Папины рассказы "сельский умелец". История развития ремесел

Этот сказочный терем восхищает и вызывает полный восторг. Более 50 лет мастер-самоучка создавал и приукрашал свое творение. И построил Дом на радость всем добрым людям.А теперь его жене Лидии Харитоновне предлагают очень большие деньги за это чудо строительства, но та, конечно же, отказывается продавать архитектурное великолепие своего мужа.

В 1999 году творение уральского Мастера было признано самым красивым домом в России в конкурсе самодеятельного деревянного зодчества. В этом сказочном тереме столько всего, что просто разум зашкаливает от увиденного. Кони, птицы, цветы, пионеры, жених с невестой, всадники, богатыри, дети с транспарантами “Пусть всегда будет солнце”….

А закончил мастер свое творение аккурат к юбилею Октябрьской революции о чем свидетельствует надпись. Очевидно поэтому здесь так много советских символов. Даже герб Советского Союза, профиль Ильича, красные звезды и на самом верху – взмывающая в космос ракета.

Ну, и цифра 50 на коньке дома. И много разных фраз: песенных строк, например: “Летите, голуби, летите, для вас нигде преграды нет” и советских лозунгов, например: “Народам мира наш привет”. Все украшения сделаны из металла и дерева.

Все кто знал Мастера, вспоминают, что душа у него была точно такая, как этот построенный его руками дом. Он был человеком добрейшей души, которую и раскрыл в творчестве. Жена Сергея Ивановича Лидия Харитоновна дом никогда не запирает. Вместо замка в двери и воротах есть специальная железная кнопка: нажмешь и откроется.

Про Сергея Ивановича говорят, что у него никогда не было свободного времени, и в праздники и в выходные он занимался своим любимым делом. Дом конечно требует постоянного ухода и реставрации. Все эти многочисленные украшения надо подкрашивать. Хорошо, что есть люди, которые делают это. В 2014 году в Екб выпустили красочный альбом “Домик в Кунаре”.

В Доме потрясающее ощущение, здесь особая энергетика радости, говорят побывавшие тут. Забывается суета города, стоит лишь присесть на скамейку рядом с домом.

На фото сам мастер Сергей Иванович Кириллов.

Кузнец Сергей Иванович Кириллов умер несколько лет назад. Но лично знавшие мастера люди, уверены, что его душа была такой же позитивной и радостной, как и этот дом. После смерти мастера продолжает жить в доме его вдова Лидия Харитоновна, которой уже более 82-х лет. На сколько хватает сил ухаживает за чудо-домом и охотно показывает его приезжим туристам, число которых растет год от года. Вход в усадьбу она не запирает. В воротах и двери вместо замка есть специальная железная кнопка: нажимаешь – дверь открывается, и любой желающий может зайти во двор. Несмотря на это, еще ни у кого не поднялась рука обокрасть такой дом.

– А где он научился кузнечному ремеслу?

– Да не учился нигде. У него всего 3 класса образования. И в родне у него никого такого мастеровитого не было. В 41-м отец ушел на войну и не вернулся, умерла мать. На Сереже остались младшие сестра и брат. Надо было как-то жить-выживать – пришлось пойти к молотобойцу учеником.

Сергей Кириллов до самой смерти был единственным кузнецом в деревне. Трудился в колхозе, а дома сделал себе собственную мастерскую. Приходил с работы – и сразу в труда. Работал до 12 ночи, утром вставал в 4 утра. Если кто-то из соседей просил что-то сделать – ни в чем не отказывал. А по выходным на свадьбах односельчан на гармони играл.

Вокруг дома Кирилловых дважды бушевал пожар. Дотла сгорели соседние здания. Но чудо-дом остался цел и невредим.

Дом можно сказать стал визитной карточкой Невьянского района. И сюда приезжают люди не только с Урала, других регионов России, но и из-за границы.

Творец этого чуда простой русский человек, народный умелец Сергей Иванович Кириллов сделал не только свою жизнь красивой, но и подарил это чудо всему Уралу а теперь и всей России.

П.С. После смерти кузнеца Кириллова в доме осталась только его вдова, которая была не в состоянии поддерживать в надлежащем состоянии уникальное архитектурное сооружение. В результате краски потускнели, а часть резных фигурок разрушена ветром, снегом и дождем. Привести дом в порядок помогли местные власти.

Пожилая пара из Скандинавии построила дом, который никогда не будет “остывать”

Ежегодный районный смотр-конкурс в номинациях «Усадьба образцового содержания» и «Лучшее благоустроенное предприятие, организация», завершившийся в районе на прошлой неделе, выявил в поселениях новые благоустроенные объекты. Они вошли в маршрут комиссии по подведению итогов наряду с объектами, уже не раз участвовавшими в смотре и не единожды становившимися в нем победителями и призерами.

С каждым годом хорошеют наши сёла,что радует всех нас. Особенно это замечают те, кто не был в нашем районе в течение последних трех-четырех лет. Они сразу же отмечают особый уют улиц, который придают им красивые, благоустроенные усадьбы. Заметила это и комиссия по подведению итогов ежегодного смотра-конкурса. Побывав в Быково, Лебяжьем, Чернаве, Панкратовке, Пятницком, Афанасьево, Измалково, Преображенье, где есть хорошие подвижки в плане благоустройства усадеб, предприятий и организаций, члены комиссии в очередной раз убедились в том, что большинство поселений района интенсивно благоустраиваются, становятся более комфортными и уютными для проживания. Жители перечисленных поселений продемонстрировали, как оригинально можно обустроить свою усадьбу, сельский ландшафт . Это похвально, это радует. Но иные - отрицательные - чувства вызвало уже ставшее традиционным нежелание принимать участие в данном мероприятии глав Ровенского, Домовинского, Васильевского, Пономаревского, Слободского поселений. Заявки в оргкомитет конкурса оттуда не поступают уже несколько лет подряд, что само по себе довольно странно. Наверняка в каждом из поселений нашлись бы достойные претенденты на лидертсво, но главы твердят из года в год: «Благоустроенных объектов нет, показывать нечего…» Однако же когда комиссия завернула по пути в Слободу, то сразу же, почти при въезде, обнаружила усадьбу, которая могла бы на равных соперничать с другими конкурсантами. А вот коллектив школы с. Слобода пока не демонстрирует большого желания сделать пришкольную территорию краше. Взгляду зацепиться не на чем. Да и воспитатели детского сада «Родничок» пока что не слишком заботятся о том, чтобы слободских ребятишек в детском саду встречали море цветов и многочисленные забавные поделки. Но, уверена, у них еще все впереди. Тем не менее, в номинации «Усадьба образцового содержания» Слобода могла бы поучаствовать. Зачем же отнимать у неравнодушных к красоте сельчан шанс на получение вознаграждения за свой творческий труд? Наверняка есть, на что посмотреть также и в Ровенке, и в Домовинах, и в Васильевке, и в Пономарево, но…

Особенно порадовали в этом году жители Лебяженского и Пречистенского поселений. Редко встретишь село, где граждане вот так же дружно, сообща стараются работать над имиджем своей малой родины. Наряду с усадьбами Владимира Марахова, Владимира Бронникова из села Быково, Сергея Кузнецова и Василия Бекетова из села Лебяжье, победившими в сельских конкурсах, замечательно смотрятся и многие другие усадьбы.

Еще один сюрприз ожидал районную комиссию в Поселенческом центре культуры и досуга Лебяженского поселения. Там, где раньше была ничем неприметная территория, разместились скамейки и беседки, на площадке перед очагом культуры нашли постоянную прописку творения рук человеческих - черепахи, улитки, аисты и существа, пока неизвестные науке, но тоже очень симпатичные - на радость местной детворе. Чуть поодаль, через дорогу, расположилась оригинальная композиция с сухим прудом, мостиком через него и огромным, но добрым земноводным, перевоплотившимся из живописно изогнутого бревна. Минус один: на фоне активного труда лебяженских культработников отчетливо проявилось невнимание к своим территориям других работников культуры района, которые в последние годы ограничиваются простым поддержанием порядка на своих территориях, что, в принципе, совсем неплохо, но для участия в смотре недостаточно. А ведь у них, в отличие от воспитателей детсадов, летом гораздо больше свободного времени, тем не менее, именно детские сады смотрятся на сегодняшний день наиболее ярко и интересно. Очень трудно было выбрать лучшее дошкольное учреждение для премирования. Педагоги постарались по максимуму усложнить задачу комиссии, сотворив на своих территориях настоящую сказку. Очень удалось это коллективу детского сада «Улыбка» (с. Пятницкое), еще лучше и уютнее в детском саду «Сказка» (д. Денисово) и в «Ручейке» (д. Панкратовка). Взяв во внимание объем и качество проделанной за сезон работы, комиссия отдала предпочтение в номинации «Лучшее благоустроенное предприятие, организация» детсаду «Ручеек» (д. Панкратовка). Второе место по праву занял ПЦКД с. Лебяжье, третье место отдано детсаду «Сказка» (д. Денисово). Труд коллективов-победителей будет поощрен премиями в размере 7, 5 и 3 тысячи рублей, соответственно. В той же номинации были рассмотрены школы, Дома культуры, хлебозавод с. Измалково - возможно, им повезет в следующем году, при условии, что со стороны их руководителей будут приложены к этому соответствующие усилия.

Во второй номинации первое место заняла (уже во второй раз) большая и дружная семья Семеновых-Чечеткиных из Чернавы. Пока никому еще в районе не удалось сотворить столь красивый, гармоничный, просторный уголок живой природы, в котором так легко дышится, а душа искренне радуется за людей, сумевших достичь определенных вершин в ландшафтном дизайне. Молодцы! Второе место заняла усадьба Василия Бекетова (с. Лебяжье). Ее уникальность в необычных поделках из пластика, резины и камня. И все это разместилось в крошечном палисаднике перед домом. Третье место отдано одной из усадеб Преображенского поселения, превращенной в терем умелыми руками своего хозяина - 72-летнего пенсионера Николая Белокопытова. Номинантов-победителей ждут премии в размере 3, 2 и 1,5 тысячи рублей.

Эти люди, благоустраивая свои усадьбы, создавая красоту и уют сельских улиц, дворов, позволяют всем нам надеяться на то, что хорошее начало будет иметь продолжение…

Л. ПЛЕСНЯКОВА.

НА СНИМКАХ: уголок живой природы на усадьбе Семеновых-Чечеткиных в Чернаве; вот такой персонаж поселился на территории детского сада «Ручеек» в д. Панкратовка; первый опыт в благоустройстве территории лебяженских работников культуры оказался удачным.

Николай Георгиевич Лонин

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы. Принято считать, что слово кап происходит от древнеславянского «кап», что значит голова. Кап на дереве своими очертаниями действительно похож на голову человека. Капокорень по качеству и декоративности не уступает стволовому капу, но зато в природе его во много раз больше. Некоторые куски весом доходят до100 кг. Из таких не одну столешницу можно сделать. По рассказам старых мастеров, пластинами из капокорня оклеивали мебель.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необычную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал.

В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота.

Кап нередко сочетался с другими материалами - чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Признанным центром обработки березового капа считается Вятская губерния. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.

Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигородского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.

В Верее с капом работаЛ самодеятельный мастер Николай Георгиевич Лонин.

Его изделия поражают своей фантазией и тщательностью обработки, когда поверхность среза капа становится похожей на перламутр. Он может долго рассказывать о своих изделиях, технологии подготовки дерева.

На срезе текстурный рисунок капа - это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Вот, например, на одном срезе четко просматривается силуэт дикого кабана.

Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Впервые Лонин выставил свои изделия для горожан на празднике «Иван Купала», проводимом в Верее в июне 2007 года, а на выставке в историко-краеведческом музее было представлено уже большое количество его работ.

К сожалению Николай Лонин ушел из жизни, но осталось его неповторимое творчество.

Скучалин Михаил Анатольевич

В 2007 году в Верейском историко-краеведческом музее представил свои работы из дерева Скучалин Михаил Анатольевич. Работает он над художественными изделиями из дерева с 1989 года. На выставке были представлены его работы: столик, блюда из капа, вазы, кашпо, трость, вешалка, подсвечники, лесные скульптуры. Автор работает с деревом, стараясь вступить с ним в диалог, не разрушить текстуру, гармонию форм, прихотливость рисунка. Дерево- соавтор художника.

Николай Петрович Горбунов

Николай Петрович Горбунов жил в деревне Симбухово. Крышу его дома украшают многочисленные навершия, а в доме буквально разбегаются глаза: здесь и резные шкатулки, и лесная скульптура, и резные карнизы. Николай Петрович был увлеченнмй человеком и в свои преклонные годы удивлял односельчан и верейцев своей фантазией.

Ирина Николаевна Коробкова

В Верейском историко-краеведческом музее представлено мозаичное полотно верейской художницы Ирины Коробковой «1812 год». Ирина Коробкова является продолжателем еще одной очень древней традиции - резьбы церковной - изготовление резных икон. В Верее в часовне, что расположена в центре города на площади Советской, находится редчайшая икона XVI века - Параскевы - Пятницы. Старинная икона Святой Параскевы, по преданию, чудесным образом приплыла по реке к Успенской церкви в селе Набережная слобода. Затем, когда этот храм был закрыт, икону передали в Ильинскую церковь. Эту редкую икону - скульптурное изображение Святой Параскевы - отреставрировали в наши дни. В Верейском музее находятся еще несколько резных икон, выполненных Ириной Коробковой.

Резные иконы были самыми разными: нательные образки, складни, которые брались с собой на войну или в опасное путешествие; иконы среднего размера предназначались для святых углов или домовых церквей; самые же большие ставились в иконостасы храмов. Работа резчика- миниатюриста требует строгой дисциплины ума и точности движений. Цена ошибки очень велика на любом этапе работы. Одно- единственное непродуманное или ошибочное движение (рука дрогнула) почти наверняка погубит результат всех предыдущих усилий - срезанного не приставишь. Работа над иконой ведется поэтапно: после выполнения прориси «набивается» архитектура - вытесывается форма иконы и обрабатываются плоскости под резьбу, затем опускается фон, на который наносится композиция иконы. Затем фон вокруг фигур опускается вновь - получается изображение в «ковчеге» в соответствии с каноном. Затем режутся фигуры и лики, а после наносится орнамент. Следующий этап - это тщательная шлифовка и полировка иконы. Покрывается икона горячей льняной олифой, пока «берет». Потом икона выстаивается до полимеризации олифы (1,5-2 месяца) и затем полируется, уже окончательно. Процесс резьбы занимает от одного до четырех месяцев.

Вячеслав Андрианович Силантьев

Родился 16 февраля 1929 года в селе Осетрово Орехово-Зуевского района Московской области. В 1954 году окончил МВТУ им. Баумана. Специальность- машиностроение.

В 1964 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), факультет промышленного искусства. В 1982 году - Академию народного хозяйства СССР.

Трудовую деятельность начал чертежником-конструктором в 1946 году. Затем работал конструктором, экспертом, главным специалистом, руководителем и главным конструктором в различных организациях (бюро), в 1972-1988 годы - заместитель руководителя советской делегации в секции СЭВ по целлюлозно-бумажной промышленности, с 1988-1991 годы заместитель генерального директора ВО «Экспортлес».

Автор четырех изобретений: вездеход-амфибия, клеебумажные оболочки для фортификационных сооружений, машина для печати обоев, устройство для упаковки КИП и 22 печатных работы, изданных в СССР, ЮНИДО ООН, Секретариате СЭВ, Венгрии, Лаосе и других странах мира.

В период 1956-2001 годов был в 63 командировках в 18 странах (Бельгия, Куба, Лаос, Габон и других странах).

Награжден орденом «Дружба народов», малой серебряной медалью ВДНХ, бронзовым, серебряным и золотым почетными знаками Общества германо-советской дружбы, почетным знаком Финляндии.

В Верею переехал несколько лет назад. Его живописные работы посвящены Верее, окрестностям города. В Верейском музее хранятся веселые матрешки, расписанные В.Силантьевым. Еще одно увлечение Вячеслава Андриановича - роспись печей. В 2007 году русской матрешке исполняется 110 лет.

Первая матрешка родилась в Москве в мастерской-магазине Анатолия Ивановича Мамонтова - брата известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. После выставки японского искусства в Санкт-Петербурге в декабре 1896 года в мастерской появилась игрушка с острова Хонсю, которая представляла собой фигурку лысого старика-мудреца Фукуруму с вытянутой вверх головой. Внутри фигурки находилась еще одна, не отличающаяся от первой ничем, кроме размера, а в ней еще и еще. Игрушка заинтересовала художника Малютина, и он нарисовал эскиз изделия. Выточить заготовку новой игрушки поручили токарю Звездочкину, работавшему в мастерской «Детское воспитание». И вот из-под резца мастера выходят 8 заготовок, вкладывающихся одна в другую. Первая разборная игрушка представляла собой девочку в русском сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, потом девочка и опять мальчик и т.д. Все восемь фигурок отличались росписью, самая маленькая к тому же изображала спеленатого младенца. Игрушка получила имя Матрена (в просторечии Матрешка), что в переводе с латыни означает «мать».

Матрешки были дорогими игрушками и пользовались большим спросом.

Вскоре производство матрешек стало массовым. Матрешка стала самым популярным сувениром. Она украшала международные выставки. В самых разных уголках земного шара, на разных языках слово «матрешка» произносится одинаково.

В Верее изготовлением матрешек занимался Силантьев Вячеслав Андрианович. Переехал он в Верею 10 лет назад, обосновался вместе со своей супругой в Ершовке. Его матрешки удивительно созвучны Верейскому духу, в каждой матрешке есть своя изюминка: вот матрешка несет в дом петуха- оберег от вражьих сил, а вот матрешка с гербом Вереи.

Благодаря таким энтузиастам, как Вячеслав Андрианович, и у нас в Верее возродился этот народный промысел.

Работы В. Силаньтева: иконы, роспись по дереву - переданы в дар Верейскому историко-краеведческому музею. Память об этом мастере хранится в нашем музее.

Наль Александрович Драгунов

В создании Верейского краеведческого музея активное участие принимал Наль Александрович Драгунов. Свое детство и юность он провел в городе Ростове-на-Дону. Эти прожитые годы в дальнейшем повлияли на его творчество: интерес к истории донского казачества ярко отразился в его произведениях. Учился в Ростовском художественном училище. Он всегда рисовал: когда уходил на фронт в 1943 году, в кармане его гимнастерки находился свернутый лист бумаги и карандаш. На войне был ранен, награжден боевыми наградами.После войны возвращается в Москву, поступает на курсы художников-мультипликаторов в киностудии «Союзмультфильм», где работает до 1951 года Именно здесь, на студии, проявляется его талант художника, прекрасного рисовальщика, графика.

Творчество Наля Александровича очень многогранно. Большую часть своей жизни он прожил в селе Симбухово, окрестностях города Вереи, но не прерывал связи с Ростовским книжным издательством. Более полусотни книг для детей проиллюстрировано им («Сказки Тихого Дона», «Чао», «Петушок на крыше», «Сказка о царе Салтане» и т.д.).

На студии «Диафильм» в Москве им было создано более десятка диафильмов.

В 1961 году Н.Драгунов вступает в Союз художников СССР. Свою любовь к окружающему миру он выражал в резьбе по дереву, в каждом найденном им корешке видел образ и воплощал его в жизнь. Вместе со своим другом-художником Б.Н. Крыжевским создал живописные произведения на темы истории Донского казачества, которые находятся в краеведческих музеях городов Ростова-на-Дону,Таганрога, Старочеркасска, Новороссийска.

В середине семидесятых годов прошлого века оформил территорию пионерлагеря «Веселые грачи» серией деревянных скульптур и композиций на темы русских народных сказок. В лесной скульптуре анималистический жанр занимает одно из ведущих мест. Образ художественного произведения подсказывает сама природа. Надо обладать достаточно развитым воображением, чтобы в прихотливых изгибах лесной коряги увидеть упругое туловище хорька или силуэт затаившейся выпи и придать ему выразительную позу, передающую эмоциональное состояние животного.

Гринев Эдуард Николаевич

Родился в 1933 году. Коренной житель г. Вереи, здесь же учился и работал до 1959 года, пока существовал Верейский район. С Вереей связан все годы, а с 1994 года вновь живет в Верее.

Его фотоработы можно часто увидеть на стендах в городе, на выставках в музее, а в 2008 году он принял участие на выставке в «Крокус - Экспо», где был отмечен в числе лучших. Эдуард Гринёв ведет верейскую фотолетопись, присутствуя почти на всех мероприятиях.
У Э.Гринева есть еще одно увлечение - изготовление поделок из корней и веток деревьев. В его руках самые уродливые перекрученые кривые стволы превращаются в прекрасные кашпо, настольные лампы и другие изделия.

Галина Коренева

Галина Коренева родилась 6 июня 1953 года в Верее. Вся жизнь ее связана с этим древним городом Подмосковья. Здесь она окончила среднюю школу, здесь занималась в изостудии Дома пионеров под руководством художника Бориса Ильича Морозова.

Галина исполнила свою мечту, стала художницей, окончив Московский текстильный институт (отделение прикладного искусства), и вернулась в Верею. Здесь она работала художником в Доме культуры и все свободное время посвящала творчеству.

Удивление, ощущение необычности и новизна - первое, что чувствуешь при встрече с её работами. Художественный дар её был разнообразен: живопись маслом и смешанной техникой, графика, картины из семян, декоративные работы из стекла, камней и металла (иконы, шкатулки), изразцы, глиняные игрушки, батик….

Кроме того, много образцов ткани, фактуру которой она мастерски разрабатывала.

Темы для творчества щедро подсказывала сама природа.

Дом, где жила Галина с матерью, Кореневой Зинаидой Тимофеевной, стоит на берегу Протвы. Это место удивительно красиво, во все времена года оно излучает мягкий свет. Здесь началась для Галины новая волна творческого подъема, радость, открытия праздничного в будничном.

Наследие Галины - это и многочисленные папки рисунков (она была блестящим мастером рисунка), графика. Графические работы она выполняла упругими точными штрихами. Любила картины на черном фоне- горение, мерцание свечей.

Художница собрала прекрасную библиотеку, художественные альбомы. Всю жизнь изучала промыслы и ремесла. Результатом этой внутренней работы стали уникальные шкатулки из камня, стекла и металла. Каждая имеет свой микромир, вызывает сказочные ассоциации. Галина писала стихи. Образы Галины- это часто мечта наяву. В стихах, как и в картинах, передано ощущение поэтического начала жизни.

Все творчество Галины Кореневой противостоит пошлости, приземленности жизни. Работая искренно, полностью сосредоточенно, она имела прекрасную цель: собрать и открыть музей прикладного искусства… Жизнь её оборвалась, когда ей было 39 лет.

В то время в Верее не было еще краеведческого музея. С его открытием в 1996 году люди узнали об уникальной художнице, о её богатом и щедром творчестве.

Образы нежной красоты, утонченной поэзии живут и сегодня.

"Мокрая черемуха" "Одуванчики" "Лилии на Протве"

"Вербы" "Маки" "Подсолнухи"

Здесь приведены лишь некоторые картины, отражающие мягкость, красоту и поэзию подмосковного пейзажа.

Галина Коренева искала новые формы творчества. Вместе с Зинаидой Тимофеевной Кореневой они разработали новую форму прикладного искусства—мозаику из семян.

В Верейском историко-краеведческом музее представлены композиции из семян Галины Кореневные и необычные шкатулки.

"Русский витязь" Икона "Знамение" "Букет в вазе" "Уголок Риги"

Гладко Виктория Андреевна

Руководитель проекта:

Мушникова Людмила

Учреждение:

МБОУ «Новожилкинская СОШ»

В представленном исследовательском проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" рассматривается история возникновения ремесел и наиболее популярные виды ремесел, встречающиеся в селе Новожилкино.

Подробнее о проекте:

В процессе работы над исследовательским проектом по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" ученицей 5 класса была поставлена цель показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино. В учебном проекте изучается история развития различных ремесел.

В исследовательской работе по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" изложены теоретические сведения о появлении ремесла, а также представлена краткая биография талантливейших мастеров-ремесленников, проживающих в селе Новожилкино. Работа о мастерах-умельцах является результатом участия ученика в школьном поисковом объединении "Поиск".

В предложенном проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, проведено анкетирование, на основании которых в работе представлено изложение биографии и творческих работ сельских ремесленников. В проекте показывается значимость сохранения традиций народного творчества для современного поколения людей.

Введение
1. История развития ремесел
2. Мастера-умельцы нашего села
Заключение
Литература
Приложение

Введение


В этом учебном году я посещаю занятия школьного объединения «Поиск » и мне было поручено приготовить экскурсию по теме «Народные ремесла ». Эта работа настолько увлекла меня, что я решила как можно больше узнать по этой теме. Заметив мой интерес к народным ремеслам , руководитель школьного музея Людмила Викторовна Мушникова предложила заняться мне исследовательской работой.

Цель работы: показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

  1. изучить литературу о народных ремеслах в России;
  2. провести социологический опрос по теме и выявить интерес учащихся нашей школы к народным ремёслам;
  3. использовать в своей работе экспонаты и документы экспозиции «Русская изба »;
  4. собрать информацию о мастерах-умельцах нашего села.

Гипотеза – несмотря на то, что народные ремёсла появились очень давно, возможно ли в сегодняшнее время, в век новых технологий, сохранение народных ремёсел?

Объект исследования – жизнь и творчество мастериц нашего села.

Актуальность моей работы «Мастера-умельцы нашего села » заключается в том, что в наш век новых технологий и современного искусства не угасает интерес к народному творчеству, к изделиям талантливых мастеров. Работая над этой темой, я провела диагностику отношения учащихся к народному творчеству и выяснила, что многие учащиеся нашей школы не знают о мастерах-умельцах и их работах.

Методы и приемы, которые использовались в работе : статистический, сравнительно-сопоставительный, социологический опрос.

История развития ремесел

При подготовке работы я изучала и анализировала историческую и краеведческую литературу по теме исследования, знакомилась с периодическими изданиями, проводила опрос школьников, общалась с народными умельцами села.

История развития народных ремесел берёт начало с древних времён, когда человек занимался тяжёлым крестьянским трудом, чтобы выжить. Труд был главным источником жизни, а трудовая деятельность зависела от природы. Поэтому человек пытался понять, как устроен окружающий мир, познать законы природы. Труд на земле формировал отношения человека с природой, делал из него не только землепашца, но и развивал творческие способности.


И природа помогала ему в этом, была неиссякаемым источником вдохновения. После тяжёлых полевых работ наступали минуты отдыха и появлялась возможность насладиться красотою природы. Радость и восхищение, полученные от созерцания природы, хотелось выразить в тех полезных вещах, которые крестьяне создавали для дома.

Потребность в творчестве у человека возникла давно. Все необходимые бытовые предметы ему приходилось изготавливать самому. Вскоре он стал понимать, что вещи должны не только быть необходимы в быту, но и доставлять радость.

Творчество зарождалось в селе не только из материальных потребностей. Создавая свои изделия, человек пытался выразить своё отношение к окружающему миру. У него всё чаще возникало желание украсить свои изделия рисунками. Со временем такие изделия стали пользоваться спросом, их стали продавать на ярмарках, получая дополнительные средства к существованию. Всё это способствовало развитию ремёсел. Постепенно к человеку приходило мастерство. Появились люди, которые создавали вещи лучше других.

Они обладали способностью понимать окружающий мир и затем воплощать свои чувства в создаваемые изделия, удивляя окружающих глубоким пониманием того, что они делают. Чингиз Айтматов писал: «Народный мастер – это человек трудолюбивой души ».

В своих произведениях мастера выражали вечное стремление к той красоте, которой была наполнена природа. В результате кропотливого труда совершенствовалось их мастерство, которое передавалось из поколения в поколение. Настоящий мастер старался оставить свои лучшие работы наследникам. «Для памяти » - говорил он. Имена мастеров мы не знаем, но их работы до сих пор вызывают у нас удивление и восхищение. В народе говорили «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастера ».

Веками мастера отбирали все лучшие работы, отбрасывая ненужное. Их трудом и талантом созданы настоящие произведения искусства, в которых отразилось вечное стремление человека к счастью и красоте. Эти красивые и полезные вещи наполняли жизнь крестьян смыслом и вносили радость и праздничность в их дом. Вначале древние орнаменты на предметах были наделены символическим смыслом и выполняли роль оберега, защищавшего дом и семью от злых духов.

Затем на изделиях стали появляться растения и животные, олицетворяющие силы природы. Народные умельцы использовали в своём творчестве образы, отражающие сюжеты древних преданий. Сказочные птицы и загадочные растения пришли из глубины веков и до сих пор украшают дома и другие предметы быта. Каждый рисунок, каждый штрих имел своё значение. Мастера делали всё, чтобы сделать свою жизнь счастливой и окружить себя теплом и уютом.

Особенно большого труда и умения требовало строительство дома. На протяжении всей истории человечества люди строили для себя дома, служившие им защитой от зноя и холода. В доме всё было подчинено общему с природой порядку: красный угол уподоблялся заре, потолок – небесному своду. Изготовление предметов быта также требовало старания, терпения и хорошего вкуса.

Всё в доме, начиная с прялки, делалось вручную. Прялку мастерил жених невесте, муж –жене, отец – дочери. Хранили эту вещь всю жизнь и передавали как великую ценность по наследству. С помощью прялки вся семья одевалась в тёплые вещи.

В нашем школьном музее есть очень интересная экспозиция «Русская изба » (Приложение I). Здесь представлены различные экспонаты: кружевные столешницы и подзоры, много вышивок и аппликаций, глиняные игрушки, вязаная скатерть, старинный павлово-посадский платок и вышитые полотенца.

Большую роль играли в жизни человека полотенца. Полотенцем украшали красный угол избы, на полотенце принимали родившегося ребенка. Оно было неизменным участником свадебного обряда. Полотенце сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Все предметы этой экспозиции созданы трудом талантливых мастеров, которыми всегда была богата наша страна.