Сказка о музыканте. Сказки, рассказы о музыке и музыкантах

Посмотрите на облака! Разве вы не видите? Значит, вы еще не поверили в чудо. Там есть великая, необъятная и волшебная страна Сказка, о которой вы уже слышали. Тот, кто любит наблюдать за облаками, наверняка замечал, как они причудливо меняют свой лик. Они похожи то на принцессу, то на лошадок, то на сапог, а бывает и на вовсе невиданных существ, которые человек может придумать сам. Ну же, посмотрите еще раз. Представьте, что вон то облако – это великан с драконом, а то – злой колдун в старой дырявой шляпе, а это облако действительно похоже на замок. Вот он! Замок Сказки. В нем живет король, который уже много столетий правит волшебной страной. Он прославился не военными подвигами, не коварством, а тем, что был очень добр и лучше всех рассказывал сказки. За это его нарекли королем Сказочным. Он знал очень много легенд и былей, в которых находил мудрость и знание, и очень любил волшебство.
Когда король Сказочный женился, у него родился сын – принц Чудесный, которому он рассказывал эти волшебные истории. А еще он любил их читать своим гостям на балах и праздниках. И всегда, когда он начинал очередную историю, ему подыгрывал музыкант Чародей на своем волшебном инструменте, а король звенел в бубенцы. И, если вы перед сном поверите в сказку и прислушаетесь, то сможете услышать их чарующий звон, а затем послушать дивную историю короля Сказочного.
Дзинь!

Музыкант Чародей

В королевстве Сказка уже должна была наступать весна, но она не приходила, потому что не слышала пения птиц, не видела, как просыпаются травы. Ведь в Сказку любое время года приходило только тогда, когда волшебная музыка разливалась над полями и лесами, над горами и холмами. Но земля по-прежнему спала, окутанная белоснежным пледом, дремала под колыбельную волшебного музыканта. Этот музыкант жил в сказочном замке, его все уважали и любили, не только потому, что он был добр и очень талантлив, но и потому, что его волшебный инструмент зазывал и весну, и лето, и осень, и зиму, и праздники и волшебство. Его волшебный музыкальный инструмент мог превращаться в любой другой, например, в дудочку или скрипку, и играл он только в руках самого талантливого. Но музыкант был уже очень стар, поэтому не мог играть на своем инструменте и решил найти себе ученика и последователя, ведь музыкантов и певцов было очень много в Сказке. По всему королевству глашатаи объявили музыкальный турнир.
- Музыкант получит главный приз лишь в том случае, если под звуки его мелодии в королевском саду расцветет куст сказочной розы. Музыкант не должен применять чары и магию!
Со всей волшебной страны съехались музыканты и певцы, богатые и бедные, талантливые и не очень. Старик искал среди них лишь одного.
Вот и первый участник. Это был пастушок с дудочкой и козочкой, у которой на шее висел колокольчик. Пастушок заиграл, и как будто трели соловьев разлились над садом, а козочка плясала вокруг пастушка, отчего тоненько звенел колокольчик. Всем вокруг стало так хорошо и приятно, даже мягкий свет прыгал вокруг розового куста. Но цветы не распускались, лишь появились зеленые листочки.
Тогда следующий участник, высокий и худощавый, заиграл на флейте. Все было так же, как и с пастушком. А вот третий был богато одет и пришел сюда со своим механическим соловьем. Он заиграл на виолончели, и соловей стал ему подпевать. Сладкие ноты заставили трепетать листочки и сосульки на деревьях, а затем легкий аромат розовых лепестков охватил сад. Людей одолевал сон, когда вдруг кто-то сказал, что это чары. Музыкант нарушил правило, и его прогнали. И было много таких, кто преступал запрет. Тогда на кусте сказочной розы расцветал один цветок, но когда умолкала музыка, он увядал. Это была только магия.
Наконец, осталось всего несколько музыкантов. Один из них, в коричневой конусной шляпе, вынул скрипку и смычок. Он был похож на одного из Чародеев, волшебников, которых люди не очень любили. Он слышал, что толпа просит прогнать его, ведь он из рода колдунов и обладает невероятными способностями мага. Но он их не слушал. Толпа возмущалась, но старик-музыкант велел ему играть, и Чародей коснулся смычком струны. Кусты стряхнули с себя снег. Над замком вдаль понеслась его песня, такая красивая и весенняя, что где-то люди услышали пение птицы, солнце засияло ласковей и стало теплее. Кто-то наслаждался приятными звуками скрипки, а кто-то все еще возмущался, но добро проникало в сердце каждого. И тут, люди увидели, что на кусте сказочной розы появились нежные бутоны. Они становились все больше и раскрывались, очаровывая всех своей красотой. Цветки нежно улыбнулись и вдохнули в себя зимнюю свежесть. Музыкант закончил играть, а розы как будто просили еще побаловать их дивной музыкой.
- Это чары! Колдовство! – кричали люди.
- Нет! – сказал вдруг старик-музыкант. – Этот Чародей смог доказать, что он достоин своей награды. Но я ищу себе ученика, поэтому сейчас мы сможем убедиться настоящий он музыкант или нет. Вот мой волшебный инструмент, который не слушает никаких чар, только сердце человека. Насколько он будет искренен в своей игре, настолько будет талантлив. Он играет лишь в руках того, кто действительно достоин занять мое место. И, если это правда он, то вам придется снять шубы.
Он передал волшебный инструмент Чародею. В его руках оказалась дудочка. Он заиграл на ней так весело и празднично, так легко и с душой, что небо стало яснее, в нем отразились радужные цвета, расцвели подснежники, деревья встрепенулись, запели птицы, снег растаял и побежал быстрыми ручьями. Стало так тепло, что нежные лучи солнца заставили всех снять свои шубы. Его трель вместе с голосами птиц разнеслась над полями и лесами, над горами и холмами. Проснулись звери, бабочки, травы и солнце. В Сказку мчалась весна на звонкую песню волшебного музыканта Чародея.

Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно - кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах - конце XI - начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко - легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества - XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» - печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица - китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели - Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы - как отечественные, так и зарубежные, - которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

НЕВИДИМАЯ МУЗЫКА

В стародавние времена залетел в терем Снежный Вихрь и похитил Настю-Льняную Косу. Запечалился её сын Иванушка, да видит, делать нечего? пошёл искать по свету матушку родную. Побывал молодец в трёх царствах - Медном, Серебряном, Золотом. Исходил поля широкие, горы высокие, леса дремучие. Нигде нет Насти- Льняной Косы.

Поехал Иванушка по морю-океану к острову Буяну, где прятал Снежный Вихрь пленниц. Идёт островом Иванушка, тропой безвестной, и слышит: в камышовых зарослях, в ивняке да в рябиновой чащобе музыка играет. Сделает шаг - барабаны стучат, сделает другой? дудочки поют, побежит бегом - невидимая рука струны ^ребирает. В лопухи свернёт? затихает музыка. На дорогу вернётся? опять ^ребряные звуки услышит. Как подошёл к зелёному пригорку, бубенцы зазвенели, трубы запели, барабаны ударили. Видит Иванушка: сидит, пригорюнившись, на белом камне Настя-Льняная Коса, поёт о своей несчастной доле.

Догадался добрый молодец, что невидимая музыка неспроста звучала - помогала найти ему матушку.

ГУСЛИ-САМОГУДЫ

В древнем Киеве жил славный богатырь Добрыня Никитич. И стар, и мал знали о его подвигах. Избавил он город от Змея Горыныча - чудища о двенадцати головах, освободил из вражеского плена племянницу князя Владимира -Забаву Путятичну, отважно плавал Добрыня по Пучай-реке, в которой первая стру-ечка была ласкова, вторая - быстрым-быстра, третья будто огонь секла. Любил Добрыня показать силу свою могучую и выезжал в поле не ради драки-кровопролития, сколько ради потехи молодецкой.

Любили петь сказители о его вежестве, был Добрыня спокоен, обходителен, начитан, обращаться умел с гостями иноземными, знал игры искусные. Но особенно полюбилось людям, как пел Добрыня о делах ратных под звон гуслей старых.

Весной красной возратился Добрыня Никитич из похода за Пучай - реку. Надел он платье простого молодца, взял гусли яровчатые и пошел на пир к князю Владимиру. Не хотели княжеские слуги пустить в хоромы гостя незваного. Не смутило это гусляра-богатыря и поступил он так: от ворот - приворотничков, от дверей - придворничков их отталкивал.

На пиру Добрыню посадили на самое последнее место, незаметное и незавидное, где и света белого не было. .

Как ударил гусляр по струнам, все гости заслушались. Играл Добрыня на разные лады - то по - умильному, печальному, то по - удалому И веселому, так что у всех ноги заходились, в пляс запросились. Послушали гости гуслярный звон, сказали с удивлением:

\"А ведь жили мы, братцы, веки по веку

А такой игры на свете не видано,

Да на белом свете не слыхано...\"

Предложил тогда князь Владимир Добрыне:

\"За твои за игры веселые

Садись-ка с нами за единый стол

Поесть с нами еды Сахарной,

Попить с нами меду сладкого\".

Посадили гусляра на место почетное - в красный угол. И тут только разглядели собравшиеся и догадались, что на пир пришел не безвестный молодец, а могучий богатырь и искусный музыкант Добрыня Никитич.

Славился игрой на гуслях Садко из Новгорода, что на берегах Волхова. Ходил Садко на пиры, на праздники, веселил новгородский люд своей музыкой, любили Садко, много историй рассказывали о нем в народе... Во время одного путешествия попал Садко к водяному царю. Попросил подводный владыка новгородского гостя, чтоб сыграл на гуслях звончатых да потешил бы его царство музыкой.

Заиграл Садко плясовую, пустился царь в пляс со своею свитой да так расплясался, что в синем море вода всколебалася, с песком морским перемешалася: стали корабли разбиваться, тонуть...

Как утихомирить плясуна водяного? Как спасти корабли от гибели? И пришлось Садко оборвать струночки у гуслей любимых. Оборвал гусляр струночки и сказал морскому царю:

\"У меня струночки во гуселъках выдернулись, А шпенички во яровчатых повыломались, А струночек запасных не случилося, А шпенечек не пригодилося...\"

Так и утихло морюшко. Садко жил и на самом деле. И даже церковь в Новгороде построена Сатко Сатнычем. Но помнят его более как Садко - гусляра.

СКОМОРОХИ-МУЗЫКАНТЫ

Пришли однажды скоморохи в дом к крестьянской вдове Нениле и позвали с собой скоморошить сына - Вавилу, сказав, что путь им предстоит долгий и нелегкий:

\"Мы идем на Инишое царство

Переигрывать царя Собаку,

Еще сына его Перегуду,

Еще зятя его Пересвета,

Еще дочь его Перекрасу\".

Нелегко было матери расставаться с сыном, да знала Ненила - охота пуще неволи. И ушел Вавила странствовать со скоморохами. В селах встречные прохожие пугали потешных ребят, говорили, что у царя Собаки двор окружен железным забором - тыном, а на каждом тынке-столбе торчат человечьи головы. Но разве могли потешные ребята-скоморохи испугаться, отступиться? Никого они не боялись, да и помогали им селяне - пахари, и птицы, и животные разные.

Когда злой человек обидел скоморохов недобрым словом, его наказали голуби: прилетели они стаей и склевали у него горох в огороде. А молодица, полоскавшая белье и пожелавшая скоморохам доброго пути, была награждена за доброту: ее грубые домотканые холсты стали шелковыми и атласными.

Заприметил царь Собака в своем царстве веселых скоморохов. Со всех сто рон к музыкантам приказал своим Слугам открыть на реках запруды-плотины, пустить воду и утопить всех скоморохов. Со всех сторон к музыкантам стала подступать вода. Скоморохи не растерялись.

\"Заиграл Вавила во гудочек

И во звончатый во пвреладец,

А Кузьма с Демьяном приспособил...

И пошли быки тут стадами,

А стадами тут да табунами,

Еще стали воду да упивати,

Еще стала вода да убывати\".

Как ни старался царь Собака погубить пришельцев, ничего у него не вышло: вода не топит, огонь не сжигает. А как пришли скоморохи к царю Собаке в его палаты, как заиграли все в дудки, сопели, ложки, барабаны, гусли, волынки, так и сдохли от злости царь Собака и все его слуги. Досталось Инишое царство гудошни-ку, крестьянскому сыну Вавиле, привез он на новое место свою матушку, что не побоялась отпустить сына в странствие со скоморохами. И поняла Ненила, что ничего нет на свете сильнее, чем скоморошья музыка.

Юный пастух Лель ходил по лесам и лугам с певучей дудочкой-свирелью. Садился Лель на пригорке под березкой и начинал играть на свирели. Летний ветерок переставал шелестеть в траве и листьях, не хотел мешать ласковым мелодиям. Собиралось вокруг Леля стадо, слетелись птицы, выходили из лесов дикие звери - все слушали волшебную дудочку.

Из-под замшелого пня выползла старая-престарая змея - и ей нравились звуки, что извлекал пастушок из кленовой дудки. Глядел Лель вокруг и радовался - все его слушают. Хозяйки из деревень приносили пастуху-музыканту самые вкусные куски пирога, угощали молоком, малиной, сладкими пряниками и слушали. Матерью Леля была Весна-Лада. Она наградила своего сына даром музыкальным. Слушала Лада, как Лель играл на свирели, собирала на лугах цветы и плела для сына венок. Одевала она венок Лелю на голову, и шел он по весенней земле, поигрывая на своей свирели. Где проходил Лель - между людьми наступали мир, добро и дружеское согласие.

ЗЕЛЕНЫЙ РОЖОК

В одной деревне жил пастух. Он был большой мастер играть на рожке. Слушал деда сам композитор Бородин. Александр Порфирьевич писал тогда оперу \"Князь Игорь\" и специально приезжал в суздальское село Весь послушать здешних рожечников.

Теперь^ когда передают из Большого театра оперу \"Князь Игорь\", можно услышать, как в опере играют рожки. Многие композиторы брали музыку из народной жизни. И сегодня они украшают русскую оперу и балет.

ТРУБЫ БОГАТЫРСКИЕ

Охраняла застава родную землю от внезапного набега вражеских полчищ. Ни конный, ни пеший не мог подойти к заставе незаметно. Рано утром на холм возле заставы поднимался один из богатырей и трубил в медную трубу. Со всех сторон к трубачу летели птицы. Спрашивал богатырь: \"Птицы перелетные, слуги верные, не видали, не слыхали о наших врагах?\". В обед приходил" на холм другой богатырь и играл в серебряную трубу. Ползли на бугор со всех сторон муравьи. Богатырь спрашивал: \"Муравьи-мураши, слуги верные, не видали, не слыхали ли о наших врагах?\". \"Слышим, слышим, - отвечали мураши, - конский топот\". Не спеша точили на заставе сабельки, -готовили колчаны чугунные.

К вечеру поднимался на холмик третий богатырь, трубил в золотую трубу. Бежали со всех ног из темных лесов волки серые, медведи косолапые,зайцы быстроногие. Трубач вопрошал зычным голосом:

\"Звери лесные,ослуги верные, не видали, не слыхали, где наши вороги?\" - \"Коней в реке поят\". Седлали богатыри коней пышногривых, ехали к реке, налетали на ворогов, топтали их силу несметную.

Звук трубы созывал воинов в поход. Под боевой напев трубы сходились богатыри в схватке. Трубы возвещали о возвращении ратников в родные края с победой.

БАЛАЛАЙКА

Созвал царь народ и сказал: \"Кто будет весело играть, тому на радостях много пожалую\". Собрались музыканты. Кто на чем старается. А Иванушка, крестьянский сын, купил себе балалайку и так заиграл - весь народ удивился, в пляс пустился.

И получил лихой балалаечник в награду яблоки молодильные, водицу живую, да полну шапку золота-серебра.

\"Яблочко съешь - век не состаришься, водицы глотнешь - никогда не умрешь...\"

КОЛОКОЛА

Между Москвой и Ярославлем, на большой дороге, на берегу озера Неро, стоит город Ростов Великий. Еще в старину он был \"украсно украшен\" народными мастерами: в озере отражаются стены ростовского Кремля, затейливые терема и палаты, церковные купола и звонницы. \"Сказочный город\", - говорят люди.

В городе все интересно, но самое интересное - колокольные звоны. Ростовские колокола - это древний русский оркестр под открытым небом. Когда колокола поют, люди останавливаются и слушают. Каждый колокол по-своему называется: Большой Сысой, Лебедь, Баран... Самый большой колокол весил две тысячи пудов, и его звон слышен далеко-далеко. И отлил его мастер-умелец Флор Терентьев триста лет назад. О Большом Сысое говорили: \"Рявкнул вол - на семь сел\".

Колокола лили из меди, примешивая олово и серебро. Колоколам приделывали ушки для подвеса, а внутри колокола был \"язык\". К \"языку\" закрепляли веревку, и звонарь, раскачивая \"язык\", ударял им по стенкам колокола.

И колокол звонил.

Искусными музыкантами были звонари. От отца к сыну, от деда к внуку передавалось искусство звонить в колокола. Звонари-мастера вещали о красоте и мудрости народа русского, о его силе и отваге.

В давние времена на Ивановской звоннице в Московском Кремле висел колокол. Когда надо было звонить, то его раскачивали 24 человека. Весил коло кол больше двух тысяч пудов.

Во время одного из пожаров колокол упал. Умелый московский литейщик колокольных дел мастер Чохов отлил новый колокол, и весил он уже более восьми тысяч пудов. Когда звонили в такой колокол, то гул был над столицей неслыханный.

Стоит в Кремле Царь-колокол. Вес свыше 12 тысяч пудов. Отливали его отец и сын Моторины. Колокол был украшен узорами... Вся Москва ходила в Кремль любоваться, как в огромной яме возле церкви Ивана Великого рождается новый богатырь. Но случилось несчастье - страшный пожар. Во время пожара колокол то раскалялся, то охлаждался, на него летели горящие бревна. Свыше ста лет он пролежал в земле, а когда его стали в прошлом веке поднимать из ямы, от него отвалился кусок в 12 тонн весом.

Так Царь-колокол, что стоит теперь в Кремле возле колокольни Ивана Великого, ни разу и не позвонил.

Михаил Александрович Глинка, великий русский композитор, любил слушать колокола и умел на рояле наигрывать звон. А когда он написал свою знаменитую оперу \"Иван Сусанин\", то в хоре \"Славься!\" зазвучал колокольный перезвон во славу русского народа.

Конголинская девица и музыкант! Сказка

Вот однажды в одном царстве,

В самом милом государстве,

Жили были музыканты.

Наилучшие таланты!

В царстве музыка звучала,

Никого не затмевала.

Все любили танцевать,

Песни радостно писать,

Петь и весело плясать!

Неподдельные таланты,

Им гадалка кинет карты.

Там увидила веселье,

Превращалось в новоселье!

Словно кто-то из талантов,

Самых лучших музыкантов,

Скоро влюбиться в дивчину,

Дивно музыку закинув!

И уйдёт в далёки страны,

И набьёт большие раны!

И действительно,не долго.

Приезжала к ним из Конго

Конголинская деица,

Ну красива, как царица!

Музыкант хиты ей спел.

Спел,а сам весь покраснел.

Подошел поближе он,

И услышал:-Пошел вон!

Он никак не ожидал.

Песни петь он перестал.

О девице он мечтал.

Нету шансов, он считал.

Вот влюбился музыкант

И его исчез талант!

Пошел к бабушке своей

И пожаловался ей!

Бабушка пошла гулять,

Поспешила всем сказать!

Там услышала девица,

Что талант пропал в столице!

Она вспомнила,как пел.

Удивлялась, что сумел!

Долго думала девица,

Перестала веселиться!

Я ему ведь нагрубила,

И талант его сгубила.

Конголинская жевица,

Эх багата, как царица!

К музыканту подбежала.

Песню сразу заказала.

Ты прости меня-сказала.

Музыкант не отказал,

Хит последний свой сыграл.

А девица танцевала.

И в конце поцеловала!

Музыкант не долго ждал

В Ювелирный побежал,

Кольца долго выберал.

Его мучали сомненья,

Как же сделать предложенье?

Он ведь это долго ждал,

И талант не потерял!

Муза для него девица!

И легка как будто птица!

Сделал деве предложенье,

Как былое поколенье!

И совсем не прогадал,

Будто деву давно знал!

Он на свадьбе и играл,

И невесту целовал.

А невеста полюбила,

Больше, правда не хамила.

Мама домик им купила.

Он уехал за границу,

Где потом и пел в столице!

Вот и правда новоселье!

Каково теперь веселье!

Слепая и музыкант. сказка

У него был от Бога талант:

Он с музыкой с детства дружил.

Он бродячий был музыкант.

Он пел песни, он этим жил.

У него – идеальный слух,

У него в горле жил соловей.

Он на площади тешил старух,

Торгашей, попрошаек, детей.

Но певца прогоняли всегда,

Наплевав на слова и мотив,

Потому что людская молва

Окрестила его: некрасив.

Некрасив был певец, хуже нет.

Говорили: «Ужасно страшён».

Почему? На лицо был ответ –

В детстве оспою поражён.

И когда с песней он выступал,

Говорили: «Прекрасно поет,

Только сам ужасен, как черт!»

Песни все становились грустней.

И, однажды, он в полнолунье,

Не стерпев жестокость людей,

Пришел в дом к старой колдунье.

«А, милок, заходи, я ждала», –

Проскрипела седая ведьма.

«Что, жизнь твоя тяжела?

Хочешь скинуть тяжкое бремя?»

«Да, прошу тебя, помоги.

Я устал от косящихся взглядов.

Если можешь, то дай красоты.

Если нет, то дай лучше яду».

«Помогу, но устроит цена?

Красив ты станешь, как бог.

Будет жизнь признаньем полна,

Наконец, ты узнаешь любовь».

«Я согласен. Что надо, скажи.

Я хочу еще много успеть!»

«Красота – она требует жертв.

Ты больше не будешь петь!»

А на утро у стен дворца

Появился прекрасный принц,

И пленил молодые сердца

Всех видавших его девиц.

В королевский театр пошёл,

Стал там самым лучшим актером.

Там успех его и нашёл,

А потом отыскало и горе.

Он купался в деньгах и славе

И внимание женщин снискал,

Пренебрёг былыми мечтами

И как будто счастливым стал.

Но однажды по улице ехал,

Где он раньше на площади пел.

Петь не может – уже не помеха,

Он ведь молод, красив, очень смел.

Вдруг – она! Красота неземная.

В дом напротив тихонько зашла.

Он – за ней. Сердце так замирает.

«Стой, красавица, кто ты, ответь?

Привела меня, видно, судьба».

«Я дочь пекаря. Не могу я тебя разглядеть.

«Путник, жаль, я не вижу тебя.

Я с рожденья слепа. Прости».

«Мне свидетели – небеса.

Ты прекрасней, чем роз лепестки.

Жаль, не видишь себя ты, Краса!

Я влюбился, моя ты душа.

Будь женой мне, тебя я молю!»

Отвечала она, не спеша:

«Извини, я другого люблю».

«Он прекрасней, чем я, мне ответь»

«Я не знаю, я его не видала.

Но он мог удивительно петь,

Так, что сердце мое замирало.

Но уж год, как он не поёт.

Стала жизнь моя вновь черна.

Может, снова на площадь придёт.

Я так жду!» - прошептала она.

Душу жжёт изнутри пустота.

На неё он не в силах смотреть.

Так зачем ему красота,

Если больше не может петь?

Да, заклятье спадёт когда,

Запоет для неё он вновь.

«Красота пусть уйдет навсегда.

Все равно ты слепа, любовь!»

Он запел, как поют соловьи.

Да, он стал, как и был, некрасив,

Но уже не воротишь всё вспять.

Их любовь ничто не разрушит,

Ведь она полюбила его

За прекрасную светлую душу.

Бубенцы волшебных сказок. Сказка о Музыканте

Музыкант Чародей

В королевстве Сказка уже должна была наступать весна, но она не приходила, потому что не слышала пения птиц, не видела, как просыпаются травы. Ведь в Сказку любое время года приходило только тогда, когда волшебная музыка разливалась над полями и лесами, над горами и холмами. Но земля по-прежнему спала, окутанная белоснежным пледом, дремала под колыбельную волшебного музыканта. Этот музыкант жил в сказочном замке, его все уважали и любили, не только потому, что он был добр и очень талантлив, но и потому, что его волшебный инструмент зазывал и весну, и лето, и осень, и зиму, и праздники и волшебство. Его волшебный музыкальный инструмент мог превращаться в любой другой, например, в дудочку или скрипку, и играл он только в руках самого талантливого. Но музыкант был уже очень стар, поэтому не мог играть на своем инструменте и решил найти себе ученика и последователя, ведь музыкантов и певцов было очень много в Сказке. По всему королевству глашатаи объявили музыкальный турнир.

Музыкант получит главный приз лишь в том случае, если под звуки его мелодии в королевском саду расцветет куст сказочной розы. Музыкант не должен применять чары и магию!

Со всей волшебной страны съехались музыканты и певцы, богатые и бедные, талантливые и не очень. Старик искал среди них лишь одного.

Вот и первый участник. Это был пастушок с дудочкой и козочкой, у которой на шее висел колокольчик. Пастушок заиграл, и как будто трели соловьев разлились над садом, а козочка плясала вокруг пастушка, отчего тоненько звенел колокольчик. Всем вокруг стало так хорошо и приятно, даже мягкий свет прыгал вокруг розового куста. Но цветы не распускались, лишь появились зеленые листочки.

Тогда следующий участник, высокий и худощавый, заиграл на флейте. Все было так же, как и с пастушком. А вот третий был богато одет и пришел сюда со своим механическим соловьем. Он заиграл на виолончели, и соловей стал ему подпевать. Сладкие ноты заставили трепетать листочки и сосульки на деревьях, а затем легкий аромат розовых лепестков охватил сад. Людей одолевал сон, когда вдруг кто-то сказал, что это чары. Музыкант нарушил правило, и его прогнали. И было много таких, кто преступал запрет. Тогда на кусте сказочной розы расцветал один цветок, но когда умолкала музыка, он увядал. Это была только магия.

Наконец, осталось всего несколько музыкантов. Один из них, в коричневой конусной шляпе, вынул скрипку и смычок. Он был похож на одного из Чародеев, волшебников, которых люди не очень любили. Он слышал, что толпа просит прогнать его, ведь он из рода колдунов и обладает невероятными способностями мага. Но он их не слушал. Толпа возмущалась, но старик-музыкант велел ему играть, и Чародей коснулся смычком струны. Кусты стряхнули с себя снег. Над замком вдаль понеслась его песня, такая красивая и весенняя, что где-то люди услышали пение птицы, солнце засияло ласковей и стало теплее. Кто-то наслаждался приятными звуками скрипки, а кто-то все еще возмущался, но добро проникало в сердце каждого. И тут, люди увидели, что на кусте сказочной розы появились нежные бутоны. Они становились все больше и раскрывались, очаровывая всех своей красотой. Цветки нежно улыбнулись и вдохнули в себя зимнюю свежесть. Музыкант закончил играть, а розы как будто просили еще побаловать их дивной музыкой.

Это чары! Колдовство! – кричали люди.

Нет! – сказал вдруг старик-музыкант. – Этот Чародей смог доказать, что он достоин своей награды. Но я ищу себе ученика, поэтому сейчас мы сможем убедиться настоящий он музыкант или нет. Вот мой волшебный инструмент, который не слушает никаких чар, только сердце человека. Насколько он будет искренен в своей игре, настолько будет талантлив. Он играет лишь в руках того, кто действительно достоин занять мое место. И, если это правда он, то вам придется снять шубы.

Он передал волшебный инструмент Чародею. В его руках оказалась дудочка. Он заиграл на ней так весело и празднично, так легко и с душой, что небо стало яснее, в нем отразились радужные цвета, расцвели подснежники, деревья встрепенулись, запели птицы, снег растаял и побежал быстрыми ручьями. Стало так тепло, что нежные лучи солнца заставили всех снять свои шубы. Его трель вместе с голосами птиц разнеслась над полями и лесами, над горами и холмами. Проснулись звери, бабочки, травы и солнце. В Сказку мчалась весна на звонкую песню волшебного музыканта Чародея.

Про музыкантов масайская сказка

Когда-то все люди жили в Африке. Было их немного, человек сорок. Позитивные такие, по жизни ничем не запаренные. Они нигде не работали, не торговали, не воевали и даже книжек не читали, а только отдыхали да бездельничали. Ну, и немножко охотились, или, допустим, что-то по хозяйству, а больше ничего не делали. Но под вечер они обязательно собирались у костра, и приходили музыканты - барабанщик и флейтист. И играли сначала для беседы, потом для танцев, а под утро выдавали очень сложный наворот для раскрытия неба. И небо раскрывалось и показывало разные чудеса, это было такое типа древнее кино.

Смотрели люди на небесные чудеса и думали, что на небе должно быть гораздо прикольнее, чем на земле. И однажды они все вместе полезли на высокую гору Килиманджаро. Впереди шёл барабанщик и стучал: ЭЙ, НЕБО! ОТКРЫВАЙСЯ! МЫ К ТЕБЕ ИДЁМ! За ним шёл флейтист и дудел: ЭЙ, НЕБО! ОТКРЫВАЙСЯ! МЫ К ТЕБЕ ИДЁМ! А за ними уже шли все остальные и орали ту же самую тему.

Когда они дошли до самого верха, небо раскрылось. Впустило обоих музыкантов, и сразу же обратно закрылось и поднялось километров на десять в сторону космоса. А люди вернулись на землю. Они даже не расстроились - они просто поняли, что небо не такая простая штука, и проскочить туда не каждому дано.

Хотя, в принципе, шанс у людей тогда был. Если бы они хотя бы на пять минут голову включили, то они бы барабанщика впереди поставили, а флейтиста замыкающим. И вписались бы на небо плотной кучкой между такими мощными музыкантами - тем более, что и кучка-то была совсем небольшая, человек сорок. Но сейчас этот номер уже не прокатит: нынче и барабанщики послабее, и флейтисты пожиже, и небо повыше, и людей побольше, и всё гораздо иначе.

Сказка про то, как российского рок - музыканта на месяц вычеркнули из истории России.

Жил да был, впрочем, почему был? Он и сейчас живёт! Ладно, начнём по - другому: жил себе припеваючи один рок - музыкант, и не простой музыкант, а один из патриархов российского рока. Как его зовут? Ну, чтобы никому не было обидно, назовем его Глеб Глебович. Сразу скажу, что к Глебу Самойлову наш главный герой никакого отношения не имеет.

Итак, жил в России припеваючи один из патриархов русского рока Глеб Глебович. И все его любили и очень уважали. А российское правительство его даже наградило 12 лет назад за огромнейший вклад в культуру нашей страны.

И вот, как – то гастролируя по разным странам, заехал наш Глеб Глебович в одну теперь не очень дружественную нам на данный момент страну, дал в ней несколько концертов и сфотографировался с одним очень не хорошим человеком. Как зовут этого человека? Ну, назовем его: Миша Писяшвили или нет – Миша Какашвили. Да чего мелочиться! Миша Писяикакашвили! Сфотографировался Глеб Глебович и забыл, поехал дальше гастролировать. А Миша НЕ ЗАБЫЛ! Выложил он это фото в интернете – и ну хвастаться! Хвастается и Россию поругивает! Галстуки в перерывах жуёт и грузинским вином запивает!

Узнал о том российский народ и опечалился! Прознали про то российские парламентарии и рассердились!

«Уж лучше бы он с проституткой сфотографировался!» - грозно заявил Главный Патриотический певец России.

«Нет!» - печально заявил Главный Патриот России: «С проституткой один из патриархов английского рока фотографировался, позировал, позировал с ней, а потом и женился на ней! А когда в постель с ней лег, то выяснилось, что проститутка - то та – одноногая, и вместо второй ноги у неё деревянный протез!»

Покачали наши парламентарии головой, выслушав эту грустную историю, и постановили: вычеркнуть Глеба Глебовича на месяц из истории России, чтобы другим неповадно было! И указ соответствующий подготовили!

Закончились у Глеба Глебовича гастроли, вернулся он в родную страну, а на российской таможне ему и говорят: «Предъявите, пожалуйста, ваши вещи к досмотру!» Удивился Глеб Глебович: «Разве вы меня не узнаёте? Я же Глеб Глебович – патриарх российского рока!» Заглянули российские таможенники в современную российскую историю и удивленно покачали головой: «Что – то вы путаете, гражданин! Нет вас в российской истории! Вы, наверное, какие – то запрещенные препараты принимали за границей и у вас галлюцинации! Или с памятью у вас не лады! Вам лечиться надо!» И ещё раз как следует обшмонали Глеба Глебовича.

Приехал Глеб Глебович домой опечаленный. А его никто не встречает: ни бесчисленные поклонники, ни вездесущие журналисты! Удивился Глеб Глебович и позвонил своему другу Главному музыканту российской оппозиции – Кондрату.

«Плохо дело, Глеб Глебович!» - говорит Кондрат: «Тебя российские парламентарии на месяц из российской истории вычеркнули, и теперь тебя никто в стране не помнит и не знает!»

Не поверил своему другу патриарх российского рока и рассмеялся в трубку:

Не может быть такого, чтобы в России меня по указу каких – то там депутатов все забыли!

Может, - грустно отвечает Кондрат. - У нас в стране всё может быть! А если не веришь – проверь!

Пошел Глеб Глебович в магазин, где музыкальными дисками торгуют, и спросил свои записи. Удивились продавцы, головами покачали: никогда мы про такого музыканта не слышали! Спросил тогда Глеб Глебович записи группы «Клетка для канареек» и услышал тот же ответ. Полдня по разным магазинам патриарх российского рока ездил, и везде один и тот же результат: никто его не помнит и не знает!

Купил тогда Глеб Глебович диски с фильмами, в которых он снимался и где его музыка звучит. Приехал домой, начал проверять. Что такое! Нет в фильмах его музыки, а есть музыка его друга Кондрата, а в фильмах на экране вместо него Юра Шевчук появился!

Опечалился тогда патриарх российского рока, позвонил другу Кондрату, пожаловался! «Ничего!» - говорит Кондрат: «Есть выход! Мы тебя на оппозиционное радио и телевидение пригласим! Увидят и услышат тебя люди, вспомнят, полюбят!»

Сказано – сделано! Но не получилось задуманного у российской оппозиции! Начали звонить изумленные люди: «Что это за старый пердун поёт какие – то странные песни! Нет в них ничего оппозиционного! Нам такое не надо! Где критика власти! Где грязные помои на нашу родину! Мы это хотим слышать!»

Пуще прежнего опечалился Глеб Глебович! Купил бутылку водки – начал пить. Не берёт его русская водка!

А на следующий день все центральные российские газеты напечатали эти две фотографии, и весь российский народ радостно смеялся над Мишей Писяикакашвили, сравнивая с Писающим мальчиком!

А ещё через день государственная дума отменила своё постановление и восстановила Глеба Глебовича в российской истории.

И снова все прилавки магазинов оказались заполнены дискам с музыкой Глеба Глебовича и группой «Клетка для канареек».

Вместо Юрия Шевчука на экране снова оказался наш славный музыкант! Россияне вздохнули счастливо, и справедливость восторжествовала! А Миша Писяикакашвили от злости подавился, жуя собственный галстук, и некому было вовремя ему похлопать по его сутулой спине!

Вот и рассказал я вам, уважаемые читатели, сказку про то, как российского рок - музыканта на месяц вычеркнули из истории России.

Кто – то улыбнулся, кто – то рассердился, кто – то огорчился.

Но все - то мы понимаем, что к счастью, это всего лишь сказка!

А вот, как нам понять некоторых наших российских парламентариев, которые предлагают вычеркнуть из российской истории того или иного человека?!!!

Как это возможно?!!

Как в моей сказке?

Решили, постановили - все об этом человеке забыли?

Чем? Каким местом эти народные избранники думают?

Впрочем, каким местом думают некоторые наши российские парламентарии – это уже другая сказка!

И я вам её, может, когда – нибудь расскажу, если и меня тоже, кто – нибудь и откуда – нибудь не вычеркнет!

Как родилась песня.

В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.
Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:
- Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.
Послушали они журчание ручейка и пошли дальше. Неожиданно подул ветерок. Листья зашелестели, трава зашумела. средний зайчонок и говорит:
- Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.
Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. пение птиц было очень красивым, мелодичным - настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:
- Мама! Теперь мы знаем как рождаются твои песни - тебе помогает наш любимый лес!

Кочетова Таня. "5-б" класс, школа №131

Сказка о том, как родилась музыка.



Жила-была Сова, и был у неё маленький совёнок. Спросил как-то сын у матери - "Откуда берутся песни?" Мудрая Сова рассказала сыну, что давным давно у старого дуба стоял старый, старый барабан. А на том дубе жила белочка по имени Малинка. Она прыгала по веткам и нечаянно задела ветку дуба со спелыми желудями. Эти желуди упали на барабан и он издал чудесные звуки, которые сложились в веселый ритм. Услышав этот ритм ветерок закружил листья, а птичий хор подхватил это ритм и добавил свою мелодию. Прекрасная музыка заполнила весь лес.
Маленький совёнок,послушав мамин рассказ, полетел к старому дубу. Уж очень захотелось и ему поиграть на барабане.

Звездина Полина. 5-Б класс школа № 131

Сказка о музыкантах.



Жил-был в одной деревне мальчик. Звали его Егоркой. Любил Егорка играть на дудочке. Однажды сидел он на берегу реки и играл на своей любимой дудочке. Вокруг пели птицы, тихонько журчала вода в реке, перекатываясь по камешкам.Не заметил Егорка, как уснул. А когда проснулся - не нашел свою дудочку. Очень огорчился Егорка, уж очень любил свою дудочку.
Но долго горевать он не мог и решил сделать себе новую. И пошел Егорка в лес, чтобы выбрать лозинку для дудочки. Идет, идет Егорка и вдруг слышит звуки музыки. Интересно стало Егорке: кто же это там играет? Все дальше идет он в лес, все громче музыка. Выходит Егорка на полянку, да как ахнет: на полянке медведь, заяц, осел, кузнечик и соловей сидят. Да не просто сидят, а музыку играют. Каждый на своем инструменте. Медведь на контрабасе, заяц на барабане, кузнечик на скрипке, осел на балалайке, а соловей - поет. Да так славно получается. Заслушался Егорка, понравился ему лесной оркестр, но все-таки чего-то не хватает. Может быть дудочки?
Подошел к музыкантам Егорка и спросил: - Можно я с вами буду играть?
- Можно, конечно. Нам как раз одного музыканта не хватает. Летела мимо сорока и уронила дудочку. Может попробуешь? - сказал медведь и протянул Егорке дудочку.
Посмотрел Егорка - так вот кто его дудочку забрал. Обрадовался очень и заиграл на радостях веселую мелодию. Подхватили ее лесные музыканты и закружила музыка весь лес.
Так и стали они с тех пор играть вместе, да так хорошо, что прославились на всю округу. Многие приходили послушать их игру. Так и стали музыканты жить поживать, да людям радость нести.