Процесс мумификации. Как сделать мумию: Консервирование

Предположим, у вас есть труп. И вы по каким-то причинам хотите сохранить его в приличном состоянии на долгие годы. На первый взгляд такое желание кажется довольно странным, однако подобная идея одолевает миллионы людей, а порой и целые народы уже несколько тысячелетий. В общем, мы решили приоткрыть энтузиастам секреты мастерства

Светлана Тортунова

Ледяной человек

Самый доступный способ долговременного хранения трупа — морозильник. Древнейшие неразложившиеся останки, дошедшие до наших времен, сохранились именно в толще льда. Лед мгновенно замораживает тело и прекращает процессы разложения. Именно в районах Крайнего Севера, в зоне вечной мерзлоты, периодически находят останки мамонтов, порой довольно хорошо сохранившиеся. В Европе случайно удалось найти даже ледяную мумию человека. «Ледяной человек», или, как его еще называют, Отци, был обнаружен в итальянских Альпах в 1991 году. Судя по всему, Отци, внезапно застигнутый непогодой, остался на ночлег в горах. Выбрал небольшую пещерку, которая и стала его последним приютом: он замерз и умер во сне. После этого тело сохранялось в идеальном состоянии 5300 лет, до тех пор, пока на него случайно не наткнулись туристы. Прибывшие на место полицейские передали находку археологам. Отци был изучен вдоль и поперек: его рост составлял 158 см, вес — около 50 кг. Одежда состояла из широкой набедренной повязки и кожаной рубахи. На голове «Ледяного человека» красовалась сплетенная из травы шляпа, а на плечах — накидка из соломы. Кожаная обувь Отци для тепла была плотно набита соломой и мхом.

Сублимация

Другой хорошо известный способ — сублимация, то есть быстрое обезвоживание продукта. Лет 10 назад в магазинах продавали приготовленное таким образом мясо — оно не портится, почти ничего не весит и сохраняет питательные свойства практически неограниченное время. Правда, вкус этого продукта сильно подкачал, и поэтому сейчас такое мясо можно встретить разве что в наборах питания для экстремального туризма.

Прекрасными сублимирующими свойствами обладает сухой жаркий климат и раскаленный песок. Тело человека на 90% состоит из воды, и именно она является «виновницей» разложения. Лед связывает воду, горячий песок ее испаряет. Народы, жившие в жарком климате и хоронившие своих покойников в песке, обеспечивали их телам долгую загробную жизнь.

Об этих свойствах песка прекрасно знали древние египтяне. В неглубоких могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего хорошо сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который быстро впитывал в себя влагу и буквально высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усложнялся, появились более богатые гробницы, разнообразный погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью.

Смерть или сон

А зачем египтянам нужны были хорошо сохранившиеся трупы? Жители Древнего Египта представляли себе смерть как особое состояние, характеризующееся потерей сознания, остановкой дыхания, прекращением движения, разложением и, наконец, постепенным исчезновением тела. Однако на начальной стадии это состояние сходно со сном, обмороком, гипнозом, после которых человек приходит в себя и живет по‑прежнему. Самое существенное отличие смерти от сна — это разложение. Египтяне верили, что дыхание и движение рано или поздно вернутся к усопшему, если суметь предохранить его тело от тления. Весь сложнейший процесс мумификации был направлен именно на сохранение тела покойного. Очень хорошо процедуру мумифицирования в V веке описал Геродот.

Мумификация по Геродоту

«Когда к ним [бальзамировщикам] приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования… Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родственников], за какую цену те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, мастера принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Промыв брюшную полость пальмовым вином, мастера вновь прочищают ее растертыми благовониями.

Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Дольше оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого срока, обмыв тело, обвивают его повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника.

Гроб с телом хранят в семейной усыпальнице, где ставят его стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны приходится выбирать второй способ бальзамирования, то поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника влитое туда масло. Оно действует столь сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родственникам], больше ничего с ним не делая. Третий способ, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным».

Тело мастера боится

В целом Геродот был довольно точен, однако некоторые сохранившиеся тексты и изображения позволяют предположить, что процесс бальзамирования был куда более сложным, чем египтяне позволили увидеть и описать «отцу истории». Позже изъятые при мумификации внутренности стали также пропитывать натроном (природной содой из озера Вади Натрун), маслами и смолами и класть в специальные сосуды — канопы. Сосуды эти имели крышки в форме головы человека, павиана, шакала и сокола и соответствовали определенным органам человеческого тела. Для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали тканью, пропитанной маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна телу и лицу придавался облик живого человека, для чего иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение тело покрывалось тонким слоем горячей смолы, окрашивалось красной или желтой охрой, украшалось листочками тонкой золотой фольги. В течение последних 15 дней мумификации тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. Иногда родственники приносили ткань из дома, что приводило к курьезным случаям: в 1985 году, при изучении мумии неизвестного мужчины, хранящейся в Музее естественной истории города Лиона, выяснилось, что пелены, в которые завернули тело при бальзамировании, на самом деле когда-то были парусом — на нем сохранились даже фрагменты деревянного такелажа.

С эпохи Среднего царства голову и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком (смесью извести с песком и известняком), — ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. О том, какие ювелирные шедевры когда-то закрывали лица большинства царских мумий, свидетельствует знаменитая погребальная маска фараона Тутанхамона, по праву считающаяся одним из самых уникальных памятников древнеегипетской истории.

Копчение

Не только египтяне сохраняли тела своих предков от тлена. Древняя цивилизация инков тоже владела искусством мумификации. На окраине Лимы археологи обнаружили один из самых массовых «складов» мумий. На сегодняшний день откопали уже более 2000, а всего, по оценкам археологов, в этом захоронении не меньше 10 000 мумий.

На Филиппинах использовали наиболее жестокий метод изготовления мумий. Вожди и знать готовились к мумификации еще при жизни. Как только шаманы приходили к выводу, что вождь скоро отойдет в мир иной, ему начинали ежедневно давать соленое питье. Оно выводило лишнюю влагу из внутренних органов, которые филиппинцы не удаляли при бальзамировании. Как только любимый вождь умирал, наследник вдувал ему в рот табачный дым для дезинфекции. После всех этих приготовлений умершего коптили на слабом огне, собирая капающую влагу — она считалась священной. А напоследок высушивали мумию на солнце в позе эмбриона. По окончании ритуальных священнодействий высокопоставленного покойника помещали в пещеру.

Отечественные технологии

Находят мумии и в России. При раскопке курганов в урочище Пазырык были найдены сохранившиеся мумии вождей алтайских скифов. Возраст этих мумий примерно 2500 лет. Для их сохранности скифы помимо бальзамирования использовали холод — специально изготовленный сруб-могильник заполнялся льдом. Первую найденную мумию археологи назвали «Алтайская принцесса». Она была высокого роста, с европейскими чертами лица, одета в прекрасные одежды из тонкого шелка, украшена золотыми и бронзовыми ювелирными изделиями. В ее могильнике было все, что только могло понадобиться в загробной жизни — кухонная утварь, упряжки, запасы еды, даже кони.

Особняком стоят останки подвижников Киево-Печерской Лавры. Эти мощи нетленны, хотя они и не подвергались специальному бальзамированию. Предполагается, что своей сохранностью они обязаны особому сухому воздуху пещер.

В современной истории практиковалось бальзамирование умерших лидеров коммунистических государств. Первым опытом подобного рода стало бальзамирование тела Ленина. Перед учеными стояла задача не просто мумифицировать тело вождя, а сохранить облик покойного таким же, как и при жизни. Процесс бальзамирования занял 4 месяца, кроме того, еженедельно лицо и руки покойного обрабатывали специальным составом, а раз в год тело на месяц погружали в жидкость, препятствующую его высыханию и разложению. Впоследствии подобной обработке подвергались тела Георгия Димитрова, Клемента Готвальда, Хо Ши Мина, Агостиньо Нету и Чедди Джагана.

Силиконовые мумии

Самый совершенный на сегодняшний день способ мумификации изобрел в 1977 году уроженец ГДР, а ныне профессор Гейдельбергского университета Гюнтер фон Хагенс. Его метод состоит в пропитке тела биополимером (силиконом) при помощи вакуума. Сначала труп кладут в ледяной ацетон, и при диффузии вода в тканях заменяется ацетоном. Затем тело, пропитанное ацетоном, погружают в биополимер. Ацетон откачивается вакуумным способом, замещаясь в тканях силиконом. Готовая силиконовая мумия покрывается препаратом, позволяющим телу сохраняться почти вечно. Мумии Хагенса выглядят почти как произведения искусства и выставляются по всему миру на передвижных выставках «Мир тела», которые посетили более 12 млн. человек.

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

Египет - загадочная и прекрасная страна, которая манит и удивляет, влюбляет и пугает одновременно. О ней составляют легенды, снимают кино, пишут песни и поэмы. Cамой величественной загадкой до наших дней остаются мумии.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Все мы знаем о проклятии Тутанхамона или мумии Имхотепа (который был большим ученым, архитектором и врачом) благодаря культовым фильмам и публикациям в СМИ. Но что такое мумия? Чем отличается мумифицирование от бальзамирования? Что так пугает и впечатляет исследователей древних захоронений? Зачем усопших в Египте подвергали этой процедуре? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответ.

Мумия — это труп человека, обработанный специальными средствами, составами и маслами с применением древних техник и методов, для сохранения оптимальных условий, чтобы остановить у трупа развитие разложения. Само слово «мумия», как утверждают ученые, обозначает специальную смолу, разновидность битума, которую, по мнению большинства исследователей, использовали для обработки тела усопшего.

Мумификация имеет ряд отличий от бальзамирования. Если в первом случае тело умершего обрабатывали специальными снадобьями и высушивали, то во втором варианте основной задаче было приостановить процессы разложения тканей и оставить тело в максимально приближенном виде к тому, которое имел человек при жизни.

Изучением подобного явления в мировой культуре занимаются многие специалисты из разных областей. Особенную ценность эти знания несут для:

  • археологов;
  • историков;
  • медиков;
  • антропологов;
  • химиков.

Все они исследуют разные стороны одного и т ого же явления (условия жизни, социальные и политические процессы, химические составы веществ, анализ ДНК умерших, какие процессы лежат в основе кремирования трупа) пытаясь прояснить темные стороны и заполнить белые пятна в вопросе, как кремировали и погребали в те времена усопших.

Как и зачем это делали в Древнем Египте

Мумификация в Древнем Египте имеет религиозный аспект, который основывается на вере в то, что фараон имеет божественное происхождение и его тело нужно сохранить, чтобы душа могла возродиться после смерти, найти свое тело и узнать его.

А началось все с того с легенды о богине Исиде и ее возлюбленном Осирисе, который был убит Сетом, а части его тела были разбросаны по всему миру. Но бог Анубис (по легенде) с помощью Исиды нашел их, сложил вместе, обработал маслами, обмотал длинной тканью и вдохнул в умершее тело жизнь.

Именно вера в божественность, бессмертие, высокий социальный статус и богатство давали возможность мумифицировать свои тела только богатым сословиям в Египте того времени. К ним принадлежали:

  • фараоны и их родные;
  • приближенные фараонов (охранники, советники и помощники);
  • жрецы.

Что касается простых людей, то долгое время существовало мнение, что у них в принципе нет души, поэтому эта процедура им и не нужна вовсе. Однако со временем простое население также могло мумифицировать своих усопших родных, если у них на это было достаточно средств и возможностей.

Исследователи захоронений и саркофагов в Древнем Египте говорят о том, что кроме мумии самого умершего в погребении находят также тела девушек и жен (которых, согласно некоторым обрядам, могли похоронить заживо), запасы еды и питья, деньги, украшения, оружие. Это все только подтверждает религиозную основу мумифицирования, ведь душе давали то, что ей нужно для комфортного пребывания в потустороннем мире.

Кроме этого, в захоронениях также находят мумии животных. Особенно часто это кошки, которые особенно чтились в те времена, считались неприкосновенными и жили при храмах и дворцах.

Мумификация: этапы и процессы

Мумификация как физическое явление — достаточно сложный и долгий процесс, тайны которого было известны только определенному количеству людей в Древнем Египте. Чтобы правильно мумифицировать умершего человека, нужны были знания строения человеческого тела, химии, физики и климатических условий определенной территории, а также условия, необходимые для приведения трупа в нужное состояние.

Существует два вида мумификации:

  • естественный (когда человеческое тело высушивается, а не разлагается под действием определенных климатических факторов);
  • искусственная мумификация (подразумевает применение специальных средств для достижения нужного эффекта).

Первый вариант имел место, когда после смерти труп человека погребали в песке. Именно песок впитывал всю влагу из тела человека и не надавал ему возможности разложиться. А постоянные высокие температуры и ветра высушивали останки естественным путем.

Что касается второго варианта, то здесь нужно более основательно разобраться во всех процессах и нюансах, чтобы понять смысл того, как происходит весь процесс. После смерти тело усопшего забирали в специальное помещение, где и происходил весь обряд, который длился 70 дней. Эта цифра связана с переплетением религии и астрономии в сознании того времени: именно такое количество дней звезда Осириса находится за горизонтом и ее не видно на небосводе.

Наиболее полное и достоверное описание процесса кремирования умершего можно найти в трудах Геродота. Он рассказывает обо всех этапах и методах.

Первое, что делали с телом — специальным приспособлением (скорее всего это была эбонитовая палочка — прототип современно скальпеля, делали надрез в паховой зоне для того, чтобы вынуть внутренности). Изымали из человека все, кроме сердца, ведь именно в нем, согласно верованиям египтян, жила душа. Вынутые части тела промывали водой и специальными составами, маслами и благовониями (скорее всего это делали для того, чтобы убрать неприятный запах и уничтожить вредные организмы, которые могут начать процесс гниения).

Каждый орган (легкие, желудок, печень, кишечник) очищали, обрабатывали определенными маслами и настоями, а потом погружали в сосуды — канопы, где эти части тела и содержались. Крышка каждого сосуда была выполнена в форме определенного божества, который и отвечал за ту или иную внутренность.

Что касается мозга, то он добывался особым методом. С помощью длинного крючка через ноздри или специальное отверстие в носовой части, проникали в черепную коробку и по частям извлекали содержимое. Другой вариант — с помощью того же крючка разжижали (разбалтывали) мозг, а потом тело переворачивали и через ноздри выливали его.

Когда внутренние органы были извлечены, труп обмазывали солью, соединениями масел и соды и оставляли на 40 дней для высыхания. Сода и соль забирали влагу с тела, масла имели бактерицидное действие, а соединения некоторых специй использовали для того, чтобы убрать неприятный запах.

После того, как миновал отведенный срок, с тела удаляли остатки используемых средств, его обмазывали специальными соединениями на основе масел и битумной смолы. Чтобы придать высушенным останкам форму и объем, в полость укладывали опилки, песок, соль и зашивали отверстия. Чтобы придать мумии схожести с умершим человеком, ей могли надевать подготовленную маску или гримировать, делать имитацию глазных яблок и зубов.

Последним этапом было обматывание тела бинтами или длинными полосками ткани. Их пропитывали в смоле, которая была вместо клея, благовониях и маслах. Чтобы дух человека смог успешно перевоплотиться, между шарами ткани укладывали золотые украшения, монеты, куски папируса с молитвой о воскрешении. Закончив все эти этапы, готовая мумия передавалась родственникам, которые укладывали ее в саркофаг (подобие современного гроба), выполненного в виде человека, который помещался в родовую усыпальницу.

Как видим, процесс мумификации в Древнем Египте был очень длинным и сложным процессом, который занимал много времени и усилий, требовал определенных знаний и умений. Наиболее известными мумиями, которые дошли до наших дней считаются останки жреца Па ДиИста, Тутанхамона, Рамзеса II, Сети I. Все они тщательно изучались для того, чтобы понять все нюансы жизни, социальный строй.

Сколько бы тайн и ужасных историй не окружали мумии Древнего Египта, они будут притягивать взоры и внимание ученых, путешественников и охотников за добычей.

Все страны / Египет / Египетские мумии

Египетские мумии

Му́мия – это сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей. Впервые слово «мумия» появляется в европейских языках (в византийском, греческом и латинском) около 1 000 года. Происходит оно от персидского слова «mum» («воск»). Словом «mumia» арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Сами древние египтяне называли мумии «саху».

Древний Египет, нaвeрнo, caмaя извecтнaя цивилизaция дрeвнeго мирa, которая делала мумии из покойных. В oбывaтeльcкoм сoзнaнии c Дрeвним Eгиптoм бoльшe всeгo связaны мумии фaрaoнoв, кoтoрые привлeкaют интeрeс свoeй тaинствeннoстью и принaдлeжнoстью к культу cмeрти.

Древние египтяне считали, что после кончины человек отправляется в загробный мир. Поэтому, тела самых богатых и влиятельных жителей страны после смерти обязательно подвергались мумификации. Это делали с фараонами, верховными жрецами, аристократами. Процесс обработки трупа был полон различных тонкостей, которые были известны только в Древнем Египте.

Суеверные жители африканской страны считали, что мумии фараонов помогают своим владельцам беспрепятственно отправиться в загробный мир. В массовом сознании было устойчивым мнение о том, что правители имеют божественное происхождение, это делало их связь со сверхъестественными явлениями ещё более тесной. Кроме того, мумии фараонов хоронили в специальных гробницах – пирамидах. Этот стиль архитектуры был уникальным египетским изобретением. Ни в Средиземноморье, ни в Междуречье ничего подобного тогда не строили. Самыми знаменитыми являются

Мумификация

Египтяне верили, что смерть – это переход в другой мир, где умершим понадобятся их тела. Для того, чтобы тело не разлагалось, его подвергали специальной обработке – бальзамированию. Получалась мумия, которая сохранялась тысячи лет. Бальзамирование стоило очень дорого, поэтому, наиболее качественные услуги были доступны лишь богатым. Из тел священных животных – обезьян, кошек и крокодилов – тоже делали мумии. Мумию клали в несколько деревянных гробов, вложенных один в другой, и помещали в каменный саркофаг.

Мумификация считалась уделом избранных, но, фактически, её можно было купить, если человек хотел обеспечить себе спокойное пребывание в загробном мире, а также, если у него было достаточно денег для этого. Но, были и процедуры, доступные только фараонам и членам их семьи. Например, только их органы помещались в специальные сосуды (канопы).

Мастера, которые занимались мумификацией, являлись привилегированными членами общества. Им была известна недоступная для других наука бальзамирования. За столетия существования египетской цивилизации эти секреты так и не стали известны другим народам.

Бальзамировщик предлагал родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из
своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как были обговорены все условия, мастера принимались за работу. Процесс мумификации выполнялся не одним «мастером», а целым коллективом.

Древние египтяне считали сердце самой важной частью человеческого тела. А мозг им казался абсолютно бесполезным органом. «Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем, делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касиейи прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого, тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмывают тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея)» (Геродот, 2.86).

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости» (Геродот, 2.87).

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

Органы, извлечённые из трупов фараонов и членов их семей не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом – канопы. Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило, были украшены головами четырёх богов – сыновей Гора: Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Квебехсенуф, имеющий голову сокола, и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф – желудок, Кебексенуф – кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Органы в сосудах хранились рядом с саркофагом мумии. Секреты фараонов хоронились вместе с их телами. В гробницу помещались все личные вещи, которые, по религиозной убеждённости древних египтян, в дальнейшем, также, исправно служили владельцам в потустороннем мире. То же самое было с органами, которые должны были вернуться к фараонам, когда они окажутся по ту сторону бытия.

Мумии фараонов Египта, также, подвергались обработке косметологами и парикмахерами. На последнем этапе тело покрывали специальным маслом из воска, смолы и других природных ингредиентов. При мумификации покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. Многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.

Члены одной семьи, как правило, имели собственную гробницу, которая становилась фамильным склепом. Древней столицей Египта был город Фивы. Именно на его месте находится знаменитая Долина царей. Это обширный некрополь, в котором хранились многие мумии фараонов. Долина была обнаружена почти случайно братьями-учёными Расулами во время их экспедиции в 1871 году. С тех пор, работа археологов здесь не останавливалась ни на один день.

Мумиё моё

Ценность мумии – это драгоценности, которую её окружают, и историческая значимость: от понимания процесса бальзамирования до генетических исследований. Но, какое-то время назад, мумии представляли собой ещё один довольно странный интерес...

Мумиё – это органо-минеральный продукт альтернативной медицины природного происхождения. Мумиё напоминает тот густой чёрный состав, которым египтяне с начала III тысячилетия до нашей эры бальзамировали тела умерших. Поскольку спрос на это средство был очень велик, затвердевшую массу в поздние времена стали счищать с черепов и остатков костей, выскабливать из полостей тела и перерабатывать. При остром дефиците не стоило быть щепетильным: таинственное бальзамирующее средство размазывалось вместе с высохшими волокнами мышц и остатками скелета. Мумиё, полученное таким способом, можно было поставлять в большом количестве.


Мумиё – так называлась земляная, вернее, минеральная смола, известная под греческим наименованием «асфальт». Её очень ценили, как лечебное средство от разного рода телесных недугов. Но, редкостного сырья было явно недостаточно. Этим промыслом мумиё начался чудовищный грабеж египетских усыпальниц. Сначала речь шла об универсальном лечебном средстве, потом началась сущая чертовщина. Добывавшийся из мумий экстракт был не дёшев. Предприимчивые купцы и Александрии позаботились о том, чтобы мумиё сделалось важной статьёй экспорта в Европу. Они нанимали целые толпы египетских крестьян для раскопок некрополей. Корпорации торгашей экспортировали размолотые человеческие кости во все концы света – и неплохо наживались.

В XIV - XV веках мумиё сделалось обычным средством, продаваемым в аптеках и лавках лекарственных трав. Когда сырья снова стало не хватать, начали использовать трупы казнённых преступников, тела умерших в богадельнях или погибших христиан, высушивая их на солнце. Так изготовлялись «настоящие мумии»! Кроме того, шайки грабителей похищали из могил только что похоронённые тела, расчленяли их и вываривали в котлах, до тех пор, пока мышцы не отделялись от костей; маслянистая жидкость капала из котла и, разлитая в склянки, сбывалась за бешеные деньги купцам-франкам. Согласно документам, в 1420 году городской судья Каира приказал сечь нескольких осквернителей могил, до тех пор, пока они не признаются, что расчленяли трупы людей и, в своего рода, «фармацевтической салотопке» перерабатывали их в ходкое лекарственное средство. А в 1564 году французский врач Ги де ла Фонтен из Наварры на складе одного из торговцев в Александрии обнаружил груды тел рабов, которые предназначались для переработки в пресловутое снадобье.

Египетские власти пытались положить конец торговле трупами, издав соответствующий закон. Однако, никакие постановления не смогли обуздать экспорт мумиё. Прибыль была столь высока и заманчива, что транспорт с большими грузами мумиё (мумий) продолжали пересекать Средиземное море и достигать Европы.

В течение многих веков приводились десятки рецептов изготовления лекарств с добавлением, например, четверти унции порошка из мумии или кусочка её погребального покрова. Давались и магические рекомендации: рука мумии, лежащая в шкатулке из ливанского кедра, охраняет дом и имущество от напастей, а носимый на шее в шёлковом мешочке ноготь со среднего пальца мумии обеспечивает доброжелательное отношение окружающих.

Среди товаров, привозимых из Египта в Европу, мумии считались самыми дорогостоящими. Слоновая кость, драгоценные камни, золото и китайский шёлк ценились дешевле. Правда, когда в Египте стали находить больше древних останков, цены на них снизились.

Мумии очень сложно было перевозить. Экипаж зачастую начинал громко протестовать, угрожая покинуть корабль – моряки боялись гибели галеры и других несчастий. Иногда, впрочем, помогали молитвы и окропление мумий святой водой. По рассказам многих моряков, на бортах парусников, пытавшихся вывезти из Египта останки древних жителей, появлялись призраки в древнеегипетских одеяниях, а в рёве шторма слышались гневные голоса, выкрикивающие проклятия на непонятном языке.

Капитан французской галеры «Прекрасная Лоренс», которая в 1729 году, по заказу некоего марсельского коллекционера, перевозила два саркофага с мумиями, по прибытии во клялся, что в течение всего двухнедельного путешествия впереди корабля по волнам скользили туманные фигуры – пожилой мужчина и молодая женщина в развевающихся одеждах.

Шарлатаны и аптекари растворяли остатки мумий в винном уксусе и растительных маслах и делали мази, которые якобы помогали при воспалении лёгких и плеврите. Французский врач Савари настолько уверовал в целительную силу этого снадобья, что считал доказанным утверждение, будто лишь совершенно чёрные и приятно пахнущие мумии оказывают положительное терапевтическое воздействие. Короли, князья и простые горожане продолжали искать препарат, которому молва приписывала сказочные свойства. Люди перестали видеть различие между природным лекарственным средством античности и той отвратительной смесью, которая продавалась на рынке. Мумиё сделалось синонимом мумий, а сами мумии вплоть до XIX века оставались основой для изготовления лекарств.

Покойники, как простого, так и благородного звания выволакивались из гробниц, разодранные на части ещё в погребальных камерах; они обращались сначала в прах и пепел, а затем, в опечатанных фарфоровых сосудах отправлялись на международный рынок. Так, останки тех, кто жил в эпоху фараонов, вывозились из Египта в неограниченном количестве. Они стали невольными жертвами научных поисков и связанных с магией суеверий. Возможно, подобные суеверия не изжиты и по сей день. Например, в некоторых американских аптеках, до сих пор, можно купить несколько унций смеси «настоящего» мумиё.

Мумия Хеопса

Одной из самых знаменитых является мумия фараона Хеопса. Его фигура была известна античным историкам, в том числе, Геродоту. Этот фараон действительно был великим, даже по сравнению со своими предшественниками и преемниками, потому что имена многих фараонов вообще не сохранились ни в одном историческом источнике.

Хеопс был деспотом, сурово каравшим своих поданных за любую оплошность. Он был беспощаден к своим врагам. Такой характер был привычным для правителей Древнего Египта, чья власть, как считали современники, происходила от богов, что давало фараонам карт-бланш на любые капризы. При этом, народ и не пытался сопротивляться. Также, Хеопс стал известен тем, что воевал на Синайском полуострове против бедуинов.


Но, величайшим достижением этого фараона является именно пирамида, которая была выстроена для его собственной мумии. Правители Египта готовились к своей смерти заранее. Уже при жизни фараона начиналось строительство его пирамиды, где он должен был найти вечный покой. Однако, пирамида Хеопса поражала своими размерами всех современников и далёких потомков. Утраченная мумия египетского фараона хранилась внутри огромного лабиринта коридоров, внутри сооружения высотой в 137 метров. Хеопс сам выбрал место своей усыпальницы. Им стало плато на территории современного города Гизы. В его эпоху это был северный край кладбища древнего Мемфиса – столицы Египта.

Вместе с пирамидой была создана монументальная скульптура Большого Сфинкса, который известен всему миру не хуже самой пирамиды. Хеопс рассчитывал, что со временем на этом месте появится целый комплекс из ритуальных сооружений, посвящённый его династии.

Мумия Рамзеса II

Другим великим фараоном Египта был Рамзес II. Он правил почти всю свою долгую жизнь (1279 - 1213 года до нашей эры). Его имя вошло в историю, благодаря ряду военных кампаний против соседей. Больше всего известен конфликт с хеттами. Воинственный фараон, также, вошёл в историю, как великий миротворец. Когда ему надоели стычки на границе с хеттами, он заключил первый известный в истории человечества мирный договор: союзом с другой державой он утвердил мир на 50 лет. Рамзес много строил при жизни. Он основал несколько городов, большая часть которых была названа по его имени.

Рамзес, несмотря на свои многочисленные царские обязанности, находил время и для жён. А их было, по крайней мере, шесть главных и с дюжину просто супруг и наложниц, которые принесли ему около ста детей. Ещё подростком Рамзес получил в подарок от отца целый гарем. Сам фараон вспоминал об этом с благодарностью «Он позаботился, чтобы в моём гареме было так же красиво, как в его собственном». И выбор отца оказался хорош. Очевидно, что из этих первых супруг одна оказалась особенной – в течение 25 лет Нефертари оставалась воплощением очарования, дружелюбия и любви и, как клялся сам фараон, его самым доверенным лицом. И именно она родила первого сына Амонхерхопешефа, чья горячая кровь проявилась ещё в пятилетнем возрасте, во время военного похода.

Но, Нефертари приходилось делить супруга с соперницами, которым фараон часто дарил свою благосклонность, выполняя дипломатический долг. Любвеобильный Рамзес делил своё ложе и с самыми близкими родственницами. По крайней мере, одна его родная сестра и две дочери состояли с ним в законном браке. А дочь Мери-Тамун, судя по всему, после смерти своей матери Нефертари заняла её место Великой Царицы.

Вероятно, Рамзесу II было за 90, когда на 67 году своего правления он скончался. Рентгеновские снимки мумии убедительно говорят, что его организм был поражён артритом и что престарелый фараон долго прожил в сильном маразме. Но, умирать он не хотел. Рамзес пережил двенадцать наследников. Тринадцатый сын, Меренптах, к моменту смерти отца был уже 60-летним – старшим, но, всё ещё, живым сыном. В качестве нового фараона Меренптах возглавил процессию, которая направилась к давно уже приготовленной для отца гробнице в Долине Царей...


В отличие от фараонов Древнего Царства, которые находили покои в гробницах возле пирамид, властители Нового Царства устроили свои некрополь на склоне горы Курн – вырубленный в скалах, с хорошо скрытыми входами и ложными ходами внутри. Во мраке, и незаметным каменным порогом, дожидались своего исследователя тысячелетние усыпальницы с роскошным орнаментом, статуями, саркофагами и сокровищами. Так, в Долине Царей был обнаружил фамильный мавзолей фараона Рамзеса II. В огромной гробнице древние египтяне, судя по всему, захоронили 52 сына Рамзеса, наследников трона, многих из которых пережил собственный отец. Здесь, судя по всему, наконец-то соединились в смерти все отпрыски фараона, которые при жизни страдали от своего могущественного, властного и живучего отца и всё время ссорились друг с другом из-за его наследства.

«Это была десятая, последняя и самая ужасная казнь египетская, которую наслал Бог народа – все перворождённые в Египте должны умереть, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах».

Сперва мумия фараона Рамзеса была помещена в склеп его собственного отца. Неизвестно точно, когда его разграбили, но в итоге жрецы нашли новое место для тела. Им стал тщательно спрятанный тайник, который принадлежал фараону Херихору. Туда же были помещены мумии из других гробниц, ограбленных разбойниками. Это были тела Тутмоса III и Рамзеса III.

В 1881 году нетронутая мумия Рамзеса II попала в руки учёных. Когда распеленали тело, три тысячи лет остававшееся под тугим саваном, в нём разогнулся какой-то мускул – и на глазах учёных фараон поднял руку. То был последний царственный жест великого Рамзеса. В 1975 году останки подвергли уникальной современной процедуре консервации, которая позволила сохранить уцелевший артефакт прошлого. Величайший из фараонов –теперь музейный экспонат. Его иссохшее тело выставлено в стеклянной витрине в Египетском музее в Каире.

Египетский музей Каира – настоящее скопление древностей и мумуй. Там всегда очень много народа. В один из обычных жарких дней, когда духота окутала залы музея, после захода солнца в здании включили электрический свет. И тут случилось непоправимое. Из саркофага, где хранилась мумия фараона Рамзеса II, издался протяжный звук. Скрипнули шарниры усыпальницы. И тут присутствующие увидели картину, от которой всех бросило в дрожь. Рот мумии царя был перекошен неслышным воплем. Тело дрогнуло, бинты для бальзамирования лопнули, и руки, скрещенные на груди, выпрямились, с силой ударив по стеклянной крышке саркофага. Осколки разлетелись в разные стороны. Люди в панике бросились на лестницу, кто-то из гостей прыгал в окно.

В утренней прессе были обсуждены со смаком все обстоятельства этого шокирующего события. Однако, министерство древностей в своих комментариях указало, что, на самом деле, объяснение такого странного «поведения мумии» достаточно простое. При скоплении людей в зале создалась невыносимая духота и влажность. А мумия должна храниться в сухом воздухе прохладной усыпальницы.

Как бы там ни было с климатическими условиями, но, мумия застыла, повернув голову в северном направлении – к Долине Царей. Разбитое стекло вскоре заменили. Руки запеленали, как и прежде, в крестообразном состоянии. Однако, лицо фараона Древнего Египта так и осталось повёрнутым к северу.

Мумия Тутанхамона

Но, больше всего известна мумия Тутанхамона. Этот фараон правил в юном возрасте с 1332 по 1323 год до
нашей эры. Он умер в возрасте 18 - 20 лет. При жизни он ничем не выделился в череде своих предшественников и преемников. Его имя стало известно, благодаря тому, что его гробница оказалась не тронутой древними мародёрами.

Кого последним увидели миндалевидные глаза фараона, прежде чем закрыться навсегда? Учёные, исследовавшие мумию Тутанхамона, склоняются к версии о его насильственной смерти. Учёные сделали около 50 рентгеновских снимков головы мумии фараона, прекрасно сохранившейся до наших дней. На снимках отчётливо видно, что кости черепа необычно утончены в области уха. Это давало основания полагать, что именно в это место был нанесён один или даже несколько ударов. Скорее всего, предполагают учёные, Тутанхамон действительно получил удар по виску каким-то тупым предметом, скажем, деревянным молотком для гонга. Но, он лишь оглушил его. Тогда последовал второй удар, роковой для фараона, который перед этим, похоже, был предусмотрительно одурманен наркотиками. Однако и тогда смертельно раненный Тутанхамон попытался подняться. Ему придавал силы выработавшийся у древних египтян рефлекс, связанный с поверьем, что жертва должна перед смертью обязательно увидеть своего убийцу, чтобы её призрак, расставшись с телесной оболочкой, неотступно преследовал мучителя. Но, кто же мог осмелится убить фараона?

Жена Тутанхамона, 16-летняя Ахнесепаатон, по-видимому, всё-таки, искренне любила своего мужа. Одно из свидетельств тому – положенный ею в саркофаг покойного букет скромных полевых цветов, который, пролежав там свыше трёх тысячелетий (!!!), предстал в сохранности перед восхищёнными взорами учёных, открывших эту единственную неразграбленную гробницу. И, всё же, любовь есть любовь, а политика есть политика. Анхесенамон была дочерью прославленного фараона-реформатора Эхнатона и его не менее знаменитой красавицы-жены Нефертити. Период правления Тутанхамона – время выхода Египта из гражданской войны, вызванной борьбой двух религиозных направлений. Убийство Тутанхамона стало, по всей видимости, последней отчаянной попыткой сторонников Эхнатона заявить о себе, попытаться вернуть власть. Но, это лишь одна из возможных версий гибели юного фараона.

Однако сама мумия фараона Египта опровергает насильственную смерть. Гробница, в которой она хранилась, была полна склянками с лекарством от малярии. Современный анализ ДНК не исключил версию о том, что молодой человек переболел тяжёлым недугом, из-за которого преждевременно скончался.

Приблизились к истине исследовали после изучения генофона его семьи. «Артефакты показали, что цари XVIII династии имели андрогинный вид и неизвестную форму гинекомастии», – обнародовал учёный совет. Такой вывод был сделан после обследования мумии деда Тутанхамона, его отца и двух мертворождённых детей, обнаруженных в его усыпальнице. Как выяснилось, два ребенка были рождены от брака мальчика-фараона на его сводной сестре Анхесенамон.

Тутанхамон, как выяснилось, страдал букетом серьёзных заболеваний. У него были хрупкие кости и волчья
пасть. Мальчик косолапил и волочил левую ногу – левая стопа была подвёрнута. Врождённый вывих. Более тщательное сканирование показало: парнишка был далеко не красавцем. Но, и назвать его уродом тоже язык не поворачивается. Хотя зубы у Тутанхамона были кривыми. Кроме того, у фараона были и генетические недуги: которые превратили его чуть ли не в женщину – с толстыми бёдрами и подобием молочных желёз.

Учёные из Лондона, также, предполагают, что у Тутанхамона была эпилепсия. «Предполагается, что наследник династии страдал височной эпилепсией, которая передаётся по мужской линии. У людей с этим заболеванием, при воздействии солнечных лучей отмечается активность и религиозное рвение».

Возможно, Тутанхамон был самым слабым и немощным из фараонов. Отгадка состояния его здоровья заключалась в его гробнице, где было найдено около 130 тростей для передвижения. Именно гробница Тутанхамона позволила современной науке воссоздать ту обстановку, в которой хоронились мумии фараонов Египта.

Проклятия египетских фараонов

Египтяне старались сделать могилы недоступными для живых людей – заваливали входы в подземные усыпальницы тоннами щебня и камней, создавали ложные ходы, а настоящие тщательно маскировали, устраивали смертельные ловушки. Надписи на гробницах грозили любопытным страшной гибелью и лишением загробной жизни – «тела их не дождутся упокоения, кары падут на потомков». И порой, если преступники умели читать, это помогало.


Тайна «проклятия египетских фараонов» десятилетиями будоражившая умы историков, археологов, медиков и просто любознательных во всём мире, по-прежнему, остаётся неразгаданной. Откуда же всё это пошло?

В 60-х годах ХIХ века состоятельный англичанин Дуглас Мюррей, собиравший коллекцию уникальностей, купил крышку, снятую «расхитителями гробниц» с саркофага какой-то египетской мумии. Через пару дней после приобретения, во время охоты, в руках Мюррея взорвалось ружье, и коллекционер лишился руки. Чуть позже крышка саркофага была одолжена им частной выставке в другом городе и отправлена на корабле. За те несколько дней, пока она находилась в трюме, несчастный корабль горел два раза.

Самое же большое несчастье постигло знакомую Мюррея, которая и помогла ему приобрести часть саркофага. Она получила весточку о смерти мужа, сына и двух сестёр во время наводнения в . Дама тут же отправилась в британскую колонию на похороны родных, но пароход налетел на рифы и затонул недалеко от Мыса Доброй Надежды.

В 1860 году при раскопках пирамиды пятеро местных жителей нашли гробницу с мумией великой жрицы храма фараона Аменемхета II Амона-Ра из города Великие Фивы. Саркофаг с мумией купили у них четверо археологов-англичан. Арабы затеяли между собой, из-за полученных денег, ссору, которая закончилась кровавой дракой. Все они умерли от полученных ножевых ран. Это были первые пять жертв египетской жрицы.

Египтолог, перевозивший мумию в Каир, повредил себе палец о саркофаг, в результате чего получил заражение крови. Хирургам пришлось срочно ампутировать ему руку, чтобы спасти жизнь (вдумайтесь, из-за царапины!). Помощник учёного, занимавшийся отправкой мумии в Лондон, вскоре застрелился. Третий участник археологической экспедиции умер от лихорадки. Четвёртый был раздавлен на улице телегой ломового извозчика...

Следующий владелец – лондонский антиквар – на третий день после приобретения мумии потерял молодую жену: она погибла, упав с лошади. У журналистки, готовившей для дамского журнала статью о жрице Амона-Ра, в течение месяца работы над репортажем произошёл ряд несчастий: умерла мать, жених разорвал помолвку, неожиданно подохли два молодых и здоровых спаниеля. Девушка впала в тяжёлую депрессию и отказалась от работы над статьей. Друзья помогли ей найти шотландскую ворожею, которая провела специальные очищающие ритуалы, избавляющие от злых чар.

Фотограф, которому египетские власти поручили сделать фотоснимки жрицы, помешался. Его воображение рисовало ему ужасные картины – жрица ожила и жаждала крови разбудивших её людей. К ужасу свидетелей, на фотонегативах проявилась маска, ничем не напоминающая лицо фиванской жрицы, нарисованное на крышке саркофага. Второй же фотограф скончался через восемь дней после съёмок от солнечного удара (!).

От дальнейших исследований учёные отказались и в 1889 году роковой экспонат был передан в Британский музей. Во время его перевозки один из грузчиков сломал ногу, а второй заболел какой-то таинственной болезнью и через пару дней отдал Богу душу.

Объект был внесен в каталог под номером 22542 и помещён в первую Египетскую залу. Вскоре поползли слухи, что куратор египетского собрания музея сэр Эрнест Бэдж, живо интересовавшийся магией, во время одного из спиритических сеансов получил тайный приказ избавиться от мумии и сохранить только пустой саркофаг. Говорили, будто очень долго не могли найти покупателя останков жрицы. Лишь в 1912 году некий эксцентричный американский миллионер приобрёл мумию и отправил её в Новый Свет на борту парохода «Хемпшир». По пути в Нью-Йорк пароход затонул. Существуют и другие версии исчезновения мумии. Во всяком случае, с тех пор, саркофаг пуст.

В 1921 году ночью, в присутствии нескольких свидетелей, в музее провели обряд изгнания дьявола. Но, неизвестно, помог ли он – почти ежедневно у стеклянной витрины с саркофагом падают в обморок те, кто слишком долго всматривается в изображение спокойного задумчивого лица умершей жрицы. А музейные работники, особенно ночные сторожа, уверяют, что время от времени в коридорах, прилегающих к зале, можно увидеть легко скользящий по воздуху призрак женщины, обёрнутой полотняными лентами, с руками, плотно прижатыми к телу...

В 1890 год профессор Сорен Резден из Геттингена раскопал в Долине Царей захоронение и сразу
наткнулся на зловещее предупреждение: «Того, кто осквернит гробницу храмового писца Сеннара, поглотит навсегда песок до того, как луна дважды сменит своё лицо». Резден, тем не менее, продолжил работу, а закончив раскопки, вскоре отплыл из Египта. Его нашли мёртвым в каюте – корабельный врач констатировал удушение без применения насилия. К изумлению присутствующих, из кулака умершего высыпалась горстка песка...

4 апреля 1912 года от берегов Саутгемптона отплыл один из самых грандиозных кораблей за всю историю – Титаник. Он отправлялся в Нью-Йорк. На борту судна находилось две тысячи пассажиров. Им упралял один из лучших капитанов, морской волк Смит, имеющий отличную репутацию и не допустивший ни одной ошибки за всю свою карьеру. Но, в этот день, с ним случилось что-то невообразимое: он отдавал приказы, совершенно не отдавая отчёт в их последствиях. Он приказал увеличить скорость, изменил направление следования корабля.

В трюмы Титаника были помещены около 40 тысяч кг припасов: овощей, фруктов, 7 тысяч мешков форе, 35 тысяч яиц … и одна мумия Древнего Египта. Её перевозил из Лондона в Нью-Йорк лорд Кантервилл. Останки принадлежали известному египетскому оракулу Аменофисом IV. Под головой мумии помещалась фигурка Осириса, на которой были начертаны слова: «Встань из праха и погибнут все, кто встал у тебя на пути». После некоторых организационных мероприятий, её было решено поместить возле трюма капитана. Известно, что жертвы проклятия мумий страдали помутнением рассудка и бредили. Может быть, именно эта мумия Древнего Египта стала для капитана Смита западнёй? Ведь все мы хорошо знаем, что в итоге произошло с Титаником и сколько погибло людей...

В декабре 1993 года в Гизе была вскрыта усыпальница фараона Петети и его супруги. Возраст гробницы составлял около 4 600 лет. Археологов привлекла надпись: «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Эти слова оказались не пустой угрозой. У руководителя раскопок Заки Хавасса вдруг случился сердечный приступ, едва не приведший к смерти. Землетрясение разрушило дом его коллеги-археолога, который был на раскопках. В конечном итоге, поезд, в котором перевозили извлечённые ценности, сошёл с рельсов, и большая часть артефактов была полностью разрушена.


Но, самая знаменитая история о проклятии мумий связана с несчастьями, обрушившимися на всех, кто присутствовал при открытии гробницы Тутанхамона. Как известно, руководители экспедиции англичане лорд Карнарвон и Говард Картер, их секретари, слуги, а также, члены их семей и даже собаки умерли при таинственных обстоятельствах в течение нескольких лет после открытия гробницы.

За несколько лет один за одним умерли все участники экспедиции, производившие раскопки и извлечение сокровищ из гробницы, и те, кто был причастен к исследованию мумии фараона Древнего Египта. Всего 22 человека. Для всех них смерть имела одинаково непредсказуемый и скоротечный характер. Смерть не пощадила врачей, лингвистов, историков с мировыми именами: Ла Флор, Каллендер, Уинлок, Эстори…

Лорд Карнарвон, который финансировал раскопки, умер 5 апреля 1923 года, через 4 месяца после того, как побывал в гробнице в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления лёгких, и, практически, сразу возникли мистификации вокруг его смерти.

16 мая 1923 года от скоротечной пневмонии на фоне лихорадки, подхваченной в Египте, умер 59-летний американский финансист Джордж Гоулд, также, побывавший в гробнице.

10 июля 1923 года присутствовавший на открытии гробницы член египетской королевской семьи принц Али Камель Фахми Бей был застрелен своей женой.

26 сентября 1923 года после стоматологической операции от заражения крови умер единокровный брат Карнарвона, путешественник и дипломат полковник Обри Гербер.

Рентгеноскопию извлечённой из золотого саркофага Тутанхамона мумии поручили Арчибальду Джугласу
Риду. Его работа была проведена безупречно и заслужила высокую оценку у экспертов. Но, стоило ему прибыть на родину, он ощутил резкий приступ тошноты, слабость и после двухчасового бреда погиб.

19 ноября 1924 года в Каире террористом был застрелен генерал-губернатор сэр Ли Стек.

6 апреля 1928 года в возрасте 54 лет умер археолог Артур Мейс. Состояние его здоровья постепенно ухудшалось со времени открытия гробницы и было предметом внимания и спекуляции прессы, официально было заявлено, что исследователь погиб от отравления мышьяком.

26 мая 1929 года от «пневмонии на фоне малярии» умер младший сводный брат Карнарвона Мэрвин Герберт.

15 ноября 1929 года неожиданно умер секретарь Картера капитан Ричард Бартель. У молодого, здорового мужчины, отказало сердце. История с проклятием фараона прошла по всей Европе.

20 февраля 1930 года отец Бартеля сэр Ричард, барон Уэстбери, выбросился из окна седьмого этажа; согласно некоторым газетным сообщениям, катафалк с телом барона насмерть задавил на улице мальчика.

Джоффри Дин, занимающий должность главного врача в госпитале Порт Элизабет в , нашёл вирус – грибок, который вызывал имеющиеся у больных симптомы: головокружение, слабость, потеря рассудка. Распространителями болезнетворных микроорганизмов могли стать любые животные, в том числе, летучие мыши. Именно они были постоянными обитателями покоев фараона Древнего Египта. Болезнь эта передаётся дыхательным путём, поэтому, сиделку лорда Карнарвона постигла вскоре та же участь.

В 1962 году, после оглашения результата исследований болезнетворных бактерий доктором Дином, медик Эззеддин Таха из Университета Каира собрал специальное совещание. В течение продолжительного времени доктор Таха наблюдал за состоянием здоровья археологов и штатными работниками Египетского музея, которые работали с мумией. В их лёгких он обнаружил наличие микроскопических грибков Aspergillus niger, которые долгое время оставались закрытыми в пирамидах и гробницах. Учёный заключил, что теперь можно вполне спокойно отправляться на поиски новых сокровищ, поскольку существует вакцина против этих болезнетворных бактерий. Возможно, науке стали бы известны истинные причины гибели лорда Карнарвона и участников команды, если бы его самого не постигла та же участь: проклятие погубило Таха.

Пустынная дорога посреди песков между Каиром и Суэцем. Проходящая мимо машина тут – большая редкость. Никаких дорожных разметок, знаков, резких поворотов и спусков. Выезжающий с двумя сотрудниками доктор Таха отправились по этой дороге в Суэц. В дороге произошла авария, они врезались с лимузином: все трое погибли на месте, пассажиры и водитель другой машины не пострадали. При вскрытии в дыхательных путях медика была обнаружена эмболия – разрыв сосудов дыхательных путей…

Если даже принять во внимание тот факт, что грибки стали причиной гибели лорда Карнарвона и его приближённых, обстоятельства смерти других людей, связанных с открытием гробницы фараона, оставались загадкой. Учёные выдвинули, также, версию о том, что в Древнем Египте был известен рецепт приготовления яда с помощью этих самых микроорганизмов. Он служил лучшим защитником для сокровищ гробниц и покоя фараонов.

А как же сложилась судьба Говара Картера, который много лет, изо дня в день, проводил в душном склепе в Долине Царей в Луксоре? Его мучила постоянная мигрень, он старадал галлюцинациями. Однако, он прожил после открытия гробницы достаточно долгое время. Можно предположить, что вследствие долгого соприкосновения с этими бактериями, его организм выработал иммунитет.

Вместе с ядовитыми консистенциями существовали и другие защитные средства, которые использовали жрецы в Древнем Египте для защиты захоронений с мумиями, в том числе, в пирамидах. Согласно религиозным убеждениям древних египтян сущность человеческого «я» воплощалась в трёх субстанциях: «Хат» – это его физическая оболочка, «Ба», олицетворявшая духовную силу, то есть душа, и «Ка», которое представляло собой единство Хат и Ба. Внутренняя сущность каждого человека, его Ка, индивидуально и неповторимо. Это начало обеспечивает защитную оболочку для энергетического поля и обеспечивает соединение двух начал.

Ка управляет только живым телом. Как только человек отправляется в Царство мёртвых Осириса, Ка теряет контроль и покой. Для того, чтобы смягчить участь Ка читались молитвы, совершались обряды жертвоприношения. На саркофагах и гробницах изображался облик умершего. Они помогали Ка обрести новую оболочку и воплотиться в нём. По этой причине, Ка был привязан к месту захоронения. Рассерженный дух, оставшийся без его обители, тела, не щадил никого. Древние египтяне свято верили в его существование и боялись его гнева. Были и те, кто умело управлял этой энергией, в основном, жрецы.

Это объясняет то, что грабежами занимались не простые граждане, они бы не осмелились нарушить покой фараона Древнего Египта. Расхищали гробницы те, кто владел знаниями и имели соответствующий сан при исполнении религиозных служб. Они владели данными о точном месте нахождения гробницы и сокровищах.

Учёные установили, что гробница Тутанхамона уже была открыта. Об этом свидетельствуют, как утверждал сам Картер, царские печати. Вероятно, место захоронения было открыто Оремхебом, находящимся в должности главного военноначальника при фараоне Тутанхамоне в Древнем Египте. Он же после гибели молодого царя занял его трон, продолжив династическую линию. Был ли повинен Оремхеб в его смерти, наукой не доказано. Зато известно, что он приложил все усилия для того, чтобы стереть имя Тута со стен всех храмов и святынь. К слову, он имел неограниченную власть над жрецами. Однако, по неизвестной причине, через несколько лет после открытия гробницы мумия фараона была возвращена на место, где пролежала в полном одиночестве и темноте несколько веков.

Известно, что перед закрытием гробницы фараонов возле неё совершался обряд кровополитного жертвоприношения. Гибло множество рабов, участвующие в строительстве усыпальницы. Они знали входы и выходы, расположение коридоров и камер. Но, причина была не только в этом. Их сущность Ка, не нашедшая покоя в склепе, должна была неминуемо погубить в гневе любого вошедшего в гробницу. Но, современная наука, вряд ли, сможет объяснить этот древний египетский религиозный обычай…

Гробница фараона Тутанхамона была не единственным местом проведения раскопок в Долине Царей. Археологи обнаружили здесь сотни замурованных склепов с мумиями. Неужели все они носили ту же печать проклятия?

Археолог Бельцони провел несколько лет при проведении исследований в Луксоре. Вот что он рассказал о его работе: «Долина Царей или, как её ещё более точно называют «Долина Мёртвых» – одно из самых загадочных, но, вместе с тем, самых мрачных и проклятых мест на земле. Мы провели ряд работ в этом районе, и что я могу Вам сказать. Условия труда ужасные. Духота узких помещений гробниц не даёт дышать. Многие работники падают в обморок. И всё это при жаре в +45 - +60°C. С потолка постоянно сыпется мелкий песок – известняк. Лёгкие пропитываются этой смесью. Нос и глотка не дышат. Кроме того, не забывайте, мы окружены множеством мумий, от которых идут испарения. Солнечный свет, практически, не проникает в эти места. Мы зажигаем свечи или факелы, при этом, видя вокруг страшное зрелище из мумий. Однажды я случайно сел на чьи-то мумифицированные останки вместо деревянного стула. Ощущение было неприятное».

Возможно древние египтяне использовали для охраны покоев фараонов и радиоактивные излучения. Знаменитый египтолог Гонейм заметил: «Давно научно доказано, что при проведении мумификации древние египтяне использовали смолы, добываемые с побережья Красного моря. Они содержали радиоактивные частицы. Бинты мумий, найденные в гробницах, были пропитаны этим веществом. Очевидно и пыль в склепах являлась источником радиации. Это наводит на мысль, что древние египтяне использовали при проведении религиозных обрядов это вещество. Скорее всего, они олицетворяли его с воплощением Ра – культом Солнца».

Но, совсем недавно группа физиков из Национального центра по ядерным исследованиям АРЕ опровергла и эту теорию. Согласно заключению экспертов, египетские мумии, найденные в разное время в древних захоронениях, не содержат никаких радиоактивных элементов и абсолютно безопасны для здоровья человека.

С помощью самых современных приборов специалисты в течение почти года изучали более 500 мумий, находящихся в различных музеях Египта. Экспертизе были подвергнуты не только останки таких легендарных личностей, как фараоны Рамзес II и Аменхотеп, экспонирующиеся в Каирском Национальном музее, но и мумии сотен безвестных визирей и приближённых, которые хранились на медицинском факультете университета Каср аль-Айни. Проведённые опыты позволили с уверенностью заявить: никаких источников губительной радиации в мумиях нет.

Ещё во времена немого кино появились фильмы, в которых ожившие или оживлённые стараниями колдунов мумии преследовали людей, душили, доводили до самоубийства. Выдумки. Сказки. И всё-таки... Современные биоэнерготерапевты, исследовавшие египетские древности, единогласно утверждают, что мумии обладают весьма негативным энергетическим полем, поэтому, изучать их нужно с особой осторожностью. Похоже, загадки древнеегипетской цивилизации никогда не будут разгаданы до конца.

Йоханнес Краузе, палеогенетик из университета Тюбингена сообщил, что геном трёх мумий из 151 одной, с которыми работали немецкие исследователи, удалось восстановить полностью. Их ДНК хорошо сохранилась, несмотря на жаркий египетский климат, высокую влажность в местах погребения и химические вещества, использованные для бальзамирования.

Восстановление генома сулит – пусть в отдалённой перспективе – восстановление и его владельца. Путём клонирования. Что вполне устроит древних египтян, которые рассчитывали как-нибудь и когда-нибудь восстать из мёртвых. Ради этого они и становились мумиями. Словно бы предвидели, что останки плоти и костей пригодятся...

Туры в Египет спецпредложения дня

Древние Египтяне верили в жизнь после смерти, и основываясь на эти верованиях, они придумали ритуал, который помогал сохранять тела мертвых фараонов. Этот процесс был назван мумификацией, а сохраненные тела – мумиями. Вот,как сделать мумию способом Египтян.

Шаги

1 Бальзамирование тела

  1. 1 Вымойте тело. Бальзамировщики мыли тела фараонов пальмовым вином и брызгали его водой из реки Нила. Это все делалось в палатке рядом с «местом очищения».
  2. 2 Выньте внутренние органы. Все внутренние органы, кроме сердца, вынимались из тела через разрез с левой стороны живота, в то время как мозги вынимались, всунув длинный крюк через ноздри. Сердце оставалось на месте, так как оно считалось источником интеллекта и эмоций.
  3. 3 Вымойте и сохраните вынутые органы. После ритуального омовения вынутые внутренние органы упаковываются в канопы, наполненные натром, солью для сохранения и высушивания. Каждая канопа отмечается рисунком бога, который отвечал за сохранение этого органа: Амсет за печень, Хапи за легкие, Дуамутеф за желудок и Квебехсенуф за кишки.
    • Позже внутренние органы помещались снова в тело после обработки, а канопы были просто символом.
  4. 4 Обезводьте тело. Тело должно быть полностью покрыто натром и оставлено так на 40 дней, чтобы натр впитал всю влагу.
  5. 5 Снова вымойте тело. После второго омовения водой из Нила тело должно быть помазано ароматическими маслами и потом заполнено смесью из трав, соли и приправ, а также опилками и полотнами, чтобы оно выглядело живым.

2 Заворачивание тела

  1. 1 Заверните голову и шею кусками хорошего полотна.
  2. 2 Заверните каждый палец по отдельности.
  3. 3 Заверните каждую ногу и руку. Пока заворачиваются конечности, амулеты вроде Узла Исиды (анх) и отвеса (похожий на заглавную букву «А») должны быть положены на тело, чтобы защитить его во время путешествия по миру мертвых. Пока это делалось, священник читал чары, чтобы защитить от плохих духов и направлять умершего.
  4. 4 Завяжите руки и ноги вместе. Папирус с копией Книги Мертвых, должен быть положен между руками мертвого фараона.
  5. 5 Заверните куски полотна вокруг всего тела. Эти куски должны быть окрашены смолой, чтобы прилипали друг к другу.
  6. 6 Заверните тело в ткань. После того, как ткань готова, на ней рисуется картинка Осириса.
  7. 7 Заверните тело в еще одну ткань. Эта ткань привязывается к телу кусками полотна.

3 Закапывание тела

  1. 1 Положите золотую маску на лицо мумии. Она изображает, как фараон выглядел при жизни. Самая знаменитая маска, это пожалуй, маска Тутанхамона.
  2. 2 Положите разукрашенную, деревянную доску на мумию.
  3. 3 Положите тело и доску в гроб.
  4. 4 Положите гроб во второй гроб. Иногда, второй гроб клали в третий гроб.
  5. 5 Произведите похоронный обряд. Кроме прощания семьи фараона с умершим, ключевой частью похорон был ритуал открытия рта, чтобы мертвый мог есть и пить в жизни после смерти.
  6. 6 Положите гробы в каменный саркофаг вместе со всем необходимым для умершего в жизни после смерти. Египтяне считали, что мы могли забрать все с собой, поэтому они закапывали вместе с телом еду, напитки, одежду, мебель и любой другой предмет, который мог понадобиться.
    • Как только умерший попадал в мир мертвых, его судили, основываясь на проведенной жизни на земле, и если он считался хорошим, он мог провести вечность в Полях Иалу.
  • Сначала египтяне закапывали мертвых в маленьких пустынных ямах и давали природе обезводить тело. Они начали впервые использовать гробы, чтобы не давать диким животным съедать тело умершего, и позже придумали процесс сохранения тела, подражая процессам, которые происходили в пустыни.
  • Египтяне были не единственным народом, которые мумифицировали мертвых. Мумии можно найти в Мексике, Китае и других частях мира.