Толстой после бала идея произведения. «После бала» анализ (идея, тема, жанр)

Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа "После бала", коротко рассмотрим историю его создания. В этой статье вы также найдете композиционные особенности произведения и его сюжет. Рассказ "После бала" был опубликован после смерти Льва Толстого в 1911 году, хотя написал он его в 1903. Такая тенденция возвращенной прозы была характерна для того литературного периода. Рассказ основан на реальных событиях. Живя с братьями в Казани, Толстой узнал от брата Сергея подробности его личной жизни. Брат влюбился в дочь военного начальника, но увидя жестокость ее отца, забыл о женитьбе и больше не появлялся в их доме. Эта история произвела огромное неизгладимое впечатление, и позже стала основой сюжета рассказа "После бала".

Толстой долго раздумывал о названии рассказа. Но назвал его именно так, и это немаловажно в анализе "После бала", потому что Толстому важно было показать, как поведет себя человек после определенных обстоятельств, как будет вести себя в новой окружающей среде.

Жанр рассказа и его тема

Произведение "После бала" Толстого - рассказ, потому что повествуется об одном событии и одном главном герое. Прослеживается одна сюжетная линия. Именно рассказы писал Толстой в расцвете своей литературной деятельности. Но в данном рассказе описаны две эпохи: эпоха прошлого, т.е. 40-е годы XIX века, и конец XIX века. Такой прием автор использовал для того чтобы показать, что ничего в общественном устое не поменялось.

Проводя анализ "После бала" Толстого, важно учесть тему произведения. Главная тема рассказа - нравственность. То, как один случай кардинально меняет мировоззрение человека. Подтемой является жизнь солдата. Описана служба длинною в двадцать пять лет, беспрекословность, тяжесть условий.

Другие детали анализа

Идея в рассказе раскрывается через систему образов. Это - Иван Васильевич и полковник. Они являются камнем преткновения. С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза. Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика. Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича.

Давайте посмотрим, кто является главными героями рассказа "После бала":

  • Иван Васильевич. Приятный молодой человек, влюбленный в Вареньку. Он сделал переоценку своей жизни и поступков, увидя зверскую жесткость. Он задумался над тем, что такое человечность и как нужно относиться к людям. После увиденного он решил, что никогда не сделает никому больно.
  • Петр Владиславович. Крепкий старик, который искреннее любит свою дочь. Мужчина обходительный и галантный на балу, добрый хозяин, но в сцене с расправой предстаёт перед читателями в совсем другом свете.

Сюжет и композиция

Некий краткий анализ рассказа "После бала" мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой. Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки. Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом. Время действия рассказа - одни сутки.

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
  4. Темы и проблемы

    Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

    В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

    Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

    Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

    Идея

    Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

    Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

    Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

    Мораль

    Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

    Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Нет смысла читать произведение, заранее зная, что оно «изобличает» или «бичует» пороки общества. Помните ли вы, за что наказывают солдата? Что общего между наказанным солдатом и Иваном Васильевичем?
Знакомьтесь с опытом внимательного прочтения рассказа Льва Толстого «После бала».

Важно понимать, что писатель не может написать что угодно. Он подчиняется своему таланту, а значит, в произведении обязательно будут какие-либо детали, которые писатель, может, и хотел бы упустить (деталь в художественном произведении - мельчайшая подробность, с помощью которой создается художественный образ), но не стал этого делать, например из-за своих гражданских убеждений, которые овладевали им в момент написания произведения.

Именно поэтому Гоголь сжигал часть своих «Мертвых душ», а Толстой впоследствии говорил, что никогда не написал бы такую дребедень, как «Война и мир»:

«Как я счастлив, что писать дребедени многословное вроде “Войны” я больше никогда не стану».

Из письма А. Фету

«Люди любят меня за те пустяки - “Война и мир” и т. п., которые им кажутся очень важными»

Летом 1909 г. один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: “Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку”».

То есть позиция Толстого со временем менялась, но на момент написания произведений он подчинялся определённому настроению, внутренней гармонии.

Для начала ознакомьтесь с цитатой Набокова (см. рис. 2) о читателях:

Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи. Начинать с готового обобщения - значит приступить к делу не с того конца, удалиться от книги, даже не начав ее понимать. Что может быть скучнее и несправедливее по отношению к автору, чем, скажем, браться за «Госпожу Бовари», наперед зная, что в этой книге обличается буржуазия.

В.В. Набоков. «Лекции по зарубежной литературе»

Если спроецировать эту мысль на рассказ «После бала», то можно выразиться так: «Что может быть скучнее и несправедливее, если заранее знать, что Толстой изобличает жестокость и несправедливость крепостного права и эту же жестокость, но уже в армии».

Главным местом в рассказе является наказание солдата, отношение к этому наказанию, то, как оно перевернуло жизнь Ивана Васильевича. Для начала нужно разобраться, за что его наказывают. Многие читают про наказание, забыв узнать, какое преступление он совершил. Тут стоить вспомнить, как менялись меры наказаний в разные эпохи и что телесные наказания были отменены только в конце XIX века. Читатель должен замечать такие подробности:

- Что они делают? - спросил я кузнеца, остановившегося рядом со мною.

- Татарина гоняют за побег, - сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Л.Н. Толстой. «После бала»

В этой цитате важным является слово «побег» , потому что именно за этот поступок наказывают солдата. В рассказе так спрятано само преступление, что все говорят лишь о наказании.

Побег из казармы в армии является очень серьезным преступлением, за него всегда наказывали строго. Потому что если человек убежал из казармы, то он может убежать и с поля боя. А побег может спровоцировать панику. Толстой, как артиллерист и военный, прошедший крымскую кампанию, наверняка понимал, что такое побег.

Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».

Л.Н. Толстой. «После бала»

Человек просит о помиловании, но он просит об этом тех, кого завтра, возможно, предал бы. Поэтому оценивать жестокость нужно в каких-то относительных мерках.

Описанные события происходили 170 лет назад, поэтому для современного человека дико об этом читать. Но если отсчитать от момента написания рассказа еще 170 лет, то выяснится, что тогда наказанием вообще было нанесение серьёзных увечий. Всё меняется, степень и мера наказаний с течением времени тоже меняются. Постепенно отменялись пытки, отменялось членовредительство, и вот пришли к тому, чтобы отменить наказание шпицрутеном (даже по названию понятно, что данный вид наказания изобрели не в России).

Наказание шпицрутеном пришло к нам из шведской армии в XVIII веке. Шпицрутен представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический шомпол. Способ наказания шпицрутенами шведы позаимствовали у англичан. В Британии был вид наказания gantler - когда человека проводили между двумя рядами солдат, которые били его палками (см. рис. 3).

За ошибки и нерадивость в учениях полагалось от 100 ударов шпицрутенами, за пьянство - 30-500 ударов, за воровство - 500 ударов, а за побег можно было получить 1000 и более.

Рис. 3. Т.Г. Шевченко. «Кара шпицрутенами», 1856 г. ()

Иван Васильевич рассказывает, что был влюблён в девушку:

«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

Л.Н. Толстой. «После бала»

Но двигаться дальше ему помешало то, что он идеалист. Иван Васильевич относится к категории людей, которые и жить-то не хотят, им дай только повод спрятаться от чего-либо. Он отказался идти на службу, он был влюблён, но отказался от каких-либо отношений:

«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

«- Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как часто бывало с ней, с улыбкой на лице задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет».

Л.Н. Толстой. «После бала»

Можно сказать, что это и не было любовью, он создал для себя некий образ, миф. Напоминает легенду о Пигмалионе - скульпторе в греческой мифологии, создавшем из слоновой кости прекрасную статую, девушку Галатею, и влюбившемся в своё творение (см. рис. 4). Он так влюбился, что Афродита сжалилась и оживила эту статую.

Рис. 4. Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890 г. ()

Герою рассказа повезло: у него случилась любовь. Но на любовь нужны душевные силы, а у Ивана Васильевича их нет. Всё, на что он способен, - немного повосторгаться возлюбленной и совершать романтические прогулки. А как только возник повод, он от всего отказывается. Можно сказать, что девушке повезло, ведь они могли пожениться. А за такого человека замуж выходить не стоит. Иван Васильевич не может отделить желаемое от должного, он инфантилен и слаб.

Рассмотрим сцену, где полковник зачем-то бьёт солдата, который мажет:

Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. - Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

Л.Н. Толстой. «После бала»

Тут важно понять, в чем смысл такой экзекуции. Когда наказывали человека, присутствовал весь полк, били абсолютно все. Было важно, чтобы каждый ударил сильно и тем самым отделил себя от этого человека, чтобы наказуемый стал чужим (см. рис. 5). Это сильный психологический момент, когда человек думает, что таким не будет. Механизм «свой - чужой» сидит в нас очень глубоко, ещё со времён первобытных людей. Все бьющие обозначают, что наказуемый человек для них чужой, а значит, они такими не будут. Естественно, каждый должен ударить сильно, полковник за этим следит. Но в обществе нарастали протесты против телесных наказаний, и Толстой отразил их в своём рассказе.

Рис. 5. И.И. Пчелко. «Сквозь строй» ()

Полковник делал в мирное время то, что делает офицер в бою. А в бою офицер может просто расстрелять бегущего.

Иван Васильевич рассматривает жизнь как идеальную конструкцию, он не знает, что государство - это механизм, а в механизме обязательно что-то (или кто-то) действует жёстко и чётко. И наказания - часть этой жёсткости. Они и сейчас есть, но другого вида.

В армии сегодняшняя слабость может обернуться завтрашней многочисленной потерей. Полковник - один из винтиков большого механизма под названием «государство».

Летом 1942 года был выпущен приказ № 227 под названием «Ни шагу назад» и были введены заградотряды. Представьте, что люди сидят в окопе и знают, что если они побегут от врага, то по ним будут стрелять свои (см. рис. 6). В окопе может сидеть и человек сильной воли, и колеблющийся. Заградотряд работает на обоих, потому что тот, кто имеет волю к сопротивлению и не собирается бежать, знает, что не сбежит и его сосед. Но и тому, кто подумывает сбежать, это полезно, ведь он не станет предателем и трусом (и, возможно, тем самым сохранит жизнь себе, своим родным и близким). Вот такие жёсткие, но действенные методы были в армии. Хотя с точки зрения мирного времени мысль о том, что можно стрелять по своим, ужасна.

Рис. 6. И.Е. Репин. «Дезертир», 1917 г. ()

Перед читателем на поверхности лежит сюжетная линия рассказа: татарин сбежал из казармы. Но и Иван Васильевич совершил побег. Он сбежал от жизни. Он говорит, что так нигде и не служил, так и не женился, был в каких-то советчиках, возможно, преподавателем. Вспомните, как он идеализирует всё, как он возмущается, когда кто-то намекнул, что танец - это когда люди касаются друг друга (см. рис. 7):

- И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела.

- Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали её за талию, не только своё, но и её тело, - сказал один из гостей.

Иван Васильевич вдруг покраснел и сердито закричал:

- Да, вот это вы, нынешняя молодёжь. Вы, кроме тела, ничего не видите. В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась она для меня. Вы теперь видите ноги, щиколотки и ещё что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил Alphonse Karr , хороший был писатель, на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя. Ну, да вы не поймёте…

Л.Н. Толстой. «После бала»

Рис. 7. М. Зичи. «Бал в концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Наср-эд-Дина в мае 1873 года» ()

Опойковые сапоги - сапоги, сделанные из кожи молодого телёнка.

Эта деталь находится в начале произведения. Встретив её, читатель понимает, что дальше будет что-то тяжёлое, непростое (ведь молодого телёнка убили, чтобы сделать сапоги, в которых теперь ходит полковник).

В рассказе больше десяти раз встречаются слова умиление, умилился . Такой излишней «сладостью» автор, видимо, хотел подчеркнуть, что Иван Васильевич витает в какой-то сладкой патоке, в своих мечтах.

Великие люди призывают читать много раз. Рассматривая картину, обращаешь внимание на сочетание цветов. Написать их разом невозможно, художник наносит их постепенно. Писатель делает это при помощи разных приёмов, в частности - деталей, которые нужны, чтобы подчеркнуть определённую мысль или идею автора. Но значение и форма детали может измениться со временем. И та деталь, которая не должна приковывать внимание, начнет выпирать из главного фона. Важно обращать внимание на детали, читая любого автора. Ведь именно они открывают полную картину того, что хотел передать автор.

Анализ рассказа
Льва Толстого «После бала» (8 класс)

Иллюстрация В. Кожевниковой

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» - это яркий протест против неестественности внутреннего мира человека, не разделяющего добро и зло. Это сожаление о невозможности обрести счастье в том мире, который эту неестественность порождает.

История создания

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так проч но жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.

Род, жанр, творческий метод

«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.

В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.

Тематика

Толстой раскрывает в рассказе одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Композиция рассказа

Композиционное разрешение направлено на возможность полного самораскрытия героя: произведение построено как рассказ в рассказе. В рамочном обрамлении повествование ведется от умудренного годами и жизненным опытом Ивана Васильевича. Это мудрый человек, в силу того, как сложилась его судьба, много передумавший о цели человеческого существования.

А в центральной части произведения вновь его голос, но пока еще молодого, богатого, жаждущего новых впечатлений, эмоций. Все его существо пронизано восторгом первого чувства, любви к Вареньке. Потому обычный губернский бал, с которого начинается повествование, видится герою как что-то прекрасное и удивительное: «Я был счастлив и блажен… Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

И насколько прекрасно кружащее, как хорошее шампанское, голову чувство, настолько и прелестна Варенька, грациозная и воздушная. Ее царственная стать обворожительно чудесна, а сопровождающие ее образ розовый и белый цвета создают ощущение полета.

Также обворожителен и отец Вареньки, «полковник с серебряными эполетами» . Они с дочерью очень похожи, и Толстой, намеренно используя одинаковые детали портрета, максимально сближает эти образы, делая их неразделимыми в глазах читателей.

Несмотря на внешнюю легкость событий, некоторые детали уже подготавливают читателя к тому, как будут развиваться дальнейшие события. Например, в полковнике подспудно раздражает рассказчика его желание походить на Николая Первого и натянутая на руку во время танца замшевая перчатка, потому что того требуют правила. Пылкий и восторженный влюбленный не отдает себе отчета в том, что есть раздражающие его вещи, но их четко понимает человек, много раз переосмысливший тот самый вечер.

Резкой антитезой звучит вторая часть рассказа Ивана Васильевича. Первое столкновение с реальной, неприукрашенной жизнью жестоко преподает урок юноше, мечтавшему о счастье. Кульминация рассказа - описание жестокой казни, этот момент становится переломным в судьбе героя. Среди черных мундиров ярко выделяется исполосованная спина наказываемого солдата, это зрелище показывает всю мерзость жизни, неостановимую и невозможную. Чувство горького стыда, испытанного за невольное соучастие в этой безумной жестокости Иваном Васильевичем, противопоставлено чувствам полковника, для которого эта казнь - дело вполне заурядное.

Страшное зрелище и понимание того, что гармония недостижима в том мире, где один человек по закону имеет право истязать другого, полностью меняют героя. Вся его жизнь - мучительный поиск смысла существования и горькое разочарование, потому как он не в силах ничего изменить.

Иван Васильевич выбирает путь непротивления насилию , его нравственный выбор заключается в оберегании своей души от зла.

Характер конфликта

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.

Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь, Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Идея

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.

В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

В рассказе Л.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.

По материалам сайта Goldlit

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.

Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» — «что неестественно», «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.

Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Тема: композиция в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

Другие сочинения по теме:

  1. Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно...
  2. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя...
  3. Цель: обогатить знания учащихся об антитезе; работа над языковым воплощением антитезы и сопоставлением материала произведения; совершенствовать навыки работы с текстом...
  4. Среди друзей зашел разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый...
  5. В образе Ивана Васильевича — героя рассказа «После бала» — Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента,...
  6. Цель урока Закрепить представления учащихся о юморе. Материал для чтения М. М. Зощенко «Пора вставать». Оборудование урока Таблица «Словарь характеристик»....
  7. Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна «Тапер». Рождественское чудо. Цели: 1. Образовательные:...
  8. В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу,...
  9. Цель: помочь ученикам постигнуть идейно-художественное содержание произведения, его композицию и систему образов; развивать навыки определения ключевых эпизодов, их комментирование, высказывание...
  10. Алексей Константинович Толстой получил хорошее домашнее воспитание. В 1834 году был зачислен «студентом» в московский архив министерства иностранных дел, где...
  11. Сочинение на тему войны в творчестве Толстого. Изображая военные события, Толстой не только войны дает широкие полотна, рисующие такие батальные...
  12. Произведение Е. Суворова «Уехала», написанное в 1986 году, появилось в третьем выпуске сборника «Иркутский рассказ» Восточно-Сибирского книжного издательства в 1991...
  13. В соответствии с этой установкой выбрано и название сборника. На первое место вынесено слово «Пересмешник», характеризующее автора не как моралиста,...
  14. В период после первой революции и до мировой войны в России было написано очень много прозы, авторы которой были более...
  15. Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник»,...
  16. Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том,...
  17. Тема рассказа — встреча двух бывших одноклассников, «двух приятелей: один толстый, другой тонкий». В экспозиции (первый абзац) автор предлагает читателю...