Рисуем человечка с ребенком. Как научить ребенка рисовать

Первое, что нужно сделать — это нарисовать овал ГОЛОВЫ , не овал лица и не вскрытую черепную коробку, а именно голову ПОЛНОСТЬЮ. Если быть точнее, голова похожа на перевернутое яйцо.

Ровно по середине рисуем вертикальную, прямую линию (ось симметрии). Она нам поможет нарисовать симметрично все части лица.

Будет странно смотреться портрет, у которого один глаз больше другого и находятся на разной высоте. Брррр… Поэтому, все будем выравнивать относительно середины лица.

Делим длину всей головы на две равные части. Проводим горизонтальную линию. На этой линии мы будем рисовать глаза, но чуть позже. Сначала найдем расположение всех остальных деталей.

У верхней части головы делаем засечку определяющую линию роста волос т.е. тут будет начинаться лоб. Делаем мы это примерно, «на глаз». Оставшаяся часть будет лицом.

Длину лица делим на три равные части . Первая линия, как я и сказала — начало волос, вторая-брови, третья -край носа.

На линии глаз, той что находится ровно по середине ГОЛОВЫ, рисуем глаза . Обратите внимание, расстояние между глаз равно длине одного глаза.

Зрачки у нас не находятся ровно по середине глаза, а немного прячутся под верхнее веко.

Рисуем нос. С длиной мы уже определились, осталось определиться с шириной. Обычно, ширина крыльев носа равна расстоянию между глаз. Не забывайте проверять симметричность лица т.е. замерять расстояние от правой и левой части до линии по середине.

Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура проведения исследовани

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "Ты начни, а дальше легче будет...". В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.


Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен , спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Интерпретация результата

    1. У человека нарисована голова.
    2. У него две ноги.
    3. Две руки.
    4. Туловище достаточно отделено от головы.
    5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
    6. Плечи хорошо прорисованы.
    7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
    8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
    9. Шея ясно просматривается.
    10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
    11. У человека нарисованы глаза.
    12. У него нарисован нос.
    13. Нарисован рот.
    14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
    15. Видны ноздри.
    16. Нарисованы волосы.
    17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
    18. Человек нарисован в одежде.
    19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
    20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
    21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
    22. На руках изображены пальцы.
    23. На каждой руке пять пальцев.
    24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
    25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
    26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
    27. Прорисован локтевой сустав.
    28. Прорисован коленный сустав.
    29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
    30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
    31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
    32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
    33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
    34. На ногах можно различить пятки.
    35. Форма головы правильная.
    36. Форма тела в целом правильная.
    37. Очертания конечностей переданы точно.
    38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
    39. Уши хорошо различимы.
    40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
    41. На лице прорисованы ресницы и брови.
    42. Зрачки расположены правильно.
    43. Глаза пропорциональны размерам лица.
    44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
    45. Четко различимы лоб и подбородок.
    46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.

Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет - 10 очков
  • 6 лет - 14 очков
  • 7 лет - 18 очков
  • 8 лет - 22 очка
  • 9 лет - 26 очков
  • 10 лет - 30 очков
  • 11 лет - 34 очка
  • 12 лет - 38 очков
  • 13 лет - 42 очка
  • 14 лет - свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Символические значение фигуры человека

Голова - олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу.

Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человека непропорционально большая голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы . Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо - символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок . За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови . Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши - если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза , как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд - выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза - попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот - многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы - общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос - сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Рис. 17

Руки - символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук - это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони - признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела - открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук - крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам. Если ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать. Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище - символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения - внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой. Если маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя. В целом округлая форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Крайне негативный признак - изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.

Рис.18

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности (рис. 18). Подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии . Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий . Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации.

Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение рисунка на листе

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

Рис.19

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела. Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки . Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце . Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Качество линий

При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста "Дом-Дерево-Человек" в той его части, которая относится к рисунку человека.

Заключение

Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.

Ирина Хурсулова

. Портретная живопись – один из самых сложных и значительных жанров изобразительного искусства. Это не просто воспроизведение черт конкретного человека , а понимание его внутреннего мира, сущности его характера, неповторимости облика; выражение художником своего отношения к изображаемому. Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так , как это делает портрет .

Как же научить ребенка нарисовать портрет правильно ? У каждого педагога своя методика рисования портрета . Я учу детей сначала рисовать лицо человека поэтапно , простым карандашом.

Используя простые правила, нарисовать человеческое лицо сможет практически каждый, даже ребенок . Возможно не с первого раза, но при большом желании, вы обязательно сможете научить ребенка рисовать настоящий портрет человека .

Перед тем как приступать к работе над портретом , рекомендуется подготовить все необходимое :

Лист бумаги;

Простой карандаш.

1. Сначала рисуем тонкими линиями лицо - овал.

2. Для облегчения рисования ровно по центру рисуем вертикальную линию, делящую портрет на две части и две горизонтальные линии, делящие его на 3 части : лоб, брови; глаза, нос; рот, подбородок.

3. На верхней линии рисуем дуги-брови.

4. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы , на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.

5. Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.

4. Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.

Лишние линии стираем ластиком.

5. По сторонам на уровне носа рисуем уши, дорисовываем плечи .

6. Затем волосы : короткие или длинные, прямые или кудрявые, волнистые, с челкой или нет, цвет.

Талант дан каждому человеку от природы , только развивать любые способности нужно начинать с раннего детства. Помогая детям учиться оформлять образы в изображения, вы, педагоги, оказываете им большую услугу. Рисование карандашом поэтапно не только интересно, но и очень полезно для маленьких детей. Удачи вам!

Публикации по теме:

"Я подарок маме начал рисовать, Выглянуло солнце и зовет гулять. Солнце, солнце, не сердись, Лучше рядышком садись. Мамин праздник раз.

Предлагаю вашему вниманию занятие «В кругу семьи: мамин портрет» Цель данного занятия: продолжить знакомство с изображением человека в.

Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами». Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей,.

Место проведения – физкультурный зал. Вступление: Уважаемые воспитатели! Речь пойдёт об одном спортивном инвентаре, каком - узнаете, отгадав.

Добрый день, уважаемые коллеги, я хочу предложить вам свой мастер-класс по теме "Как мы рисуем портрет". Скоро праздник Международный женский.

Мастер - класс "Как срисовать картинку, если не умеешь рисовать" Очень часто нам, музыкальным руководителям и воспитателям, приходится самим.

Наверно, самым сложным заданием в изобразительном искусстве является отображение человека. Не каждый художник знает, Точнее сказать, каждый это делает по-своему. Классический портрет удается не всем. Ведь требуется не попросту изобразить личность, - нужно передать эмоции, мимику, чувства. Вот почему так важно обучиться тому, как нарисовать человека.

Урок должен как минимум делиться на две части: рисование мужчины и женщины. Это не так легко, поэтому нужно детально изучить строение тела обоих. Не зря многие художники считают, что красота измеряется в симметрии. Это как? Если лицо симметричное, значит, оно совершенное. По поводу того, как нарисовать человека, для начинающих художников существуют некоторые дельные советы . В первую очередь, нужно рассчитать приблизительное расположение частей тела. Они должны быть переданы с одинаковым масштабом. Сначала делается набросок. Для этого лучше использовать хорошо заостренный карандаш для нанесения тонких линий. Не нужно стирать контуры наброска, пока не получили четкое изображение. Пропорции очень важны, нарушите их - рисунок испорчен. Необходимо помнить, что лицо имеет овальную форму, сверху оно более круглое, а снизу - заостренное. Не последнюю роль играет практика. Чем больше тренировки, тем лучше сформируются навыки, набьется рука, и в конечном счете вы научитесь тому, как нарисовать человека. Задача непростая, но выполнимая.

Пошаговое рисование

Перейдем к тому, как нарисовать человека (девушку, если точнее). Изображаем овал и делим его тремя прямыми линиями. Одну размещаем в центре по вертикали, другие две - по горизонтали (одну выше середины, другую - ниже). Все штрихи пересекаются и создают перпендикуляры. Главная функция этих линий заключается в определении того, где должен быть нос (вертикальный штрих), глаза (вышестоящая горизонтальная прямая) и рот (нижняя черта). В конце их требуется удалить, поэтому нельзя надавливать карандашом на бумагу. Сильное давление во время работы приведет к деформации бумаги, в результате рисунок будет испорчен. Переходим непосредственно к носу. Выполняем нанесение ориентировочных штрихов. Далее добавляем линии губ. Будьте внимательны. Верхняя губа заканчивается где-то чуть ниже середины между носом и ртом. Начинается прорисовка глаз. Здесь поможет верхняя горизонталь.

Анатомы рассчитали, что расстояние между глазами приблизительно такое же, как длина одного глаза. Теперь рекомендуется стереть дополнительные линии. Вот и готов эскиз. В принципе, работа выполнена на 90%. Сейчас нужно сделать форму лица более четкой. Прорисовываем скулы, подбородок. Продолжаем заштриховывать зрачки, добавляем веки и ресницы. Глаза называют зеркалом души. Тени добавьте, они придадут рисунку большей реалистичности и формы. Последний нюанс - волосы. Но прическа может быть разной, и ее изображение вряд ли принесет трудности. Вот и все, что нужно знать, чтобы понять, как нарисовать человека. Девушку рекомендуем изобразить несколько раз. Это необходимо для того, чтобы закрепить навыки.

Изображение человеческой фигуры в полную величину

Небезызвестно, что персонажа труднее срисовать с близкого расстояния. В этом вопросе мнение всех начинающих художников сходится. Поэтому пришел черед выяснить - как нарисовать человека вдали? У многих начинающих художников есть привычка изображать что-либо прерывистыми штрихами, а затем обводить их. Но рекомендуется привыкать выполнять контуры в один шаг. Это поможет увидеть образ фигуры целиком. Нужно помнить, что наравне с изображением пропорций, правильностью линий важным моментом считается передача настроения, черт характера, особенностей осанки.

Распространенная техника

Чтобы правильно передать пропорции, рисуя человеческую фигуру полностью, образ рекомендуется разбивать на функциональные отрезки. В принципе выделяют семь главных участков тела. Существует элементарная методика того, как нарисовать карандашом поэтапно человека. Следуйте нашим подсказкам.

Простая методика

Лучше начать с изображения прямоугольника, стороны которого 3:4. В центре четырехугольника проводят вертикальную линию. Она расположена чуть длиннее осевой стороны. Над фигурой добавляется дуга. Она используется для разметки плеч. Так же поступаем и с нижним фрагментом рисунка для обозначения контура верхней одежды. Разметка продолжается с дополнительных окружностей, где предположительно должны быть голова и шея, плечи и колени. Эта техника не создаст сложностей даже ребенку. Помните, что эти окружности - лишь дополнительные элементы, в конце их все равно нужно будет удалить, так что рекомендуется наносить их слегка, не надавливая карандашом на бумагу. Следующим этапом будет прорисовка локтей, ступней, контуров ног и рук. Обратите внимание на точное изображение ладоней и ступней. Еще раз нужно проверить пропорции частей тела. Ведь если совершить ошибки на этом этапе, исправить их в будущем уже будет невозможно. Теперь удаляем с помощью ластика все лишние линии. Вот и проявляется истинная суть картинки. Прорисовываем лишь элементы одежды. Уделяем дополнительное внимание голове, а именно лицу человека. Дополните рисунок тенями и складками на одежде, чтобы придать ему большей реалистичности. Обратите внимание на то, с какой стороны падает свет на фигуру, чтобы правильно отобразить тень. Это и есть основные советы по поводу того, как нарисовать человека. Поэтапно следуйте рекомендациям. И у вас все получится.

Значение рисунка

Способ, который был применен во время урока, по мнению специалистов, может представить психологическую характеристику художника. Особенно важным считаются прорисованные линии, пропорциональность человеческой фигуры. Дети часто дополняют рисунок ненужными элементами, например лишними пальцами на руках. Показательными также будут эмоции изображенного человека. Так что использование техники рисования достаточно эффективно в сфере психологии.

Способы рисования человеческой фигуры

Человека можно рисовать разными способами. Анатомическим рисунком в свое время увлекались такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Дюрер и многие другие. Они своими творениями сделали неоценимый вклад в развитие медицины, а начиналось все с решения изобразить человека.

Академический рисунок принуждает к точным пропорциям тела, реалистичности изображаемого. Такой тип работы присущ художественным школам, начиная с эпохи Возрождения.

Психодиагностический рисунок используется в исследовании человеческого сознания и довольно эффективно применяется в медицине.

В связи с быстротечным развитием технологий появился новый тип рисунка - анимация. Что это? Анимационное изображение позволяет передать человеческую фигуру в движении, воссоздать эмоции, проявление чувств.

Таким образом, существует множество способов изображения человека и, соответственно, разные виды его применения.

Применение рисунка

Пройдя приведенный урок, можно уяснить то, как нарисовать человека, узнать основные премудрости и нюансы этого процесса. Научившись рисовать человеческое лицо, можно изображать портреты близких людей если не с натуры, то хотя бы с фотографии. Такая работа может стать достаточно оригинальным сюрпризом.

Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.

По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.


Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.



Формы губ




форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм




Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.


Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :


Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.



(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

Каждый из нас окружен тысячами людей. Казалось бы, мы до миллиметра выучили пропорции и особенности человеческого тела. Но вот парадокс - нарисовать человека куда сложнее, чем, который Тебе только приходилось видеть.

Иногда как нарисуешь кого-нибудь, диву даешься - не человек, а пришелец какой-то. Если у Тебя тоже не получается рисовать людей, как говорится, не проходи мимо - здесь Ты найдешь для себя много полезного и интересного.

И самое первое – вот этот видеоролик, который покажет, как нарисовать мальчика и девочку.

Еще древние художники, рисуя человека, пытались поделить его тело на равные части, да так, чтобы легко было правильно воссоздать пропорции фигуры. Ведь зная соотношение отдельных частей тела с фигурой в целом, можно без труда нарисовать человека. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что все люди имеют свои особенности.

Итак, рисуя человека, за единицу измерения берем размер головы .

Высота взрослого мужчины, или женщины равна 8-ми размерам головы, высота подростка - 7-ми, ученика - 6-ти, а младенца - всего 4-м размерам головы.

Пропорции людей разных возрастных групп


Перед тем как рисовать человека, запомни несколько важных нюансов :

  • руки должны заканчиваться у средины бедра,
  • локти находятся на уровне талии,
  • колени - строго посередине ноги.

А Ты знал, что высота человека равна длине разведенных в стороны рук, а в длине ног умещается четыре высоты головы?

Но что еще больше повергло меня в восторг, так это размер человеческой стопы. Оказывается, ее высота равна высоте носа, а длина - длине предплечья.

Смотри, как должны быть правильно нарисованы мужчина и женщина в разных позициях.

А сейчас я покажу Тебе, как рисовать людей поэтапно . Уверяю, с мастер-классом от Пустунчика это будет легко и просто.

Как нарисовать мальчика

Если Тебе нужно нарисовать мальчика, воспользуйся следующей схемой. А я подскажу, как и какие части тела нужно рисовать шаг за шагом.

1. Нарисуй овал - голову мальчика, затем маленькую шею и прямоугольник - туловище.


2. Снизу дорисуй еще один прямоугольник, раздели пополам. Это ноги. Нарисуй руки-прямоугольники. На верхнем большом прямоугольнике сделай закругления от шеи к рукам - это плечи.


3. Сотри лишние линии на плечах. Нарисуй горловину кофты, линии-швы (но не до конца), где рукава соединяются с основной частью кофты. Нарисуй ширинку и складки на штанах в виде рогатки. Теперь нарисуй ботинки и кисти рук. Детальную схему, показывающую, как нарисовать руки, смотри справа.


4. Беремся за рисование головы. Сначала нарисуй крестик - он укажет на середину головы и определит расположение глаз. Две дуги, две точечки и одна маленькая дужка внизу головы - это верх глаз, будущий нос и губы. На уровне носа и глаз будут располагаться уши.


5. Дорисуй глаза, на месте точек нарисуй маленькие кружочки - ноздри. Теперь переходи к бровям и волосам.


6. Сотри лишние линии и легкими движениями карандаша обозначь складки на одежде. Добавь детали. Поздравляю! Рисунок мальчика готов.

Как нарисовать малыша

Этот рисунок отлично подойдет для какого-нибудь комикса, а еще его можно нарисовать в детский сад или для ученика младших классов. Смешной карапуз станет находкой и для школьной выставки юных художников.

1. Нарисуй овал, обозначь глаза точками, двумя согнутыми дугами покажи нос и рот малыша.


2. Обозначь уголки губ, нарисуй ушки и волосы.


3. Внизу головы нарисуй трапецию - тело мальчишки. Не забудь прямой горизонтальной линией отделить кофточку от штанов, а вертикальной показать штаны.


4. Нарисуй рукава.


5. А теперь нарисуй ребенку ручки и ножки.


6. Пальцы на руках раздели линиями. Вот и все! Маленький озорник готов к шалостям:)


Рисуем девчонок

Сразу три красавицы на одном листе. Желаешь иметь таких модниц у себя в альбоме? Тогда скорее рисовать этих очаровашек!

1. Нарисуй эскизы подруг.


2. Придумай им прически и нарисуй одежду.


3. Добавь детали: ремень, кружевные рукава, гетры, сумочки и так далее.


4. Нарисуй девочкам лица, сделай складки на одежде, выдели аксессуары. Добавь уникальности туфлям каждой из подруг.


Отличная работа!

Подробно о том, как рисовать губы, нос, глаза девушки, Ты узнаешь из следующего видеоролика. Предупреждаю, мастер-класс не для новичков, так что будь внимателен, дабы не пропустить важные детали.

Рисуем лицо девушки. Часть 1


Рисуем лицо девушки. Часть 2


Как нарисовать парня

Каждая девушка хотя бы раз в жизни пыталась нарисовать парня своей мечты. Для всех он, конечно же, разный. Но сейчас давай просто нарисуем парня в очках и крутой футболке. Поехали?

1. Сделай шаблон человека.


2. С помощью вспомогательных линий нарисуй голову и руки.


3. Нарисуй прическу, нос, губы. Надень парню очки.


4. Обведи контуры тела парня. Нарисуй руки. Штриховыми линиями добавь теней. Обозначь горловину футболки.


5. Удали ненужные линии. Сделай контуры тела мужчины четче.


Ну вот! Мачо с серьезным взглядом и в крутых очках готов покорять сердца!


В этой статье УчиЭто предлагает научиться поэтапно рисовать человека карандашом в полный рост. Самое сложное в изображении человека – это его лицо. Настоящий портрет могут сделать лишь настоящие художники, которые уже на протяжении многих лет учились этому искусству. Этот урок рисования предназначен для новичков, именно поэтому черты лица человека начерчены схематически, без прорисовки деталей.

Сперва дадим вам парочку советов. Некоторые люди имеют привычку рисовать прерывистыми линиями, а затем обводить их. Таким людям нужно попробовать чертить линии одним движением и не нужно бояться, что сделаете ошибку. Когда изображаете на бумаге человека, особенно если он в движении, то вы должны полностью видеть будущий образ, контуры всех линий. И еще, самое главное не точность линий и пропорций рисунка, а изображение самого важного, главного в образе. Необходимо передать характер человека, его настроение, выражение глаз и другие особенности, которые характеризуют именно его.

Нарисовать человека поэтапно карандашом можно разными способами

Сейчас выясним парочку основных этапов. Часто, когда рисуешь человека, можно увидеть искажение его фигуры. Ноги и руки начерчены длинными или слишком короткими, тело слишком большое и др. Чтобы избежать этого, необходимо разбить весь рисунок на участки.

Всего человека можно разбить на 7 частей. Но эту технику в этой статье мы не описываем, мы будем использовать другой способ, но вы можете попробовать сделать такую разметку, чтобы человек вышел пропорциональным.

Начальные контуры

Итак, начнем с того, что начертим четырехугольник с пропорциями сторон три к четырем.

По центру проведите прямую линию, чуть длиннее, чем продольная сторона прямоугольника. Сверху изобразите овальную линию для плеч. А в нижней части четырехугольника – контур одежды.

Продолжаем изображать человека. Делаем разметку при помощи окружностей коленей, ключицы, плеч, шеи и головы. Для начала начертите овал для головы, потом овал для плеч и затем окружности для коленей.

Это может сделать даже ребенок, не забывайте, что необязательно соблюдать точные геометрические формы окружностей, кроме головы. Шею и голову нужно нарисовать как можно точнее.

Вы видите, что большинство линий начерчены довольно небрежно. Мы умышленно не старались их тщательно прорисовывать, потому что эти контуры мы удалим в будущем, а они служат только временными ориентирами.

Начинаем рисовать контур фигуры человека

Вначале вы не поймете, что же от вас требуется. Но нужно присмотреться, вам необходимо нарисовать только два кружочка для ступней и локтей и еще 2 линии по бокам туловища, а затем соединить их с контурами коленей.

Изображаем руки и ноги

По окружностям для локтей и плеч, которые у нас уже есть, нарисуйте руки. Руки на этом фото изображены не полностью, но вы можете дорисовать и ладошки. Или захотите, чтобы в руках был какой-то предмет, это лично ваш выбор. Теперь переходим к ногам, единственное, на что стоит обратить внимание – это ступни. Носки развернуты в разные стороны . На этом этапе необходимо проверить пропорции туловища, ног и рук. Если вы этого не сделаете, то в следующих этапах будет сложно исправить ошибки.

Удаляем лишние контуры и человек «оживает»

Для начала ластиком аккуратно удаляем все ненужные линии, если задели какую-то нужно линию, сразу же восстановите. Этот шаг самый простой и интересный, поскольку ничего не нужно рисовать, а человек будто “оживет”. Осталось нарисовать 3 несложных детали. Это нижнюю линию брюк, линию рукавов футболки и горловины.

Завершаем рисунок человека. Лицо и одежда

Теперь по контурам нарисуйте одежду и важно, как можно детальнее изобразить голову и лицо. Когда чертите одежду, не стоит забывать, что для большей реалистичности должны виднеться складки на ней. Обязательно создавайте тени на одежде, по направлению света, если свет падает справа, значит слева нужно рисовать тень.

Данный рисунок человека приблизительный и рассчитан более на изучение его пропорций. В этом процессе важно сделать предварительную разметку положения ног, рук, плеч и головы. А затем пошагово добавлять остальные детали. УчиЭто надеется, что вам помогла эта статья.

Видео уроки

Инструкция

У годовалого младенца размер туловища равен почти двум длинам его головы. Если вы хотите нарисовать ребенка, то учитывайте это. Сначала сделайте на листе бумаги набросок. Прочертите еле заметную вертикальную линию и разделите ее на 4 равные части при помощи пяти горизонтальных отрезков.

Между первым (сверху) и вторым – изобразите круг. Это лицо маленького человека. Там, где его виски, круг должен слегка сужаться. Справа и слева на этих неровностях нарисуйте ушки малыша. Изобразите большие глаза посередине круга, маленький нос, пухлые губы – и лицо годовалого человечка готово. Окаймите его копной вьющихся волос.

Далее, от второй до третьей горизонтальных линий нарисуйте его тело до пупка. Голова лежит сразу же на плечах, так как в таком возрасте шея еще очень маленькая. Из плечей в обе стороны выходят руки. Нарисуйте пухлый живот.

Если вы хотите нарисовать пятилетнего ребенка, то его пропорции таковы: длина тела равна двум, а ног – трем длинам головы. В 10 лет эти пропорции становятся следующими – 1 (голова):3 (туловище):4 (ноги).

Чтобы нарисовать взрослого человека, вертикальную линию разделите уже на 9 идентичных горизонтальных отрезков. В самой верхней части – между первым и вторым, находится голова. Она уже не круглая, как у малыша, а овальная. У ребенка большой лоб, у взрослого он поменьше, поэтому рисуйте его глаза чуть выше. Сделайте набросок прямого носа, губ и мужественного подбородка.

Далее, под второй линией начинается его шея, а затем – плечи и верхняя часть грудины. Третья горизонтальная линия заканчивается на уровне сосков мужчины. Рисуйте его торс до талии, как раз до четвертой линии.

Между ней и пятой нарисуйте бедра и паховую часть. От пятой до шестой линии изобразите верхнюю часть ног. До седьмой линии осуществите набросок части ног до колена. До восьмой – его икры. От нее до девятой идет нижняя часть икр и голеностопы.

Вот так, соблюдая пропорции, можно нарисовать человека любого возраста в полный рост. Если вы не хотите, чтобы он был обнажен, то облачите его при помощи карандаша, красок в одежду. На нем могут быть футболка и шорты или рубашка и брюки. На ногах нарисуйте кроссовки или ботинки.

Если это девушка, то придайте ее лицу женственности, нарисуйте длинные волосы , грудь, более округлые бедра и узкие плечи. Облачите даму в красивую одежду.

Учиться рисовать обнаженное тело лучше всего с натуры. Имея под рукой образец, вы можете снять с него пропорции, изучить строение и прочее. Однако можно попробовать рисовать по памяти. Рассмотрим за образец мужской торс.

Вам понадобится

  • лист бумаги, простой карандаш, ластик.

Инструкция

Расположите лист бумаги вертикально. С помощью простого карандаша начните выполнять набросок. Если у вас не выходит нужная вам линия – не торопитесь стирать. Лучше наносите несколько линий в одном направлении, слегка нажимая на карандаш. Постепенно уточняйте нужное вам направление и только потом можете слегка поработать ластиком. Обозначьте карандашом линию позвоночника, она слегка изогнута. Затем наметьте грудную клетку и треугольником зону таза.

Начинайте намечать другие детали. На «грудной клетке» шестиугольниками обозначьте мышцы груди. По бокам ее нарисуйте легкими линиями плечи (их ширину выберите самостоятельно), обозначьте вертикальными линиями направление рук. От «грудной клетки», из ее выемки, рисуйте зону пресса, обозначьте бока. От зоны таза наметьте направления ног. Не рисуйте эти линии слишком толстыми, потому что вы будете работать еще поверх них.

Теперь вы можете прорисовать некоторые мышцы. Можете их увеличить или оставить, как у образца. Прорисуйте мышцы плеч, придайте более округлую форму мышцам груди, обозначьте кубики пресса, нарисуйте пупок, который будет находиться между третьим и четвертым рядом «кубиков». Примерно от третьего ряда «кубиков» начинается V-образная мышца, линии которой уходят в пах.

Далее самостоятельно нарисуйте руки и ноги. При рисунке используйте в качестве наброска овалы, они лучше передают формы человеческого тела. Вообще, чтобы хорошо рисовать обнаженное тело – нужна практика рисования с натуры или копирования рисунков и фотографий. По возможности пробуйте рисовать с натуры более спортивные фигуры, обращая внимание на строение и направление мышц. В дальнейшем это поможет рисовать людей с любым весом тела. Подмечайте строение тела каждого человека, обращайте внимание на изгибы его тела и старайтесь как можно точнее передать это все в своем рисунке.

Перед работой посмотрите в интернете фотографии и рисунки обнаженной натуры.

Источники:

Совет 3: Как научиться рисовать лицо человека карандашом

Если вы хотите научиться рисовать портреты, начните с карандашных набросков. Благодаря ограниченности выразительных средств вы сможете сосредоточиться на построении рисунка, композиции, работе со светом и тенью. Такая база пригодится, когда вы начнете рисовать портреты красками и мягкими материалами.

Инструкция

Если вы планируете разместить на картине только лицо, расположите лист бумаги вертикально. Овалом обозначьте пространство, которое будет заполнять портрет. Проведите вертикальную ось – она разделить лицо пополам.

С помощью визирования определите высоту и ширину лица. Вытяните руку с карандашом перед собой, отложите на карандаше расстояние, которое занимает ширина лица на уровне скул. Затем разверните карандаш вертикально и проверьте, сколько раз этот отрезок умещается от макушки до подбородка натурщика. Зафиксируйте такие же пропорции на рисунке. Подобным образом измерьте ширину лица на уровне щек и подбородка. Тонким светлым контуром уточните форму лица.

Вертикальную ось в центре лица разделите на шесть равных частей. Третью часть сверху разделите пополам. На этом уровне должны располагаться брови. Нарисуйте их форму в точном соответствии с бровями вашей модели – от этого зависит выражение лица в целом. Контуры бровей не обводите, заполните пространство короткими штрихами, повторяющими направление роста волосков.

На границе третьей и четвертой сверху частей нарисуйте горизонтальную ось для глаз. Их форма очень индивидуальна. Так же, как и расстояние между глазами – на «усредненном» лице оно равно длине глаза, но в реальности может быть больше или меньше.

Примерно на нижней границе четвертой части сверху должен располагаться кончик носа. Определите его форму, затем дорисуйте крылья носа и определите ширину переносицы.

Между пятой и шестой частями нарисуйте губы. Их размер определите с помощью визирования. Сотрите все вспомогательные линии и оси на рисунке. Несколькими контурами наметьте форму и длину прически.

Заштрихуйте портрет. Определите участки, которые освещены сильнее всего, и подберите тон, который будет соответствовать цвету кожи на них. Твердым карандашом покройте эти участки равномерной штриховкой. Затем продолжайте закрашивать рисунок, переходя к более темным зонам. Для них берите карандаши с большей мягкостью, усиливайте нажим, сокращайте расстояние между соседними штрихами.

Форма штриха должна повторять форму лица. Кроме того, можно использовать «серебряный» штрих – поверх основных добавить слой дополнительных линий под углом 35°-45°. Он поможет «закрепить» форму и объединить различные по направлению и интенсивности штрихи.

Источники:

  • как учиться рисовать выражение лица

Модель – это не только длинноногая красавица, расхаживающая по подиуму. Модель – понятие значительно шире привычного, которое у всех на слуху. Это упрощенный вариант чего-либо создаваемого на начальном этапе. Так как же научиться рисовать модели?

Вам понадобится

  • - альбомный лист;
  • - карандаш;
  • - ластик.

Инструкция

Разберитесь с видами существующих моделей. Основной вид – это натурная модель, т.е. все, что мы видим и переносим на бумагу картинкой. Очень часто также используется скульпторами. Модель в конструировании – отдельные детали, дающие представление о сложной форме изделия. Еще моделью называют форму для литья. Часто встречается модель в моделизме – уменьшенные копии машин и архитектурных сооружений. И, конечно же, 3D модель, применяемая в спецэффектах захватывающих экшенов и фэнтези.

Используйте основные принципы рисования моделей для любого их вида. Внимательно рассмотрите предмет, модель которого будете рисовать. Мысленно проведите горизонтальные и вертикальные сечения для представления объема фигуры. Все предметы имеют строение, подчиняющееся определенным законам.

Наметьте основные точки рисуемой модели предмета. Это будут точки вершин, граничные точки осей, как вертикальной, так и горизонтальной, и точки, обозначающие контуры плоскостей.

Рисуйте от общего к деталям. По намеченным точкам проведите геометрические фигуры, позволяющие разместить модель в ее рамках. Наметьте основные узлы и прорисуйте их. На начальных этапах рисуйте модель прозрачной. Для тренировки техники изображения моделей смотрите на рисуемый предмет 2-3 минуты. Обязательно сравнивайте рисунок с оригиналом, выявляя огрехи с помощью зеркального отображения картинки.

Нарисуйте модель-девушку. Изобразите фигуру человека, соблюдая все пропорции, т.е. высота головы должна помещаться в длину тела 8 раз. Теперь чуть вытяните ноги, нарушая пропорции. Также изобразите линии бедер и плеч более угловатыми с резкими очертаниями. Толщина конечностей должна быть минимально допустимой. Добавьте одежду и модель готова.

Изображение человека – задание, без которого не обходится ни одна художественная школа. Ученики ждут его с особым трепетом, ведь пара неверных штрихов может испортить результат многочасовой работы и обидеть модель. Чтобы свести этот риск к минимуму, используйте несколько общих правил рисования человека .

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - карандаш;
  • - ластик;
  • - интернет;
  • - модель.

Инструкция

Изучение фигуры человека начните с ее пропорций. Для того чтобы рассчитать правильное соотношение частей тела на рисунке, используйте схему «среднестатистического» телосложения. В качестве единицы измерения в ней используется высота головы. Рост взрослого человека составляет примерно 7,5-8 таких величин. Начертите на рисунке вертикальную осевую линию и отметьте на ней восемь равных отрезков. На расстоянии от первой верхней засечки до второй будет располагаться голова. На уровне пятой пометки на оси находится паховая область. Отмерив от нижней точки оси два таких отрезка, вы вычислите место расположения коленных суставов. Ширина плеч женщины будет составлять полторы высоты головы, а мужчины – две. От подбородка до кончиков пальцев опущенных рук уместится 3,7 единиц измерения. Корректируйте эти пропорции в соответствии с особенностями телосложения вашей модели.

По такому же принципу строятся правильные очертания лица. Взяв за основу стандартные соотношения его частей, художник изменяет их, ориентируясь на реальность. Начертите на бумаге прямоугольник и разделите его пополам вертикально и горизонтально. На горизонтальной линии будут располагаться глаза. Расстояние между ними окажется равным ширине крыльев носа. На горизонтальном отрезке, разделяющем пополам нижнюю часть прямоугольника, должен находиться кончик носа. Такое же расстояние в верхней части фигуры будет между глазами и линией роста волос. Линия нижней губы «усредненного» лица совпадает с серединой самой нижней части прямоугольника.

Детям нравится рисовать персонажей из своих любимых мультфильмов или героев из книг. Поэтому стоит предложить малышу изобразить на листе бумаге именно их. Если же ребенок не может выбрать, то он точно не откажется нарисовать своего лучшего друга или подругу.

Важно придумать выбранному персонажу историю. К примеру, подруга Ирина ездила в гости к своей бабушке и помогала той собирать урожай. Бабушка подарила ей котенка по кличке Васька, о котором нужно будет заботиться. Вместе у них было много невероятных приключений.

Предметы, которые потребуются для работы

Прежде, чем приступить к рисованию, нужно приготовить следующие материалы:

Простой карандаш;

Гелевую ручку черного цвета;

Лист белой бумаги;

Цветные карандаши;

Приступаем к рисованию

Когда все необходимое готово, то можно начинать рисовать. Для начала посередине листа проводится прямая линия. Если ребенок не может сделать этого, то можно использовать линейку. Затем линия делится на две равные части - в этой точке будет располагаться пояс.

На верхнем конце прямой линии требуется изобразить голову. Для того, чтобы малыш правильно нарисовал голову, нужно объяснить ему, что по своей форме она напоминает яйцо, но в перевернутом виде. После этого при помощи овалов намечается туловище и таз.

Нижняя часть линии так же разделяется на два приблизительно равных отрезка. В этом месте будут находится колени. С помощью линий намечаются ноги и руки, которые должны быть согнуты в локтевом суставе.

Далее делается набросок очертания юбки или платья, отходящей от пояса. На данном этапе прорисовываются детали в лице и ее волосы. Чтобы уши и глаза были расположены на одном уровне, нужно заранее начертить прямые линии.

Затем девочке рисуют ноги и ступни, при этом необходимо соблюдать пропорции. Когда все детали будут прорисованы, стоит приступить к окружающему пейзажу. Например грядкам и урожаю, которые собирали девочка и бабушка.

Раскрашиваем рисунок

Когда картинка полностью нарисована, то настает время ее оживить при помощи цветных карандашей. Для начала нужно взять черную гелевую ручку и аккуратно обвести весь рисунок. После чего стереть простой карандаш заранее подготовленным ластиком.

Далее раскрашивается рисунок. Для лица, шеи и рук девочки подойдет светло-розовый карандаш, а темно-розовый станет идеальным для щек и губ. Глаза могут иметь голубой цвет, а волосы коричневый. Для платья можно взять синий, фиолетовый или голубой цвет.

Далее остается раскрасить окружающие предметы и пейзаж. Трава и деревья могут быть раскрашены карандашами зеленых оттенков, небо - голубыми, цветы - голубыми, розовыми и желтыми. Если был нарисован кот, то его можно сделать полосатым.