Урок литературы на тему "М.Лермонтов "Герой нашего времени" ("Печорин и "водяное общество"). Сочинение на тему: Печорин и общество (роман «Герой нашего времени» М.Ю

мая 07 2015

Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”одно из лучших произведений русской литературы. Этот роман стоит в одном ряду с такими шедеврами, как “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, “Ревизор”. Роман был написан в эпоху, наступающую после декабрьского восстания.

В центре романа – , стоящий по своему развитию выше окружающего его общества, но не умеющим найти применение своим способностям. точно вывел молодого человека, олицетворением которого в произведении стал . Это умный, хорошо образованный молодой офицер, который служит на Кавказе. Он устал от светской жизни, избаловавшей его. Герой страдает от своей неприкаянности, в отчаянии задает себе вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? Печорин – типичный герой времени, лучший представитель свой эпохи, но плата за это – его одиночество.

В первой главе романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера: “Славный был малый, только немного странен”. Сам Максим Максимыч не в состоянии понять сложный характер , которого он любит и считает своим другом. В “Беле” проявляется противоречивость героя.

Характер его сложен. Герой сам говорит о себе: “ Во мне два человека: один живет в прямом смысле этого слова, а другой мыслит и судит его…” В своих словах он скрывает суть своего характера: его душа “испорчена светом”. По натуре своей Печорин – эгоист, об этом мы узнаем из первой повести романа. Это качество проявляется в любви к Бэле, а также в отношении с Мери. В повести “Максим Максимыч” автор дает портрет Печорина.

Описывая внешность героя, автор подчеркивает его аристократическое происхождение. Печорин является представителем светского общества и живет по его законам. Если в первой повести Печорина описывает Максим Максимыч, то здесь рассказчик меняется. “Странствующий офицер: человек тонкий и наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и контрастов.

“Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение”, а в улыбке было что-то детское, какая-то нервическая слабость”; “несмотря на белый цвет его волос, усы и брови его были черные”. Особое внимание уделяется описанию глаз героя: …они не смеялись, когда он смеялся! Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”. В “Княжне Мери” мы встречаем человека, способного на самоанализ.

Здесь Печорин характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него дурные свойства: …такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились… я стал скрытен…

я стал злопамятен…, я сделался завистлив, я выучился ненавидеть, я начал обманывать, я сделался нравственным калекой. Он осознает, что прожил пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?

” Герой не видит смысла жизни. Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести “Княжна Мэри”, но и всего романа. Печорин-человек смелый, что проявилось в дуэли.

К положительным чертам героя можно отнести и его способность понимать и чувствовать людей. Печорин – честный, порядочный человек. Несмотря на малоприятную историю княжной Мэри, Печорин решает сказать правду, хотя было нелегко. И в этом эпизоде проявилась его сила воли. В. Г.Белинский сравнивал душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после благодатных дождей” могла бы родить прекрасные цветы.

Роман М. Ю.Лермонтова ставит одну из проблем – неспособность людей этого времени к действию, порожденную их собственной средой. Печорин – герой своего времени. Я думаю, это почетное “звание”, ведь само слово “герой” подразумевает необычность, исключительность. В своем романе сумел показать не только образ героя, но и раскрыть историю души человеческой”. Роман М. Ю.Лермонтова “Герой нашего времени – целостное , все части которого объединены одним героем, причем его характер раскрывается от части к части постепенно, раскрывается от внешнего к внутреннему, от следствия к причине, от эпического – через психологическое – к философскому.

Роман сразу же был причислен к шедеврам русской литературы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». . Литературные сочинения!

М. Ю. Лермонтов - яркий представитель романтического направления в литературе, из-за этого проблема личности и ее окружения является ключевой в его произведениях. Но новизна романа «Герой нашего времени» заключается в том, что столкновение личности и общества представлено разными художественными средствами: не только романтическими, но и реалистическими.

Сравнение с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Григорий Печорин - главный герой произведения, его образ - определенный социальный тип. Как и пушкинского Онегина, его называют «лишним человеком». В характерах двух персонажей прослеживаются близкие моменты: мелкие детали, некоторые черты характера, даже события, которые происходят с ними.

Но конфликт личности с обществом в "Герое нашего времени" сложнее, чем в пушкинском романе, поскольку Печорин полон жизни, настойчиво ищет ее, но все попытки обречены на неудачу, Онегин же «плывет по течению».

Роль композиции в раскрытии проблемы личности и общества

Композиция произведения служит достижению главной цели, поставленной писателем, - раскрытие и разрешение проблемы личности. Ключевое место принадлежит повести «Княжна Мери». В ней герой раскрывается в наибольшей степени, потому что используется такое литературное средство, как исповедь. Остальные художественные приемы (портреты, диалоги, пейзажи и так далее) добавляют этой части произведения психологизма.

Развернутая система образов раскрывает тайны героя, скрытые, на первый взгляд, черты его характера.

Конфликт Печорина с окружающем его обществом

Как и другие представители романтического направления, Михаил Лермонтов противопоставляет личность и ее окружение, принятые в нем нормы и правила. Автор помещает героя в разные социальные среды: то он представлен как офицер армии во время Кавказской войны, то общается с контрабандистами, то вращается среди дворянства.

В «Княжне Мери» подробно описывается конфликт Печорина с «водяным обществом», взаимоотношения Григория Александровича с ним и со всем обществом.

«Водяное общество» представляет собой квинтэссенцию петербургского и провинциального дворянства. Их поведение и стиль жизни несут четкий отпечаток современной автору эпохи. Столкновение личности с окружением воплощен во взаимоотношениях главного героя с «водяным обществом», ценностей и интересов его представителей, типичных развлечений.

Все провинциальное и столичное дворянство противопоставлено Григорию Печорину, но в романе довольно много героев, которые не просто противопоставлены главному персонажу, но сопоставлены с ним.

Сопоставление Печорина с другими персонажами произведения

Грушницкий - своего рода карикатуры на главного героя. Глубинная сущность Печорина у Грушницкого становится всего лишь позой, принятой для того, чтобы впечатлить окружающих. Это антиромантический герой.

Его романтизм почти карикатурен. Его поведение часто не соответствует ситуации. В бытовых делах пытается найти романтические нотки, но в по-настоящему романтические моменты теряется. Его участие в дуэли не имеет ничего общего с благородством, он не отказывает от нее лишь из-за самолюбия. Грушницкий немного напоминает Ленского: романтизм, гибель на дуэли, молодость.

Только один мужской персонаж не противопоставляется Печорину - Вернер. Они действительно похожи, оба скептичны и остроумны, находятся в конфликте с обществом. Но немало и различий: Печорин - человек действия, Вернер пассивен. Характер последнего не настолько глубок и сложен, он более практичен. Его внешность наполнена романтическими деталями, но его личность противоречива.

Основные черты «водяного общества», представленного автором в романе

Особый класс в нем составляют статские и военные мужчины, особняком стоит молодежь. Но невозможно представить иные черты, кроме тех, что уже подробно описаны в работах А.С. Грибоедова и А. С. Пушкина. Те же самые чинопочитание, праздность, балы и сплетни, абсолютно пустая, лишенная высшего смысла жизнь.

Все одинаково, но в «Герое нашего времени» мы видим провинциальное общество, а не столичное. Стиль жизни местного дворянства, атмосфера небольшого города, описана с невероятной, тонкой иронией.

Можно сказать, что «водяное общество» - далеко не проходной образ в "Герое нашего времени". Проблема взаимоотношений человека с обществом - основная цель творчества Михаила Лермонтова. При этом, поэт и писатель продолжает традиции отечественной литературы того периода.

2.6 Печорин и «водяное общество»

Кроме доктора Вернера, есть в «Княжне Мери» еще один персонаж, значение которого нельзя недооценивать. Это Вера - единственная женщина, которую Печорин любил и которая, по его собственному признанию, его понимает. Прощальное письмо Веры, где она раскрывает свое восприятие личности Печорина, нельзя не принимать во внимание, характеризуя героя произведения.

Печорин, «герой нашего времени», - прежде всего разрушитель. Это его главная особенность, подчеркнутая Вов всех повестях, за исключением повести «Фаталист». Герой не способен к созиданию, как и люди его поколения. Печорин разрушает не только чужие судьбы, но и собственную душу. «Проклятые вопросы», которые он задает самому себе, остаются без ответа, ведь недоверие к людям и к своим чувствам делает Печорина пленником собственного «я» Индивидуализм превращает его душу в холодную пустыню, оставляя наедине с мучительными и не имеющими ответа вопросами.

лермонтов роман персонаж печорин

Жизнь и творчество А.И. Солженицына

Репрессии в СССР не прекращались с 1918 года. Однако после завоевания И.В. Сталиным в 1929 году позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Официальная пропаганда подчёркивала, что победа партии большевиков в октябре 1917 г...

Литературные общества и организации первой трети XIX века

Карамзинизм не совсем совпадал с творчеством самого Карамзина. Его новаторство состояло из преодоления старого литературного языка, прежних художественных приёмов, новаторство карамзинистов состояло в продолжении...

Миф в современном мире в романе "Американские боги" Нила Геймана

Отношение к мифологии может быть самым разным. О ней говорят как о примитивной, неумелой попытке объяснить природные явления; как о продукте чисто поэтических фантазий...

Образ главной героини романа Джона Кинга "Белое отребье"

«Белое отребье» - роман 21 века, его герои - герои нашего времени. И Джон Кинг с первой же страницы дает этому времени свою характеристику: эпиграф к «Белому отребью» - из романа-антиутопии Олдоса Хаксли: «Старая одежда отвратительна...

Образы кавказцев в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Горцы в изображении Лермонтова - сильные, смелые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни...

“Герой нашего времени” – социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, “исследовать душу человеческую”.
Лермонтов – романтик, поэтому проблема личности – центральная проблема романтизма в творчестве поэта. Однако новаторство “Героя нашего времени” заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.
Печорин – главный герой романа, является социальным типом.

Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею “лишних людей”.
В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешенно гоняется за жизнью”, но ничего от нее не получает, а Онегин просто “плывет по течению”.
Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть “Княжна Мери”, в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства – портрет, пейзаж, диалоги, детали – носят психологический характер. В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя.
Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”.
В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” – это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений.
Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина.
В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.
Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого – поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий – антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства с Мэри). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.
Вернер – единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин “бешенно гоняется за жизнью”, Вернер же пассивен. Вернер – натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.
Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, – раскрытию образа Печорина и показу его отношений к любви. Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).
Вера – самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.
Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.
Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: “… петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись”.
Тут же мы узнаем о женах местных начальников, “хозяйках вод” : “… они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”.
Особый класс в “водяном обществе” составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется “водяная молодежь”. Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.
Таким образом, “водяное общество” – не случайная тема в романе, Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

Ви зараз читаєте: Печорин и “водяное общество” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1)

Урок русской литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

УРОК 4. «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Тема: «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Цель: Показать и увидеть то, как быстро меняются взгляды Печорина при встрече с Грушницким.

Задачи:

Концепция:

На уроках ученики следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мери» мы видели Печорина в кругу, социально более близком, однако столкновение с отдельными людьми показано здесь как конфликт с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мери» – самая большая по объему часть романа.

Изучению повести можно посвятить два урока. На первом из них сосредоточим внимание на поединке с «водяным обществом», в которой вступает Печорин. «Почему этот поединок оказывается неизбежным? Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?» - таковы центральные вопросы этого урока. Одного из учеников просим написать план на доске, выявляющий основные эпизоды повести. Такое задание обычно вызывает затруднение, ибо сюжет растворен в дневниковых записях, события – в оценках. Вместе с тем логика сюжета подчеркивает, как неумолимо нарастает напряжение, как одно столкновение следует за другим.

Чтобы учащиеся поняли, в чем причина остроты поединка, предлагаем им дать оценку каждого из событий (встречи с Мери у «колодца», в магазине, бал в ресторации, дуэль и т. д.) с точки зрения Печорина и других персонажей повести, мнения которых зафиксированы в журнале Печорина. Этот прием работы над текстом помогает увидеть несовместимость Печорина с «водяным обществом» и презрение к нему. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Поиски мотивов его поведения облегчены тем, что перед нами дневник, в котором он исповедуется бесстрашно, сам пытаясь понять противоречия своего характера и поведения.

«Одинаковым ли человеком предстает Печорин в обществе и наедине с самим собой? Зачем Печорин ведет дневник?» – спрашиваем у класса. Для Печорина при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Вместе с тем дневник Печорина – и лаборатория естествоиспытателя, который неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой, делаю это, казалось бы, даже в самые неподходящие минуты.

Журнал имеет для Печорина еще одну ценность: это его душевная память. Жизнь Печорина, кажется, разменивается на пустяки, и потому ему особенно важно увидеть смысл событий, сохранить их след.

Далее предлагаем классу такие вопросы: почему Печориным владеет «отрадное чувство», когда утром он видит город и горы? Как меняется интонация повествования, когда от пейзажа Печорин переходит к описанию толпы? Почему Печорину удается привлечь внимание обожателей мери? Когда и почему против Печорина составляется «враждебная шайка»? Какие качества и действия Печорина разрушают все планы его врагов?

Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, «водяное общество» полагает, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но в отличие от Онегина болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущее к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемой двумя различными чувствами. Первое было грусть: за что они меня все ненавидят? – думал я. За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство? И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу». Переход от иронии к грусти, от не к ядовитой злости, побуждающий действовать, чтобы не оказаться игрушкой в руках ничтожных людей, характерен для отношения Печорина к «водяному обществу» в целом и в частности к Грушницкому. И далее мы останавливаемся на отношении Печорина и Грушницкого. Печорин вводит в дневник спутников этого периода своей жизни характеристиками, точность которых предстоит проверить в дальнейшем течении событий.

Чтобы выявить представления учеников о Грушницком, показываем иллюстрацию Врубеля к «Герою нашего времени», на которой изображена Княжна Мери, подающая стакан Грушницкому. Таким ли ученики представляли себе героя в этот момент? Почему художник делает его скорее жалким, чем самолюбиво гордым в этой сцене? Выявив с помощью иллюстрации читательские впечатления, переходим к анализу текста. Как соотносятся характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии раскрылось в нем? Первое представление о Грушницком пронизано с иронией. Однако в этой первой характеристике Грушницкий скорее смешон, чем страшен, скорее жалок, чем опасен. Печорин при всей ироничности довольно добр.

Зачем же Печорин дразнит Грушницкого, разрушает его ореол в глазах княжны, вступает в «состязание»? «Врожденная страсть противоречит» в Печорине не только признак его рефлексии, борьбы со своей душой, со своей судьбой, но следствие постоянного антагонизма в отношениях с обществом. Все окружающее так ничтожно, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на других, поступать вопреки, делать наоборот.

Беседа в классе развивается такими вопросами: почему Печорин «внутренне хохотал», разговаривая с влюбленным Грушницким? Кто более искренен в этом разговоре (Запись от 16 мая). Почему Печорин не скрывает своих намерений, обещая Грушницкому «волочиться за княжной»? Любит ли Грушницкий Мери? Почему Печорину удается одним ударом разоблачить Грушницкого, сказав Мери, что он юнкер? В чем проявляется «воинственный дух» Грушницкого? Почему в нем» борьба совести с самолюбием была непродолжительна»? Отчего Грушницкий постоянно оказывается мелким и смешным рядом с Печориным? Наблюдая за тем, как расходятся подлинные чувства и поведение Грушницкого (отношение к Мери, Печорину, эполетам…), ученики убеждаются в том, что он все время старается кому-то подрожать. В нем иногда проступают черты пародии на Ленского. Ситуация бала в записи от 5 июня напоминает именины Татьяны. (Упоминание имени Пушкина в предшествующем эпизоде как бы направляет поток ассоциаций в сторону его романа). Печорин, как Онегин Ольгу, приглашает Мери танцевать мазурку. Досада Грушницкого напоминает ревность Ленского:

« - Я этого не ожидал от тебя, - сказал он подойдя ко мне и взяв меня за руку.

    Чего?

    Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. Она мне призналась...

    Ну, так что ж? А разве это секрет?

    Разумеется, я должен был этого ожидать от девчонки, от кокетки… Уж я отомщу!»

Однако, почти повторяя слова Ленского, Грушницкий далек от его патетического романтизма. Мстя Печорину и Мери, он совершает подлости. Всемогущество Печорина и беспомощность Грушницкого отменяют соперничество. Печорину до поры Грушницкий кажется настолько смешным, что не возбуждает в нем гнева. Однако низость Грушницкого рассердит Печорина всерьез: «…про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи». Предательство Грушницкого Печорина ранит, но он готов простить «приятелю» его злость, его мелкое самолюбие за минуту честности.

Готовность Печорина к человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет, не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в человеке, прежде чем совершить возмездие. И далее мы переходим к анализу эпизода дуэли. Почему Печорин идет на дуэль? Что говорит о его готовности к смерти? Какие стороны души Печорина открывает ночь перед дуэлью? Почему и как в поединке продолжает испытывать Печорин после дуэли? Ответы на эти вопросы помогают ученикам понять, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не за себя только, за то, что человек и перед смертью кривляться и лгать, за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком самолюбие оказывается сильнее честности.

В заключении урока рассматриваем иллюстрации Врубеля к эпизоду и обдумываем, почему художник избрал момент, когда Грушницкого на площадке уже не было, какие чувства заметны в лице и позе Печорина, чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителю спиной, почему место дуэли нарисовано как голые скалы.

Дома предлагаем прочесть статьи учебника «Печорин и «водяное общество», «Печорин и Грушницкий»; ответить на вопросы: чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

Структура урока:

Основная идея урока:

...конфликт героя и общества как социального целого, как исторической среды, к пониманию которой обращается мысль героя для уяснения своих судеб.

Учебные проблемные ситуации:

Почему поединок Печорина с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Можно ли было избежать дуэли между вчерашними приятелями?

Есть ли в конфликте между героем и обществом победители и побежденные?

Экспозиция.

До сих пор мы следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.

Беседа.

Определите основной конфликт повести. Как вы думаете, почему журнал Печорина начинается с описания пейзажа? Как меняется интонация, когда от описания природы автор переходит к описанию «водяного общества»? Почему против Печорина составляется «враждебная шайка»?

I учебная ситуация.

Почему поединок с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Беседа.

Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?

Характеристика событий.

В чем же причина остроты поединка, дадим оценку каждого их этих событий, которые мы увидели в этой повести: встреча Мери у «колодца», в магазине, в ресторации, дуэль, которые зафиксированы в журнале Печорина. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Одинаковым ли человеком предстоит Печорин в обществе и наедине с самим собой?