Пьеса моцарт и сальери краткое содержание.

Жанр трагедии не был свойствен русской драматургии, но Пушкин решил воскресить его, создав цикл небольших пьес с трагическим уклоном. Моцарт и Сальери – вторая пьеса, сжатая по размеру и в то же время наполненная психологическим пониманием человеческих характеров. Пьеса состоит из двух сцен.

Первая сцена начинается в комнате, где живет Сальери. Он один в комнате. Сцена начинается его монологом. Сальери любит музыку и с детства он заслушивался величественными звуками церковного органа. Добросовестно изучал гармонию, тайны музыкальных созвучий, учится играть. Все свое время он посвящал музыке, отказавшись от юношеских забав. Науки, не имевшие отношения к музыкальной грамоте, его не интересовали.

Антонио Сальери стал оперным композитором. Своим наставником он в монологе назвал известного в Вене оперного композитора Кристофа Глюка.

Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним…

Сальери добился в своей жизни немалого. Он был придворным композитором. И по сюжету Пушкина завидовал Моцарту – человеку, которому талант был дан свыше. Сальери кажется, что Моцарту все дается легко и шутя.

Вот он вошел в комнату. Моцарт рассказал о том, что когда шел к Сальери, он увидел слепого музыканта. Его игра на старенькой скрипке развеселила композитора. Он просит старика сыграть «из Моцарта нам что-нибудь». Слепой музыкант, конечно, не мог видеть, что перед ним два великих композитора, и начал играть арию из «Дон Жуана». Моцарт весело смеется. А Сальери не в состоянии понять своего приятеля, как можно веселиться, когда твое творение так бессовестно искажают. Сальери говорит:

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.

Моцарт дает старику деньги и выпроваживает его. Он принес Сальери ноты своего нового произведения. Но перед этим говорит:

Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня - немного помоложе;
Влюбленного - не слишком, а слегка -
С красоткой, или с другом - хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…
Ну, слушай же.

Музыка приводит Сальери в восторг, но восторг, смешанный с удушающей завистью. Сальери понимает, что никогда не напишет такой музыки, что Моцарт, этот «гуляка праздный», всегда будет лучше его, выше его. Он не понимает, как можно, имея партитуру столь божественного музыкального произведения, слушать какого-то слепого скрипача, который к тому же бессовестно фальшивит.

Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Моцарт

Что ж, хорошо?

Сальери

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Моцарт признается, что голоден и предлагает Сальери отобедать в трактире «Золотого Льва». И тут Сальери решается использовать яд, который 18 лет хранил у себя на всякий случай. В жизни были ситуации, когда люди причиняли душевную боль, и было велико искушение пустить этот яд в ход. Но он сдерживал свои эмоции и страсти. Теперь он не в силах совладать с собой. Ему кажется, что убив гения, он спасет мир музыки.

Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.

Вторая сцена происходит в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его Реквием. Однажды к нему пришел человек в черном одеянии, и заказал Реквием. Прошло уже недели три, а – заказчик более не приходил, не интересовался тем, как идет работа, хотя произведение почти закончено. Но у Моцарта постоянно возникает странное чувство, будто этот «человек в черном» ходит за ним повсюду. Вот и сейчас Моцарту казалось, что этот человек «сидел вместе с ними за столом». Приятели вспоминают известного французского драматурга Пьера Бомарше, который советовал:

Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Моцарт спросил у Сальери: а правда ли что Бомарше кого-то отравил? И тут же ответил самому себе:

Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство -
Две вещи несовместные.

В этот момент Сальери бросает яд в бокал Моцарта. Моцарт выпивает шампанское и садится за пианино, играет Реквием. Сальери чувствует облегчение, словно он исполнил некий долг, он плачет, слушая заупокойную мессу в трактире, но одна мысль все-таки тревожит его душу:

Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

Таково краткое содержание трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», но право же лучше прочесть ! Тем более, что она невелика.

Но кстати: следует отметить, что, к великому сожалению, вслед за венскими современниками Пушкин оболгал Сальери — тот точно не был причастен к смерти великого Моцарта.

Одно из произведений «Маленьких трагедий» Пушкина «Моцарт и Сальери» известно всему миру. Первые наброски этой пьесы были сделаны поэтом в 1826 году, когда он находился в своём имении в Михайловском. Но полностью написана она была лишь только в 1830 году, а уже на следующий год была опубликована в одном из альманахов. Пушкин создал своё произведение, используя одну из версий смерти Моцарта.

Исследователи пушкинского творчества утверждают, что первые наброски «маленькой трагедии» были сделаны в Михайловском. Хотя замысел её написания был рождён намного раньше.

К сожалению, рукописи пьесы не сохранились, поэтому судить о том, насколько известный поэт продвинулся в работе над произведением в Михайловском сложно. Но в дневнике М. Погодина была сделана запись о том, что Пушкин работает над новой пьесой.

Кстати, сохранился список произведений, которые Пушкин составил для написания .

Так, в перечне было названо не только известное произведение, но ещё и перечислены следующие пьесы:

  • «Скупой»;
  • «Ромул и Рем»;
  • «Дон Жуан»;
  • «Павел Первый»
  • «Влюбленный бес»;
  • «Димитрий и Марина»;
  • «Иисус»;
  • «Беральд Савойский».

Но уже по возвращении в Москву Александр Сергеевич сообщил своему другу Плетнёву, что привёз с собой несколько драматических произведений. Известно, что все они вошли в известный цикл:

  • «Скупой рыцарь»;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Каменный гость»;
  • «Пир во время чумы».

Исследователь пушкинского творчества М. Алексеев считает, что все произведения, которые вошли в цикл «Маленькие трагедии», «опальный поэт» сначала хотел опубликовать анонимно, опасаясь критики Ф. Булгарина. А также исследователи, найдя среди пушкинских рукописей обложку с названием «Зависть», предположили, что это был один из вариантов, которые рассматривал поэт.

Художественные особенности

Художественными особенностями пьесы являются:

  • Пятистопный шекспировский ямб. Пьеса написана белым пятистопным ямбом, которым написаны все шекспировские произведения. Но у Пушкина он более непринуждённый и уже разнообразный.
  • Строгость и стройность, как во французском классицизме.
  • Единство слога, времени и действия.

Замысел пьесы

Для создания своего произведения Александр Пушкин использовал несколько источников . Исследователи его творчества считают, что это могут быть следующие источники:

  • Слухи о Сальери.
  • «Культ Моцарта».
  • Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера.
  • «Драматические сцены» Барри Корнуола.
  • Легенда о Микеланджело: гений и злодейство.

Данных о том, как складывался замысел его драматического произведения, к сожалению, нет никаких. Но среди его бумаг были ссылки на «некоторые немецкие журналы».

Известно, что в 1824 году в Вене начал распространяться слух о том, будто Антонио Сальери сознался в убийстве великого композитора. После преступления прошло уже 30 лет, а сам придворный капельмейстер и известный композитор находился длительное время в психиатрической больнице. Это было напечатано во многих немецких газетах и журналах. Некоторые журналы с этим слухом оказались и у Пушкина. Кстати, эта версия уже тогда, в 1834 году, была опровергнута.

В России начала XIX века возник «Культ Моцарта» . Одним из главных служителей этому культу стал Улыбышев, который был известен как музыкальный критик. Он считал, что больше нет гениев, кроме Моцарта. Поэтому упоминание о гениальном зарубежном композиторе было популярным в литературе.

Когда Александр Пушкин начал свою работу над пьесой, многие были уже знакомы с подробной биографией предполагаемого убийцы гения. Самую подробную и реальную биографию этого известного композитора написал Игнац фон Мозел, который издал её в 1827 году. Сам композитор умер в 1825 году, поэтому статьи о нём, написанные после смерти, попали и в русские печатные издания.

В 1826 году в одном из российских журналов был опубликован отрывок из книги, в которой как раз рассказывалось о примечательной и интересной жизни одного из художников. Это так заинтересовало читателей, что вскоре книги была переведена на русский язык и полностью напечатана. Письма самого Иосифа Берглингера стали источником вдохновения для Пушкина . Считается, что первый монолог главного пушкинского героя с ними очень похож. Краткий пересказ «Моцарт и Сальери» представлен в этой статье.

По мнению Дмитрия Благого, для Пушкина значительным толчком стали и «Драматические сцены» английского поэта Берри Корнуола, которые Александр Сергеевич читал в Болдине. Со временем Корнуола стал любимым писателем «опального поэта».

Известно, что Пушкин свой цикл «Маленькие трагедии» задумывал первоначально назвать «Драматическими сценами». Об этом он несколько раз упоминает в письмах к своим друзьям. По конструкции пушкинские драмы очень похожи на те произведениями, которые писал Корнуола. Есть между пьесами английского поэта и Пушкина и текстуальные совпадения.

Пушкин, безусловно, был знаком и с легендой о Микеланджело. О нём он упоминает и в своей «маленькой трагедии», где в последнем монологе Сальери, пытаясь оправдать свой поступок, вспоминает о гении, который совершил преступление во имя искусства .

Действующие лица

В «маленькой трагедии» Александра Пушкина действующих лиц мало:

  • Моцарт.
  • Сальери.
  • Старик со скрипкой.

Литературные критики отмечали, что в пьесе Пушкина герои сильно отличались от оригинало в. Известно, что образ Моцарта «опальному» поэту не нужно было сочинять, так как он уже существовал в романтической литературе того времени. Так, Александр Сергеевич и в своём литературном сочинении воплотил основные черты, характерные для этого образа:

  • Светлый гений.
  • Безмятежный.
  • Безоблачный.
  • Безразличный к мирской суете, к положению в обществе и успеху.
  • Одарённый и без мук творчества.
  • Не сознающий своего величия.

Безусловно, это был романтический образ известного композитора, а оригинал был совсем другим. Но ещё меньше похож на исторический прототип Сальери, которого создал Александр Пушкин. Так, в сюжете пушкинского произведения перед читателем предстаёт образ музыканта, идущего трудной дорогой к признанию. Упорный труд и отказ от всего в этой жизни, по мнению Александра Сергеевича, помогает ему добиваться своих целей. В реальности Сальери быстро и легко завоевал успех во многих странах. Исторические данные показывают, что гениальный композитор учился у Сальери, хотя их музыкальные пути были совершенно разными.

Действие происходит в комнате. Первый монолог Сальери, который рассуждает о том, существует ли правда на земле. И для него уже давно ясно, что нигде не существует правды. Герой говорит о том, что он уже родился, любя искусство. И даже церковная музыка вызывала у него невольные и сладкие грёзы. О себе рассказывает, что ему никогда не были интересны детские забавы и другие науки, которые не были связаны с музыкой. Одна лишь музыка занимала его сердце.

Но и первые музыкальные шаги давались ему нелегко . Он стал изучать музыку, а уж только потом он смог творить. Но тогда он ещё не думал о славе. И его музыкальные творения рождались в тишине. Иногда герой не ел и не спал несколько дней и ночей. А потом он свой труд сжигал и безразличным взглядом следил за огнём, который стирал его муки с земли.

И вот однажды слава и успех улыбнулись Сальери . И, видя, как его музыка находит отклик в сердцах людей, композитор был счастлив. Приносили ему радость не только собственный успех, труд и слава, но и успехи его друзей и коллег. Музыкант никогда не думал о зависти, зато он был гордым. И вот теперь он сам называет себя «завистником».

В этот момент в комнату заходит Моцарт и между ними возникает беседа. Он весёлый и радостный, хотел немного пошутить над своим другом. Он рассказывает Сальери о том, что, идя к нему, он вдруг услышал, как играет слепой скрипач в трактире. Он решил привести этого скрипача с собой. Вскоре в комнату заходит и слепой музыкант, который желает сыграть для них музыку Моцарта. Слепой старик играет с ошибками, не зная, что перед ним сам великий композитор.

Музыка слепого музыканта вызывает у Моцарта лишь только смех, а вот Сальери злится и прогоняет старика . Великий композитор, видя злость Сальери, желает уйти. Но того интересует, что ему принёс добродушный друг. Гений рассказывает другу, что ему ночью не спалось, и вот он написал три новые мелодии, которые он хотел сыграть для Сальери, чтобы услышать его мнение.

Моцарт садится за фортепиано, а Сальери в кресло. Услышав мелодию, Сальери находится в восхищении и называет Моцарта «богом» . А «бог» просто говорит о том, что он голоден и тут Сальери предлагает пообедать вместе в «трактире Золотого Льва». Тут Моцарт, согласившись на обед, уходит домой, чтобы предупредить жену о том, что он не будет сегодня дома обедать.

Сальери, оставшись наедине со своими мыслями, произносит монолог о том, что великого музыканта Моцарта он должен остановить . Для этой участи, как он считает, его избрала сама Судьба. И если он этого не сделает, то погибнут все музыканты, так как они никогда не узнают, что такое успех и слава.

Сальери считает, будто Моцарт больше ничего не сможет принести музыке, что тот не сможет поднять искусство. И пользы в нынешней славы нет большой, так как после его смерти не будет наследника, и никто уже не сможет больше так сочинять. Поэтому чем раньше он умрёт, тем лучше для музыки и остальных музыкантов.

Сальери достаёт яд, подаренный ему много лет назад Изорой. Некогда он желал отравить им своего врага, потом думал умереть сам, и хотя он не трус, но так задуманного выполнить и не смог. Но теперь этот яд ему приходился.

Моцарт и Сальери сидят в трактире. Моцарт чем-то расстроен, задумчив. Это замечает и Сальери, который пытается узнать причину грусти своего друга. Тот признаётся другу, что сочиняет уже три недели «Реквием». Это заявление вызывает у Сальери не только удивление, но и зависть . А Моцарт рассказываем ему о том, как он стал сочинять «Реквием».

Это все началось три недели назад, когда Моцарт поздно вернулся домой. Ему сказали, что кто-то заходил за ним, но никто не знал, кто это был. О незнакомце Моцарт думал всю ночь, но он до сих пор не знает, кто это. Этот незнакомец пришёл и на следующий день, но великого композитора он опять не застал дома. Зашёл он и на третий день, застав Моцарта, играющего на полу со своим сыном. Незнакомец был одет во все чёрное. Он учтиво поклонился и заказал Моцарту для написания «Реквием».

С той же минуты композитор стал писать, но этот чёрный человек больше к нему не приходил. «Реквием» уже готов, но Моцарту жалко с ним расставаться. Но с тех пор Моцарту стало казаться, что этот чёрный человек повсюду следует за ним. Вот и сейчас Моцарт чувствовал его присутствие за этим столиком в трактире.

Но Сальери поспешил успокоить друга, вспомнив слова Бомарше. Моцарт сразу же поинтересовался о том, насколько правдивы слухи о том, что Бомарше кого-то отравил. Но сам же сказал, что это неправда, так как Бомарше - это гений, а «гений и злодейство» несовместимы .

Но Сальери так не считал и, разговаривая с Моцартом, успел бросить яд в его стакан. И тут же он предложил другу выпить. Моцарт идёт к фортепиано, чтобы сыграть для Сальери свой «Реквием». Моцарт удивлён тем, что его друг вдруг начал плакать.

На вопрос о том, почему Сальери плачет, тот отвечает, что ему и приятно, и больно. Но свой тяжкий долг он выполнил . Он просит Моцарта играть, но тот, сославшись, что хочет спать и плохо себя чувствует, уходит. Сальери, оставшись один, задумывается о фразе Моцарта о том, что гений и злодейство - несовместные вещи. Но тогда Сальери не гений? Сальери вспоминает истории убийц, чтобы как-то оправдать свой поступок.

Анализ «маленькой трагедии»

В своём произведении «Моцарт и Сальери» Александр Пушкин неравномерно изображает героев. Так, Моцарт - это второстепенный герой, который необходим для раскрытия и понимая образа Сальери . Два персонажа пьесы противоположны, хотя они относятся к одному миру искусства. Но даже музыку они воспринимают по-разному. Сальери мечтает писать музыку для того, чтобы прославиться. Он одинок и далёк от общества. Из-за того, что он замкнут, гнев постепенно созревает в нём. Сальери считает, что Моцарт недостоин иметь дар, и поэтому ему придётся исправлять эту ошибку.

Совсем иным выглядит пушкинский Моцарт, труд которого тяжёл, а судьба постоянно испытывает его. Но это совершенно не мешает ему сочинять музыку, которая идёт от души. Он совсем не думает о славе. Его даже не пугает смерть, которую он предчувствует. Для него музыка - это, прежде всего, гармония, счастье и спокойствие. Сальери убивает гения и, теряя все награды, как композитор, он превращается в злодея и убийцу .

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, “перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху”. Умертвив звуки, он разъял музыку, “поверил алгеброй гармонию”. Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рожденные в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашел в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался “трудами и успехами друзей”. Сальери считает, что никто не вправе был назвать его “завистником презренным”. Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а “гуляке праздному”, тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а “озаряет голову безумца”. Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнес его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери “нежданной шуткой угостить”. Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привел с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из “Дон-Жуана”. Моцарт весело хохочет, но Сальери серьезен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт дает ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отговаривается, считая свое новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущенный Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире “Золотого Льва”. Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падет опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт – угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достает яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не дает покоя мысль об этом человеке, который был в черном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это – ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от черных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения “Женитьбы Фигаро”. Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон “для ремесла такого”, а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, “а гений и злодейство две веши несовместные”. Моцарт убежден, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принес жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка “тупой, бессмысленной толпы”.

Вариант 2

В комнате одиноко сидит композитор Сальери. Он ругает судьбу, что так несправедливо с ним обошлась. Вспоминая детство, он говорит, что плакал невольно при звуках мелодии органной музыки. Вместо детских игр, он постигал изучению звучания тонкой музыки, переступая первые трудности и ранние невзгоды. Потом он овладел ремеслом музыканта, где руки его послушно передавали мелодию той музыки, которую он чувствовал. Были такие дни, когда он рвал в клочья свои плоды многодневных трудов, обнаружив их пустыми. Слава улыбнулась ему тогда, когда он нашел отклик в сердцах людей на свои созвучия. Сальери наслаждался успехами и трудами своих друзей так, что никто не имел права назвать его завистником, да еще презренным.

В душе Сальери завидует Моцарту тем, что судьба, дающая священный дар, дает гуляке праздному, озаряя тем самым голову безумца. Сальери просит Моцарта сыграть вещь, которую он принес, а потом говорит, что его сочинение необыкновенно по глубине и смелости. Называет Моцарта Богом, который не знает о своей божественности. Моцарт в глазах Сальери подобен Херувиму, залетевшему в неизведанный мир, чтобы возбудить в людях желание, но лучше будет, если Моцарт улетит. Сальери достает яд, завещанный ему Изорой, которым он ни разу не воспользовался. Хотя жизнь не раз казалась ему невыносимой. Теперь настал момент, когда дар любви должен перейти в чашу дружбы.

В одной из комнат трактира, где стоит фортепьяно, находятся Сальери и Моцарт. Моцарт говорит, что его тревожит произведение, которое он сочиняет давно и по заказу незнакомца, который следует повсюду за ним. Сальери успокаивает и советует Моцарту избавиться от мыслей, с помощью чтения” Женитьбы Фигаро. Моцарт знает, что Бормаше был другом Сальери, и был гений, как Моцарт и Сальери, а гений и злодейство-это две вещи несовместимые. Незаметно Сальери бросает в стакан Моцарта яд. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и их союз.

Моцарт играет для Сальери, а тот слушает музыку и плачет, но это слезы не раскаяния, а слезы исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, Read More ......
  2. Моцарт Характеристика литературного героя МОЦАРТ – центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” (1830). Пушкинский М. столь же далек от реального Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), сколь и весь сюжет трагедии, основанный на легенде (ныне опровергнутой), будто Моцарт был Read More ......
  3. Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: “Скупой рыцарь”, “Каменный гость”, Пир во время чумы”, “Моцарт и Сальери”. Слово “маленькие” указывает на сокращенный объем – 3 сцены. Действие трагедии начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации Read More ......
  4. “Маленькие трагедии” посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью (“Скупой рыцарь”), завистью (“Моцарт и Сальери”), чувственностью (“Каменный гость”). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры. Именно потому внутренний конфликт каждого из них окрашен ПОДЛИННЫМ Read More ......
  5. Постоянные обращения к А. С. Пушкину – одна из важнейших особенностей всего творчества Ф. М. Достоевского. “Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему”, – признавался Достоевский. Он был первым, кто по-настоящему глубоко понял творчество Пушкина, проник Read More ......
  6. 1. Ценность нравственных правил. 2. Кристальная чистота музыки. 3. Гений и злодейство. …своеобразен гений. И собственным величием велик. Е. А. Баратынский “Маленькие трагедии” – один из интереснейших периодов творчества А. С. Пушкина. Они создавались в Болдино, осенью 1830 года. Писатель Read More ......
  7. Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791) удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с Read More ......
  8. Истинным чудом XVIII века стал Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился 27 января 1756 года. Отец его, Леопольд Моцарт, был музыкантом, что, несомненно, помогло Вольфгангу сделать свой выбор в пользу музыки. Учиться музыке юный Моцарт начал в три года. К шести Read More ......
Краткое содержание Моцарт и Сальери Пушкин

«Моцарт и Сальери» – вторая из четырёх «Маленьких трагедий » А. С. Пушкина . (Три остальных – «Скупой рыцарь », «Каменный гость », «Пир во время чумы ».) На нашем сайте вы можете прочитать и анализ этой драмы.

Пушкин «Моцарт и Сальери», сцена 1 – краткое содержание

Композитор Сальери размышляет в своей комнате о прожитой жизни. (См. Монолог Сальери .) Он вспоминает, как в юности начал заниматься музыкой, ставя на первое место, не талант, а трудолюбие. Искусство было для него сродни ремеслу . Сухой, лишённый вдохновения Сальери познавал гармонию как науку, «поверял её алгеброй». «Умертвив звуки», он музыку «разъял, как труп». Лишь через много лет упорных усилий Сальери «в искусстве безграничном достигнул степени высокой», обрёл поклонников и славу. Но вскоре его затмил молодой Моцарт , беспечный гуляка, который добился большего без всякого труда – благодаря своему несравненному гению. В душе Сальери возникла мучительная зависть к таланту Моцарта, хотя тот и стал его другом.

В комнату Сальери как раз входит весёлый Моцарт, ведя с собой слепого скрипача. Он встретил этого уличного музыканта у трактира, где тот, отчаянно фальшивя, пытался играть арию из его оперы. Моцарт просит, чтобы слепец повторил её перед Сальери, и от души хохочет во время его исполнения. Но серьёзного и чопорного Сальери плохая игра скрипача не забавляет, а возмущает. Ему «не смешно, когда маляр негодный пачкает мадонну Рафаэля».

Слепец уходит, получив от Моцарта деньги на выпивку. Моцарт садится за фортепиано и играет свою новую пьесу. Сальери восхищает её смелость и стройность. Зависть разгорается в нём ещё неотступнее.

Сальери приглашает Моцарта вместе отобедать в трактире. Снедаемый желчной тоской, он решает отравить Моцарта, который чересчур затмил всех других музыкантов. Сальери давно носит с собой яд, предсмертный дар жены. Сегодня этот заветный дар любви должен перейти в чашу дружбы.

Моцарт и Сальери. Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. С. Пушкина, 1884

Пушкин «Моцарт и Сальери», сцена 2 – краткое содержание

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт с грустным видом рассказывает о недавнем странном происшествии. К нему в дом явился некий одетый в чёрное человек и заказал сочинить заупокойный гимн – реквием. Моцарт горячо взялся за работу. Реквием получился прекрасным. Но черный человек так и не вернулся забрать заказ. Моцарта теперь томит предчувствие, будто это судьба возвестила ему скорую кончину и повелела сложить реквием самому себе.

Сальери неискренне успокаивает друга, советует ему перечитать для веселья забавную пьесу Бомарше о Фигаро. Моцарт рассеянно интересуется: правда ли, что Бомарше кого-то отравил? Впрочем, сам он не верит это, полагая: Бомарше – гений, а «гений и злодейство – две вещи несовместные».

Действие происходит в доме известного композитора Сальери. Хозяин рассказывает о том, как еще ребенком полюбил музыку, услышав в церкви орган. Он отверг все науки и детские забавы, посвятил себя искусству. Сальери в совершенстве освоил технику игры на музыкальных инструментах, досконально изучил теорию. Только овладев всеми тайнами и приемами, Сальери начал сочинять сам. Первые произведения он безжалостно сжигал. Наконец, после долгих трудов, композитор добился признания.

Сальери уверен, что никогда не унижался до зависти. Но сейчас в среде композиторов появился не просто талант, а гений. Несправедливо, когда подобные высоты даются не за многолетние труды, не за любовь и самоотречение, а при рождении. Так повезло пустому и праздному гуляке – Моцарту.

В это время входит сам Моцарт. Он считает Сальери другом, поэтому принес ему новое сочинение. По дороге возле трактира Моцарт увидел слепого скрипача, который играл его произведения. Уличный музыкант сильно фальшивил, что Моцарту показалось забавным. Он привел скрипача с собой и предлагает Сальери послушать его.

Входит слепой старик и начинает играть. Моцарт смеется. Сальери возмущен, что скрипач «коверкает» гениальную музыку. Он прогоняет старика. Моцарт расплачивается со скрипачом, а затем садится за рояль. Ночью его посетили несколько мелодий. Одну из них он и представляет на суд Сальери. Хозяин дома потрясен: как можно, написав столь гениальную музыку, слушать фальшивую игру слепого скрипача. Сальери упрекает Моцарта в том, что тот не знает себе цену, называет его Богом. Гость весело сообщает, что «божество» проголодалось. Сальери приглашает друга отобедать с ним в трактире. Моцарт соглашается, но уходит, чтобы предупредить жену.

Сальери рассуждает о том, что он должен остановить Моцарта, чтобы на его фоне другие композиторы не выглядели так жалко. Великий талант бесполезен, ведь ни один человек не сможет подняться до него, как бы ни старался. Моцарт, словно ангел, случайно залетевший к смертным с небесной вышины. Ему пора вернуться в свой рай.

Сальери говорит о яде – последнем даре его возлюбленной. Много раз он испытывал искушение воспользоваться им, мечтая прервать свою жизнь, но уже восемнадцать лет продолжает носить с собой. Сальери все надеялся, что придет время, когда этот яд будет нужнее. И, похоже, этот день настал. Сегодня последний дар любви перейдет в чашу дружбы.

Сцена II

Моцарт и Сальери обедают в трактире, где есть фортепиано. Моцарт пришел мрачный и рассказывает Сальери, что его тревожит Requiem. Три недели назад к нему заходил человек в черном, но не застал дома. На второй день странный посетитель снова приходил и снова не застал хозяина. И только на третий день он пришел в дом, когда композитор играл с сыном. «Черный человек» заказал Requiem и тут же исчез. Произведение готово, но заказчик с тех пор не появляется.

«Черный человек» не дает Моцарту ни минуты покоя. Он как бы преследует композитора. Кажется, что все время за ним наблюдает. Вот и сейчас он сидит третьим за их столом в трактире. Сальери пытается вернуть другу хорошее настроение. Он рассказывает о Бомарше, который советовал во время приступа хандры выпить шампанского или перечитать его «Женитьбу Фигаро».

Моцарт интересуется, правда ли, что Бомарше кого-то отравил? Сальери считает, что для этого он был слишком несерьезным человеком. Моцарт произносит ключевую фразу трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». В этот момент Сальери незаметно бросает яд в стакан.

Моцарт провозглашает тост за братский союз и выпивает отравленное вино. Он идет к фортепиано, играет Requiem. Потрясенный Сальери плачет. Моцарт замечает это и спрашивает о причине такой реакции. Преступник отвечает, что испытал настоящее облегчение, словно совершил тяжкий долг. Моцарт чувствует себя неважно и торопится домой, чтобы отоспаться. Он прощается с Сальери.

Убийца остается один и в смятении повторяет слова о гении и злодействе. Он – не гений? Завистник не хочет верить в правоту отравленного друга. Он в ужасе вспоминает об убийстве, которое приписывают Микеланджело. Была ли это правда?

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина