Романтизм, как направление в балетных театрах. Виды танцев

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

Экономики и сервиса

_______________________________________________________

ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Учебная программа дисциплины

По специальности

031401.65 Культурология

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Учебная программа по дисциплине «история хореографического искусства» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России

Предназначена для студентов специальности 031401.65 «Культурология»

Составители: , доцент кафедры культурологии

Утверждена на заседании кафедры культурологии

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины «История хореографического искусства» объясняется необходимостью создания у студентов – культурологов общих представлений об основных тенденциях, закономерностях исторического развития хореографии в мире и России. Танец – один из наиболее древних и глобальных для мировой культуры видов искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах и условиях различных форм идейно художественного сознания.

Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление студентов с наиболее важными событиями из жизни различных эпох, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев.

Изучение дисциплины « История хореографического искусства» тесно связано с такими дисциплинами как

« История мировой культуры», « Историко - бытовой и бальный танец», « Теория и история театра», «Классический танец», «Современные направления в хореографии», «Композиция и постановка танца» и др.

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины

«История хореографического искусства» является одной из профилирующих дисциплин в учебном процессе, обучающихся по специализации менеджмент культуры.

Цель дисциплины состоит в изучении и ознакомлении с историей хореографического искусства различных эпох, а также национальными особенностями и своеобразием развития исполнительской деятельности в России и Европе.

Задачи дисциплины

- Дать полную картину истории развития хореографического искусства от глубокой древности до наших дней;

Раскрыть историю развития и совершенствования танцевальной культуры различных эпох;

Познакомить с национальными особенностями различных танцевальных культур;

Познакомить с великими реформаторами хореографического искусства в России и Европе;

Научить ориентироваться в огромном массиве накопленного танцевального и музыкального материала;

Научить студентов использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности .

1.2. Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины

Дисциплина «История хореографического искусства» направлена на формирование профессиональных качеств. В процессе изучения дисциплины студенты получают следующие теоретические знания:

– владение основным понятийным терминологическим аппаратом по истории хореографического искусства;

– знание истории развития и совершенствования танцевальной культуры различных эпох;

– знание мировых шедевров сценической хореографии.

– умение пользоваться теоретическим материалом как средством образной характеристики;

– умение грамотно использовать полученные знания и навыки для изучения танцевальной культуры, сохранения и освоения культурного наследия;

– умение профессионально ориентироваться в огромном массиве накопленного танцевального и музыкального материала;

– умение работать с видеоматериалами;

– умение использовать полученные знания и навыки для изучения следующих дисциплин: «Композиция и постановка танца», «Культура танца», «Народно-сценический танец».

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения

Изучение дисциплины «История хореографического искусства» предусматривает 34 часа общего объёма, в т. ч. 17 часов аудиторной нагрузки: лекции – 17 часов.

Дисциплина изучается в течение 8-го семестра.

Настоящей программой предусматриваются следующие виды занятий:

1. лекции;

2. консультации;

3. самостоятельная работа.

С целью глубокого усвоения дисциплины помимо теоретических занятий программой предусмотрено выполнение индивидуальных самостоятельных заданий, направленных на формирование профессиональных навыков и умений находить, осваивать, систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.

При изучении дисциплины предусмотрен просмотр шедевров мирового хореографического искусства, посещение музеев, и выставок изобразительного искусства, встречи с выдающимися балетмейстерами и постановщиками и исполнителями России.

1.4. Виды контроля знаний студентов по дисциплине

Формы контроля: текущая аттестация, промежуточная аттестация . Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в виде тестов.

Для оценки качества знаний при освоении дисциплины используется рейтинговая система оценки знаний успеваемости студентов. При этой системе все знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые студентами при изучении дисциплины, оцениваются в баллах.

Затем следует обратиться к основной литературе – базовым учебникам. Особую роль играет дополнительная литература.

При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявлять типологически общее и особенное в истории хореографического искусства разных эпох. По каждому вопросу семинарского занятия студенту рекомендуется составить развернутый план ответа. Следует выделить по каждой теме самое важное и существенное, чтобы ясно представить и аргументировать свою точку зрения по каждому вопросу

Темы рефератов

1. Значение хореографического искусства в общественной и культурной жизни народа.

2. Хореография как феномен культуры.

3. Значение языческой религии в формировании первобытной танцевальности.

4. Общая характеристика танцевальной культуры Средневековья.

5. Придворные и народные танцы эпохи Возрождения.

6. Хореографическая культура Франции в эпоху Классицизма.

7. Франц Хильфердинг. Творчество и судьба.

8. Деятельность Ж-Ж. Новерра его «Письма о танце».

9. Развитие бальной хореографии в эпоху Просвещения.

10. Основные виды русского народного танца.

11. Ш. Дидло. Творчество и судьба.

12. Своеобразие танцевальной культуры эпохи Романтизма.

13. Новации в западноевропейском танцевальном искусстве.

14. Свободный танец Айседоры Дункан.

15. М. Фокин. Творчество и судьба.

Варианты реферативных работ определяются студентами самостоятельно.

В процессе изучения курса «История хореографического искусства» студент должен получить представление об истории развития хореографического искусства Европы и России. Познакомиться с танцевальной культурой различных эпох, понять и ощутить своеобразие и особенности каждой из них. Этой цели отвечают следующие пособия.

Блок танец. История и современность / . – М.: Искусство, 1999. – 550 с. Пособие дает целостное представление, о развитии хореографического искусства начиная с первобытнообщинного строя и заканчивая современным периодом. В данном пособии представлены материалы для словаря французской терминологии классического танца.

Бахрушин Ю. История русского балетного театра / Ю. Бахрушин. – М.: Искусство, – 365 с. Данное пособие рекомендовано министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры и искусства. Работа представляет собой изложение основных этапов развития русского балетного искусства. Анализируется творчество выдающихся балетмейстеров и исполнителей.

Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А. П. Са­дохина. – М.: Академия, 2001. – 408 с. В словарь включены статьи о наиболее известных памятниках культуры, описания основных художественных стилей и жанров всех видов искусства.

Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец / М. Васильева – Рождественская. – М.: Искусство, 2001. – 252 с. В данном учебном пособии систематически обобщен опыт танцевальной культуры различных стран и выявлено влияние историко-бытового танца на хореографическое искусства в целом.

3.5. Контрольные вопросы для самопроверки знаний

1. Какова роль танцевальной культуры в жизни первобытного человека?

2. В чем заключается значение языческой религии в формировании первобытной танцевальности?

3. Дайте классификацию танцевальной культуры Древних греков.

4. Проанализируйте пантомиму как часть хореографии.

5. Дайте общую характеристику танцевальной культуры средневековья.

6. Каково значение танца в структуре литургической и полулитургической драмы?

7. Определите с вязь народных крестьянских танцев с развитием благородного танца.

8. Проанализируйте развитие новых форм сценического искусства в эпоху Возрождения.

9. Выявите своеобразие придворного и народного танцев.

10. Дайте общую характеристику книги Чезаре Негри «Милости любви»

11. Каковы особенности профессионального танца и зрелищах в эпоху Возрождения.

12. В чем эстетика танцевальной культуры Классицизма?

13. Определите особенности развития жанра-балета в эпоху классицизма.

14. Дайте характеристику деятельности Королевской Академии танца.

15. Раскройте танцевальную культуру эпохи Просвещения.

16. В чем заключается своеобразие танцевальной культуры в европейских странах в эпоху Просвещения?

17. Охарактеризуйте Деятельность Ж.-Ж. Новерра. «Письма о танце». Особенности женского и мужского костюма в эпоху Просвещения.

18. Раскройте истоки русского народного танца.

29. Выявите особенности появления Скоморохов на Руси.

20. Перечислите основные виды русского танца.

21. Дайте характеристику крепостного хореографического театра.

22. Каковы особенности развития народного танца в эпоху Петра I?

23. Каково значение крепостного театра в становлении русского национального хореографического искусства?

24. Дайте анализ Творческой деятельности Ш. Дидло в Петербурге.

25. Охарактеризуйте французское хореографическое искусство эпохи Романтизма.

26. Каковы национальные особенности русского Романтизма?

27. Каково влияние творчества М. Петипа на развитие русского классического балета?

28.. Дайте характеристику историко-бытовым танцам XIX века.

29.. В чем заключается историческое значение придворного этикета?

30. В чем феномен популярности танца модерн?

31. Выявите танцевальные реформы М. Фокина.

32.. Дайте общую характеристику хореографического искусства на современном этапе. Новые эстетики танца.

4.1. Основная литература

1. Блок танец. История и современность / . – М.: Искусство, 1999. – 550 с.

2. Балет: Энциклопедия. – М.: Искусство, 2000. – 325 с.

3. Бахрушин Ю. История русского балетного театра / Ю. Бахрушин. – М.: Искусство, – 365 с.

4. Богданов-Березовский В. Статьи о балете / В. Богданов –Березовский. – М.: Искусство, 2004. – 121 с.

5. Луцкая Е. Жизнь в танце / Е. Луцкая. – М.: Искусство, 1999. – 234 с.

6. Эльяш Н. Образы танца / Н. Эльяш. – М.: Искусство, 2003. – 327 с

4. 2. Дополнительная литература

1. Ваганова А. Основы классического танца / А. Ваганова, – Л.-М.: Искусство, 2001. – 143 с.

2. Вестник танцевальной жизни. – № 53. – 12 с.

3. Захаров Р. Сочинение танца / Р. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 250 с.

4. Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы / А. Ваганова. – Л.-М.: Искусство, 1994.

5. Должанский А. Краткий музыкальный словарь. 5-е изд. – СПб.: Лань, 2000. – 447 с.

6. Крюкова В. Музыкальная педагогика / В. Крюков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 280 с.

7. Коммисаржевский Ф. История костюма. – Минск: Современ. литератор, 2000. – 494 с.

8. Королева формы танца / Э А. Королева. – Кишинев.: Феникс, 1977.- 215с.

9. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Т. 1–3. / В. Красовская. – М., 1979–1981.- 387с.

10. Красовская В. Русский балетный театр / В. Красовская. – Л.-М.: Искусство, 1989. – 523 с.

11. Львов-Анохин Б. Мастера Большого театра / Б. Львов – Анохин. М., 1997. 435 с.

12. Новерр о танце / . – М.: Искусство, 1989. – 244 с.

13. Русский балет: Энциклопедия. – М., 2000. – 456 с.

14. Рыбникова М. Балеты Асафьева / М. Рыбникова. – М.: Наука, 1989. – 154 с.

15. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. / Ю. Слонимский. – М.: Искусство, 1999. – 244 с.

ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цели и задачи курса

1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса

1.3. Объем и сроки изучения курса

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса

1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине

2.1. Перечень тем лекционных занятий

2.2. Перечень тем практических занятий

3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ

3.3. Контрольные вопросы для самопроверки знаний

3.4. Форма отчетности о результатах самостоятельной работы по дисциплине

4.1. Основная литература

4.2. Дополнительная литература

XIX век был периодом больших изменений в обществе, и это отразилось в балете, где произошёл переход к романтическому балету.

Критика нового образа жизни, намеченная у сентименталистов, приняла у романтиков форму разлада мечты и действительности. Реальному миру они противопоставили мир фантастики и экзотики. Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, где высока была техника танца, особенно женского.

Романтизм был реакцией против формальных ограничений и механики индустриализации. Разум эпохи привёл хореографов к сочинению романтических балетов, которые выглядели как лёгкие, воздушные и свободные. Балеты представляли женщин как деликатные, неземные, воздушные существа, которые могут быть подняты без труда и выглядят почти плавающими в воздухе. Балерины начали носить костюмы в пастельных тонах, с парящими вокруг ног юбками. Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы, персонажи кельтского и германского фольклора. Облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной, придумали французские художники-костюмеры И. Леконт, Э. Лами, П. Лормье.

Позднее возник термин «белого», «белотюникового» балета. Белый цвет – цвет абсолюта, «белый балет» выражал романтическую тоску по идеалу, балерина в арабеске стала его графической формулой. Поднялась роль кордебалетного танца, в единое целое слились танец и пантомима, сольный, кордебалетный и ансамблевый танец. Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений. Балерины Женевьевы Госселен, Мария Тальони и Фанни Эльслер экспериментировали с новыми техниками, такими как танцы на пальцах, которые заставляли фигуру казаться выше ростом и изящнее. Профессиональные либреттисты писали для балетов. Преподаватели - как например Карло Блазис,- описывали балетную технику в той базовой форме, которая используется и сейчас.



Первым романтическим балетмейстером стал Филипп Тальони, поставивший балеты «Сильфида» (1832) и «Дева Дуная» (1838) со своей дочерью Марией Тальони в главной роли. Мария Тальони танцевала роль Сильфиды, сверхъестественного существа, которое полюбил и погубил обычный юноша. Танцы на пуантах использовались, чтобы подчеркнуть сверхъестественные яркость и невещественность. Балет "Сильфида" оказал огромное влияние на темы, стиль, технику и костюмы балета. В "Сильфиде" Мария Тальони появлялась в костюме, на основе которого через 50 лет была сконструирована романтическая балетная пачка. Балетом "Сильфида" началась романтическая эпоха. Он до сих пор не утратил своего значения и исполняется в театрах по сей день, оставаясь одним из старейших в истории балета.

В 1845 году в Театре Её Высочества в Лондоне Жюль Перро поставил «Pas de Quatre» . По мере совершенствования нового умения танцевать на пуантах, женщины-танцовщицы приобретали всё большее значение. Лишь немногие мужчины были заметными в балете того времени. Некоторыми из них был Жюль Перро, Люсьен Петипа и Артур Сен-Леон.

В России и Дании, мужчины совершенствовались вместе с женщинами, в то время как балет в этих странах поддерживался монархическими дворами. Датчанином, оставившем наиболее заметный след в балете был Август Бурнонвиль. После обучения в Дании и Париже и выступлений в Парижской опере, Август Бурнонвиль вернулся в Данию. Там в 1836 году он поставил свою версию "Сильфиды" , с новой хореографией и новой музыкой; 16-летняя Люсиль Гран исполнила роль Сильфиды.

Романтический балет в большей степени опирался на литературный первоисточник («Эсмеральда » (1844) по В.Гюго, «Корсар » (1856) по Дж.Г.Байрону, «Катарина, дочь разбойника » Ц.Пуни, 1846). Повысилась роль музыки, которая стала авторской, прежде балетная музыка часто была сборной, она служила фоном и ритмическим сопровождением танца, создавала настроение спектакля. Балетная музыка романтизма сама творила драматургию и давала образные музыкальные характеристики героям.

Вершиной романтического балета стала «Жизель » (1841), поставленная на сцене Парижской оперы Ж. Коралли и Ж. Перро по либретто Т. Готье на музыку А. Адана. В Жизели достигнуто единство музыки, пантомимы и танца. Помимо пантомимы, действие спектакля развивали музыкальные и хореографические лейтмотивы, интонационная выразительность мелодии давала героям музыкальные характеристики. Адан начал процесс симфонизации балетной музыки, обогащения ее арсеналом выразительных средств, присущих симфонической музыке. Жизель построена на контрасте человеческого и потустороннего миров, и в его втором действии духи-привидения, называемые виллисами, были одеты в белые юбки, вошедшие в моду после "Сильфиды".

М. Тальони и Ф. Эльслер – крупнейшие представительницы и соперницы романтического балета. Их индивидуальности соответствуют двум ветвям романтизма: иррациональной (фантастической) и героико-экзотической. Итальянка Мария Тальони представляла первое направление, ее Сильфида стала символом романтического балета, ее танец обладал грацией, полетностью и поэзией. Танец австрийской балерины Фанни Эльслер характеризовали темперамент, стремительность, виртуозность, она представляла героико-экзотическое направление романтического балета. Будучи характерной танцовщицей, исполняла испанский танец качуча, польский краковяк, итальянскую тарантеллу. Другие выдающиеся танцовщицы романтизма: Карлотта Гризи, Фанни Черрито, Люсиль Гран. Гризи, первая исполнительница партии Жизели, прославилась также исполнением главной роли в балете Ц. Пуни Эсмеральда. В 1845 Перро сочинил знаменитый дивертисмент Па де катр (музыка Ц. Пуни), где одновременно выступали Тальони, Эльслер, Гризи, Черрито.

Особняком в истории балетного романтизма стоит его датское ответвление, особенно в творчестве Августа Бурнонвиля. В 1836 он создал свою версию «Сильфиды » на музыку Х.С. Левенсхельда. Датский романтический балет – более земное и камерное направление с фольклорными мотивами, где большую роль играет пантомима и больше внимания уделено мужскому танцу, меньше пользуются пальцевой техникой, а женские роли второстепенны. Эти особенности характерны и для датского балета настоящего времени. В 1830 Бурновиль возглавил труппу Копенгагенского Королевского театра и на протяжении 50 лет создал множество балетов. Его техника мужского танца остается одной из ведущих в Европе.

"Неаполь " - один из самых ярких образцов стиля хореографа Августа Бурнонвиля, руководившего Датским королевским балетом с 1829 по 1879 год, создавшего собственную школу классического танца и поставившего более полусотни спектаклей. Именно Бурнонвилю принадлежит самый старый из балетов, дошедших до наших дней в неприкосновенности, - "Сильфида", поставленная в Дании в 1836 году по мотивам популярной в те годы одноименной парижской постановки с участием Марии Тальони. А в 1842 году Ганс Христиан Андерсен, друживший с Бурнонвилем и обсуждавший с ним идеи многих постановок, восторженным письмом отозвался на премьеру балета "Неаполь". В основе сюжета - приключения неаполитанского рыбака Дженнаро и его невесты Терезы. Девушка тонет во время шторма, превращается в наяду и попадает под обаяние морского царя. Но жених разыскивает ее в подводном царстве, вовремя распугивает нечисть изображением Мадонны и святым распятием, после чего возвращает невесту на грешную землю и благополучно празднует свадьбу.

Считается, что короткий период романтизма стал лучшим периодом всей истории европейского балета. Если прежде символом балета была Терпсихора, то с эпохи романтизма им стала сильфида, виллиса. Дольше всего балетный романтизм существовал в России (лебединые сцены в «Лебедином озере » и танец снежных хлопьев в «Щелкунчике » Л. Иванова, акт теней в «Баядерке », «Дочери Фараона » и «Раймонде » М. Петипа). На рубеже 19–20 вв. новое рождение романтизм получил в «Шопениане» М.М. Фокина. Это был романтизм уже другой эпохи – эпохи импрессионизма. Жанр романтического балета сохранился и во второй половине 20 в. («Листья вянут» Э. Тюдора на музыку А. Дворжака, «Танцы на вечеринках» Дж. Роббинса на музыку Ф. Шопена).

М. Фокин создал на тему музыки Ф. Шопена в оркестровке А. Глазунова и М. Келлера одноактную хореографическую композицию продолжительностью всего в полчаса, но этот маленький балет вошел в число мировых шедевров.

Создание балета началось с постановки танцевального номера для одного из благотворительных представлений, прошедшего 10 (23) февраля 1907 года. Фокин обратился к музыке Шопена, использовав сюиту из его сочинений, оркестрованных в 1892 году Глазуновым. Номер представлял собой четыре жанровые сценки, а в качестве музыкального сопровождения использовались тарантелла, ноктюрн, мазурка и полонез, оркестровку к которым сделал Александр Глазунов по произведениям Шопена.
Успешность этого небольшого номера вдохновила балетмейстера на продолжение работы в том же ключе. Вторая редакция балета привнесла некоторые изменения в порядок номеров. Часть их была заменена. Была добавлена мужская мазурка для Нижинского, вступлением стал прелюд, а не полонез. Полонез явился в балете увертюрой, предшествующей все нарастающему элегическому настроению, развивавшемуся в Ноктюрне, Одиннадцатом, Первом и Седьмом вальсе, Прелюде и Мазурках. Так появился один из шедевров М. Фокина - балет «Шопениана» , премьера которого прошла в Мариинском театре тоже в благотворительном представлении 8 марта 1908 года; исполнители: О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. Балет не имеет определенного сюжета. Это танцевальная композиция, где нет ни персонажей, ни характеров. Мир видений олицетворяют прекрасные девы-сильфиды, воздушный облик которых возникает в воображении юноши - единственного исполнителя мужской партии, - в мир мечтаний и снов которого погружаются зрители. Балет - словно оживший мир мимолетных видений, романтических грез, так выглядит ожившая музыка Ф. Шопена. Бессюжетный мотив поэтичного мира сильфид помогает выразить мироощущение мечтательности и меланхолии.

Совершенно очевидно прослеживается связь «Шопенианы» с балетом «Сильфида». По словам исследователя балета Ю. Слонимского, «Сильфида» и «Шопениана» - это начало и конец одной идеи. "Я старался не удивлять новизной, а вернуть условный балетный танец к моменту его высочайшего развития. Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так, " - говорил сам М. Фокин о своем балете.

«Па-де-катр» - дивертисмент на музыку Цезаря Пуни балетмейстера Жюля-Жозефа Перро (1845); одноимённая постановка Антона Долина (1941).

Летом 1845 года в Лондоне одновременно оказались четыре известных балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито, из Дании приехала ученица Августа Бурнонвиля Люсиль Гран.

Директор «театра Её Величества» решил собрать четырёх звёзд на одной сцене для выступления перед английской королевой Викторией. Жюль-Жозеф Перро выполнил этот специальный высочайший заказ и поставил балетный дивертисмент, каждая из вариаций которого наиболее выгодно раскрывала артистические и технические возможности четырёх знаменитых танцовщиц. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали не по очерёдности, а по кругу. Вариации не нумеровались и назывались именами балерин.

Музыку заказали Цезарю Пуни. Премьера состоялась 12 июля 1845 года. В театре собрался весь свет лондонского общества. Пресса была восторженной.

Романтический балет нельзя определённо назвать совсем бессюжетным. Каждый образ раскрывал характер балерины, общий танец и чередование вариаций представляли логичное единство действия.

Начало и конец дивертисмента представляли собой застывшую картинную общую позу. Танец балерины начинали вместе, кода была написана в «испанском стиле», с кастаньетами в оркестре. Люсиль Гран - школа Бурнонвиля отличалась филигранной техникой и мелкими прыжками, в вариации Люсиль Гран было множество pas de bourres и антраша́. Карлотта Гризи - была балериной-актрисой, она также обладала хорошим голосом и выступала в опере, но будучи женой Перро, дебютировала в специально поставленной для неё роли Жизели. Её вариация была плавной, артистичной и состояла из арабесков, балансе и нескольких туров. Фанни Черрито – ее танец отличался яркостью, темпераментностью и виртуозностью исполнения балетных pas. Вариация для неё была написана в форме вальса на 3/4, и состояла из балансе и лёгких прыжков. Мария Тальони - Воздушный образ Сильфиды, парящей над землёй, был использован хореографом с акцентом на фиксации балериной позы арабеска на пуантах. На первый взгляд, эта вариация самая простая.

В 1941 году Антон Долин поставил свою версию балета. Это не реконструкция, а скорее фантазия, основанная на исторических материалах и интуиции хореографа.

Версия была перенесена в Русский балет Монте-Карло.

Партии исполняли: Н. Красовская (Люсиль Гран), Мия Славенская (Карлотта Гризи), Александра Данилова (Фанни Черрито) и Алисия Маркова (Мария Тальони).

Критика нового образа жизни, намеченная у сентименталистов, приняла у романтиков форму разлада мечты и действительности. Реальному миру они противопоставили мир фантастики и экзотики. Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, где высока была техника танца, особенно женского. Первым романтическим балетмейстером стал Филипп Тальони , поставивший балеты Сильфида (1832) и Дева Дуная (1838) со своей дочерью Марией Тальони в главной роли. Хореографами романтизма были также Жан Коралли (1779-1854), Жюль Перрои Артюр Сен-Леон .

Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы, персонажи кельтского и германского фольклора. Облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной, придумали французские художники-костюмеры И.Леконт, Э.Лами, П.Лормье.Позднее возник термин «белого», «белотюникового» балета. Белый цвет - цвет абсолюта, «белый балет» выражал романтическую тоску по идеалу, балерина в арабеске стала его графической формулой. Поднялась роль кордебалетного танца, в единое целое слились танец и пантомима, сольный, кордебалетный и ансамблевый танец. Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений.

Романтический балет в большей степени опирался на литературный первоисточник (Эсмеральда, 1844, по В.Гюго, Корсар , 1856 по Дж.Г.Байрону), Катарина, дочь разбойника , Ц.Пуни, 1846). Повысилась роль музыки, которая стала авторской, прежде балетная музыка часто была сборной, она служила фоном и ритмическим сопровождением танца, создавала настроение спектакля. Балетная музыка романтизма сама творила драматургию и давала образные музыкальные характеристики героям.

Вершиной романтического балета стала Жизель (1841), поставленная на сцене Парижской оперы Ж.Коралли и Ж.Перро по либретто Т.Готье на музыку А.Адана . В Жизели достигнуто единство музыки, пантомимы и танца. Помимо пантомимы, действие спектакля развивали музыкальные и хореографические лейтмотивы, интонационная выразительность мелодии давала героям музыкальные характеристики. Аданначал процесс симфонизации балетной музыки, обогащения ее арсеналом выразительных средств, присущих симфонической музыке.

М.Тальони и Ф.Эльслер - крупнейшие представительницы и соперницы романтического балета. Их индивидуальности соответствуют двум ветвям романтизма: иррациональной (фантастической) и героико-экзотической. Итальянка Мария Тальони представляла первое направление, ее Сильфида стала символом романтического балета, ее танец обладал грацией, полетностью и поэзией. Танец австрийской балерины Фанни Эльслер характеризовали темперамент, стремительность, виртуозность, она представляла героико-экзотическое направление романтического балета. Будучи характерной танцовщицей, исполняла испанский танец качуча, польский краковяк, итальянскую тарантеллу. Другие выдающиеся танцовщицы романтизма: Карлотта Гризи , Фанни Черрито (1817-1909),Люсиль Гран (1819-1907). Гризи, первая исполнительница партии Жизели, прославилась также исполнением главной роли в балете Ц.Пуни Эсмеральда . В 1845 Перро сочинил знаменитый дивертисмент Па де катр (музыка Ц.Пуни), где одновременно выступали Тальони, Эльслер, Гризи, Черрито.

Особняком в истории балетного романтизма стоит его датское ответвление, особенно в творчестве Августа Бурнонвиля . В 1836 он создал свою версию Сильфиды на музыку Х.С.Левеншельда. Датский романтический балет (стиль «бидермайера» на фоне романтизма) - более земное и камерное направление с фольклорными мотивами, где большую роль играет пантомима и больше внимания уделено мужскому танцу, меньше пользуются пальцевой техникой, а женские роли второстепенны. Эти особенности характерны и для датского балета настоящего времени. В 1830 Бурновиль возглавил труппу Копенгагенского Королевского театра и на протяжении 50 лет создал множество балетов. Его техника мужского танца остается одной из ведущих в Европе.

Считается, что короткий период романтизма стал лучшим периодом всей истории европейского балета. Если прежде символом балета была Терпсихора, то с эпохи романтизма им стала сильфида, виллиса. Дольше всего балетный романтизм существовал в России (лебединые сцены в Лебедином озере и танец снежных хлопьев в Щелкунчике Л.Иванова, акт теней в Баядерке , Дочери Фараона и Раймонде М.Петипа). На рубеже 19-20 вв. новое рождение романтизм получил в Шопениане М.М.Фокина . Это был романтизм уже другой эпохи -эпохи импрессионизма. Жанр романтического балета сохранился и во второй половине 20 в. (Листья вянут Э.Тюдора на музыку А.Дворжака, Танцы на вечеринках Дж.Роббинса на музыку Ф.Шопена)

Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу консервации отработанных схем и приемов. Только в России балет сохранил характер творчества, где сложилась эстетика гранд балета, академического балета - монументального спектакля со сложными танцевальными композициями и виртуозными ансамблевыми и сольными партиями. Творец эстетики академического балета - Мариус Петипа , французский танцовщик, в 1847 приехавший в Россию. Созданные им в содружестве с Л.И.Ивановым(1834-1901) и композиторами П.И.Чайковским и А.К.Глазуновым балеты Спящая красавица (1890), Щелкунчик (1892), Лебединое озеро (1895) Раймонда (1898), Времена года (1900) стали вершинами классического симфонического балета и переместили центр хореографической культуры в Россию.

На рубеже 19-20 вв. в хореографию проникли течения импрессионизма и свободного танца (модерн, дунканизм, ритмопластический танец). Танец модерн зародился на рубеже 19-20 вв. в США и Германии. Модерн-хореография отвергала традиционные балетные формы и заменяла их свободным танцем, ритмопластикой, интуитивной трактовкой музыки. Если классическая школа балета построена на выворотности (en dehors), то модерн допускает позицию носки внутрь (en dedans). Модерн не использует пальцевую технику, прыжки и заноски, но активно разрабатывает перегибы корпуса, подвижность плеч и бедер, экспрессию рук. Идеологами модерна стали французский теоретик Ф.Дельсарт(1811-1871), американская танцовщица Айседора Дункан с ее обновленной античностью и Э.Ж.Далькроз (1865-1914) с системой эуритмики, ритмопластического танца. Они декларировали безраздельное господство музыки над танцем. Дунканизм, в свою очередь, повлиял на балетный импрессионизм, представленный творчеством русского хореографа М.М.Фокина. Поворотом к новой балетной эстетике стала деятельность С.П.Дягилева . Организованные им «Русские сезоны»(1909-1911) и труппа «Русский балет» (1911-1929) оказали огромное влияние на развитие мирового балета.

МИРОВОЙ БАЛЕТ 20 ВЕКА

История балета 20 в. характеризуется процессами ассимиляции традиций русского классического балета с европейскими балетными коллективами. Ведущими тенденциями становятся метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная ритмопластика, танец модерн, элементы фольклорной, бытовой, спортивной, джазовой лексики. Во второй половине 20 в. развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, звука, электронная музыка, хэппенинг (участие зрителей в балете) и т.д. Появился жанр контактной хореографии, когда танцовщик «контактирует» с предметами на сцене и самой сценой. Доминирует одноактный балет-миниатюра (новелла, балет-настроение). Странами наиболее развитой хореографической культуры были Великобритания, США, Франция, СССР. Большую роль в развитии мирового балета сыграли танцовщики второй волны русской эмиграции (Р.Нуреев,Н.Макарова , М.Барышников) и танцовщики русской школы, работавшие на Западе по контракту (М.Плисецкая, А.Асылмуратова (р.1961), Н.Ананиашвили (р.1963), В.Малахов (р.1968), А.Ратманский (р.1968). В Германии, Голландии, Швеции развился экспрессионистский, затем постмодернистский балет.

С 1964 стали проводиться балетные конкурсы.

Франция.

В 1920-1930-х центром европейского балетного искусства стала Франция, где до 1929 работала труппа «Русский балет» Дягилева и выросшие на ее основе коллективы. Традиции Фокина развили Л.Ф.Мясин , Б.Ф.Нижинская , С.М.Лифарь , вставшие во главе трупп Монте-Карло и Парижа. Во второй половине 20 в. Франция дала балету таких самобытных хореографов, как Морис Бежар и Ролан Пети .

Дж. Баланчин до своего отъезда в США в 1933 работал во Франции. В 1932-1933 организовал труппу «Балле рюс де Монте Карло» (Мещанин во дворянстве Р.Штрауса, Моцартиана П.Чайковского). После отъезда Баланчина труппу возглавил В.Г.Воскресенский (де Базиль), труппа стала называться «Балле рюс де Монте-Карло полковника де Базиля» (с 1939 по 1962 работала в США, в 1938-1948 балетмейстером труппы служил Мясин, поставивший своей задачей сохранение балетов Дягилева). Лифарь в 1944-1947 возглавлял «Новый Русский балет Монте-Карло», с 1947 он стал называться «Нуво балле рюс де Монте-Карло маркиза де Куэваса».

В 1930-1959 с перерывом на военные 1944-1947 труппу Парижской оперы возглавлял Серж Лифарь, поставивший там 50 балетов в стиле неоклассицизма, модернизировав классический танец и соединив его с элементами свободного, фольклорного, бытового танца. Наиболее известные балерины того времени: Клод Бесси (р.1932), ученица Лифаря, начинавшая карьеру у Баланчина, в 1972 имевшая шумный успех в Болеро М.Бежара, с того же года - директор балетной школы при театре оперы, а также лирическая танцовщица Иветт Шовире (р.1917), прославившаяся исполнением партии Жизели. Хореографические новации развились вне стен Оперы, хотя с 1970-х там ставили балеты Баланчин, Д.Роббинс, Г.Тетли, П.Тейлор, М.Каннингем, Ю.Н.Григорович . В 1983-1989 руководителем балетной труппы Парижской оперы вновь стал выходец из России, советский танцовщик Р.Х.Нуреев .Он поставил там ряд классических балетов, а также пригласил к сотрудничеству одного из крупнейших хореографов современности У.Форсайта, что внесло свежую струю в жизнь танцевальной труппы театра, превратившейся к тому времени в балетный музей. Из танцовщиц оперы известность получили Сильви Гийем (р. 1965), Изабель Герен (р. 1961). Выдающийся классический танцовщик Патрик Дюпон (р. 1957) руководил труппой в 1990-1995.

Морис Бежар начал работу в 1950-х в труппе Балет Этуаль. С 1960 возглавляет «Балет ХХ века», с 1987 - «Балет Бежара» в Лозанне. Он создает свой пластический язык и решает в балетах философские проблемы, отсюда его интерес к восточному миру и танцам: Бакти , 1968 на индийскую музыку, Наш Фауст на сборную музыку, 1975, Нижинский, клоун божий на музыку П.Анри и П.Чайковского, 1971. Ведущим танцовщиком Бежара был аргентинец Хорхе Донн (1947-1992), рано ушедший из жизни. Его памяти Бежар посвятил балеты Дом священника , Балет ради жизни , Танго, или роза для Хорхе Донна . В 1972 создал Песни странствующего подмастерья для Нуреева. Хореографии Бежара свойственны пластическая метафора, стремительный ритм, приоритет массового мужского танца. Наиболее известны самобытные редакции балетов Весна священная (1959) и Жар-птица И.Стравинского (1970), Болеро М.Равеля (1961). Он организовал школу «Мудра», в которой обучение балету строится на изучении психологии и современной философии.

В 1945-1951 Ролан Пети основал «Балет Елисейских полей», в 1949-1967 - Балет Парижа. В числе лучших работ: Юноша и смерть И.С.Баха, 1946, Кармен Ж.Бизе, 1949, Собор Парижской богоматери , 1965. Пети работает в жанре драматического балета, тяготеет к динамичности сюжета, яркой образности и театральности, мастерски ставит массовые сцены, использует в лексике сочетание классического и джазового танца. Из его танцовщиков прославились: ЗизиЖанмэр (р. 1924, исполнительница партии Кармен в одноименном балете), Жан Бабиле (р. 1923, исполнитель главной партии в культовом балете 1950-х Юноша и смерть ). В 1972 Пети организовал «Марсельский балет» (Зажгите звезды , 1972, Больная роза Г.Малера, поставленная в 1973 для Плисецкой, Пинк флойд , 1973, Памяти ангела А.Берга, 1977, собственные версии классических балетов Коппелия , 1975 и Щелкунчик , 1976). В Парижской опере поставил симфонические балеты Фантастическая симфония Г.Берлиоза, 1974, Просветленная ночь А.Шёнберга, 1976.

Пьер Лакотт (р. 1932) в 1955-1956 и 1959-1962 - руководитель «Балета Эйфелевой башни». В 1963-1968 - руководитель труппы «Национальный балет французской музыкальной молодежи», затем труппы балета Монте-Карло, до 2001 возглавлял «Национальный балет» Нанси, является знатоком классического наследия французского балета, владеет тонким искусством стилизации, реконструкции духа романтического балета (фильмы-балеты для телевидения Галантная Европа А.Кампра, реставрация балета Сильфида Ж.Шнейцхоффера, Дама с камелиями Дж.Верди, 1977). Его называют «балетным археологом».

Течение модерн представлено « Балетным театром модерна» Ж.Руссильо (р. 1941), организованным в 1972. Из постмодернистских трупп известность получила труппа А.Прельжокажа (р. 1957, труппа - с 1984), ученика М.Каннингема (Белые слезы , 1985, Памяти наших героев , 1986, Парю на муз. В.А.Моцарта, 1994).

В 30-е годы 19-го столетия достигло своего расцвета новое художественное направление в искусстве - романтизм . Все виды искусства, в том числе и балет, оказались под мощным влиянием этого направления. Наиболее последовательно и полно романтическое направление в балете проявилось во Франции, где высока была техника танца, особенно женского. Ярким проявлением романтизм а в балете стали спектакли «Сильфида » Филиппа Тальони и «Жизель » Жюля Перро . В романтических балетах противопоставлялись два мира - мир реальный и мир фантастический, мир мечты. Это оказывало влияние на оформление спектакля, на всю его атмосферу. Изображение фантастического мира не требовало от балетмейстера и танцовщицы частных бытовых оправданий всех движений и поз танца. Это позволило использовать всю накопившуюся к тому времени балетную технику и способствовало дальнейшему развитию классического танца.

Мария родилась в семье балетмейстера и хореографаФилиппа Тальони . Хореографии балерина училась сначала у Ж.Б. Кулона, затем у отца. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни особой внешностью. Тело ее было непропорционально сложено: руки чрезмерно длинны, талия была короткой, а спина сутулой, за что соученицы по школе Кулона прозвали ее маленькой горбуньей. Несмотря на это ее отец решил сделать из нее балерину. Он решил, что старая французская система обучения танцам не подходит ее индивидуальности и стал заниматься с ней сам. Это была очень жестокая школа. Отец требовал от дочери безукоризненно простых, благородных, лишенных малейшего налета фривольности движений. Более того, его муштра преследовала фантастическую цель - преодолеть земное притяжение. Все, что разрешалось Марии, - это слегка, незаметным усилием оттолкнуться от земли, чтобы лететь. Долгие часы занятий порой кончались обмороком. Стертые в кровь пальцы ног не успевали зажить, как отец снова ставил ее к станку.

Перро Жюль Жозеф (1810- 1892) – французский артист, балетмейстер и педагог. Отец Перро был машинистом сцены лионского театра. В 9 лет Жюль начал учиться танцевать, но особенно хорошо выступал в жанре пародии. Первыми его ролями на сцене были Полишинель и Обезьяна в цирковых представлениях. Это наложило отпечаток на своеобразие его актерской манеры и прославилоПерро как выдающегося артиста-акробата. Передвигаясь вместе с бродячими труппами, 10-тилетний Жюль добрался до Парижа. Там Перро берет уроки у знаменитого танцовщика О. Вестриса, который разглядел в юном танцовщике талант и не испугался его неблагоприятной внешности. был, как пишут о нём во всех хрониках, "крайне некрасив". Его внешность и нескладная фигура, мешали ему реализоваться на классической сцене. Но Вестрис создал для Жюля особый «жанр Перро» - жанр «зефира с крыльями летучей мыши», суетливого существа неописуемой легкости и гибкости. Вот какие инструкции давал ему его прославленный учитель Вестрис: "Прыгай с места на место, вертись, кружись, но только никогда не давай публике времени присмотреться к тебе".

Карлотта Гризи (1819–1899), итальянская балерина и певица. Родилась Карлотта 29 июня в Висинаде, Истрия, Италия. У нее был хороший голос, и семья ее, сестра и кузины, была связана с оперой. Но, не смотря на это, Карлотта хотела танцевать, и в 7 лет была зачислена в известную Академию Ла Скала, а в 10 лет уже танцевала в кордебалете и исполняла детские партии. В 14 лет она отправилась в турне по Италии, и в 1834 году в Неаполе встречается с известным французским танцовщиком и хореографом Жюлем Перро, который становится ее преподавателем. Он ставит хореографические номера специально для Карлотты и в 1836 году привозит ее в Лондон, как свою партнершу по сцене и состоявшуюся балерину. Точных сведений о браке Карлотты и Жюля нет, но она часто выступала под именем мадам Перро, и в 1837 у них родилась дочь Мари-Жюли. Все свои силы Перро вкладывал в свою возлюбленную, из которой он мечтал сделать звезду балета. Он привозит ее в Париж, и в 1840 году состоялся дебют Карлотты на сцене Парижской Оперы, после чего она была принята в Гранд Опера.

В то же время известный композитор Адольф Шарль Адан начал работу над балетом «Жизель», сценарий которого написал французский поэт и романист Теофиль Готье по старинной славянской легенде. Готье был женат на родной сестре Карлотты Гризи – Эрнесте, а балет посвятил именно Карлотте, в надежде завоевать её сердце. Над балетом работали совместно два балетмейстера Жан Коралли и Перро. Вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Перро. Как потом писали газетчики, балет создавался несколькими влюблёнными мужчинами с целью "служить витриной для талантов одной молодой балерины". Мировая премьера двухактного балета "Жизель" состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже с Карлоттой Гризи в заглавной партии. И балет и балерина имели грандиозный успех. Критики объявили, что "Жизель" - величайший балет своего времени, а также сразу возвели в статус звезды Карлотту Гризи.

Гонорары балерины к 1844 году выросли в четыре раза. Тогда же изменились ее отношения с Жюлем Перро. Вскоре после премьеры балета Жюль оставил Оперу и Париж, уехав в Англию. Бытует мнение, что это было вызвано тем, что Карлотта "проявила благосклонность к Готье в благодарность за свою славу, которую он помог ей достичь". Но, так или иначе, Перро оставался ее наставником, и в 1842 году состоялась премьера "Жизели" в Лондоне. Жюль Перро поставил для Карлотты все её балеты, неизменно превосходные по хореографии и также неизменно приносившие ей успех и приумножавшие её славу. Гризи танцевала в балетах "Пери" (1842), "Эсмеральда" (1844), "Полька" (1844), "Суд Париса" (1846).

Особенно примечательным было её участие в специально созданном Перро балете, знаменитом Pas de Quatre для 4-х известнейших балерин. Гризи танцевала в Лондоне до 1851 года, затем она присоединилась к Жюлю Перро в Санкт-Петербурге, в России, где он занимал должность Главного хореографа Императорского Театра. Перро поставил для неё балеты "Наяда и Рыбак" (1851), "Война женщин" (1852), "Газельда" (1853), в которых она снискала большую любовь российских зрителей. Гризи была балериной Императорских Театров с 1851 по 1853 год, после чего уехала в Варшаву с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом.

Карлотта в расцвете своего таланта и на пике своей славы покинула сцену и обосновалась в Швейцарии близ Женевы, чтобы последующие 46 лет провести тихо и уединенно в мирной отставке. У неё родилась дочь от Радзивилла, с которым, однако, они не поженились и через некоторое время расстались. Карлотту навещал Теофиль Готье, несмотря на то, что оставался женатым на ее сестре. Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899.

Фанни (Франциска) Эльслер (1810–1884) - австрийская балерина эпохи романтизма, родилась в Вене. Впервые появилась на сцене в семилетнем возрасте и имела большой успех. Маленькая дебютантка поразила всех своей грацией и осмысленностью исполнения. В семнадцать лет Фанни уезжает совершенствоваться в танце сначала в Италию, потом во Францию. Вскоре она покоряет балетные столицы Европы - Вену, Берлин, Париж, Лондон. С 1834-го по 1840-й Фанни - ведущая балерина парижской оперы. В 1840-м первой из знаменитых европейских танцовщиц отправляется в двухгодичное турне по Америке.

Танец Фанни Эльслер был темпераментным, стремительным и виртуозным. Она не придерживалась академических канонов. Танцуя «всем телом от кончиков волос до кончиков пальцев», как отмечал в своей статье Теофиль Готье, она разрабатывала быстрые темпы, технику мелких красивых движений и характерных танцев. Фанни непревзойденно исполняла качучу, мазурку, краковяк и тарантеллу.

Эльслер была великолепной актрисой, созданные ее образы были живые и реальные. Ее героини отстаивали свою мечту, звали на борьбу за счастье. Лучшие ее партии - это Катарина, Эсмеральда и Лиза в «Тщетной предосторожности». Ее героини страстно любили, страдали, боролись за счастье, но при этом никогда не утрачивали своих главных качеств – женственности, обаяния, красоты.

Действительно, природа щедро одарила балерину. Она будто никогда не чувствовала утомления, ее дыхание оставалось ровным даже после того, как она повторяла труднейший номер на бис. Танцовщица обладала необыкновенной гибкостью и ловкостью при довольно «пышной стройности». Свобода, раскованность ее пластики буквально завораживали зрителей.

Фанни (Франческа) Черрито (1817-1909) – итальянская балерина, родилась в Неаполе. Училась Фанни в школе Театра Сан-Карло и там же дебютировала на сцене в 1832 году. После гастролей по Италии она согласилась на 18-месячный контракт с Венским театром Kaertnerthor. С 1838 года по 1840 выступала на сцене знаменитого театра "Ла Скала". А в 1840 и в 1842 – 1848 гастролировала в Лондоне.

Балерина отличалась яркостью, силой и живостью своего танца. Современники отмечали поэтическую одухотворенность созданных ею образов, воздушность ее танца, виртуозность и темпераментность. Свое мастерство балерина совершенствовала под руководством Карла Блазиса, Жюля Перро и Артура Сен-Леона. Сотрудничая с Ж. Перро, в 1843 году Фанни исполнила роль Ундины в одноименном балете, особенно имел успех «танец с тенью». Позже, в 1845 году, Перро поставил «Па де катр» на музыку Пуни для Карлотты Гризи, Марии Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито.

В 1845 году Фанни вышла замуж за Сен-Леона. На протяжении шести лет они работали и гастролировали вместе, и в 1851 году разошлись. В 1853 году у Фанни Черрито родилась дочь, но уже от союза с испанским дворянином. В следующем году Фанни Черрито поставила балет «Джемма» Габриелли, она одна из немногих женщин признанных в качестве балетмейстера в 19-м веке. В конце творческой деятельности балерина гастролировала в Петербурге и Москве (1855-1856), но не имела такого успеха как ее предшественницы. В 1857 году Фанни вернулась в Англию и дала прощальное выступление на сцене лондонского театра «Лицеум». Умерла балерина в 1909 году, это был год Дягилевских «русских сезонов», было открытие новой главы в истории танца.

Люсиль (Лусина) Гран (1819 - 1907) – датская балерина, родилась в Копенгагене. С семи лет она выступала на сцене, а в 1829 году впервые исполнила сольную партию в Королевском датском балете. Её учителем становится хореограф Август Бурнонвиль, позднее влюбившийся в балерину. Сама Люсиль обладала худощавой, почти «эфирной» комплекцией и железной волей, позволявшей ей добиваться поставленных целей. В 1834 году, в возрасте 15 лет, она уезжает с Бурнонвилем в Париж и поступает в Парижскую оперу. Её желанию танцевать на парижской оперной сцене её спутник воспротивился, и девушка вынуждена была обратиться за помощью в получении ангажемента к датской принцессе Вильгельмине.

В 1838 году после 4-х месяцев выступлений в Париже Гран получает партию в Сильфиде, ранее принадлежавшую Фанни Эльслер (хореоргафом выступал А.Бурнонвиль). Парижская публика по достоинству оценила великолепную работу молодой балерины; её танец в Сильфиде был одним из высших достижений в балетной карьере балерины.

После возвращения в Данию у Гран начались проблемы с Бурнонвилем, который обладал грубым, нетерпимым характером и проявлял диктаторские замашки. Тем не менее, вновь против его воли и при помощи высоких королевских покровителей, Гран уезжает на гастроли в Гамбург. В 1839 году девушка навсегда покидает и Данию, и Бурнонвиля и уезжает танцевать в парижскую Оперу, а 1843 едет на гастроли в Петербург.

В 1844 году балерина выступает в Милане, затем - в Лондоне. В 1845 году она получает приглашение Ж.Перро, принять участие в его дивертисменте «Па-де-катр» наряду с такими известными балеринами, как Мария Тальони, Карлотта Гризи и Фанни Черрито.

В 1848 балерина приезжает в Германию и выступает преимущественно там. В 1856 году Люсиль Гран оставляет сцену и выходит замуж за английского тенора Фредерика Янга. Вскоре, однако, Янг, в результате несчастного случая стал инвалидом и в течение оставшихся 29 лет жизни передвигался в специальной коляске. С 1858 по 1861 год Люсиль работает хореографом и балетмейсером в Лейпциге, а в 1869 – 1875 гг. в Мюнхенской придворной опере. В 1869 году, после 30-летнего перерыва, танцовщица вновь встретилась с А.Бурнонвилем и примирилась с ним, однако близких отношений между ними уже не возникло.

Всё своё состояние и имущество Люсиль Гран завещала городу Мюнхен. В её честь названа одна из мюнхенских улиц.

Август Бурнонвиль (1805 - 1879) – датский балетмейстер, хореограф, педагог, родился в Копенгагене в семье французского балетмейстера. В 1820 году совершенствовался в Париже у балетмейстера О. Вестриса. Выступал совместно с балериной М. Тальони. После учёбы стал солистом Королевского балета в Копенгагене. В 1830-1848 гг. работал балетмейстером и педагогом датского Королевского балета, а в 1861-1864 гг. - главный балетмейстер и педагог Королевской оперы в Стокгольме. Бурнонвиль был талантливым балетмейстером и поставил свыше 50 балетов. Около 15 сохранилось в репертуаре датского балета до сегодняшнего дня. Лучшие из них: «Ярмарка в Брюгге», «Далеко от Дании», «Неаполь», «Народное предание», «Сильфида».

Бурнонвиль весь свой талант отдал балетному искусству, произведя в нем революцию: у мужчин он развил прыжковую технику, виртуозность и энергичность, ввел характерные и национальные танцы, придал балетным персонажам мимическую выразительность. Хореограф, наконец, создал свой метод преподавания в хореографической школе, который зафиксирован в истории балетной педагогики как «урок Бурнонвиля». Балетмейстер придал датскому балету национальное своеобразие, использовал в постановках национальный танцевальный фольклор, вводил национальные танцы других стран, использовал большое количество пантомимных эпизодов. Действие балетов Бурнонвиля происходит в разных странах: в Дании, Италии, Шотландии, России, Южной Америке.

Кризис западноевропейского балетного театра пришелся на вторую половину 19 века. После элегантности и чистоты линий романтизма появились жеманство, слащавость и изощренность в танце. Появляются новые музыкально-сценические жанры: балет-феерия, балет-обозрение, дивертисменты, главная цель которых – зрелищность. Разрушается связь балета с большой литературой, серьезной музыкой. Забываются принципы Новера , Тальони , Перро . Постепенно разрушается эстетика академического балетного жанра, представления превращаются в развлекательные зрелища.

(1821 - 1870) – французский артист, балетмейстер, педагог. Учился танцам сначала у отца, Леона Мишеля, затем у балетмейстера Альберта Декомбе. Как танцовщик дебютировал в 1835 году в Мюнхене, а в 1838 году был приглашен в Брюссельский театр «Ла-Моне». После, Сен-Леон гастролировал в Италии, Германии, Англии. Танцевал вместе в балетах Ж.Перро (Эсмеральда и Ундина – оба на музыку Ц.Пуни), а также в некоторых собственных постановках.

В 1843 году поставил в Риме первый балет «Маркитантка», в котором главные партии исполняли итальянская балерина Фанни Черрито и он сам в роли Ганса. Через некоторое время, в 1845 году , его партнерша по сцене, стала его супругой. Во Франции его первой постановкой был балет «Мраморная красавица» 1847г., который он поставил специально для своей жены. За этим балетом последовали «Маркитантка» и «Заколдованная скрипка», где Сен-Леон не только танцевал, но и играл на скрипке.

Спектакли Сен-Леона знаменовали упадок романтического балета, что проявилось в облегченности содержания, множестве танцев и технических фокусов. Ему не нужно было глубокое содержание, философский подход к решению образов, он искал в литературных сюжетах лишь повод для танцев. Его постановки носили развлекательный характер, в них было много трюков, красочных танцевальных выходов - антре и сценических эффектов. Он покорял зрителя внешним блеском, причудливостью, яркостью костюмов и декораций. Балерины танцевали на огромных клавишах рояля, танцовщики ездили, как в цирке, на велосипедах, огромные висячие сады раскачивались на сцене. Танцовщики, с которыми работал балетмейстер, были виртуозны, их техника поражала своей профессиональной отточенностью. Сен-Леон широко использовал в своих балетах характерные танцы, но они утрачивали свой национальный колорит из-за вольной стилизации балетмейстера.

В 1850-х годах Сен-Леон вёл балетный класс в Парижской опере.

«Сен-Леон выработал новый метод проведения классных занятий с артистами балета, дававший чрезвычайно эффектные результаты. Он не задавался целью всесторонне развить танцевальную технику исполнителя, а лишь стремился довести сильные стороны его дарования до такой степени совершенства, которой раньше ни у кого не было» Ю. А. Бахрушин.

Является автором записи танца под названием «Сценохореография, или Искусство записи танца». Свою систему он опубликовал в 1852 году в Париже. Он развил принцип нотации на пятилинеечном стане, который, в свою очередь, соединяется с нотным станом. Благодаря этому можно зафиксировать длительность исполнения движения в соответствии с музыкой. Сен-Леон на русской сцене возродил несколько своих старых балетов, поставленных им в других европейских театрах, и сочинял новые, специально для русской публики. Тем не менее, став главным балетмейстером русского императора, Сен-Леон продолжал постоянно наведываться в свой родной Париж, и даже умудрялся в это же время продолжать ставить там спектакли.

Одной из самых значительных постановок Сен-Леона в Петербурге стал балет «Конек-горбунок» по одноимённой сказке П. П. Ершова на музыку Пуни. Он сам взялся за написание либретто и подверг сюжет многочисленным переделкам, из-за острой сатирической и демократической направленности произведения. Вместо главного героя Иванушки в балете основным действующим лицом стала Царь-девица, царя заменил турецкий хан. Сен-Леон прибыл на службу к русскому императору, поэтому он пытался придать спектаклю верноподданический характер. В результате новое произведение получило название «Конёк-горбунок, или Царь-девица».

Это был первый балет на русскую национальную тему, где использовались популярные русские мелодии и был введен характерный танец с элементами русских народных плясок. Чтобы придать музыке национальную окраску, Цезарь Пуни использовал произведения русских композиторов, а балетмейстер вынес на сцену острохарактерный народный танец, значительно интерпретировав его и сложив с классическими балетными па. В результате на сцене появился определенный стиль псевдорусскости.

Перед премьерой возникли некоторые проблемы. Артист Тимофей Стуколкин, исполнитель партии Иванушки, получил перелом ноги и на эту роль был срочно назначен Троицкий, до того главные роли не исполнявший. Премьера балета состоялась 3 декабря 1864 года на Петербургской императорской сцене и прошла с потрясающим успехом. С неменьшим успехом шли и последующие спектакли. Несмотря на это, в русских общественных кругах отношение к балету было двойственным. В первую очередь это касалось интерпретации сюжета.

Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» писал о спектакле: «…сама же сказка являлась аллегорией отмены крепостного права. Царь-девица олицетворяла желанную свободу, хан воплощал в себе силы реакции, Иванушка символизировал темный и простоватый „добрый русский народ“, и наконец, Конек-Горбунок являл собою некоего светлого гения России. Никакого стройного развития драматургии, как это было у Дидло или у Перро , здесь не наблюдалось. Нагромождение картин, сменявших друг друга, преследовало единственную цель - создать беспрерывную цепь впечатлений. В этом плане и разрешался спектакль, заканчивавшийся грандиозным апофеозом Александру II. Балетмейстер представлял себе этот апофеоз следующим образом: на сцене на фоне древней кремлевской стены высится гигантский памятник „царю-освободителю“, у подножия которого лежат разорванные цепи рабства, и все народы, входившие в состав Российской империи, прославляют монарха, даровавшего им свободу. Из-за кремлевской стены всходит лучезарное солнце, освещавшее светлый новый путь преобразованной России. Но даже падкое до лести царское правительство не сочло удобным так заканчивать балет, и фигура царя была заменена вензелем с изображением его имени.

Последний акт балета был большим дивертисментом, фактически представлявшим собой инородное тело в спектакле. … Дивертисмент в „Коньке-Горбунке“ заключал в себе пляски двадцати двух народностей, населявших Россию. Эти пляски частично были разрешены средствами изобретенного Сен-Леоном характерного танца. Наблюдательность балетмейстера помогла ему довольно остроумно построить многочисленные танцевальные номера, в которых элементы отдельных народных плясок часто были верно подмечены».

«Конек-Горбунок» в различных редакциях продержался на русской сцене необычайно долго: около 100 лет.

Значительно менее удачным был другой русский балет Сен-Леона «Золотая рыбка» на сюжет сказки А.С.Пушкина (музыка Минкуса, 1867). Спектакль очень скоро был снят со сцены в связи с явным провалом. «Вместо Синего моря, у которого жили старик со своей старухой, действие происходило на берегу Днепра, где молодая казачка Галя капризно требовала от своего мужа Тараса, персонажа гротескно-комического, все новых и новых чудес. Чудеса были самого разного свойства – например, золотая рыбка превращалась в прислуживаюшего Гале пажа» В. М. Красовская. В спектакле было множество чудес, созданных Сен-Леоном : летал ковер-самолет, вырастал алмазный дворец, русалки плескались в озере, но не смотря на это критика нещадно обвинила спектакль в карикатурности и признало неудачей балетмейстра.

В 1869 Сен-Леон покинул Россию. В 1870 году в Париже балетмейстер поставил свой последний балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» на музыку Л.Делиба, который считается вершиной творчества балетмейстера. «Коппелию» называют последним французским романтическим балетом, но если «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» – величайшая из хореографических комедий, как справедливо заметил Джордж Баланчин.

Сюжет ее основан на новелле Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек» и рассказывает о кукольных дел мастере Коппелиусе, алхимике и чародее, сконструировавшем механическую куклу и одержимом желанием во что бы то ни стало оживить ее. Однако хитроумной Сванильде, приревновавшей своего жениха Франца к красавице с эмалевыми глазами, удается разыграть мастера, притворившись куклой, и вконец разрушить его планы. В отличие от новеллы Гофмана с ее трагическим финалом и атмосферой мрачной фантастики, балет полон комических ситуаций и заканчивается свадьбой Франца с живой красавицей Сванильдой.

Почти полтора столетия этот балет не сходит с театральных подмостков Европы и Америки.

Балеты Сен-Леона , где нередко внешние феерические эффекты выступали на первый план за счет содержательных мотивов, знаменовали упадок романтического балета, расцвет которого пришелся на предшествующие 1830–1850-е годы. В то же время они содержали богатые хореографические находки, обогатившие лексику балетного танца, способствовали развитию его техники. Одаренность Сен-Леона была из ряда вон выходящей - он сочетал в себе мастерство скрипача-виртуоза, композитора, дирижёра оркестра, танцовщика, балетмейстера, преподавателя танцев, либреттиста, теоретика и историка балета и, кроме того, свободно владел чуть ли не десятью европейскими языками.

Великий балетмейстер мира умер от сердечного приступа в кафе неподалеку от театра Оперы 2 сентября 1870 года в Париже.

Тема 25-балетный театр Франции эпохи романтизма.doc

Тема 25. Балетный театр Франции эпохи романтизма

Субъективизм творчества поэтов-романтиков, бегство от действительности, идеализация прошлого, интерес к экзотическим странам и темам, уход в сферу чистого вымысла. Они утверждают образ героя-одиночки, противопоставленного злу, царящему в общественной жизни. В.Гюго был ведущим теоретиком и писателем романтизма. Романтизм получает развитие в симфонической и оперной музыке. Танцевальные картины возникают в операх композиторов-романтиков, подготовившие почву для развития романтической балетной партитуры (оперы Д.Обера, Дж.Мейербера и др).

Развитие романтизма в балетном искусстве связано с литературными и философскими течениями: отказ от античной тематики, отражение сложных противоречий действительности, обращение к раскрытию внутреннего мира человека. Стремление передать трагическое противоречие между мечтой и действительностью составляют основной принцип сюжетного построения балетов этого типа. Т.Готье – теоретик, критик, сценарист.

Близость романтизма условному искусству танца. Происходит обновление стилистических и композиционных приемов. Основой хореографической партитуры является классический танец, но важное место занимает пантомима, утверждение эмоционального танца, появление пальцевой техники, превалирование женского танца. Канонизация танцевальных форм, развитие пластических тем, лейтдвижений способствуют зарождению симфонизации танца {411}. Осуществляется реформа костюма. Широко используется машинерия для единичных и групповых полетов.

Музыкальная драматургия романтических балетов. Роль А.Адана (1803-1856) в развитии балетной музыки особенно значительна: точное понимание природы танцевального искусства, ритмическая четкость и поэтичность музыки, образность и доходчивость музыкальных характеристик. Композитор пытается использовать национальные мелодии. Элементы симфонизма впервые раскрыты в партитуре «Жизели » П.И.Чайковский высоко оценил балетную музыку Адана.

^ Филипп Тальони (1777-1871) – один из первых мастеров романтического балета. Приезд его в Париж (1799) и обучение в классе Ж.Ф.Кулона. Работал в различных европейских театрах. Первые постановки осуществил на сцене Венского театра: «Прием юной нимфы ко двору Терпсихоры » (1822) для дебюта дочери М.Тальони {Прил.181}. Ф.Тальони главный педагог и создатель балетов для М.Тальони. Его работа на сцене Парижской оперы и постановка оперы-балета «Бог и баядерка » (1830) по сценарию Скриба на музыку Д.Обера. А «Балет монахинь » в опере Мейербера «Роберт-дьявол » стал толчком к написанию первого романтического сценария для балета.

«Сильфида» (1832, Парижская опера) – это программный спектакль романтического направления. Музыка Ж.Шнейцхоффера, ее певучесть и танцевальность, развитие двух контрастных тем, а также декорации П.Сисеи и костюмы Э.Лами раскрывали противоположность реального и фантастического мира. Главенствует женский танец со своеобразной лексикой и стилем, связанным с противопоставлением фантастического мира сильфид реальным персонажам. Новые черты получают пантомима и гротесковые танцы. Новые принципы композиции - кордебалетный танец. Особенно глубоко разработывается адажио {462}. Сильфида – М.Тальони, Джеймс – Ж.Мазилье.

Сценическая жизнь «Сильфиды ». Постановка А.Бурнонвиля на сцене Датского театра (1836). Реконструкция балета на сцене Парижской оперы П.Лакоттом (1972).

Наиболее значительные постановки Филиппа Тальони: «^ Натали, швейцарская молочница » (1832, муз. А.Гировеца, М.Э.Карафа), «Восстание в серале » (1833, муз.Т.Лабарра), «Дева Дуная » (1836, муз. А.Адана), «Тень » (1840, муз. Л.Маурера, Лондон). В них выражено однообразие тематики и драматургии, тяготение балетмейстера к отвлеченным, фантастическим образам. Главными достоинствами были: широкое использование классического танца; впервые введена пальцевая техника.

^ Мария Тальони (1804-1884) – балерина, выразившая важнейшие стилевые черты романтического балета. Начальное обучение получила в классе Кулона, затем систему классического экзерсиса отца Ф.Тальони, раскрытую в книге Л.Адиса «Теория театрального танца » (1859). Дебют ее на сцене Парижской оперы состоялся в 1827 г. Роль Сильфиды стал этапным моментом в развитии романтического балета и началом мировой славы М.Тальони. Естественность и непринужденность сценического существования, целомудренность и бестелесность, одухотворенность и поэтичность танцовщицы отмечали писатели, ее облик и образы получили отражение в поэзии, живописи, скульптуре. Вместе с тем отмечается некоторое однообразие ее репертуара. Начинается гастрольная деятельность, выступления в России (1837-1842). Педагогическая деятельность в Парижской опере (1859-1870). Ее постановка для лучшей ученицы Эммы Ливри (1842-1863) балета «Бабочка » на музыку Ж.Оффенбаха (1860). Значение исполнительской деятельности Тальони для развития классического балета велико.

«Жизель» {Прил.218} (1841, Парижская опера) – это вершина романтического балета. Поэтичность сценария Т.Готье и Ж.-Д.Сен-Жоржа, навеянного легендой о вилисах Г.Гейне. Драматическая и лирическая насыщенность музыки Адана. Использование бытовых танцевальных форм в партитуре. Постановщиками балета были Ж.Перро и Ж.Коралли {Прил.183}. Они стремились развить образ в танце, придать ему действенность и эмоциональную образность. Здесь удачное неразрывное единство пантомимы и танца (сцена сумасшествия), принцип симфоничности танца вилис. Жизель – К.Гризи, Альберт – Л.Петипа.

Постепенное расширение жанровых возможностей романтического балета. Использование произведений Гюго, Байрона. Интерес к активному герою, национальному и историческому колориту, к обработке народных танцев, к разработке массовых действенных сцен.

^ Жюль Перро {Прил.182} (1810-1892) – балетмейстер, начинавший как исполнитель пантомимно-акробатических ролей. Обучение получил в классе О.Вестриса. Перро – танцовщик Парижской оперы (1830-1835) и партнер М.Тальони. Его исполнение соединяло виртуозную технику с яркой драматической выразительностью. Работа в городах Европы. Первая постановка - «Кобольд » (1938, Вена). Встреча с К.Гризи, возвращение в Париж и создание «Жизели ».

Демократические тенденции его творчества. Реалистичность содержания балетов, тяготение к раскрытию волевых характеров, острых драматических ситуаций, трагических развязок. Наделение фантастических персонажей человеческими эмоциями. Смешение драматических и комедийных красок в сценическом действии. Отличительная особенность его хореографии - разработка действенного танца, танцевальной пантомимы и игрового танца. Своеобразие композиции танцев кордебалета, их сюжетная нагрузка. Перро – это хореограф-драматург.

Сотрудничество Перро с композитором Ц.Пуни. Профессионализм музыки Пуни: мелодичность, танцевальность, передача эмоционального состояния героев и использование народных мелодий, характер их переработки. Одновременно с этим - отсутствие симфонического развития, возможность компиляции партитур композитора балетной музыки Пуни.

Программные балеты Перро, созданные на Лондонской сцене. «^ Ундина, или Наяда » (1843) – это антипод романтической «Сильфиде ». Романтическая тема получает реально-психологическое разрешение в сценарии Перро. Элементы драматизма в музыке Пуни, использование итальянских мелодий и народных плясок придали образность танцам и стали основой характеристик героев. Особенно действенным был танец Ундины с тенью. Балет «Эсмеральда » (1844) создан на основе романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Эмоциональная взволнованность и выразительность ряда музыкальных картин в партитуре Пуни, наличие лейттем в характеристиках героев и хореографическая партитура спектакля способствовали развитию драматического действия в танце, созданию яркой, индивидуализированной в пластических характеристиках толпы средневекового Парижа. Эсмеральда – К.Гризи, Гренгуар – Перро, Феб – А.Сен-Леон. Постановка спектакля в Петербурге с Ф.Эльслер (1848). Возобновление балета М.Петипа в 1866 и 1868 гг.

Разносторонность постановочной деятельности Перро. Обращение к «^ Фаусту» Гете (1848, Милан, муз. Дж.Паницца). Сочетание психологической драмы с фантастическо-феерическими элементами в балете «Крестница фей » (1849, Петербург), попытка передать мятежный дух поэмы Дж.Байрона «Корсар » (1858, Петербург) поставлены на музыку Адана. Миниатюра «Па-де-катр » (1845, Лондон, муз. Пуни) раскрывает особенности таланта четырех романтических балерин – Тальони, Черрито, Гризи, Гран.

^ Фанни Эльслер (1810-18840 – выразительница реалистических тенденций в романтическом балете. Обучение получила в Вене у Омера. Выступления в Италии, Лондоне с сестрой Терезой (1808-1878), исполнявшей роль партнера. Дебют в Парижской опере состоялся в 1834 г. Своеобразие исполнительской манеры и техники Эльслер: драматическая и психологическая насыщенность, эмоциональная выразительность, редкий мимический дар; виртуозная разработка техники партерных движений, чистота и быстрота мелких движений на пальцах. Она создала жанр «характерной классики»: сочетание строгих канонов классического танца со свободной выразительностью форм танца характерного. Она умела передать национальный дух и характер в танцах различных народов. Эльслер – исполнительница драматических, трагических и комедийных ролей. Сотрудничество с Перро оказалось плодотворным. Выступления в России (1848-1851). Стала первой балериной, познакомившей Америку с классическим танцем (1840).

^ Жан Коралли (1779-1854) – балетмейстер Парижской оперы с 1831 г. Он воспринял идеи романтизма, но в хореографическом решении в балетах «Хромой дьявол » (1836, по мотивам романа Лесажа «Хромой бес »), «Тарантул» (1839, в содружестве со Скрибом) отсутствовали оригинальность. Коралли принял участие в постановке «Жизели ».

^ Карлотта Гризи (1819-1899) – балерина, сочетающая в исполнительском стиле воздушность и легкость танца Тальони с сильной пальцевой техникой и драматической выразительностью Эльслер. Дебют в Парижской опере (1841). Выступления Гризи в балетах Перро, Коралли, Мазилье. Гастроли в России. Гризи – создательница образа Жизели.

^ Фанни Черрито (1817-1909) – одна из последних представительниц романтического балета. Ученица Блазиса. Выразительность мимики, виртуозность и экспрессия танца. Дебют на Парижской сцене (1847) в балете «Мраморная красавица». Влияние постановочного стиля Сен-Леоне на характер танца Черрито. Ставка на эффектность и бравурность танца в ущерб поэтичности и содержательности образа.

Романтический балет 30-40-х гг. ХIХ в. – вершина расцвета европейского театра и французской школы классического танца.

«Показать дополнительные тексты по данной теме» (271,296)