Проект по мхк "храмы россии". Творческий проект "Художник,пишущий добро" проект по мхк (10 класс) на тему Проект по теме художественная культура

В данный раздел включены темы проектов по МХК (мировой художественной культуре), не вошедшие в списки тем для 7, 8, 9, 10 и 11 классов.
На странице предлагается выбрать интересные темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов .

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему проекта для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций мира.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Интересные темы проектов по МХК для учащихся школ:


Арканджело Корелли.
Архитектура Древнего Египта.
Архитектурные памятники города, в котором я живу.
Архитектурный модерн одного из городов России.
Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)
Боевые воинские искусства
Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи.
В. А. Серов «Девочка с персиками»
Венецианская маска.
Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.
Влияние венецианских масок на образы современной моды.
Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси
Волшебное искусство амигуруми.
Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.
Готическое искусство.
Греческий театр.
Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись.
Древнерусская иконопись
Египетский стиль в современном интерьере.
Живопись С. Дали и театр абсурда.
Живопись эпохи "передвижников".
Жизнь Иисуса в произведениях искусства.
Идеал красоты в разные эпохи
Из истории французского костюма.
Импрессионизм. Огюст Ренуар
Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство доколумбовой Америки.
Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Темы проектов по МХК (продолжение)

Интересные темы исследовательских работ по МХК для учащихся:


Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.
Комната моей мечты.
Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX – начала XX века
Культура античности
Культура восточного танца
Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.
Культура и искусство Византии
Культура и искусство эпохи Просвещения.
Майолика эпохи Возрождения
Может ли искусство быть оружием
Музеи Европы
Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции.
Музеи России.
Музеи Украины.
Музей в современной социокультурной ситуации города.
Образ Клеопатры в кинематографе.
Образ кошки в русской культуре.
Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.
Образ солнца в народном искусстве.
Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).
Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.
Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.
Пирамиды в современной архитектуре.
Поиски фовистов и особенности их образного языка.
Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.
Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).
Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».
Прогулка по Версалю.
Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.
Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.
Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.
Романское искусство
Рыцарство
Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.
Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.
Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.
Символика украшений Древнего Египта. Связь символики с мировоззрением египтян.
Символические образы в творчестве Врубеля.
Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.
Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.
Скульптурное убранство готических соборов.
Славянская мифология "Русская нечисть"
Славянская мифология "Священные птицы"
Советская и американская культура 20-х годов XX века.
Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.
Танец богини Гуань
Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.
Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.
Художественные открытия «малых голландцев».
Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.
Экзотика Востока в произведениях Делакруа.
Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеигнатовская СОШ»

Научно-исследовательская работа

«Художник, пишущий добро…»

(по творчеству А.Баргова)

Выполнила ученица 10 класса

Бочкарева Юлия

Руководитель Калякова Н.Г.

Большое Игнатово 2015

Введение 2 Природа в творчестве русских художников 4

Анатолий Баргов, детство и юность 7

Основные направления в живописи 10

Эрзянский колорит в творчестве 11

Общественная работа

Заключение 21

Литература 22

Введение

Безусловно, изобразительное искусство является неотъемлемой частью культуры духовной.

Искусство художников и живописцев позволяет посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства.

Всё живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы картины, на которых запечатлены красоты родного края. Безгранично любя свою маленькую Родину, художники в разное время стремились воплотить в своём творчестве её образ. Для некоторых из них родина – это берёза у окна, серебристый иней, погрузившийся в тихий сон зимний лес, розовый закат солнца над озером, весёлые ромашки на лесной полянке, куст душистой сирени в саду. Для других она – бескрайние поля, луга, реки, близ лежащие деревни, земляки, высокое небо с плывущими по нему облаками.

Привязанность к отеческой земле, хранение того, что всего роднее, ближе и дороже – свидетельство культурной ценности личности. Это патриотизм. Он даёт человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Этому нужно воспитывать с детства. Знакомство с историей изобразительного искусства Мордовии,творчеством художника А.Н. Баргова,поможет определиться каждому человеку, чтобы не растерять в своей душе того, что её укрепляет, облагораживает.

Актуальность нашей темы мы видим в возможности систематизировать информацию о художнике- земляке в анализе его картин с точки зрения неповторимости эрзянской культуры.

Целью данной работы является анализ отражения культуры эрзян в творчестве А.Н.Баргова.

Для достижения данной цели перед нами ставятся и решаются следующие

задачи:

1. Подобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Изучить особенности изобразительного искусства в творчестве А.Н.Баргова.

3. Определить основное направление изобразительного искусства художника.

Проблема : не всегда, любому жителю нашего района или гостю можно найти информацию о жизни и творчестве А.Н.Баргова. Необходимо затратить много времени в поисках необходимой литературы в библиотеках, пролистать подшивки газет в читальном зале, с целью знакомства с художественным творчеством нашего земляка.

Разработанность исследуемой проблемы : Тематическое интервью с матерью художника (биография собеседника как часть конкретного периода истории); изучение и анализ литературы; метод сравнения; изучение картин из семейных архивов; просмотр информации из газетных источников музейного архива.

Основные информанты:

Мама художника- Баргова Нина Ивановна, архивы Центральной районной библиотеки, редакции районной газеты «Восход».

1 Природа в творчестве русских художников
Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического восприятия так велика, что, не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким бы он был. Но не только Пушкина, но и Лермонтова, Чехова и наконец, не было бы плеяды замечательных художников- пейзажистов: Саврасова, Левитана, Нестерова, Поленова и многих других.
Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране, любви к малой родине.
Картины хороши тем, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда чем-то новый мир нашей природы,- стоит только переступить порог рамы. Трудно поверить, что еще в начале XIX века некоторые критики считали пейзаж ненужным, а о художниках и писателях- пейзажистах говорили, что они « прячутся в пейзаж от действительности» и тем самым выдают себя с головой как недругов прямого восприятия и отражения действительности.
В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа своего развития, за временную границу между которыми принято считать 1850-е годы.

В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято выделять 3 течения: живопись городских видов, итальянское направление и национальный русский романтический пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций.

В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление- реалистический, национальный пейзаж. Необходимо отметить, что данное течение было неразрывно связано с историческими событиями второй половины 19 века, крестьянский вопрос волновал всех и не оставил равнодушным и пейзажистов. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть “золотым” веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа.

Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

Начало развития деревенского пейзажа положил Алексей Венецианов (1780-1847), который известен всем как непревзойденный мастер бытового жанра. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.
Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук.

Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, "не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства". Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.

Обращался к красоте родного края и наш земляк- художник Федот Васильевич Сычков (1870-1958), талантливый, самобытный, художник-бытописатель деревни, стоявший у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства. Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения художника, героями которых были его земляки, - своеобразная летопись жизни родного края.

Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.

  1. Анатолий Баргов, детство и юность

Из воспоминаний мама художника Н.И.Барговой:

…Далекий уральский город Магнитогорск. Там 22 июля 1955 году родился маленький Толя. Но свое детство и юность он провел в селах Андреевка и Большое Игнатово Большеигнатовского района Республики Мордовия.

Любовь к искусству и привели молодого его после окончания школы в Ичалковское педагогическое училище, которое он закончил в 1974 году. С теплотой и любовью он вспоминает хороших людей из педагогического училища–Евгению Петровну Кузнецову, Михаила Федоровича Еделькина, Василия Трофимовича Вильдякскина. После окончания педагогического училища, Анатолий Николаевич занимается педагогической деятельностью в школах №16 и №18 города Саранска. В 1975-1977 он проходит службу в Советской Армии.

В 1987г. А.Н.Баргов поступает в Чувашский государственный инсти-тут им. И.Я.Яковлева на художественно-графический факультет, в мастерскую народного художника России Р.Ф.Федорова. И снова ему встречаются добрые люди – Равель Федорович Федоров, Ананий Александрович Флегентов -педагоги института.С 1987 года он участник республиканских, региональных, всероссийских художественных выставок.В 1995г. А.Н.Баргова принимают в члены Союза художников России.

3 Основные направления в живописи

Анатолий Николаевич начинал как пейзажист, создал серии «Времена года» , «Болдинская осень» (1999г.), «Монастыри России» (2000-2003г.).

С легендарными местами Болдина и его окрестностями Анатолия Баргова связывают самые яркие впечатления детства, ведь оно прошло неподалеку-в соседних с Пушкинскими местами селами Большое Игнатово и Андреевка. А десяток километров, разделяющих их, он легко преодолевал на велосипеде, когда с друзьями мчался, чтобы успеть на пушкинский праздник.

По барговски неторопливо раскрывается замысел картины «Дорога в имение А.С.Пушкина» , змейкой поднимается в гору тропинка, по которой вот уже много лет люди идут в поместье поэта. И становится ясной главная идея триптиха-к Пушкину нужно идти неторопливо размышляя, созерцая красоту окружающей природы, вспоминая строчки стихов, знакомых с детства…Художник ведет нас по тропинке, которая, поднявшись в гору, в его следующем полотне «Пруд.Мостик» спускается в знаменитый парк, пересе-кает мостик над прудом и приводит к самому дому А.С.Пушкина.

4 Эрзянский колорит в творчестве

В настоящее время он один из немногих российских художников Мордовии, который обращается к сюжетно-бытовой картине. Мастер активно разрабатывает национальную тему, стремясь к художественно-философскому осмыслению родной культуры, утверждает необходимость возрождать, беречь и продолжать народные традиции мордвы. Оптимистическими образами многофигурных композиций с ярко выраженным в них хоровым, соборным началом он показывает истинную силу народа в единении, в обращении к духовной жизни предков, в уважении к этнической архаике национального костюма, танца, песни, обычая и ее современного бытования («Шумбрат, фестиваль!»,2007; «Воскресный день»,2009.)

Национальная тема раскрывается художником под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. Работы отличаются яркой декоративностью, несут в себе заряд энергии, выраженной темпераментной манерой письма. За серию работ на национальную тему А.Н.Баргов награжден почетным званием лауреата Премии Главы Республики Мордовия.Творчество пейзажиста А.Баргова подкупает своей искренностью именно потому, что он пишет только то, что хорошо знает, что любит и считает своим. Основная тема его пейзажей-родная земля. И хотя сам художник родился на Урале, вся его жизнь связана с Мордовией, с землей его предков, которые веками жили на ней, сеяли хлеб, растили детей, а умирая, уходили в нее, чтобы потом, взорвавшись жизнью, снова вернуться в этот мир.

…На огромной зеленой поляне в летний полдень красиво звучит ста-ринная мордовская песня. Нескончаемой лентой струится вокруг высокого кургана хоровод. Это эрзяне со всех концов России съехались на священную для них поляну между мордовскими поселениями Селищи и Чукалы. Забытый в годы советского лихолетья многовековой обычай древнего народа собираться вместе и всем миром решать насущные проблемы вновь возвращается к нам, возрождается национальное самосознание малых народов России, люди хотят знать свою культуру, историю, обычаи. И потянулся нескончаемый людской ручеек к священному кургану, чтобы, как встарь, принести на него горсть земли со всех уголков страны, из-за ее пределов, где живут эрзяне-потомки тех, кто столетиями молился здесь, доверяя милосердным богам свои беды, прося их заступничества, благодаря за помощь.

И, как тогда, горит свеча на вершине древнего холма, даря надежду всем, кто верит, всем, кто способен ощутить глубочайший смысл происходя-щего действа, становясь его участником. Красив и поэтичен этот обычай, и разве может удержаться художник от желания поведать о нем всему миру.

Художник в своем триптихе «Эрзянь Озкс» (Эрзянский праздник) сумел нетолько тонко почувствовать истинно народный характер праздника, но и найти наиболее убедительные художественные средства для его выражения.

Художник пишет майскую зелень рощи ярко и сочно, «Весна» , а лес поздней осенью- призрачно- серебристыми красками. Живописец не любит резкого освещения и ярких цветов, справедливо считая, что они вносят сумятицу в строй природы.

Зимняя свежесть, наоборот, бодрит, и в его зимних пейзажах пре-обладает четкий рисунок ветвей, графическая ясность очертаний предметов в морозный день, а нередко и ощущение оттепели, подчеркнутое теплым коло-ритом. Именно в образах зимней природы А.Баргову особенно удается пере-дать национальный колорит. Например, в «Зиме на Суре» настроение опре-деляет столь всем знакомый и любимый в русской классике тоскливый мотив дороги, усиливающийся маленькой фигуркой едущего не санях путника, а го-ризонтальный формат полотна оттеняет неторопливую повествовательность рассказа.

Тематика пейзажей «чистой» природы, созданных Анатолием Барго-вым, разнообразна- он не отдает предпочтения какому-то одному времени го-

да, в каждом открывая неповторимую прелесть. Удивительно тонко живопи-сец ощущает внутреннюю связь состояния природы и человека. Неуютно и грустно поздней осенью, а весна-это мощный прилив сил и энергии. Лето ху-дожник ассоциирует с нагретым солнцем стволами сосен на песчаном берегу, источающими благоуханный аромат, смешивающийся с запахом реки, летоэто ярко цветущие палисадники деревенских домов, сочные всполохи закатов…

Почти во всех полотнах художника неизменно присутствует река или озеро. Вода «притягивает» его внимание, ее зеркальная гладь создает дополнительный изобразительный эффект- в ней отражаются берег и небо, но, живя на холсте по собственным законам, она, тем не менее, всегда, орга-нично включается автором в окружающий пейзаж.

Любимые реки живописца:Сура, Алатырь, Сивинь. Они текут по мордовской земле, придавая ей своеобразное очарование. Эти реки мы видим на таких картинах как «Пробуждение.Сивинь» (1998г.), «Весна.Ледоход на реке Алатырь» (1997г.), «Летняя Сура» (1998г.).Беспокойная Сура будоражит окружающий мир, вовлекая его в свой водоворот. «Бурная, сильная», именно она соответствует темпераменту художника -активного, деятельного.

Совсем другой характер у Сивини -спокойная и мелководная, она притягивает своей неброской красотой и безмятежной тишиной. И живопи-сец обращает внимание то на старое сухое дерево на берегу, то на пышно цветущий кустарник, то на обрыв, поросший густой травой. Для него Си-винь, затерявшаяся среди полей и лугов, «река пряная и ароматная», словно молодая девушка.

В разные годы своей творческой жизни А.Н.Баргов пишет и натюр-

морты. Они отличаются чувством преклонения художника перед красотой мира в букетах нарядных цветов- («Цветы» 2009г. ) , душистых гроздей сирени («Сирень» 1993г. ) , пышных пионов («Пионы» 2000г. ) . Эти картины раскры-вают особое праздничное ощущение жизни. Часто «главными героями» его натюрмортов становятся красиво выписанные предметы и детали мордовско-го национального костюма и народного быта- («Натюрморт со свечой»

1987г. ) .

Он видит красоту и выражает свой линией то, что хочет -рука ему подвластна. Рука сильная и красивая. И когда держит кисть, и когда держит руль машины, и когда поднимает ребенка.

В его мастерской как реликвия хранится портрет бабушки, покой-ной Анастасии Федоровны Мамаевой, которая давным-давно позировала двум студентам педучилища: внуку и его другу Вите Вечканову, ставшему известным художником, но рано ушедшему из жизни. Других портретов Баргов не пишет. Его сдерживает природная осторожность и тактичность.Ведь в портрете настоящий живописец отражает не только внешние черты,но и характер, внутреннее состояние человека, в чем не всякий решится признатся…

В последние годы и архитектура начинает активно входить в пейзажи А.Баргова. В поисках разнообразия сюжетов он постепенно отходит от образа «чистой» природы и стремится сообщить ей эффект присутствия человека, сотворившего «рукотворную» красоту. При этом живописца инте-ресует лишь то, что не соперничает с природой, органично сочетается с ее красотой, подчеркивает достоинства и, в свою очередь составляет с ней единое целое. Такими качествами, по мнению А.Н.Баргова, обладает лишь гениальная по своей простоте и изяществу архитектура старинных соборов и церквей. И он, увлекшись новой темой, создает ряд интереснейших пейза-

жей, посвященных местным монастырям: Наровчатскому, Санаксарскому и Макаровскому.

В картине «Норовчатский женский монастырь» особенно активен зеленый цвет, прекрасно передающий прохладную свежесть майского утра, это ощущение усиливает и контраст с большим темным пят-ном спаханного поля на первом плане, терпеливо ждущего своего работника, красив и точеный силуэт собора и колокольни вдали.

Мажорное настроение пробуждающейся природы создает художник и в «Са-наксарском монастыре» , увиденном им ранней весной во время разлива Мокши.

На полотне «Макаровский погост» яркое пятно ранней зелени эффектно сочетается с благородством охры, подчеркивая приподнятое на-строение, которое невольно испытываешь, созерцая картину пробуждающей-ся природы. На заднем плане художник изобразил множество дорог-со всех сторон ведут они путников к храму, стоящему на пригорке. А объединяет все эти архитектурные пейзажи столь любимая живописцем полоска водоема на первом плане. Она словно отделяет зрителя от сказочных образов, возни-кающих на дальнем берегу, маня и в то же время преграждая путь к ним-таким прекрасным и недоступно-призрачным, словно былинный образ града Китежа. Как легко и изящно кисть живописца вписывает линии соборов в не-бо, как загадочно отражаются они в зеркале реки!

Художник Анатолий Баргов сумел создать в своих полотнах поэ-тичный образ пейзажа родной мордовской земли, неразрывно связанный с историей и культурой великой России. Но как бы ни был широк и разно-образен тематический диапазон творчества пейзажиста, его основная идея заключается в том, что для него именно природа и есть тот храм, в котором каждый день творит свою молитву живописец.

5 Общественная работа

Много сил и энергии А.Н. Баргов отдает общественной работе. С 2002 года он являелся председателем правления Союза художников Республики Мордовия. Под его руководством Союз активно занимается выставочной деятельностью на уровне республики, региона и России, организует большие художественные форумы в Мордовии (Региональная художественная выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья », Саранск, 2004, Международная художественная выставка «Ялгат», в рамках фестиваля финно-угорских культур «Шумбрат, Финно-Угрия!», Саранск, 2007), тесно сотрудничает с Союзами художников соседних республик и областей, поддерживает возникновение новых художественных коллективов (группа «Артома» и молодежное творческое объединение «Сияж-Арт»), способствует развитию нового направления профессиональной художественной деятельности – дизайна, возрождает практику летних пленэров. С 2004 года А.Н. Баргов работает в МГУ имени Н.П. Огарева в должности профессора кафедры традиционной мордовской народной культуры и современного искусства Мордовии Института национальной культуры, преподает живопись студентам специальности «Декоративно-прикладное творчество», прививая им лучшие традиции русского реалистического искусства.

2012 год стал для художника знаменательным, Анатолий Николаевич осуществил свою давнюю мечту- выставка его работ прошла в районах Мордовии и, в том числе, в родном Большеигнатовском районе. Мне тоже посчастливилось присутствовать на открытии. Очень интересно было видеть художника «В живую»,слушать его воспоминания о детстве, рассказы людей, знавших известного художника еще ребенком.

Заключение

…У слова «живопись» две корневые основы-«живой» и «письмо». Великая мудрость русского языка проявилась и в этом случае. Картина, написанная настоящим мастером, и в самом деле словно окно в живую жизнь, мгновение, оставленное рукой художника.

Чем талантливее мастер, тем ярче созданная им картина или рисунок. мы будто смотрим на мир его глазами. Глядя на картины Анатолия Баргова, душой успокаиваешься и светлая радость посещает тебя, чего так не хватает всем в суматохе дней.

Как знать, может когда-нибудь Анатолий Баргов обратится к друго-му жанру. Ну а пока он пишет родную природу, чье великолепие- и в снегах, и в буйной зелени, и в блеске воды, и в золоте осени- непреходяще.

Мы, игнатовцы, гордимся нашим земляком -заслуженным художником Республики Мордовия, живописцем, педагогом и просто замечательным человеком.

Литература

1 Большое Игнатово. История земли игнатовской, запечатленная в археологических находках, исторических документах, воспоминаниях, рассуждениях ее уроженцев: Очерки/ Т.Баргова,-Саранск: Мордов. кн. изд-во,2000,-224с.:стр 108.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта. В одном из ларцов передней комнаты была найдена большая подвеска в форме скарабея из золота (символ "Солнечного бога" и "бытия"), украшенная синей смальтой под лазурит (по-видимому, верхняя часть браслета). На оборотной стороне подвески изображен фараон в пышной парадной короне (атеф), стоящий между богами Атумом и Гором, подающим ему знак жизни. Над фигурами и по сторонам расположены короткие пояснительные надписи. Вверху солнечный диск со свисающими знаками жизни и двумя уреями, внизу - символ единения Египта.

Слайд 11

Описание слайда:

К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. К лучшим образцам мебели гробницы Тутанхамона относится изящный комод из красного кедра на четырех тонких ножках. На табличке, прикрепленной к сломанному комоду этого же типа, значилось, что в нем хранилась тонкая одежда царя. Крышка откидывается назад на бронзовых петлях. На крышке и передней стенке две кнопки (округлые ручки), обтянутые золотым листком. В средней части комода по всем четырем стенкам прорезан фриз из чередующихся черных знаков "жизнь" и золоченых "сила", установленных на знаках "неб" (владыка).

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Описание слайда:

1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 1. С. И. Фингарет “Искусство древнего Египта в собрании Эрмитажа”, изд. 2. «Искусство Древнего Мира», 2-е изд.- Детюлит., 1989. -207 с. 3. ru.wikipedia.org

IX Уральская межрегиональная конференция
юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

«Поющие картины»

Культурологические науки (Искусствоведение)

МОУ Мирненская СОШ

п. Мирный, 2014

Основная часть 4

1. Взаимосвязь искусств 4

2. Классическое сочетание музыки и живописи 5

2.1. Картины как источник вдохновения 5

2.2. Полифония в музыке и живописи 7

2.3. Музыка, звучащая с русских полотен 8

2.4. Музыка рисует картины 10

3. Современные музыкальные ассоциации 11

3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова 11

3.2. Большое будущее у фото 12

4. Услышанная живопись 13

4.1.Вариант шифрования по узлам картины 13

4.2.Вариант с цветовым шифрованием 13

Список литературы 14

Приложения. 15

Введение

В чем актуальность этой темы? Современные технологии пытаются «озвучить» цифровую фотографию, используя яркость, насыщенность. Но алгоритма создания композиции у них еще нет. И мы попытались найти другой способ «звучания» картин, более доступный, простой. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. Наука не стоит на месте, и, может быть, найдутся еще сферы применения этого «открытия».

Взаимосвязь искусств проявилась ещё в глубокой древности в странах Латинской Америки, в античной Греции, в Древнем Риме. В древнерусской художественной культуре примеры синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на синтезе в готических ансамблях, где органически сочетались архитектура, скульптура, а также живопись, главным образом, в виде цветных витражей.

В эпоху Возрождения, барокко и классицизм синтез приобрел наиболее сложные и развитые формы. Живопись вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. А. Вивальди, П. Чайковский открыли миру «песенность» русской природы. Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. И все его картины – это «зримая музыка»

Я выбрала для своей работы именно эту тему, потому что считаю, что она очень интересна, как и само сочетание таких искусств, как музыка и живопись…

В информационном обществе, когда любую информацию можно получить за считанные секунды, актуальным стал вопрос синтеза музыкальных произведений с другими видами искусства. Целью данной работы стало исследование произведений живописи на предмет взаимосвязи с музыкой.

Объект: восприятие живописи через музыку.

Гипотеза: любую картину можно озвучить не ассоциативным методом

Перед нами были поставлены задачи:

    Рассмотреть ассоциативное восприятие искусства

    Провести параллель между классическими произведениями и современным искусством.

    Найти не ассоциативный способ озвучивания картин.

Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы:

    Наблюдение

    Сравнение

Рассматривали и изучали картины различных эпох и изучали картины современных и классических художников. Изучали исторические особенности создания произведений искусства, анализировали их.

Основная часть

  1. Взаимосвязь искусств

В народных обрядах, вокальной и программной музыке, сочинениях для театра и кино музыка выступает в неразрывном единстве с другими видами искусства. Но и "чисто музыкальные" произведения звучат ярче и убедительней в окружении поэзии, живописи, архитектуры. Они помогают создать особую художественную атмосферу, дают глубокие поводы для содержательных сравнений и аналогий. Именно они способны быть ярким стимулом и для самостоятельного творчества, вдохновляя на создание собственных вокальных и инструментальных импровизаций.

Эта связь ценна тем, что на стыке различных видов искусства возникают образные ассоциации. Чем они богаче, тем более творческий характер носит восприятие художественного произведения. Н.Э.Басин и О.А.Суслова в своем пособии «Введение в язык искусства» отмечают пять различных уровней поли художественных ассоциаций.

    Самые простые – это ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира природы и мира человека. Здесь работает принцип простого визуальноого сходства. Общехудожественные темы и понятия, например, такие как «дом» или «весна», изображенные средствами музыки, живописи, литературы - лежат в основе этого уровня ассоциаций.

    Следующий тип ассоциаций связан с физическими ощущениями: тактильными, весовыми, громкостными, динамическими и т.д. Мы этого не видим, но чувствуем при помощи осязания, обоняния, слуха и вкуса. Поэтому «грузная» музыка оказывается эмоционально созвучна темным краскам, монументальной архитектуре и т.п., а звучание в высоком регистре ассоциируется с легкими прозрачными акварельными тонами и тонкой графикой.

    Третий вид ассоциаций, это ассоциации, связанные с эмоциональными переживаниями, с оттенками различных настроений. Уныние и радость, гнев и доброжелательность - все эти эмоциональные сферы имеют свое преломление и в музыке, и в литературе, и в живописи. Подборка «эмоциональных оттисков» этих настроений из разных видов искусства, безусловно способствует и более глубокому проникновению в то или иное настроение, эмоцию; и более богатому восприятию конкретного его выражения в том или ином художественном произведении.

    Четвертый тип ассоциаций отсылает воображение к образам, хранящимся в нашем подсознании, так называемым архетипам, например, к образам мировых стихий, света и тьмы, материнства, земного и небесного и т.д.

    Пятый тип – это ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. В этом случае ассоциации складываются на основе «информации» о каком-либо социальном или культурном явлении, о произведении искусства, стиле, направлении, художнике.

Еще одним важным аспектом является язык искусства. Выразительные средства подчас оказываются очень близкими в разных видах искусства. Это, в первую очередь, его жанровая основа: и в музыке, и в живописи, и в поэзии различаются камерные и монументальные жанры, лирика и эпос; жанры портрета, пейзажа, бытовой зарисовки, ряд других жанровых особенностей.

Существуют также общие закономерности построения произведений искусства: симметрия и контраст, ритм и форма, логика развития, противопоставления главного и фона... Эти и другие "составные элементы" художественного высказывания, опирающиеся на законы человеческого восприятия, будут также родственны в разных видах искусства. И воспринимая эти закономерности через, например, визуальные виды искусства, возможно более наглядно и убедительно раскрыть их и в музыке.

  1. Классическое сочетание музыки и живописи
    1. Картины как источник вдохновения

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело

Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам. Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе. Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.

Если до середины XIX века художники занимались музицированием и изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства.

Начнём с Ференца Листа, который довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В его фортепианном цикле "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под названием "Обручение" ("Sposalizio"). Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии" - картину совершенно изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости.

Вдохновлённый фреской "Триумф смерти", по одним сведениям принадлежащей кисти Андрея Орканьи, по другим - Амброджио Лоренцетти, Лист создаёт "Пляску смерти" для фортепиано и оркестра, используя мотив григорианского хорала Dies Irae.

Симфоническая поэма "Битва гуннов" написана Листом по мотивам бесспорно лучшего творения Вильгельма фон Каульбаха: величественной фрески с одноимённым названием. Одно время Лист серьезно обдумывал создание целого цикла симфонических поэм, которые хотел назвать "Мировая история в картинах и звуках Вильгельма фон Каульбаха и Ференца Листа".

Вслед за Листом названия картин, на этот раз Арнольда Бёклина, использовал Макс Регер в оркестровой сюите из четырёх симфонических поэм. Это следующие картины: "Отшельник", "Игра в волнах", "Вакхналия" и "Остров мертвых".

Последнее полотно стало источником вдохновения и для Сергея Рахманинова, создавшего свой, довольно мрачный "Остров мёртвых". Музыка Рахманинова полна щемящей тоски, в ней одновременно слышатся и оцепенения безграничной печали, и бурные рыдания, и тревожное предчувствие смерти,

Резким контрастом к музыке Рахманинова звучит музыка фортепианной пьесы "Острова радости" Клода Дебюсси, написанной под впечатлением картины французского художника Антуана Ватто. В мелодических изгибах пьесы можно услышать смех, пение, журчание ручьёв и даже стремительные весёлые танцы.

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость

На знаменитой картине Сандро Ботичелли (1445 -1510) «Весна» изображена поляна в апельсиновом саду. Вся она усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой.

«Весна» была написана Боттичелли по заказу молодого отпрыска семьи Медичи. В основе сюжета картины «Весна» лежит миф, рассказывающий о том, как весенний ветер Зефир силой своей любви превратил нимфу Хлорис в богиню весны и цветения. Композиция картины построена таким образом, что сюжетная линия развивается справа налево. В правом верхнем углу мы видим летящую фигуру с крыльями в развевающемся плаще. Это Зефир, щеки его раздуты, от его стремительного полета склонились деревья. Ветер весны догоняет убегающую Хлорис.

Испуганная нимфа повернула к нему лицо, а руками, словно моля о защите, касается фигуры другой девушки в ярком нарядном платье, убранном цветами, и с венком из цветов на голове. Но та, не замечая ничего, продолжает идти дальше. Она вынимает из складок платья розы и разбрасывает их вокруг. Это богиня цветов и растений Флора – та же Хлорис, но уже в новом облике богини. Платье нимфы почти прозрачно, сквозь него просвечивают цветы на лугу, а в пышном наряде Флоры они создают яркий узор на платье.

Эти три фигуры олицетворяют превращение нимфы в богиню цветения и символизируют первый месяц весны, потому что ее началом считалось первое дуновение Зефира. Левее этой группы помещена фигура Венеры, богини любви и красоты. Над ее головой парит Амур со стрелой и луком, вокруг нее расступились полукругом деревья, обозначая смысловой центр картины. Венера стоит, задумчиво склонив голову набок, и правой рукой благословляет трех Граций. Эта группа символизирует второй месяц весны – апрель. На левом краю полотна помещен Меркурий, бог разума и красноречия, покровитель искусств, достойный спутник Граций. Он является олицетворением последнего весеннего месяца, названного в честь его матери Майи.

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с музыкальным произведением с тем же названием. «Весна» - первый концерт в цикле «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741) –наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Каждому из концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов. Первая часть концерта – «Весна грядет» - открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, - играет весь оркестр.

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

Вторая часть – «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна – солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое звучание всех скрипок оркестра в мягком ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов – лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав

И тявкает чуть слышно пес.

Послушайте и посмотрите, как здесь слились музыка, живопись, стихи! И невольно задаешь себе вопрос: что написано вначале, картина или музыка?

    1. Полифония в музыке и живописи

Новый континент, но не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М. Чюрлёнис. Он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки. «Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса, литовского композитора и художника. Вселенная представляется мне большой симфонией.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

И главное – она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно. И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой – около трёхсот живописных композиций. И каждая – это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже – на три) части. Первая – аллегро – самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.

    1. Музыка, звучащая с русских полотен

Русские художники и поэты, русские музыканты всегда обладали удивительной способностью глубоко проникать в психологию народа и передавать в своих сочинениях национальный колорит страны.

Невозможно себе представить искусство без природы. Природа и искусство просто неотделимы друг от друга. Пронизанные красотой природы, музыка и живопись смыкаются и взаимопроникают друг в друга. Крупнейший советский музыковед, академик Борис Асафьев высказал мнение, что с картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели" русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Так началась пора расцвета русской пейзажной живописи, проникнутой стихией русской песенности и русской музыки, напоённой ароматом поэтической русской природы. Пётр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан - наивысшие выражения этих устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью.

Поистине непостижимое влияние на Чайковского оказывала таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?"

Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать Чайковскому. И особенно это проявилось в цикле "Времена года", двенадцать пьес которого, посвященные двенадцати месяцам года. Пьесы цикла поражают своей невероятной простотой и столь же невероятной внутренней живописностью. Слушая эти пьесы, мы всегда видим их!

Уже в своей Первой симфонии "Зимние грёзы" композитор звуками рисует чудесные пейзажи зимней дороги и туманного края. Музыку этой симфонии сравнивают с элегическими полотнами Левитана, у которого русские просторы вызывали не менее сильный душевный отклик. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать "какой-нибудь закат", а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город". Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист".

Удивительный дар был у Левитана: всё, что рождалось под его кистью, начинало петь. Вот как описывает картину "Весна - большая вода" один из лучших знатоков русской живописи академик М.В. Алпатов: "Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляют их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной игрустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели". Обратите внимание на эпитеты. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.

Центральную часть картины «Вечерний звон» занимает река. Ее серо-голубые оттенки мягко воздействуют на смотрящего, словно призывая насладиться спокойствием и магическим очарованием летнего пейзажа. Основной акцент приходится на утопающий в зелени монастырь и колокольню, созерцание которых возносит человека над мирской суетой. Так и хочется задержаться взглядом на залитом вечерними лучами солнца полуостровке: святая обитель, тающие в небе кресты куполов, широкая дорога к вратам монастыря. И.И.Левитан неслучайно изобразил прямо у реки двух одетых в черное иноков. Они настолько малы, что преодоление пути до сверкающей белой арки кажется чем-то невыполнимым. И все же дорога к Богу вдали от искушений света довольно просторна, а осилить ее сможет только идущий.

Верхняя часть картины – небо. Почти белое над лесом, чуть выше – с воздушными облаками и в левом верхнем углу – голубое, небо поражает своей пронзительной красотой. Мастерство живописца позволило Левитану наполнить картину вечерним звоном. В изображенной им небесной выси слышится музыка церковных колоколов, разлетающаяся над верхушками деревьев, рекой с проплывающей по течению лодкой с людьми, крохотным деревянным пирсом и сидящем в небольшой лодке у берега человеком, фигуру которого замечаешь не сразу.

Исаак Ильич Левитан умел находить в любом пейзаже необычайную глубину, гармонично сочетая при этом сложную философию человеческой жизни с девственной чистотой русской природы. (Иван Козлов и музыка А. Алябьева)

Другая картина Левитана "Золотая осень" производит, пожалуй, самое умиротворяющее и целительное впечатление. Согласно созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, река, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей и золотые багряные бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Золото, багрянец, синь всё это радуга Родины и Левитан, всю жизнь шедший к пониманию этого симфонического строя, наконец постиг его до конца. Он нашел нужный лад, и каждый его мазок звучит чисто полно и верно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года".

Описание Дмитрия Кабалевского музыки этой пьесы наполнено живописными эпитетами: "Печальная полная нежной меланхолии мелодия. Мы видим как сквозь серые, "минорные" осенние тучи все время пытается проникнуть "мажорный" солнечный луч. Вот-вот, кажется, выглянет, но тут же снова скрывается за облаком. Вдруг, проглянул в другом месте, в третьем, кажется, наконец, пробился, но опять всё покрылось грустными серыми тучами... и именно это неосуществимое стремление к солнцу, к светлой мажорной звучности придаёт особую живописную прелесть и особую человечность этой с виду скромной, но подлинной жемчужине русского искусства".

    1. Музыка рисует картины

В творчестве другого русского художника, Михаила Александровича Врубеля, мы находим влияние музыкальных произведений. Под впечатлением от оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" художником была создана картина "Царевна-Лебедь". Известно, что партию Царевны-Лебедь Римский-Корсаков написал для жены Врубеля, известной певицы Надежды Ивановны Забелы, образ которой, несомненно, влиял на написание картины.

Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и особенной величавой красотою.

Считается, что неоднократное прослушивание Врубелем оперы Антона Рубинштейна "Демон" послужила в дальнейшем одним из толчков к написанию серии картин, объединённых демоническим образом: Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный.

Знаменитая картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" написана под непосредственным влиянием музыки Николая Римского-Корсакова. Сам Репин писал: "Я слышал новую вещь Римского-Корсакова "Месть". Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване".

3. Современные музыкальные ассоциации 3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова

Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу - многообразные проявления жизни.

21 век. Используя ассоциации, некоторые деятели искусства стали писать музыку на увиденные картины. И родилось понятие «Поющие картины». Что это такое?

Соединить искусство изобразительное и музыкальное – таков замысел организаторов. Идея, родившаяся в Курске, уже «заразила» другие города –Владивосток и Самару.

Оригинальная инсталляция включает сразу два вида искусства – живопись и песню. Идея конкурса – синтез музыки и живописи

Дмитрий Долгов, знакомый по выступлениям на фестивале «Балаклавские каникулы», лауреат Грушинского фестиваля и других международных конкурсов, представил гостям выставки свои новые картины, которые стали фоном для сольного концерта автора.

Инициатор подобного формата мероприятия - севастопольский поэт и бард Андрей Соболев. Как он рассказал, знает Дмитрия как поэта, автора-исполнителя достаточно давно. И увидев его картины, возникла идея совместить живопись и музыку и организовать выставку-концерт, показав творческую многогранность автора.

Дмитрий Долгов профессионально занимается музыкой и является довольно известной личностью в бардовских кругах. Много ездит с концертами по Украине и России. Сейчас автор передаёт свои переживания, ощущения, своё видение того, что происходит вокруг нас, не только через песни, но и через холст.

Живописью он начал заниматься около трёх лет назад. И к этой выставке подошёл с юмором. Помимо представленных портретов, натюрмортов и жанровых работ, выделились три работы, которые как нельзя лучше оправдывают название выставки.

Буквально за несколько недель до открытия выставки у Дмитрия возникла идея сделать несколько ироничных работ. Он купил в магазине недорогие принты, которые по своей сути представляют китч. И решил придать им новое содержание, дорисовав некоторые образы, которые, на его взгляд, соответствуют определённым песням. «Для меня было важно сохранить как можно больше самой картины, которая там была, и поселить в эту картину какого-то своего героя, которого я считаю важным. И тут же меняется смысл всей картины», - рассказал Дмитрий Долгов.

Увидев картину, каждый человек по-своему её интерпретирует. Объяснение того, как видит её автор, прозвучало в его песнях на концерте, благодаря которым также можно было услышать и то, что не удалось выразить с помощью кисти и холста. Среди прозвучавших песен: «Ковыли», «Ялтинская трагическая». К примеру, образ Маруси из русской народной песни отражён в одноимённой работе «Мыла Марусенька белые ноги». Автор изобразил её на принте с городом Чикаго, озером Мичиган. Были подобраны образы также в работах «Напрасно старушка ждёт...»

Кроме того, бард поделился со зрителем моментами вдохновения, которые сопровождали рождение того или иного произведения, полотна, мелодии или стиха. По уверению Дмитрия Долгова, все присутствующие имели возможность убедиться, что песни могут стать музыкальным продолжением визуальных образов, а звуки дополнением картин.

3.2. Большое будущее у фото

А могут ли современные технологии «озвучить» цифровую фотографию? На международной выставке потребительской электроники (CES 2013) было представлено приложение Mhoto. Используя запатентованную технологию анализа свойств изображения, таких как яркость, насыщенность и контрастность, создается оригинальный саундтрек, адаптированный к «ощущениям, которые передает фотография».
Пользователю достаточно загрузить изображение, и он услышит соответствующую композицию. Также у него есть возможность выбрать определенный музыкальный жанр саундтрека: хип-хоп, рок, поп и т.д.

Основатели приложения работали над алгоритмом создания композиции совместно с музыкальным продюсером Dub Killer. Разработчики планируют добавить в приложение функцию распознавания лиц, чтобы саундтрек совпадал с настроением человека на портрете.

Приложение все еще находится в стадии разработки, и официальный веб-сайт предлагает регистрацию заинтересованных бета-тестеров.

Скоро мы сможем «услышать» любую фотографию. Это достижения 21 века!

4. Услышанная живопись 4.1.Вариант шифрования по узлам картины

Говоря о «музыкальности» картин, считают, что это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков, даже если на них изображены люди, играющие на каких-либо инструментах.

А я своей работой хочу показать, что картины могут «петь». Вернемся к репродукции Ботичелли «Весна».

В качестве инструмента для создания музыки может служить любой музыкальный инструмент. Самый распространённый – это пианино. В интернете можно найти множество онлайн эмуляторов. На сайте http://pcblogg.com/ представлены интересные варианты. С их помощью мы создаём фрагмент мелодии. Для этого мы анализируем картину. Выбираем основную линию изображения, вдоль которой располагаем нотный стан. Нотами служат лица изображенных. В качестве альтернативы могут использоваться другие узловые моменты картины: кисти рук, стопы, апельсины на ветвях деревьев. Мы получим мелодию. [Приложение 1, приложение 2] Для аранжировки используется стандартное сочетание аккордов.

Используя данный алгоритм, можно заставить звучать любую картину.

4.2.Вариант с цветовым шифрованием

Есть разные направления живописи. Где-то легко определить узловые моменты картины. А если взять абстракционизм М. Ларионова, П. Филонова, кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Малевича и других, то мы столкнёмся с трудностями. Для таких картин возможен вариант цветового шифрования.

Возьмём цветовой спектр. Каждый цвет определяет свою ноту, 7 цветов – 7 нот. [Приложение 3] Разбив картину на смысловые области, мы создаём мелодию. Для примера рассмотрим картину К. Малевича «Атлеты». Полученная мелодия представлена в приложении 4

Заключение. Триумф музыки

Таким образом, мы получили продукт – мелодию картины. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. На информатике: зашифровать какую – либо информацию и заставить звучать и т.д.

Список литературы

    Басин Н.Э., Суслова О.А. «Цвет. Звук. Материал: учебно-методическое пособие: Приложение к курсу «Введение в язык искусства». Екатеринбург, 2001.

    Тарасов Л. – «Музыка в семье муз»

    Казанцева С. А. – «Культурология»

    Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»

    Варламова Т.Н. Проект «Учимся слушать и понимать музыку» http://rtwiki.iteach.ru

    Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е.Д. «Искусство 8-9 классы» М. «Просвещение» 2013г.

    Статья с сайта Гармония «Увиденная Музыка, услышанная Живопись» http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?19

    Статья с сайта Музыкальная фантазия. «Музыка в школе»http://muzk-ira.ucoz.ru/publ/razrabotki_urokov/muzykalnaja_zhivopis_i_zhivopisnaja_muzyka_chjurljonis/8-1-0-51

    автор Danka «Синтез музыки и живописи»/"Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях

http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a2ac68b4d43b88421216c37.html

    Репродукции картин взяты из интернет-энциклопедии Википедия

    http://www.engadget.com/2013/09/09/moto-composes-music-from-pictures/

    Вивальди А. Времена года. 1 часть. Весна / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Вивальди А. Времена года. 2 часть.Сон крестьянина. / К. Херонз - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Чайковский П.И. Осенняя песнь. Октябрь. /Н. Штокман - Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

    Ференц Лист Фортепьянный цикл «Годы странствий» Год второй. Италия. Пьеса «Обручение».

    Римский – Корсаков Н.А. Симфоническая сюита ч.9. «Сладость мести»

    Рахманинов С.В. Симфоническая поэма «Остров мертвых» Филадельфийский оркестр.

    Алябьев А. «Вечерний звон» Хор Сретенского монастыря.

    Долгов Д. «Ковыли» слова и музыка Д. Долгова. Альбом «Чуть – чуть надежды»

Приложения.

    Картина Ботичелли «Весна»

    Цветовая ассоциация аккордов

    Мелодия картины: Ботичелли «Весна»

Аккорды: D D S D H F S G

Мелодия картины: К. Малевич «Атлеты»

Аккорды: D A F G D A H S

Проект по мировой художественной культуре по теме: «Скульптура» ученицы 11 -А класса Анищенко Анны

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются способами вытачивания, литья, резьбы, лепки из твердых или пластичных материалов(камня, металла, дерева, глины)

Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов. В отличие от архитектуры изобразительное искусство Шумера выглядит сравнительно бедно и примитивно. О развитии изобра зительного искусства можно судить по маленьким фигуркам животных и, позже, по небольшим, размером в 35- 40 см, статуэткам из мягких пород камня и глины.

Скульптура Древнего Египта Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ — обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур — также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Античная скульптура Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме- единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило греческой культуре редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.

Периоды, на которые принято делить историю и искусство античного мира: Древний период - эгейская культура: III тысячелетие-XI в. до н. э. Гомеровский и раннеархаический периоды: XI-VIII вв. до н. э. Архаический период: VII-VI вв. до н. э. Классический период: с V в. до последней трети IV в. до н. э. Эллинистический период: последняя треть IV-I в. до н. э. Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII-II вв. до н. э. Царский период Древнего Рима: VIII-VI вв. до н. э. Республиканский период Древнего Рима: V-I вв. до н. э. Императорский период древнего Рима: I-V вв. н. э.

АРХАИКА В своей работе мне хотелось бы рассмотреть греческую скульптуру периодов архаики, классики, а также скульптуру эллинистического периода. В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры. Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

«Курос из Пирея», украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой. Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности. В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

Эллинизм Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали. В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма – «Лаокоон и его сыновья» Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

Эпоха Вохрождения Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Главное в Возрождении - это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности.

Донателло работал и в классическом стиле и в реалистическом, часто удачно комбинируя эти два стиля. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие.

Барокко – стиль, в котором воплотилась воедино: торжественность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамика. В основу барокко были положены религиозные идеи. Скульптуры барокко изготавливались, благодаря безграничной фантазии мастеров.

«Давид» Бернини