Теоретический анализ проблемы межличностных отношений. Проблема развития межличностных отношений

Межличностное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.: межличностные отношения – это внутренний, скрытый процесс отношений между людьми.

1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.
2. Бытовые отношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту; 3. Экономические отношения – реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя.

4. Правовые отношения – закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. Эти отношения, на основе законодательных правил несут в себе большую нравственную нагрузку.

5. Нравственные отношения – закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне 6. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которые складываются под влиянием той веры и религии, которая характерна для данного общества или социальной группы.
7. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей8. Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражении вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.
Социально-психологический климат группы это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в отношениях к общему делу.

Определение и структура общения

Современная психолого-педагогическая наука использует различные определения понятия «общение». Приведем лишь некоторые из них:

1. Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых новообразований партнера.

2. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей (предупреждение об опасности). Структура общения . три взаимосвязанных стороны общения – коммуникативная сторона общения (обмен информацией между субъектами), интерактивная сторона общения (оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседников в ходе общения, построение общей стратегии взаимодействия), перцептивная сторона общения (восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга) (Г. М. Андреева).

Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения: субъекты общения; средства общения; потребности, мотивация и цели общения; способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения; результаты общения.

Функции общения. Согласно представлениям Б. Ф. Ломова в общении выделяют следующие три функции: информационно-коммуникативная (охватывающая процессы приема – передачи информации), регуляционно-коммуникативная (связанная с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности), аффективно-коммуникативная (относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния).

Классификация видов общения.

Общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно следует говорить о существовании многих видов общения.

Так, Н. И. Шевандрин выделяет следующие формы и виды общения:

1. Непосредственное и опосредованное общение . осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голос. Опосредованное общение – общение при помощи письменных или технических устройств. 2. Межличностное и массовое общение . Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. 3.Межперсональное и ролевое общение . В первом случае участниками общения являются конкретные личности. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители ролей (учитель-ученик, начальник-подчиненный).

Психолог Л. Д. Столяренко выделяет виды общения по характеру протекания: *«контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия));

*примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект (если нужен – вступают в контакт, мешает – оттолкнут)); *формально-ролевое общение (когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);*деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план),*духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

*манипулятивное общение (общение, направленное на извлечение выгоды, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман));*светское общение

Среди видов общения можно выделить невербальное и вербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средств общение. Невербальное это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка Развитие вербального общения опирается на невербальные средства коммуникации.

Введение

В последние десятилетия во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц. Ранее неизвестными фактами обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Говоря о специфичности познания человека, необходимо также видеть, что это познание, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависит от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации, в свою очередь. Всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты.

Основная часть

Чувства и межличностные роли

Часто отмечалось, что литераторы дают более убедительное описание человеческой жизни, чем социальные психологи. Ученые нередко оказываются бессильны понять то, что делает людей человечными. Даже в самых лучших из их работ, кажется, чего-то не хватает, Писателей же интересует прежде всего любовь, дружба, страсть, героизм, ненависть, жажда отмщения, ревность и другие чувства. Литераторы сосредотачивают внимание на описание аффективных связей, устанавливающихся между характерами, их развития и трансформации, а также радостей, печали и острых конфликтов, которые возникают между людьми. Хотя эти явления, бесспорно, являются центральной частью жизненной драмы, до последнего времени социальные психологи уклонялись от их изучения.

Более 200 лет назад группа философов из Шотландии – среди них Адам Фергюсон, Давид Юм и Адам Смит – утверждала, что именно различные чувства, формирующиеся и воспитываемые в ассоциациях близких друг другу людей, отличают человека от других животных. Несмотря на большое влияние этих авторов на своих современников, а так же развитие их идей, романтиками. Следующее столетие, до совсем недавнего времени это утверждение игнорировалось социальными учеными. Редкие исключения, такие как Кули и Мак-Дауголл, напоминали глас вопиющего в пустыне. В течение нескольких последних десятилетий, однако, интересы сосредоточены на изучении тесных контактов между людьми. На психиатров, которых всегда интересовали человеческие взаимоотношения, оказал влияние Салливен, заявив, что развитие личности обусловлено сетями межличностных отношений. Морено первый попытался создать процедуры для описания и измерения этих сетей и вместе со своими коллегами разработал различные социометрические методы. Некоторые психологи, отмечая, что восприятие человеческих существ гораздо сложнее, чем восприятие неодушевленных объектов, стали рассматривать этот процесс как особую область изучения.

Развитие интереса к малым группам, также как и растущая популярность экзистенциализма, еще больше привлекли внимание к межличностным отношениям. Хотя уровень знаний в этой области еще недостаточен, предмет ее - один из наиболее важных.

Проблемы межличностных отношений

Фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли, и поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами. Однако, включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств, тех с кем им случиться вступить в контакт. Поэтому характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен. Начальные реакции могут различаться от любви с первого взгляда до внезапной ненависти к другому человеку. Производится своего рода оценка, ибо совершенно неправдоподобно, чтобы двое или более людей могли взаимодействовать, оставаясь безразличными друг к другу. Если контакт поддерживается, участники могут стать друзьями или соперниками, зависимыми или независимыми друг от друга, они могут любить, ненавидеть или обижаться один на другого. То как каждый человек реагирует на связанных с ним людей, образует вторую систему прав и обязанностей. Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях, по-видимому, имеют место своего рода межличностные реакции. Когда встречаются мужчина и женщина часто происходит взаимная оценка в эротических терминах. Однако воспитанные люди в таких случаях обычно не обнаруживают своих внутренних переживаний. Замечание относительно персоны противоположного пола чаще оставляет для одного из своих самых близких друзей. В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом возникают более устойчивые ориентации. Хотя выражение «межличностные отношения» по-разному употребляется в психиатрии и в социальной психологии, здесь оно будет использоваться для обозначения взаимных ориентаций, которые развиваются и кристализуются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений оказывается связана рядом особых прав и обязанностей. Каждый играет роль, но такие межличностные роли нельзя смешивать с конвенциальными ролями. Хотя оба типа ролей могут определяться на основе групповых экспектаций, между ними существуют важные различия. Конвенциальные роли стандартизованы и безличны; права и обязанности остаются теми же самыми независимо от того, кто эти роли исполняет. Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, какие предъявляют ему конкретные индивиды, с которыми он вступает в контакт.

Хотя нет двух совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и что могут быть названы и определены межличностные роли. Так, в ситуациях сотрудничества могут быть коллега, партнер, поставщик, клиент, поклонник, объект любви и т. д. Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник. Если человек пытается посредничать между теми, кто расходится во взглядах, он становится арбитром. Еще одна повторяющаяся ситуация может быть описана как власть одной стороны над другой. Если такая зависимость поддерживается путем соглашения, устанавливается законная власть, и те, кто занимает господствующее положение, принимает роль фигуры облеченной властью. Но действительная способность направлять поведение других не всегда в руках тех, чья конвенциальная роль наделена властью. Ребенок, например, который знает, как воспользоваться минутной вспышкой своих беспокойных родителей, может управлять их поведением. Среди межличностных ролей, возникающих при неравномерном распределении власти, есть лидер, герой, последователь, марионетка и покровитель. Хотя в каждой группе вырабатываются шаблоны исполнения этих ролей, последние аналитически отличаются от конвенциальных ролей потому, что в данном случае каждый человек принимает определенную роль благодаря своим личным качествам.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями. Однако внутри этих культурных рамок существует множество вариантов действительных взаимоотношений. Не являются необычными случаи, когда матери ненавидят своих детей или завидуют им открыто, не повинуются и постоянно противоречат. Три сына одной матери могут быть ориентированы по отношению к ней по-разному, и, несмотря на все усилия быть беспристрастной, она может обнаружит, что постоянно предпочитает одного всем другим. Те чувства, которые, как предполагается, должны возникнуть, часто действительно возникают, но во многих случаях, сколько бы не старались люди, они не могут чувствовать так, как требуется. Внешне они приспосабливаются к групповым нормам, но внутренне каждый знает, что поддерживаемая видимость является лишь фасадом.

Итак, участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля. В то же время, однако, особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, а также в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Если человек чувствует, что его партнеры вносят свой вклад как-то не вполне чистосердечно и искренне, он может обидеться, или разочароваться или даже начать презирать их – в зависимости от особенностей его характера.

Наши интересы концентрируются на более или менее длительных связях, которые устанавливаются между отдельными индивидами. Какая бы ни была ассоциация, люди вступают в высоко персонализированные взаимоотношения, которые налагают на них особые права и обязанности независимо от конвенциальных ролей. Когда человек любит кого-то он становится к любимому, смотрит сквозь пальцы на его недостатки и бросается на помощь, когда это необходимо. Но он не чувствует себя обязанным поступать также по отношению к тому, кого он не любит. Напротив, он будет чувствовать себя даже лучше, если свернет в сторону, чтобы доставить ему неприятность. В той степени, в которой установились такие тенденции, система межличностных отношений может рассматриваться как еще одно средство социального контроля. Задача, стоящая перед социальными психологами, заключается в том, чтобы построить адекватную концептуальную схему для изучения этих явлений.

Чувства как системы поведения

Основной аналитической единицей для изучения межличностных отношений является чувство. В повседневной жизни мы говорим о любви, ненависти, зависти, гордости или возмущении как о «чувствах», возникающих время от времени у кого-нибудь «в сердце».

Как уже давно отметил Адам Смит, чувства отличаются от других значений тем, что они основаны на эмпатии. Возникает сочувственная идентификация с другой персоной: она признается человеческим существом, созданием, способным делать выбор, испытывать страдание, наслаждаться радостью, иметь надежды и мечты, в общем, реагировать примерно так же, как и сам мог бы реагировать в сходных обстоятельствах. Как указал Бубер, признание другого человека как «Вы», а не как «Это» предполагает представление о нем как о существе, одаренном качествами, во многом подобными моим собственным. Итак, чувства основываются на приписывании свойств, которые человек находит в себе самом. Человек возмущается действиями вышестоящего. Если приписывает садистские склонности. Но он сочувствует подобным поступкам другого человека, если считает, что тот не мог поступить иначе. Следовательно, чувства основаны на способности принять роль определенного человека, идентифицировать себя с ним и определить ситуацию с его особой точки зрения. Поскольку люди значительно отличаются друг от друга по способности к эмпатии, существуют индивидуальные различия в способности испытывать чувства.

Когда эмпатия отсутствует, даже человеческие существа рассматриваются как физические объекты. Многие социальные контакты, которые имеют место в большом городе, лишены сантиментов. К шоферу автобуса, например, часто относятся так, словно это лишь придаток рулевого колеса. Даже в сексуальных отношениях – одной из наиболее личностных форм взаимодействия индивидов – возможно восприятие другого человека как «Вы», либо как «Это». Исследователи отмечают, что проститутки обычно воспринимают посетителей как неодушевленные объекты, лишь как источник средств к существованию. В противоположность таким отношениям многие из этих женщин имеют возлюбленных. Психологически тут совершенно разные типы взаимодействия, и только второй приносит удовлетворение. Здесь существенно, что на объект проецируются определенные качества, позволяющие установить какого-то рода сочувственную идентификацию. Отсюда следует, что некоторые конвенциальные роли – как, например, палач или солдат в бою – могут быть исполнены более эффективно, если чувства отсутствуют.

Чувства такие значительно различаются по интенсивности. Последнее зависит, по крайне мере частично, от того насколько противоречивы ориентации одного человека по отношению к другому. Например, влюбленность достигает наивысшей интенсивности в ситуациях, где существует конфликт между эротическими импульсами и необходимостью сдерживать себя из уважения к объекту любви. Вероятно, и ненависть достигает наибольшей интенсивности, когда существует некоторая амбиволентность. Это подтверждается тем, что человек значительно более мнителен по отношению к предателю, чем к врагу. Подобно другим значениям, чувства, раз они возникли, имеют тенденцию стабилизироваться. Устойчивость таких ориентаций обнаруживается особенно в случае смерти близкого существа. Разумом человек принимает факт этой смерти, но некоторое время он может заменять недостающее общение взаимодействием с персонификацией. Относительно устойчивые персонификации постоянно подкрепляются благодаря избирательности восприятия. Каждый человек охотно оправдывает тех, кого любит: заметив неблаговидный поступок приятеля, он заключает, что либо это ему показалось, либо на это имелись какие-то извиняющие обстоятельства. Но тот же самый человек вовсе не столь же великодушен к людям, которых не любит: к ним он подходит, приготовившись к худшему. Даже совершенно невинное замечание с их стороны может быть интерпретировано как враждебный выпад. Поэтому большинство людей ухитряется ту же самую оценку каждого из своих знакомых почти независимо от того, что те в действительности делают. Конечно, если человек постоянно поступает вопреки ожиданиям, люди рано или поздно пересматривают свои оценки. Но существуют значительные индивидуальные различия в способности изменять отношение к людям. Некоторые настолько негибки, что не способны замечать сигналы, решительно противоречащие их гипотезам. Несмотря на повторные неудачи, они продолжают поступать так, как прежде, - до тех пор, пока катастрофа не заставит их осуществить «мучительную переоценку» взаимоотношений.

Поскольку изучение чувств только сейчас выходит на широкую дорогу, не приходится удивляться, что для наблюдения за ними выработаны лишь немногие методики. Материалы о том, как люди относятся друг к другу, собираются путем интенсивных интервью, путем наблюдения в заранее подготовленной ситуации и путем разнообразных тестов.

Структура типических чувств

Каждое чувство – это значение, которое развивается в последовательном ряде приспособлений к требованиям жизни с определенным индивидом. Поскольку как субъект, так и объект неповторимы, не может быть двух чувств совершенно тождественных; и все же мы без труда распознаем типические чувства. Типические чувства являются составной частью повторяющихся межличностных отношений, и они могут рассматриваться как способы играния общих межличностных ролей. В какое-то время каждый человек оказывается во власти другого или, наоборот, имеет другого в своей власти. Часто он обнаруживает, что вынужден с кем-то конкурировать. В таких ситуациях складываются типические интересы, конструируются типические переонификации и возникают типические оценки других людей. Это значит, что многие чувства достаточно сходны, чтобы можно было сформулировать какие-то обобщения.

Систематическое изучение чувств затрудняют оценочные суждения. В Соединенных Штатах, где романтическое влечение рассматривается как необходимая основа для брака, широко распространено представление, что в жизни любого индивида может быть только одна истинная любовь. Когда при встрече с привлекательной особой противоположного пола наступают различные метаболические трансформации, многие молодые люди проводят мучительные часы, желая узнать, действительно ли пришло это мистическое переживание. Любви придается очень высокая ценность: существует тенденция ассоциировать ее с богом, отечеством или какими-либо благородными идеалами. Точно также почти универсально осуждается ненависть и насилие. Все это затрудняет беспристрастное изучение различных чувств. Нередко фактическое положение смешивается с конвенциальными нормами. Люди склонны не замечать или отрицать склонности, которых они не одобряют.

Приступая к более объективному исследованию, следует начать с рассмотрения того, как люди оценивают друг друга, и отказаться оценивать чувства, как таковые. Чтобы описать несколько чувств, которые рельефно выступают в распространенные психиатрических теориях, лучше всего, по-видимому, начать с ограниченного числа наиболее очевидных типов ориентации.

Всякого рода объединяющие, конъюнктивные, чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие интересы, и достижение коллективных целей приносит каждому какое-то удовлетворение. Участники в таких ситуациях взаимно зависимы, ибо консуммация импульсов одного зависит от вкладов, внесенных другими.

В таких обстоятельствах другая сторона рассматривается как желаемый объект. Каждый постоянный источник удовлетворения приобретает высокую ценность. Возлюбленным и товарищам дорожат, о таком человеке заботятся, его вознаграждают, защищают и в некоторых случаях даже способствуют максимальному развитию его способностей. Такие чувства варьируют по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности – как у влюбленного, всецело поглощенного другим человеком, у матери, отдающей жизнь своему единственному ребенку или у верующего, забывающего себя ради благочестивой любви к богу.

В западной интеллектуальной традиции издавна производится различие между двумя типами любви. Любовь к другому из-за его полезности греки называли Eros, а любовь ради самого человека – Aqape. Основываясь на этом различии, в средние века теологи противопоставляли человеческой любви – которая обычно рассматривалась как имеющая эротическую основу – божественную любовь. Ударение делалось на различие между ориентацией, при которой объект любви является инструментом, и ориентацией, когда он сам по себе цель. Любящий может быть заинтересован преимущественно в своем собственном удовлетворении или в удовлетворении объекта. Это различие недавно возрождено психиатрией, чтобы не называть два различных чувства одним и тем же словом.

Собственническая любовь основывается на интуитивном или осознанном понимании того факта, что собственное удовлетворение зависит от кооперации с другим человеком. Этот другой персонифицируется как объект, ценный в силу его полезности. С ним нянчатся, ибо в собственных интересах заботиться о его благополучии. Этот тип чувства характеризуется специфическим шаблоном поведения. Человек обычно радуется, если находится с объектом любви, и грустит, когда тот отсутствует. Если объект подвергается каким-нибудь нападкам, человек проявляет ярость по отношению к нападающему; он защищает объект от опасности, хотя степень, до которой он будет рисковать собой, не беспредельна. Если объект привлекает других, человек испытывает ревность. Однако, поскольку интерес концентрируется на своем собственном удовлетворении, он может даже не замечать разочарования и боли у объекта.

Бескорыстная любовь, напротив, предполагает, что персонификация приобретает высшую ценность без относительно к любящему, как в случае, который обычно называют материнской любовью. Главный интерес сосредоточен здесь на благополучии объекта любви. Соответственно отличается шаблон поведения: радость при виде какого-то удовлетворения со стороны объекта любви и огорчения, когда он обижен или болен. И если кто-либо причиняет вред объекту любви или унижает его, возникает ярость против агрессора. При виде опасности человек испытывает страх и может принять удар на себя. Спасая его, он может даже пожертвовать самим собой. Следовательно, как отличает Шанд, различия между собственнической и бескорыстной любовью заключается в том, что последняя эгоцентрична; радость, горе, страх или гнев возникают в зависимости от того, в каких обстоятельствах оказывается не столько сам любящий, сколько объект «любви». Оба типа чувств называются «любовью», ибо объекту предписывается высокая ценность, но во втором случае любящий более заинтересован в объекте, чем в самом себе. Общая тенденция проявляется в стремлении идентификации с объектом, и некоторые психиатры полагают, что цель в этом типе взаимоотношений заключается в полном слиянии с объектом.

Ненависть – это чувство, известно, видимо, всем. Человек огорчается, если объект ненависти здоров и процветает, он испытывает ярость и отвращение в его присутствии, он ликует, когда того постигают неудачи, и испытывает беспокойство, когда тот преуспевает. Поскольку эти импульсы обычно осуждаются, они часто сдерживаются. Но они обнаруживаются в экспрессивных движениях – в быстро мелькнувшей улыбке, когда ненавистный человек споткнется, гримасе отвращения, когда он добьется успеха, или индифферентном пожимании плечами, когда он окажется в опасности. Иногда говорят, будто человек не может ненавидеть тех, кого он близко знает. В действительности это не так. Если социальная дистанция сокращается, для развития ненависти возникает значительно больше возможностей. В самом деле, видимо, самая интенсивная форма ненависти – мстительность, которая развивается, когда человек обращает свой гнев против того, кого прежде любил и кому доверял.

Не все люди, которые подчиняются господству, верят, что данное устройство справедливо. Некоторые подчиняются только потому, что не имеют другого выхода. Для таких людей доминирующая сторона становится фрустрирующим объектом и вызывает такие чувства, как обида или возмущение. Шаблон возмущения редко выражается открыто, но обиженный персонифицирует другого как человека, реально не заслуживающего уважения. Он охотно отмечает все его промахи и ошибки, а если чувствует, что может выйти сухим из воды, переходит к открытому неповиновению. Однажды сформировавшись, такие чувства могут сохраняться даже после того, как неприятным взаимоотношениям придет конец. Став взрослым, дети, которые возмущались родительской властью, иногда неприязненно относятся к авторитетам любого рода.

Отношение к различным чувства, установившиеся в повседневной жизни, можно легко понять. Конъюнктивные чувства благоприятны для оптимального развития участников и облегчают исполнение различных совместных начинаний. Общее одобрение этих чувств не является неожиданным. Напротив, развитие дизъюктивных чувств почти всегда оказывается помехой в жизни группы, и их общепринятое осуждение столь же понятное.

Личностные различия в чувствах

Индивиды значительно различаются потому, насколько они способны исполнять межличностные роли, и у каждого выработан свой характерный способ включаться в сеть межличностных отношений. Одни любят людей, находят удовольствие в общении с ними и вполне искренне вступают в совместное предприятие. Другие вносят свою долю с оглядкой: они прилагают усилия лишь тогда, когда и партнеры выполняют свои обязанности. Третьи исполняют свой долг только в том случае, если кто-нибудь наблюдает за ними или когда ясно, что это способствует их прямой выгоде. Они считают, что только тупые и глупые люди могут с энтузиазмом работать ради кого-то другого. Наконец, есть и такие, кто вообще не способен справляться ни с какими обязанностями.

Конфликты того или иного рода неизбежны в жизни любого человека, и каждый вырабатывает характерный способ обращения с противником. Одни откровенны; они прямо заявляют о своих требованиях и, если необходимо, вступают в физическую борьбу. Другие любой ценой избегают разрыва, сосредотачиваясь на закулисном маневрировании.

Поскольку чувства - это то, что значит один индивид для другого, каждое из них по определению индивидуально. Но чувства данного человека к нескольким различным лицам могут иметь много общего, придавая его отношению к людям в целом определенный стиль. В самом деле, некоторые, по-видимому, не способны испытывать определенных чувств. Например, поскольку дружба требует довериться без всяких гарантий и человек остается открытым для возможной эксплуатации, некоторые предпочитают совсем не вступать в такие взаимоотношения. Иные не способны участвовать в дизъюнктивных взаимоотношениях. Если на них нападают, они «подставляют другую щеку» и терпеливо ожидают, пока их мучители не придут в чувства.

Сверх того, есть люди, которые не способны понять определенных чувств со стороны других. Даже когда они наблюдают соответствующие поступки, они не могут поверить, что другие действительно так ориентированы.

Чувства – это ориентации, основанные на персонификациях, которые конструируются главным образом путем приписывания мотивов. Приписать мотив – это значит сделать заключение о внутренних переживаниях другого человека. Мы можем только предполагать, что другие достаточно похожи на нас самих, и попытаться понять их поведение, проецируя на них собственные переживания. Но человек не может проецировать переживания, которых он никогда не испытывал. Если он никогда не испытывал чувства личной безопасности, может ли он реально понять доверчивые поступки другого? Скорее он будет выискивать какие-то скрытые мотивы. И напротив, тем, кто уверен, что все люди в основном «хорошие», очень трудно понять поступки человека, который в войне со всем миром. Это показывает, что тип межличностных отношений, в которые может быть вовлечен данный индивид, определяется его личностью.

Индивидуальные особенности в способности исполнять межличностные роли основывается также на различиях в эмпатии – способности сочувственно идентифицировать себя с другими людьми. Для некоторых людей характерно сохранять социальную дистанцию; они всегда кажутся холодными и рациональными. Другие очень непосредственно воспринимают окружающих, спонтанно реагируя на их затруднения и радости. Попытка построить шкалу для измерения эмпатии была предпринята Даймонд.

Существует немало спекуляций относительно основ дружбы; были проведены некоторые исследования о формировании клик, но полученные до сих пор данные не убедительны. Было показано, например, что развитие общих интересов, особенно выходящих за пределы необходимого взаимодействия облегчает установление дружественных связей. Но может быть предложена другая иная гипотеза: формирование любой частной сети межличностных взаимоотношений, а также ее устойчивость зависят от того, насколько включенные в нее личности в каком-то отношении взаимно дополняют друг друга. Два агрессивных и властолюбивых человека вряд ли будут испытывать взаимную привязанность: каждый нуждается в своей собственной группе зависимых последователей. Иногда такие люди оказываются связанными конвенциальными нормами – когда они устанавливают modus vivendi, но продолжают конкурировать друг с другом. Взаимоотношения дизъюнктивны, и это с самого начала ограничивает благоприятные возможности. Когда же снисходительная персона становиться объектом героепочитания со стороны тех, кто послушен и зависим, устанавливаются весьма удовлетворительные отношения. Иногда люди составляют самые невероятные комбинации и отчаянно цепляются один за другого. Чувствительный, но не очень проницательный человек может посвятить всего себя объекту любви, который не очень то респонсивен – как в случае привязанности родителей к ребенку, хозяина к собаке или служащего психиатрической больницы к пациенту – кататонику.

Некоторые чувства, подобные воображаемой рыцарской любви к кинозвездам, односторонне. Их структура развивается в организации, где мечтатель может контролировать все условия действия. Человек создает такие объекты любви, соединял воедино все желаемые качества, в том числе и взаимность. Эти идеализированные персонификации иногда становятся объектом самой сильной неэгоистической привязанности. Организованные таким образом чувства могут быть впоследствии перенесены на реальные человеческие существа – часто к их ужасу, ибо реальные люди не могут жить в соответствии с экспектациями, вызванными расстроенным воображением. Это неизбежно приводит к разочарованию. Некоторые люди, по-видимому, всю жизнь ищут идеального партнера для брака, соответствующего созданным в мечтах персонификациям.

Наблюдения этого рода привели Винча к созданию теории выбора супругов с точки зрения «дополняющих потребности» («complementary needs»). Он полагал, что хотя область выбора партнера для брака ограничена конвенциальными барьерами и обычно партнеры принадлежат к одной и той же культуре, но внутри этой области каждый человек стремится к тем, чьи личностные черты облегчают консуммацию импульсов, присущих ему как уникальной личности. Винч интересовался, конечно, только обществами, в которых молодые люди сами себе избирают супругов. В предварительном исследовании 25 супружеских пар он обнаружил значительное подтверждение своей теории. Действительно, ему удалось выделить четыре часто повторяющиеся комбинации:

А) семьи, имеющие сходство с конвенциальными взаимоотношениями матери и сына, где сильная и способная женщина заботиться о муже, который нуждается в ком-то, на кого можно опереться;

Б) семьи, где сильный, способный муж опекает пассивную и уступчивую жену, во многом похожую на маленькую куклу, которая нуждается в том, чтобы ее нянчили;

В) семьи, имеющие сходство с конвенциальными взаимоотношениями хозяина и служанки, в которых снисходительный муж обслуживается способной женой;

Г) семьи, в которых деятельная женщина господствует над запуганным и разочарованным мужем.

Степень корреляции, обнаруженная статистическим анализом, достаточна, хотя и не высока; в этом нет ничего удивительного, поскольку при выборе супруга принимаются в расчет многие другие соображения. Возможно, что результаты были бы более удовлетворительными, если бы Винч сосредоточил внимание на браках, которые сохраняются, в отличие от тех, которые распадались.

Итак, чувства создающие какие-то частные сети межличностных отношений, могут быть односторонними, двухсторонними или взаимными. В большинстве случаев чувства двухсторонни; каждая сторона подходит к другой несколько по иному. Например, в какой-нибудь семье мать может быть альтруистически ориентирована по отношению к своему мужу и детям; напротив ее муж испытывает собственнические чувства по отношению к дочерям и не любит своего сына, относясь к нему как к сопернику, конкурирующему с ним за внимание жены. Одна из их дочерей может любить свою сестру, которая, однако, будет относиться к ней с презрением. Мальчик может подходить к сестрам как к полезным орудиям для достижения его целей, относиться к матери с глубоким чувством и смотреть на отца как на героя, который время от времени бывает суровым и неприятным. Это не такая уже и необычная картина. Продолжительность таких связей зависит, по-видимому, от механизмов, обеспечивающих какого-то рода взаимное удовлетворение для тех, кто вовлечен в данную сеть отношений.

Заключение

По существу, все распространенные подходы к социальной психологии объясняют человеческое поведение почти исключительно с точки зрения биологических свойств людей, какими они отлились в культурной матрице. Ребенок появляется на свет в организованном обществе и, взаимодействуя с другими, усваивает различные модели подобающего поведения. То, что человек делает, часто рассматривается как реакция на потребности, одни из которых унаследованы органически, а другие приобретены в процессе участия к какой-то группе. Но может возникнуть серьезный вопрос о том, адекватны ли такие концептуальные схемы. Вступая в устойчивые ассоциации, люди часто оказываются вовлеченными в сети межличностных отношений, которые налагают на них особые обязанности по отношению друг к другу. Чувства – это системы поведения, которые не наследуются биологически и которым не научаются. Они принимают форму и кристаллизируются входе приспособлений друг к другу, осуществляемых индивидуальными человеческими существами.

Каждое чувство неповторимо, ибо это своеобразное отношение одного человеческого индивида к другому. Но среди людей, находящихся в устойчивой ассоциации, неизбежно возникают одни и те же проблемы. По мере того как человек научается взаимодействовать с окружающими, развиваются типические персонификации, и специфические значения – любовь, ненависть, героепочитание, ревность – оказывается достаточно определенными, чтобы сделать возможным рассмотрение типичных чувств. Каждый участник совместного действия симпатичен некоторым из окружающих и вызывает неприязнь у других. Была предпринята попытка описать некоторые конъюнктивные и дизъюнктивные чувства. Этот шаблон влечений и отвержений образует сеть личностных обязанностей, которая в значительной мере определяет поведение вовлеченных в нее лиц. Устойчивость любой такой сети межличностных взаимоотношений зависит от непрерывного потока удовлетворения для большинства участников.

Поскольку люди, занимающиеся изучением интимных контактов, обладают различной интеллектуальной подготовкой, не приходиться удивляться что в этой области царит большая путаница. Быстро накапливается обширная литература, но не существует согласия не в чем, кроме того, что предмет, о котором идет речь, заслуживает серьезного исследования. Одно из главных препятствий для систематического изучения чувств – отсутствие адекватной системы категории. Кроме того, терминология здравого смысла с его не относящимися к делу и вносящими путаницу ассоциациями и оценочными суждениями делает это изучение еще более затруднительным. Описывая межличностные отношения в таких терминах, как «Любовь», «Ненависть» и «Ревность», во многом подобна тому, как если бы химик стал говорить «вода», «огонь» и «воздух» вместо «кислород», «водород» и тому подобное. Однако область эта настолько важна для понимания человеческого поведения, что, несмотря на все трудности, следует приложить все усилия для ее изучения. Нет недостатка ни в наблюдениях, ни в теориях. Однако, чтобы попытка не оказалась преждевременной, нужно постараться организовать материал, полученный из разных источников, в достаточно связную схему. Быть может, в течение некоторого времени изучение чувств останется непрофессиональным и спекулятивным, но даже робкое начало может пролить некоторый свет на сложные проблемы, которые представляют собой столь серьезные трудности даже для построения гипотез.

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

Библиографический список

1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

2. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - С. 273-279.

3. Jerome S. Bruner and Renato Taqiuri, The Perception of People, b Lindzey, op. cit., Vol. II.

5. C.H. Rolph, ed., Women of the Streets, London, 1955.

6. French, op cit.; Leary, op. cit; Osqood et al., op cit.

7. Huqo G. Beiqel, Romantie Love, «American Socioqical Review», XVI (1958).

8. Karen Horney, On Feelind Abused, «American Journal of Psychoanalysis» XI (1951).

9. Henry H. Brewster, Grief: A. Disrupted Human Relationship, «Human Orqanization», IX (1950).

10. Nelson Foote, Love, «Psyehiatry», XIV (1953).

12. Henry V. Dicks, Clinical Studies in Marriaqe and the Familu, «British Journal of Medical Psycholoqy», XXVI (1953).

13. Rosalind F. Dymand, A. Scale for the Measurement of Empathic Abilfty, «Joumalof Consultinq Psycholoqy», XIII (1949).

14. Howard Rowland, Friendship Patterns in the State Mental Hospital, «Psychiatry», II (1939).

15. Robert F. Winch, Mate-Selection: A Study of Complementary Needs, New York, 1958.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе. Психологические особенности детей старшего подросткового возраста. Организация и результаты психологического исследования межличностных отношений старших подростков.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных. Содержательная характеристика межличностных отношений. Определение уровня развития и функционирования межличностных отношений среди персонала. Результаты и их обсуждение.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2010

    Принципы и методы диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема мотивации и классификации межличностных отношений в психологии. Практическое исследование мотивации межличностных отношений в группе, анализ его результатов.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Понятие межличностных отношений. Особенности формирования академической успеваемости и развития межличностных отношений и детей младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Проблема изучения межличностных отношений в коллективе. Методика диагностики межличностных отношений по Тимоти Лири. Умеренный тип выраженности отношений (адаптивное поведение) в межличностных отношениях в коллективе. Типы отношения к окружающим.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Понимание межличностных отношений в психологии, их основные виды и формы. Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте. Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2011

    Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака. Методики диагностики межличностных супружеских отношений.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2007

Проблема межличностных отношений исследуется в социальной психологии относительно недавно (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.А. Крылов, А.В. Петровский и др.), по крайней мере, по сравнению с изучением проблем внутригрупповых отношений, которые широко изучались в трудах Н.С. Пряжникова, А.В. Карпова, Н.И. Шевандрина. Она тесно связана с чисто психологическими и социологическими исследованиями.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе .

В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..."

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает следующую классификацию межличностных взаимоотношений : отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.

Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: "...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...". Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.

Особый интерес представляет прогностическая модель совместимости американских психологов Р.Акоффа и Ф.Эмери, приведенную С.В.Ковалевым , выделяющих 4 основных типа людей в зависимости от их характера. В этом случае межличностные отношения (10 разновидностей) рассматриваются в зависимости от принадлежности "субъектов" к определенному типу.

В отечественной социальной психологии содержание термина "общение" принято рассматривать в понятийном словаре теории деятельности. При этом, в общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. Кроме того, традиционно принято "...характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниям, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания...".

В соционике, рассматривающей человека как психоинформационную систему , межличностные отношения рассматриваются в контексте общения как информационного взаимодействия, включающего все три вышеперечисленных компонента.

Межличностные отношения, по А.В. Петровскому, - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере, способах межличностного взаимодействия, то есть взаимных влияний, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Сущность межличностных отношений может пониматься по-иному. Согласно концепции А.В. Петровского межличностные отношения в малой группе имеют двойственную природу. Поверхностный слой межличностных отношений, присущий всякой малой группе, представляет собой систему эмоциональных притяжений и отталкиваний, однако в группе-коллективе возникает еще один слой межличностных отношений, опосредствованный целями и мотивами совместной лично значимой и общественно ценной совместной деятельности. Если поверхностный слой межличностных отношений изучается социометрией, то второй глубинный слой межличностных отношений требует иной диагностической процедуры, названной А.В. Петровским референтометрией.

Выделяют четыре основных направления в изучении межличностных отношений в социальной психологии и смежных с ней дисциплин .

Первое направление связано с изучением отношений между большими социальными группами в рамках всего общества на уровне социальной стратификации (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, Ц.П. Короленко и др.).

Второе - определяется изучением межгрупповых отношений в условиях, когда одна группа выступает в качестве лидера, а другая (или другие) следуют за ней (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, К. Левин).

Третье направление связано с исследованием отношений между малыми группами (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Д. Майерс, А. Маслоу).

Четвертое - изучает влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы (Э. Бернс, Т. Шибутани, Мак-Дугал, Д. Шульц и др.).

Разделить эти направления сложно, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены .

Большинство современных исследователей (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский и др.) выделяют следующие межличностные отношения: кооперация, конкуренция (соревнование, соперничество), межгрупповой конфликт и отношения независимости. Конкуренция и конфликт связаны с тенденцией дифференциации, а кооперация (сотрудничество, компромисс) - с тенденцией интеграции. Собственно конкуренция и конфликт являются здесь очень близкими стратегиями взаимодействия, точно так же, как сотрудничество и компромисс. Что касается отношений независимости, то они часто вообще не рассматриваются как тип отношений. Однако независимые отношения - это тоже отношения, которые вполне могут характеризовать позицию группы. В отношениях независимости находятся группы, не имеющие социальных связей между собой, в то время как наличие таковых делает группы взаимозависимыми в том или ином аспекте деятельности и отношений .

Любая группа делится обычно на микрогруппы, отношения между которыми не являются стабильными. Одним из важнейших факторов влияния на межгрупповые отношения, по мнению Б.Ф. Ломова, выступает характер совместной деятельности. Если такая деятельность носит экстремальный характер и осуществляется в стрессовых условиях, то может быть динамика межгрупповых отношений, описанная в работах В. Хановеса, участника знаменитой международной экспедиции под руководством Т. Хейердала.

Философско-методологическое обоснование психологического анализа межличностных отношений было дано С.Л. Рубинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория -- это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т.е. совместная деятельность, обуславливающая межличностные отношения.

Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, отличает наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних способны повлиять на действия первых и т. д.

В психологии такую группу определяют как коллективный субъект деятельности . В зарубежной теории социальной психологии (Мак-Дугал, К. Леви) трудовые коллективы, их части, подразделения носят название групп. Любое предприятие, организация состоит из нескольких групп. Группа - это два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Группы бывают двух видов - формальные и неформальные. Формальные группы или организации (коллективы) создает руководство, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления), для организации производственного или торгового процесса. Их первейшей функцией является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

Эффективность деятельности формальных групп, по Г.М. Андреевой, зависит от размера и состава формальных групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп .

Проблема межличностных отношений широко изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. Большинство современных исследователей (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский и др.) выделяют следующие межличностные отношения: кооперация, конкуренция (соревнование, соперничество), межгрупповой конфликт и отношения независимости. Структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Таким образом, межличностные отношения - это коммуникативное, интерактивное и перцептивное взаимодействие членов коллектива. Коллектив (трудовой) - это малая (1-2 человека) или большая группа людей, объединённая совместной деятельностью и направленная на общий результат.

Тема 3. Проблема общения и межличностных
отношений в социальной психологии

(в психологии) - фиксированное по какому-либо признаку
взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств.
В русском научно-психологическом языке этот термин
появился после работ
, который,
вычленив в человеке эндопсихику как внутреннюю
сторону психического и экзопсихику как его внешнюю
сторону, представил последнюю в виде системы
отношений субъекта к действительности
Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии,
указывал на то, что психологический
смысл отношения состоит в том, что оно
2
. Формирование отношений в
структуре личности человека происходит в результате
отражения им на сознательном уровне сущности тех
социальных объективно существующих отношений
общества в условиях его макро- и микробытия, в котором
он живет.

3
явлениями и
свойствами
в его отношение к
другим объектам,
явлениям, свойствам
(например, любой закон
как сущностное
отношение между
явлениями)
(например, отношение
субъекта к политической
системе)

«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ»
как вся совокупность реальных отношений
личности с внешним миром включает в себя:
В. Н. Мясищев
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
4
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)
ОТНОШЕНИЯ

многообразные связи,
возникающие
а также
,
них
СОЦИАЛЬНЫЕ
5
,
,
оказываемых людьми друг на
друга в процессе совместной
деятельности и общения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Общественные и межличностные отношения

характеризуют
же
отношения
или отношения, складывающиеся
между
различными
(индивидами,
личностями)
составляющими данное общество
(общественные отношения мало связаны с
эмоциями отдельных людей и существуют как бы относительно независимо
от них)
(всегда
связаны с эмоциями, переживаемыми
конкретными людьми)
(люди «включаются» в
эти отношения, существующие вне их)
(они выражают внутренний мир человека, и их источник находится в самом человеке)
общественные отношения описываются
через понятия
6
межличностные отношения характеризуются с помощью терминов

Общественные и межличностные отношения

Впервые поставила и решила в социальной психологии
вопрос о соотношении общественных (социальных) и
психологических (межличностных) отношений, выделив
следующие
:
Галина Михайловна
Андреева
содержание раскрывается и обсуждается
в социальных науках, в том числе в
социологии
7
выступают в качестве предмета
исследования именно в социальной
психологии






Андреева
Галина
Михайловна
8
Межличностные отношения возникают
внутри каждого вида общественных
отношений. Они представляют единое
целое, Не существует чистых общественных отношений, они преломляются
через межличностные, поэтому человек
одновременно
выступает
и
как
исполнитель безличной социальной
роли, и как неповторимая человеческая
личность,
что
реализуется
через

Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений

Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое.
Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение
9

Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений


(идеологические, политические,
социальные, экономические и др.
– общественно необходимый вид
социальной деятельности и способ поведения
– положение человека в
системе групповых связей, которое определяется
индивидуальными психологическими
особенностями личности.
Выполнение определенной межгрупповой роли
определяет статус человека в группе
10

Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений


(идеологические, политические,
социальные, экономические и др.
,
т. е. в процессе непосредственного
общения возникают определенные
эмоциональные проявления
различной интенсивности
11

Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений


(идеологические, политические,
социальные, экономические и др.
Отношения между малыми группами могут
строиться как
Различают три уровня эмоционального
проявления:
Внутригрупповой
фаворитизм

своя
группа
оценивается ее членами как более привлекательная
(лучшая), чем другие группы
аффекты
Межгрупповая
дискриминация
отношение к чужой группе.
межгрупповое сотрудничество
12

враждебное
эмоции
чувства

чувства

КОНЪЮНКТИВНЫЕ
ЧУВСТВА
ДИЗЪКОНЪЮНКТИВНЫЕ
ЧУВСТВА

относятся разного рода чувства
В каждом случае такого отношения
другая сторона выступает
,
по отношению к которому демонстрируется
готовность к сотрудничеству,
к совместным действиям и т.д.
другая сторона выступает
,
может быть даже как фрустрирующий объект,
по отношению к которому не возникает
желания к сотрудничеству и т.д.
МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ
позиция каждого члена группы в системе
ее межличностных отношений
13
Дж. Морено

официальные
неофициальные
14
первичные
деловые
вторичные
личные
руководства
рациональные
подчинения
эмоциональные

Классификация межличностных взаимоотношений

взаимоотношения между людьми,
которые установлены и
поддерживаются официально,
15

которые не носят официального
характера (не регулируются
никакими правовыми актами)

Классификация межличностных взаимоотношений

официальные
неофициальные
16
первичные
деловые
вторичные
личные
руководства
рациональные
подчинения
эмоциональные

Классификация межличностных взаимоотношений

отношения между людьми, которые
возникают
(делом, которое их
объединяет) или по ее поводу
взаимоотношения основаны не на
чувствах, а на ответственности и
обязательствах, которые люди
берут на себя в совместной
деятельности, или на обязанностях,
которые возлагаются на них
17
отношения между людьми, которые
В основе личных
взаимоотношений лежат
чувства, которые люди
испытывают по отношению
друг к другу

Классификация межличностных взаимоотношений

ОФИЦИАЛЬНЫМИ И ДЕЛОВЫМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ
18
Врач по должности
обязан относиться к
больному со вниманием
и уважением
это его отношение будет
, но не деловым
люди могут вступать
друг с другом в деловые
взаимоотношения,
противоречащие закону
это его отношение будет
, но не официальным

Классификация межличностных взаимоотношений

официальные
неофициальные
19
первичные
деловые
вторичные
личные
руководства
рациональные
подчинения
эмоциональные

Классификация межличностных взаимоотношений

взаимоотношения, которые
основаны на расчете и разуме,
,
которую вступающие в них люди
могут принести или приносят
друг другу
20
отношения, основанные на
,
на их личном, индивидуальном
восприятии окружающих

Классификация межличностных взаимоотношений

официальные
неофициальные
21
первичные
деловые
вторичные
личные
руководства
рациональные
подчинения
эмоциональные

Классификация межличностных взаимоотношений

отношения между людьми, имеющими
различный социальный статус,
занимающими разные должности в
некоторой организации (группе,
коллективе) или различное положение
в обществе
22
взаимоотношения между людьми,
в которые они вступают как вполне
равноправные, независимые люди,
которые лишь согласуют, координируют
свои действия друг с другом, но не
зависят друг от друга и не подчиняются
друг другу

Классификация межличностных взаимоотношений

официальные
неофициальные
23
первичные
деловые
вторичные
личные
руководства
рациональные
подчинения
эмоциональные

Классификация межличностных взаимоотношений

основные, базовые,
,
основанные на сильных, глубоких
эмоциональных связях, существующих
между этими людьми, на чувстве
личной привязанности или преданности
друг другу
24
, характеризующиеся
ограниченным опытом взаимодействия
людей друг с другом и отсутствием
четких правил взаимодействия

виды социальных контактов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЩЕНИЕ
Результатом деятельности является
обычно
Итогом общения становится
.
,
продукта (например, формулировка
мысли, идеи, высказывания).
следует рассматривать как взаимосвязанные
стороны развивающей человека
25

общение – вид
человеческой
деятельности
общение –
человеческой
деятельности
26
общение –
субъектов

Подходы к изучению проблемы общения

Ломов
Борис
Фёдорович
Леонтьев
Алексей
Николаевич
Леонтьев
Алексей
Алексеевич
27
и деятельность –
бытия человека, его образа жизни
(Б.М. Ломов, 1976)
социального
включено в любую деятельность человека, поэтому
деятельности, а деятельность –
оно общения
(А.Н. Леонтьев, 1975)
– это

Социологическая концепция общения

ОБОСНОВЫВАЕТ
ОБЩЕНИЕ КАК
ПРЕДПОЛАГАЕТ
ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ
ФОРМИРУЕТ
МЕТОДОЛОГИЮ
ПОНИМАНИЯ
общества и
или
социальной
структуры общества,
социальной группы в
28
процессами общения.
как важного
фактора социального
производства личности

психологическая концепция общения

ОБЩЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
как
и
раскрывает
его осуществления.
как
необходимый для
реализации других
видов деятельности
личности.
способ организации деятельности
29
ОБЩЕНИЕ
РАССМАТРИВАЕТСЯ
как важнейшая
социальная
, без
реализации которой
замедляется, а иногда и
прекращается
формирование
личности.
удовлетворение потребности человека
в другом человеке, в живом контакте.

как особый
;
как специфическая социальная
как
;
субъектов;
как
;
как
как
;
мыслями, чувствами и переживаниями;
как существенный
, что предполагает
любые формы совместной деятельности людей;
, порождается и
поддерживается различными формами человеческих отношений.
30

Особенности содержания понятия «общение» в отечественной психологии

ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
- взаимодействие между
главным образом непосредственное.
„общение" используется и
В УЗКОМ СМЫСЛЕ
людьми,
Понятие
-
сложный
многоплановый
порождаемый
потребностями
совместной деятельности и
(„межнациональное обмен
информацией,
обмен
действиями,
общение", „общение культур"), т.е. в плане более восприятие и понимание партнера»
широком, нежели межличностная связь между (Краткий психологический словарь. М., 1998)
людьми» (Современный философский словарь. М., 1996)
«Понятие „
включает в
двух или более людей,
себя
,
обмене между ними информацией
поскольку социальное отношение - экономическое, познавательного или аффективно-оценочного
политическое или идеологическое
характера»
и
(Психологический словарь. М., 1996)
в непосредственном или опосредованном контакте
между людьми» (Б.Д. Парыгин)
- обмен информацией между людьми, их
взаимодействие» (Р.С. Немов)
31
«
- взаимодействие людей, в котором
происходит обмен эмоционально-чувственной
и рациональной информацией и деятельностью» (В.М. Шепель)

Значение социального общения

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
Социальное
общение
общения происходит
психологических связей
. Посредством
в сложную систему социально-
происходит
, поскольку формирование и проявление психических качеств
человека возможно только в его общении с другими людьми
Общение посредством знаковых систем
. Очевидна связь эффективного общения с
соответствующими умениями и навыками, культурой поведения
32

33

Структура общения





общения в ситуациях
непосредственного
взаимодействия
34
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ

Структура общения (уровни общения по Б.Ф. Ломову)

Ломов
Борис
Фёдорович
УРОВНИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Общение представляет собой
с другими людьми и
социальными группами и рассматривается
Общение рассматривается
целенаправленных, логически завершенных
,
которые меняются и в которых оказываются
люди в процессе жизнедеятельности на
Взаимодействие охватывает
партнера и
35
АКЦЕНТ
Анализ психического
развития индивида
в течение жизни
Анализ содержательных
компоненты ситуаций
общения (цели, динамика,
средства)
Анализ элементарных
единиц общения как
взаимодействия
поведенческих актов

Структура общения уровни общения (или способы структурирования времени) по Э. Берну

Эрик
Берн
36
РИТУАЛЫ
определенный порядок действий, которым
совершается и закрепляется обычай
ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ
(просмотр телевизора, чтение книг, танцы и др.)
ИГРЫ
виды деятельности, результатом которых не
становится производство какого-либо продукта
БЛИЗОСТЬ
интимные отношения
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфический вид активности человека,
направленный на познание и преобразование
окружающего мира

Добрович
Анатолий
Борисович
уровень
уровень;
уровень
КАЖДЫЙ ИЗ УРОВНЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В
КОНТЕКСТЕ ЧЕТЫРЕХ ФАЗ ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДА
1
направленность на
партнера
Взаимная
направленность
2
психическое
отражение
партнера
Взаимное
отображение
3
информирование
партнера
Взаимное
информирование
4
побудительные
мотивы
Взаимное
отключение
й уровень
уровень
37
сохранились
исчезли

Пристройка – как социально-психологический прием

- социально-психологический прием, заключающийся
в активном и неординарном навязывании отношений.
навязывание своей
доминантрой роли
навязывание своей
подчиненной роли.
навязывание сотрудничества, информационного
обмена, соревнований
повествовательные
интонации, вопросы,
рациональность,
подчеркнутое уважение и
прочее
.
38

Структура общения (уровни общения по особенностям диалога)

Добрович
Анатолий
Борисович
, а нужный или мешающий
Стратегия
поведения
39
ИМ СТОИТ
ЕГО СЛЕДУЕТ

Структура общения (уровни общения по особенностям диалога)

Добрович
Анатолий
Борисович
маска агрессивности
40
не навлечь на себя гнев
или насмешек других

Структура общения (уровни общения по особенностям диалога)

Добрович
Анатолий
Борисович
41

Структура общения (уровни общения по особенностям диалога)

Добрович
Анатолий
Борисович
42

Структура общения (уровни общения по особенностям диалога)

Добрович
Анатолий
Борисович
воспринимается
приблизиться
человечества
как
: от дружбы к возможности
к
наивысших
ценностям
ДУХОВНОСТЬ обеспечивается не подбором тем
для разговора, а
43

Структура общения

Общение как сложное
системное и многоуровневое явление
ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
АСПЕКТ
СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ДИНАМИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
ПРОЦЕССА
(параметры времени)
ПРОЦЕССА
СОСТАВЛЯЮЩАЯ
СУБЪЕКТОВ
СОСТАВЛЯЮЩАЯ
44

Структура общения

объекта - порядок устойчивых связей между
элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена,
тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРЫ ОБЩЕНИЯ
общения в ситуациях
непосредственного
взаимодействия
45
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ

Структура общения - коммуникации

КОММУНИКАТОР
человек, который
передает сообщение
СОДЕРЖАНИЕ
СООБЩЕНИЯ
то, что передается
коммуникатором
КАНАЛ
КОММУНИКАЦИИ
то, как или с помощью чего
осуществляется передача
сообщения
АДРЕСАТ
КОММУНИКАЦИИ
люди или аудитория, которой
направляется сообщениеи
РЕЗУЛЬТАТ
КОММУНИКАЦИИ
то, с каким эффектом передано
соответствующее сообщение
46
ЛАССУЭЛЛ,
ГАРОЛЬД
(Harold D. Lasswell)

Структура общения (Г.М. Андреева)

Андреева
Галина
Михайловна
обмен информацией
между индивидами
47
процесс восприятия и
познания партнерами
друг друга и
установления
на этой основе
взаимопонимания
организация
взаимодействия
между участниками
общения, т.е. обмен
не только знаниями,
идеями, но и
действиями

аспекты изучения общения (Л.П. Буева)

48
Буева
Людмила
Пантелеевна
общение рассматривается как
в ходе которой осуществляется обмен информацией
общение анализируется
в процессе кооперации
идов
рассматривается
общение изучается
выявляются
индивидов, а также анализируется
в обыденном сознании стереотипов поведения
общение описывается
с одной стороны, и посредник в функционировании
различных знаковых систем – с другой
общение рассматривается
,

Структура общения

информация,
которая через
общение
передается
от человека
к человеку
49
то, ради чего
человек вступает
в общение
с другими людьми
то, с помощью чего
оно реализуется

Виды общения По содержанию

50
обмен предметами или
продуктами деятельностиие
обмен информацией,
знаниями
люди оказывают влияние друг на
друга, рассчитанное на то, чтобы
привести друг друга в определенное
физическое или психическое
состояние
обмен желаниями, побуждениями,
целями, интересами или
потребностями
обмен навыками и умениями,
который осуществляется в результате
совместной деятельности
ЛИЧНОЕ
организуется между людьми в
связи с выполняемой ими
работой или делом, которое их
интересует
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
это
общение, которое само служит
средством удовлетворения Структура общенияобъекта - порядок устойчивых связей между
элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество
самому себе в процессе внешних и внутренних изменений
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРЫ ОБЩЕНИЯ
общения в ситуациях
непосредственного
взаимодействия
55
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ

Функции общения

Общение выступает как важнейшее
в процессе
любой совместной деятельности.
Общение выступает как важнейшее
человека
в процессе общения с другими людьми
«
»
себя
межличностных отношений
Общение человека с самим собой (через внутреннюю или
внешнюю речь, построенную по типу диалога)
56

Функции общения

Ломов
Борис
Фёдорович
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
Человек
но и
, вступающих в психологический
контакт
.
На этом уровне общения реализует цели информирования, необходимого обучения и др
(согласование - не
согласования, сравнение взглядов и т.п.)
не только модели
, реагирует на их действия
57
57
,

Стратегии и тактики общения

Под
понимают общую схему действий участников коммуникативного
процесса, общий план достижения цели, к которой стремятся собеседники.
достигается ли цель
во время общения
одним субъектом или
обеими
58
коммуникативные
установки –
гуманистические или
манипуляторные
характер
конструирования
общения определенное
соотношение
между диалогом и
монологом