Родословная айвазовского. Тайна Айвазовского: почему маринист сменил фамилию? Пленэр VS мастерская

В середине лета 1817 года, а именно 17 июля в провинциальном городке Феодосия, что находится в Крыму, в семье местного бедного купца родился мальчик. Он оказался пятым ребенком в семье, где ни достаток, ни образование членов семьи не предвещали рождение гения. Однако пройдут годы, и именно ему суждено будет прославить свое имя, город и родину несравненными картинами, достойной уважения гражданской позицией и человечностью. Во всем мире этого человека называют по фамилии - Айвазовский, а биография его кратко будет изложена в данной статье.

Айвазян-Гайвазовский

Родители будущего художника по национальности были коренные армяне. После бегства от турецкого гнета с исторической родины они некоторое время жили у родственников в Галиции. В Феодосию беженцы попали скорее случайно. Однако шло время, и этот тихий городок оказался тем местом на земле, где они и решили поселиться навсегда.

И. К. Айвазовский — автопортрет

Это интересно! Область Галиция в XIX веке являлась территорией Восточной Польши со столицей в городе Галич. Позднее столицей области стал Львов. В настоящее время это территория Западной Украины (Львовская, Ивано-Франковская и частично Тернопольская области).

Бегство от геноцида и семейные неурядицы в семье Айвазянов во многом повлияли на паспортные данные будущего гения, а именно:

  • имя Геворк, данное при рождении отцу, в русском варианте звучит как Константин;
  • фамилия семьи была изменена для конспирации на польский манер;
  • имя сына Ованес в русском языке созвучно с именем Иван.

Таким образом, мальчик, рожденный, как Ованес Айвазян, свои первые шаги по жизни сделал, как Иван Константинович Гайвазовский. Пройдут годы и уже в зрелом возрасте художник-гений еще раз сменит свою фамилию на Айвазовский.

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь;
  • игривая зыбь;
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков - успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств;
  • Звание академика уже у себя на родине.

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг - поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд;
  • Синоп;
  • Вход в Севастопольскую бухту;
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста - «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Личная жизнь Айвазовского

Год 1848 знаменателен для художника не только рождением шедевров. В этот год Айвазовский заключает брак с Юлией Грефс - дочерью петербургского врача английского происхождения. Брак казался счастливым, но не во всех отношениях. С одной стороны, Иван Константинович называл свою жену главным вдохновителем и музой его творчества. Но с другой - «камнем преткновения» у супругов оказались различные взгляды на место жительства. Супруга мечтала о столице и светском обществе. Душа же художника искала покой, уединение и темы для своих картин. Айвазовский не мыслил себя без Феодосии, Крыма и Черного моря.

В 1858 году супруги расстались и не виделись в последующем практически 20 лет. Только в 1877 году чета Айвазянов была официально разведена.

На второй брак Айвазовский решился только через пять лет после завершения бракоразводной процедуры. Его избранницей стала вдова известного в Феодосии коммерсанта Анна Саркизова (в девичестве Бурназян). Невзирая на большую разницу в возрасте (Анна была младше Ивана Константиновича на 40 лет), их союз можно было назвать счастливым, а чувства истинными. Семейная идиллия продолжалась почти 18 лет, пока ее не прервала смерть художника.

Женщины Айвазовского

Это интересно! После кончины супруга убитая горем вдова дала обет не покидать стен дома, в котором он умер. Клятву свою Анна сдержала, и за 25 лет она ни разу не вышла из флигеля, примыкавшего к художественной галерее Феодосии.

За эти годы через Феодосию прошла Первая мировая война. Здесь же Анна встретила и приход Советской власти. Пережила вдова и немецкую оккупацию в годы Великой отечественной войны. Умерла Анна Айвазовская-Бурназян в 1944 году. Похоронена она в Феодосии, рядом с мужем во дворе местного собора, в котором его крестили и венчали.

Полезное видео: Айвазовский Иван Константинович- биография

Художник - меценат - гражданин

Ни для кого не секрет, что за годы, когда Айвазовский писал картины, он сумел заработать приличный капитал. Это открывало великому художнику огромное поле деятельности как меценату. Так на его деньги в родной Феодосии открывается художественная галерея и школа для юных художников.

Зная не понаслышке о вечной проблеме Феодосии - питьевой воде, Иван Константинович строит на свои средства фонтан и прокладывает в город 20-тикилометровый водопровод от родника, бившего на территории его имения. По завершении строительства все это он подарил любимой Феодосии.

Кроме этого он финансировал еще и прокладку железной дороги в порт Феодосии. В 1892 году состоялось ее торжественное открытие, что стало решающим фактором для активного развития крупнейшего торгового порта Крыма.

В подтверждение многогранности интересов художника можно назвать его почетное членство в Одесском обществе археологов и любителей древностей. И неспроста в Феодосии, на горе Митридат, на деньги художника был построен музей исторических артефактов.

Это интересно! К большому сожалению, в 1941 году уникальное здание музея Феодосии, построенное по проекту Айвазовского, в результате бомбардировок было разрушено.

Вконтакте

Биография Айвазовского, как и любого творца, полна интересными событиями, неординарными людьми, которые встретились на жизненной пути художника и веры в свой талант.
Родился Иван Константинович 17 (29) июля 1817 г. в Феодосии. Еще в детстве у Ивана были выявлены способности к музыке и рисованию. Первые уроки художественного мастерства были даны ему известным феодосийским архитектором, Я.Х.Кохом.

Став выпускником училища, Айвазовский поступил в симферопольскую гимназию. После ее окончания, по протекции феодосийского градоначальника, А.И.Казначеева, будущего художника зачислили в столичную Императорскую Академию художеств.

Дальнейшее обучение

В августе 1833 г. Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург. Он учился у таких мастеров, как М.Воробьев, Ф.Таннер, А.И. Зауервейд. Его картины, написанные во время обучения, были удостоены серебряной медали. Айвазовский был настолько одаренным студентом, что его выпустили из Академии на 2 года раньше срока. Для самостоятельного творчества Ивана Константиновича отправили сперва в родной Крым, а потом в заграничную командировку на 6 лет.

Крымско-европейский период

Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. Затем вместе с В.Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н.Гоголем .

Каждый, кто интересуется биографией Айвазовского, должен знать, что свою манеру написания картин он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У.Тернер. В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию.

Признание таланта

1844 г. был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств Санкт-Петербурга. Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что главными его работами являются картины “Девятый вал” и “Черное море”.

Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен.

В 1864 г. художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Семья художника

Личная жизнь Айвазовского не была богатой. Он женился дважды. Первый брак был заключен в 1848 г. Супругой художника стала Ю.А. Гревс. От этого брака родилось четверо дочерей. Счастливым союз не был, и спустя 12 лет супруги расстались. Главной причиной расставания было то, что Гревс, в отличие от супруга, стремилась жить светской жизнью в столице.

Второй супругой Айвазовского стала А.Н. Саркисова-Бурзанян. Она была младше Айвазовского на 40 лет и пережила его на 44 года.

Смерть

Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 г., в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне. Он был похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.

3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  • Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
  • Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский».
  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский».
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский».
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось ».
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению».
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он свободно говорил на шести языках: турецком, армянском, венгерском, немецком, еврейском, цыганском, также владел почти всеми наречиями нынешних дунайских княжеств… » Цит. по: Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 8.
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887.
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семейств? И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прад?дъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребёнкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впосл?дствіи былъ усыновленъ.»
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»

    «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

    Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями» .

  • Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники. (рус.) // Вестник общественных наук НАН РА. - 1991. - № 1 . - С. 65 .
  • Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму. - Симферополь, 1970
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  • В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
  • Иван Айвазовский: К 200-летию со дня рождения / Т. Л. Карпова. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016. - 360 с.
  • Г. Чурак. Иван Айвазовский. - Москва. 2007
  • Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. - Крым, 1971.
  • Почетные граждане Феодосии (неопр.) . Официальный портал Правительства Крыма .
  • И. К. Айвазовский сообщил М. И Глинке три татарских напева, из которых два композитор использовал в лезгинке, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».
  • А. П. Чехов. Собрание сочинений, том 11, стр 233. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1963
  • И. К. Айвазовский - Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)
  • Rogachevsky, Alexander. «Ivan Aivazovsky (1817-1900)». Tufts University. Archived from the original on 19 March 2014.
  • «Ivan Constantinovich Aivazovsky». Art Renewal Center. Retrieved 30 September 2013. One of the greatest seascape painters of his time, Aivazovsky conveyed the movement of the waves, the transparent water, the dialogue between sea and sky with virtuoso skill and tangible verisimilitude.
  • «Այվազովսկի Հովհաննես Կոստանդնի » (in Armenian). National Gallery of Armenia. Archived from the original on 19 March 2014.
  • Оставил о себе бессмертную память
  • Minasyan, Artavazd M. How Did I Survive? / Artavazd M. Minasyan, Aleksadr V. Gevorkyan. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2008. - P. 56. - «Aivazovsky, Ivan Konstantionvich (real name: Hovannes Gevorgovich Aivazyan) (1817–1900) – grand Russian artist-painter of seascapes, ethnic Armenian. Aside from his artwork, I.A. was also known for his valuable contributions to the developments of the Russian and Armenian cultures of the 19th century. He lived and worked in Feodosia, Crimea. He was buried there according to his will. A sign on his tombstone, written in ancient Armenian, has a quote from the 5th century "History of Armenia" by Moses Khorenatsi says: "Born as a mortal, left the immortal memory of himself."». -
  • Иван Константинович Айвазовский – известный русский маринист своего времени. Написал 6 тысяч полотен, изображающих «большую воду». Художник бредил морем. Стихия была для Айвазовского чем-то сакральным, магическим. Сегодня коротко расскажу о биографии и творчестве живописца.

    Биография художника

    Биография Ивана Айвазовского связана с морем. Известный маринист родился 29 июля 1817 году в портовом городке Крымского полуострова (Феодосии). Семья художника имела средний доход. Родные мальчика поддерживали все его начинания, поскольку ребенок имел тягу к знаниям и точную память.

    Однажды главный архитектор города заметил талантливого мальчика, рисующего море. Чиновник, вдохновленный после просмотра полотен Ивана, подарил ему набор полотен, кистей, отметив необычайный талант юноши. Архитектор поспособствовал получению Айвазовским необходимого художественного образования.

    С 13 лет будущий художник учился в Симферопольской гимназии, 16 – в Петербургской Академии художеств. В 1837 живописец становится обладателем золотой медали за успехи прикладного искусства, позволяющей поехать за границу. Художник покоряет Абхазию, Италию, Францию, Голландию. Заводит новые знакомства, часто заканчивающиеся близкой дружбой, активно занимается живописью.

    В 1844 (после возвращения) художник удостаивается звания академика. Творчество Ивана Константиновича Айвазовского развивается плодотворно следующие несколько десятилетий. Живописец работает над созданием новых полотен, обреченных иметь всемирную известность. Параллельно Иван Константинович занимается благотворительностью, делает огромный вклад в развитие инфраструктуры родного города.

    Семью Иван Константинович создал в 1848. Айвазовский женился на дочери придворного медика императора Юлии Гревс. У супружеской пары родилось 4 детей. Однако счастье оказалось недолгим, поскольку Юлия перенесла тяжелое нервное заболевание, пагубно влияющее на поведение женщины.


    Супруги развелись (жена любила пышность столицы, не хотела посвящать жизнь Феодосии). До конца дней Айвазовский старался поддерживать дружественные отношения с дочерьми. Придерживаться дружественной позиции было весьма сложно из-за постоянных вмешательств бывшей жены, препятствующей установлению нормальных отношений.

    Иван Константинович во второй раз женился в 65 лет (1881). Избранница художника – юная Анна Саркизова (только-только исполнилось 25 лет). Женщина была верна живописцу, соответственно, до конца дней поддерживала Айвазовского. В ее честь он написал полотно «Портрет жены художника».


    Творчество

    В возрасте 20 лет художник становится самым молодым выпускником Петербургской Академии (по правилам учиться нужно еще 3 года). Далее следует период путешествий. Живописец на 2 сезона отправляется в родной Крым, а затем на 6 – в Европу. Странствования помогли художнику найти индивидуальный стиль создания полотен, усовершенствовать изобразительные навыки.

    Произведения Ивана Константиновича Айвазовского имели большой успех. Картину «Хаос» пожелал приобрести Папа Римский. Художник не захотел продавать полотно, а вручил картину понтифику как личный подарок.


    Благодаря своему таланту, дружелюбному характеру, конечно, Айвазовский имел приятельские связи со многими влиятельными людьми. Художник дружил с Пушкиным, Брюлловым, Глинкой, тепло общался с императорской семьей. Слава, богатство, всемирное признание не изменили живописца. Первое место для Ивана Константиновича по-прежнему занимало призвание.

    Картины Ивана Айвазовского высоко ценятся (самая дорогая – 3,5 млн. долларов). Оригиналы полотен находятся во многих музеях мира. Некоторые картины хранятся в галереях родного города, основанных самим художником.

    Известные картины

    Иван Константинович Айвазовский «Девятый Вал» — мое любимое произведение. На полотне изображено разъяренное море, бушующее среди мрачной грозы ночи. Картина написана в 1850. Сегодняшний оригинал полотна находится в Государственном Русском музее.


    Полотно «Радуга» изображает трагические события кораблекрушения. Взору представляется сюжет гибели корабля, разбивающегося об скалы. Обессиленные стихией моряки пытаются спастись при помощи шлюпки. Небо озаряет призрачная радуга, символизируя спасение.


    «Вечер в Крыму. Ялта» Айвазовский создал в 1848. Закат дарит уникальную цветовую гамму, озаряя последними солнечными лучами горы, людей вокруг.


    «Закат» — картина, написанная художником в 1866. Здесь изображается корабль среди тихих вод вечернего солнца. Небо озаряют беззаботные тучи, на берегу расположилась семья. Идиллия.


    Картину «Черное море» («На Черном море начинает разыгрываться буря») создано в 1881. Полотно показывает мощь морских волн, охваченных штормом. Вода изображается притягательной, чарующей. Картина написана с использованием предпочтительно темных тонов.


    Картина «Волна» изображает могущество морского шторма, беспощадность волн. Среди бушующей воды тонущий корабль кажется маленьким, беспомощным.


    «Шторм» показывает величество морской стихии в моменты всепоглощающей бури. Несмотря на крушение корабля, безуспешные старания относительно спасения команды, море остается прекрасным.


    «Ночь на острове Родос» представляет собой чарующий морской пейзаж с вечерним закатом солнца. Нет привычных для Айвазовского шторма, высоких волн. Картина дышит спокойствием, умиротворением.


    «Чесменский бой» посвящается победе русского народа в одноименной битве 24-26 июня 1770. Полотно изображает противостояние военного флота родного народа с вражеской Турцией.


    «Утро на море» — умиротворяющая картина, что показывает размеренность жизни людей у моря. Относится к позднему периоду творчества Айвазовского.


    Иван Константинович Айвазовский – не просто художник. Это целая эпоха, увековеченная в сотнях всемирно известных полотен.

    Категория

    Кратко: Иван Константинович Айвазо́вский (Ованес Айвазян; 1817-1900) - всемирно известный российский художник-маринист, коллекционер. Брат армянского историка Гавриила Айвазовского.

    Ованес Айвазян родился 29 июля 1817 г. в Феодосии (Крым), в семье армянского купца. Детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга; учился у М. Н. Воробьева и Ф. Таннера.
    В дальнейшем, получая пенсию Академии художеств, жил в Крыму (1838-40) и Италии (1840-44), посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке.
    В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.
    Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

    С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880). Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).
    На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
    Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Скончался Айвазовский 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».

    Развёрнуто: Родился Айвазовский 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.

    Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северо-крымские степи с древними курганами, на Арабатскую стрелку и Сиваши, встающие как марево на горизонте. У берега лежало кольцо хорошо сохранившихся старинных крепостных стен и башен с грозными бойницами. Здесь смолоду будущий художник научился распознавать в черепках старинной посуды, обомшелых архитектурных обломках и позеленевших монетах черты давно отшумевшей, полной грозными событиями жизни.

    Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы - боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг "Меркурий", слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.

    С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море".

    Романтика подвигов сражающихся на море героев, правдивая молва о них, граничащая с фантастикой, пробудила у Айвазовского стремление к творчеству и определила формирование многих своеобразных черт его таланта, ярко проявившихся в процессе развития его дарования.

    Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева.

    Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за этюд "Воздух над морем" ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: "Как I-ой ст. академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования". За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.

    За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: "Лунная ночь в Гурзуфе" (1839), "Морской берег" (1840) и другие.

    Первые произведения Айвазовского свидетельствуют о внимательном изучении позднего творчества известного русского художника С.Ф. Щедрина и пейзажей М.Н. Воробьева.

    В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя, в те годы молодыми офицерами, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни. Смелость и отвага, проявленными Айвазовским в боевой обстановке во время десанта в Субаше, вызвали к художнику симпатии среди моряков и соответствующий отклик в Петербурге. Эта операция запечатлена им на картине "Высадка в Субаши".

    За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу, сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи "Буря", "Хаос", "Неаполитанская ночь" и другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.

    В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему за выдающиеся успехи в живописи было присуждено звание академика и поручен "обширный и сложный заказ" - написать все русские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

    В течение зимних месяцев 1844/45 года Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин. Весной 1845 года Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. По окончании путешествия Айвазовский задержался в Крыму, приступив к постройке в Феодосии на берегу моря большой художественной мастерской и дома, который с этого времени стал местом его постоянного жительства. И таким образом, несмотря на успех, признание и многочисленные заказы, на стремление императорской фамилии сделать его придворным живописцем, Айвазовский оставил Петербург.

    В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.

    Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно, без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений.

    Несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры, встречаясь с ними в Петербурге и принимая их в своем Феодосийском доме. Так, еще во второй половине 30-х годов в Петербурге Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры - К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, а во время своего путешествия в Италию в 1840 году он знакомится с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым.

    Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению.

    После того как в 1770 году произошел Чесменский бой, Орлов в своем донесении в Адмиралтейство-Коллегию писал: "…Честь Всероссийскому флоту. С 25 на 26 июня неприятельский флот (мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили… а сами стали быть во всем архипелаге господствующими…" Пафос этого донесения, гордость выдающимся подвигом русских моряков, радость достигнутой победы прекрасно передал Айвазовский в своей картине. При первом взгляде на картину нас охватывает чувство радостного волнения как от праздничного зрелища - блестящего фейерверка. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них - в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. А сбоку, на переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. А если подойти ближе к картине, мы различим на воде обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.

    Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та "музыка боя", без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.

    Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: "Буря на Черном море" (1845), "Георгиевский монастырь" (1846), "Вход в Севастопольскую бухту" (1851).

    Еще ярче романтические черты сказались в картине "Девятый вал", написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.

    Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым - в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

    Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

    Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

    Так ныне, океан, я жажду бурь твоих -
    Волнуйся, восставай на каменные грани,
    Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
    Как зов давно желанной брани,
    Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…

    Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.

    У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…"

    Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно необыкновенную, зрительную память и поэтическое воображение.

    Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.

    В.С. Кривенко очень хорошо передал свои впечатления от работы Айвазовского над большим полотном, оживавшим под кистью мастера: "…По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд - истинное наслаждение". Это, конечно, было возможно благодаря глубокому знанию разнообразных технических приемов, какими пользовался Айвазовский.

    У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла.

    Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.

    Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.

    Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853-56 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана". Посетив осажденный Севастополь, Айвазовский написал также ряд картин, посвященных героической обороне города.

    Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений; его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя. Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев ["Петр I на берегу Финского залива" (1846), "Чесменский бой" (1848), "Наваринский бой" (1848), "Бриг "Меркурий" ведет бой с двумя турецкими судами" (1892) и другие].

    Айвазовский обладал живым, отзывчивым умом, и в его творчестве можно встретить картины на самые разнообразные темы. Среди них - изображения природы Украины, он смолоду полюбил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях ["Чумацкий обоз" (1868), "Украинский пейзаж" (1868) и других], близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.

    Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. "Буря ночью" (1864), "Буря на Северном море" (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.

    Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Чутьем художника он постиг скрытые ритмы движения морской волны и с неподражаемым мастерством умел их передать в образах увлекательных и поэтических.

    1867 год связан с крупным событием, имевшим большое общественно-политическое значение, - восстанием жителей острова Крит, находившегося в вассальном владении султана. Это был второй (при жизни Айвазовского) подъем освободительной борьбы греческого народа, которая вызвала широкий сочувственный отклик среди прогрессивно мыслящих людей всего мира. Айвазовский отозвался на это событие большим циклом картин.

    В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он писал предгорья Кавказа с жемчужной цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горным массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб - последнее гнездо Шамиля. В Армении он написал озеро Севан и Араратскую долину. Им создано несколько прекрасных картин, изображающих Кавказские горы со стороны восточного побережья Черного моря.

    В следующем, 1869, году Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.

    В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинзгаузеном и М.П. Лазаревым, Айвазовский написал первую картину, изображающую полярные льды - "Ледяные горы". Во время чествования Айвазовского по случаю пятидесятилетия его творчества П.П. Семенов-Тян-Шанский в своей речи сказал: "Русское географическое общество давно признало Вас, Иван Константинович, выдающимся географическим деятелем…" и действительно, многие картины Айвазовского совмещают в себе художественные достоинства и большую познавательную ценность.

    В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, - нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

    По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…"

    В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова:

    Белеет парус одинокий…

    Вся прелесть подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть "голубыми Айвазовскими". Большое место в композиции картин Айвазовского всегда занимает небо, которое он умел передать с таким же совершенством, как морскую стихию. Воздушный океан - движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера иногда сами по себе создавали эмоциональное содержание его картин.

    Неповторимы ночные марины Айвазовского. "Лунная ночь на море", "Восход луны" - эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского - одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.

    Айвазовский был близок со многими передвижниками. Гуманистическое содержание его искусства и блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Во взглядах на общественное значение искусства у Айвазовского и передвижников было много общего. Задолго до организации передвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих других больших городах России. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.

    Под действием передового русского искусства передвижников в творчестве Айвазовского с особой силой проявились реалистические черты, сделавшие его произведения еще более выразительными и содержательными. Видимо, поэтому стало принятым считать картины Айвазовского семидесятых годов высшим достижением в его творчестве. Сейчас для нас совершенно ясен процесс непрерывного роста его мастерства и углубления содержания живописных образов его произведений, протекавший в течение всей его жизни.

    В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину "Черное море". Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении: "Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю". Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее.

    Много раз об Айвазовском писал Стасов. Со многим он не соглашался в его творчестве. Особенно яростно восставал он против импровизационного метода Айвазовского, против легкости и быстроты, с какой он создавал свои картины. И все же, когда надо было дать общую, объективную оценку искусству Айвазовского, он писал: "Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами".

    Жизнь и творчество (часть 5)
    Жизнь Айвазовского была поглощена огромным творческим трудом. Его творческий путь - это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Вместе с тем нельзя не отметить, что именно на последнее десятилетие падает основное количество неудачных работ Айвазовского. Это объяснимо и возрастом художника и тем, что как раз в это время он начал работать в не свойственных его дарованию жанрах: портрет и бытовая живопись. Хотя и среди этой группы произведений есть вещи, в которых видна рука большого мастера.

    Взять, например, небольшую картину "Свадьба на Украине" (1891). На фоне пейзажа изображена веселая деревенская свадьба. У хаты, крытой соломой, идет гулянье. Толпа гостей, молодые музыканты - все высыпали на воздух. И здесь, в тени больших развесистых деревьев, под звуки нехитрого оркестра продолжается пляска. Вся эта пестрая масса людей очень удачно вписана в пейзаж - широкий, ясный, с прекрасно изображенным высоким облачным небом. Трудно поверить, что картину создал художник-маринист, настолько вся жанровая часть ее изображена легко и просто.

    До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей. "Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…"

    В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: "Простите, что пишу на кусочках (бумаги). Пишу большую картину и ужасно озабочен". В другом письме (1899): "Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить…" Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией.

    В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А.С. Пушкина ["Прощание Пушкина с Черным морем" (1887), фигура Пушкина написана И.Е. Репиным, "Пушкин у Гурзуфских скал" (1899)], в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю.

    В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: "Обвал скалы" (1883), "Волна" (1889), "Буря на Азовском море" (1895), "От штиля к урагану" (1895) и другие. Одновременно с этими огромными картинами Айвазовский написал ряд произведений, близких к ним по замыслу, но выделяющихся новой красочной гаммой, предельно скупой по цвету, почти что монохромной. Композиционно и сюжетно эти картины очень просты. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день. О песчаный берег только что разбилась волна. Бурлящие массы воды, покрытые пеной, стремительно сбегают в море, унося с собой клочья тины, песок и гальку. Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Чтобы усилить впечатление нарастающего движения, Айвазовский берет очень низкий горизонт, которого почти касается гребень большой надвигающейся волны. Вдали от берега на рейде изображены корабли с убранными парусами, стоящие на якорях. Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Все они в сущности являются вариантами одного и того же сюжета, отличающимися только в деталях. Этот значительных цикл картин объединен не только общностью сюжета, но и цветовым строем, характерным сочетанием свинцово-серого неба с оливково-охристым цветом воды, чуть тронутой у горизонта зеленовато-голубыми лессировками.

    Такая простая и вместе с тем очень выразительная красочная гамма, отсутствие каких-либо ярких внешних эффектов, ясная композиция создают глубоко правдивое изображение морского прибоя в бурный зимний день. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой красочной гамме. Некоторые были небольшого размера; они написаны в течение одного-двух часов и отмечены очарованием вдохновенных импровизаций большого художника. Новый цикл картин обладал не меньшими достоинствами, чем его "голубые марины" семидесятых годов.

    Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину "Среди волн", которая была вершиной его творчества.

    Художник изобразил бушующую стихию - грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом - уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины "Среди волн" - плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина "Среди волн" значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

    Картина "Среди волн" не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899, году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках - "Штиль у Крымских берегов". А буквально в последние дни жизни, готовясь в поездке в Италию, он написал картину "Морской залив", изображающую Неаполитанский залив в полдень, где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух. Несмотря на совсем малые размеры картины, в ней ясно различимы черты новых колористических достижений. И, быть может, проживи Айвазовский еще несколько лет, эта картина стала бы новой ступенью в развитии мастерства художника.

    Жизнь и творчество (часть 6)
    Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графической наследии, оставленном мастером, потому что его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника. Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года. Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов. Острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простыми графическими средствами - линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе.

    В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов. Ко второй половине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободной широкой манере. В последний период творчества, когда Айвазовский делал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги. Его рисунки, утратив былую графическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.

    По мере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского и накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Имеются три варианта эскиза к последней его картине "Взрыв корабля". Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Подобные рисунки как бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: "Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей". Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы.

    Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами.

    К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом - сепией. Пользуясь обычно легкой заливкой неба сильно разжиженной краской, едва наметив облака, чуть тронув воду, Айвазовский широко, темным тоном прокладывал передний план, прописывал горы второго плана и рисовал лодку или корабль на воде глубоким тоном сепии. Такими простыми средствами он иногда передавал всю прелесть яркого солнечного дня на море, накат прозрачной волны на берег, сияние легких облаков над глубокой морской далью. По высоте мастерства и тонкости переданного состояния природы такие сепии Айвазовского далеко выходят за рамки обычного представления об акварельных эскизах.

    В 1860 году Айвазовский написал подобного рода прекрасную сепию "Море после бури". Этой акварелью Айвазовский был, видимо, удовлетворен, так как послал ее в подарок П.М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой, рисуя на которой он достиг виртуозного мастерства. К таким рисункам относится "Буря", созданная в 1855 году. Рисунок сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней - серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.

    Виртуозно рисовал Айвазовский также пером-тушью.

    Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени - шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину "Среди волн".

    До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

    Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.