Рисование. Зачем, почему и кому это всё нужно? Быстро теряю ко всему интерес Почему взрослые теряют интерес к рисованию

Вдохновение и желание что-то делать - такой же ресурс, как энергия, и им можно управлять. Если вы перестали чего-то хотеть от жизни, скорее всего, ваш источник энергии иссяк и нуждается в подкреплении. Вот пять способов, как это можно сделать.

Скажу сразу: я не знаю, что делать тем, кто в принципе никогда ничего не хотел. Наверное, согласиться с предложением Артемия Лебедева: «Как себя замотивировать? Никак. Оставайтесь в жопе». Или сходить к психотерапевту, чтобы исключить признаки депрессии. Проблему того, кто не может определиться и впадает от этого в ступор, решила Барбара Шер. Почитайте ее книгу «О чем мечтать» , если вы чувствуете в себе потенциал, но не знаете, к чему его приложить. Или «Отказываюсь выбирать» - она для тех, кто разрывается между несколькими занятиями одновременно.

Я пишу эту статью для всех остальных: для людей, которые ставят цели, достигают их, иногда забивают и ставят другие. И переживают, если время жизни не наполнено чем-то осмысленным. И, наверное, эта статья для людей, занятых приятным им делом. Иначе ответ на вопрос «Почему я ничего не хочу?» очевиден (если все-таки нет, то вот: потому что нельзя хотеть то, чего вы не хотите).

Что нужно знать о вдохновении и энергии

Проблема в том, что даже любимая работа или увлечения не могут вдохновлять постоянно. Время от времени все равно возникает застой. На меня, например, накатывает раз в несколько месяцев: в такие моменты книгу-то открыть неохота, а что уж говорить про языки, танцы и энтузиазм на работе. В последний год я пытаюсь исследовать эту особенность. Завела таблицу, отмечаю в ней подъемы и спады по каждому занятию, ищу закономерности. Алгоритм пока не нашла, но выявила общие принципы и научилась ими пользоваться. И делюсь с вами.

Первое, что я поняла: между вдохновением и мотивацией можно поставить знак равенства и думать о них как об энергии. Это ненаучно и необоснованно, но удобно, потому что на самом деле иллюстрирует одно и то же - внутренний ресурс, за счет которого мы движемся вперед. Иногда я размышляю в тех же категориях о силе воли. Мне нравится теория американского психолога Роя Баумайстера, которую Келли Макгонигал описала в книге «Сила воли» . Звучит она следующим образом.

Для самоконтроля мозгу нужна психическая энергия, и если вы не можете собраться, значит, надо восстановить силы.

Почему вы ничего не хотите

Итак, допустим, наше желание что-то делать связано с объемом энергии. Когда энергии много, интереса хватает как минимум на одно из постоянных занятий. (Кстати, если вы знаете, как расширить «поток» так, чтобы хватило на несколько сразу, или знаете того, кто это знает, сообщите мне.) Дэниел Брауни в книге предлагает тренироваться на износ и выполнять дыхательные или медитативные практики, но наверняка есть и другие способы.

Энергия - ресурс непостоянный, мы ее то отдаем, то получаем. И если вам не хватает сил на любимое дело, хотя только что они были, вы растратили запас по дороге.

Вот из-за чего это могло произойти.

Отсутствие системы. Я быстро выдыхаюсь, если берусь то за одно, то за другое, но когда работаю по списку дел и ставлю галочки, чувствую приятный тонус (на самом деле это благодаря эндорфинам).

Общение с некоторыми людьми. Опасные категории граждан - манипуляторы, нытики и агрессоры. Но если вы интроверт, вас может «обесточивать» общение в принципе и даже комментирование чужих постов в соцсетях.

Стресс. Как не дать ему выпивать внутренние ресурсы - советует Дэниел Брауни. Несколько упражнений из книги «Источник энергии» и других книг по теме, которые помогут «перезарядиться», есть в статье .

Потребление бессмысленной информации. Лично я после 10 минут в Facebook чувствую себя как в болоте. Совет «подписаться только на вдохновляющих личностей» - не панацея. От постов про сборы в отпуск, собачьи прививки и новые детские сады все равно не скроешься. По той же причине я почти ни за кем не слежу в Инстаграме и не интересуюсь жизнью звезд, хотя для работы это было бы полезно.

Занятие, которое вам не нравится. Тут есть два варианта: либо научиться вопреки всему получать удовольствие, либо не вкладываться эмоционально.

Общая усталость и недостаточная забота о теле - плохое питание и сон, отсутствие физической нагрузки.


Если вы понаблюдаете за своими ощущениями, то найдете еще несколько занятий, выпивающих ресурсы. Мой личный маячок - чувство раздражения. Когда внутри внезапно все вскипает, хотя вроде бы ничего плохого не произошло, значит, я занята чем-то опустошающим.

Что с этим делать?

Теперь на вопрос «Почему я ничего не хочу?» есть ответ: «Потому что не хватает энергии». Не знаю, насколько он правдив, но этот ответ хорош по двум причинам: затыкает внутреннего критика и подсказывает, что делать дальше. Так что же? Во-первых, нейтрализовать разрушающий фактор, а во-вторых, восстановить ресурс. Вот несколько способов «подзарядиться».


Отдых . Самый очевидный способ. Здесь нет универсальных советов вроде «выспитесь», «сходите на выставку» или «погуляйте в парке», потому что у всех свои методы. Лично меня в последнее время восстанавливает вот такое: в выходной день устроиться на диване, обложиться тремя разными книгами, ноутбуком, планшетом, учебником немецкого, блокнотом для записи идей и составления списков.

Переключаться с одного занятия на другое при первых признаках скуки. Несколько часов такого хаоса - и все, я уже готова к чему-то структурированному.

Спорт . В процессе выделяются - эндорфины, а в результате вы всегда видите изменения, пусть даже небольшие. Они провоцируют всплеск дофамина - нейромедиатора, который заставляет стремиться нас к цели и прочно связан с механизмом мотивации. Именно его всплески ощущаются как приливы вдохновения.

Настроиться на приятные перемены. Дофамин вырабатывается от всего нового. Вот почему так приятно ходить по магазинам, мечтать, обещать себе с понедельника начать новую жизнь или планировать. А это, как вы понимаете, подразумевает множество разных занятий. Например, я «заряжаюсь» в магазине тканей или на Asos, в книжном у полки с языковыми учебниками.

Когда смотрю видео с чемпионами по ирландским танцам, изучаю на Pinterest красивые квартиры, модные луки или фигуры балерин, слушаю музыку, под которую можно поставить номер. В общем, даю волю воображению и рисую картины прекрасного, но вполне возможного будущего.

Заняться чем-то без жесткой цели и дедлайна, если вы женщина. Или, если вы мужчина, оказаться в ситуации соревнования или преодоления. Я услышала эту теорию от ведущих женских тренингов: своим посетительницам они советуют восстанавливать энергию «инь» в каких-нибудь бесконечных процессах, например, рукоделии, уборке или хобби, кайф которого совсем не в результате. Да, знаю, все это похоже на сладкий сон сексиста. Но лично мне помогает. Разобрать шкаф, рассортировать заметки в Evernote, составить список прочитанных книг и книг, которые хочется прочитать - все это мои «тайные сады», в которых ресурс вдохновения восполняется довольно быстро.

Сделать то, что любите . Это позволит зарядиться энергией, и ее хватит на что-то другое. Помните про график увлечений? Я составила его, чтобы избавиться от невроза (Барбара Шер объясняет, что это страх не успеть добиться успеха во всех 5, 10 или 100 ваших увлечениях) и взять под контроль многочисленные хобби. Метод казался новым, и это запустило выработку дофамина. Мне хватило на три недели: я много читала, занималась танцами, не пропускала тренировки в спортзале, прививала полезную привычку (на тот момент это была зарядка для лица)… Короче, буквально фонтанировала энергией.

Но потом заряд дофамина кончился, и его стало хватать на что-то одно. На что именно - точно не скажешь. Я до сих пор пытаюсь разобраться, чем вызвано желание на этой неделе вспоминать французский, а на следующей - достать гитару. Но теперь знаю точно: если хочется одного, не надо заставлять себя посвящать внимание другому. Энергия сама «перетечет», только дайте ей время.

Все, что я рассказала, уже полгода помогает мне оставаться продуктивной. Теперь я быстро понимаю, куда утекает энергия, и восстанавливаю ее одним из проверенных способов. Периоды застоя все еще случаются, но они не длятся дольше двух недель. В такое время я оставляю себя в покое и даю синусоиде самой поползти вверх.

Здравствуйте, можно сказать, что подобное наблюдается с детства, возможно связано с астеническим расстройством.Что бы я ни делала я ко всему быстро теряю интерес. не хожу на курсы рисования, калиграфии. с одной стороны хочется, с другой, получится как с йогой. я в итоге бросила, платили раз в полгода, в последний раз внесла 32000, но даж это не послужило стимулом. я перестала ходить. пропал интерес.
скажу так этот самый интерес жив, пока дело вызывает во мне хоть какие то чувства. нет чувст нет интереса.нет желания.
как связано с астеническим расстройством? может и не связано, но есть ещё одна составляющая. нужен результат деятельности. чем быстрее, тем лучше. не хватает терпения пройти путь. если иду в художественный кружок, значит через месяц МАКСИМУМ!! я должна рисовать нормально и красиво и так во всём. поэтому и хобби нет. и интересов. куда спешу? успеть...пока интерес не пропадёт. если что то сразу не получается так же теряю интерес.

Алена! Возможно ваша психика таким образом старается защититься от неудач, т.е. вас психика защищает от основного чувства - несостоятельности и неполноценности (как это не парадоксально звучит).

Т.е. вы волевым усилием и так называемым интересом хотите и можете себя заставить что-то делать, но не достигая быстрых результатов внутренне убеждаетесь, что вы не стали уметь рисовать, не получается выполнять высшие позы йоги и вы не становитесь более успешны в этих видах хобби. А раз вы не достигли результата, который подтвердил бы вашу состоятельность и полноценность быстрым способом, то единственный способ не убеждаться в этом - уйти и утратить интерес. Это как версия.

Но штука в том, что этот механиз явно даёт сбой. Это и про личную жизнь, и про карьеру и про хобби. Механизм защиты от собственных неудач вот такой у вас - проще вообще ничем не заниматься и ничего не делать.


этот самый интерес жив, пока дело вызывает во мне хоть какие то чувства. нет чувст нет интереса.нет желания

Приходите в психотерапию - и будем работать с вашими чувствами, переживаниями - учиться их понимать и осознавать. Это - очень интересный - "путь к самой себе".

А вообще конечно ваша ситуция вызывает предположение об определённой динамике - "ваш перфекционизм ставит завышенные требования, которые практически невозможно выполнить - и вы достаточно бысторо "обламываетесь", теряя мотивацию и желание чего-то делать".

Такие проблемы решаются в рамках "лечения разговором" - работы с психологом.

Обращайтесь, могу вам в этом помочь!

Алена, здравствуйте!

Несколько причин может быть для этого, и невозможно угадать какая из них ваша. Астения тут не причем. Астения скорее не причина, а следствие вашего низкого жизненного статуса. Потому что, я предполагаю, что у вас нет интереса не к предметам, а к жизни в целом. Вас словно не «заразили» радостью жизни. И вы правы, это случается в самом раннем детстве. Вам здорово может помочь психоанализ, этот метод наилучшим образом исследует ранние детские конфликты.

Эссе

«Мое педагогическое кредо»

Составитель:

Преподаватель изобразительного искусства

Муниципального образовательного учреждения

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» пгт. Ленинское

Шабалинского района Кировской области

Носкова Ольга Сергеевна

2011

Я хочу спросить вас: «Любите ли вы рисовать?» Знаю, что не все взрослые ответят на этот вопрос одинаково.

Но если вы спросите об этом ребенка, то ответ будет всегда «Да!»

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжета композиции; рисует вообще все. Что слышит и знает, даже запахи. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны и час, и два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, быстро заполняя листы бумаги рисунками. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верным рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Но во всем мире дети проходят одни и те же стадии развития рисунка: от каракуль до головоногов и далее.

Почему же так: все мы любим рисовать пока еще дети, а когда вырастаем, этот навык пропадает? Не потому ли, что навык рисования вовремя не развился, никто не научил нас правильно пользоваться карандашом и красками. Другими словами у нас не получилось, и мы потерпели неудачу.

С самого детства рисование было моим самым любимым занятием. Сколько себя помню, я рисовала всегда и везде: на стенах, на полу, на книгах, в тетрадях, на руках и ногах, но на уроках рисования почему-то едва дотягивала до «4». Но все равно рисование доставляло мне много радости.

Мне повезло, желание творить не пропало бесследно. Я продолжаю заниматься изобразительным искусством сама и учу этим премудростям детей. Но я не просто учу их рисовать, а учу рисовать думая. Мое педагогическое кредо – научить рисовать можно каждого, если вложить в это своё умение и душу.

В своей работе я опираюсь на 3 основных принципа:

1. каждый ребенок уникален.

Каждый ребенок уникален, располагает собственным опытом, имеет исходный уровень психического и физического развития.

В своей практике мне приходилось сталкивать с мнением, что художественное творчество это удел одаренных, способных детей. Хотя каждый ребенок с рождения обладает способностями к творчеству и при обучении способен создать такие рисунки, которые по праву можно отнести к истинным произведениям искусства. А с каким вдохновением сами дети принимаются за работу, с восторгом воспринимают свои достижения, как их захватывает процесс работы!

Но бывает и по-другому. Когда ребенок отказывается рисовать, отталкивает краски, замыкается, мотивируя: «Я не умею!» Мне приходилось сталкиваться с такой ситуацией не раз. Здесь скрываются детские страхи перед оценкой окружающих, ведь очень часто мы можем услышать даже от родных людей: «Ну и мазня!» Этого может быть вполне достаточно, чтобы распрощаться с рисунком навсегда и добавить комплексов, которые перейдут и во взрослую жизнь. Причины могут быть и другие: навязывание определенных штампов («рисуй только так и не иначе»), однообразие (многие люди помнят с уроков рисования только свободные темы), не возможность самовыражения ребенка.

Из своего опыта знаю, что важно не навязывать стереотипные представления, которые не побуждают к творчеству, а ограничивают фантазию, надоедают.

Поэтому важно признать индивидуальность, самобытность каждого ребенка, наделенного своим неповторимым опытом, являющегося личностью. Главное, нужно искренне верить, что каждый ребёнок уникален, верить в безграничность его возможностей,- говорил Амонашвили.

2. взаимодействие.

Детская душа - это тайна, которую надо уметь разгадать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме, откровенно заявляет о себе!

Ребенок изображает самые разнообразные события из своей жизни, опираясь на свой запас знаний.

Рисуют дети с таким увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь излишне. Конечно это не так. Интерес взрослого к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем помогают ему понять, как действовать дальше, как совершенствоваться.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в детском возрасте занятия изобразительной деятельностью. Важно строить свое взаимодействие с учеником так, чтобы он верил себе, и получал удовольствие от творчества.

Поэтому мой урок гибок. Он зависит от самих учащихся, от того, куда поплывет, как на волне, наше воображение и творчество. А я, как капитан, направлю наш корабль в нужное русло. Наши занятия всегда проходят в доброжелательной, эмоционально – благополучной обстановке, каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно и непринужденно, чтобы ничто не мешало раскрывать ему свои художественные способности, выразить свой творческий потенциал.

3. творчество

Меня уже давно привлекают нетрадиционные методы рисования, как способ развития воображения и творчества детей, позволяющий избежать шаблонности в изображениях. В процессе рисования возникает естественный интерес к технике рисования, к используемому материалу, а в дальнейшем дети и сами могут ориентироваться в материалах и способах, выбирать их для своей деятельности. С моей стороны требуется отвести мышление ребенка от стереотипных образов, направить фантазию в нужное русло. Вот так появляются неповторимые работы, выполненные вдохновенно, с детской чистотой мысли и непосредственностью мышления.

В любом рисунке, даже самом на наш взгляд неудачном, выполненном вразрез всем правилам и законам можно увидеть что-то неповторимое, интересное. Был у меня случай на уроке, когда девочка смяла свой неудавшийся рисунок и со слезами отказалась продолжать работу. Я развернула работу, наклеили ее на картон, и получилось что-то необычное, совершенно новое. Так я открыла для себя технику рисования на мятой бумаге. Детям лучше внушить: в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только собственный путь. Рисовать можно где угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… на газете, на досочке, камне…важен сам процесс и вера в собственные силы. Ведь только в творчестве возможна полная реализация личности.

Я педагог! И считаю, что все в воспитании и общении с детьми должно идти от сердца. Подчас это сложно. Мы разные, дети не одинаковы. Но я нахожу удовлетворение и радость от общения с ними. Ведь ребенок «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Хорошо если бы в пути каждого ребенка сопровождали люди чуткие, внимательные, добрые, которые бы не расплескали чистую душу ребенка, а обогатили ее.

Свой долг педагога я вижу в том, чтобы пробудить у детей живой интерес к миру, желание эмоционально отображать окружающую их действительность. И самое главное научить ребят думать и творить думая.

Вот мир – и в этом мире Я.

Вот мир – и в этом мире МЫ.

У каждого из нас своя стезя.

Но по одним законам мы творим.

Пусть долог путь и труден хлеб творца.

И хочется порой слабинку дать.

Но уберешь ладони от лица.

И снова даришь сердце. И опять.

Любовь и знания как добрые друзья.

К нам запросто заходят на урок.

И светом озаряет ребятня.

Всех нас, пока не прозвенит звонок.

Мы созидаем. Мы творим не зря.

Мы отдаем частицу знаний тем,

Кто выступает «потребителем» пока,

Чтоб «созидателем» расти затем.

(Волчинская Л.С.)


С каждым днем в мире маленького ребенка появляется все больше нового и интересного. В такие моменты для него очень важно поделиться этими открытиями с родными людьми. Все увиденное детки обычно выражают в речи, игре, а также в творчестве.

Как правило, интерес к рисованию появляется в раннем возрасте. Малыши стараются копировать своих родителей, наблюдая, как они пользуются ручкой или карандашом. Потребность взять в руки ручку и рисовать возникает у разных детей в разное время – от года до полутора лет.

Рисуют практически все дети, но одни больше, а другие меньше.

Рисование в детстве играет огромную роль не только в эстетическом, но и во всестороннем развитии ребенка. Очень важно именно в раннем возрасте научить малыша понимать прекрасное, воспитать эстетические чувства. Кроме того, процесс рисования учит малыша самостоятельно заниматься делом.

Также занятия рисованием положительно влияют на умственное развитие детей . Они знают инструменты, при помощи которых можно рисовать (карандаш, ручка, фломастер, кисть), и свойства этих инструментов. Малыши передают познание предметов и явлений окружающего мира посредством линий, штрихов и очертаний. А это требует сложных мыслительных операций, таких как анализ и сравнение.

Благодаря процессу рисования у детей формируется понятие простейших обобщений. Они постепенно учатся изображать на рисунке похожие по форме и направленности предметы одним выбранным способом. Например, дорогу, нитку или палочку малыш может изображать линией. А когда научится замыкать линию в круг, то сможет рисовать шарик, солнышко и т. п.

Для полноценного и творческого развития ребенка процесс рисования очень полезен. Поэтому если кроха сам не проявляет интерес к творчеству, то после полутора лет необходимо направлять его внимание на рисование. Для этого возьмите чистый лист бумаги и карандаш, и водите им по бумаге просто так, а потом предложите ребенку сделать то же самое.

Лучше всего давать маленькому ребенку для рисования фломастеры, а не карандаши, поскольку при слабом нажиме детской ручки они оставляют не очень заметные линии. А фломастер оставит яркий и четкий след на бумаге без особого усилия. После того, как ручка малыша окрепнет, можно будет пробовать рисовать и карандашом.
Вначале у ребенка не будет получаться рисовать, фломастер будет выпадать из руки. И здесь родители должны прийти на помощь своему малышу.

В процессе обучения рисованию не стоит навязывать ребенку содержание рисунка, и, конечно же, не следует подгонять его. Иначе он может потерять интерес к рисованию. Поэтому в этом виде деятельности юному «художнику» нужна полная свобода действий. Рисование должно привлекать и радовать малыша, поэтому необходимо хвалить его и всячески помогать.

Главное, чтобы родители не относились к «творческой деятельности» ребенка насмешливо, и не выражали негативное отношение к его рисункам, в противном случае у малыша может сложиться впечатление, что в рисовании нет ничего интересно, и это совершенно бесполезное занятие.

Поэтому необходимо всеми способами поддерживать интерес детей к манипуляциям с карандашом или фломастером и другим творческим занятиям, таким как, например, вироби своїми руками (поделки своими руками). И создавать хорошие условия для занятий, предоставляя все необходимое. При возможности для рисования и других видов деятельности можно поставить стол и стул для ребенка в светлой части комнаты. При отсутствии такой возможности усаживайте ребенка за большой стол на высокий стул, подложив что-то твердое, чтобы ему было комфортно.

Каждый день помогайте творчески развиваться своему ребенку, и может быть в будущем именно он станет талантливым художником.

Мы с детьми часто рассуждаем на тему «если я не хочу стать художником, зачем я учусь рисовать». Вопрос этот очень важный и над ним полезно подумать не только детям, но и родителям. Мы находим очень разные ответы, например, самый простой - «чтобы уметь нарисовать то, о чем я думаю» или «чтобы, когда я вырасту, рисовать своим детям красивые картинки».

Я решила написать эту статью и немного порассуждать, зачем рисовать, почему это нужно, даже если художником ребенок быть не планирует.

Дети задают вопросы о людях разных специальностей, для которых уметь рисовать вроде бы не так важно, но тут, оказывается, не всё так просто. Рисованием и живописью занимаются люди многих профессий и дело тут не только в профессиональной деятельности или художественной одарённости, которая, кстати, изначально есть у всех. Рисование развивает качества, нужные как учёному, так врачу, поэту, писателю, рабочему, фермеру, ведь познание и восприятие действительности в основном происходит посредством зрения. Именно зрение несёт человеку информацию о форме, цвете предметов и окружающем мире в целом. Изначально наши мысли образуются с помощью картинок-образов.

Итак, немного конкретнее о том, какие качества развивает рисование.

Во-первых, способность видеть - вырабатывается точность зрения, развивается наблюдательность. Человек видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях. Очень полезное качество и для врача при постановке диагноза больному, и для учёного в научном исследовании, и механика в наблюдении за работой механизмов, и в других видах деятельности.

Во-вторых, развивается координация между рукой и глазом. На уроках рисования мы учимся передавать с помощью карандаша или кисти то, что видит глаз. Так учимся достигать точности в управлении движением руки. Это качество необходимо и шофёру, ведущему машину, и рабочему, управляющему станком, и хирургу, делающему операцию.

В-третьих, рисование развивает фантазию. А это качество пригодится даже в науке, ведь в начале многих открытий и изобретений была лишь фантазия.

Кроме этих качеств, улучшается визуальная память, понимание окружающего пространства, мелкая моторика. Рисование дает возможность научиться видеть вещи и предметы с разных сторон, глубже и более детально.

Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения