Турецкая лира история и виды современных банкнот. Лира – старинный музыкальный инструмент Сообщение о лире музыкальный инструмент

Турция - государство на западе Азии и частично на крайнем юго-востоке Европы. Азиатская часть Турции называется Анатолией, европейская - Восточной Фракией. Площадь 767,1 тысяч кв. км. Население 76 256 тысяч человек. Столица Анкара. С октября 1923 года - республика. Основная статья доходов страны – туризм. За счет этого в обращении находятся доллары и евро.

Турецкая лира – официальная валюта Турции. Она также служит официальной валютой Турецкой Республики Северный Кипр, признанной исключительно Турцией. Исторически название «лира» происходит от латинского слова Libra, переводимого как «весы», и позднее используемого для обозначения меры веса серебра при расчетах купцов - так называемого тройского фунта.

1 лира равна 100 курушам. Номиналы действующих банкнот: 200, 100, 50, 20, 10, 5 лир. Монеты: 1 лира, 50, 25, 10, 5, 2 и 1 куруш. Код Турецкой Лиры по ISO - 4217, официальное сокращение - TRY, но в быту часто используется предыдущее сокращение - YTL (от аббревиатуры Yeni Turk Liras, что переводится как «Новая турецкая лира»).

Право на эмиссию имеет Центробанк Турции. В настоящее время в Турции используется режим плавающего валютного курса. Критерием эффективности курсовой политики (курсовой якорь) выступают показатели инфляции. Турецкая лира имеет нестабильный курс по отношению к другим валютам мира.

В марте 2012 года у турецкой лиры появился графический символ, который прошел строгий отбор среди 8 тысяч поданных на открытый конкурс вариантов. По замыслу авторов символ национальной турецкой валюты будет способствовать повышению узнаваемости и укреплению лиры. Он представляет похожую на якорь дважды перечеркнутую букву, представляющую собой нечто среднее между t и l.

Деньги Турции являются средством платежа, а также выполняют многие другие функции.

ИСТОРИЯ ТУРЕЦКОЙ ЛИРЫ

История денежного обращения Турции восходит к временам Османской Империи, просуществовавшей с 1299 до конца 19 века. В качестве денег широко использовались драгоценные металлы . Древние монеты выпускались султанами и несли на себе их имена, но не портреты - в соответствии с исламской традицией.

В 1327 году Орханом были отчеканены акче («беловатый»). Эта мелкая серебряная монета имела хождение на территории Османской империи и сопредельных ей государств в 14 - 19 веках.

Первой золотой монетой (цехин) в османской империи был султани или алтун. Ее начали чеканить при Сулеймане I Великолепном в 1454 году после завоевания Константинополя.

Начиная с 1623 года вплоть до 1930 года в обращении была и серебряная турецкая монета – пара. Затем использовалась исключительно как счетная единица, 1/40 куруша. Куруш (kurush) - это мелкая турецкая монета, использовался в Османской Империи с 1688 года.

Турецкая лира впервые стала официальной валютой в Османской империи в 1844 году. Она заменила предыдущую валюту – куру, которую не изъяли из обращения, а использовали для размена лир. В то время 1 лира стоила 100 куру.

В 1844-1881 годы турецкая лира была создана на основе биметаллизма (металлические денежные системы, построенные на фиксированном отношении стоимости серебра к золоту). Одна лира стоила 6,61519 грамма чистого золота или 99,8292 грамма чистого серебра . В 1881 году был принят стандарт, основанный на золоте, а во время Первой мировой войны лира «порвала свои отношения» со стоимостью драгоценных металлов.

С начала XX века в Турции было выпущено 9 серий банкнот. В конце XX века, во время действия 7 серии, турецкая лира считалась нестабильной валютой, ее курс менялся практически каждый день, а номиналы банкнот доходили до 20000000 лир.

В конце декабря 2003 Национальное собрание страны приняло закон, по которому ликвидируются 6 нулей валюты и формируется турецкая лира нового образца. 1 января 2005 года была введена в обращение "новая турецкая лира" 8 серии, заменяя предшествующую лиру по ставке 1 лира нового образца = 1000000 лир старого образца.

Следующая, 9 серия была выпущена 1 января 2009 года и купюры 8 серии перестали быть действительными после 31 декабря 2009 года (хотя их можно свободно обменять в Центральном банке до 31 декабря 2019 года). Банкноты 9 серии имеют надписи "турецкая лира" без слова "новая", как в 8.

БАНКНОТЫ ТУРЕЦКОЙ ЛИРЫ

В денежном обращении находятся купюры номиналом 5, 10, 20, 50, 100 и 200 лир. На лицевой стороне всех турецких банкнот размещается портрет Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента Турции, под руководством которого была упразднена власть султана и провозглашена республика.

5 турецких лир. Размер 64х130 мм. Цвет коричневый.


На обратной стороне изображен портрет выдающегося турецкого историка Айдына Сайылы (Ayd n SAYILI), фрагмент Солнечной системы, структура атома и фрагмент цепочки ДНК.

10 турецких лир. Размер 64х136 мм. Цвет красный.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет математика Джахита Арфа (Cahit Arf) и выведенная им формула инварианта Арфа квадратичной формы.

20 турецких лир. Размер 68х142 мм. Цвет зеленый.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет выдающегося турецкого архитектора Мимара Кемаледдина, здание Университета Гази, акведук, геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр.

50 турецких лир. Размер 68х148 мм. Цвет оранжевый.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет турецкой писательницаы Фатмы Алийе Топуз (Fatma Aliye Han m), стопка бумаг, чернильница с пером, книги.
Первая женщина, изображенная на турецкой банкноте.

100 турецких лир. Размер 72х154 мм. Цвет синий.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет турецкого музыканта Бухуризаде Итри, сидящая фигура Руми, музыкальные инструменты, нотные знаки.

200 турецких лир. Размер 72х160 мм. Цвет лиловый.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображены: портрет турецкого поэта Юнуса Эмре (Yunus Emre), умершего в 1321 году, его мавзолей, летящие голуби, розы.

Чем больше купюра, тем раньше жила изображенная на ней историческая фигура. 200 лир - самая большая банкнота в Турции.

Помимо турецкой лиры, в стране в ходу доллары США, евро и фунты стерлингов, которые принимают к оплате в магазинах, ресторанах и гостиницах в крупных городах и на курортах. Однако в провинции расплатиться иностранной валютой затруднительно.

Турецкая лира защищена от подделок многими способами. На каждой банкноте есть водный знак, голографическая полоска, изменяющая цвет. В правом углу банкноты выбита цифра номинала, которую можно попробовать на ощупь, что позволяет распознавание номинала с помощью прикосновения. В турецких купюрах используются системы многоступенчатой защиты. Это делает их одними из самых технологичных денежных знаков в странах Восточного Средиземноморья.

Из - за быстрого износа турецких лир встал вопрос о введении в оборот пластиковых банкнот. По износу пластиковые банкноты в пять раз эффективнее бумажных, что значительно продлевает срок их службы. На сегодняшний день уже много стран с успехом используют пластиковые деньги в обороте. Стоят они на 50% дороже от своих предшественников, но по продолжительности износа они в пять раз долговечнее бумажных. Преимущества пластиковых банкнот перед бумажными очевидны, они не намокают, не стираются, ну и самое главное - их не подделаешь.

МОНЕТЫ

Новые монеты выпущены в номиналах 1, 5, 10, 25, 50 курушей и 1 лира. На аверсе турецких монет отпечатан портрет Ататюрка, на реверсе – номинал, орнамент и год чеканки. Единственное исключение составляет монета достоинством 50 курушей: на ней - висячий мост, достопримечательность Стамбула.


1 турецкая лира. Биметалл: кольцо – латунь (Cu 79%, Ni 4%, Zn 17%), вставка – медно-никелево-цинковый сплав (Cu 65%, Ni 18%, Zn 17%). Диаметр 26,15 мм, толщина 1,90 мм, масса 8,20 грамм. Гурт рифленый. Монета введена в обращение 01.01.2009 году.
Аверс: в центре, в круге, влево голова Мустафы Кемаля (Ататюрка) (1881 – 1938), оттоманского и турецкого политика, государственного деятеля и военачальника, основателя и первого лидера Республиканской народной партии Турции; первого президента Турецкой Республики с 29 октября 1923 по 10 ноября 1938 гг. Под портретом – точка, по краю монеты круговая надпись: TURKIYE CUMHURIYETI.
Реверс: в центре – номинал в две строки на фоне орнамента: 1 TURK LIRASI. В верхней части монеты – полумесяц со звездой, в нижней – год выпуска.

50 курушей. Биметалл: кольцо – медно-никелево-цинковый сплав (Cu 65%, Ni 18%, Zn 17%), вставка – латунь (Cu 79%, Ni 4%, Zn 17%). Диаметр 23,85 мм, толщина 1,90 мм, масса 6,80 грамм. Гурт рифленый. Монета введена в обращение 01.01.2009 году.
Аверс: в центре, в круге, влево голова Мустафы Кемаля (Ататюрка). Под портретом – точка, по краю монеты круговая надпись: TURKIYE CUMHURIYETI.
Реверс: в центре – номинал в две строки: 50 KURUS. на фоне "Ататюркского моста", соединяющего европейскую и азиатскую части Турции, которые символически изображены в нижней части монеты. В верхней части монеты полумесяц со звездой, в нижней – год выпуска.

25 курушей. Диаметр 20,5 мм, толщина 1,65 мм, масса 4 грамма, состав: 65 % меди, 18 % никеля и 17 % цинка, гурт ребристый. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.

10 курушей. Диаметр 18,5 мм, толщина 1,65 мм, масса 3,15 грамма, состав 65 % меди, 18 % никеля и 17 % цинка, гурт гладкий. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.
Аверс: Мустафа Кемаль Ататюрк.
Реверс: номинал, узор, год чеканки.

5 курушей. Диаметр 17,5 мм, толщина 1,65 мм, масса 2,9 грамма, состав: 65 % меди, 18 % никеля и 17 % цинка, гурт гладкий. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.
Аверс: Мустафа Кемаль Ататюрк.
Реверс: номинал, узор, год чеканки.

1 куруш. Диаметр 16,5 мм, толщина 1,35 мм, масса 2,2 грамма, состав: 70 % меди и 30 % цинка, гурт гладкий. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.
Аверс: Мустафа Кемаль Ататюрк.
Реверс: номинал, узор, год чеканки.

Туристам на заметку

В туристических местах принимаются к оплате как доллары, так и евро , но лучше иметь при себе турецкие лиры. Обменять валюту можно в банках, обменных пунктах, отелях, на почте. В банках курс не самый выгодный, но подтверждение об обмене, на основании которого можно обменять неиспользованные турецкие лиры, дают только они. В обменных пунктах зачастую он более привлекательный, хотя есть вероятность столкнуться с неприятными неожиданностями. Наиболее привлекательный курс, как правило, наблюдается в почтовых отделениях (желтая вывеска с надписью "PTT").

Ни в коем случае не стоит верить отельным и трансферным гидам, говорящим, что у них самый выгодный курс и что в других местах вас непременно обманут. С рук менять деньги категорически не рекомендуется! Тем более, что курс на «черном рынке» не особо отличается.

Провозить деньги лучше всего часть наличными, а часть на карте. Наличные деньги могут потребоваться на паспортном контроле. В Турции никто не отменял закон, требующий от въезжающих в страну иметь на руках обоснование прилета (туристический ваучер, турпутевка, приглашение на мероприятие) и наличные деньги из расчета 50 долларов в сутки. Просят их предъявить весьма редко, но никто от этого не застрахован. Пластиковая карта в этом случае аргументом не будет, даже если на ней очень большая сумма.

Карты систем VISA Electron, Maestro и American Express лучше не брать, так как некоторые банкоматы просто не воспринимают их всерьез и частенько задерживают. Классические VISA и Master Card принимаются совершенно повсеместно и обслуживаются всеми банкоматами. Лучше берите рублевую карту.

В Турции ходовыми считаются мелкие купюры. Если вы за обедом расплатитесь купюрой в 200 лир, то сдачу будете ждать до вечера. Поэтому старайтесь обменивать деньги с разменом, то есть так, чтобы иметь как можно больше мелких купюр достоинством 5, 10 и 20 турецких лир. Понятия сдача с 1 доллара или евро не существует.

В лавках торговцев на многочисленных базарах разницы в валюте иногда нет вовсе. То есть товар стоит условно 50... и неважно чего: лир, долларов или евро. Поэтому иметь в кармане турецкие лиры не просто удобно, но и выгодно. На рынках следует торговаться за каждую лиру. Если компромисс по цене не достигнут, можно спокойно уходить, но обязательно с улыбкой.

Многие товары стоят в Турции дешевле, чем в России. К примеру, ювелирные украшения, предметы гардероба, аксессуары, бытовая техника. Неудивительно, ведь многие из этих товаров везут в российские города именно из Турции. Транспортные расходы и накрутка цены перекупщиками ведет к удорожанию их стоимости. Поэтому шопинг в Турции считается не только увлекательным, но и выгодным занятием.

Разновидности колёсных лир

В европейских странах бытует множество типов колёсных лир, в том числе русские разновидности инструмента. Колёсная лира в России никогда не применялась в профессиональной музыке и существовала только в среде бытового и любительского музицирования. В России распространено три разновидности этого инструмента. Вид №1: колёсная лира великорусская. Отличается относительно небольшим типом кузова в виде виолы, узким звукорядом и своеобразным репертуаром. Вид №2: донской рылей. Этот инструмент распространён на территории Войска Донского. Представляет собой старый тип инструмента с корпусом в виде органиструма. Вид №3: колёсная лира украинского вида. Отличается своеобразием конструктивных деталей, приёмами игры и репертуаром.

Настройка колёсной лиры

Единой устоявшейся настройки колёсной лиры не существует. Разнообразие конструкций этого инструмента, а также различные музыкальные традиции зачастую требуют и различных способов настройки. Настройка колёсной лиры производится при помощи колкового блока и клавишного механизма. Вращением колков достигается необходимая высота струн, а при помощи аккуратного отгибания флажков на клавишах осуществляется точная настройка мензуры игровой струны.

Вариант настройки:

Для достижения красивого мелодичного звучания часть струны в месте сопряжения с игровым колесом обмотайте небольшим количеством обыкновенной ваты или мягкой шерсти. Поверхность игрового колеса для усиления трения о струны обильно натрите простой скрипичной канифолью. После всех подготовительных процедур начните вращение колеса и продолжайте крутить непрерывно в течение 3-5 минут, поправляя при необходимости вату на струнах. После этого переведите дух. Всё, можно играть.

____________

Особенности ухода за колёсной лирой

Колёсная лира - инструмент своеобразный, требующий к себе деятельного внимания. Самый тонкий момент - это сопряжение струн с игровым колесом. Всегда имейте при себе кусочек ваты или шерсти и научитесь правильно её наматывать. Оберегайте колёсную лиру от дождя и сырости. В ходе эксплуатации на поверхности лиры возникают загрязнения. Если Ваш инструмент начал терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу музыкальными инструментами. Для хранения колёсной лиры обязательно используйте чехол.

Струны для колёсной лиры

Выбор струн для колёсной лиры носит во многом индивидуальный характер. БалалайкерЪ рекомендует использовать набор из игровой нейлоновой струны и бурдонных струн в металлической оплётке. Подобный вариант позволяет лире звучать ярко, насыщенно и сбалансированно.

История колёсной лиры

краткая историческая справка


Колёсная лира – старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. Поначалу колёсная лира использовалась преимущественно для сопровождения церковных служб, но уже в эпоху Средневековья распространилась во многих европейских странах как инструмент для самого широкого репертуара.
На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков. Инструмент проник в русские земли через украинские и белорусские территории вместе с переселенцами, купцами, интервентами и прочим активным населением. Колёсная лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России - Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Интересно, что ещё в 1920-е годы бродячих лирников можно было встретить даже на улицах и базарах Москвы. Своя колёсная лира была и у известного знатока народной музыки Митрофана Пятницкого.
Русская колёсная лира, в отличие от европейской родственницы, была инструментом по большей части народным, мало знакомым дворянским и профессиональным музыкальным кругам. Русская лира отличалась простотой изготовления, относительно небольшим звукорядом, малым количеством струн (2-4 шт) и самобытным репертуаром. Самое широкое применение лира нашла в среде бродяг и профессиональных нищих, для которых это был профессиональный инструмент для заработка. Их можно было встретить в многолюдных местах за исполнением духовных стихов и псалмов. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен. Например, в традициях донских казаков лира (местное название - рылей) использовалась для сопровождения песен и сохранялась вплоть до первой трети XX-го века. На колёсной лире играли и под пляску, и под танцы, и под частушки, и даже под романсы. Один из последних русских лирников Климентий Феоктистович Шматов жил до 50-х годов XX века в Стародубском районе Брянской области и вплоть до последних дней играл по сельским базарам. Колёсная лира, купленная у него в 1953 году сегодня хранится в Московской консерватории.
В наши дни колёсная лира вновь привлекает внимание публики. Она всё чаще появляется на горизонте, участвуя в программах фолк-музыкантов, экспериментаторов и исполнителей духовной музыки.

Музыкальный инструмент: Лира

Любовь… Удивительное волшебное чувство, дарующее людям неимоверное наслаждение, надежду на счастье и блаженство. Человечество знает много прекрасных преданий о любви, трепетно относится к ним и хранит в своей памяти. Красивые легенды о беззаветном чувстве Тристана и Изольды, Джотхи и Акбара, Ромео и Джульетты бережно передаются из поколения в поколение. Историй о любви много, но есть ещё одна, которая заслуживает особого внимания. Она дошла до нас со времен глубокой древности, из античной Греции. Это предание о знаменитом певце Эллады Орфее и его любимой жене – нимфе Эвридике. Легенда гласит, что Орфей, потерявший свою возлюбленную, умершую от укуса змеи, решился на отчаянный поступок: он спустился в подземное царство, чтобы просить бога мертвых Аида вернуть ему Эвридику. Верной спутницей и помощницей Орфея в этом трудном путешествии была его лира, волшебные звуки которой могли останавливать реки, завораживать природу, животных и птиц. Что же это за инструмент, обладающий такими магическими свойствами? Согласно древнегреческому мифу лиру в младенческом возрасте из черепашьего панциря, бычьих рогов и трех жильных струн создал, обладающий многими талантами, бог Гермес. Затем он обменял её на стадо божественных коров, принадлежащих богу высшей духовности и искусств Апполону, очарованному звучанием инструмента, который в свою очередь подарил, но уже семиструнный инструмент, легендарному Орфею, принесшему лиру в мир людей.

Звук

Каково же звучание лиры - инструмента божественного происхождения, который очень любили наши далекие предки? Её голос очень нежный, переливчатый и обворожительно парящий. Считалось, что дивные звуки лиры очищали и исцеляли душу, наполняя ее небесной гармонией. На лире музицировали сидя или стоя, держа инструмент по отношению к корпусу под небольшим углом. При исполнении использовали различные приемы звукоизвлечения, такие, как защипывание струн и перебор: правой рукой проводили по струнам, а левой приглушали ненужные звуки.

Фото :





Интересные факты

  • Лира часто изображалась на древних монетах.
  • Лира в настоящее время в некоторых местностях северо – восточной Африки используется как народный инструмент.
  • Самая старая лира, сохранившаяся на европейском континенте, насчитывает около 2,5 тысячелетия. Она была найдена в Шотландии в 2010 году.
  • Лира упоминается в старинной английской поэме «Боевульф», написанной на рубеже первого тысячелетия нашей эры. Эта древняя поэма, состоящая 3182 строк, дошла до нас в полном объеме.
  • Старинные лиры сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее искусства и археологии в Оксфорде (Англия), археологическом музее в Ираклионе (Греция), музее Рокфеллера в Иерусалиме (Израиль), а также в исторических музеях Лондона (Англия), Пенсильвании (США) и Багдада (Ирак).
  • В нынешнее время лира - слово, имеющее очень много значений: это символ и атрибут поэтов; эмблема военных оркестров; денежная единица Италии, Ватикана и Турции; созвездие, находящееся в северном полушарии в котором наиболее яркой является звезда под названием «Вега»; австралийская птица, имеющая хвост по форме напоминающий лиру.
  • Есть очень много музыкальных инструментов которые в своем названии имеют слово лира. Однако стоит заметить, что ничего общего с античной лирой они не имеют, к примеру: колесная лира, понтийская лира, критская лира, византийская лира, лира да браччо, лира да гамба.

Конструкция

Лира, имеющая весьма оригинальную конфигурацию, состоит из резонаторного корпуса, который изначально изготавливался из черепашьего панциря и затягивался мембраной из бычьей кожи. Позднее его стали делать в форме четырехугольника из дерева. На корпус крепились две изящно выгнутые в виде хомута стойки, для изготовления которых использовалось дерево или рога антилопы. В верхнем конце стойки соединяются перекладиной, от которой к резонатору натягиваются струны. Количество струн на инструментах очень разнится: четыре, семь, десять, а в экспериментальных инструментах - двенадцать, восемнадцать и более.

Семейство лиры включает в себя инструменты различных видов и размеров, но наиболее востребованными яаляются хелис, форминга и кифара.

  • Хелис – такое название имеет самая примитивная лира с корпусом из черепашьего панциря, который был обтянут кожей вола. Инструмент был легким, небольших размеров и пользовался популярностью для музицирования у женщин.
  • Форминга – инструмент древнегреческих сказителей – аэдов, не отличавшийся особой звучностью. Он имеет своеобразную конструкцию, позволяющую его держать при помощи, перекидывающейся через плечо перевязки.
  • Кифара – инструмент с плоским тяжелым корпусом, на котором могли играть только мужчины. Количество струн варьировалось от семи до двенадцати.


История

Лира – инструмент, прежде всего ассоциирующийся с культурой Древних Греции и Рима, настолько давно появился в жизни людей, что сегодня ни один историк не может точно назвать время и место его возникновения. По некоторым предположениям родиной лиры является Фракия, а по другим Ближний Восток. Именно в Месопотамии, одной из древнейших цивилизаций, на территории шумерского Ура, во время археологических раскопок были найдены подобные струнные музыкальные инструменты, изготовление которых датируется серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Искусствоведы впоследствии дали им название урских лир. Найденные инструменты были довольно больших размеров, с количеством струн от восьми до двенадцати и резонатором, в форме бычьей головы. В Ассирии бык являлся символом плодородия и пользовался особым почитанием у жителей страны. В библейских сказаниях мы находим неоднократное упоминание, что примерно в те же самые времена лира была весьма востребована в Древнем Египте, а также любимым инструментом у еврейского народа. На нем с удовольствием музицировал царь Давид, являвшийся яркой личностью не только в ветхозаветной, но и в мировой истории.


Самое раннее дошедшее до нас изображение лиры относится ко времени минойской цивилизации (1400 г. до н. э) и находится оно в знаменитом саркофаге Агия Триады, который изначально располагался в южной части острова Крит. Существует гипотеза, что именно с Крита лира начала свое распространение по Греции и Римской империи, где получила оригинальную конфигурацию в виде подковы, а также в иерархии используемых в то время музыкальных инструментов заняла весьма высокое место. Лира, игравшая важную роль в культуре этих стран, считалась апполоническим, благородным инструментом, обучение на котором являлось обязательным в образовании «свободного» гражданина. Она была востребованным инструментом не только у знаменитых в то время музыкантов, но и у«древних бардов», в круг которых входили рассказчики, харизматики и поэты. А так как звучание лиры сопровождало не только пение, но и декламацию, отсюда определенный вид античной поэзии впоследствии получил название «лирической». Кроме этого инструмент активно использовался в домашнем музицировании: он считался пристойным для порядочных женщин. Поскольку лира пользовалась большой популярностью, мастера постоянно модифицировали её, изготавливали разных видов и размеров. Количество струн на инструменте варьировалось и доходило до восемнадцати, но самой востребованной все же считалась семиструнная лира.

В эпоху поздней античности, во время упадка греко-римской цивилизации лира постепенно стала распространяться по Европе на север, среди кельтских и финских народов. Там она претерпела некоторые конструктивные изменения, поскольку изготавливалась из цельного куска дерева. После первого тысячелетия от Рождества Христова лира значительно видоизменилась, где - то из щипкового она превратилась в смычковый инструмент, где-то прибавила себе гриф, а в своем первостепенном виде постепенно ушла из активного употребления, но сохранила свой аристократический статус.

К большому сожалению, лира, являющаяся прародительницей многих музыкальных инструментов, в нынешнее время не получает должного внимания, но люди помнят о ней и подтверждением тому является эмблема музыкального искусства в виде этого изящного старинного инструмента.

Видео: слушать лиру

Кор-пус (ре-зо-на-тор) ок-руг-лой ли-бо 4-уголь-ной фор-мы со-еди-нён с пе-ре-кла-ди-ной (по-пе-реч-ной штан-гой) дву-мя руч-ка-ми. Стру-ны оди-на-ко-вой дли-ны на-тя-ну-ты ме-ж-ду кор-пу-сом и пе-ре-кла-ди-ной.

Ин-ст-ру-мен-ты ти-па Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны в боль-шин-ст-ве ци-ви-ли-за-ций Древ-не-го ми-ра. Древ-ней-шие Лиры вос-хо-дят к куль-ту-ре Шу-ме-ра (са-мые ран-ние изо-бра-же-ния - от-тис-ки пе-ча-тей на об-лом-ках гли-ня-ных таб-ли-чек, около 2650 года до н. э.). Цен-ные ар-хео-ло-гические на-ход-ки - ин-ст-ру-мен-ты из цар-ских гроб-ниц Ура (около 2450 года до н. э.), са-мый боль-шой сре-ди них - «зо-ло-тая ли-ра» (высота 120 см, дли-на пе-ре-кла-ди-ны 140 см), ук-ра-шен-ная го-ло-вой свя-щен-но-го бы-ка; «се-реб-ря-ная ли-ра» со-хра-ни-ла сле-ды 11 на-стро-еч-ных кол-ков (т. е. бы-ла 11-струн-ной) и вее-ро-об-раз-но-го рас-по-ло-же-ния струн. На ру-бе-же 3-2-го тысячелетий до н. э. по-яви-лись шу-мер-ские изо-бра-же-ния но-вой раз-но-вид-но-сти Лиры - го-ри-зон-таль-ной. В Ме-ж-ду-речье Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны до эпо-хи эл-ли-низ-ма. В изо-бра-зительном искусстве Древ-не-го Егип-та с XV века до н. э. встре-ча-ют-ся Лиры шу-мер-ско-го ти-па, пер-вое из-вест-ное изо-бра-же-ние - в рос-пи-сях гроб-ни-цы но-мар-ха Хнум-хо-те-па II (ру-беж XX/XIX веков до н. э.) в Бе-ни-Ха-са-не. Боль-шая мно-го-струн-ная Лира с пря-мо-уголь-ным кор-пу-сом изо-бра-же-на на сте-не хра-ма Амо-на-Ра в Кар-наке (XVI-XII века до н. э.). Лира фи-гу-ри-ру-ет в То-ре под названием «кин-нор», ко-то-рое в Вуль-га-те пе-ре-ве-де-но как «ли-ра».

Мно-го-чис-лен-ны изо-бра-же-ния древнегреческих Лир (са-мые ран-ние да-ти-ру-ют-ся концом VIII века до н. э.; скульп-тур-ные фи-гур-ки из свин-ца, най-ден-ные в Спар-те, - VII век до н. э.). Со-хра-ни-лись фраг-мен-ты Лиры-хе-лис (древнегреческое χέλυς - че-ре-па-ха) - са-мой ма-лень-кой из се-мей-ст-ва древнегреческих Лир, с кор-пу-сом из пан-ци-ря че-ре-па-хи, об-тя-ну-то-го во-ловь-ей ко-жей. В Древ-ней Гре-ции сло-во «Лира» ис-поль-зо-ва-лось для обо-зна-че-ния лю-бо-го ин-ст-ру-мен-та се-мей-ст-ва лир (бар-бит, ки-фа-ра, фор-мин-га, хе-лис), в уз-ком смыс-ле - для хе-лис. Сло-во «Лира» впер-вые встре-ча-ет-ся у Ар-хи-ло-ха (середина VII века до н. э.). Ис-то-рия «об-ре-те-ния» ин-ст-ру-мен-та (с уча-сти-ем Гер-ме-са, Ге-рак-ла , Ор-фея, Та-ми-рия, Ам-фио-на и других ми-фических пер-со-на-жей) от-но-си-тель-но позд-няя: за-пи-са-на во II веке н. э. Ни-ко-ма-хом, а около 500 года н. э. рас-ши-ре-на Бо-эци-ем. Хе-лис и фор-мин-га - наи-бо-лее ар-ха-ической раз-но-ви-д-но-сти ан-тич-ной Лиры Хе-лис при-ме-нял-ся в основном в учеб-ных це-лях. Фор-мин-га (φόρμιγξ; впер-вые упо-ми-на-ет-ся в «Илиа-де», за-тем не-од-но-крат-но у Пин-да-ра) - ин-ст-ру-мент боль-ше-го раз-ме-ра с ок-руг-лым де-ревянным кор-пу-сом и пря-мы-ми руч-ка-ми. Бар-бит (βάρbiτον , βάρβιτος) по кон-ст-рук-ции бли-зок хе-ли-су, но с бо-лее круп-ным кор-пу-сом и длин-ны-ми руч-ка-ми, от-хо-дя-щи-ми от кор-пу-са под бо-лее ост-рым уг-лом. Вы-сота строя у бар-би-та ни-же, чем у хе-ли-са; ха-рак-тер-но его при-ме-не-ние в куль-те Дио-ни-са. Са-мый боль-шой по раз-ме-ру и са-мый раз-ви-тый ин-ст-ру-мент се-мей-ст-ва - ки-фа-ра; ис-поль-зо-вал-ся для ак-ком-па-не-мен-та пе-нию и (с IV века до н. э.) для са-мо-стоя-тель-но-го профессионального му-зи-ци-ро-ва-ния. Тех-ни-ка иг-ры на всех ан-тич-ных Лир при-мер-но оди-на-ко-ва; му-зы-кант дер-жал ин-ст-ру-мент под уг-лом около 45° от се-бя, иг-рал стоя или си-дя; звук из-вле-кал-ся кос-тя-ным плек-тром. Ген-дер-но-го раз-ли-чия сре-ди ис-пол-ни-те-лей на Лире не су-ще-ст-во-ва-ло, за ис-клю-че-ни-ем ки-фа-ры, ко-то-рая бы-ла муж-ским ин-ст-ру-мен-том. Клас-си-че-ской счи-та-ет-ся 7-струн-ная Лира; она рас-смат-ри-ва-лась как от-ра-же-ние ми-ро-вой гар-мо-нии (по вы-ска-зы-ва-нию Вер-ги-лия: septem discri-mi-na vo-cum - «семь [вы-сот-ных] раз-ли-чий зву-ков»; «Энеида», VI 646).

Стру-ны Лиры да-ли на-зва-ния сту-пе-ням греческого пол-но-го зву-ко-ря-да; по су-ти на-зва-ния струн обо-зна-ча-ют мо-даль-ные функ-ции ста-рин-но-го ла-да (смотри в стать-ях Со-вер-шен-ная сис-те-ма, Мо-даль-ность). Чис-ло струн Лиры мог-ло быть уве-ли-че-но до 18, но ча-ще все-го экс-пе-риментальные ин-ст-ру-мен-ты опи-сы-ва-ют-ся как 11-12-струн-ные. «Мно-го-стру-ние» (πολυχορδία) при-во-ди-ло к воз-му-щаю-ще-му ду-шу «мно-го-зву-чию» (πολυφωνία ; это сло-во не обо-зна-ча-ло мно-го-го-ло-сия) и по-то-му оце-ни-ва-лось как вред-ное из-ли-ше-ст-во (напр., в спар-тан-ском дек-ре-те V века до н. э., опуб-ли-ко-ван-ном в книге «Ос-но-вы му-зы-ки» Бо-эция). Хо-тя многие трак-та-ты опи-сы-ва-ют древнегреческий зву-ко-ряд как со-от-вет-ст-вую-щий стру-нам Лиры, точ-ных све-де-ний о её на-строй-ке нет. Обу-че-ние иг-ре на Лире в клас-сической Гре-ции бы-ло ба-зо-вой ча-стью об-ра-зо-ва-ния граж-да-ни-на. Со-глас-но ши-ро-ко рас-про-стра-нён-ным пред-став-ле-ни-ям древнегреческих фи-ло-со-фов (смотри, например, в «Го-су-дар-ст-ве» и «Про-та-го-ре» Пла-то-на), ки-фа-ра за-нима-ла выс-шее по-ло-же-ние в эти-че-ской ие-рар-хии музыкальных ин-ст-ру-мен-тов, ибо (в со-че-та-нии с ме-ли-че-ской по-эзи-ей, ла-дом и рит-мом) она вос-пи-ты-ва-ла в маль-чи-ках бла-го-род-ную сдер-жан-ность и рас-су-ди-тель-ность, де-ла-ла их ду-ши и мыс-ли гар-мо-нич-ны-ми. Ис-поль-зо-ва-лась Лира раз-но-об-раз-но: на свадь-бах и пи-рах (осо-бен-но на сим-по-си-ях), празд-ни-ках в честь во-енных по-бед, в це-ре-мо-ни-аль-ных (как пра-ви-ло, не свя-зан-ных с трау-ром) про-цес-си-ях, в те-ат-ре и бы-ту для со-про-во-ж-де-ния пе-ния и тан-ца. В клас-сическую эпо-ху вы-сту-п-ле-ния и кон-кур-сы ки-фа-ре-дов и ки-фа-ри-стов бы-ли обя-за-тель-ной ча-стью спор-тив-ных со-стя-за-ний и об-ще-гре-че-ских празд-неств (игр) в честь бо-гов. Лира - ат-ри-бут Апол-ло-на, с ней так-же ас-со-ции-ру-ют-ся Гер-мес, му-зы, Кас-тор и Пол-лукс, Па-рис, Эрос. В ис-то-рию во-шли зна-ме-ни-тые му-зы-кан-ты: Тер-пандр, Пин-дар, Ти-мо-фей Ми-лет-ский, Стра-то-ник Афин-ский и др.

Во II веке до н. э. Лира бы-ла за-ве-зе-на из Древ-ней Гре-ции в Древ-ний Рим. Из-вест-на в Древ-нем Ира-не [например, шах Вах-рам V Гур (V век н. э.) дер-жал при дво-ре ис-пол-ни-тель-ниц на греческой Лире, ко-то-рая об-оз-на-ча-лась тер-ми-ном «ка-нор», встре-чаю-щим-ся в па-мят-ни-ках т. н. пех-ле-вий-ской литературы], Древ-ней Ар-ме-нии, древ-них го-су-дар-ст-вах Средней Азии.

Лиры по-ны-не рас-про-стра-не-ны в ря-де стран Аф-ри-ки и Ма-лой Азии. Для профессиональной му-зы-ки на-ро-да ам-ха-ра в Су-да-не и Эфио-пии ха-рак-тер-ны Лиры с кор-пу-сом пря-мо-уголь-ным (8-9-струн-ная бе-гэн-на) и ок-руг-лым (6-струн-ный кы-рар, 5-струн-ная дита из пан-ци-ря че-ре-па-хи), 4-6-струн-ные Лиры ар-ха-ического ви-да встре-ча-ют-ся в Ке-нии, Уган-де, Ан-го-ле, Ма-ли и других стра-нах.

К ти-пу Лира при-над-ле-жит так-же груп-па щип-ко-вых и смыч-ко-вых ин-ст-ру-мен-тов Северной и Западной Ев-ро-пы: рот-та, кро-та, йоухик-ко (финская), хий-у-кан-нель (эстонская) и др. Са-мые ран-ние ар-хео-ло-гические на-ход-ки да-ти-ру-ют-ся V-VIII веками (Анг-лия); един-ст-вен-ный эк-зем-п-ляр по-доб-но-го ин-ст-ру-мен-та, от-но-ся-щий-ся к куль-ту-ре Древ-ней Ру-си, - т. н. гус-ли с иг-ро-вым ок-ном (из-вест-ны как «гус-ли Сло-ви-ша»; Ве-ли-кий Нов-город, XI век). В тра-диционной куль-ту-ре стран Скан-ди-на-вии и При-бал-ти-ки та-кие ин-ст-ру-мен-ты встре-ча-лись до начала XX века.

Сло-во «Лира» тра-ди-ци-он-но при-ме-ня-ет-ся и к ин-ст-ру-мен-там других ти-пов. В Ита-лии XV - начала XVII веков су-ще-ст-во-ва-ла ли-ра да брач-чо (пред-ше-ст-вен-ни-ца скрип-ки). В стра-нах Южной Ев-ро-пы по-ны-не бы-ту-ют фольк-лор-ные смыч-ко-вые лют-не-вид-ные ин-ст-ру-мен-ты: греческая ли-ра, сербская и хорватская ли-ри-ца. Под названием ко-лёс-ная ли-ра из-вес-тен струн-ный ме-ха-нический ин-ст-ру-мент.

Музыка прошлых веков не транслируется современными радиостанциями, но живет в древних книгах и музеях. На них больше не играют, но кое-кто все еще помнит позабытые цивилизацией музыкальные инструменты.

Все мы знаем, как выглядят и звучат пианино, рояль, труба, скрипка гитара и барабан. А как выглядели и звучали их «бабушки» и «дедушки»? Воспроизвести звуки древнего оркестра мы не сможем, зато расскажем о старинных музыкальных инструментах.

1. Лира

Еще в Древней Греции были созданы музыкальные инструменты, которые со временем приобрели классический облик и стали основой для создания новых современных видов. Лира – самый популярный музыкальный инструмент в эпоху развития Древнегреческого государства. Первые упоминания о лире датируются 1400г. до н. э. Этот инструмент всегда отождествляли с Аполлоном, так как первую лиру ему подарил Гермес. А звучала она, сопровождая красивые стихи. Сегодня на лире не играют, но термин «лирика» увековечил этот инструмент.

2. Кифара

По праву считается одним из первых струнных инструментов и является прямым потомком лиры. Музыкантов с кифарой в руках изображали на древних монетах, фресках, глиняных амфорах и картинах. Этот инструмент был очень популярным в Персии, Индии и в Риме. К сожалению, точно воспроизвести звучание кифары сегодня невозможно, но благодаря литературному описанию ее удалось реконструировать.

3. Цитра


Этот струнный щипковый музыкальный инструмент получил наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. В России он появился во второй половине XIX века. Похожие инструменты встречались у народов Китая и Ближнего Востока.

4. Клавесин


Щипковый клавишный музыкальный инструмент, который обрел огромную популярность в эпоху средневековья. Первые сведения о клавесине относятся к 1511 году. Уникальный инструмент итальянской работы 1521 года сохранился до наших дней. Внешне клавесины отделывались очень изящно. Их корпус украшали рисунками, инкрустациями и резьбой. Однако к концу XVIII века на смену клавесину пришло фортепиано, он был вытеснен и совершенно забыт в XIX веке.

5. Клавикорд


Один из старейших струнных ударно-зажимных музыкальных инструментов. Внешне был очень похож на клавесин, но обладал более мощным звучанием. Клавикорд, созданный в 1543 году, сегодня находится в музее музыкальных инструментов в городе Лейпциг в Германии. Величайшие композиторы Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен создали много произведений, специально написанных для клавикорда.

6. Фисгармония


Этот духовой язычковый клавишный музыкальный инструмент был очень популярным в конце XIX века. В быту его называли «органом». Создателем фисгармонии является француз по фамилии Дебен, который получил патент на изготовление инструмента в 1840 году. Сегодня фисгармонию можно увидеть только в музеях.

7. Било


Старинный славянский ударный инструмент. Его изготовляли из железа, по которому били колотушкой. Било также исполнял роль церковного колокола и сигнального инструмента у старообрядцев.

8. Гудок


Основной инструмент русских скоморохов раннего Средневековья. Внешне был очень похож на скрипку и считался ее славянским прототипом. Гудок – деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами.

9. Колесная лира


Этот клавишный музыкальный инструмент появился в Центральной Европе в X-XI веках. Изначально для игры на колесной лире требовалось два человека, поскольку клавиши находились сверху. Один крутил ручку, а второй играл мелодию. Позже клавиши расположили снизу. В России первая колесная лира появилась в XVII веке. Люди, играющие на этом инсттрументе, исполняли духовные стихи и библейские притчи.

10. Кобза


Украинский национальный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Считается, что кобза была привезена в Украину тюркскими племенами, но свой окончательный облик инструмент приобрел в этих землях. Образ кобзаря, который сопровождал свои песни-думы игрой на кобзе, увековечил в своем творчестве Т.Шевченко. Кобза была любимым инструментом украинских казаков и селян, однако после 1850 года была заменена бандурой.

11. Рейнстик


Флейта дождя – экзотический древний музыкальный инструмент, который использовали шаманы Южной и Северной Америки для управления дождевой стихией. Он прекрасно имитировал звук переливания воды или падающего дождя. Ранее служил культовым инструментом в древних обрядах местных аборигенов. Сегодня рейнстик выступает в качестве оберега жилья от зависти и злобы.

12. Калимба


Древнейший музыкальный инструмент Африканских племен. Сегодня в некоторых частях Центральной и Южно Африки его используют при проведении традиционных обрядов. Калимбу называют «африканским ручным фортепиано».


Этот инструмент был известен в XVI в. еще под одним названием – цинк, тот самый «прадедушка» духовых инструментов. Придумал его француз Эдм Гийом. Серпент – это изогнутая трубка, по виду очень напоминающая змею. Изготовляли инструмент из дерева или кости, покрывая основу выделанной кожей. Иногда наконечник серпента делали в виде головы рептилии.

В 1752 г. в Санкт-Петербурге изобрели инструмент, заменяющий целый оркестр, который состоял из 40-80 охотничьих рогов, каждый из которых тщательно обрабатывали и настраивали на свой уникальный звук. Понятно, что размеры тут имели значение: самый большой рог звучал низко, а самый маленький издавал верхние ноты.

15. Ионика


Еще совсем недавно этот музыкальный инструмент был неотъемлемой частью любого вокально-инструментального ансамбля. Ионика – товарный знак электромузыкальных инструментов, выпущенных в ГДР в 1959 году. В Советском Союзе термин «ионика» стал употребляться по отношению ко всем малогабаритным клавишным инструментам. Со временем его заменили транзисторными аппаратами, которые обладали большей надежностью.