Самые известные картины брюллова с названиями. Брюллов Карл: произведения, картины, биография

«Автопортрет»
1836г.
Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.


«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
1827г.
холст, масло 62х 32.5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Итальянка, ожидающая ребенка»
1830г.
картон, акварель, графический карандаш 19х22.5см,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком»
1832-1834г.
Холст, масло 51 х 73
Музей Хиллвуд
Вашингтон

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.
Отправляясь осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.
Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.


«Последний день Помпеи»
1830-1833г.
Холст, масло. 456.5 x 651 см
Государственный Русский музей


«Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой»
1841г.
Холст, масло 200 х 142
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»
1842г.
Холст, масло 249 х 176
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет княгини А.А.Багратион»
1849г.
холст, масло 60 х 52.8 cм

Москва


«Прогулка»
1849г.
Бумага, акварель 31 х 46
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нарцисс, смотрящий в воду»
1819г.
холст, масло 162 х 209,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Гадающая Светлана»
1836
Нижегородский государственный художественный музей

Единственное произведение К.П.Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Роматнический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению.


«Портрет княгини Е.П.Салтыковой»
1833-1835гг.
бумага, акварель 44 х 33,6 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией»
1830г.
Холст, масло 265 х 185
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет автора и баронессы Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке»
1833-1835гг.


«Бахчисарайский фонтан»
1849
Всероссийский музей А.С.Пушкина


«Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых»
1839г.
Холст, масло 281 х 213
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Сладкие воды близ Константинополя»
1849г.
акварель, 69 х 87 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Инесса де Кастро - дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода.
Будучи придворной дамой супруги инфанта Дон-Педро, сына короля Альфонса IV Португальского, Инесса де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены (1345 г.) тайно с ней обвенчался.
Советники короля выдали тайну инфанта. Дон-Педро, спрошенный отцом, не рискнул сказать правды, но в то же время не соглашался жениться на другой. Тогда королевский совет решил умертвить Инессу де Кастро.
Однажды, когда Дон-Педро отлучился на охоту, король отправился к Инессе де Кастро, но, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокого намерения.
Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить убийство, и в тот же день Инесса де Кастро была умерщвлена.
После смерти Альфонса IV убийцы Инессы де Кастро бежали в Кастилию, но были выданы обратно в обмен на испанских беглецов и преданы жестокой казни.
Два года спустя король торжественно объявил, что с разрешения папы был обвенчан с Инессой де Кастро, приказал вынуть из могилы ее тело, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести. Потом тело торжественно похоронили в королевской гробнице, над которой воздвигли великолепный памятник из белого мрамора, завершавшийся изображением Инессы де Кастро с короною на голове.


«Смерть Инессы де Кастро»
1834г.
холст, масло, 213 х 299.5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Всадница» написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на неё было очень много откликов, которые собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Ю. Самойловой. О Джованине известно мало.

«Всадница»
1832
Холст, масло 291,5 х 206
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«У Богородицкого дуба»
1835
Холст, масло 61 х 74
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет императрицы Александры Федоровны»
1837
Областной художественный музей
Воронеж
Россия


«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»
1843
Холст, масло 482 х 675
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа»
1849
Холст, масло 53,4 х 76,3 (верх - полуовал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нашествие Гензериха на Рим»
1836
холст, масло 88 x 117,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Прерванное свидание»
1827
картон, акварель, графический карандаш, 23 х 187 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва.


«Гулянье в Альбано»
1830-е
бумага, акварель, лак, графический карандаш, 24.7 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сон девушки на рассвете»
1830-е
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


«Сон монашенки»
1831
бумага, акварель, лак, 22.5х27.4
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Итомская долина перед грозой»
1835
Акварель, бумага.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Москва


«Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии»
1835
акварель, бумага
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва


«Диана, Эндимион и Сатир»
1849
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сатир и вакханка»
1824г.
холст, масло, 25,5 х 21 cм.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Эрминия у пастухов»
1824г.
Холст, масло 98,2 х 137,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Вирсавия»
1832г.
Холст, масло 173 х 125,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Утро», написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. Она была первой попыткой художника изучения реальной жизни.
Работая над картиной «Утро», Брюллов писал Обществу поощрения художников: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
Обратившись за творческим советом к старым мастерам, Брюллов предпочел Тициана, как в свое время еще в Венеции Тияторетто и Веронезе. В Тициане молодого Брюллова больше всего привлекало мастерство передачи освещения. Он решил скопировать произведение великого венецианца в римском собрании Шара. Узнав о запрете владельцев Брюллов вынужден был ограничиться посещением их дворца, где, по собственному признанию, старался хоть «скрадывать глазами» искусство старого мастера.
Картина Брюллова, привлекала свежестью замысла, непосредственностью наблюдения, новизной живописных задач. Она была очень тепло встречена современной печатью, сделавшей подробное ее описание.
«Картина сия,—писали в «Отечественных записках»,— заключает в себе истинное волшебство в живописи: девушка, встрепенувшаяся от сладкого сна, бежит к фонтану освежиться водою. Она подставила обе ручки под желобок и с нетерпением ждет, как они наполнятся водою, которая, журча, падает на них тонкою cтруёй. На сию последнюю устремлено все ее внимание. . . Меж тем лучи восходящего солнца пробиваются, как чрез янтарь, сквозь прелестное ушко ее. Это совершенное очарование!»— восторженно заключал свое описание автор статьи.


«Итальянское утро»
1823г.
Кунстхалле
Киль

Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.


«Итальянский полдень»
1827г.
Холст, масло 64 х 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет У.М.Смирновой»
1837-1840гг.
холст, масло 90х71,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Спящая Юнона»
(этюд)
1839-43г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны»
1829
Холст, масло 73,4 х 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Ольги Николаевны»
(1822-1892).
1837
Холст, масло 46 х 38 (овал)
Самарский областной художественный музей
Самара


«Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью»
1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет М.М.Бек с дочерью»
1840
Холст, масло 246,5 х 193
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет детей Волконских с арапом»
1843
Холст, масло 146,1 х 124,1
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар»
1849
Картон, акварель, белила, итальянский карандаш 69 х 59,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Марии Николаевны»
Этюд.
1837
холст, масло 60.2x48
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Автопотрет»
1848
Картон, масло 64,1 х 54
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»
1839
Холст, масло 102,3 х 86,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Гений Искусства»
1817-1820г.
мел, пастель, уголь на бумаге,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).


«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»
1821г.
Холст, масло 113х144см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Исповедь итальянки»
1827-1830гг.
бумага, акварель 26.2х18.7
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Будущий великий живописец родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье художника, рисовавшего замечательные миниатюры Павла Брюлло – потомка гугенота. Они толпами оставляли свою родину в 1685 г., когда король Людовик XIV издал указ, отменяющий Нантский эдикт. Настало время, когда повсюду преследовали протестантов.

Творческая судьба Карла была предопределена с рождения – его отец был живописцем в 3-м поколении; его 5 сыновей (Карл – средний) получили образование в Академии художеств, где он преподавал, и стали живописцами.

Карл имел очень слабый иммунитет, много болел и до семи лет почти все время проводил в постели. Его отец – масон по убеждению, считал, что каждая минута непременно должна быть потрачена с пользой. Он сам занимался воспитанием мальчиков, требуя, чтобы те ежедневно рисовали, причем задания были немалыми. Если кто-то не выполнял всю норму, то лишался обеда. Один раз рассердившись он ударил мальчугана за незначительную шалость, и тот всю жизнь был глух на одно ухо.

В 1809 г. Карла и его старшего брата приняли без экзаменов в Академию художеств. Наставники быстро отметили, что среди одноклассников с Карлом никто не мог сравниться в рисовании, – он получал награды, как говорили его учителя «целыми пригоршнями», поражая всех своим талантом и уникальными способностями.

С триумфом окончив Академию в 1821 г. и получив отличный аттестат, Карл становится пенсионером Общества поощрения художников (ОПХ) и на эти средства они с братом отправляются в Италию.

Десять месяцев братья медленно с остановками двигались через европейские страны, посетив многие города Двенадцать прекрасных лет своей жизни Брюллов прожил в Италии, На этой благословенной для всех художников земле, он состоялся как талантливый живописец. За эти годы произошло много событий в Европе, в частности, они отмечены непримиримой борьбой между классицизмом и романтизмом. Принимает в ней активное участие и Брюллов. Основные «битвы» проходили в Париже, где на классиков Давида и Энгра «нападали» художники под руководством Делакруа.

Во Францию живописцев из России с 1789 г. не допускали – они проживали в Риме. Брюллов был очарован великолепной живописью эпохи Возрождения, но искал свой путь. С сюжетами, предложенными Академией он вскоре распрощался. Его произведения «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница» и другие поставили художника в ряд с лучшими живописцами Европы. Однако вызвали недоумение ОПХ, которое выплачивало ему денежные средства. Карл в 1829 г. разорвал отношения с ОПХ и отказался от помощи.

В это время Карла привлек сюжет из жизни Древнего Рима, а затем богатый промышленник А. Демидов предложил художнику написать картину по этому сюжету. Брюллов писал это произведение почти шесть лет. Произведение было своеобразным ответом живописца на вопросы, волновавшие тогда молодых художников. Он стремился примирить в своей работе классицизм и романтизм. Результат был ошеломительный – "Последний день Помпеи» ждал оглушительный триумф во всех странах Европы. Полотно экспонировалось в Париже и было награждено Большой золотой медалью. Затем, подарок Демидова императору, был выставлен в Академии художеств. Полотно Брюллова привлекло так много народа, что посмотреть на него выстраивались длинные очереди.

Брюллов покинул Италию по вызову Николая I, оставив свою любовь. Графиня Юлия Самойлова – русская красавица – о её романах слагали легенды. По их частой переписке видно, что это была страсть. Юлия была музой Брюллова, она, блистает на многих его картинах.

Россия встретила «Великого Карла», как стали называть его после этого триумфа, с ликованием. Приемы в его честь устраивались в самых знатных домах столицы и Москвы. Брюллов познакомился со многими лучшими представителями культуры и искусства. Теплая искренняя дружба связала его с М. Глинкой и Н. Кукольником. Но не все было так гладко... Пушкин писал: «Брюллов возвращается нехотя, боясь сырого климата и неволи». Нежелание возвращаться имело под собой серьёзные основания – Николай I, был взволнован настроениями, царившими в Европе, «закручивал гайки». Отношения императора и живописца были напряженными – Брюллов по натуре был слишком свободолюбив. Действительно, вызывает большое удивление – он не написал ни одного портрета русского монарха, под разными, часто надуманными предлогами, отказывался от подобных заказов, – на этот счет есть несколько сохранившихся воспоминаний его современников.

Художник приступил к созданию полотна «Осада Пскова С. Баторием», которое, как он говорил, очень скоро превратилось в «Досаду от Пскова». Он писал его восемь лет, а затем забросил. На запись в класс проф. Брюллова К. П. появилась огромная очередь. Его благодарными учениками были: Чистяков, Шевченко, Федотов, Ге.

Личная жизнь великого живописца не сложилась. Он полюбил Эмили Тимм, дочь градоначальника Риги. Она согласилась стать его женой, но перед свадьбой Эми призналась, что, уступила домогательствам отца и продолжает с ним интимные отношения. Однако молодые обвенчались. Но отец Эми принимал её замужество как прикрытие, чтобы продолжать эти отношения. Через пару месяцев брак был расторгнут. «Великий Карл» был ославлен. Сплетни не прекращались, его перестали принимать во многих столичных домах.

Художник часто болел, мучили проблемы с сердцем. В 1849 г. он покинул Россию, путешествуя по Европе, остановился на о. Мадейра. Через год Брюллов, посетил Испанию и оттуда переехал в любимый Рим. Он подружился с семьей Анджело Титтони, соратника Гарибальди по революционной борьбе.

11 июня 1852 г. К. П. Брюллов покинул этот мир в Манциане, расположенном недалеко от Рима, там были прописанные ему врачом минеральные воды... Утром ещё ничего не предвещало трагедии, но после обеда он неожиданно почувствовал удушье, и через три часа будучи до последнего вздоха в сознании, скончался.

Похоронен Карл Брюллов в Риме на кладбище Монте Тестаччо. Величайшему живописцу девятнадцатого столетия было всего пятьдесят два года.

Наталья Абдуллаева


Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией. В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками. Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».




Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.



Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.



В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.



Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.



Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.



В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.



Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.



Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина . Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.

Все достижения и успехи Карла Брюллова в портретной области были признаны неоспоримыми и самыми лучшими. Эти работы признавали даже самые суровые критики, такие как Владимир Стасов и Александр Бенуа . Современники Карла считали великим счастьем и радостью иметь у себя портрет Карла Брюллова или одну из его работ. За всю свою жизнь мастер создал большое количество живописных и акварельных портретов. Он начал свою творческую карьеру еще в Петербурге, до отъезда в Италию.

В Италии Брюллов осваивает множество видов различного портретного жанра. Сюда входили от парадного конного до малоформатного акварельного портрета. Например, портреты Г.Н. и В.А. Олениных , которые были написаны мастером в 1827 г. и портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных , который был написан также в 1827 году. Карлу Брюллову удалось отлично овладеть техникой акварели, доводя свое мастерство до совершенства. Ювелирная тонкость и точность придают его произведениям качества драгоценной реликвии, которая только подогревает интерес и гордость владельцев.

Одним из шедевров мастера является , позже считалось, что это была М.Г. Разумовская . Картина была написана в 1830 году. Тончайшим образом, в миниатюрной технике прописано лицо девушки. Довольно широко и свободно был написан красно-бело-золотой тюрбан. Почти в один тон прозрачно перекрыт рисунок рук. Автор отдал дань романтическому ориентализму, который и создал моду на восточные шали, тюрбаны и т.п. Таким образом, создавалась некая элегантная естественность позы, преобразующая эту экзотику в явление высокого стиля. Тут же присутствует романтический вкус, оценивший прелесть незаконченности. Характерно показаны плечи, одежда и драпировка шали, они могут едва читаться в невесомых карандашных контурах. Парадный портрет в наибольшей степени подвержен традиционализму этикетных норм светского «вежества», обеспечивающих праздничную торжественность самодемонстрации модели зрителю.

Карлу Брюллову всегда удавалось придумывать реальную, жанровую мотивировку состояния его модели, например: всадница возвращается с прогулки, сестры Шишмаревы отправляются на конную прогулку, Самойлова удаляется с бала, Салтыкова присела отдохнуть, словно бы перед выходом в гостиную, где ей предстоит принять роль любезной хозяйки, или, к примеру, мадам Бек выносит в гостиную показать свою малютку. Имея дело больше всего с портретами частных лиц, Брюллов должен был найти такие формулы и правила парадной репрезентации в самой действительности, но также необходимо было придать им бытовую убедительность.

Все это можно будет увидеть на картине «Всадница» , которая была написана в 1832 году. Данная картина была специально написана для графини Юлии Самойловой, которая была на постоянном проживании в Италии, в Милане она имела довольно роскошную виллу. На картине изображены воспитанницы Джованнина и Амацилия Пачини. Увлечение Брюллова Самойловой, которая была особой эксцентричной, богатой, ведущей независимый и свободный образ жизни, нашло отражение в нескольких работах Карла Брюллова.

Данная работа Карла Брюллова причислена к одним из его лучших работ, которые были выполнены в парадном стиле. На портрете вы можете увидеть Ю.П. Самойлову с Джованниной Пачини и арапкой, картина написана в 1832-1834 годах. Героиня картины почти вбегает в комнату, счастливо и весело улыбается зрителю, небрежным движением сбрасывает шаль на руки арапке, в то же время обнимая восхищенно-восторженно глядящую на нее Джованнину.

Карл Брюллов писал именно о этой своей работе в письме к Александру Тургеневу в 1832 году. «Сюда прилетела оттуда, из Неаполя, госпожа Самойлова, я застал ее в одном из магазинов» . Брюллов изобразил ее в позиции бегущей красавицы с арапкой и воспитанницей. Об этом он и писал в письме к своему другу. Он написал в Петербурге новый портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала, который увидел свет в 1839 г. Портрет был сделан, когда Самойлова приехала в Россию для того, чтобы овладеть наследством, которое оставил ей граф Юлий Лита. Эта картина стала отличным завершением цикла работ Карла, которые были посвящены знаменитой красавице.

Видимо, пробуждение творческой фантазии Брюллова стимулировалось той стороной жизни, где существует праздничная и яркая жизнь. Он попал в мир, где царит оживление и где присутствует много роскоши и неги. Но это еще и мир непосредственных чувств и свободных движений души, в которых проявляется ощущение полноты и красоты жизни, если можно так выразиться, синонимичный миру его итальянских картин. В том, что его совсем не привлекали официальная значительность и торжественность, видимо, кроется причина, почему Брюллов не только не стал придворным портретистом, но всеми возможными, а иногда и рискованными средствами пытался избегать таких ролей. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам.

Брюллов воспользовался опозданием Николая к нему в мастерскую: «...взял шляпу и ушел со двора, приказав сказать государю, если он приедет: Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало, и что вы отложили сеанс до другого времени» . Двадцать минут спустя после назначенного времени государь пришел в мастерскую Брюллова в сопровождении Григоровича, изумился, что не застал Брюллова дома, и, выслушав... объяснение дела, сказал Григоровичу: «Какой нетерпеливый мужчина!» После этого, разумеется, о портрете никогда не было более разговоров. Он почти демонстративно забросил работу над портретом Александры Федоровны на конной прогулке после отмены императрицей нескольких сеансов. Чисто художественный инстинкт, как будто заставлял Брюллова дистанцироваться от придворной среды.

Среди работ мастера есть портрет его приятеля, известного баснописца И. Крылова . Портрет был написан в 1839 году. На нем Ивану Крылову 70 лет. Портрет был написан быстро - за один сеанс.

В самой природе парадности Карла Брюллова кроется нечто вовсе противоречивое. Его балансирование на грани жанровой сцены создает опасность потери подлинно портретных задач. Портрет М.Л. Бек с дочерью, который был написан в 1840 году, демонстрирует этот факт с большой наглядностью.

Если в XVIII веке условно подобранный антураж занимал подчиненное положение по отношению к портретируемому, он исполнял роль комментария и функцию декоративного аккомпанемента, то в названном портрете роскошная обстановка гостиной, написанная с привычной для Брюллова красочной яркостью, убедительностью в передаче драгоценных бархатов, бронзы, мрамора, становится равноправным объектом зрительского внимания и интереса. Героиня портрета предстает перед нами в виде трогательной и заботливой матери.

Парадные портреты.

Главное отличие парадных портретов от всех интимных проявляется в некой созерцательной самоуглубленности. Не побоявшись анахронизма, можно сказать, что это портреты «с длительной выдержкой». Демонстративность является неким незримым коньком Карла Брюллова.

В этих картинах она тоже не исчезает, она присуща и здесь. Но именно здесь ей удается приобрести некое новое качество. Общение со зрителем почти всегда предполагается, только это уже другая, сравнительно с портретами XVIII века, атмосфера, другое общество и другие формы общения. Нечто от своего кружка, а не стандартная, предписанная нормами светского этикета улыбчивая любезность.

Выполнению живописного портрета И.П. Витали предшествовал выполненный в Москве рисунок, который изобразил скульптора в халате, с торчащими вихрами. Он был показан в домашней атмосфере. Та же внешность добродушного толстяка соединена в живописном портрете с трогательным выражением сосредоточенной внимательности, долженствующим представить нам художника, пристрастно вглядывающегося в собственное творение. На лице главного героя портрета можно заметить некоторую нарочитость. Кажется, что Карл заставил человека играть не свою роль. Хотя нет ничего естественнее, чем использовать довольно традиционный мотив «художник в мастерской» при изображении собрата по художественному цеху.

Витали вглядывается в выполненный им бюст Брюллова, который предстал перед ним на подставке. Такой сюжет здесь не лишен остроумия, намекая на творческий союз скульптуры и живописи. То, что Брюллов для живописного портрета сочинил своего рода программу, обозначив принадлежность Витали к цеху артистов, весьма типично для портретного метода Брюллова, который всегда стремился, по выражению Гоголя, показать человека «в верховном изяществе его природы», то есть приподнятым над житейской прозой.

Портрет Н.В. Кукольника , который был написан в 1836 году, является своеобразным примерным образцом портретного метода Брюллова. Известно, что художники-романтики больше всего обращались к портретированию, когда модель оказывалась из близкого круга: друзья-художники или литераторы, когда можно было получить свободу выражения, поскольку в этом случае теряли свою принудительную обязательность традиционные нормы взаимоотношения с заказчиками.

К представителям «типических» романтиков можно отнести также Александра Струговщикова на портрете, который был написан в 1840 году. Портрет изображает одного из представителей литературного цеха, поэта и переводчика немецкой литературы. Изображенный на портретах переводил Гёте, в том числе Фауста. Белинский в одном из писем 1838 года писал о Струговщикове: «У него есть талант, он хорошо переводит Гёте». Струговщиков совершил специальную зарисовку Пушкина на смертном одре в квартире поэта. Он принадлежал к такому поколению молодых людей, живших в последекабристскую эпоху, был вполне «человек сороковых годов» - эпохи «мысли и разума». Это было поколение, которое отлично все понимало.

Портер был написан как некое оправдание за дружбу Глинки с Кукольниковым. А также, может, и за их участие в «кукольниковской братии». «...Правы были порицатели в том, что вся кукольниковская компания не внесла в нашу литературу ни одной новой сильной мысли, не выработала ни одного здорового общественного принципа, как не сделали этого и гостиные наших меценатов, с их Жуковскими и Вяземскими. Но литературное влияние последних в периоды 1820 и 1830 г. обусловлено было иной средой. Погром 14 декабря отнял надолго охоту у передовых людей общества вмешиваться во внутреннюю политику нашей жизни, да и самые пути к тому были загорожены».

Портрет Струговщикова просто приводит к нам строки Пушкина: «Зорю бьют... из рук моих Ветхий Данте выпадает, На устах начатый стих Недочитанный затих - Дух далече улетает».

Автопортрет , который был написан в 1848 году, является одним из лучших автопортретов мастера. «Маленький, полненький, с добродушно смеющимся лицом, Брюллов походил более на беззаботного помещика, нежели на великого художника, но когда говорил про искусство, сейчас заметно было, что в нем горит священный огонь» - вот именно таким увидела родина великого художника и живописца. Стоит отметить завидное бесстрашие в употреблении кажущегося на современный слух выспренним выражения «священный огонь». Может быть, в контексте еще не утраченных тогда навыков риторической культуры оно было, а также позволяло отчетливо различать, не смешивая, уровни компетенции низкого и высокого слога.

Конечно, необходимо, чтобы зрители умели опознавать отсылки разного рода, а также им необходимо умение и знание художественных прецедентов. Уместно в этой связи напомнить, что искусство первой половины XIX века имело в виду такого зрителя и адресовалось именно к нему.

Брюллов написал несколько групповых портретов. При всех индивидуальных отличиях творческая устремленность Брюллова к жанризации группового портрета идейно близка была искусству А. Венецианова , создавшего в это время портрет своей семьи за завтраком.

Известный художник Карл Павлович Брюллов родился и вырос в семье скульптора-резчика Брюлло в 1799 году в Санкт-Петербурге. Необычайный художественный талант Карла заметили еще в детстве, так что уже в десять лет мальчик начал обучение в петербургской Академии художеств.

Проучившись в академии более десяти лет, Брюллов добился значительных успехов в живописи и был неоднократно награжден медалями. Первую малую серебряную медаль он получил еще в 14 лет, а уже в 22 года ему вручили большую золотую медаль за работу «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского».

За свои отличные работы Карл Павлович получил возможность поехать на четыре года в Италию, где и написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». После этого художник много путешествовал по разным странам, что отразилось на всем его творчестве. Также к числу его известных работ относятся полотна «Последний полдень», «Всадница», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Вирсавия», портреты Крылова, Жуковского, Самойловой, Струговщикова и других известных лиц.

В последние годы жизни Карл Павлович много болел и отправился за границу на лечение. Однако и заграничные врачи не сумели восстановить здоровье художника. В 1852 году он скончался в возрасте 52 лет и был похоронен в Риме.

Направление в живописи

Карл Павлович Брюллов был весьма незаурядным художником, которого неспроста М.О. Микешин включил в монументальное сооружение «Тысячелетие России». Этому способствовало то огромное влияние, которое Брюллов оказал на целую плеяду художников.

Пробуя себя в разных жанрах, Брюллов виртуозно сочетал в одной картине идеалы классицизма и устремления романтизма. С одной стороны, это была совершенная пластика изображенных фигур, характерная для классицизма, с другой стороны - интерес к судьбам героев, к их духовной составляющей, большое внимание к освещению, пейзажу, свойственные для романтизма.

Так, в своей самой известной картине «Последний день Помпеи», над которой Брюллов кропотливо трудился в течение шести лет, художник соединил великолепную пластику людей с необычным освещением - блеском молний. Изображение грозы, неровного света помогает зрителю лучше ощутить те эмоции, которые переживают герои сюжета.


Романтизм проник и в страсть Брюллова к портретному жанру. Позже его даже назвали автором романтического портрета за тот особый колорит, которым были пронизаны портреты. Он уделял огромное внимание работе с психологическим образом героя, сочетанию разных оттенков, выразительности линий и, конечно, каждой детали, среди которых не было незначительных. На первое место для него выходил внутренний мир человека, желание показать зрителю его ценности и характер, а не идеально изобразить его форму.

К числу его лучших романтических портретов можно отнести картину «Всадница», на которой изображены воспитанницы графини Самойловой, автопортрет 1848 года и несколько портретов самой графини Самойловой.


Особенности стиля и работы художника

Разнообразие дарований

Брюллов был необычайно талантлив. Он не только великолепно владел живописью, но и отлично работал акварелью. Акварель заняла особое место в работе художника. Он постоянно экспериментировал с ней, заставляя краски то сверкать, словно драгоценные камни, то плавно растекаться по холсту, то делать контуры плавными, а пространство - мягким. В отличие от масляных красок, акварель нельзя было перерисовывать, поправляя неудачные фрагменты, что заставляло мастера быть предельно сосредоточенным и тщательно обдумывать каждую деталь, каждый штрих.

В плане сюжетов он мастерски создавал как портреты, так и картины на исторические сюжеты, мог легко работать с крупной формой, используя широкие кисти, или кропотливо трудиться над маленькими полотнами.


Любовь к красным тонам

Если внимательно присмотреться к картинам Брюллова, то в них можно найти много общих черт. Это не только пластичность форм, плавность линий и мягкость черт, но и определенные детали. Одной из них является неизменный красный фон, который можно встретить на множестве полотен автора. Например, в картине «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» красная материя вокруг талии героини подчеркивает ее энергичность, радость жизни. В портретах Бека, Крылова, Струговщикова или Голицына красный цвет используется как фон или тон интерьера, призванный подчеркнуть парадность обстановки. В портретах графини Юсуповой и княгини Елены Павловны и вовсе появляется длинная портьера, которая окутывает колонны.

Рекорды продаж, цена картин Брюллова

В 19 веке Брюллову за его картины платили довольно прилично. Однако возникает вопрос, сколько стоят картины Брюллова сегодня? История аукционных продаж показывает, что картины художника оцениваются значительными суммами.

Так, в 1995 году на международном аукционе «Сотбис» появилось полотно Брюллова «Портрет Демидовой». Картину хотела выкупить Третьяковская галерея, однако итоговая цена в 133,5 тысячи фунтов стерлингов оказалась слишком высокой. В результате торгов полотно досталось семье известных российских представителей искусства - певице Галине Вишневской и музыканту Мстиславу Ростроповичу.

После смерти Ростроповича в 2007 году его семья больше не могла содержать огромную коллекцию произведений искусства и приняла решение выставить ее на аукцион. В этом же году картина вновь оказалась на аукционе Sotheby"s, где за нее просили уже баснословные 800 тыс. - 1,2 млн фунтов стерлингов. Все собрание из 450 предметов оказалась под угрозой разойтись по множеству частных коллекций, однако ситуацию спас российский миллиардер Алишер Усманов, входящий в пятерку самых богатых предпринимателей России. Он выкупил всю коллекцию за 111,75 миллиона долларов (эстимейт составлял 26-40 миллионов) и подарил ее России. Теперь картину и другие произведения из этой коллекции можно встретить на музейных выставках.


Среди других картин Брюллова на аукционах были проданы: эскиз к полотну «Возвращение папы Пия IX в Рим…» (750 тыс. долларов, уход в 2005 г.), портрет Джованины Пачини (457 тыс. долларов, 2009 г.), портрет Анатоля Демидова, князя Сан-Донато (132 тыс. долларов, 2007 г.).

Эти суммы позволяют составить лишь примерное представление о том, сколько стоят картины Брюллова. Точную оценку может дать только эксперт в ходе детального знакомства с конкретным полотном. О том, как и где продать картину Брюллова выгодно, читайте далее.

Оценка, продажа и скупка картин Брюллова

Экспертиза картин Брюллова

Как продать картину Брюллова

При подготовке картины известного художника к продаже рекомендуем выполнить ряд действий. Для начала нужно собрать максимум информации о работе: определить размеры, ценность рамы, аккуратно выписать все имеющиеся на ней подписи. Подготовить историю картины: откуда она к вам пришла, в каких хранилась условиях, кто был предыдущим владельцем, на каких выставках участвовала и так далее. Чем подробнее будет легенда, тем больший интерес она вызовет у покупателя. Не стоит обходить стороной и историю написания самой картины, так как она может оказать значительное влияние на покупателя.

Где продать картину Брюллова

Продавать работы столь знаменитого художника лучше через специализированные сайты, куда заглядывают состоятельные покупатели. Одной из таких площадок является галерея «Лермонтов». Вы можете выставить картину у нас и дождаться покупателя, который предложит вам устраивающую вас цену. Есть и другой вариант - продать картину нам. При этом вы получите меньшие деньги, но в довольно короткий срок. Узнайте детали о том, на каких условиях мы ведем .