Сомерсет Моэм – биография, факты, цитаты – Бремя страстей че­ло­ве­чес­ких. Сомерсет моэм и его тайная жизнь

Сомерсет Моэм - известный английский прозаик 30-х годов, а также агент английской разведки. Родился и умер во Франции. Он прожил яркую долгую жизнь и умер в 91 год. Годы жизни - 1874- 1965 год. Отец Сомерсета Моэма был юристом в британском посольстве Франции, благодаря этому писатель автоматически при рождении в Париже получил французское гражданство.

В 8 лет Сомерсет лишился матери, а в 10 потерял и отца, после чего был отправлен на воспитание к родственникам в город Уитстебл. Так как и дед Сомерсета Моэма также как отец занимался юриспруденцией, и был известнейшим в то время адвокатом, родители пророчили писателю карьеру в этой же сфере. Но их ожидания не были оправданы.

Сомерсет после окончания школы в Кентербери поступил в Гейдельбергский университет, где постигал такие науки как философия и литература. После писатель учился в медицинской школе при больнице святого Фомы в Лондоне. Первое свою рукопись Сомерсет написал ещё обучаясь в Гейдельбергским университете. Это была биография композитора Мейербера, но так как её не стали печатать она была сожжена автором.

Будучи гомосексуалом, в мае 1917 года Моэм женился на декораторе Сири Велком, с которой у них родилась дочь Мэри Элизабет Моэм. Брак не был удачным, в 1929 году пара развелась. В старости Сомерсет признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

В 1987 году Сомерсета Моэма написал первый роман "Лиза из Ламбета". но успех пришёл к нему только в 1907 году после издания пьесы "Леди Фредерик". Как разведчик Сомерсет Моэм был агентом британской разведки и проводил шпионаж в России. Но миссию свою не выполнил. О этом жизненном опыте писатель повествует в своём произведении "Эшенден"("Британский агент", написанном в 1928 году. Сомерсет Моэм побывал в Малайзии, Китае, США. Новые страны вдохновляли его на создание разных творческих работ. Как драматург Сомерсет Моэм написал немало пьес.

Одни из лучших его работ - это пьеса "Круг" написанная в 1921 году; "Шепи" - 1933 год; роман "Пироги и пиво" -1930год; "Театр" - 1937 год и многие другие произведения. В данном тексте была изложена Сомерсет Моэм биография. Конечно не были полностью охвачены все жизненные ситуации этой ярчайшей фигуры, но основные этапы отражены, что позволяет составить определённую картину о данной личности.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить ее другим». После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Любопытные факты:
- Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.
- Умирая, сказал: «Умирать - скучное и безотрадное дело. Мой вам совет - никогда этим не занимайтесь».
- «Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».
- Моэм о книге «Бремя страстей человеческих»: «Книга моя - не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нем описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых».
- «Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham [ˈsʌməsɪt mɔːm]; 25 января 1874, Париж - 16 декабря 1965, Ницца) - английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент английской разведки.

Моэм родился в семье дипломата, рано осиротел, воспитывался в семье дяди-священника и школе-интернате для мальчиков "Кингз Скул"; изучал медицину, получил диплом врача. После успеха его первой книги, романа "Лиза из Ламбета" (1897), он решил оставить медицину и стать писателем. Этот период его жизни косвенно отражен в его романах "Бремя страстей человеческих" (1915) и "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу" (1930). Несколько написанных следом романов денег не принесли, и Моэм обратился к драматургии. После громкого успеха комедии "Леди Фредерик" (1907) Моэм стал преуспевающим автором. С этого времени он часто и много ездил по свету, в частности, выполняя задание британской разведки в 1916-1917 годах, побывал и в России, о чем поведал в сборнике рассказов "Эшенден, или Британский агент" (1928). В том же году он купил виллу на французском Лазурном берегу и жил там постоянно, кроме периода с октября 1940 по середину 1946 года. Урна с прахом Моэма, согласно его воле, захоронена у стены созданной на его деньги и носящей его имя библиотеки школы "Кингз Скул".

Драматург и эссеист. Моэму принадлежат легкие комедии характеров и положений, злые сатиры на нравы и социально-психологические драмы типа "За заслуги" (1932) с острым конфликтом и точной прорисовкой исторического времени. Его пьесы - в 1903-1933 годах их было поставлено около 30 - отличаются динамичным действием, тщательной разработкой мизансцен, компактным живым диалогом. Однако главный вклад писателя в литературу - это новеллы, романы и эссеистика, в т. ч. книга "Подводя итоги" (1938), в которой свободное эссе о литературе и искусстве, осторожная авторская исповедь и эстетический трактат сплавлены в примечательное художественное целое.

Рассказчик. Взыскательное мастерство формы - крепко выстроенный сюжет, строгий отбор материала, емкость детали, естественный как дыхание диалог, виртуозное владение смысловым и звуковым богатством родного языка, раскованно-разговорная и вместе с тем сдержанная, неуловимо скептическая интонация повествования, ясный, экономный, простой стиль - делает Моэма классиком рассказа 20 века. Многообразие характеров, типов, положений, конфликтов, сопряжение патологии и нормы, добра и зла, страшного и смешного, обыденности и экзотики превращают его новеллистическое наследие (подготовленное им в 1953 году полное собрание рассказов включает 91 произведение) в своего рода "человеческую трагикомедию". Однако этот свод смягчен бесконечной терпимостью, мудрой иронией и принципиальным нежеланием выступать в роли судьи ближнего своего. У Моэма жизнь как бы сама себя рассказывает, сама себя судит и выносит нравственный приговор, автор же не более, чем наблюдатель и хроникер изображаемого.

Романист. Достоинства объективной манеры письма и блестящего стиля, которым Сомерсет Моэм в немалой степени обязан своей любовью к мастерам французской прозы, присущи и его лучшим романам. Помимо "Бремени", это роман о художнике "Луна и грош" (1919) и роман об актрисе "Театр" (1937), образующие вместе с романом о писателе "Пироги и пиво" нечто вроде трилогии о творцах искусства, его смысле и отношении к реальной жизни, а также "Узорный покров" (1925), "Рождественские каникулы" (1939) и "Острие бритвы" (1944). За взаимоотношениями персонажей, столкновениями их устремлений, страстей и натур у Моэма отчетливо проступает художественно-философский анализ некоторых "вечных" тем мировой литературы: смысл жизни, любовь, смерть, сущность красоты, назначение искусства. Постоянно возвращаясь к волновавшей его проблеме сравнительной ценности нравственного и прекрасного, Моэм в каждом случае, хотя и по-разному, отдавал предпочтение первому, как то явствует из логики созданных им образов: "...больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это - самое высокое произведение искусства" ("Узорный покров"). Жизнь Ларри Даррелла, главного персонажа итогового для Моэма романа "Острие бритвы", и есть художественное воплощение этой высшей формы красоты.

Источник энциклопедия компании "КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ" и Wikipedia.org

16 декабря 1965 года в Ницце не стало Уильяма Сомерсета Моэма. Жизнь 91-летнего писателя прервала пневмония. Моэм был самым популярным прозаиком и драматургом 30-х годов - театры поставили более 30 его пьес, он написал более 78 книг. Кроме того, произведения Моэма часто и с успехом экранизировались. Сегодня мы решили вспомнить несколько фактов из биографии автора романов "Театр", "Луна и грош" и "Бремя страстей человеческих".

1. Сомерсет Моэм родился и умер во Франции, однако писатель был подданным Британской короны - родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве.

2. До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей. С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться.

3. Сомерсет родился в семье потомственных юристов - адвокатурой занимались его дед, отец и старший брат, который дослужился до звания лорда-канцлера.

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы

4. Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, бежал после Октябрьской революции.

5. Моэм любил путешествовать - предпочитал экзотику Азии и Океании. В многочисленных поездках писатель собирал материал для своих книг. Однако после 1948 года он перестал куда-либо выезжать, потому что посчитал, что путешествия уже не могут ему давать что-то новое.

Альфред Хичкок использовал отрывки из автобиографических записок для своего фильма "Секретный агент"

6. Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

7. В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его - ежедневно он работал в своем кабинете, где писал не менее 1500 слов. В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости - Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Могилы у Сомерсета Моэма нет - его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери

8. Первый роман - "Лиза из Ламбета" - Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой "Леди Фредерик". Но свой самый первый литературный опыт - биографию композитора Джакомо Мейербера - он сжег из-за того, что ее отверг издатель.

9. Во время Второй мировой войны работал в Голливуде, работая над сценариями. Покинуть Францию Моэма заставила оккупация и попадание его имени в черные списки гитлеровцев.

10. После того, как писатель поставил точку в романе "Каталина", Моэм обратился к изучению литературы и эссеистике. В 1947 году была учреждена "Премия Сомерсета Моэма", которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет.

Годы жизни: с 25.01.1874 по 15.12.1965

"Я не родился писателем, я им стал". Шестьдесят пять лет – время литературной деятельности маститого английского автора: прозаика, драматурга, эссеиста, литературного критика Сомерсета Моэма. Моэм находил вечные ценности, способные придать смысл жизни отдельного смертного человека, в Красоте и Добре. Связанный рождением и воспитанием с верхушкой "среднего класса", именно этот класс и его мораль он сделал главной мишенью своей язвительной иронии. Один из самых состоятельных литераторов своего времени, он обличал власть денег над человеком. Моэма легко читать, но за этой легкостью кроются кропотливая работа над стилем, высокий профессионализм, культура мысли и слова. Писатель неизменно выступал против нарочитой усложненности формы, заведомой неясности выражения мысли, особенно, в тех случаях, когда непонятность "...рядится в одежды аристократизма". "Стиль книги должен быть достаточно прост, чтобы любой, сколько-нибудь образованный человек, мог читать ее с легкостью..." – он всю жизнь воплощал эти рекомендации в собственном творчестве.

Писатель, Уильям Сомерсет Моэм, родился 25 января 1874 года в Париже. Отец писателя был совладельцем адвокатской фирмы и юридическим атташе посольства Великобритании. Мать, известная красавица, держала салон, привлекавший многих знаменитостей из мира искусства и политики. В романе "Подводя итоги" Моэм говорит о родителях: "Она была на редкость красивая женщина, а он - на редкость некрасивый мужчина. Мне рассказывали, что в Париже их прозвали Красавица и Чудовище".

Родители тщательно продумали появление Моэма на свет. Во Франции готовился закон, согласно которому все юноши, родившиеся на территории этой страны, подлежали обязательному призыву в армию по достижении совершеннолетия. Невозможно было допустить и мысли, что их сын, англичанин по крови, через пару десятков лет будет сражаться на стороне французов против своих соотечественников. Избежать этого можно было одним путем – рождение ребенка на территории посольства, что юридически означает – рождение на территории Англии.

В семье Сомерсетов Уильям был четвертым ребенком. В детстве мальчик говорил только по-французски, английский же он стал учить только после того, как внезапно осиротел. Когда Моэму только исполнилось восемь лет, в феврале 1882 года, умирает мать Моэма, от чахотки. А два года спустя уходит из жизни отец, из-за рака желудка. Горничная матери стала няней Уильяма; мальчик очень тяжело переживал смерть родителей.

В английском городе Уитстейбл, в графстве Кент, проживал родной дядя Уильяма, Генри Моэм, приходской священник, который и приютил мальчика. Это было не самое лучшее время в жизни юного Моэма. Его дядя оказался достаточно черствым человеком. Мальчику трудно было наладить отношение с новыми родственниками, т.к. он не владел английской речью. Постоянные стрессы в доме родственников-пуритан вызвали у Уильяма болезнь: он начал заикаться, и это сохранилось у Моэма на всю жизнь.

Моэм о себе: "Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и - то ли по одной из этих причин, то ли от рождения - я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться".

Королевская школа в Кентербери, в которой учился Уильям, тоже стала испытанием для юного Моэма: его постоянно дразнили за плохой английский и низкорослость, унаследованную от отца. Об этих годах его жизни читатель может составить представление по двум романам – "Бремя страстей человеческих" (1915) и "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу" (1929).

Переезд в Германию с поступлением в Гейдельбергский университет, было для Моэма бегством от нелегкой жизни в Кентербери. В университете Моэм начинает изучать литературу и философию. Здесь же он совершенствует свой английский язык. Именно в Гейдельбергском университете Моэм написал свое первое сочинение – биографию немецкого композитора Меербера. Но рукопись была отвергнута издателем, и разочарованный Моэм решает сжечь ее. Моэму тогда шел 17-й год.

По настоянию дяди Сомерсет возвращается в Англию и устраивается работать бухгалтером, но после месяца работы юноша увольняется и уезжает обратно в Уитстейбл. Карьера в церковной сфере тоже была недостижима Уильяму - из-за дефекта речи. Поэтому будущий писатель решил всецело отдаться учебе и своему призванию – литературе.

В 1892 году Сомерсет поступил в медицинскую школу, при больнице Св. Фомы в Лондоне. Он продолжал учиться, а ночами работал над своими новыми творениями. В 1897 г. Моэм получил диплом терапевта и хирурга; работал в больнице святого Фомы в бедном квартале Лондона. Этот опыт писатель отразил в своем первом романе «Лиза из Ламбета» (1897). Книга пользовалась популярностью среди экспертов и общественности, а первые тиражи были распроданы в течение нескольких недель. Этого было достаточно, чтобы убедить Моэма оставить медицину и стать писателем.

В 1903 году Моэм написал первую пьесу «Человек чести», позже были написаны еще пять пьес – «Леди Фредерик» (1907), «Джек Строу» (1908), «Смит» (1909), «Дворянство» (1910), «Хлеба и рыбы» (1911), которые были поставлены в Лондоне, а затем в Нью-Йорке.

К 1914 году Сомерсет Моэм благодаря своим пьесам и романам был уже достаточно известным человеком. Нравственная и эстетическая критика мира буржуа почти во всех произведениях Моэма – это очень тонкое, едко-ироническое развенчание снобизма, опирающееся на тщательный отбор характерных словечек, жестов, черт внешнего облика и психологических реакций персонажа.

Когда началась Первая мировая война Моэм служил во Франции в качестве члена "Британского Красного Креста", в так называемой "Literary Ambulance Drivers", - группе из 23 известных писателей. Сотрудники знаменитой британской разведки МИ-5 решают использовать известного писателя и драматурга в своих целях. Моэм согласился выполнить для разведки деликатную миссию, о которой поведал впоследствии в автобиографических записках и в сборнике "Эшенден, или Британский агент" (1928). Альфред Хичкок использовал несколько отрывков из этого текста в фильме "Секретный агент" (1936). Моэм был послан в ряд европейских стран для тайных переговоров с целью - не допустить их выхода из войны. С той же целью, и еще с заданием помочь Временному правительству удержаться у власти, он прибыл в Россию после Февральской революции. Не без изрядной доли самоиронии, Моэм, уже в конце своего пути, писал о том, что миссия сия была неблагодарной и заведомо обреченной, а сам он – никудышный "миссионер".

Дальнейший путь специального агента лежал в США. Там литератор познакомился с человеком, любовь к которому писатель пронес через всю свою жизнь. Этим человеком был Фредерик Джеральд Хэкстон – американец, родившийся в Сан-Франциско, но выросший в Англии, который впоследствии стал его личным секретарем и любовником. Моэм был бисексуален. Писатель, Биверли Николе, один из его старых друзей, свидетельствует: "Моэм не был "чистым" гомосексуалистом. У него, конечно же, были любовные связи и с женщинами, и не было никаких признаков женского поведения или женских манер".

Моэм: "Пусть те, кому я нравлюсь, принимают меня как есть, а остальные не принимают вовсе".

У Моэма были любовные связи с известными женщинами – с Вайлет Хант, известной феминисткой, редактором журнала "Свободная женщина"; с Сашей Кропоткиной, дочерью Петра Кропоткина, известного русского анархиста, который жил в это время в ссылке в Лондоне.

Но важную роль в жизни Моэма сыграли только две женщины. Первой была Этельвин Джоунз, дочь известного драматурга, больше известная под именем Сью Джоунз. Моэм очень любил ее. Он называл ее Роузи, и именно под этим именем она вошла в качестве одного из персонажей в его роман "Пироги и пиво". Когда Моэм познакомился с ней, она недавно развелась с мужем и была уже довольна популярной актрисой. Он сначала не хотел на ней жениться, а когда сделал ей предложение, был ошеломлен - она отказала ему. Оказалось, что Сью уже была беременна от другого мужчины, сына графа Энтрима. Вскоре она вышла за него замуж.

Другой женщиной писателя была Сайри Барнардо Уэллкам; ее отец был широко известен тем, что основал целую сеть приютов для бездомных детей. Моэм познакомился с ней в 1911 году. У Сайри уже был опыт неудачной семейной жизни. Через какое-то время Сайри и Моэм уже были неразлучны. У них родилась дочь, которую они назвали Элизабет. Муж Сайри узнал о ее связи с Моэмом и подал документы на развод. Сайри предприняла попытку самоубийства, но осталась жива. Когда Сайри развелась, Моэм сделал то, что считал единственным правильным выходом из создавшегося положения: он женился на ней. Сайри на самом деле любила Моэма, а он довольно быстро охладел к ней. В одном из своих писем он написал: "Я женился на тебе, потому что думал, что это единственное, что я могу сделать для тебя и для Элизабет, чтобы дать вам счастье и обеспеченность. Я же женился на тебе не из-за того, что так уж сильно любил тебя, и ты об этом прекрасно знаешь". Вскоре Моэм и Сайри стали жить отдельно. Она сделалась известным художником по интерьерам. Через несколько лет Сайри подала на развод, и получила его в 1929 году.

Моэм: "Я любил немало женщин, но ни разу не познал блаженства взаимной любви".

На протяжении всего этого времени Моэм не прекращал писать.

Настоящим прорывом стал почти автобиографический роман "О человеческом рабстве" (русский перевод "Бремя страстей человеческих ", 1915), который считается лучшим произведением Моэма. Первоначальное название книги "Красота вместо пепла" (цитата из пророка Исаии) ранее кем-то использовалось и поэтому было заменено. "О человеческом рабстве" - название одной из глав "Этики" Спинозы.

Первоначально роман получил неблагоприятные отзывы критиков как в Америке, так и в Англии. Лишь влиятельный критик и писатель, Теодор Драйзер, оценил новый роман, назвав его гениальной вещью и даже сравнив его с симфонией Бетховена. Это резюме подняло книгу до небывалых высот – с тех пор этот роман печатается без перерывов. Тесная взаимосвязь между вымышленным и невымышленным стала товарным знаком Моэма. Чуть позже, в 1938 году, он признавался: "Реальность и вымысел настолько перемешались в моей работе, что сейчас, оглядываясь назад, я вряд ли смогу отличить одно от другого".

В 1916 году Моэм совершает путешествие в Полинезию, чтобы собрать материал для своего будущего романа "Луна и грош" (1919), основанного на биографии Поля Гогена. "Я нашел и красоту, и романтику, но, кроме того, нашел нечто такое, на что и не рассчитывал: нового себя". Эти путешествия должны были навсегда утвердить писателя в народном воображении как летописца последних дней колониализма в Индии, Юго-Восточной Азии, Китае и Тихом океане.

В 1922 году Моэм появился на китайском телевидении благодаря своей книге с 58 мини-рассказами, собранными во время путешествия в 1920 году через Китай и Гонконг.

Сомерсет Моэм ни разу, даже будучи уже признанным мастером, не позволял себе представить на суд публики "сырую" или, по каким-то причинам, не удовлетворяющую его вещь. Он жестко следовал реалистическим принципам композиции и построения характера, которые полагал наиболее отвечающими складу своего дарования: "Сюжет, который автор рассказывает, должен быть ясным и убедительным; он должен иметь начало, середину и конец, причем конец должен естественным образом вытекать из начала... Так же как поведение и речь персонажа должны вытекать из его характера".

В двадцатые годы Моэм продолжает успешную карьеру драматурга. Его пьесы, среди которых "Круг" (1921) – сатира на общество, "Наше лучшее" (1923) – об американцах в Европе, и "Постоянная жена" (1927) – о жене, которая мстит неверному мужу, и «Шеппи» (1933) – ставили в Европе и США.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была приобретена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов, а так же жилищем на всю оставшуюся жизнь писателя. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка сюда «попадали» и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами. К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы. Моэм не скрывал того факта, что пишет "ни ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но, при этом, отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, еще и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином".

В 1944 году выходит роман Моэма "Острие бритвы". Большую часть Второй мировой войны, Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США – сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже – на Юге.

Его давний соратник и любовник, Джеральд Хэкстон, умер в 1944 году; после чего Моэм переехал в Англию, а затем, в 1946 году, на свою виллу во Франции, где он жил в перерывах между частыми и длительными путешествиями. После потери Хэкстона Моэм возобновляет свои интимные отношения с Аланом Сирлом, добрым молодым человеком из трущоб Лондона. Впервые Моэм познакомился с ним еще в 1928 году, когда тот работал в благотворительной организации при больнице. Алан становится новым секретарем писателя. Сирл обожал Моэма, а Уильям испытывал к нему только теплые чувства. В 1962 году Моэм официально усыновил Алана Сирла, лишив права на наследование свою дочь Элизабет, поскольку до него дошли слухи о том, что она собиралась ограничить его права на собственность через суд, по причине его неправоспособности. Элизабет через суд добилась признания своего права на наследство, и усыновление Моэмом Сирла стало недействительным.

В 1947 году писатель утвердил "Премию Сомерсета Моэма", которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти.

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. "Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить ее другим". После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

"У художника нет никаких оснований относиться к другим людям свысока. Он дурак, если воображает, что его знания чем-то важнее, и кретин, если не умеет подойти к каждому человеку, как к равному". Это и другие подобные высказывания в книге "Подводя итоги" (1938), позднее прозвучавшие и в таких сочинениях эссеистско-автобиографического плана, как "Записная книжка писателя" (1949) и "Точки зрения" (1958), могли взбесить самодовольных "жрецов изящного", кичащихся своей принадлежностью к числу избранных и посвященных.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки "Взгляд в прошлое", печаталась осенью 1962 г. на страницах лондонской "Санди экспресс".

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери. Можно сказать, так его увековечили, воссоединив навсегда с делом всей своей жизни.

В его лучших книгах, выдержавших испытанием временем и обеспечивших ему место в ряду классиков английской литературы XX века, ставятся большие, общечеловеческого и общефилософского плана, проблемы.

"Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать".

Моэм написал несколько одноактных пьесок и разослал их в театры. Некоторые из них ему так и не вернули, остальные он, разочаровавшись в них, уничтожил сам.

"Перед тем как писать новй роман, я всегда перечитываю "Кандида", чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия".

"Когда английская интеллигенция увлеклась Россией, я вспомнил, что Катон стал изучать греческий язык в восемьдест лет, и занялся русским. Но к тому времени юношеского пыла во мне поубавилось: я научился читать пьесы Чехова, но дальше этого не пошел, и то немногое, что я тогда знал, давно забылось".
Моэм о России: "Бесконечные разговоры там, где требовалось действовать; колебания; апатия, ведущая прямым путем к катастрофе; напыщенные декларации, неискренность и вялость, которые я повсюду наблюдал, - все это оттолкнуло меня от России и русских".

В Лондоне в одно время шли четыре пьесы Моэма; это создало ему известность. В "Панче" появилась карикатура Бернарда Партриджа, на которой был изображен Шекспир, изнывающий от зависти перед афишами с фамилией писателя.

Моэм о книге "Бремя страстей человеческих": "Книга моя - не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нем описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых".

"Для собственного удовольствия, для развлечения и чтобы удовлетворить то, что ощущалось как органическая потребность, я строил свою жизнь по какому-то плану - с началом, серединой и концом, так же как из встреченных там и сям людей я строил пьесу, роман или рассказ".

Награды писателя

Орден Кавалеров Чести - 1954

Библиография

Романы:
* Лиза из Ламбета (1897)
* (1908)
* (1915)
* (1919)
* (1921)
* (1922)
* (1925)
* Казуарина (1926)
* (1928) Сборник новелл
* Пряники и эль () (1930)
* (Малый уголок) (1932)
* (1937)
* (1938)
* (1939)

Моэм Уильям Сомерсет (Maugham William Somerset) (1874–1965), английский писатель и драматург.

Родился 25 января 1874 в Париже. Отец – Роберт Ормонд Моэм, юристконсульт британского посольства во Франции; мать – Эдит Мери (урожденная Снелл). Дедушка – видный адвокат и соучредитель Английского общества юристов, поэтому мальчику заранее прочили юридическую карьеру. Однако, семейной традиции последовали лишь трое его старших братьев. Один из них, Фредерик Герберт даже занимал должность лорда канцлера между 1938–1939. Мать Моэма болела туберкулезом и умерла в 1882. Через два года от рака желудка умер отец.

Потеря близких тяжело отразилась на психике ребенка. В 1884 его взял на воспитание брат отца Генри Макдоналд Моэм, викарий собора в Вайтстебле графство Кент, Англия. Начальное образование получил в Королевской школе в Кентербери. До десяти лет говорил только по французски. Постоянно подвергался насмешкам за плохой английский язык и маленький рост. Из за нервного стресса у Сомерсета развилось легкое заикание, которое становилось заметным при волнении.

В 1890 Моэм поступил в Гейдельберский университет на отделение литературы и философии. Вернувшись в Англию, Моэм около месяца служил в юридической конторе. По настоянию дяди продолжил образование в медицинском колледже при больнице Святого Фомы в Лондоне. В 1897 Моэм получил диплом врача, однако работать по специальности не стал и полностью посвятил себя литературе.

Первый роман Моэма «Liza of Lambeth» появился в 1897. Начинающий автор быстро пробрел известность. Огромным успехом у публики пользовалась комедия «Lady Frederick» (1907).

В 1908 на лондонских сценах одновременно шли сразу четыре его пьесы. Творческое наследие Моэма весьма обширно: пьесы («A Man of Honour», 1903; «Jack Straw», 1908; «The Explorer», 1908; «Landed Gentry», 1910; «The Land of Promise», 1913; «The Constant Wife», 1926 и др.), романы («The Making of a Saint», 1898; «The Hero», 1901; «Mrs Craddock», 1902; «Of Human Bondage», 1902; «The Moon and Sixpence», 1919; «Theatre», 1937; «The Razor’s Edge», 1944 и др.), сценарии, рассказы, путевые заметки и пр. Он получал огромные гонорары и еще при жизни превратился едва ли не в живого классика. Впрочем, сам Моэм оценивал свой талант весьма скромно: «Самый первый среди второразрядных».

В 1909 Моэм увлекся 21 летней актрисой Этельвин Джонс (Ethelwynne Sylvia Jones), игравшей в его пьесе «Penelope». Дочь драматурга Генри Артура Джонса; домашнее прозвище Сью (Sue). Моэм сделал ей предложение, но получил неожиданный отказ. Отношения продолжались около восьми лет, но не имели продолжения. Э. Джонс стала проотипом Рози – одной из героинь романа «Пироги и пиво» («Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard», 1930).

В 1911 Моэм познакомился с Сири Барнардо (Maud Syrie Barnardo, 1879–1955). Дочь организатора приютов для бездомных детей Томаса Джона Барнардо и его жены Сары Луизы Элмсли. Родилась 10 июля 1879 в Хэкни, Англия. В 1901 в Хартуме вышла замуж за богатейшего производителя фармацевтических препаратов Генри Веллкома (Henry Wellcome, 1853–1936). В 1903 родила сына Генри Маунтни Веллкома. Ребенок страдал умственным расстройством, что сильно омрачало совместное проживание и послужило одной из причин разлада. В 1915 в Италии Сара Веллком родила дочь Мери Элизабет (1915–1998), отцом которой, судя по всему, являлся Моэм, за которого, после официального развода, 26 мая 1917 вышла замуж.

В начале Первой мировой войны Моэм записался добровольцем в группу водителей санитарных машин Красного Креста во Фландрии. В нее входили еще 23 крупных писателя того времени, в т. ч. Эрнест Хемингуэй, Джон Дос Пассос и др. Во время пребывания на Западном фронте Моэм был завербован шефом военной разведки Великобритании Джоном Уоллинджером. В течение нескольких лет работал связником агентурной сети MI 6 в Европе; выполнял особые поручения в Швейцарии и России.

В 1928 Моэм официально развелся с женой, с которой практически никогда не жил под одной крышей. При разделе имущества Сири Моэм получила дом на Кинг Роуд в Лондоне, автомобиль Роллс Ройс, ежегодную пенсию в 2400 фунтов для себя и 600 фунтов для дочери. Впоследствии она обнаружила талант дизайнера по интерьерам. Ее проекты с преобладанием белых тонов пользовались повышенным спросом самой состоятельной и аристократической публики.

Из за угрозы немецкой оккупации в 1940 Моэм перебрался в Соединенные Штаты.

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 в городке Сен Жан Кап Ферра от пневмонии; его пепел развеян в парке Королевской школы в Кентербери, где он когда то учился.