Площадь мосфильма. Музей киностудии «Мосфильм

Кинопроизводство в России
Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа (первые фильмы братьев Люмьер вышли на экран в Париже в 1895 году, Россия же познакомилась с кинематографом уже в 1896 году, и в том же году был снят первый российский фильм). Синематограф, как тогда называли кино, очень нравился царю Николаю II, и благодаря его протекции новинка получила в России быстрое распространение.
Уже в первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными были ателье Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева.

«Развитие собственного производства картин поглотило все мое внимание, все помыслы, мечты и думы. Я купил на Житной улице участок земли, со старыми домишками, которые можно было расценивать только как строительный материал. На этот участок я перенес ателье из Крылатского, чтобы отныне работать круглый год. Работы начались весной, велись усиленным темпом и в июне 1912 года были уже закончены», так вспоминал о начале своей работы Ханжонков. Именно его ателье на Житной (площадью всего 400 кв.м) и стало впоследствии основой будущего Мосфильма.

После революции, правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие киноателье. В 1923 году после национализации и капитального ремонта киноателье Ханжонкова превратилось в Первую фабрику Госкино. Другая, фабрика - Третья, разместилась в бывшем ателье Ермольева в Брянском переулке, недалеко от Киевского вокзала. Их объединение в 1923 году положило основу будущему «Мосфильму». В ноябре 1923 года работа на новом предприятии началась со съемок фильма режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». На экраны фильм вышел в январе 1924 года. С этого времени студия начала работать как сложившийся творческий коллектив и именно эту дату и считают сегодня днем рождением студии.

«Я пришел туда в 1924 году, - вспоминал известный режиссер Мосфильма Абрам Матвеевич Роом. - Все только еще складывалось. Это было деревянное здание, очень наивное, очень старинное - не в музейном смысле, а просто старое. В нем было тесновато, не всегда удобно, но уютно. Без приглашений, без зарплаты, как на работу, приходили Бабель, Шкловский. Асеев, Брик, брались за все, помогали делать надписи, делились идеями, критиковали беззастенчиво. Это был наш дом на Житной; названия менялись каждые два года, а мы все звали его просто «Житная», и долгие годы потом вспоминали этот неповторимый аромат начала, юности искусства. Мы были молоды. И молодо было само искусство кино, которому все на Житной отдавали себя целиком, не заботясь о времени. Аппаратура еле дышала, не было транспорта, но именно там, на Житной, сделаны фильмы, послужившие основой для нашего кино. Мы все очень дружили. Ругались, спорили, ссорились даже, но дружили. Маленький просмотровый зал был поделен ситцевой занавеской на две части, в одной половине я монтировал «Бухту смерти», за занавеской работал Эйзенштейн. Время от времени мы отбрасывали занавеску и смотрели друг на друга, что получается. Споры при этом начинались невообразимые.

Механики, лаборанты принимали во всем этом горячее участие. Мы приходили в тесную лабораторию, проявщик доставал из воды раму с мокрой пленкой, волнуясь не меньше нас. Все было кустарно, все делалось руками, и, может быть, поэтому в старых картинах я до сих пор ощущаю теплоту этих рук.

Идеи рождались незапланированно, приходили из жизни, может быть, потому, что маленькая студия не была в этой жизни обособленным островком. Токи времени пронизывали ее, словно лучи Рентгена, и в ответ на вопросы, которые задавало время, приходили фильмы...».

В середине 20-х, наряду со знаменитым «Броненосцем «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, впервые прозвучали имена режиссеров Фабрики Госкино, ставших вскоре широко известными, - Льва Кулешова, Абрама Роома, Всеволода Пудовкина.

Кино стало самым действенным подтверждением новой жизни Советской России. Но производить фильмы становилось все труднее. «Крошечное ателье на Житной улице, своими стеклянными боками с фиолетовыми занавесками скорее походило на старое фотоателье», - вспоминал Эйзенштейн. При этом многие работы по выпуску фильма производились в других местах – печать пленок, пошив костюмов и другое – осуществлялись в разных районах Москвы.

Новые горизонты требовали нового размаха

И тогда было принято решение о строительстве не просто новой студии, но принципиально нового киногорода, где будут собраны все этапы кинопроизводства, чтобы все необходимые работы производить без потери времени, где удобно, компактно и целесообразно должны были разместиться все службы, и было бы возможно подготовить все необходимое для съемки - осуществить постановку кинокартины, провести монтажные и тонировочные работы, проявку и печать пленки, вплоть до выпуска тиража фильма в прокат. Такого Европа еще не знала. В некотором смысле аналогом такого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ во время поездки в США в 20-е годы.

Неоспоримое преимущество такого принципа сделало проект застройки Мосфильма образцом для архитектурных проектов других киностудий СССР. Этот же принцип отличает Мосфильм до сих пор – внедрение новейших разработок по всех неразрывной технологической цепочке прочно удерживают за нашей студией место передового предприятия российской киноиндустрии.
20 ноября 1927 года на Ленинских горах (близ хутора Потылиха) состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. На пригласительном билете было подробно описано, как проехать и пройти к месту, где спустя несколько лет поднимутся корпуса киностудии «Мосфильм». Там заканчивался город и начиналось деревенское Подмосковье - с маленькими деревянными домиками, садами и огородами. На Воробьевых горах еще стоял летний павильон, куда москвичи приезжали отдыхать в выходные дни и пить чай из самовара, любуясь деревенскими околицами Лужников, за которыми от заставы к заставе зажигались в синей вечерней мгле электрические огни...

К концу января 1931 года в далеко еще не полностью отстроенное здание началось переселение Первой и Третьей кинофабрик «Союзкино». 9 февраля 1931 года состоялось торжественное открытие новой кинофабрики. Уже в марте она была объединена с Московской звуковой фабрикой на Лесной улице и получила название Московская объединенная фабрика «Союзкино» имени Десятилетия Октября.

Несмотря на то, что фабрика в это время представляла лишь на одну треть построенную и на две трети строящуюся громаду, в которой, казалось, не могло быть и речи о каких бы то ни было съемках, работа здесь началась сразу же.

Однако кинопроизводству пришлось столкнуться с неожиданной проблемой - кино становилось звуковым, но проект, по которому строился «Мосфильм», был разработанн еще в 20-е годы, когда фильмы были еще немыми. Поэтому построенные павильоны не были приспособлены для синхронных со звуком съемок, и производство звуковых картин в этих условиях стоило работникам студии немало труда. Серьезные работы по акустической отделке и звукоизоляции первый четырех съемочных павильонов удалось осуществить только после войны.

Уже в первые десятилетия были сняты фильмы, которые мы с удовольствием смотрим и до сих пор. Вслед за «Веселыми ребятами» Григорий Александров выпустил такие замечательные комедии как «Цирк», «Волга-Волга», в которых блистала всенародно любимая актриса Любовь Орлова. В эти же годы Иван Пырьев снимал комедии «Трактористы» и «Свинарка и пастух», в которых главные роли исполняла другая звезда советского экрана 30-х годов - Марина Ладынина. В фильме Константина Юдина «Девушка с характером» зрителей покорила Валентина Серова, а блистательной ролью Фаины Раневской в картине Татьяны Лукашевич «Подкидыш» мы восхищаемся и сегодня.
Все изменила война
В сентябре 1941 года, когда немцы наступали в сторону Москвы, все киностудии по решению правительства были эвакуированы на восток в Алма-Ату. 950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от брони, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ю Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию. 685 работников студии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта…

В зданиях на Воробьевых горах остался работать лишь один цех специального назначения, в котором группа мастеров, инженеров и сотня подростков выполняли военные заказы - изготавливали детали реактивных снарядов и десантных лодок.

В конце 1941 года на базе местной Алма-Атинской студии художественных фильмов и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма» - возникла Центральная Объединенная Киностудия художественных фильмов (ЦОКС). В трудных условиях было быстро налажено производство фильмов - вместо павильонов использовался цирк «шапито», под его громадным куполом размещались крупные макеты и фоны, картины снимались в плохо приспособленных помещениях, при острой нехватке актеров, технических работников, в условиях жесточайшего дефицита пленки, аппаратуры и т. д.

В этот период встал вопрос, что делать с незаконченными фильмами, начатыми еще в мирное время - как например «Свинарка и пастух». Режиссер Иван Пырьев вспоминал: «Я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет никакого смысла. Многие члены нашей съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, «запасных», осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвести в казармы, во двор въехала легковая машина студии... меня тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли обратно. Оказывается, было получено указание съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм... 12 октября мы сдали «Свинарку» руководству Комитета, а 14-го срочно вместе со студией вынуждены были эвакуироваться в Казахстан».

В тяжелейших фронтовых условиях людям гораздо больше, чем в мирное время требовался отдых. Именно поэтому во время войны кинопроизводство было приравнено к военному – несмотря ни на что в эти годы продолжали сниматься искрометные комедии или фильмы, поддерживающие общий боевой дух, а многие популярные актеры выезжали на фронт в составе особых фронтовых бригад.

Уже в конце 1942 года, как только стало возможно, было приняло решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». Необходимо было возобновить работу всех производственно-технических и подсобных цехов, и из Алма-Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал. На студию командировались демобилизованные из армии после ранений старые работники. Кроме того, на Мосфильме было организовано небольшое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. И уже к концу 1943 года все основные цеха студии работали с полной загрузкой. Всего за военные годы на «Мосфильме» было создано около двадцати полнометражных картин, в том числе и знаменитые картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Нашествие» Абрама Роома и др.

На центральной площади "Мосфильма" перед Главным корпусом к 20-летию Победы был открыт обелиск в память погибших работников студии. Отсюда они ушли на защиту Москвы и 146 человек отдали свою жизнь за свободу Родины. В майские дни здесь ежегодно проходят торжественные митинги, где чествуют ветеранов Великой Отечественной войны. Рядом расположен монумент – специально сделанный для съемок картины «Оптимистическая трагедия», он навсегда остался стоять на площади как символ несокрушимого мужества.

Несмотря на трудные годы войны кинопроизводство продолжало развиваться, и в в 1944 году на специально созданной на студии аппаратуре был снят один из первых цветных фильмов – «Иван Никулин – русский матрос» (реж. И.Савченко). А уже в 1946 году картина режиссера Александра Птушко «Каменный цветок» получила Международную премию на Каннском фестивале за лучшее использование цвета.

В это время на студии работали такие мастера как Александр Довженко, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Лео Арнштам, Александр Птушко, Александр Зархи, Михаил Калатозов и другие. Несмотря на то, что в первое послевоенное десятилетие, как и в годы войны Мосфильм, как и весь советский кинематограф, не имел притока молодой режиссуры, ситуация резко изменилась в середине 50-х и начале 60-х, ставших эпохой открытия новых талантов. В эти годы Григорий Чухрай покорил зрителей фильмами «Сорок первый» и «Баллада о солдате», Сергей Бондарчук на первом Московском кинофестивале получил награду за фильм «Судьба человека», «Летят журавли» Михаила Калатозова были удостоены Золотой пальмовой ветви на XI Международном кинофестивале в Канне, Эльдар Рязанов стал популярен после фильмов «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», Георгий Данелия и Игорь Таланкин выпустили свою первую картину «Сережа».

60-е годы привнесли еще больше новых режиссерских имен: Тарковский снял «Иваново детство» и по новому посмотрел на русскую историю в «Андрее Рублеве», Андрон Михалков-Кончаловский обратился к внутренним проблемам русской деревни в «Асином счастье», Элем Климов выпустил блистательную картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», Марлен Хуциев снял ставший хрестоматийном «Июльский дождь», Владимир Мотыль практически создал новый жанр отечественного «истерна» фильмом «Белое солнце пустыни», Леонид Гайдай покорил миллионы зрителей знаменитыми комедиями «Кавказская пленница» и «Операция «Ы», а Сергей Бондарчук - эпопеей «Война и мир» - одной из самых сложных в постановочном отношении картин в мировом киноискусстве. В эти годы на студии работали Александр Алов и Владимир Наумов, Лариса Шепитько, Владимир Басов, Юрий Озеров, Александр Митта, Ролан Быков и многие другие. Одновременно с молодыми режиссерами продолжали успешно работать мастера старшего поколения - Михаил Ромм снял «Девять дней одного года», Александр Зархи - «Высоту».
В 60-е годы на «Мосфильме» было создано первое в стране телевизионное объединение, где появилось ставшее популярным многосерийное кино. Именно здесь в в 60-80 годы снимались многие известные телефильмы, такие как «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина.

В 70-е годы Мосфильм был прославлен картинами «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова и многие другие.

Каждое последующее десятилетие на студии появлялись новые замечательные картины - «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Мы из джаза» и «Курьер» Карена Шахназарова, «Чучело» Ролана Быкова, «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. В сложное перестроечное время студия смогла пережить хаос и всеобщую разруху, здесь все так же продолжали снимать фильмы, самые значительные из которых «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, «Звезда» Николая Лебедева и др.

На протяжении многих лет на технической базе студии велись крупные научно-исследовательские и экспериментально-производственные работы, в результате которых в отечественное кинопоризводство были внедрены новые технологии и образцы новой техники, студия имеет большое количество зарегистрированных патентов на серьезные изобретения. Успехи, достигнутые киностудией, способствовали тому, что и новинки широко внедрялись и на других студиях нашей страны. Сегодня Киноконцерн Мосфильм после серьезной модернизации, так же как и всегда, открыт для творческого сотрудничества, прочно удерживая место ведущего кинопредприятия России.

На территории Мосфильма расположено несколько интересных памятников: оператору с кинокамерой, В.М.Шукшину, "Девушке с хлопушкой", в небольшом скверике в траве притаился крокодил, тут же недалеко - Царевна-лягушка, а на валуне греется ящерица.

Первоначально я планировал рассказать об этих скульптурах по отдельности, во всяком случае - о памятниках Шукшину, оператору и девушке. Но не смог отыскать практически никакой информации о них! Ни даты создания, ни авторов, не говоря уже об их историях. Очень надеюсь, что кто-нибудь подскажет.

Поэтому здесь я указываю точные координаты скульптур, привожу их фото и расскажу пару слов о самом Мосфильме.
Памятник В.М.Шукшину - 55°43.384N, 37°31.891E;
"Девушка с хлопушкой" - 55°43.422N, 37°31.893E;
Оператор с кинокамерой - 55°43.356N, 37°32.028E.

Днем рождения Мосфильма считается 24 января 1924 года - в этот день состоялась премьера фильма Б.Михина "На крыльях ввысь". Это была первая картина, снятая на базе киноателье Ханжонкова и Ермольева, результатом объединения которых и стал Мосфильм.

Название "Мосфильм" появилось только в 1936 году, а до этого киностудию неоднократно переименовывали - "Совкино", "Союзкино", "Росфильм", "Союзфильм" и даже "Москинокомбинат".

В период Великой Отечественной войны студию эвакуировали в Алма-Ату. Из тысячи работников студии, отправившихся на фронт, 146 не вернулись.

Всем известный символ Мосфильма - скульптура Мухиной "Рабочий и колхозница", - в качестве заставки впервые появилась в картине "Весна" в 1947 году. При этом использовалась не оригинальная скульптура, а копия, размером всего в один метр.

Всего на Мосфильме более чем за 90 лет снято более 1700 картин, то есть примерно каждая 6-ая лента отечественного производства.

Кроме отечественных, на Мосфильме в разные годы снимали свои картины многие зарубежные режиссеры - например, Джузеппе Де Сантис, Витторио Де Сика, Акира Куросава.

Из четырех отечественных фильмов, удостоившихся премии "Оскар", три были сняты на Мосфильме: "Война и мир", "Дерсу Узала", "Москва слезам не верит". Также там были созданы и две наших картины, получивших "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале: "Восхождение" и "Тема". Здесь же был снят единственный советский фильм, награжденный "Золотой пальмовой ветвью" в Каннах – "Летят журавли". Кроме того, первый из четырех отечественных победителей кинофестиваля в Венеции - "Иваново детство", - тоже сделан на Мосфильме.

Кстати...

Киностудия занимает довольно большую территорию - 34,5га, являясь одной из крупнейших киностудий Европы. Здесь выстроен целый "ретро-город", в котором происходили и происходят съемки различных исторических фильмов.

Попасть на территорию Мосфильма можно лишь предварительно записавшись на экскурсию, которая включает в себя обзор съемочных студий и павильонов, музей автомобилей-актеров, посещение гримерного цеха и осмотр различных экспонатов. Территория Мосфильма также включает в себя большой парк, где как раз и расположены скульптуры и памятники.


В 70-е годы Мосфильм был прославлен картинами «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова и многие другие.

02. Памятник В.М.Шукшину

Каждое последующее десятилетие на студии появлялись новые замечательные картины - «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Мы из джаза» и «Курьер» Карена Шахназарова, «Чучело» Ролана Быкова, «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. В сложное перестроечное время студия смогла пережить хаос и всеобщую разруху, здесь все так же продолжали снимать фильмы, самые значительные из которых «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, «Звезда» Николая Лебедева и др.

03. Пруд с акулой

04. У пруда лежит крокодайл

05. А в пруду живёт настоящая живая черепаха

06.

07. Лягушка-царевна ждёт своего прынца

08. Настоящий сад

09. Памятник погибшим работникам "Мосфильма" в годы Великой Отечественной Войны

На протяжении многих лет на технической базе студии велись крупные научно-исследовательские и экспериментально-производственные работы, в результате которых в отечественное кинопоризводство были внедрены новые технологии и образцы новой техники, студия имеет большое количество зарегистрированных патентов на серьезные изобретения. Успехи, достигнутые киностудией, способствовали тому, что и новинки широко внедрялись и на других студиях нашей страны. Сегодня Киноконцерн Мосфильм после серьезной модернизации, так же как и всегда, открыт для творческого сотрудничества, прочно удерживая место ведущего кинопредприятия России.

10.

11. На "Мосфильме" снимают свои передачи многие российские телеканалы

12. 6-й павильон "Мосфильма" считается павильоном удачи. Сюда стремится попасть каждый актёр. Считается, что снявшийся в нём, обязательно станет "звездой".

13. Вот так выглядит обычный съёмочный павильон без декораций

14. Проходы между павильонами

15. 11-й павильон

16. У студентов-киношников считается хорошей приметой потереть нос ящерке

17.

18.

19. Полевые пушки образца 1810 года участвовали в кинокартинах "Война и мир", "Ватерлоо", "Емельян Пугачёв", "Тот самый Мюнхгаузен", "Чокнутые"

20.

21.

Начало экскурсии по "Мосфильму".

24 января 1924 года – день рождения Мосфильма
На месте современной Мосфильмовской улицы издревле находилось село Троицкое-Голенищево, находившегося тогда за пределами городской территории.К началу XX века Троицкое-Голенищево было самым крупным селением в округе – в нем значился 771 житель. В конце 20-х годов XX века с юго-восточной стороны села начали возводить кинофабрику, советский Голливуд. По элегантному замыслу строителей московская кинофабрика воздвигалась с таким расчетом, чтобы до нее было как можно труднее добраться.
Днем рождения Мосфильма считается 24 января 1924 года - в этот день состоялась премьера фильма Б.Михина "На крыльях ввысь". Это была первая картина, снятая на базе киноателье Ханжонкова и Ермольева, результатом объединения которых и стал Мосфильм.
Название "Мосфильм" появилось только в 1936 году, а до этого киностудию неоднократно переименовывали - "Совкино", "Союзкино", "Росфильм", "Союзфильм" и даже "Москинокомбинат".
В 1947 году в фильме режиссера Александрова «Весна» над словом Мосфильм появилась скульптура «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни, с тех пор это неотъемлемый символ московской киностудии.
Киностудия занимает довольно большую территорию - 34,5га, являясь одной из крупнейших киностудий Европы. Здесь выстроен целый "ретро-город", в котором происходили и происходят съемки различных исторических фильмов.
На территории Мосфильма расположено несколько интересных памятников: оператору с кинокамерой, В.М.Шукшину, "Девушке с хлопушкой", в небольшом скверике в траве притаился крокодил, тут же недалеко - Царевна-лягушка, а на валуне греется ящерица.
В период Великой Отечественной войны студию эвакуировали в Алма-Ату. Из тысячи работников студии, отправившихся на фронт, 146 не вернулись. Всего на Мосфильме более чем за 90 лет снято более 1700 картин, то есть примерно каждая 6-ая лента отечественного производства.
Кроме отечественных, на Мосфильме в разные годы снимали свои картины многие зарубежные режиссеры - например, Джузеппе Де Сантис, Витторио Де Сика, Акира Куросава.
Из четырех отечественных фильмов, удостоившихся премии "Оскар", три были сняты на Мосфильме: "Война и мир", "Дерсу Узала", "Москва слезам не верит". Также там были созданы и две наших картины, получивших "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале: "Восхождение" и "Тема". Здесь же был снят единственный советский фильм, награжденный "Золотой пальмовой ветвью" в Каннах – "Летят журавли". Кроме того, первый из четырех отечественных победителей кинофестиваля в Венеции - "Иваново детство", - тоже сделан на Мосфильме.
Я посетила экскурсию на Мосфильм, которая включает в себя обзор съемочных студий и павильонов, музей ретро-автомобилей, посещение гримерного цеха и осмотр различных экспонатов. Она мне очень понравилась, советую всем посетить её.

Источники

1.https://yandex.ru/images/search?p=3&text=%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F&img_url=https%3A%2F%2Fimg08.rl0.ru%2Fa364b7b99fc07751ba631dcc3cc3404b%2Fc1024x768q51%2Frimg08.rl0.ru%2Fob%2F9e%2Fef%2F9eefcde395ebc6412d98d4deb7f26e5f_large.jpg&pos=94&rpt=simage 2.http://www.pro-n.ru/articles/448.html 3. http://www.novostroy-m.ru/statyi/starostroy_m_fabrika_grez_i 4. http://abos.ru/?p=27565 5. http://www.yourmoscow.ru/city/street/mosfilmovskay_street 6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0

Интервью о работе цеха эксплуатации «Мосфильма»

с Заместителем Генерального Директора

по административно-хозяйственным вопросам

Евгением Павловичем Колодой

«Мосфильм» - всегда был и остается главной киностудией страны. И поэтому, когда в конце 20-х годов прошлого века остро встал вопрос о строительстве помещений для набирающей серьезные темпы киноиндустрии, было решено создать принципиально новый архитектурный комплекс, в котором будет сосредоточен весь сложный цикл кинопроизводства – от разработки сценария до выхода на экран готовой фильмокопии. Для этого на окраине Москвы, в районе деревни Потылиха, было выделено 34 гектара земли, что вполне сопоставимо с территорией Ватикана, самого маленького государства в мире, площадь которого составляет 44 гектара.

За несколько десятилетий здесь вырос огромным киногород, со своими улицами и площадями, скверами и зданиями, садово-парковыми комплексом, прудами с переливным каскадом, фонтанами, живой рыбой и утками. А знаменитый яблоневый сад, в котором сегодня растет более 250 деревьев, был высажен еще режиссером Александром Довженко после выхода на экраны фильма «Мичурин». Территория «Мосфильма» столь разнообразна, что ее часто используют как декорацию для многих фильмов.

Такое огромное хозяйство требует постоянного ухода. Этим занимается специальное подразделение в структуре «Мосфильма» – цех эксплуатации.


Евгений Павлович, расскажите, кто наводит и поддерживает красоту на территории «Мосфильма»?

За чистотой территории следят сотрудники цеха эксплуатации. Они поддерживают порядок, ухаживают за насаждениями и следят за эксплуатацией зданий и производственных помещений. В штате этого цеха 40 человек. Но учитывая площадь "Мосфильма" и количество построек и зеленых насаждений, это совсем немного. В частности, сложнейший уход за растениями осуществляют всего несколько сотрудников-озеленителей. Руководит этой группой Антонина Алексеевна Портнова, опытнейший работник, который трудится на «Мосфильме» 56 лет.

Специалисты по озеленению занимаются выращиванием и высадкой рассады, стрижкой кустов, обрезкой сухих веток, созданием цветочных композиций на клумбах и уличных цветочницах, поливом растений и их прополкой, сбором семян и клубней. Ежегодно на территории высаживается более 50 000 единиц цветочной рассады. Есть у нас и экзотика: пальмы, виноград, бананы, лимоны и др. Грамотно высажены казацкий можжевельник, кизильник, кипарисовик, сирень венгерская и сортовая, ивы плакучие и шарообразные, жасмин, а также липы, каштаны, березы, дубы, ели, клены, лиственницы, туи и многие другие деревья и кустарники.



Для поддержания чистоты и порядка необходимо прикладывать не только огромный физический труд, но и иметь современную технику. Расскажите о технических помощниках.

Цех использует коммунальные вакуумные машины HAKO - Citymaster, тракторы, снегоуборочную, поливальную и газонокосильную технику, в том числе газонокосилку Grillo, немецкую уборочную поломоечную технику HAKO и KARCHER, бензо- и электропилы, а также современный ручной инструмент.



Как на такой большой площади в 34 гектара удается поддерживать контакт между корпусами? Ведь пешком обойти все – задача не из легких.

Сотрудники цеха эксплуатации уже давно активно применяют экологически чистый транспорт - гольф-кары, которые просто незаменимы для мобильного и оперативного решения задач, часто возникающих на такой огромной территории. Кстати, гольф-кары самым активным образом используют все подразделения «Мосфильма». Их использование дает возможность быстро решать важные производственные вопросы.


Бывает ли такое, что работу сотрудников цеха эксплуатации останавливают погодные условия?

Нет, разумеется. Как известно, «у природы нет плохой погоды»! Сотрудники цеха выходят на территорию всегда: весной идет посадка цветов и других зеленых насаждений, летом нужно постоянно стричь кусты и косить траву, осенью убирать листья, зимой бороться со снегом и сосульками. Это тяжелый труд!

Но таким ухоженным «Мосфильм» был не всегда. Было время, когда яблоневый сад практически погибал, пруды были обезвожены, газоны заросли сорняками. Сегодня на благоустройство и поддержание территории в достойном виде выделяются большие средства. Несмотря на то, что Киноконцерн - государственное предприятие, бюджетного финансирования у нас нет.

Пользуясь случаем, приглашаю всех в гости на экскурсию по киностудии. Я уверен, что вам у нас обязательно понравится. Вы сможете познакомиться с историей и повседневной работой «Мосфильма», увидите уникальные музейные и аниматронические экспозиции, павильоны и декорацию «Старая Москва - Санкт-Петербург» под открытым небом, сможете пройтись по территории студии, сфотографироваться в саду среди цветущих растений, у пруда, многочисленных скульптур и покормить белок, которые давно считают «Мосфильм» своим домом.




Редакция Новостей