Печорин типичный герой своего времени. Действительно ли Печорин — герой своего времени? Образ главного персонажа, созданный окружающими

Действительно ли Печорин является героем своего времени

Я думаю да, в Печорине мы можем увидеть героя своего времени. Причем героя не в смысле человека, совершающего подвиги, а человека, персонажа, как один из эпизодов жизни.

Он, как персонаж очень символичен, я вижу в нем не только личность, а отражение эпохи, всего общества. Мне кажется, автор пытался в одной личности уместить все, и достоинства, и недостатки: ум, проницательность, фатализм, любовь, соперничество, зависть, ревность - словом, абсолютно все, что присуще обществу и каждому индивиду в отдельности. Благодаря такому воплощению, намного проще понять и увидеть, что из себя представляет тот «мир», в котором все живут, в этом, считаю, огромнейшая заслуга.

Сам герой очень интересен. Он индивидуален, видимо, этим и привлекает сильное внимание. Он шел против системы, против толпы, рамок, можно было бы назвать это нигилизмом, однако же, все вполне объяснимо с его стороны. В нем уживаются совершенно несовместимые качества, практичность, рациональность, расчет, и привычка рассчитывать только на себя и в тоже время, вера в судьбу, предназначение. Кажется, будто такие люди появляются с некоторой периодичностью, когда общество особенно в них нуждается, для того чтобы понять, что что - то не так, надо повернуть, изменить жизнь… Автор не стремится проявить отношение или настроить читателя, он просто повествует, причем с разных точек зрения, от лица разных героев, чтобы у каждого возникли свои ассоциации, и каждый понял, что в его время тоже обязательно найдется «герой».

Думаю, да, безусловно он был, есть и останется героем не только своего, но и нашего времени.

«Герой нашего времени» – один из самых известных романов классической русской литературы, который до сих пор актуален среди читателей по всему миру. Лермонтов создал поистине сильного героя, раскрыв его характер со стороны психологии и философии. Он был первым, кто написал лирико-психологический роман в жанре реализма. Хотя роман и написан в реализме, в самом герое мы можем заметить проблески романтизма, который порой ярко выделяется на фоне реалистического повествования.

Именно своим ясным, критичным и порой хладнокровным взглядом на общество Печорин привлекает читателя, и после прочтения всего произведения мы можем с уверенность сказать, что он определенно герой своего времени.

Печорин – это образ талантливого, эгоистичного, мыслящего человека, который не смог найти свое место в высшем обществе. Молодой человек не похож ни на кого из других персонажей: весь его характер основан на противоречиях. В одно время он эгоистичен и пренебрежителен, а в другое снисходителен и вежлив. Григорий играет людьми и порой сложно понять, когда он говорит искренно.

На протяжении всего романа повествование ведется от разных лиц: Максима Максимыча, проезжего офицера, рассказчика и самого Печорина в его дневниках; таким образом, мы видим героя с разных сторон, что позволяет нам лучше понять характер персонажа.

Проезжий офицер в своем описании Григория подметил противоречия в персонаже. Например, когда герой смеялся, у него была детская улыбка, но равнодушные, уставшие глаза. Это говорит о том, что он еще молод, но уже устал от жизни, ему скучно. У Печорина нет этого света в глазах, который бывает у людей заинтересованных в происходящем, для него все обыденно. Поэтому он пытается развлечь себя, манипулируя другими, хотя на самом деле попросту тратит свое время и талант.

По сути, Григорий – человек высшего общества, хотя он и презирает его. И при первой встрече офицер заметил, что белье героя было чистое, а перчатки грязные. В то время, было не позволительно, чтобы у человека «водяного общества» были грязные перчатки и все меняли их по мере загрязнения, но Печорин этого не сделал. Почему? Потому что ему все равно. Он устал от этих правил, и ему было безразлично, что подумают о нем другие.

Конечно, лучше всего мы узнаем персонажа в его личных дневниках. Но были ли персонажи в романе, которые полностью понимали Печорина? Нет, но были те, которые были более близки к нему, нежели остальные – это Вера и Вернер.

Вера была его единственной и настоящей любовью, в отличие от Бэлы и Мери, с которыми он попросту играл. С ней герой ведет себя открыто и честно, так как не видит смысла лгать: она единственный человек, который его понимает. Девушка продолжает его любить, несмотря на то, сколько боли он ей принес.

Вернер же более схож с героем по уму и общими взглядами на жизненные ситуации. С ним Григорию не приходиться притворяться, и они понимают друг друга с полуслова. Хотя Вернер и дорожил общением с Печориным, но после смерти Грушницкого решает уехать, так как не ожидал смертельного исхода дуэли и был напуган хладнокровием героя.

Образ Печорина является совокупностью поколения талантливых людей, которые не нашли себе места в обществе. Он был «умной ненужностью», как назвал его Белинский. Григорий мог изменить свою судьбу, но тратил время на глупые манипуляции людьми. Сам Лермонтов писал в предисловии, что этот роман – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности и ее отношение к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм, романа Лермонтова- это гордая 1, 0мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своих сил, а потому и обречена на одиночество. Трагедия незаурядной личности, обреченной на бездействие и одиночество, и составляет основной идейный смысл романа "Герой нашего времени".

Вслед за Пушкиным 1 0Лермонтов ставит перед собой цель нарисовать типичного молодого человека своего времени."Герой Нашего Времени, милостивые государи 1, 0мой 1 0точный портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии, "- пишет сам Лермонтов.

Правдиво, просто, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина.

Так кто же этот Печорин?

Ответ дает Белинский: "Печорин- это Онегин нашего времени". Несходство их между собой "гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Это люди одного круга, представители светского общества. Можно найти много общего в их биографиях: оба получили светское воспитание, вначале гоняются за светскими развлечениями, потом разочарование, попытки занятся наукой и охлаждение к ней. Печорин, как и Онегин, "язвительно злословил"в присутствии своих соперников. А "когда хотел уничтожить он соперников своих", то не останавливался и перед дуэлью. Оба они скучают, оба отрицательно относятся к свету и испытывают глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Но, несмотря на все их сходство, это все же разные люди, с разным духовным складом, поведением. И это различие объясняется временем, в котором они живут.

Онегин- представитель 20-х годов, эпохи общественного подъема. А Печорин- 30-х годов, периода реакции и спада общественной борьбы. И если Онегин "скучает", то Печорин "глубоко страдает", по словам Белинского.

Печорин- это характер более глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных котрабандистов", мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Дуэль с Грушницким- этим жалким актером, надевшим маску разочарованности, - показатель того, как попусту растрачивает свои силы Печорин. Он одерживает победу над Грушницким и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Скептик, живет "из любопытства". Это с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни.

Как видим, характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее.

Откуда все это? Печорин сам дает ответ, написав в дневнике: "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: там они и умерли! "

Крайний эгоизм и индивидуализм присущи Печорину. Он "нравственный калека". И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил.

Мучительно ищет он выход, запутывается в противоречиях, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга.

И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам в России. Он ищет дело вне пределов отечества и едет в Персию.

Весь роман посвящен одному герою. Остальные персонажи оттеняют определенные черты его характера. Весь роман сосредоточен на психологии, переживания главного героя. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это помогает нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х -40-х годов прошлого столетия. В этом сказалось мастерство Лермонтова, создателя первого психологического романа.

Трагедия Печорина- это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов. Это трагедия "лишних людей", "умных ненужностей". После Пушкина и Лермонтова тема "лишних людей" стала в русской литературе XIX века традиционной.

"действительно ли Печорин герой своего времени? " и получил лучший ответ

Ответ от Ёусанна Манукян[активный]
В своем романе "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов затронул многие проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие высоких общественных идеалов для поколения, вступившего в жизнь после жестокого разгрома декабристов. Чернышевский писал, что "Лермонтов.. . понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга".
Разочарования, "леденящее душу неверие в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человеческие" сделали Печорина скептиком и все же не смогли убить в нем волю, веру, мечту. В его "ненасытном" сердце всегда оставалось место для надежды.
Внимательность к собственным чувствам и мыслям помогла Печорину познать тонкости и чужого человеческого сердца. Тонкий психолог, он замечательно точно умел отгадать истинные мотивы поведения людей, однако общение с ними зачастую приносило Печорину лишь раздражение, страдание и снова - разочарование. Трагедия Печорина в том, что, сознавая, что у него есть силы и желание действовать, он понимает в то же время невостребованность этих сил в той общественной среде, где он живет. Поэтому между устремлениями Печорина и жизнью, которую он ведет, лежит глубокая пропасть/С горечью говорит Печорин о своей душе, испорченной светом.
Постоянный самоконтроль превратил чувства Печорина из искренних порывов души в объект для оценки. Двойственность натуры не позволяла герою романа полностью раскрыться ни в дружбе, ни в любви, да, кажется, он уже и разучился любить и дружить по-настоящему, делясь и отдавая. Замкнутость на своем внутреннем мире и недоверие к другим сделали Печорина равнодушным к чувствам окружающих, и это по-настоящему страшно. "Ненасытную жадность" этот человек ощущает лишь к власти над чужими мыслями и сердцами: "я смотрю на страдания и радость других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы". Сам неспособный больше "безумствовать под влиянием страсти". Печорин действительно герой своего времени, поскольку во многих своих проявлениях является слепком своего окружения, отражением нравственного убожества общества: "Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились.. . Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой й светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли". И этот взгляд со стороны на самого себя со временем делался не помощником, а бичом, проклятием Печорина, поскольку лишил его способности к благородным порывам: "...я боюсь показаться смешным самому себе".

Ответ от _ Chipsonchik [новичек]
Печорин – человек уникальной натуры, я таких не встречал… Кто он такой, чего хочет он от жизни, живет он или существует? Это вопросы, на которые мог бы ответить только М. Ю. Лермонтов, он же автор романа «Герой нашего времени».
Печорин – человек, изучивший нашу судьбу, знающий слабости и повадки, чувства и бессердечность людей. Он в кой-то мере эгоист, ведь он не заботиться о других, а печется только о своем самолюбие. Вспомните Бэлу, Мэри, Веру, всех их Печорин «заколдовал» тем, чего не испытывал ни разу в жизни, а именно тем чувством, которое так беспечно и беззаботно, так мило и нежно, так горячо и пылко греет нашу душу, это есть Любовь. Я не зря написал это слово с большой буквы, т. к. это имя собственное, это чувство, которое либо есть, либо нет. И пусть не говорят, что она (Любовь) бывает разная, Любовь одна, остальное есть привязанность, зависимость, потребность наконец!
Печорин, по натуре своей, является зеркальным отражением общества, именно обобщая, в котором жил М. Ю. Лермонтов. Оно было эгоистичное, злобное, самолюбивое, беспечное и отрешенное от реальности, от грани между злом и добром, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и заботой. Человек, по сути своей, мог бы любить истинно, но он обманывает себя, называя простую привязанность Любовью, что не есть хорошо, не есть правильно.
Печорин предстает в виде самолюбивого человека, не способного любить, он ссылает это на то, что он якобы так устроен, но он обманывает как себя, так и многих читателей.
Печорин говорит, что всего лишь раз в своей жизни плакал, вспомните конец «Мэри», но до этого говорит, что в детстве терпел унижения и непонимание, следовательно, детское сердце не смогло бы вынести такого бремени и непременно бы сдалось.
Есть еще один интересный факт. Печорин говорил, что ему не нужна жизнь, что она чужда ему, и опровергает это впоследствии. Давайте вспомним его дуэль с Грушницким. Там, на скале, когда последний выстрелил в нашего героя и попал в колено, Печорин быстро сделал несколько шагов от края, чтобы не упасть. Вот тут-то он и цепляется за свою жизнь, хотя говорит обратное. В нашем мире многие говорят одно, а делают другое.
Так кто же такой Печорин? Он поэт, как в жизни, и обобщенная личность общества своего времени на бумаге


Ответ от Алексей Трантин [активный]
Вполне себе герой я считаю.


Ответ от Ђаня Резникова [активный]
герой


Ответ от Валера Волков [мастер]
нет


Ответ от Лера Рытова [новичек]
да. это так. Моя любимая книга.. .
он является героем своего времени. Но не в том смысле как понимаем слово "герой сейчас мы. " он герой как воплощение качеств многих людей своего времени.
Он показывает сам свою душу. Он человек мыслящий. Человек, способный на многое, обладающий большим количеством душевных сил, но расстрачивающих их напрасно. В то время не было занятий, которые помогли бы ему направить свои силы на что-то полезное... поэтому он только портит жизнь других людей (например, рушит дело "честных контрабандистов", только из-за своего интереса) . Но и сам он не получает от этого ничего полезного для себя, только лишь проблемы (в этой же самой истории с "честными контрабандистами" Печорин чуть было не был утоплен одной из них.)

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».

Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?

» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению