Темы проектов для 4 кл по литературе. Проект по литературному чтению на тему "Богатыри русские" (4класс)

Слайд 1

Проект по литературному чтению «Природа и мы»
Выполнили учащиеся 4 класса.

Слайд 2

Развивать интерес и любовь к природе, природным явлениям, проявление бережного отношения к природе, к родному краю; увлечь чтением рассказов и стихов о природе, повышать творческую активность учащихся.
Задачи

Слайд 3

Лето
Самое теплое и благодатное время года -это конечно же лето. Это мое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода. Летом самые длинные дни в году. Лето - это чудесное время теплой погоды. Именно сейчас оживают реки и озера. Мне очень нравится купаться и загорать. Особенно прекрасна летом природа. Шумит зелеными листьями лес, поспевают ягоды, расцветают самые удивительные цветы. Можно бесконечно гулять по цветущим лугам и любоваться на скромные ромашки. Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Птицы наперебой подают свои голоса, щебечут, поют. Попробуй-ка услышать такой концерт зимой! Множество красок дарят лету цветы. Красные розы, белые ромашки с желтой серединкой, оранжевые лилии, голубые анютины глазки, синие колокольчики. Абрикосы, полосатые арбузы, ароматные дыни, ярко-красные помидоры, желтоватые груши, краснощекие яблоки! Это дары природы, которые по своему раскрашивают лето. Летом природа особенно преображается, когда после долгих жарких дней начинается дождь. Мне особенно нравится «слепой» дождь, когда светит солнце и идет дождь - это очень красивое и интересное природное явление. Природа летом в стихах богата сочными красками. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе. Сергей Есенин о лете. Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

Слайд 4

Стихи о лете
А.А. Фет Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало Что оно горячим светом, По листам затрепетало. С. Я. Маршак Пришел июнь. Июнь! Июнь!- В саду щебечут птицы На одуванчик только дунь - И весь он разлетится, Владимир Орлов Что ты мне подаришь, лето? Много солнечного света! В небе радугу-дугу! Что еще подаришь мне? Сосны, клены и дубы, землянику и грибы! Подарю тебе кукушку, Ключ, звенящий в тишине

Слайд 5

Сильным, слабым он бывает И осенним и грибным, Все растения поливает, Урожай чтоб лучше был Солнце печет, все цветет, Хлеб поспевает, когда это бывает? Цветной аэропланчик - сел на желтый одуванчик.
Краски взял семи цветов- Разноцветный мост готов. Дождик небо украшал, Воду с солнышком мешал Ждали, звали, а показался - все прочь побежали.
ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ

Слайд 6

Красота осени прекрасна. Листья осенью становятся желтыми или красными. А потом они падают с деревьев на землю. Трава тоже меняет цвет на желтый. Солнце осенью светит уже неярко. Осенью все звери и насекомые ложатся в спячку например: медведь, еж, муха, комар.
Осень

Слайд 7

Загадки
Дни стали короче, длинней стали ночи кто скажет, кто знает когда это бывает? Рыжий Егорка упал на озерко сам не утонул и воды не всколыхнул? Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? Он всегда следит за своим нарядом что это такое?

Слайд 8

Лес осенью Меж редеющих верхушек Показалась синева Зашумела у опушек Ярко -желтая листва Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок И, хвостом махая, белка Легкий делает прыжок Стала ель в лесу заметней Бережет густую тень Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. А.Твардовский
Осень Ласточки пропали А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера все спится На дворе темно Лист сухой валится... А.Фет
Стихи

Слайд 9

Слайд 10

Когда наступает осень, люди убирают урожай например: картошку, помидоры, огурцы, перец, морковку.Из этих продуктов люди могут делать заготовки на зиму.

Слайд 11

Зима- прекрасное время года. В народе принято считать,что настоящая зима наступает тогда, когда замерзают водоемы и выпадает снег. Косые лучи зимнего солнца не успевают нагревать её. Ведь солнце ненадолго поднимается над горизонтом. В суровые морозные дни звери даже одеты в зимние шубы и не выходят из своих нор. Земля, вода, лес- всё покрыто снегом, всё погружено в глубокий непробудный сон.
Зима

Слайд 12

Холодным белым пухом Всё небо застлала, А как заснет старуха- Не будет больше пуха. Зимой вырастает Весною тает. Любит снег, снежинки, лед. И на санках с горки катят. И на лыжах круглый год! Потому что эскимос Любит зиму и…
Загадки

Слайд 13

Слайд 14

Весна- кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лучах вместе с воробьями. Всё хорошо в это время года, в особенности если вы любите природу. Прилетают из дальних стран птицы, начинают цвести цветы, распускаются почки на деревьях, зеленеет трава, начинают выползать разные насекомые, многие животные выходят из зимней спячки весной. Весна самое любимое мое время года потому, что весной вся природа оживает.
Весна

Слайд 15

Весенняя девчонка- Пухленькие щёчки. Желтые сережки Да голенькие ножки Перед Пасхой народ Девочку в гости зовет. Выйдут на балконы В зеленых балахонах. Хрустальные бусы На солнце тают, Текут ручьями, Тепло встречают.
Загадки

Слайд 16

Ф. И. Тютчев Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
А. Н. Плещеев Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

Мастер класс. «Зимушка-зима»

Форма проведения урока : урок - проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой.

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии конкурсантов с педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: литературная газета «Зимушка-зима».

Тип урока: комбинированный

Цель: 1)Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в парах.

3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о времени года «зима", участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы: 1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.)

Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”.

3. Листы формата А-2.

4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.

Ход урока:

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент.

Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…

Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?

Как вы это понимаете? (Снежинка - снег – сугробы - зима)

2. Вступительное слово учителя.

Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

Давайте посмотрим « Зимнюю сказку».(1-й слайд)

Показ слайдов сопровождается чтением учителя произведения Г. Скребицкого « Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Тройка»

« Побелели поля и пригорки .(2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках .(4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно .(5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись .(6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела .(7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось .(8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются .(9-й слайд)

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы .(10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится .(11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях .(12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд)

3. Сообщение темы урока.

Вам понравилась «Зимняя сказка»?

Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? (Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему:…….. ? («Зимушка-зима»)

А кто может сказать, что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)

Проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

Результатом (продуктом) нашей работы будет Литературная газета . А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.

Какую цель мы поставим перед собой при выполнении данной работы?

Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своей «зимней» страницы. У вас на столах находятся источники, которые помогут вам сегодня в создании нашего проекта.

Создание продукта проектной деятельности

4. Основная часть урока.

Задание №1

Каждая страничка нашей литературной газеты будет иметь своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат чистые страницы, которые вы в течение урока будете оформлять и конверты. Перед вами несколько вариантов заголовка вашей страницы, выберите понравившийся и разместите его на листе. Если вы хотите назвать вашу страницу по-другому, пожалуйста.

Варианты названия странички:

1. Гостья- зима. 2. Волшебница- зима.

3. Матушка – зима. 4. Чародейка-зима.

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

Задание №2.

Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. Когда мы говорим слово «зима», у нас возникают сразу ассоциации с этим временем года? Откройте конверты под №1 , достаньте заготовки, и в них запишите свои ассоциации, связанные с этим временем года.

По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

Задание №3.

Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по-разному. В рассказе Сергея Иванова “ Каким бывает снег”, писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Откройте конверты под №2, ознакомьтесь с рассказом.

Следующая рубрика вашей странички - “Снежный ковер”. У каждой пары будет свой снег.

1 пара – первый снег

2 пара – январский снег

3 пара- мартовский (весенний снег)

Выберите слова из рассказа, характеризующие ваш снег, запишите их на снежинки, которые находятся у вас в конверте.

По окончании работы участники зачитывают свои варианты ответов.

Расположите снежинки на вашей страничке.

Задание №4.

А теперь, кто из вас сможет вспомнить наизусть небольшое стихотворение о зиме? Кто автор?

Чтение отрывков участниками.

- Следующая рубрика нашей страницы – «Литературная». У вас в конверте № 3 лежат строки из стихотворения. Вам нужно будет вспомнить этот стих и правильно собрать строки, а затем и оформить его на вашей странице (не приклеивая).

Задание 5

Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями.

Наблюдая за явлениями природы зимой, народ определял по ним, какими будут зима, весна, осень и лето. Народ слагал о зиме пословицы, поговорки, загадки.

Следующая рубрика нашей странички –«Зима в пословицах, поговорках, загадках…».

Возьмите конверт №4. На заготовках, напишите знакомые вам загадки, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

1 пара- пословицы, поговорки

2 пара- зимние приметы

3 пара – загадки.

Что поможет выполнить нам данное задание? (дополнительные источники)

Задание №5.

Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Показ слайдов.

Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана. На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.

Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и оформителями. Вы сейчас сможете оформить свою страничку, т е. расположить ваш материал так, как вы считаете правильно и приклеить, А затем добавить зимних рисунков. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой. Музыка Чайковского «Времена года»

Участники украшают рисунками свои страницы.

5. Презентация продукта

У каждой пары получилась своя страничка. И вы нам ее сейчас представите по плану, который находится у вас в конверте № 5

План защиты проекта.

1) Название страницы

6. Итог урока. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок. За очень короткое время мы с вами выполнили очень интересную работу. - Какую?

Что нам помогло в работе?

Что по-вашему мнению получилось хорошо?

Над чем нам надо поработать?

Каждый из вас сегодня попробовал себя в качестве художника, оформителя, редактора, корреспондента.

Из ваших страничек получилась прекрасная Зимняя газета, которая стала украшением сегодняшнего урока.

Урок окончен. Спасибо!

План защиты проекта.

1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники………

План защиты проекта.

1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники………

План защиты проекта.

1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники……

Бунин Иван

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Александр Блок

Ветхая избушка

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег.

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Сергей Есенин

Поёт зима аукает

Поёт зима аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

(морозный узор)

Текло, текло -

И легло под стекло.

(замерзающая речка)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке?

(снежинки)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(снеговик)

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму - никто не поднимет.

Весна придет- он сам уйдет.

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан …

В мороз - лежит, в тепло - бежит,

Прозрачное, а не стекло,

Пригреешь - собрать не успеешь.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет -

Гвоздь упадет.

(сосулька)

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб.

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

(варежки)

Иссак Левитан Март

Юон Конец зимы. полдень

Саврасов

Пластов первый снег

Юон Мартовское солнце

Саврасов Зимняя дорога

Саврасов Грачи прилетели

Игорь грабарь зимнгий вечер

В. Яснов Русская зима

И. Шишкин Зима

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью труда, к бесконечной жизни в душах моих детей. Я не работаю учителем, я-учитель. Я сделала свой выбор и считаю его правильным...

Я наслаждаюсь общением с Чудом. Совершенствуюсь сама, иду рядом с ним. Даю ему руку, свою крепкую руку. Его нежные пальчики беру в свою ладонь и веду по жизни, её лабиринтам, словно гид, который осилил уже этот путь. Я его друг, его – вера, его - надежда…

Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. Детство – это солнечные лучики, вплетенные в косички девочки… Детство – это бумажные кораблики в весеннем ручейке… Детство – это обезоруживающие улыбки, любознательные искорки в смеющихся глазах и порыв нежности, идущей от самого сердца


Как решить проблему? 1.Познакомиться ближе с разными детскими журналами. 1.Познакомиться ближе с разными детскими журналами. 2.Выяснить, кто их создает. 2.Выяснить, кто их создает. 3.Выяснить, о чем пишут в журналах. 3.Выяснить, о чем пишут в журналах. 4.Сделать вывод: нужно ли читать детские журналы? 4.Сделать вывод: нужно ли читать детские журналы? 5.Создать проект своего журнала. 5.Создать проект своего журнала.






Рубрики журналов Почитаем/ стихи, рассказы, сказки Почитаем/ стихи, рассказы, сказки Анкета Анкета Мастерица/ сделай сам Мастерица/ сделай сам Раскраска Раскраска Комиксы/ читалка –хохоталка /анекдоты Комиксы/ читалка –хохоталка /анекдоты Загадки/ребусы /кроссворды /головоломки Загадки/ребусы /кроссворды /головоломки Наша почта Наша почта Конкурсы для читателей Конкурсы для читателей Живой уголок Живой уголок Фокусы Фокусы Рецепты Рецепты Поздравляем Поздравляем


Проект «Наш журнал» этапы работы: 1.Выбрать тему и название журнала. 1.Выбрать тему и название журнала. 2. Выбрать рубрики журнала. 2. Выбрать рубрики журнала. 3.Подобрать информацию для рубрик. 3.Подобрать информацию для рубрик. 4.Подобрать иллюстрации для рубрик. 4.Подобрать иллюстрации для рубрик. 5.Придумать обложку журнала. 5.Придумать обложку журнала. 6.Оформить журнал. 6.Оформить журнал.




Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Данный раздел содержит темы исследовательских работ и проектов по литературному чтению для 4 класса , которые способствуют формированию у учащихся собственной читательской позиции, а также творческих способностей.


В данном разделе предлагаются темы проектов по литературному чтению для 4 класса начальной школы, которые способствуют формированию у учащихся читательской позиции, формированию собственного мнения о прочитанном произведении, а также рассчитаны на проведение самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.

Представленные темы исследовательских работ по литературному чтению для 4 класса начальной школы интересны учащимся возможностью проведения сопоставительного, аналитического и обобщающего анализа, а также более углубленного изучения выбранной темы.

Предложенные темы проектных работ литературному чтению в 4 классе начальной общеобразовательной школы можно отредактировать и расширить по необходимости и сконсультацие учителя - руководителя проекта.

Темы проектов по Литературному чтению, 4 класс

Примерные темы исследовательских проектов по литературному чтению для 4 класса:


О времени года. Праздник поэзии.
Богатыри прошлого и настоящего.
Великий подвиг моего народа.
Воздействие красоты на героев произведений.
Времена года. Праздник поэзии
Детские журналы
Законы волшебной сказки.
Зима в изображении русских поэтов.
Золото в русских сказках.
Иванушка-дурачок - главный герой народного творчества.
Интерес к истории в былинах.
Как повысить скорость чтения?
Какая роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?
Л.Андреев "Петька на даче" и А.П. Чехов "Ванька"
Мотивы весны в поэзии и живописи
Никто не забыт, ничто не забыто!
Они защищали Родину!
Отражение древних представлений о мире в волшебных сказках.
Почему необходимо чтение?
Поэзия В.А. Жуковского.
Поэзия И.А. Бунина.
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Русские богатыри
Сборник произведений о Родине.
Сказки Г.Х. Андерсона.
Создаём свою сказку
Создание коллажа «Моя Родина»
Создание сборника былин
Сравнение литературного произведения Л. Кушнера «Сирень» и живописного произведения П. Кончаловского «Сирень».
Сравнение положительного и отрицательного героя сказки.
Сравнение содержания произведения с иллюстрациями.
Сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»
Сравнительный анализ стихов об осени А.С. Пушкина и А.А. Фета.
Средства художественной выразительности в стихотворениях.
Тайны имени
Там на неведомых дорожках.
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Что такое подвиг?
Элементы волшебной сказки в авторских произведениях.
Яркие краски в стихотворениях С.Я. Маршака.