Письмо мастеру хора. Священник андрей толкинов

ХОРА – это мое внутреннее
эволюционное знание, а те внешние аналоги, которые я применяю, они знакомы практически всем. Это дает возможность мне объяснить, что такое эволюционно-медитативное сознание, что такое эволюционно-медитативный путь развития, что такое Видовая сознательная
эволюция.

Мастер ХОРА

Мастер ХОРА — высоко реализованный человек, его называют современным дзенским мастером-мистиком. Создатель эволюционно-медитативного учения и Практики ХОРА. Автор более десятка статей и книги «Дзенские сказки от Мастера ХОРА».

Известная биография Мастера ХОРА

Довольно мало известно о его биографии, только то, что он сам про себя упоминал в своих книгах и статьях.

Род Мастера ХОРА достаточно древний. При этом ХОРА - как качество, как Знание - передавалась исключительно внутри рода, семьи Мастера от отца к сыну. При соответствующем воспитании, в должный срок, в таком роду возможно пробуждение мастера, который имеет право говорить вовне. А также он имеет право обучать и передавать это знание и качество другим. Это и случилось с Мастером ХОРА. И отец, и дед Мастера ХОРА были хранителями ритуала и носителями принципов, но они не были пробужденными.

Как он сам рассказывает о себе: с самого детства периодически происходили озарения, приходило понимание не свойственное другим людям, и в их семье это считалось нормой.

Отец в какой-то момент дал мальчику такое разъяснение: “Считай, что это просто дар. Дар, как и обычный подарок, обсуждать не принято, неприлично. Его принимают, благодарят. От подарка ты еще можешь отказаться, а от дара – невозможно. Ты стремишься узнать то, что невозможно узнать, так как эти врата навсегда закрываются за тем, кто их проходит”. Но он стремился вновь открыть врата, и ему это удалось:

Я не давал возможности действовать в теле естественному процессу внутреннего изменения, подавлял его. За несколько лет эта пружина была сжата настолько, что она в итоге разжалась с невероятной силой… произошло мое пробуждение. Врата открывает только Вера, отец мой был прав…

С тех пор прошло еще двадцать лет. То, что я называю изменениями тела, простыми словами называется “транс”. И в итоге я говорю о тех динамических медитациях, которые знал и делал естественно, практически от рождения. Они разные по форме – земля, вода… – но по сути одно и то же. И семя этих медитаций несут в себе все люди, невзирая на расы, нации и т.д. Все, о чем пишу, исходит из более чем длительного опыта…»

Мастер ХОРА приехал в Санкт-Петербург в начале 90-х, ему было около 35 лет. С этого момента и начинается традиция ХОРА вовне.

Что же я привез с собой. Я привез с собой, в первую очередь, доказательное эволюционно-медитативное сознание. Не измененное состояние сознания, которых легион, нарко-алко-гипно-мухоморно- и прочее, а именно эволюционно-медитативное сознание. Как я это доказывал в самом начале? – тестами, доказательными демонстрациями и сверхскоростным обучением. Есть документальные съемки и люди, которые это видели.

Что я хочу сказать: в медитацию просто за уши берут и затаскивают, тогда начинается путь сверху вниз. А потом годами, а может быть, и не одну жизнь отрабатывают тот след, который остался внутри, — снизу вверх. Как опыт показал, наши люди от такого отказываются. Попасть туда хотят – но профессионально отрабатывать всю жизнь желания нет, хотя из социума уходить и не нужно.

В 1994-95 годах Мастер ХОРА начал давать оздоровительную систему, опирающуюся на особые принципы.

…я не тренер и не миссионер восточного дзэна. Эволюционно-медитативная внятная мысль не зацепилась, а нашим людям пока хочется какого-то восточно-абстрактного дзэна, удивительно красивого, невнятного и в итоге невменяемого. На этом тема и закончилось. К 94-му году я все-таки к местному менталитету как-то адаптировался, и где-то с этого времени начинается другая программа. Шаг за шагом:

4. оздоровление
3. потом объяснение, что есть медитативное оздоровление,
2. потом что есть эволюционно-медитативное оздоровление
1. и последнее – что есть сознательная эволюция вида.

Во времени объяснения вовне шли вот в таком порядке (4-3-2-1), а обучение внутри шло в порядке 1-2-3-4, от медитативно-иррационального к рационально-интеллектуальному. Начиная с первых дней, как обучал сверху вниз, так и обучаю. Время обучения – фактически секунды. А отработка занимает годы. Как я работаю. Я очень быстро создаю в человеке условия тестов (общее психополе). Потом отмечаю в нем путь, который он фиксирует. Остается последнее – самому по этим вехам подниматься и нарабатывать, претворять. И на этом все. Это и есть внутренний путь, это и есть путь сверху.

Мастер Хора — высоко реализованный человек, его называют современным дзенским мастером-мистиком. Создатель эволюционно-медитативного учения и Практики Хора. Автор более десятка статей и книги «Дзенские сказки от Мастера Хора».

Род Мастера Хора достаточно древний. При этом Хора — как качество, как Знание — передавалась исключительно внутри рода, семьи Мастера от отца к сыну. При соответствующем воспитании, в должный срок, в таком роду возможно пробуждение мастера, который имеет право говорить вовне. А также он имеет право обучать и передавать это знание и качество другим. Это и случилось с Мастером Хора. И отец, и дед Мастера Хора были хранителями ритуала и носителями принципов, но они не были пробужденными.

Мастер Хора приехал в Санкт-Петербург в начале90-х,ему было около 35 лет. С этого момента и начинается традиция Хора вовне.

В 1994-95 годах Мастер Хора начал давать оздоровительную систему, опирающуюся на особые принципы.

Книги (2)

Беседы с мастером Хора. Или Я - или весь Мир

Или Я — или весь Мир. Это и вопрос, и ответ одновременно. Это, по сути, дзенский коан. Эта книга с самого начала необычна.

Что такое Божественная справедливость? Что такое справедливое правление? Как могут примириться атеисты и верующие? Как взаимопронизаны неживая и живая материя? Что общего между эволюцией Дарвина и Книгой Бытия? Как устоять перед вызовами современной техноцивилизации?..

Читая эту книгу, вы получите ответы на эти и многие другие вопросы. Вам откроется новый взгляд на такие понятия, как свобода, бессмертие и вечность, любовь и секс, ненависть, дружба и верность.

Учения Кришны, Будды, Иисуса оживут перед вами, и в конце книги, может быть, вы разгадаете, что же это значит: «или Я — или весь Мир».

Современный дзенский мастер-мистик
(психотехник, психофилософ, психоаналитик),
создатель эволюционно-медитативного учения и Практики ХОРА

«Мастера мистицизма ничего не изобретали. Все, что приносили с собой мастера, - это Божественные законы эволюции...» Мастер ХОРА ® ,

Автор книг и брошюр

Мастер как носитель внутреннего знания

Три вида знания:

1. Осведомленность. Вы знаете, как называются объекты, окружающие, сопровождающие нас в жизни, для чего они нужны: кочерга, пылесос, самолет, математика, банан, духовность, уравновешенность, психологическая устойчивость и т. д.

2. Внешнее знание. Вы знаете и умеете созидать какой-либо объект из тех, что окружают нас в жизни. То есть вы или металлург, или конструктор, или математик, или фермер, или духовник, или психолог, или инструктор по психологической профессиональной спецподготовке и т. д.

3. Внутреннее знание. Мистик, метафизик, алхимик, психофилософ - мастер.

Если он говорит слово «уравновешенность», он собою на уровне тела это доказывает.

Если этого не происходит, значит, он является в этих областях человеком осведомленным. И любая форма внешнего знания является углубленной формой осведомленности.

Таким образом, вы для себя можете определить три типа знания: осведомленный, внешнее знание, внутреннее знание - тогда вам легче и проще будет ориентироваться в информационном хаосе этого мира.

ХОРА внутри семьи Мастера

Род Мастера ХОРА достаточно древний. При этом ХОРА - как качество, как Знание - передавалась исключительно внутри рода, семьи Мастера от отца к сыну. Можно сказать, что это некий генотип, несколько отличающийся от человеческого.

И при соответствующем воспитании, в должный срок, в таком роду возможно пробуждение мастера, который имеет право говорить вовне. А также он имеет право обучать и передавать это знание и качество другим. Это и случилось с Мастером ХОРА.

Как пример, и отец, и дед Мастера ХОРА были хранителями ритуала и носителями принципов, но они не были пробужденными...

Мастер ХОРА о себе

С детства я иногда попадал в необычные состояния, при которых мир изменялся. В таких случаях мое тело также изменялось и его движения на земле и в воде приобретали несколько другой характер. Я не очень обращал внимание на это, так как в доме отца моего такое считалось вполне нормальным.

В итоге я говорю о тех динамических медитациях, которые знал и делал естественно, практически от рождения. И семя этих медитаций несут в себе все люди, невзирая на расы, нации и т.д.

Все, о чем пишу и говорю, исходит из более чем длительного опыта.

Что несет слово «ХОРА»?

Любое слово обозначает некий объект, от ощущаемого до идей.
Слово оживает с речью. В него вкладывается интонация, жестикуляция и т.д. Таким образом, слово становится живым.
Вы можете изучать любой язык; но только тот язык, на котором Вы думаете, является живым.
Я по национальности армянин. Один мой знакомый задал армянину вопрос: есть ли в армянском языке слово «хора»? Если да, то что оно значит?

Тот впал в задумчивость - искал возможность русскому человеку на русском языке объяснить одно слово, чтобы он понял, что это слово может значить. Что надо понять: перевести слово не проблема. Проблема - чтобы оно было живым.

Я постараюсь Вам объяснить суть «хора» - это глубже, чем все представления; источник, начало начал.

Это перевод не слова, а того, что за ним стоит. В зависимости от того, с кем говорю, я говорю на той максимальной глубине, на которой задавший вопрос в состоянии еще понимать. И так шаг за шагом.

Что несет слово ХОРА, где все буквы большие? Просто положив руку на сердце такое ХОРА не объяснить. Древним языком можно сказать:

1) сотворение как таковое, как оно есть
2) сотворение человека как таковое и как оно есть
3) претворение преображения - как таковое и как оно есть
4) что за всем этим стоит

Звучит грандиозно и красиво. Как современному человеку таким языком это всё объяснять? И что из этого получится? Я думаю, ничего хорошего.

Я как Мастер ХОРА объясняю ХОРА современным языком, и то, что оно с собой и в себе несет:

1) эволюция как она есть
2) эволюция человека
3) метод реализации следующего эволюционного шага
4) И что за всем этим стоит

Современным доступным языком я ХОРА объясняю через эволюцию, практика на нее и направлена. Следующий эволюционный шаг человек сделает сознательно; всё это ХОРА и несет.

Российское общество уже долгие годы находится под серьезным влиянием оккультизма. Печатная пресса пестрит объявлениями об услугах различных колдунов и магов, с телеэкранов мы наблюдаем всевозможные «битвы экстрасенсов» а прилавки книжных магазинов заполнены псевдодуховной литературой. Как это ни печально, но, наверное, подавляющее большинство существующих на планете сект и культов открыли в нашей стране свои филиалы. Появилась уже масса своих, доморощенных псевдорелигиозных, мистических движений, многие из которых умело маскируются под различные психологические тренинги и системы физических упражнений. Их цель проста – максимальное извлечение выгоды для себя. Деньги и власть над умами – вот что интересно подобным коммерческим движениям, к группе которых можно отнести и культ «Практика Хора», начавший несколько лет назад широкое распространение в России, Украине и Казахстане.

История умалчивая, когда и почему некоему Александру Атаяну, который ныне именуется мастером ХОРА, пришла в голову идея создать свое учение о здоровье и выносливости, объединив упражнения из курса лечебной физкультуры с рассуждениями на духовные темы. В итоге у него получилось «Эволюционнo-медитативное учение и практика ХОРА», следование которому якобы дает своим последователям чуть ли не вечное здоровье. Сам Атаян утверждает, напуская при этом словесного тумана, что он якобы из удивительного рода, в котором это оккультная практика «...как знание - передавалась исключительно внутри рода, семьи мастера от отца к сыну». «Можно сказать, что это некий генотип, несколько отличающийся от человеческого, - сообщает Атаян о своей семье.

«С детства я иногда попадал в необычные состояния, при которых мир изменялся. В таких случаях мое тело также изменялось и его движения на земле и в воде приобретали несколько другой характер. Я не очень обращал внимание на это, так как в доме отца моего такое считалось вполне нормальным» (А. Атаян, официальный сайт ПХ). Себя он называет современным дзенским мастером-мистиком, психотехником, психофилософом, психоаналитиком.

Как же расшифровывается ХОРА? Атаян объясняет аббревиатуру ХОРА таким образом: 1) эволюция как она есть, 2) эволюция человека, 3) метод реализации следующего эволюционного шага, 4) И что за всем этим стоит. Но в своей работе «Поток» Атаян расшифровывает ПХ как «глубокий след змеи», что сразу наводит на определенные аналогии, понятные любому христианину, которые в дальнейшем, при внимательном изучении культа полностью подтверждаются.

На главной странице официального сайта культа честно говорится, что учение ПХ уникально, поскольку «такого нет нигде, этот рынок пуст». То есть мы видим коммерческий культ, нацеленный на получение денег от послушных адептов. Коммерческий характер культа ПХ подтверждает тот факт, что подавляющее большинство занятий платные, их стоимость достаточно высокая. Но даже при поверхностном рассмотрении становится ясно, что учение ПХ представляет собой типичный антихристианский религиозно-философский синкретизм, замешанный на восточной философии, с массой собственных мистических откровений А. Атаяна. Некоторые «ноу-ха» в мистический бред, который обычно несут псевдогуру, Атаяну все-таки удалось привнести. К примеру, в своей работе «Поток» он отрицает факт рабства евреев в Египте и предлагает убедиться в этом, прочитав... Библию. Ангелов, о которых говорит Священное Писание, Атаян называет не иначе как богами. «Послушав меня, читателю могут сказать (те, кто программируют мнения): "Мастер проповедует многобожие". Но согласитесь, даже Библия не обошлась без бессмертных ангелов. Если бессмертный не бог, то как его назвать? Он не Бог-Творец – вот и все, что нужно понять» (А.Атаян, «Поток).

Главной практикой в этом мистическом культе является комплекс физических упражнений, совмещенных с дыхательными элементами, в основе которого лежит трансовая методика. Адепты ПХ во время специальных трансовых танцев трясутся под очень ритмичную музыку для достижения особого состояния тела и психики. Ведущим специалистом эволюционно-медитативной практики ХОРА является физик по образованию Н.М. Большова, она периодически выступает на различных, в том числе международных конференциях и семинарах с пропагандой этого оккультного учения. Культ ПХ постепенно набирает обороты в нашей стране, пытаясь закрепиться и с помощью методов, опробованных другими сектами, к примеру, сайентологами. Также как и сторонники Хаббарда, высокопоставленные адепты практики Хора утверждают, что их учение – один из способов борьбы с наркоманией. Пытаются сторонники ПХ проникнуть и в образовательные учреждения. В Новосибирске адепты ХОРА проникли в среднюю школу N 29, где развернули свою деструктивную деятельность, но развернуться там им помешали сотрудники Новосибирского центра религиоведческих исследований.

ВАЛЕРИЯ НАВРОТСКАЯ – одна из самых примечательных фигур самарской музыкальной элиты. Музыкант огромной природной одаренности и профессионализма, заслуженный деятель искусств России, создатель и художественный руководитель Самарского камерного хорового театра (1993–2001) и Камерного хора «Людмила» (с 2000), в течение почти сорока лет бессменный главный хормейстер оперного театра (1974–2013), неутомимый труженик на ниве музыкального и духовного просвещения – отмечает свой юбилей.

Opus magnum

Главным делом профессионального бытия Валерии Навротской до недавнего времени был оперный театр. По окончании в 1972 году Одесской консерватории она начала карьеру в Куйбышевском театре оперы и балета, а с 1974-го, без нескольких месяцев сорок лет, – в качестве главного хормейстера.

Оперный хормейстер – профессия в высшей степени сложная и по большей части неблагодарная. Она сопряжена с колоссальным трудом в классе, но редко по достоинству оцениваемым в контексте спектакля. Мы знаем имена выдающихся оперных дирижеров, создавших и оставивших в записи спектакли, по праву считающиеся эталонными, но мало кто может назвать имена хормейстеров, чья работа так отчетливо слышится в грандиозных звучаниях оперных хоровых интродукций и финалов, да и то из самых известных театров.

Оперный хормейстер редко получает свою долю заслуженных лавров. Однако горе спектаклю, если между исполнительскими стратегиями хормейстера и дирижера нет согласия. Либо его хоровая часть, – а она может занимать до половины партитуры – воспринимается как отдельный фактурный пласт музыкального текста, либо просто перестает существовать, исчезает из концепции спектакля.

Профессионализм Валерии Навротской, глубокое понимание сущности своей профессии и художественных возможностей такого уникального «инструмента», как хор, никогда не приводили ее к открытой концептуальной конфронтации с общей концепцией спектакля. Яркость ее творческой индивидуальности неизбежно проявляла себя там, где сама структура текста, его требования по части темпа, фактуры и интонирования бросают вызов не только артистам хора, но и хормейстеру.

К числу таких работ относится «Ярмарка» из «Фауста» – один из сложнейших для интонирования хоровых ансамблей в оперной литературе, который по своей четкой артикулированности, выстроенности контрастно-полифонической вертикали оставляет позади даже классические исполнения этой оперы. Смелостью, почти дерзостью отмечена ураганная стретта в сцене пленения Азучены («Трубадур»), откуда хоровые партии нередко изымаются из-за трудности исполнения.

Катарсического, на античный манер, воздействия достигает звучание хора в оперных фрагментах, так или иначе связанных с экстатическими, часто молитвенными состояниями, как, например, в ступенчатых вступлениях хоровых голосов в финале «Видений Иоанна Грозного» или в крохотной заупокойной молитве в финале «Пиковой дамы».

Особо следует сказать о «Хоре поселян» – знаменитом акапельном номере из «Князя Игоря». Пожалуй, это один из случаев «сольного» выступления хора, когда работа хормейстера становится очевидностью. Аскетичное звучание хора, завершающееся истаивающим унисоном, подчеркнуто режиссерским решением: хор, неподвижный и выстроенный, словно на концертной эстраде, является единственным персонажем этой сцены. Это настоящий стасим античных трагиков («песня хора в неподвижном состоянии»), лишенный всякого физического движения, но именно благодаря этому раскрывающийся в смысловых безднах подголосочной архаичной полифонии. Не случайно Юрий Александров, постановщик того спектакля, который идет на сцене в настоящее время, в этой сцене осторожно «спрятал» хор за сцену: статичность, которой требует музыка, не согласуется с режиссерской концепцией хора как пластически подвижного коллективного персонажа.

Не счесть спектаклей, которые были подготовлены при участии Навротской за все эти годы. Целый список составляют оперные «раритеты», крайне редко звучащие с провинциальной оперной сцены: первое после премьеры 1902 года полное исполнение «Сервилии» Н. Римского-Корсакова; оперные послания от братьев-славян («Ивайло» и «Страшный двор»); нововенский «Карлик» А. фон Цемлинского, «Лолита» Р. Щедрина или «исторические» оперы С. Слонимского. Все эти «исключения», казалось бы, возникавшие благодаря редчайшему стечению случайностей, тем не менее, как нельзя лучше отражают творческую позицию Валерии Павловны, которую можно определить знаменитой фразой Модеста Мусоргского: «Вперед, к новым берегам!»

В театре не могли не распознать творческих возможностей хормейстера Навротской и ее коллектива. Именно благодаря этому в репертуаре театра появились спектакли, вольно или невольно ориентированные на то, чтобы сделать работу Валерии Навротской наиболее очевидной. К их числу относится «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича, где хор успешно оспаривает внимание зала у балета. Что же касается спектакля-концерта «А в сердце светит Русь» по хоровым циклам Г. Свиридова, то он целиком и полностью выстроен из расчета на «соло» хора. Здесь же уместно упомянуть концертное исполнение таких сочинений, как Ля-бемольная месса Франца Шуберта или Реквием Верди, в котором оперный хор выступал в ансамбле с другими хоровыми коллективами. Во многом при содействии Валерии Навротской при театре была открыта экспериментальная хоровая школа-десятилетка, благодаря которой появилась возможность раскрыть купюры изящных детских хоров в «Кармен» и «Пиковой даме».

Деятельность Валерии Навротской вне театра всегда была масштабна и многогранна. Еще в 1980-е годы она руководила вокальной студией Куйбышевского университета. Участники студии, студенты – историки и филологи, не были профессиональными музыкантами, однако это не помешало им быть настоящим коллективом, сцементированным общим музицированием в классе, концертными выступлениями и, главным образом, благодаря личностным и творческим качествам своего руководителя. По сию пору ежегодно они собираются, чтобы поздравить хормейстера и друга с днем рождения. Эти посиделки, в которых участвуют не только прежние студенты университета, но и члены их семей, наполнены атмосферой глубокой и искренней дружбы, чувством творческого единения, возникшего в совместном музицировании, какие редко встретишь даже в профессиональных коллективах.

Из профессиональных коллективов, которыми в разное время руководила Навротская, упомянем лишь камерный женский хор «Людмила». Этот небольшой коллектив, в большей степени ансамбль, нежели хор, не столько по составу, сколько по исполнительской манере, под управлением Валерии Навротской является убедительным доказательством того, что тембровое единообразие звучания может сочетаться с бесконечно широким диапазоном выразительных возможностей. Признание этого факта – многочисленные зарубежные выступления коллектива и победы на международных хоровых фестивалях в Праге, Вене, Будапеште, Зальцбурге.

Среди последних событий творческой деятельности Валерии Навротской – участие в уникальном проекте на базе Самарской духовной семинарии, призванном поднять культуру монастырских хоров до уровня профессиональных коллективов, которые не нуждались бы в приглашении певчих со стороны даже на праздничные службы. Научить монахов и иноков, в большинстве своем до сего момента не имевших профессионального певческого опыта, грамотно пользоваться своим голосовым аппаратом, правильно интонировать сложные для современного слуха архаичные богослужебные напевы, привить им навыки многоголосного пения – задача, требующая не только таланта, но и бесконечного такта и терпения. Навротская, умеющая не только воспитать у своих учеников координацию между слухом и голосом, но даже пробудить дремлющее в них чувство ритма, справляется с ней безукоризненно.

Et in secula seculorum

С вынужденным уходом В. Навротской из театра в оперном фольклоре ее образ немедленно стал мифологизироваться. Сегодня, если хору случается встретиться с музыкой «неудобной», требующей кропотливой и долгой работы, начинает звучать своего рода мантра: «Навротская сделала бы это в полчаса». Конечно, «полчаса» – это преувеличение, но в этом утверждении живет безграничная вера артистов хора в творческую власть Валерии Павловны над звучащей материей.

Долгих Вам лет, Валерия Павловна, здоровья и счастья!

Ольга ШАБАНОВА

Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки СГИК.