеристики не подпадают: Волх Всеславьевич, Чурило Плёнкович, Садко и другие. Это связано с тем, что былина не создает «чистых» персонажных схем и каждому персонажу может быть присвоена любая, даже эпизодическая роль. Так, есть богатырь, который появляется для одного действия ­- пересчитать силу неверную:

Говорил тут старая старыньшина да Илья Муромець:
«Уж ты гой еси, Пересмёта сын Стёпанович!
Уж ты съезди-ко со своим да со племянником,
Уж ты съезди-ко в чисто́ поле, на шо́ломя окатисто,
А возьми-тко-се трубочку подзорную,
А как пересчитай-пересмечи эту силу великую,
Великую силу неверную».


Сказители - профессиональные и непрофессиональные исполнители русского эпоса, те, кто исполняет текст в своеобразной манере - сказывает, используя 2­4 напева речитативного характера. Термин стал использоваться в фольклористике начиная с середины XIX века после упоминания его в работах первых собирателей русского эпоса Рыбникова и Гильфердинга. Сами сказители называли себя «старинщики», «сказатели». Старинщиками были в основном крестьяне, часто старообрядцы, как мужчины, так и женщины. Мужчины предпочитали петь героические былины («Илья и Идолище», «Алеша и Тугарин», «Илья Муромец и Калин-царь» и другие), а женщины - «бабьи старины» («Чурило и Катерина», «Добрыня и Алеша»). Фольклористы заметили, что часть сказителей стремится к предельно точному воспроизведению усвоенного - это «передатчики». Другие - «интерпретаторы» - создают свои редакции и версии сюжета. А «импровизаторы» каждый раз по-новому излагают былину.

Сказка (и ее отличие от былины). Герой волшебной сказки действует в личных интересах или в интересах своей семьи; победив соперника, он всегда получает какое-то вознаграждение: женится на царевне, добывает материальные блага. Герой эпической песни защищает общенародные и государственные интересы. Если же богатырь спасает брата или сестру, то происходит это случайно, родственники узнают друг друга после победы над врагом («Козарин», «Братья Дородовичи»), тогда как сказочный герой с самого начала ставит перед собой именно такую цель. Герой волшебной сказки побеждает при помощи волшебной силы, в отличие от эпоса, где подвиг осуществляется благодаря богатырскому напряжению сил. При этом некоторые былинные сюжеты («Исцеление Ильи Муромца», «Садко у морского царя», «Потык», «Добрыня и Алеша») построены на схожих со сказочными коллизиях.

Сюжет былины. Обычно крутится вокруг биографии героя и подразделяется на следующие эпизоды: I. Героическое детство. II. Получение силы/богатства/набор дружины. III. Воинские коллизии. IV. Конфликты. V. Соперничество. VI. Матримониальные коллизии. VII. Приключения. VIII. Смерть героя. Сюжету былины свойственны две главные эпические коллизии: воинская (герой противопоставлен противнику) и брачная (герой противопоставлен невесте).

Мнения исследователей о том, сколько всего существует основных былинных сюжетов, расходятся: одни называют цифру в 100–130 сюжетов (так, в частности, полагал Пропп), другие, в том числе и составители Свода былин в 25 томах, полагают, что их около шестидесяти.

Устность в эпосе - система правил, которыми пользуется сказитель, чтобы спеть былину. Понятие устности сложилось при изучении Гомера: согласно выводам некоторых ученых, «Илиада» и «Одиссея» имеют фольклорное происхождение, а их тексты сложились в результате многократного исполнения сказителями. Сказитель, ориентируясь на сюжет, известные ему образцы стиля и поэтической лексики, складывал эпическую песню посредством подстановки формул в определенную метрическую позицию и комбинирования тем. Формулы и темы образовывали так называемые эпическое знание и эпическую память, суть которых сводилась не только к способности заучивать наизусть тысячи стихов.

Циклизация эпическая - сюжеты, группирующиеся вокруг фигуры главного героя: былины из одного цикла могут отражать разные эпизоды его жизни. Существует также циклизация событий и персонажей вокруг определенного эпического центра (Киева) и эпического государя (князя киевского).

К числу популярных жанров фольклора относятся сказки и былины. Несмотря на то что они очень похожи, эти жанры имеют каждый свою специфику и были написаны с различными целями. Рассмотрим, в чем сходство и различие сказки и былины.

Краткое знакомство с жанром сказка

К числу популярных жанров русского фольклора следует отнести сказки. Сначала появились сказки о животных, потом - волшебные и социально-бытовые. В чем специфические особенности жанра?

  • Изложенные в ней события воспринимались как вымысел.
  • Цель написания - поучительная, реже - развлекательная.
  • Форма изложения - проза.

Чаще всего сказки передавались «из уст в уста», вот почему конкретных авторов не имеют. Каждый рассказчик мог что-то подзабыть или, наоборот, добавить, поэтому тексты имели множество вариантов.

Описание былины как жанра

Еще один интересный народный жанр - былина, эпическая песня, главными героями были богатыри, князья и прочие защитники простого народа. Противники их нередко наделялись могучей силой. Так, Змей Горыныч - трехголовое чудовище, изрыгающее огонь из своих ненасытных пастей, брал в плен целые деревни русичей.

Выделим коротко ключевые черты жанра:

  • Поэтическая форма повествования, чаще всего тексты писались тоническим стихом с четным числом ударений (2-4).
  • Наличие четкой структуры: запев - зачин - экспозиция - концовка.
  • Герои нередко имели реальные прототипы или воспринимались народным сознанием как воплощение зла.

В целом жанр этот был любим русским народом, ведь в текстах добро всегда одолевало зло.

Общие черты

Рассмотрим сходства и различия сказки и былины. Прежде всего выделим общие черты, присущие обоим жанрам:

  • Отсутствие авторства.
  • Первоначально существовала лишь устная форма изложения.
  • Использование традиционных формулировок и шаблонов.
  • Отображали особенности жизни и быта людей своей эпохи.

Таковы основные сходства сказки и былины. Различия будут описаны ниже. Также отметим, что оба жанра использовали образы фантастических персонажей, которые чаще всего воплощали собой зло (Змей Горыныч в былинах, Баба-яга и Кощей - в сказках).

Различия

Рассматривая, какие сходства и различия сказки и былины выделяют, отметим, что они были созданы с различными целями:

  • Сказка - для поучения и увеселения слушателей.
  • Былина - для воспевания подвигов богатырей.

Далее, говоря о сходствах и отличиях былины и сказки, следует отметить, что в них действовали различные персонажи. На первый взгляд и те, и другие - объекты вымысла. Однако в сказках герои изначально воспринимались как придуманные. В былинах они нередко имели реальную историческую основу и воплощали в себе идеальные качества народных защитников.

Следующее сходство и различие сказки и былины - в сюжете текста. В былине воспевались подвиги, какие-то исторические события, важные для всего народа, чего не было в сказочных текстах. Последние нередко посвящались конкретному персонажу и его судьбе.

Пример сравнения

Чтобы еще лучше понять, в чем сходство и различия сказки и былины, сравним два текста - «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Марья Моревна». Оба произведения очень интересны и имеют увлекательный сюжет, знакомство с которым будет полезно и детям, и взрослым.

В глаза бросается первый признак, отличающий тексты: сказка изложена прозой, былина - особым стихом.

Далее рассмотрим другие сходства и различия сказки и былины. В начале текстов присутствует указание на место действия. «В некотором царстве, в некотором государстве» - так начинается «Марья Моревна», формула для жанра традиционна и лишена конкретики. А «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» прямо говорит о том, где разворачиваются события - город Чернигов.

Следующее сходство и различие сказки и былины - главные герои. Вроде они оба - и Иван-царевич, и богатырь Илья - смелы, решительны и отважны, но главной целью Ильи является бескорыстный подвиг ради спасения родного народа, а Иван при всех своих положительных качествах все же действует в собственных интересах - желая вернуть себе утраченную супругу.

Особенности изложения

Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:

  • «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
  • «Черным-черно», «серый зверь да не прорыскиват».

Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.

Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».

Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.

Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».

Рассказ и сказка это эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.

Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.

Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано . Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в , именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.

В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».

Былина — это русская народная песня о примечательных случаях национальной истории, эпическая песня. Сказка — это интересный рассказ о невероятных приключениях или событиях.

Какие отличия?

Сходство и различие между сказкой и былиной бывают в конкретных ключевых моментах. Как правило, сказка основывается на вымыслах, а былина в свою очередь передает реалии определенного времени. Другими словами былина отличается от сказки тем, что в ней рассказывается о стародавних временах и практически вся информация является достоверной.

В сказке персонажи не имеют прямой связи с реальными героями, они обладают абстрактным значением и весь сюжет сказок — это вымысел, в котором идет рассказ о мистических приключениях главного героя, о загадочном мире и других представлениях.

Былина конкретизирует героев, которые сыграли важную роль в исторических событиях или получили большую славу из-за особых достоинств.

Былина часто описывает подвиги героев, богатырей, князей и т.д. В сказке идет повествование фантастического, волшебного или бытового характера. Также стоит отметить, что сказка чаще всего бывает в прозаическом произведении, а былина в песенно-стиховой форме.

Многие сказки создавались как поучительные и развлекательные истории. Они часто рассказывались в кругу близких друзей или в кругу домочадцев. Былины возвеличивали героев-богатырей. Их рассказывали при крупном стечении народа, на площадях или в центре города.

  • Также читают —

Какие сходства?

Сказка и былина — это форма русского устного народного творчества. Эти два жанра существуют с давних времен, они очень популярные и знаменитые по сей день.

Изначально существовали только в устной форме. Их пели, рассказывали и сказывали. Былина и сказка отображали битву между добром и злом, великодушие героев и их нравственные ценности.

Былина и сказка представляют собой разные виды народного творчества. Мы неоднократно имели случай убедиться, что эпос обладает свойствами, сразу отличающими его от всех других видов народной поэзии, и в том числе от сказки. Сказка и былина охватывают разные области народной культуры, отвечают разным эстетическим потребностям. Лучше многих других разницу между сказкой и эпосом определил В. Г. Белинский. Белинский пишет: «Есть большая разница между поэмою или рапсодом и между сказкою. В поэме поэт как бы уважает свой предмет, ставит его выше себя и хочет в других возбудить к нему благоговение; в сказке поэт себе на уме: цель его - занять праздное внимание, рассеять скуку, позабавить других. Отсюда происходит большая разница в тоне того и другого рода произведений: в первом - важность, увлечение, иногда возвышающееся до пафоса, отсутствие иронии, а тем более - пошлых шуток; в основании второго всегда заметна задняя мысль; заметно, что рассказчик сам не верит тому, что рассказывает, и внутренне смеется над собственным рассказом. Это особенно относится к русским сказкам».

Это определение Белинского следует признать чрезвычайно тонким и проницательным. Сказка определяется тем, что ее эстетика основана на вымысле, нарочито подчеркнутом именно как вымысел. В этом вся прелесть сказки. М. Горький подчеркивал значение ее как «выдумки». Сам народ определяет это поговоркой: «Сказка - складка, песня - быль». В действительность происходящих в сказке событий не верят, и они никогда не выдаются за действительность. Из этого проистекает добродушный юмор, легкая насмешка, столь характерная, как отметил Белинский, именно для русской сказки. Это, конечно, не значит, что сказка оторвана от действительности. В ней вымысел именно как вымысел определяется исторической действительностью, и задача исследователя сказки состоит в том, чтобы эту связь установить. Юмор и насмешка, свойственные сказке, делают ее прекрасным средством сатиры.

В эпосе отношение к изображаемому иное. Если спросить певца, верит ли он в то, о чем поет, большинство из певцов ответит непоколебимой уверенностью в действительности воспеваемых событий. «Песня - быль». Самое слово «былина» выдает это отношение, равно как и слово «старина», которым народ обозначает былины и которое означает, что все, о чем поется, действительно было, хотя и в глубокую старину.



Правда, исследователь не может всецело доверять всем показаниям певцов. Когда собиратели или исследователи спрашивают исполнителя, верит ли он в действительность воспеваемых событий, то вопрос поставлен неправильно. Исполнитель верит в жизненную и художественную правду исполняемого, в то, что песня не лжет. Это он и выражает словами - «все было так, как поется».

По этой причине сказка лучше сохраняет доисторическую старину, чем былина, она архаичнее ее. То, что уже невозможно как действительность, возможно как интересная выдумка. Поэтому, например, в эпосе змей сменяется историческими врагами Руси, в сказке этого не происходит. По этой же причине в сказке сохраняются древнейшие тотемические представления (супруг-животное, талисманы и пр.), в эпосе эти представления исчезают.

Но Белинский подчеркивает еще другое различие между сказкой и эпосом: различие в содержании. В былине поэт «благоговеет перед предметом своих песен». Эпос выражает высочайшие идеалы народа и стремится эти идеалы передать слушателям: певец «хочет в других возбудить благоговение».

Выше мы уже видели, что идейным содержанием эпоса является кровная связь человека с родиной, служение ей. В сказке, преимущественно в волшебной сказке, содержание может быть иным. Если в эпосе герой побивает змея и тем спасает Киев от бедствия, то сказочный герой побеждает змея, чтобы жениться на освобожденной им девушке.

События классической былины происходят всегда на Руси. События сказки могут локализоваться «в некотором царстве», «в некотором государстве». И хотя в конечном итоге события русской волшебной сказки также происходят на Руси, не это подчеркивается в ней. Идейное содержание сказки - моральный облик русского человека, его жизненные, бытовые идеалы, его борьба не только с врагами родины, но со злом во всех его видах. Художественными воплощениями этого зла служат как самые фантастические существа, вроде ведьм, кощеев, змей, так и самые реалистические, как поп, помещик и царь. Но борьба со злом, борьба за правду, справедливость, составляет также и содержание эпоса, хотя в основном сказка и былина охватывают разные виды борьбы. Из этого следует, что при всем различии между сказкой и былиной между ними может иметься близость, может происходить сближение в народной среде, и этим объясняется, что в числе былин русского эпоса имеются такие, которым свойственна сказочная окраска, которые имеют сказочный характер.

Степень близости между былиной и сказкой может быть различной. Рассмотренные нами былины, в особенности ранние, как песни о Садко или о Потыке, до некоторой степени тоже имели сказочный характер. Но есть группа былин, которые стоят к сказке еще ближе, чем былины, уже рассмотренные нами. Со сказкой их сближает то, что тон большинства из них - полушуточный, слегка иронический. В рассмотренных нами былинах торжествовала идея Киевского государства, Киевской Руси; в былинах рассматриваемой группы вопрос так не стоит. Киевской Руси в них не угрожают ни змей, ни Тугарин, ни Идолище, герои не подвергаются опасности со стороны разных чаровниц. Колдуний на Руси уже нет, и они туда не проникают. Но такие «отравщицы» есть еще в далеких странах, куда едет, например, Глеб Володьевич. В былинах этой группы часто разрешаются сложные вопросы семейного и личного порядка, как в былине об Илье Муромце и сыне, о Ставре Годиновиче и его жене и г. д. В них как и в сказке, герой проявляет свои высокие моральные качества, свою находчивость, силу и смелость. От близости со сказкой былина приобретает развлекательный характер. Исполнение ее давало отдых от тяжелого крестьянского труда, вносило в трудную жизнь струю праздничности и иногда веселья. Но и в этих случаях былина не служила развлечением для развлечения. В ней высказана народная мысль и мораль, народная оценка человеческих характеров и поступков.

Все это показывает, что такие былины, хотя они и прекрасны в художественном отношении, все же не типичны для собственно героического эпоса. Из них только одна отличается суровостью и монументальностью: это былина о бое Ильи с сыном. Она из всех былин промежуточного характера наиболее близка к собственно героическим песням, хотя не менее близка она и к сказкам. Сказочный характер остальных выражен более ярко. Все это дает исследователю героического эпоса право рассматривать их менее обстоятельно, чем собственно героические былины.

Былины сказочного характера в меньшей степени подвержены изменениям, чем собственно героические былины.

Вследствие указанных свойств былин данной группы датировка их, даже в том условном смысле, в каком это оговорено выше, весьма трудна. В огромном большинстве случаев сюжеты таких былин весьма древние. Часто они восходят еще к общинно-родовому строю. Такие сюжеты, как сюжет мужа на свадьбе своей жены («Добрыня и Алеша»), боя отца с сыном («Илья и Сокольник») относятся к древнейшим русским сюжетам. Это дает право утверждать, что они имелись в русской народной поэзии уже в самом начале образования Киевской Руси. Та же можно сказать и о других былинно-сказочных сюжетах. Все они чрезвычайно древние и с этой стороны относятся к ранним русским былинам. Обработка же их и некоторые детали относятся к более позднему времени, что должно устанавливаться в каждом случае отдельно. Но все это не колеблет утверждения о раннем образовании этих былин в репертуаре русского эпоса. Наряду с этими ранними сказочными былинами имеется ряд поздних былин сказочного содержания, представляющих, собственно, уже не столько былины, сколько сказки в былинной метрической форме.