Стремления штольца. Жизненные идеалы обломова и штольца

Приложение 1

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Илья Ильич Обломов

Андрей Иванович Штольц

возраст

портрет

«человек среднего роста, приятной наружности, в лице господствовала мягкость, душа открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»

«весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «Цвет лица ровный», глаза выразительные

родители

«Штольц немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»

воспитание

Воспитание носило патриархальный характер, переходил «из объятий в объятия родных, друзей»

Отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»

Отношение к учебе

Учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

«учился отлично, и отец сделал его референтом в своем пансионе»

Дальнейшее образование

До 20 лет провел в Обломовке

Штольц закончил университет

Образ жизни

«лежанье у Ильи Ильича было нормальным состоянием»

«участвует в какой-то компании, отправляющей товары заграницу», «он беспрестанно в движении»

Ведение хозяйства

Не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг

«жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы

Жизненные стремления

«готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями

Выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Взгляды на общество

Все «члены общества – мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин»

Погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, поддерживает прогрессивные изменения в обществе

Отношение к Ольге

Хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь

Воспитывает в ней деятельное начало, способность к борьбе, развивает ее ум

взаимоотношения

Считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, прислушивался к его советам

Высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег от мошенника Тарантьева, хотел возродить к деятельной жизни

самооценка

Постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура

Уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету

Особенности характера

Бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний Обломова и Штольца . Проблемные задания Групповая Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца . ... Фронтальная, групповая Уметьсоставлять сравнительную характеристику Обломова и Ольги, выявить...

  • Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

    Урок

    Друга? Встреча со Штольцем . В чём различие воспи­тания Обломова и Штольца ? Почему любовь к Ольге... дни?) 18, 19 5-6 Обломов и Штольц . Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца , беседа по составленному плану...

  • Приказ № от 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр и. Н. Ищук

    Рабочая программа

    Чит. главы романа. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 22 Тема любви в романе... Обломов» Инд. задан. «Сравнительная характеристика Ильинской и Пшеницыной» 23 ... Вопр.10 стр.307. Сравнительная характеристика А.Болконского и П.Безухова...

  • Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева 3 часа в неделю. Всего 102 часа

    Урок

    Образ Обломова , формирование его характера, образ жизни, идеалы. Уметь составлять характеристику ... до конца 52 Обломов и Штольц . Сравнительная характеристика Составить план сравнительной характеристики Обломова и Штольца . Уметь высказывать свои мысли...

  • Литература – 10 класс.

    Тема урока: «Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика»

    (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

    Цели урока: выявить особенности авторской позиции через сопоставление героев (Обломова и Штольца); развивать навыки характеристики литературных персонажей, исследовательские навыки, логическое мышление; воспитывать вдумчивого читателя, обогащать речь учащихся.

    Оборудование урока: портрет И.А.Гончарова, текст романа И.А.Гончарова «Обломов», (презентация); тетради для работ по литературе, иллюстрации.

    Учащиеся должны знать:

    Содержание романа И.А.Гончарова «Обломов»;

    Основную мысль произведения;

    Главные образы.

    Учащиеся должны уметь:

    Правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

    Обобщать и систематизировать учебный материал;

    Совершенствовать навыки работы с текстом;

    Делать выводы и связывать их в монологическое высказывание.

    Ход урока.

    I Оргмомент.

    II Реализация д.з. (И.А.Гончаров «Обломов», Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2,

    главы 1 – 4. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова)

    III Сообщение темы и цели урока.

    IV Подготовка к восприятию произведения. Работа по плану урока.

    1.Вступительное слово.

    Добрый день, ребята! Изучение романа И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о назначении человека… Обратите внимание на тему урока (запись темы в тетрадях).

    План работы:

    1.Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

    2.Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания)

    3.Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

    Вам необходимо сравнить этих героев, выяснить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

    Мы сегодня с Вами рассмотрим один из проблемных вопросов произведения:

    - Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы?

    Давайте определим лексическое значение слов антипод и двойник

    2.Словарная работа.

    Антипод - (греч. antipodes - обращенные ногами к ногам). 1. только мн. Обитатели двух противоположных пунктов земли, двух противоположных концов одного из диаметров земного шара (геогр.). 2. кому-чему или кого-чего. Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он - совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

    Двойник - человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

    Каково ваше восприятие об Обломове и Штольце?

    Учитель: Наше знакомство с Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой медлителен, ленив, не сосредоточен. Давайте дадим ему характеристику более подробную. (ответы учащихся)

    (О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

    В связи с гостями Обломова, которые Илье Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»;

    В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

    Штольц появляется и во «Сне Обломова», вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

    Учитель: Неожиданно появление героя в финале первой части и главы 1 – 2 второй части рассказывают о Штольце.

    3.Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

    (встреча Обломова и Штольца).

    Мы видим, что эти два человека, они настоящие друзья. Но эти герои разные, непохожие. Воспользуемся вместе с автором известным в литературе способом характеристики героя – сравнительной характеристикой. Перед Вами рабочий лист, в котором помещены критерии воспитания, цель жизни, содержание деятельности, отношение к женщине, их семейная жизнь и жизненная позиция. В графе вывод мы будем сами делать записи, когда мы рассмотрим все эти критерии, сравнивая главных героев.

    4. Рассмотрим все особенности героев.

    (Ответы учащихся: Обломов и Штольц).

    Сравнительная характеристика

    Обломов

    Штольц

    Внешность

    Происхождение

    Воспитание

    Образование

    Заложенная программа

    Взгляды на жизнь

    Цель жизни

    Дружба

    Восприятие жизни

    Испытание любовью

    а)Внешность: ( когда они предстали перед читателем)

    - На что обращает наше внимание И.А.Гончаров при описании внешности героев?

    « …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности» ,ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

    б)Происхождение:

    выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.- мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка. Наполовину русский, не дворянин.

    в) Воспитание.

    - Какое воспитание получили И.Обломов и А. Штольц? Расскажите об этом.

    Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

    Обломова даже не выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». (Обломов)

    Отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность… (Штольц)

    Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца, как шёл процесс его воспитания.

    Чтение эпизода (Прощание Штольца с отцом) по ролям.

    Какое впечатление производит на вас эта сцена?

    Как вы можете прокомментировать это?

    Чему научил его отец? Что чувствовал А.Штольц?

    Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

    Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

    Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

    Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

    Рабочий лист (внизу графы: «Воспитание», указать антипод).

    г).Образование:

    обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет.

    С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака»

    На основании воспитания и образования была заложена определённая программа.

    Какова она у Обломова и Штольца?

    д) Заложенная программа.

    Обломов

    Мечта. Прозябание и сон – пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение).

    «Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

    Чего больше всего боялся Штольц?

    Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

    Штольц

    Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве, энергия и бурная деятельность- активное начало

    « Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть».

    - Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

    Учащиеся: “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

    Учитель: 3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор- спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

    Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

    - Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

    Это не жизнь!

    - Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

    (Физкультминутка)

    Вступительное слово о смысле жизни.

    Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» ( второй монолог. Исповедь Обломова, с. 166. «Знаешь ли, Андрей…»)

    В какой обстановке происходит беседа?

    О чём говорит И.Обломов?

    Как каждый из героев выявился в споре?

    е) Взгляды на жизнь

    Обломов

    «Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, - «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

    Штольц.

    ё) Цель жизни

    Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала». (Обломов)

    «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».(Штольц)

    ж) Восприятие жизни

    Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться. (Обломов)

    Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”, “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    - С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

    - Есть ли один ответ на этот вопрос?

    (В процессе спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

    Учитель: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор даёт Штольцу, но создаётся ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдаётся и садится с Обломовым и Захаром есть кадры из фильма.).

    Чья философия позитивна и конструктивна?

    Сопоставить характер Штольца с характером Обломова:

    Обломов

    Штольц

    Покой (апатия)

    «…он беспрестанно в движении…»

    Сон (бездействие)

    «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа»

    Мечта – «скорлупа, самообман»

    «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни»

    Страх перед обстоятельствами

    «причину всякого страдания приписывал себе»

    Бесцельность существования

    «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей»(Штольц)

    Труд - наказание

    «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» (Штольц)

    Сделать вывод о том , на каких уровнях, в каких деталях раскрывается

    - Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?

    А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!

    Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?

    Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

    Итог:

    - Чью позицию вы считаете приемлемой для себя?

    (Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмёте в свой жизненный багаж?)

    - Какими оказались наши герои в любви? Выдержали испытание любовью или нет?

    Ответы учащихся:

    Обломов и Штольц

    Обломов отказался от любви. Он выбрал покой. «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Испугался, ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такую, какую ему подарила Агафья Пшеницына).

    Штольц любил не сердцем, а разумом “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”. Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.

    - Какими мы наблюдаем наших героев в дружбе и в отношении с окружающими?

    (Ответы учащихся: Обломов и Штольц)

    з) Дружба

    - Дадим на основании всего сказанного характеристику Обломову и Штольцу.

    Характеристика героев:

    Обломов и Штольц

    1.Обломов. Добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье-это полный покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний, поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости.

    2. Штольц . Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. Сформировался настоящий "железный" характер, но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист.

    Ответ на проблемный вопрос: Обломов и Штольц – двойники или антиподы? (слова ученика).

    V Подведение итогов.

    Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою.

    - Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

    Обломов умирает, оставив сына.

    Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына.

    Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла.

    Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем».

    Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

    Учитель: Ребята! Готовьте уже сейчас себя к дальнейшей взрослой самостоятельной жизни. Возьмите в свой жизненный багаж от Штольца энергичность, ум, целеустремлённость, твёрдость характера, благоразумность, волю, но не забудьте и о душе, взяв от Ильи Обломова доброту, честность, нежность, романтичность. И помните слова Н.В.Гоголя «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

    VI . Домашнее задание :

    Роман И.А.Гончарова «Обломов»:

    Индивидуальные задания:

    1.. Рассказ об О.Ильинской (гл.5)

    2.Развитие отношений Обломова и Ольги (гл.6-12)

    3.Образ Пшеницыной (ч.3), новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной.

    Оценки

    Обломов и Штольц).

    Сравнительная характеристика

    Обломов

    Штольц

    Внешность

    « …лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности»

    ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»

    Происхождение

    из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные. Истинно русский человек, дворянин.

    из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка

    Воспитание

    родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды – крепкий сон.

    отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни--это деньги, строгость и аккуратность.

    Образование

    обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве. Оба закончили в Москве университет

    Заложенная программа

    прозябание и сон – пассивное начало

    С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемак.

    энергия и бурная деятельность - активное начало.

    Взгляды на жизнь

    «Жизнь: хороша жизнь!», - говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»

    Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…

    Цель жизни

    Прожить жизнь счастливо; так, чтобы она «не трогала».

    «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».

    Дружба

    Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

    Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным.

    Восприятие жизни

    Колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”

    Обломов хочет делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

    Жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И, слава богу!” - сказал Штольц».

    Штольц хочет иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”,“Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    Испытание любовью

    ему нужна любовь не равноправная а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)

    ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)

    Сравнительная характеристика

    Обломов

    Штольц

    Внешность

    Происхождение

    Воспитание

    Образование

    Заложенная программа

    Взгляды на жизнь

    Цель жизни

    Дружба

    Восприятие жизни

    Испытание любовью

    Кто такой Штольц? Гончаров не заставляет читателя ломать голову над этим вопросом. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер. «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Гончаров вначале пытается показать, что Штольц скорее русский, нежели немец: ведь самое главное – вера и язык у него такие же, как и у русских. Но чем дальше, тем больше начинают проступать в нем качества немца: самостоятельность, упорство в достижении своих целей, бережливость.
    Неповторимый характер Штольца сформировался под влиянием двух сил – мягкой и жесткой, на стыке двух культур – русской и немецкой. От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.
    Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу добиться успеха после того, как он уехал по настоянию отца учиться в Петербург…
    По замыслу Гончарова, Штольц – новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся своими делами, … нажил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет».
    Если говорить об идейной позиции Штольца, то он «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…». Одним словом, гончаров создал такого героя, какого давно не хватало России. Для автора Штольц – это та сила, которая способна возродить обломовых и уничтожить обломовщину. По-моему, Гончаров несколько идеализирует образ Штольца, ставя его в пример читателю как безупречного человека. Но к концу романа получается, что спасение не пришло к России с появлением Штольца. Добролюбов объясняет это тем, что « теперь для них нет почвы» в российском обществе. Для более продуктивной деятельности штольцев необходимо достичь некоторого компромисса с обломовыми. Именно поэтому Андрей Штольц берет на воспитание сына Ильи Ильича.
    Штольц – безусловно, антипод Обломова. Каждая черта характера первого – резкий протест против качеств второго. Штольц любит жизнь – Обломов часто впадает в апатию; Штольц обладает жаждой деятельности, для Обломова лучшая деятельность – отдых на диване. Истоки этой противоположности – в воспитании героев. Читая описание жизни маленького Андрея, невольно сопоставляешь его с жизнью Илюши. Таким образом уже в самом начале романа предстают пред читателем два абсолютно разных характера, два жизненных пути…

    С обострением кризиса самодержавия с России середины девятнадцатого века, с стране появилась новая волна людей-реформистов: образованных, деятельных, готовых перевернуть эту жизнь. Именно, таких «новых» людей в образе Андрея Штольца в романе «Обломов» и показал писатель И.А. Гончаров.

    Творчество Гончарова нужно воспринимать как «страшный удар по романтизму, мечтательности». Жизнь требовала «новых героев», и они появились - два антипода - Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц, персонажи знаменитого романа «Обломов».

    Критики отмечали, что некоторые черты Ильи Ильича Обломова списаны с самого Гончарова, которого многие считали ленивым и избалованным. Кроме того, те же критики были склонны считать, что образ Андрея Штольца, оппонирующий главному герою, выписан всего лишь наполовину, что порождает недоверие читателей. Да и автор сам соглашался, что «образ бледен, не реален, не живой, а просто идея». Вероятно, это была отчасти мечта самого Гончарова о «новом герое», который идет на смену последнему «лишнему человеку» Обломову. Этот герой был призван разбудить это сонное царство - Россию.

    Андрей Штольц - человек действия. Когда он вбегает в душный дом к своему другу Илье Ильичу появляется ощущение, что в комнату врывается свежий ветер. «Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, но обаятельной цели».
    В романе замечательно описаны два социальных состояния: покоя (бездеятельности) и движения (деятельности). Их практическая плодотворность и одновременно нравственная обеспеченность обсуждается с читателем на страницах романа.

    Андрей Штольц - это человек, который «сделал сам себя». Отец Андрея - немецкий бюргер. Он воспитывал сына в строгих правилах, приучая его к труду и самостоятельности, поощрял мальчишеские драки. Мать Штольца - русская дворянка, наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена, порядочного, чистенького мальчика. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца: совмещение немецкой работоспособности и деловитости с русской мечтательностью и мягкостью натуры. Стихия Штольца - постоянное движение. В свои тридцать с небольшим он чувствует себя хорошо только тогда, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. Именно, он предпринимает ряд попыток, чтобы вытащить Обломова из того болота, в которое тот почти добровольно попал. «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неуменьем жить»,- говорит про Обломова Штольц. Обломов же, наоборот, был очень высокого мнения о друге: «Штольц - ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой». Одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путем, невзирая на преграды. «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей». Самостоятельность, независимость, а также уверенность в своих силах - основа характера и мировосприятия Андрея Штольца. Благодаря действиям Штольца в жизни Обломова появляется Ольга Ильинская, которая была призвана «расшевелить» Илью Ильича. Правда, из этого ничего не получилось, но тут уж вины Штольца нет. По крайней мере, он делал все, что мог для спасения друга.

    Обломов не способен совершать решительные поступки, не в силах изменить свою жизнь, Штольц, наоборот, всегда готов действовать. В конце концов, он женится на Ольге Ильинской сам. Эти два героя, словно, две России: старая и новая. Какой путь выберет она? Так и будет держаться за старую жизнь или смело шагнет в будущее? И.А.Гончаров не знал ответа на этот вопрос, но был уверен, что перемены необходимы.

    Истинный «положительный герой» произведений Гончарова - прогресс, неотвратимое движение вперед. В этом было «знамение времени», печать века. Однако, гончаровский «антиромантизм» иногда осложняется сомнениями. Многогранность и глубина картины мира, созданной писателем, обеспечены тем, что противопоставление «деятельности» - «недеятельности» не принимается им безусловно, недаром за Гончаровым укрепилось определение – «объективный художник». Автор выставляет героям нового времени ряд дополнительных требований. В «Обломове», где выносится приговор «обломовщине», как будто неожиданно, но на самом деле закономерно, звучит восхищение сердцу Обломова – «это его природное золото. Он невредимо пронес его сквозь жизнь». Так социальные и нравственные итоги, усиливая друг друга полностью, не совпадают. Но, все-таки, он должен был появиться - этот «новый герой», Андрей Штольц – человек действия, символ новой России.

    Задачи и тесты по теме "Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)"

    • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Любовь, семья и прочие вечные ценности в восприятии Обломова и Штольца

    Удивительна дружба между такими непохожими друг на друга людьми, как Илья Обломов и Андрей Штольц. Они дружны с раннего детства, и вместе с тем у них так мало общего! Один из них удивительно ленив, готов всю свою жизнь провести на диване. Другой, напротив, деятелен и активен. Андрей с юных лет твердо знает, чего хотел бы добиться в жизни. Илья Обломов не сталкивался с проблемами в детстве и юности. Отчасти эта спокойная, легкая жизнь наряду с чрезмерно мягким характером оказалась причиной того, что Обломов постепенно становился все более и более инертным.

    У Андрея Штольца детство было совершенно иным. С юных лет он видел, насколько тяжела жизнь его отца и как много требуется усилий, чтобы «оттолкнуться от дна и всплыть», то есть заработать достойный социальный статус, капитал. Но трудности не только не пугали его, а, напротив, делали сильнее. По мере взросления характер Андрея Штольца становился все более и более твердым. Штольц хорошо знает, что только в постоянной борьбе может он обрести свое счастье.

    Главными человеческими ценностями для него являются работа, возможность построения благополучной и счастливой жизни для себя. В результате Штольц получает все, о чем мечтал еще в далекой юности. Он становится богатым и уважаемым человеком, завоевывает любовь столь незаурядной и непохожей на других девушки, как Ольга Ильинская. Штольц не выносит бездействия, его никогда бы не привлекла такая жизнь, которая кажется верхом счастья для Обломова.

    Но столь ли идеален Штольц по сравнению с Обломовым? Да, он воплощение деятельности, движения, рационализма. Но именно этот рационализм приводит его в бездну. Штольц получает Ольгу, организовывает их жизнь по своему усмотрению и воле, они живут по принципу разума. Но счастлива ли Ольга со Штольцем? Нет. В Штольце не хватает сердца, которое было у Обломова. И если в первой части романа рациональность Штольца утверждается как отрицание обломовской лени, то в последней части автор все больше на стороне Обломова с его «золотым сердцем».

    Обломов не может понять смысла людской суеты, постоянного стремления что-либо делать и добиваться. Он разочаровался в подобной жизни. Обломов часто вспоминает свое детство, когда он жил в деревне вместе со своими родителями. Жизнь там текла плавно и однообразно, не сотрясаемая какими бы то ни было заслуживающими внимания событиями. Такое спокойствие кажется Обломову пределом мечтаний.

    В сознании Обломова нет каких-либо определенных устремлений по поводу обустройства собственного существования. Если у него и возникают планы о преобразованиях в деревне, то эти планы очень скоро переходят в ряд очередных бесплодных мечтаний. Обломов сопротивляется намерениям Ольги сделать из него совершенно другого человека, потому что это противоречит его собственным жизненным установкам. И само нежелание Обломова связывать свою жизнь с Ольгой говорит о том, что он в глубине души понимает: семейная жизнь с ней не принесет ему покоя и не позволит самозабвенно предаваться любимому делу, то есть абсолютному бездействию. Но в то же время у Обломова, этого голубя, «золотое сердце». Он любит сердцем, а не разумом, его любовь к Ольге возвышенна, восторженна, идеальна. Обломов плывет по течению и становится мужем Агафьи, потому что этот свершившийся факт не грозит его комфортному и спокойному существованию.

    Такая семейная жизнь не пугает Обломова, отношение Агафьи к нему вполне вписывается в его представления о счастье. Теперь он может и дальше ничего не делать, деградируя все больше и больше. Агафья заботится о нем, являя собой идеальную жену для Обломова. Постепенно он перестает даже мечтать, его существование практически полностью уподобляется растительному. Однако его это совершенно не пугает, более того, он по-своему счастлив.

    Таким образом, Гончаров в своем романе не осуждает ни Обломова, ни Штольца, но и не идеализирует ни одного из них. Он лишь хочет показать разные взгляды на моральные и духовные ценности двух противоположных людей. В то же время автор говорит, что рациональное отношение к жизни, чувствам (Штольц) не менее обедняет человека, чем беспредельная мечтательность (Обломов).