Какими чертами должен обладать романтический герой. Кто такой романтический герой и каков он

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Романтики могли придать вечную непреходящую ценность каждой мелочи, каждому конкретному факту, всему единичному. Жозеф де Местр называет это "путями Провидения", Жермена де Сталь – "плодоносным лоном бессмертной вселенной". Шатобриан в "Гении христианства", в книге, посвященной истории, прямо указывает на Бога, как начало исторического времени. Общество предстает как незыблемая связь, "нить жизни, которая связует нас с предками и которую мы должны протянуть потомкам". Только сердце человека, а не его разум, может понять и услышать голос Творца, через красоту природы, через глубокие чувства. Природа божественна, она является источником гармонии и творческих сил, ее метафоры часто переносятся романтиками в политический лексикон. Дерево для романтиков становится символом рода, спонтанного развития, восприятия соков родной земли, символом национального единства. Чем невинней и чувствительней натура человека, тем легче он слышит голос Бога. Ребенок, женщина, благородный юноша чаще других прозревают бессмертие души и ценность вечной жизни. Жажда блаженства у романтиков не ограничивается идеалистическим стремлением в Царство Божье после смерти.

Помимо мистической любви к Богу человек нуждается в реальной, земной любви. Не в силах обладать предметом своей страсти романтический герой становился вечным мучеником, обреченным ждать встречи с любимым в загробном мире, "ибо достойна бессмертия великая любовь, когда она стоила человеку жизни".

Особое место в творчестве романтиков занимает проблема развития и воспитания личности. Детство лишено законов, его мгновенные порывы нарушают общественную мораль, подчиняясь собственным правилам детской игры. Во взрослом человеке сходные реакции ведут к смерти, к осуждению души. В поисках небесного царства человек должен постичь законы долга и нравственности, только тогда он может надеяться на вечную жизнь. Поскольку долг, продиктован романтикам их стремлением обрести вечную жизнь, исполнение долга дает личное счастье в его наиболее глубоком и сильном проявлении. К нравственному долгу добавляется долг глубоких чувств и возвышенных интересов. Не смешивая достоинств разных полов, романтики выступают за равенство духовного развития мужчин и женщин. Точно так же, любовью к богу и его установлениям, диктуется гражданский долг. Личное стремление находит свое завершение в общем деле, в стремлении всей нации, всего человечества, всего мира.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

Слово "романтизм" иногда употребляется как синоним понятия "романтика". Например, говоря о юношеском романтизме, имеют в виду склонность к идеалистическому, оптимистическому взгляду на жизнь, активность жизненной позиции. Здесь речь пойдет о втором, культурологическом и литературоведческом значении термина "романтизм".

Романтизм — последний "большой стиль" в истории искусства, то есть последнее направление, проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах, музыке, литературе. Его возникновению предшествовали два века безусловного господства рационализма в искусстве. Литературное воплощение рационализма — классицизм, он накопил значительную эстетическую усталость, и внешним событием, ускорившим смену литературных эпох, стала Французская революция. Романтизм есть реакция на рационализм Просвещения, но он не отрицает классицизм безоглядно, из одного духа противоречия. Взаимоотношения романтиков с просветителями — это взаимоотношения разных поколений в семье, когда дети опровергают ценности отцов, сами не сознавая, до какой степени они являются продуктом отцовского воспитания.

Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Молодежь, на чьих глазах разворачивалась драма Французской революции, пережила все ее взлеты и падения, колеблясь между восторгом, энтузиазмом по поводу падения монархии и ужасом перед казнью короля Людовика XVI и якобинским террором. Революция показала утопичность просветительского идеала разума как естественной основы человеческого существования, обнажила непредсказуемость истории. Современники отшатнулись от ее насильственных методов, от пышной демагогии вождей революции, от Франции, превратившейся при Наполеоне в поработительницу народов. Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров.

На смену материализму и рационализму Просвещения в качестве философской основы творчества приходит субъективный идеализм; общественно-политическая проблематика, которой принадлежало центральное место в просветительской литературе, сменяется интересом к отдельной личности, взятой вне системы общественных отношений, ведь эта традиционная система рухнула, и на ее обломках только начали обозначаться очертания нового, капиталистического строя.

Мир для романтиков — тайна, загадка, познать которую может только откровение искусства. В романтическую литературу возвращается изгнанная Просвещением фантастика, и фантастическое у романтиков воплощает идею о принципиальной непознаваемости мира. Мир романтики познают как дети — всеми органами чувств, через игру, смотрят на него сквозь призму сердца, сквозь призму субъективных эмоций личности, причем это воспринимающее сознание равновелико всему остальному внешнему миру. Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал.

Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Раз отдельно взятая личность равновелика целому миру, она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие - в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания - неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти "железного века" выражен в стихотворении Е. А. Баратынского "Последний поэт" (1835 г.):

Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы.

Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова — писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя — прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое "бегство от действительности", уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Важнейшими завоеваниями романтизма стали открытие категорий историзма и народности, а также разработка теории романтической иронии немецким теоретиком Фридрихом Шлегелем (1775-1854 гг.). Он был участником самого раннего кружка немецких романтиков — Йенской школы, и его главный труд — "Фрагменты" (1797-1798 гг.). Здесь Шлегель высказывает мысль о том, что наступила эпоха совершенно нового искусства, которое будет направлено не на повторение идеала античности, не на достижение совершенства, а смысл его существования будет заключаться в непрерывном поиске, в развитии: "Романтическая поэзия никогда не может быть завершена, она всегда в становлении". Критерием совершенства у Шлегеля впервые становится не степень приближения к античным моделям, а степень интенсивности творения, не красота, а эстетическая энергия. Шлегель выдвинул идею универсального искусства как единственного совершенного инструмента познания и преобразования мира, художника он считал наместником Бога, творцом на земле. Но уже ранние романтики понимали, что столь высокое представление об искусстве и о художнике утопично, что художник в сущности всего лишь человек, и поэтому любое его суждение относительно, а не абсолютно. Категория романтической иронии и является осознанием противоречия между романтическим идеалом и действительностью.

Согласно Фридриху Шлегелю, романтическая ирония есть высшая из вольностей, крайняя степень свободы, пленительная череда противоречий, искусно организованный беспорядок. Художник должен занять ироническую позицию не только по отношению к миру, но по отношению к самому себе, к своему процессу творчества и к своему произведению. То есть в категории романтической иронии художник добровольно и открыто признает свое бессилие в осуществлении идеала. Отличие романтической иронии от традиционной в том, что в иронии художник высмеивает то, что лежит вне его, а в романтической иронии — самого себя. В этой категории романтический разрыв с реальностью мстит за себя, романтическая ирония возникает из невозможности разгадать мировую загадку, из признания границ воплощения идеала, из акцента на игровую природу художественного творчества. Романтическая ирония оказалась самым важным открытием романтической эстетики.

Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты "Озерной школы" Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

Основные черты романтического героя: -Неприятие идеалов общества; -внутренняя раздвоенность; -одиночество в реальном мире; -поиски идеала и мечты; -жизнь в сфере эмоций и чувств; -герой - всегда яркая, исключительная личность -свободолюбие героя -герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой. -Необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Слайд 7 из презентации «Общая характеристика романтизма» . Размер архива с презентацией 964 КБ.

МХК 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Деревянное зодчество России» - Дома с усложненной конфигурацией объема. «Срубить избу». «Конек на крыше». Лучшие из памятников с 1958 года перевезены в Кострому. Человек стремился создать свое жилище. «Чувство дерева». Леса покрывали большую часть земель. Для своего времени деревянные крепости были грозными сооружениями. Дома с однорядной связью. Церкви. Конкурсы на проект. "Страной зодчих" назвал Россию художник Игорь Грабарь.

«Театр - открытое искусство» - «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека». Азбука театра. Театр В.Шекспира «Глобус». Школа современной пьесы. Является одним из древнейших видов искусства. Большой театр. Драматургия – основа театра. В.Г. Белинский. Одесский оперный театр. Греческий амфитеатр. Внутри театра «Глобус». В театре. Должно ли быть правдоподобие в театре. Театр.

«Дома в разных странах» - Мужчины и женщины в богатых греческих домах жили каждый своей жизнью. В японских ваннах и банях не принято мыться. В суровой Спарте даже запрещалось использовать рубанок. Кровати, на которых спали греки, вырезались из клена и бука. В японском доме придется забыть о стереотипах. В японском доме отсутствует какая бы то не было мебель. У греков-столяров наконец-то в обиходе появляется рубанок. Свет – это еще один японский культ.

«Кино» - Киноискусство. Живопись. Первые опыты по проецированию изображений. Литература. Оптический театр. Тема урока «Киноискусство». Киноискусство не дублирует и не заменяет. Российское кино. Братья Люмьер. Театр. Игровое кино. Советское кино. Новые кинематографические школы. Музыка в кино. Рождение кино. Братья Огюст и Луи Люмьеры. Кинематографические школы. Короткометражное кино. Виды кино.

«Храмы» - Что такое храм. Цвет храма. Что вы можете сказать об этих храмах. Что означает цвет куполов. Цели урока. Что означает количество куполов на храмах. Своеобразие архитектурных традиций. Что мы знаем о храмах. Количество куполов. Богоявленский храм р.п. Старая Майна. Храм – дом Бога на земле. Цвет купола. Практическая работа. Внешний вид храма. Определите форму купола. Форма купола.

«Стили и виды архитектуры» - XVIII - кон. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Архитектура барокко. Возрождение. Эклектика. XVIII-XIX в. Динамическая архитектура. Классицизм. Модерн. XVII в. Постмодернизм. XVIII в. Авторские суждения о сущности архитектуры. Эклектика. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. 21 века.

Слово РОМАНТИЗМ.

РОМАН - любовные отношения между мужчиной и женщиной.

РОМАНТИК - тот, кто возвышенно, эмоционально относится к чему-либо.

РОМАНС - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента,

написанное на стихи лирического содержания.


В ходе беседы учитель задает вопрос: "Чем похожи значения этих трех слов?" Термин РОМАНТИЗМ, значение которого вы узнаете сегодня на уроке, тоже напрямую связан с понятием чувства.

Разные эпохи - разные критерии оценки человека.

Обществу всегда было важен критерий, по которому можно было бы оценить человека. Каждая эпоха выдвигала разные критерии оценки. Так, например, античная эпоха рассматривала человека с точки зрения его внешности, физической красоты: достаточно вспомнить, что скульптуры того времени изображают обнаженных, физически развитых людей. На смену красоте внешней пришла красота духовная

Общество XVIII века было убеждено, что сила человека - в его разуме. Мир был создан Богом, а задача человека - разумно усовершенствовать этот мир. Так человечество вступило в эпоху Просвещения. Однако фанатическое восхищение силой разума, конечно, не могло существовать долго: убеждения убеждениями, а в лучшую сторону практически ничего не меняется. Даже наоборот: подобные идеи привели к революционным потрясениям и кровопролитию (так, например, под лозунгом «Во имя разума!» прошла революция во Франции), и уже к концу XVIII вв. прокатилась волна разочарования в силе разума. Стала очевидна необходимость альтернативы ему. Эта альтернатива была найдена. Что в человеке противопоставлено разуму? Чувства.

Как мы уже сказали, именно с понятием чувства и связан термин РОМАНТИЗМ. РОМАНТИЗМ - это направление в культуре, утверждающее самоценность духовно-творческой личности, культ природы, чувств и естественного в человеке.

Теперь художник, обращаясь к ценителю прекрасного, взывал, в первую очередь, к его чувствам, а не к разуму, руководствуясь не трезвым умственным размышлениями, а велением сердца.


Двоемирие (антитеза)

Для начала давайте вспомним понятие АНТИТЕЗЫ. Найдите антитезу в следующих отрывках:

1. Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.

2. Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой...

3. Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моём, И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём.

4. Сегодня - трезво торжествую, завтра - плачу и пою.

5. Ты прозаик - я поэт

ты богат - я очень беден.

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) - сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Предполагаемые ответы :

1. царь – раб червь – бог

2. вода – камень стихи – проза лёд –пламень

3. светлые – тёмным

4. сегодня - завтра торжествую – плачу и пою

5. прозаик – поэт богат – беден


Какая антитеза обусловила переход от предыдущей эпохи к эпохе романтизма? РАЗУМ - ЧУВСТВА.Для понимания РОМАНТИЗМА ключевым становится понятие ЧУВСТВА, которое противопоставлено РАЗУМУ. Возникает антитеза, которая отражается и в отношении художника к окружающему миру. Разумная действительность не находит отклика в душе романтика: реальный мир несправедлив, жесток, страшен. В поисках лучшего художник мечтает выйти за пределы реальности: именно там, вне существующей жизни, ему представляется возможность обретения совершенства, мечты, идеала.

Так возникает свойственное романтизму ДВОЕМИРИЕ: «здесь» и «там». Презираемое «здесь» - это современная романтику реальность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтик противопоставляет реальной действительности.

Возникает вопрос: где найти это «там», этот идеальный мир? Романтики находят его и в собственной душе, и в потустороннем мире, и в жизни нецивилизованных народов, и в истории. Читателю же это «там» дается через призму взгляда художника. А пропущенное через душу романтика может ли быть будничным, прозаическим? Ни в коем случае! Оно, подчеркивая разрыв с прозой жизни, обязательно будет очень необычным, иногда даже неожиданным для читателя.

Основные черты романтического героя

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя


литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности. Романтический герой во плоти - английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824).

Самостоятельно ответить на вопросы:

1. Как романтик относится к реальной действительности?

Предполагаемый ответ: романтик не принимает реальную действительность, бежит он неё.

2. Куда устремлен романтик?

Предполагаемый ответ: романтик устремлен к мечте, к идеалу, к совершенству.

3. Как изображаются события, пейзаж, люди?

Предполагаемый ответ: событий, пейзаж, люди изображаются необычно, неожиданно.

4. Где романтик может найти идеал?

Предполагаемый ответ: романтик находит свой идеал в собственной душе, в потустороннем мире, в жизни нецивилизованных народов.

5. Что становится культом для романтика? Предполагаемый ответ: романтик стремится к свободе.

6. В чем смысл жизни романтика?

Предполагаемый ответ: смысл жизни романтика в бунте против действительности, в подвиге, в обретении свободы.

7. Как судьба проверяет романтика?

Предполагаемый ответ: судьба предлагает романтику исключительные, трагические обстоятельства.

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью; он живет в `розовом" состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира. после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения. Отличают характерные признаки:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

В России романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе, так как в XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Можно говорить о русской подражательности европейскому романтизму. Это было особое проявление романтизма не было в русской культуре противопоставления человека миру и Богу. Вариант байроновского романтизма прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. У Пушкина был дар внимания к людям, самая романтическая из романтических поэм его - это «Бахчисарайский фонтан». Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции человека: всего хочет только для себя.

Лермонтовская поэма «Мцыри» тоже не полностью отражает характерные признаки романтизма.

В этой поэме два романтических героя, поэтому, если это и романтическая поэма, то она очень своеобразна: во-первых, второй герой, передается автором через эпиграф; во-вторых, автор не соединяется с Мцыри, герой решает проблему своеволия по-своему, а Лермонтов на протяжении всей поэмы лишь думает над решением этой проблемы. Героя своего он не судит, но и не оправдывает, однако встает в определенную позицию - понимания. Получается, что романтизм в русской культуре трансформируется в размышление. Получается романтизм с точки зрения реализма.

Можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками (правда, Лермонтов сумел однажды соответствовать романтическим законам - в драме `Маскарад"). Своими экспериментами поэты показали, что в Англии позиция индивидуалиста могла быть плодотворна, а в России - нет. Хотя у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками, они открыли путь для развития реализма. В 1825 году вышло первое реалистическое произведение: «Борис Годунов», затем «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и многие другие.

При всей сложности идейного содержания романтизма, его эстетика в целом противостояла эстетике классицизма 17 - 18 веков. Романтики сломали сложившиеся столетиями литературные каноны классицизма с его духом дисциплины и застывшего величия. В борьбе за освобождение искусства от мелочной регламентации романтики отстаивали ничем не ограниченную свободу творческой фантазии художника.

Отвергая стеснительные правила классицизма, они настаивали на смешении жанров, обосновывая свое требование тем, что оно соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Прославляя естественные движения человеческого сердца, романтики в противовес рационалистическим требованиям классицизма выдвинули культ чувства, логически обобщенным характерам классицизма романтики противопоставили крайнюю их индивидуализацию.

Герой романтической литературы с его исключительностью, с его повышенной эмоциональностью был порожден стремлением романтиков противопоставить прозаической действительности яркую, свободную личность. Но если прогрессивные романтики создавали образы сильных людей с необузданной энергией, с бурными страстями, людей, бунтующих против обветшалых законов несправедливого общества, то консервативные романтики культивировали образ «лишнего человека», холодно замкнувшегося в своем одиночестве, всецело погруженного в свои переживания.

Стремление к раскрытию внутреннего мира человека, интерес к жизни народов, к их историческому и национальному своеообразию - все эти сильные стороны романтизма предвещали переход к реализму. Однако достижения романтиков неотделимы от ограниченности, свойственной их методу.

Непонятые романтиками законы буржуазного общества выступали в их сознании в виде неодолимых сил, играющих человеком, окружающих его атмосферой тайны и рока. У многих романтиков человеческая психология была окутана мистикой, в ней преобладали моменты иррационального, неясного, загадочного. Субъективно-идеалистическое представление о мире, об одинокой, замкнутой в себе личности, противопоставленной этому миру, являлось почвой для одностороннего, неконкретного изображения человека..

Наряду с действительным умением передать сложную жизнь чувств и души, мы часто встречаем у романтиков стремление превратить многообразие человеческих характеров в абстрактные схемы добра и зла. Патетическая приподнятость интонации, тяготение к преувеличениям, к драматическим эффектам приводили порой к ходульности, что также делало искусство романтиков условным и отвлеченным. Эти слабости в той или иной степени были свойственны всем, даже самым крупным представителям романтизма.

Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы у многих романтиков - героики протеста или национально-освободительной, в том числе революционной борьбы, соседствует с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», ночной стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия.

Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусства нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Романтизм в музыке сложился в 20-е годы 19 века под влиянием литературы романтизма и развился в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере, песне, инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма обращение к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.

Музыкальный романтизм проявился во множестве разнообразных ответвлений, связанных с разными национальными культурами и с разными общественными движениями. Так, например значительно различаются интимный, лирический стиль немецких романтиков и «ораторский» гражданский пафос, характерный для творчества французских композиторов. В свою очередь представители новых национальных школ, воникших на основе широкого национально-освободительного движения (Шопен, Монюшко, Дворжак, Сметана, Григ), так же как и представители итальянской оперной школы, тесно связанной с движением Рисорджименто (Верди, Беллини), во многом отличаются от современников в Германии, Австрии или Франции, в частности, тенденцией к сохранению классических традиций.

И тем не менее все они отмечены некоторыми общими художественными принципами, которые позволяют говорить о едином романтическом строе мысли.

К началу 19 века появляются фундаментальные исследования фольклора, истории, древней литературы, воскрешаются преданные забвению средневековые легенды, готическое искусство, культура Возрождения. Именно в это время в композиторском творчестве Европы сложилось множество национальных школ особого типа, которым было суждено значительно раздвинуть границы общеевропейской культуры. Русская, которая вскоре заняла если не первое, то одно из первых мест в мировом культурном творчестве (Глинка, Даргомыжский, «кучкисты», Чайковский), польская (Шопен, Монюшко), чешская (Сметана, Дворжак), венгерская (Лист), затем норвежская (Григ), испанская (Педрель) финская (Сибелиус), английская (Элгар) - все они, вливаясь в общее русло композиторского творчества Европы, ни в коей мере не противопоставляли себя сложившимся старинным традициям. Возник новый круг образов, выражающий неповторимые национальные черты той отечественной культуры, к которой принадлежал композитор. Интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе.

Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своих стран. Шуберт как бы очистил народную немецкую песню от лака австро-немецкой оперы, Вебер ввел в космополитизированный интонационный строй зингшпиля 18 века песенные обороты народно-бытовых жанров, в частности, знаменитый хор охотников в «Волшебном стрелке». Музыка Шопена при всей ее салонной изящности и строгой приверженности традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе польского фольклора. Мендельсон широко опирается на бытовую немецкую песню, Григ - на оригинальные формы музицирования норвежцев, Мусоргский - на старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.

Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще - преломление любого явления через сферу чувств. Музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения.

Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы (например у Мюссе). Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков.

Огромное место отводится в музыкальных произведениях малых и больших форм образу природы, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

С образами природы часто соперничает тема фантастики, что вероятно порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, сказками Андерсена, балладами Шиллера и Мицкевича. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады Шопена вдохновлены Балладами Мицкевича, Шуман, Мендельсон, Берлиоз создают произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно - в скульптуре и архитектуре. Яркими представителями романтизма в изобразительном искусстве были Э. Делакруа, Т. Жерико, К. Фридрих.. Главой французских живописцев- романтиков считают Эжена Делакруа. В своих полотнах он выразил дух свободолюбия, активного действия (« Свобода, ведущая народ»), страстно и темпераментно взывал к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна Жерико. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи Фридриха («Двое, созерцающие луну») - опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире.

В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 - 1836 г.г) .и В.А. Тропинина (1776 - 1857 г.г.).

Василий Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через его портрет. Портрет сына (1818), «А.С.Пушкин» (1827), «Автопортрет» (1846) поражают не портетным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека. Именно Тропинин явился основателем жанрового, несколько идеализированного портрета человека из народа («Кружевница», 1823).

В начале 19 века значительным культурным центром России являлась Тверь. Все выдающиеся люди Москвы бывали здесь на литературных вечерах. Здесь же молодой Орест Кипренский встретил А.С. Пушкина, портрет которого, написанный позднее, стал жемчужиной мирового портретного искусства, а А.С. Пушкин посвятит ему стихи, где назовет его «любимцем моды легкокрылой». Портрет Пушкина кисти О. Кипренского - живое олицетворение поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Отличительной чертой портретов Кипренского является то, что они показывают душевное обаяние и внутреннее благородство человека. Романтического настроения полон и портрет Давыдова (1809).

Множество портретов написано Кипренским именно в Твери. Более того, когда он рисовал Ивана Петровича Вульфа, тверского помещика, тот с умилением глядел на стоящую перед ним девочку, его внучку, будущую Анну Петровну Керн, которой было посвящено одно из самых пленительных лирических произведений - стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение..». Такие объединения поэтов, художников, музыкантов и стали проявлением нового направления в искусстве - романтизма.

Корифеями русской живописи этой эпохи были К.П. Брюллов (1799 -1852 г.г.) и А.А. Иванов (1806 - 1858 г.г.).

Русский живописец и рисовальщик К.П. Брюллов, еще будучи учеником Академии художеств, овладел несравненным мастерством рисунка. Посланный в Италию, где жил его брат, для усовершенствования в искусстве, Брюллов вскоре поразил петербургских покровителей и меценатов своими картинами. Большое полотно «Последний день Помпеи» имело огромный успех в Италии, а затем в России. Художник создал в нем аллегорическую картину гибели античного мира и наступления новой эры. Рождение новой жизни на обломках старого, рассыпающегося в прах мира - основная идея картины Брюллова. Художник изобразил массовую сцену, героями которой являются не отдельные люди, а сам народ.

Лучшие портреты Брюллова составляют одну из самых замечательных страниц истории русского и мирового искусства. Его «Автопортрет», а также портреты А.Н. Струговщикова, Н.И. Кукольника, И.А. Крылова, Я.Ф. Яненко, М Ланчи отличаются разнообразием и богатством характеристик, пластической силой рисунка, разнообразием и блеском техники.

К.П. Брюллов внес в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Его «Вирсавия» (1832) озарена внутренней красотой, чувственностью. Даже парадный портрет у Брюллова («Всадница») дышит живыми человеческими чувствами, тонким психологизмом и реалистическими тенденциями, что и отличает направление в искусстве, называемое романтизмом.